Великий ученый XVIIIв. М. В. Ломоносов был энциклопедистом в широком смысле этого слова. Многие науки, различные по своему характеру, считают его своим основоположником. Среди них географии принадлежит видное место. Разными проблемами географии Ломоносов занимался в течение всей своей научной деятельности, а в последние годы, заведуя географическим департаментом Академии наук, уделял географии очень большое внимание. Характерной чертой Ломоносова как ученого, особенно выделявший его из академиков того времени (почти сплошь иностранцев), было стремление связать разрабатываемые им теоретические проблемы с практическими нуждами страны.
Круг его интересов в области географии широк:
- М.В.Ломоносов определил для департамента строгий регламент
сотрудников, организационные и методические основы картосоставления.
-М. В. Ломоносов был автором многих картографических произведений.Среди них наиболее значительные - первая (1757) и вторая(1764)"циркумполярные"карты и изданный на его средства тиражом в 1000экземпляров первый русский учебный глобус.
- Ломоносову принадлежит разработка плана морской экспедиции В. Я.
Чичагова, которая предприняла попытку осуществить плавание Северным
морским путем.
- изучал атмосферное электричество, решая в связи с этим ряд
метеорологических проблем, имеющих крупное теоретическое значение;
- дал глубокий анализ о формировании лика Земли;
-М.В. Ломоносов является одним из основоположников экономической географии. Он отчетливо понимал значение соединения знаний о природе со знанием хозяйства и
считал географию не только как самостоятельную науку, а рассматривал ее как науку комплексную, охватывающую не только природу, но и экономическую деятельность человека;
- Главнейшей задачей России он считал быстрый рост промышленности (в
особенности металлургической) и торговли, которая невозможна без широкого
использования природных и трудовых ресурсов страны;
- М.В.Ломоносовым была задумана комплексная экономико-географическая работа, замечательная по глубине мысли и широте охвата явлений. Для осуществления которой Ломоносов стал собирать географические сведения, рассылал по местам анкету с 30 вопросами.в анкете предусматривалась сбор экономических, статистических, политических, физико-географических сведений той или иной местности России
- Большое внимание Ломоносов уделил вопросам народонаселения, считая,
что процветание и могущество государства зависят от наличия большого
количества трудоспособного населения. Прирост населения он ставил в
зависимость от условий жизни и его культурного состояния, предлагая ряд
мер к «размножению и сохранению российского народа».
-Замечательная работа Ломоносова «О слоях земных» положила начало геологической науке в нашей стране. Ученый изложил в ней свои взгляды на строение земной коры, происхождение горных пород и встречающихся в них окаменелостей и полезных ископаемых, на образование гор, причины перемещения суши и моря и т.д.
- он стал одним из первых, кто понял значение внутренних сил в образовании рельефа Земли.
-Ломоносов первый указал на образование нефти из остатков организмов.
Вложение | Размер |
---|---|
lomonosov.docx | 231.63 КБ |
Министерство образования и науки Республики Татарстан
МОУ Терсинская средняя общеобразовательная школа
Агрызского муниципального района Республики Татарстан
VIII республиканские Кирилло- Мефодиевские юношеские научные чтения
Секция истории и культурологии
Вклад М.В. Ломоносова в развитие
географической науки
Выполнил:
Курбанов Мухаматгали Ринатович,
ученик 8 класса
Научный руководитель:
Каримова Лидия Ильдусовна, учитель географии
2011год
Содержание
1.Введение.
М.В. Ломоносов о сути географической науки
2.Основная часть
2.1 Роль М.В. Ломоносова в становлении географической науки
2.2 Деятельность М.В.Ломоносова в области экономической географии
2.3 Деятельность М .В.Ломоносова в области физической географии
2.4 Творческая работа. Географический кроссворд и викторина.
3. Заключение
4.Приложение
Литература и источники
1. Отечественные экономико-географы XVIII-XX вв. 1995г.:- М.: Учпедгиз,
1959. – С. 56-68
2. Творцы отечественной науки. Географы 1996 г.:- М.: АГАР, 1996. – 575 с.
