Вложение | Размер |
---|---|
evstratova_polina_prezentaciya_itog.ppt | 1.02 МБ |
issledovatelskaya_rabota_-_evstratova_polina_itog_raspechatat.doc | 121 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г.Саяногорск
Лицей «Эврика»
Исследовательская работа
Тема: «Влияние музыки на организм человека»
Выполнила:
Евстратова Полина, ученица 4 «А» класса
Руководитель:
Лоскутова Ирина Владимировна, учитель начальных классов
г.Саяногорск, пгт.Черёмушки – 2012 г.
Содержание | |
1.Введение……………………………………………………………………. | 3 стр. |
2.Влияние музыки на организм человека ……………………………… | 3 стр. |
2.1.Рок-музыка…………………………………………………………... | 4 стр. |
2.2.Классическая музыка ………………………………………………. | |
3.Экспериментальная часть | |
3.1.Социологический опрос «Ваше отношение к классической и рок-музыке»………………………………………………………………….. | 5 стр. |
3.2.Проведение эксперимента «Влияние классической и рок-музыки на умственные способности учащихся» …………………………………... | 6 стр. |
4.Заключение ……………………………………………………………...... | 6 стр. |
Список литературы …………………………………………………………. | 7 стр. |
Приложения………………………………………………………………….. | 8 стр. |
1.Введение.
Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. У каждого человека есть музыка, которая ему нравится. Кому–то нравится классическая музыка, кому-то рок-музыка или «попса». Вряд ли каждый из нас задумывается над вопросом: «Какое влияние оказывает музыка на организм человека?».
Тема моей исследовательской работы «Влияние музыки на организм человека».
Цель: Изучить, как классическая и рок-музыка влияют на организм человека.
Задачи:
Методы исследования:
Музыка своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуковых сочетаний и колоритов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Её сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может
Интересно то, что насколько различна музыка, которую мы слушаем, настолько различны степень и качество ее влияния на поведение.
2. Влияние музыки на организм человека.
Музыка по-разному влияет на человека. Она может излечивать или, наоборот, приносить вред. Воздействуя в первую очередь на подсознание, музыка может заменить сеанс психотерапии, давая облегчение и восстанавливая душевное равновесие.
Сейчас продаются аудиозаписи, которые воспроизводят шум леса, звуки дождя, морской прибой, пение птиц. Есть музыка, которая имитирует звуки природы или дополняет их. Такие мелодии помогают человеку успокаивать измотанную суетой нервную систему, врачуют психику не хуже таблеток и микстур. Каждый человек может вспомнить момент, когда любимая мелодия исправляла настроение, когда начинавшее болеть сердце под воздействием музыки успокаивалось, а повышенное давление приходило в норму.
Послушайте «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, «Американца в Париже» Джорджа Гершвина или что-нибудь из Моцарта. Японские ученые обнаружили: произведения этих композиторов прекрасно снимают приступ шумовой мигрени, которая нередко разыгрывается после вечеринки.
А знаете ли вы, что, например, «Реквием» Моцарта в период эпидемий использовался для изгнания болезней, а музыка Баха, Генделя, Брамса помогает стать собранными, внутренне очищает психику от всего ложного, наносного.
Музыка Бетховена — от Бога — основные свои произведения он написал, будучи уже глухим...
2.1 Рок – музыка.
Как известно, далеко не каждое музыкальное направление позитивно влияет на организм человека.
Швейцарские ученые доказали, что после рок-концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно. Профессор Раух утверждает, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозгу.
Рок-музыку можно обозначить, как монотонную, мотороподобную музыку, посредством которой слушатели могут впасть в пассивное состояние. Благодаря многократному прослушиванию воспитывается способность к более быстрому отключению и достижению состояния пассивности.
Наше ухо настроено воспринимать обычный звук в 55-60 децибел. Громкий звук составит 70 децибел. Но переходя все пороги нормального восприятия, сильный по интенсивности звук вызывает невероятный слуховой стресс. От такого звукового стресса, из почек (надпочечников) выделяется стрессовый гормон - адреналин. Такой процесс происходит при каждой стрессовой ситуации.
Ниже перечислены возможные результаты воздействия рок-произведений на мозг человека:
1. Агрессивность
2. Ярость
3. Гнев
4. Депрессия
5. Страхи
6. Вынужденные действия
7. Состояние транса различной глубины
8. Склонность к самоубийству
У подростков эта склонность начинает проявляться с 11-12 лет, но при прослушивании рок-музыки, эта особенность подростковой психики провоцируется или намного усиливается в более старшем возрасте.
