«Осанка является мерилом состояния всего тела».
Василий Оскарович Маркс
Все системы в организме работают слажено и живут, как в общем доме. Дом держится на каркасе. Каркасом нашего тела является скелет. В ходе изучения литературы мы узнали, что опорно-двигательная система обеспечивает опору и движение человека. От скелета и мышц зависит осанка человека.
Кости детей мягкие и эластичные. Они легко могут искривляться при неправильной посадке, чрезмерной физической нагрузке. Чтобы выработать правильную осанку, надо следить за тем, как ты сидишь при письме и ходишь, заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом.
Правильную осанку ни с чем не спутаешь: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены.
Если человек ходит, сгорбившись, опустив голову и плечи, выпятив живот, - это плохая осанка. Она не только некрасива, но и вредна, затрудняет деятельность внутренних органов и в большинстве случаев связана с искривлением позвоночника.
Ставим для себя задачу:
Как сохранить красивую осанку и здоровую спину до самого последнего класса?
Попытаемся подтвердить гипотезу о том, что правильная осанка - это не только красота, но и наше здоровье.
Для чего же мы затронули эту тему?
Поза сидя - оптимальная для обучения - является тяжким испытанием для опорно-двигательной системы. В этом положении чаще всего страдает осанка. Именно она приводит к боли в спине и различным болезням.
Проблема очень актуальна, так как большинство ребят сидят за партой неправильно, сильно наклоняясь во время письма. Перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями – не менее важная причина искривления позвоночника.
Вложение | Размер |
---|---|
proba_osanka.doc | 142 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5»
I Республиканский конкурс исследовательских работ
и проектов школьников «Первые шаги в науку »
Город Тырныауз
Гимназия №5
Класс 4 «В»
Направление: «Сохраним свое здоровье!»
Исследовательская работа
Тема: Осанка-показатель здоровья человека.
Руководитель Шамурзаева Аминат Мухтаровна
учитель первой квалификационной категории
Учащиеся Тебуев Майыл
Омарова Алмаза
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….. 3
1.Теоретическая часть……………………………………………………………….5
2. Практическая часть. ……………………….…..…………………………………6
Заключение……..…………………………………………………………… …….9
Использованная литература..……………………………………………………..10
Приложение..……………………………………………………………………..11
Введение
«Осанка является мерилом состояния всего тела».
Василий Оскарович Маркс
Все системы в организме работают слажено и живут, как в общем доме. Дом держится на каркасе. Каркасом нашего тела является скелет. В ходе изучения литературы мы узнали, что опорно-двигательная система обеспечивает опору и движение человека. От скелета и мышц зависит осанка человека.
Кости детей мягкие и эластичные. Они легко могут искривляться при неправильной посадке, чрезмерной физической нагрузке. Чтобы выработать правильную осанку, надо следить за тем, как ты сидишь при письме и ходишь, заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом.
Правильную осанку ни с чем не спутаешь: туловище выпрямлено, голова поднята, плечи расправлены.
Если человек ходит, сгорбившись, опустив голову и плечи, выпятив живот, - это плохая осанка. Она не только некрасива, но и вредна, затрудняет деятельность внутренних органов и в большинстве случаев связана с искривлением позвоночника.
Ставим для себя задачу:
Как сохранить красивую осанку и здоровую спину до самого последнего класса?
Попытаемся подтвердить гипотезу о том, что правильная осанка - это не только красота, но и наше здоровье.
Для чего же мы затронули эту тему?
Поза сидя - оптимальная для обучения - является тяжким испытанием для опорно-двигательной системы. В этом положении чаще всего страдает осанка. Именно она приводит к боли в спине и различным болезням.
Проблема очень актуальна, так как большинство ребят сидят за партой неправильно, сильно наклоняясь во время письма. Перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями – не менее важная причина искривления позвоночника.
Мы предположили, что в дальнейшем это может привести к нарушениям позвоночника, близорукости и другим заболеваниям.
Методы
Объект – позвоночник ребенка.
Предмет – искривление позвоночника.
I Теоретическая часть.
Осанка — показатель физического развития организма.
Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 до 8 лет и продолжается до возраста от 17 лет до 21 года, по мере созревания нервной системы и формирования устойчивого двигательного стереотипа. В этот период окончательно формируются изгибы позвоночника, своды стопы, выравниваются нижние конечности.
Современное человечество ведет сидячий образ жизни. Учёные определили, что при таком режиме ухудшается способность мышц сокращаться, изменяется химический состав белков, из костной ткани вымывается кальций, и кости становятся рыхлыми. Это сказывается на кровеносных сосудах, работе сердца и нервной системы.
Мы выяснили, что чаще всего осанка портится в детстве. Искривлением позвоночника не страдают, пожалуй, только грудные дети.
Сидячая природа школьных занятий первый и постоянный враг хорошей осанки. Из-за пренебрежительного отношения к физической культуре, школьники переходят из класса в класс с сутулой спиной, выступающими лопатками, наклонённой головой и другими деформациями вызванными школьным обучением.
Существуют не менее важные причины нарушений правильной осанки тела1:
1 1 Тело человека. Занимательный атлас.2007
Привычка сидеть правильно, минимально нагружая позвоночник, так же необходима и полезна, как привычка чистить зубы.3. Практическая работа.