3.Александровская О.А. Особенности географической концепции М.В. Ломоносова. / Вопросы истории естествознания и техники, 1985, N 4, с. 66-75;
4.Гнучева В.Ф. Географический департамент Академии наук XVIII в. Л.-М.: Изд-во АН СССР, 1946, с. 70-72;
5.Гольденберг Л.А. Географический департамент Академии наук и создание нового Академического атласа (1739-1799 гг.). / Очерки истории географической науки в СССР. М., 1976, с. 55-56, 60;
6.Дик Н. Е. Деятельность и труды М. В. Ломоносова в области географии. М., 1961, с. 21-37;
7.Фрадкин Н. Г. М.В.Ломоносов и его роль в развитии русской географической науки. / Очерки истории географической науки в СССР. М., 1976, с. 61-68.
8.М.В. Ломоносов . Избранное. М., 1980«Детская литература»., с.29-52.
9.Русская литература 18 века . Классицизм.М., Дрофа,2002.,27-42
Великий ученый XVIII в. М. В. Ломоносов был энциклопедистом в широком смысле этого слова. Многие науки, различные по своему характеру, считают его своим основоположником. Среди них географии принадлежит видное место. Разными проблемами географии Ломоносов занимался в течение всей своей научной деятельности, а в последние годы, заведуя географическим департаментом Академии наук, уделял географии очень большое внимание. Какое значение он придавал развитию географических знаний, видно из следующего его «Слова похвального... императрице Елизавете Петровне»: «Что полезнее есть человеческому роду к взаимному сообщению своих избытков, что безопаснее плавающим в море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение мест, течение рек, расстояние градов, величину, изобилие и соседство разных земель, нравы, обыкновения и правительства разных народов? Сие ясно показует География, которая всея вселенныя обширность единому взгляду подвергает». (М. В. Ломоносов, Сочинения, т. 4, 1898, стр. 267.)
2.1. Роль М.В. Ломоносова в становлении географической науки
М. В. Ломоносов возглавил Географический департамент в 1758 г. и оставался на этом посту до 1765 г. За год до своего официального назначения Ломоносов, глубоко ознакомившись с состоянием дел, составил развернутый план искоренения "излишеств, недостатков и замешательств" Географического департамента. Он наметил три направления будущей работы: организационное укрепление департамента, пополнение штатного состава департамента русскими геодезистами и картографами, обеспечение картосоставительских работ точными научными данными и достоверными географическими сведениями. В инструкции от 3 октября 1757 г.
М.В.Ломоносов определил для департамента строгий регламент сотрудников, организационные и методические основы картосоставления. Предусматривалось коллегиальное обсуждение на еженедельных собраниях всех теоретических, методических и технических вопросов, а также отчетов о проделанной работе, проведение исправления атласа 1745 г. по частям на основе новейших материалов, ведение формуляра карты, исключение любых гипотетических, не основанных на проверенных данных изображений, на картах; коллегиальное обсуждение и утверждение общим собранием департамента авторского оригинала составленной карты; систематическое выявление, комплектование и хранение рукописных и печатных картографических материалов - источников картосоставления. М. В.
Ломоносов поручил профессорам Н. И. Попову и А. Д. Красильникову обучать студентов в академической гимназии и университете теоретической
и практической астрономии, а адъюнктам Я. Ф. Шмидту и И. Ф. Трускотту -
"ландкартному делу". М. В. Ломоносов был автором многих картографических произведений.Среди них наиболее значительные - первая (1757) и вторая (1764)"циркумполярные"карты и изданный на его средства тиражом в 1000экземпляров первый русский учебный глобус. Ранний вариант второй
"циркумполярной" карты Ломоносова 1764 г. опубликован в совместном
советско-американском сборнике "Россия и США. Становление отношений,
1765-1815" (М., 1980). Разработанные им ценные научно-методические
материалы: "Мнение о посылке астрономов и геодезистов в нужнейшие
места в России для определения долготы и широты" (1759), "Представление о
географических экспедициях", "Примерная инструкция" для экспедиций и
"Мнение о употреблении нынешней ревизии на пользу географии
Российской и сочиняющегося нового атласа" (1764) - в то время не были
осуществлены, однако они подготовили почву для академических
экспедиций 1768-1774 гг. В начале 1761 г. в губернии и провинции России
были разосланы "географические запросы" Ломоносова, состоявшие из 30
пунктов, для сбора сведений о природе и экономической географии. К 1764 г.в Географическом департаменте было собрано 4 тома ответов на "запросы","составивших на половину государства... обстоятельную топографию".