9. Неспособность чётко принимать решения
10. Непроизвольное движение мышц
11. Музыкальная мания (желание постоянного звучания рок-музыки)
12. Развитие мистических наклонностей
13. Социальная отчуждённость
Это, конечно, вовсе не значит, что человек, страстно любящий рок, обязательно обладает всеми этими качествами, просто к ним у него гораздо большая предрасположенность, и при соответствующем сочетании других факторов, он обязательно будет подвержен этому влиянию. Кстати, рок-музыка, также может менять религиозные представления и ценности (особенно в детстве, когда они еще не полностью сформированы).
2.2 Классическая музыка
«Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира», - утверждали древние мудрецы. Современные исследователи доказали: музыка влияет на растения, животных и людей! В зависимости от частоты звуковых колебаний, уровня громкости, ритма, гармонии, нотного состава это влияние может быть положительным или отрицательным!
В одном музыкальном эксперименте приняли участие студенты. 10 минут они слушали фортепианную музыку Моцарта. Представьте себе, тесты показали повышение у них так называемого «коэффициента интеллектуальности» в среднем на 8-9 единиц. Кстати, произведения талантливого композитора повышали умственные способности у всех участников эксперимента - как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому он не нравится.
Особо интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия нашего века. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных инстpyментов на живые оpганизмы; влияние мyзыки великих гениев человечества; индивидyальное воздействие отдельных произведений композиторов; воздействие на организм человека традиционных наводных направлений в музыке, а также современных направлений.
Известный pyсский хиpypг академик Б.Петpовский использовал мyзыкy во вpемя сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием мyзыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кpовообpащение, yстpаняет pастyщyю усталость и придает физическою бодрость.
Специалисты говорят: "Когда pадyется и смеется музыка, с нею вместе смеется и pадyется человек". Об этом говорил еще Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта»: "Лишь мyзыки сеpебpяные звуки, снимают, как pyкой, мою печаль". Установлено, что лирические напевы Чайковского, мазypки Шопена, рапсодии Листа помогают одолеть тpyдности, превозмочь боль, обвести дyшевнyю стойкость.
3.Экспериментальная часть.
Получив информацию о влиянии музыки на человека, я провела несколько экспериментов.
3.1.Социологический опрос «Ваше отношение к классической и рок-музыке»
Для того чтобы выяснить как учащиеся и учителя Лицея «Эврика» относятся к музыке, мы провели социологический опрос. Анонимно мы задавали всего 5 вопросов:
В опросе приняло участие 20 человек. Результаты показали, что 70% опрошенных предпочитают классическую музыку и только 30 % опрошенных любят слушать рок-музыку.
На вопрос: «Как Вы думаете, правда ли, что музыка влияет на организм человека?», 90% опрошенных ответили – «да», и 10% сказали, что «нет».
На вопрос «Почему?» 14% всех респондентов ответили, что развивается воображение, речь, мышление. 7% считает, что если слушать рок, то «в голове застучит». 21% всех опрошенных считают, что если слушать классическую музыку, то успокаиваешься, мозг освобождается и отдыхает.
Но 90% респондентов считают, что классическая музыка оказывает большое влияние на организм человека.
3.2. Проведение эксперимента «Влияние классической и рок-музыки на умственные способности учащихся». Для эксперимента мы составили три варианта задач на логическое мышление, подобрали музыкальные композиции.
Эксперимент проводили в 3 этапа. Первый раз – контрольный – выполняли 10 заданий на логическое мышление в полной тишине. Второй раз – решали задачи во время проигрывания классической музыки. Мы использовали музыкальную композицию В.А.Моцарта «Полёт печали». Тритий раз – задания выполняли при прослушивании тяжелого рока. Во время решения логических задач ученицы 4 класса «А» прослушивали композицию «Grab the Devil By the Horns And Fuck Him Up the»
Каждый раз контролировали время, которое потребуется для решения задач и количество правильных ответов.
Сравнив полученные результаты мы получили следующие данные:
Быстрее выполнили I часть заданий 9,5% учениц; II часть заданий – 38,5% учениц; III часть заданий – 52 % учениц.
Сравнивая правильность выполнения заданий, мы заметили, что наибольшее количество правильных заданий (65%) выполнено во II части нашего эксперимента, т.е. при прослушивании классической музыки. 28 % правильных ответов получено при решении задач в полной тишине. И только 7 % правильных ответов получено при прослушивании рок-музыки. Также мы увидели, что на выполнение III части заданий затрачено меньше всего времени, т.е. можно сказать о том, что тяжёлый ритм этой музыки не дал возможности сосредоточиться и подумать над решением задач.