Мы предложили в классе несколько способов проверки осанки.
1. В положении стоя.
Встать спиной к стене так, чтобы пятки, ягодицы, лопатки и затылок касались стены. В таком положении человек должен стоять и ходить.
2. В положении сидя.
Спина прямая, между грудью и партой свободно умещается кулачок. Руки на парте, ноги вместе. При письме и чтении сильно не нагибаться, расстояние от тетради до глаз – около 30 см , локоть стоит на парте, кончики пальцев касаются виска.
Практическая работа
В ходе нашего исследования мы узнали, что существуют способы определения искривлений позвоночника (приложение 1).
Определение лордозов.
Ученик становится спиной к стене, так чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5см, т.е. должна проходить плоская ладонь. Если расстояние больше и проходит кулак, то осанка нарушена.
Исследования в классе показали, что у троих детей осанка нарушена.
Определение кифозов
Мерной лентой определяли расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряли это расстояние со стороны груди.
Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует, если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз.
Измерения показали, что кифоза у наших одноклассников нет.
Определение сколиозов
Мерной лентой измеряли расстояние от нижних углов лопаток слева и справа до отростка седьмого позвонка в позвоночнике.
Если расстояние от нижнего угла левой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего угла правой лопатки до отростка, то у ученика правильная осанка, если есть разница в результатах, то определяется боковой сколиоз.
По данным измерения и медицинских карточек было выявлено, что у 8 детей нашего класса обнаружен сколиоз (правый и левый).
Хорошей осанки никогда не будет у того, у кого слабые мышцы.
В теле человека 650 мышц. 200 из них используется при ходьбе, 17 – чтобы улыбнуться. Мышцы будут крепкими у того, кто занимается физическим трудом, физкультурой, спортом. Главный враг мышц – неподвижность, а лучший друг – движение.
В результате нашей работы мы нашли ряд упражнений для развития опорно-двигательной системы. Мы предлагаем примерный комплекс упражнений по профилактике нарушения осанки (приложение 2)
Вывод: Нарушение осанки и искривление позвоночника
Заключение.
Правильная осанка нужна человеку не только для того, чтобы быть стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Осанка у детей часто портится от неправильной посадки за столом в школе и во время приготовления уроков. Если постоянно сидеть за столом согнувшись, опираясь на руки или крышку стола грудью, или, наоборот, тянуться правым плечом вверх, то позвоночник постепенно искривляется, грудная клетка сдавливается. Можно на всю жизнь стать сутулым, с узкой, впалой и слабой грудной клеткой.
Причины возникновения нарушений осанки могут быть следующие: неправильная посадка за партой, за домашним рабочим столом, дефицит движения и долгие часы с учебником, плохое освещение, которое заставляет склоняться к книге или к тетради, перегрузка школьного портфеля учебниками и учебными принадлежностями…
Последняя причина станет темой следующего нашего исследования. Мы рассмотрим вопросы:
Мы решили просветить учащихся начальной школы гимназии и разработали памятки «Всё начинается с осанки» (приложение 3)
Использованная литература.
Приложение 1
Круглая спина
Плоская спина
Лордоз
Кифоз
Сколиоз
Приложение 2
(Тихо звучит музыка)
В путь пойдём мы спозаранку,
Не забудем про осанку.
Самоконтроль.
Даём установку.
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках.
Ходьба:
а) обычная;
б) на носках, руки вверх;
в) на пятках, руки за голову;
Высоко подняв колени,
Все шагают как олени.
Ходьба с высоким подниманием колен, руки на пояс.
Мы с приятелем вдвоём
Через речку поплывём
Стилем «брасс».
Вот так здорово! Вот класс!
И. п. – лёжа на животе.
Движение руками, имитирующие стиль «брасс» в плавании.
Я стремителен и спор,
Потому что я боксёр.
И. п. – лёжа на животе, руки в упоре:
имитация движения рук, как в боксе.
Ноги будем поднимать,
Поднимать и опускать.
И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища: поочерёдно поднимать и опускать то правую, то левую ногу.
А теперь, ребята,
Дружно шагай,
Смотри, не зевай.
1, 2, 3.
Стой!
Обычная ходьба.
Приложение 3
Памятка для учащихся.
* сидите за столом прямо, опираясь о спинку стула, слегка наклонив голову вперёд;
* ходите и стойте, не опуская плеч, втянув живот и слега приподняв голову;
* учебники носить в ранце или в рюкзачке на спине, а не в портфеле;
* спите на твёрдой постели и плоской подушке;
* делайте зарядку, занимайтесь спортом, укрепляя мышцы шеи, спины, живота;
* чтобы у вас была правильная осанка, не меньше двух раз в день вставать к стене и проверять свою осанку. Можно походить с книжкой на голове.
Для правильной осанки полезно:
• Кататься на велосипеде с высоко поднятым рулем.
• Плавать.
• Стрелять из лука
• Верховая езда
• Делать упражнения у вертикальной плоскости
• Носить на голове различные предметы
• Тренировать координацию движений: делать «ласточку», стойку на одной ноге, ходить по бревну...
Спасибо тебе, дедушка!
Ночная стрельба
Барсучья кладовая. Александр Барков
Ласточка
Цветущая сакура