Ломоносову принадлежит разработка плана морской экспедиции В. Я.
Чичагова, которая предприняла попытку осуществить плавание Северным
морским путем. По его предложению была организована экспедиция, начальником которой был назначен капитан-командор В.Я.Чичагов. Ломоносов участвовал в подготовке экспедиции Чичагова: обучал штурманов, заботился об усилении ледовой обшивки судов и об оснащении экспедиции морскими навигационными приборами.(см.фото 1)
В 1765 – 1766 годах Чичагов дважды предпринял попытку проникнуть в глубь Арктики, но оба раза деревянным парусным судам не удалось преодолеть лед и пройти далее 80 гр. с.ш. Экспедиция (1765-1766) началась от Шпицбергена, но пробиться на север далее 80o 30' с.ш. Чичагову не удалось. Прямым выполнением ломоносовских планов были астрономические экспедиции И.И. Исленьева (1768-1773) и П. Б. Иноходцева (1781-1785). (См.фото 2)
Помимо общих географических работ М. В. Ломоносова, для истории
отечественной картографии важны его "Рассуждения о большой точности
морского пути" (1759) и "Краткое показание о происхождениях
Географического департамента" 763), в которых Ломоносов выявляет четко
значение проблем генерализации и источников для картосоставления. В
"Новом регламенте Академии" (1764) он выдвинул важную идею
систематического обновления географических карт через каждые 20 лет. Круг географических интересов Ломоносова был чрезвычайно широк: он
изучал атмосферное электричество, решая в связи с этим ряд
метеорологических проблем, имеющих крупное теоретическое значение; дал
замечательный по глубине анализа, силе обобщений и могучему научному
предвидению очерк учения о формировании лика Земли; огромны его
заслуги в картографии, страноведении и экономической географии, которой
он является одним из основоположников, выделившим эту отрасль знаний в
самостоятельную науку.
2.2 Деятельность М.В. Ломоносова в области экономической географии.
В середине XVIII в., когда многие известные ученые считали географию
придатком той или иной науки, Ломоносов не только утверждал географию
как самостоятельную науку, а и рассматривал ее как науку комплексную,
охватывающую не только природу, но и экономическую деятельность
человека.
Главнейшей задачей он считал быстрый рост промышленности (в
особенности металлургической) и торговли, невозможной без широкого
использования природных и трудовых ресурсов страны. Развитие
производительных сил на огромной территории России требовало познания
экономического состояния ее отдельных районов, которые начинают
складываться в это время, их природных ресурсов и условий.
Ломоносов отчетливо понимал значение соединения знаний о природе со
знанием хозяйства и очень ясно об этом говорил. Так у него определялись
содержание и границы новой науки, которую он вначале 1760 годов назвал
«экономической географией». Родилась совершенно новая для того времени
научная концепция.
До этого, в середине XVIII в. и во второй половине, среди географов
безраздельно господствовала описательная — камеральная — статистика (1);
авторы географо-статистических описаний даже близко не подходили к
мысли о создании экономико-географических характеристик, об изучении
связи хозяйства с природными условиями стран и районов, с их
географическим положением.
И в этом вопросе, как и во многих других, Ломоносов опередил современную
ему научную мысль на много десятилетий. Сам термин «экономическая
география», предложенный им, прочно вошел в научный обиход уже только в
начале XX в. Термин этот, однако, М. В. Ломоносовым не был случайно
обронен, а свидетельствовал о четких представлениях утверждаемой им
новой отрасли географических знаний. Только имея в виду такую широту
проблемы, можно раскрыть смысл и понять логику системы тех мер, которые
Ломоносов пытался провести и частично проводил для пополнения
имевшихся в Академии наук экономико-географических сведений о России.