5.Заключение.
Музыка - это столь прекрасное, будоражащее, восхитительное, превосходное, изысканное и неоднозначное искусство, что описать её воздействие на психику человека в пределах данной исследовательской работы просто не представляется возможным. И как бы просто это не казалось, многие учёные продолжают изучать её влияние на человеческую психику.
В нашем сложном мире любое явление можно направить и в положительную и в отpицательнyю стороны. Музыка - не исключение. Жаль, что новая музыка так часто аритмична.
Кто-то скажет: "Если такая музыка сyществyет - значит, она кому-то нужна." Да, наш земной миp соткан из совершенства и несовершенства. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе. И, все же, чтоб yбеpечь себя и нашу Землю от pазpyшения, нужно наполнять окpyжающий миp пpекpасным с помощью живописи, музыки и дpyгих видов искусства. И гармоничная музыка явится особой панацеей от многих бед, ибо ее звуки, проникающие всюду способны сделать миp пpекpасней, а человека - совершенней. Мыслитель говорил: "Слушать Прекрасное, видеть Прекрасное - значит улучшаться."
Составив список музыкальных рецептов, я выяснила, что одна музыка - лечит головную боль, другая - помогает от бессонницы и т.д. Узнала, что разная музыка влияет по-разному на человека. Например, классическая музыка помочь человеку в лечении разных болезней и недугов, а рок-музыка повлиять на человека негативно. В ходе исследования я узнала, что с помощью музыки можно избавляться от проблем и плохого самочувствия. Она может поднять настроение, это залог здорового образа жизни и здоровья во всём организме.
Пожалуй, данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий.
Литература
И еще один полезный совет: прислушивайтесь чаще к своему организму и учитесь жить в гармонии с ним. И пусть музыка Вам в этом помогает!
Приложение № 2.
Как лечиться музыкой?
Для эффективности музыкальной терапии ее применяют по определенным правилам, которые основаны на психофизиологических принципах более, чем на эстетических и художественных. Вот самые важные из них:
1. Перед началом исполнения изучите информацию об исполняемом произведении. Необходимо знать его суть и структуру. Полезно узнать заранее текст исполняемого произведения, или иметь его перед глазами при исполнении, чтобы не мешали напряженные попытки уловить слова, которые не всегда четко произносятся или заглушаются оркестром.
2. Расслабьтесь - это поможет вам "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, хотите вы испытать успокаивающее действие или же стимулирующее и поднимающее настроение.
3. Важно правильно выбрать дозу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, чтобы не вызвать усталости и возможных защитных реакций.
4. Силу или громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но также и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.
5. После прослушивания лечебной музыки отдохните некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.
6. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно также восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому музыкальную терапию можно применять во время сна. Терапевтическое использование музыки во время сна особенно рекомендуется для детей, в психиатрии и вообще для людей беспокойных и возбужденных.
7. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Иногда необходимо, чтобы принципы, кажущиеся очевидными, были ограничены и даже игнорированы.
Казалось бы, очевидно использование успокаивающей, стимулирующей или жизнерадостной музыки. Однако все не так просто. Жизнерадостная музыка может действовать на нервы человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда пребывающий в унынии человек слышит грустную музыку, это может поднять его настроение.
Приложение № 3.
Влияние различных нот на отдельные органы человека.
До - влияет преимущественно на функции желудка и поджелудочной железы;
ре - на желчный пузырь и печень;
ми - на органы зрения и слуха;
фа - на мочеполовую систему;
соль - на функции сердца;
ля - легкие и почки;
си - на функцию энергообмена, согревая тело.
Низкие звуки резонируют больше с нижней частью тела, высокие - с верхней (головой).
Приложение № 4.
Влияние различных музыкальных инструментов
на отдельные органы человека.
- скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания, возбуждает в душе сострадание, готовность к самопожертвованию;
- орган приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника, его называют проводником энергии "космос - земля - космос";
- пианино (фортепиано) очищает щитовидную железу;
- барабан восстанавливает ритм сердца, приводит в порядок кровеносную систему;
- флейта очищает и расширяет легкие;
- арфа гармонизирует работу сердца;
- виолончель благотворно действует на почки;
- цимбалы "уравновешивают" печень;
- баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости.
Аэродинамика и воздушный шарик
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Чья проталина?
Тупое - острое
Невидимое письмо