Из этих мер самой замечательной была попытка дать общее географическое
описание России со значительным преобладанием экономико-
географических сведений.
С географической точки зрения очень важна мысль, высказанная
Ломоносовым в его критических замечаниях по поводу «Истории Российской
империи при Петре Великом» Вольтера, о необходимости при описании
нашей страны учитывать неодинаковое значение ее различных частей и
обращать особое внимание на наиболее заселенные и экономически развитые центральные районы.
Задуманное самим Ломоносовым географическое описание России, как это
видно из задач, которые он ставил перед проектируемыми экспедициями, а
также из других его предприятий по сбору географических сведений, о чем
будет сказано ниже, должно было охватить большой круг вопросов и
содержать экономическое описание страны и хозяйственной деятельности
населения в связи с природными условиями и на фоне общей характеристики
разнообразной русской природы. Таким образом, им была задумана
комплексная экономико-географическая работа, замечательная по глубине
мысли и широте охвата явлений.
Для осуществления этой работы Ломоносов стал собирать географические
сведения, рассылал по местам анкету с вопросами, которые при должном
заполнении, несомненно, дали бы основной материал, как для
географического содержания карт атласа, так и для составления подробного
экономико-географического описания России. В этом Ломоносов выступил
как прямой продолжатель дела, начатого Татищевым, дела, которое должно
было обеспечить составление полной географии России. Разосланная анкета
содержала 30 вопросов. Из них часть вопросов целиком носила физико-
географический характер. В них спрашивались различные сведения о
строении берегов, гидрологическом режиме рек, о том, есть ли крупные
возвышенности, «каких, где больше зверей и птиц водится?» и т.п. Основными же в анкете являлись пункты, в которых спрашивались экономические сведения в связи с природными условиям».
Здесь автора интересовало, на какой реке или озере расположен город и как
он размещается на их берегах, какие имеются фабрики и заводы, на каких
реках и в каком расстоянии от города они располагаются, где имеются
оброчные рыбные ловли, и какая рыба в них ловится, где есть усолья и т. п.
Обращают внимание две особенности этой анкеты . Прежде всего, ее
комплексность — в анкете предусматривается сбор экономических,
статистических, политических, физико-географических сведений. Самое
интересное, что анкета требовала экономических сведений в связи с
конкретной природной обстановкой местности. По замечанию Н. П.
Никитина, «структура анкеты превращает ее в целую программу экономико-
географического изучения нашей страны» .
Вторая особенность анкеты — отсутствие резкого разделения сведений по рубрикам. В статистических описаниях того времени такое разделение
широко применялось. Вследствие этого отдельные категории сведений
давались изолированно друг от друга. Ломоносова же явления интересовали
в их взаимной связи и зависимости, что было значительным шагом вперед в
методологическом отношении.
Ответы на анкету получались академией в течение почти 10 лет. Это
затрудняло исправление карт атласа, задерживало их выпуск и не дало
возможности Ломоносову приступить к составлению географии России.
Однако материалы, собранные им, представляли большую ценность и
сослужили хорошую службу делу распространения географических знаний о
нашей родине.
Ответы на анкету Ломоносова по содержанию отличались от сведений,
собиравшихся его предшественниками, например Татищевым. Вместо
скупых данных, характеризующих лишь небольшое количество отдельных
явлений и создающих тем самым только отрывочное и ограниченное
представление о данной местности или населенном пункте, к Ломоносову со
всех концов России стекались довольно полные и разносторонние
характеристики населенных пунктов. В большом количестве ответов на
анкету среди экономических сведений выделялись главные, ведущие
факторы, экономику можно было связать с природными условиями.
Получаемые ответы обрабатывались в географическом департаменте, и к
1763 г., по словам самого Ломоносова, было «четыре тома ответов собрано и
уже на половину государство имеет обстоятельную топографию» (2).
На основании архивных данных В. Ф. Гнучева отмечает, «...что материалы,
поступившие в ответ на запросы, брались на просмотр участниками экспедиций 1768—1774 гг. и были использованы ими в их трудах по описанию России» .
В 1771—1774 гг. собранные и обработанные в географическом департаменте
ответы были частично изданы и стали известны более широкому кругу
ученых, а также педагогам и общественным деятелям. Факт частичного
издания ответов на анкету Ломоносова говорит об их научной ценности и
значении.
Другой крупной работой Ломоносова по экономико-географическому
изучению России было составление «Экономического лексикона российских продуктов», в котором должны были быть перечислены по алфавиту производившиеся в России продукты. К их названиям предлагалось
«...приписывать места, где каждый продукт родился или производится с его
количеством и добротою, на том ли самом месте исходит или для
распродажи в другие города развозится и каким путем; по чему продается;
места упоминаемые поставить на картах, при том присовокупленных, в
назначить в лексиконе градус и минуту долготы и широты для удобнейшего
на карте сыскания» .
Таких карт предполагалось сделать две: одну для Европейской части России
и другую для Сибири. Кроме отметки мест, в которых имеется тот или иной
продукт, на них указывались географические сведения и по природе и по
экономике; отмечалась судоходность рек, характер судов, пристани,
перевозы, волоки, соединение верховий рек, «летние пересухи», высокие
горы и др. Все описание, по мнению Ломоносова, должно было поместиться
в одной небольшой книге. Для сбора сведений должны были быть
использованы самые разнообразные источники: ответы на разосланную
анкету («географические ответы», по выражению Ломоносова), составленные
к тому времени географические словари («лексиконы российские»), тарифы
для взимания пошлин и ряд других самых разнообразных материалов.
«Экономический лексикон российских продуктов» не был составлен, но сбор
сведений и обработка их продолжались Академией наук долгое время после
смерти Ломоносова.
Кроме рассылки географических анкет и сбора сведений для
«Экономического лексикона» для экономико-географического изучения
России, служили и другие задуманные и частично проведенные
Ломоносовым работы. В задачу географических экспедиции, которые он
проектировал, входило не только определение астрономических пунктов, но
и сбор экономико-географических сведений. Для этих же целей он пытался
использовать данные второй ревизии (1742), составил опросник для лиц,
которые должны были проводить третью ревизию, пытаясь использовать
таким образом, переписи населения для географического изучения страны.
Всесторонне изучив горное дело, Ломоносов специально занимался вопросом
о выборе места для организации металлургических предприятий и рудников.
Обязательными условиями он считал наличие достаточного количества руды,
наличие топлива и путей сообщения. Особенно важно было наличие реки, имеющей большое значение в качестве транспортной артерии и для обеспечения водой производства. Он считал необходимым при выборе места для организации рудников и металлургических заводов учитывать и наличие рабочей силы.
Большое внимание Ломоносов уделил вопросам народонаселения, считая,
что процветание и могущество государства зависят от наличия большого
количества трудоспособного населения. Прирост населения он ставил в
зависимость от условий жизни и его культурного состояния, предлагая ряд
мер к «размножению и сохранению российского народа».
Занимаясь экономико-географическими проблемами, Ломоносов всегда
связывал их с картографией, считая карту неотъемлемой частью экономико-
географического описания. Так, задуманная им география России должна
была явиться неотъемлемой частью атласа, сбор экономико-географических
сведений проводился в связи с составлением карт. «Экономический
лексикон...» сопровождался составлением географических карт с экономико-
географическими показателями. Связь экономической географии с
картографией Ломоносов подчеркивал введением в науку особого термина
«экономическая ландкарта».
Основными идеями экономико-географических трудов и замыслов
Ломоносова были: связь экономических явлений с Физико-географическими условиями и зависимость их от географического положения. Ни один ученый до Ломоносова не поднимался до такой постановки вопроса. Это показывает, что он разрабатывал экономическую географию не только как самостоятельную научную дисциплину, но и как науку географическую по самому существу своего содержания. Поэтому Ломоносов по праву должен считаться одним из основоположников этой отрасли географических знаний.
2.3. Деятельность М.В.Ломоносова в области физической географии |
Говоря о работах Ломоносова по физической географии, академик Вернадский замечает: «Среди всех работ Ломоносова в этой области знаний резко выделяется его работа о слоях земных. Она является во всей литературе XVIII века - русской и иностранной - первым блестящим очерком геологической науки. Для нас она интересна не только потому, что связана с научной работой, самостоятельно шедшей во главе человеческой мысли, сделанной в нашей среде, но и потому, что она в значительной мере основана на изучении природы нашей страны; при этом она сделана раньше той огромной работы описания России, которая совершена была натуралистами, связанными с Академией Наук, в течение царствования императрицы Екатерины II...". |
Только теперь, спустя два века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить все сделанное этим удивительным богатырем науки. Достигнутое им в области физики, химии, астрономии, приборостроения, геологии, географии, языкознания, истории достойно было бы деятельности целой Академии. (С.И.Вавилов).
Славься, славься, великий муж!
Ты насадитель наук на Руси!
Доброе семя посеял ты в ней!
Жатва все зреет - что год, то пышней!
Мы уж дети его -
Пожинаем плоды;
Лет немного пройдет,
И вся Русь их пожнет;
Весь народ возгласит:
Память вовек Ломоносову!
(Кантата в честь Ломоносова, музыка М.И.Глинки)
2.4. Творческая работа. Географический кроссворд и викторина.
Кроссворд по исследовательской работе «Вклад М.В. Ломоносова в развитие географической науке». Стилизован под язык классицизма
1.Сей департамент изволил возглавлять М.В.Ломоносов?
2. Описательная статистика, господствующая среди географов- современников М.В.Ломоносова?
3. Оные карты, изданы М.В. Ломоносовым в 1757 и 1764 годах и опубликованы в советско-американском сборнике «Россия и США. Становление отношений,1765-1815»
4.Прибор, восстановленный после пожара на средства М.В. Ломоносова тиражом в 1000 экземпляров?
5.Что есть сие сокровище потаенно, рожденно в долинах от твари и цветоков всяких?
6. Оное явление может смертным быть ужаснее удара, С которым молния из облак блещет яра? Услышав в темноте внезапный треск и шум И видя быстрый блеск, мятется слабый ум» ?
7.Основоположником какой отрасли географии стал М.В. Ломоносов?
8. Начальник экспедиции в бездну льдистых , хладных камней?
9. Плодородие божественное»- оный термин, введен М.В.Ломоносовым в научный оборот.
10. Оне от недр земных родясь произошло?
11.Он будет мне пример, дожив власов седых. Он склонность в счастии и доброту являет?
12.И се Минерва извлекает драгой металл из гор, Который там натура скрыла От блеску дневного светила?
Географическая викторина по одам М.В. Ломоносова
«Блаженныя памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года» и «На день восшествия на Всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
1.О каких горных хребтах в Греции и целебной ключевой воде идет речь в первых 2-х строфах первой оды? (горы Парнас и источник Касталия)
2.О каком географическом явлении идет речь: « Не медь ли в чревь Этны ржет И, с серою кипя, клокочет?»? (вулкан )
3.За какую реку в Малой Азии хочет убрать Ломоносов турецкие войска? (река Тигр)
4.Старинное название Турции? (Порта)
5.Какие стороны горизонта «открывает» М.В. Ломоносов в оде? (юг, север, запад, восток)
6.Названия городов и географических объектов России, связанные с победами российских войск ( река Дон, город Казань, Астрахань, Каспийское море)
7.Могущественная европейская река «ярясь волнами турка льет, что стыд за него скрывает»? (река Дунай)
1. Кого из российских путешественников М.В.Ломоносов называл «Колумбом Российским» во второй оде? « …Колумб российский через воды Спешит в неведомы народы твои щедроты возвестить» (Витус Беринг, возглавивший экспедицию к берегам Дальнего Востока и Америки)
2.О каких ресурсах хотел напомнить в этих строках оды: «Но бог меж льдистыми горами велик своими чудесами» ( минеральные ресурсы Сибири и Севера)
3.О каких российских реках упоминается в оде? (Нева, Волга,Лена, Днепр, Обь, Амур)
4. Древнее название гор , которые отделяют Европу от Азии? «…И се Минерва ударяет В верьхи Рифейски копием» (Рифейские –Уральские)
5. О каких островах и особенностях явлений природы идет речь в этих строчках: «Там тьмою островов посеян реке подобен Океан; Небесной синевой одеян…»? (о вулканах в Курильских островах)
6.С какой страной сравнивает М.В.Ломоносов Россию по разнообразию и богатству недр? «… сокровища открыл какими славится …» (Индия)
7.Древнее название главной реки Франции? « Давно б Секвана постыдилась с своим искусством пред Невой» ( река Сена)
Приложение 1
Приложение № 2
Имя Ломоносова
Именем Ломоносова названы:
Топонимика
Мост Ломоносова через Фонтанку. Санкт-Петербург
Имя М. В. Ломоносова в естествознании
Приложение № 3
СЛОВО О ЛОМОНОСОВЕ
1. Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова (Б.Шергин).
2. Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом (А.С.Пушкин).
3. Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов объял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю Отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истинные истоки нашего поэтического языка (А.С.Пушкин).
4. Догадки Ломоносова тем большую имеют цену, что они удачно задуманы и вероподобны (Л.Эйлер).
5. На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному (В.Г.Белинский).
6. С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном (В.Г.Белинский).
7. Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его Родины (Н.Г.Чернышевский).
8. Как по своему энциклопедизму, да и по своей легкости восприятия этот знаменитый ученый был типом русского человека Он был горняком, химиком, поэтом, филологом, физиком, астрономом и историком... Его ясный ум, полный беспокойного желания понять, оставляя один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительной легкостью постигая его (А.И.Герцен).
9. Славься, славься, великий муж!
Ты насадитель наук на Руси!
Доброе семя посеял ты в ней!
Жатва все зреет - что год, то пышней!
Мы уж дети его -
Пожинаем плоды;
Лет немного пройдет,
И вся Русь их пожнет;
Весь народ возгласит:
Память вовек Ломоносову!
(Кантата в честь Ломоносова, музыка М.И.Глинки)
10. Деятельность Ломоносова всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав на личном примере, на какие подвиги способны люди для своей Родины. Ломоносов принадлежит не только истории. (М.В.Келдыш).
11. Только теперь, спустя два века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить все сделанное этим удивительным богатырем науки. Достигнутое им в области физики, химии, астрономии, приборостроения, геологии, географии, языкознания, истории достойно было бы деятельности целой Академии. (С.И.Вавилов).
12. Не камень со иссечением имени твоего принесет славу твою в будущие столетия. Слово твое, живущее присно и во веки в творениях твоих, слово российского племени, тобою в языке нашем обновленное, прилетит в устах народных за необозримый горизонт столетий. (А.Н.Радищев).
13. Все должен был сделать сам, всему положить начало. (В.Г.Белинский)
Приложение 4
М.В.ЛОМОНОСОВ О НАУКЕ И ЯЗЫКЕ
1. Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить.
2. Наука есть вождь к познанию правды, просвещение разума, успокоение народов.
3. Легко быть философом, выучась произносить три слова: «Бог так сотворил», и сие дав в ответ вместо всех причин.
4. Ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете студент тот почтеннее, кто больше научился, а чей он сын в том нет нужды.
5. Природа крепко держится своих законов и всюду одинакова.
6. Химик без знания физики подобен человеку, который всего должен искать ощупом. И сии две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не могут.
7. Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что всего в жизни моей дороже.
8. Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках.
9. Выспрашивать у осторожной и догадливой геометрии, советоваться с точною и замысловатою механикою, выведывать через проницательную оптику.
10. Велико есть дело, смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел добрую славу и, перенося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила. Мрамор и металл, коими вид и дела великих людей, изображенные всенародно возвышаются, стоят на одном месте неподвижно и ветхостью разрушаются. История, повсюду распростираясь и обращаясь в руках человеческого рода, стихии строгость и грызение древности презирает.
11. Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.
12. Науки сами все дела человеческие приводят наверх совершенства, что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих быть может.
13. Все, что находится в природе, математически точно и определенно; и если иногда мы сомневаемся в этой точности, то наше невежество ничего не отнимает от этой достоверности; если бы весь мир сомневался в том, что дважды два - четыре, то все-таки у всех сомневающихся дважды два дадут четыре.
14. Так химия сильнейшим оружием умалила человеческую пагубу и грозою смерти многих от смерти избавила! Веселитесь, места ненаселенные, красуйтесь, пустыни непроходимые: приближается благополучие ваше. Умножаются, очевидно, племена и народы и поспешнее прежнего распространяются; скоро украсят вас великие города и обильные села; вместо вояния зверей диких наполнится пространство ваше глазом веселящегося человека и вместо терния пшеницею покроется. Но тогда великой участнице в населении вашем, химии, возблагодарить не забудьте, которая ничего иного от вас не пожелает, как прилежного в ней упражнения, к вящему самих вас украшению и обогащению.
15. Велико есть дело достигнуть во глубину земную разумом, куда руками и оку досягнуть возбраняет натура; странствовать размышлением в преисподней, проникнуть рассуждением сквозь тесные расселины и вечной ночью, помраченные вещи и деяния выводить на солнечную ясность.
16. Украшение есть изобретенных идей пристойными и избранными речениями изображение. Состоит в чистоте штиля, в течение слова, в великолепии и силе оного.
Тезисы
Великий ученый XVIII в. М. В. Ломоносов был энциклопедистом в широком смысле этого слова. Многие науки, различные по своему характеру, считают его своим основоположником. Среди них географии принадлежит видное место. Разными проблемами географии Ломоносов занимался в течение всей своей научной деятельности, а в последние годы, заведуя географическим департаментом Академии наук, уделял географии очень большое внимание. Характерной чертой Ломоносова как ученого, особенно выделявший его из академиков того времени (почти сплошь иностранцев), было стремление связать разрабатываемые им теоретические проблемы с практическими нуждами страны.
Круг его интересов в области географии широк:
- М.В.Ломоносов определил для департамента строгий регламент
сотрудников, организационные и методические основы картосоставления.
- М. В. Ломоносов был автором многих картографических произведений.Среди них наиболее значительные - первая (1757) и вторая(1764)"циркумполярные"карты и изданный на его средства тиражом в 1000экземпляров первый русский учебный глобус.
- Ломоносову принадлежит разработка плана морской экспедиции В. Я.
Чичагова, которая предприняла попытку осуществить плавание Северным
морским путем.
- изучал атмосферное электричество, решая в связи с этим ряд
метеорологических проблем, имеющих крупное теоретическое значение;
- дал глубокий анализ о формировании лика Земли;
-М.В. Ломоносов является одним из основоположников экономической географии. Он отчетливо понимал значение соединения знаний о природе со знанием хозяйства и
считал географию не только как самостоятельную науку, а рассматривал ее как науку комплексную, охватывающую не только природу, но и экономическую деятельность человека;
- Главнейшей задачей России он считал быстрый рост промышленности (в
особенности металлургической) и торговли, которая невозможна без широкого
использования природных и трудовых ресурсов страны;
- М.В.Ломоносовым была задумана комплексная экономико-географическая работа, замечательная по глубине мысли и широте охвата явлений. Для осуществления которой Ломоносов стал собирать географические сведения, рассылал по местам анкету с 30 вопросами. в анкете предусматривалась сбор экономических, статистических, политических, физико-географических сведений той или иной местности России
- Большое внимание Ломоносов уделил вопросам народонаселения, считая,
что процветание и могущество государства зависят от наличия большого
количества трудоспособного населения. Прирост населения он ставил в
зависимость от условий жизни и его культурного состояния, предлагая ряд
мер к «размножению и сохранению российского народа».
- Замечательная работа Ломоносова «О слоях земных» положила начало геологической науке в нашей стране. Ученый изложил в ней свои взгляды на строение земной коры, происхождение горных пород и встречающихся в них окаменелостей и полезных ископаемых, на образование гор, причины перемещения суши и моря и т.д.
- он стал одним из первых, кто понял значение внутренних сил в образовании рельефа Земли.
- Ломоносов первый указал на образование нефти из остатков организмов.
Аэродинамика и воздушный шарик
Сказка "Морозко"
За еду птицы готовы собирать мусор
Девчата
Калитка в сад