Данный материал представляет собой описание работы над социальным проектом "Моя жизненная позиция"
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya2.ppt | 1.12 МБ |
prilozhenie_1.doc | 27 КБ |
prilozhenie_2.doc | 33 КБ |
socialnyy_proekt_kukolnyy_teatr.doc | 53.5 КБ |
Приложение 1
Немного истории
До сих пор не известно точно, как и когда появилась идея кукольного театра, и кто показал первый в истории кукольный спектакль. Одни исследователи считают, что театр кукол возник из детской игры. Другие придерживаются мнения, что истоком театра стали народные праздники, игры и обряды с их песнями, переодеваниями, участием масок и чучел животных. Некоторые говорят о происхождении театра из религии и ее обрядов, а кто-то это отрицает, доказывая, что театр возник еще до зарождения религии. Но, в любом случае, кукольный театр удивительно, почти магически воздействует на человека, особенно ребенка.
Изначально, кукольный театр был народным зрелищем. Вспомним хотя бы ярмарки на Руси, которые не обходились без кукольного балагана и веселого, неунывающего Петрушки. Он появлялся над ширмой, здоровался с публикой, а затем начинались его приключения. Петрушка наказывал всех, кто его обижал, высмеивал жадность, обман, лживость. В других странах тоже были свои народные герои: итальянский Пульчинелла, французский Полишинель, английский Панч, чешский Кашпарек.
Каждый народ имел свои традиции кукольных спектаклей. Например, в Китае, Индии, Турции и других странах Азии был распространен театр теней. В этом театре нет традиционных кукол и красочных декораций. Вместо них — экран, на который проецируются силуэты людей, животных, птиц, предметов. А в Японии традиционным был театр дзёрури, где старинный народный песенный сказ соединяется с кукольным представлением. Декорации для такого театра рисовались очень тщательно и реалистично. Куклы изготовлялись большого «роста» (100-130 см), у них двигались не только ноги и руки, но даже пальцы, глаза и брови. Управляли такой куклой сразу три кукловода, и чтобы добиться слаженной работы, они должны были тренироваться не один год.
Жизнь народных кукольников – бродячих актёров была очень тяжела и мало чем отличалась от жизни нищих. После представления актёр-кукольник снимал шапку и протягивал её зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные монеты.
Сейчас кукольные театры существуют почти во всех странах. Самый известный кукольный театр в нашей стране – это театр Сергея Владимировича Образцова.
Какие бывают куклы?
Существует множество видов кукол для театра: марионетки, тростевые, планшетные, куклы-перчатки и даже пальчиковые куклы.
Марионетка — это кукла на ниточках. Суставы у такой куклы подвижные, поэтому она может ходить и танцевать почти, как настоящая. Обычно их делают из дерева. Но, если пофантазировать, марионетку можно сделать из пенопласта, картона, консервных банок, пластиковых бутылок и даже спичечных коробков.
С планшетными куклами актер-кукловод работает на специальном устройстве, которое называется планшетом. В домашних условиях его заменит невысокий журнальный столик, завешенный тканью. Декорации располагаются прямо на столике, и здесь же разыгрывается спектакль. Специальные планшетные куклы имеют рукоятки, которые крепятся к голове и туловищу куклы. С их помощью актер и управляет куклой.
В своей домашней постановке можно использовать большие мягкие игрушки, пришив к ним кожаные ремешки, куда можно будет вставить руку. Такой вид спектакля напоминает творческую ролевую игру.
Бывают и куколки-малышки, которые одеваются на пальчики. Их легко сделать, свернув в трубочку бумагу, разрисовав красками или фломастерами и приклеив ушки, усики и другие необходимые детали.
Самые простые по устройству перчаточные куклы, потому что надеваются они на руку, как перчатка, хотя и не совсем обычная.
Чуть-чуть сложнее по устройству гапитные куклы. Голова гапитной куклы более крупная, чем у куклы-петрушки, и вставленная в голову крепкая тонкая палочка – гапит – помогает удерживать голову куклы в нужном положении, поскольку на пальце её держать довольно трудно.
Также существуют плоские куклы, они делаются из плотной бумаги, картона или
выпиливаются из фанеры.
Приложение 2.
Сценарий спектакля
Самуил Маршак
Сказка о глупом мышонке
Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка:
- Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.
Стала жаба важно квакать:
- Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
- И-го-го! - поет лошадка. -
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю свинку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.
Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
- Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!
Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
- Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.
Закудахтала наседка:
- Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо и тепло.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку щука -
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет...
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:
- Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать...
Областной конкурс социальных проектов
для обучающихся образовательных учреждений Омской области
«Моя жизненная позиция»
Тема
Кукольный театр.
Авторы: «Театралы» 4 «б» класс
МКОУ «Кормиловский лицей»
р.п.Кормиловка
Руководитель: Фисько Юлия Алексеевна,
учитель начальных классов
МКОУ «Кормиловский лицей»
2011
Содержание
2.1 Описание проекта……………………………………………………. стр.4
2.2 Цели и задачи проекта……………………………………………….. стр.4
2.3 Этапы реализации проекта……………………………………………стр.5
2.4 Реализация проекта……………………………………………………стр.5
2.5 Ожидаемые результаты………………………………………………. стр.5
2.6 Дальнейшее развитие проекта……………………………………….. стр.6
3. Заключение………………………………………………………………………. стр.6
4. Список использованной литературы…………………………………………… стр.6
Введение.
Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, помогает легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, изучать иностранные языки, влияет на развитие художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет не условно, она реальность, ожившая сказка.
В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.
Дошкольники и младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения.
Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что тема достаточно актуальна и на данный момент недостаточно изучена.
Засилье Интернета и телевидения отучило людей ходить в театр, мы считаем, что наша работа поможет нашим одноклассникам окунуться в волшебство театра кукол, пробудит желание ходить в театр и просто сделать нашу школьную жизнь интереснее.
В содержательной части работы описана проведенная нами работа, в приложении имеется дополнительный материал о кукольном театре, сценарий спектакля, защита нашего проекта.
Описание проекта
Мы, учащиеся 4 «б» класса, представляем социальный проект «Кукольный театр».
Идея создания проекта принадлежит ученицам нашего класса Милениной Ульяне и Дубенко Марии. Мы сразу поддержали одноклассниц, но поддержат ли его другие ученики?
Какое интересное и полезное дело — школьный кукольный театр! Разве не замечательно всё сделать своими руками — и кукол, и сцену, — многому научиться и в конце концов самим разыграть спектакль. Но как организовать такой театр?
Для этого мы среди учеников 1 – 4 классов провели анкетирование, попросив детей ответить на вопросы:
• Что такое куклы?
• Что ты знаешь о кукольном театре?
• Нужен ли нам кукольный театр?
В результате проделанной работы мы выяснили, что не все дети могут точно сказать
• что такое куклы,
• что такое кукольный театр,
• но 39 человек из 40 опрошенных сказали, что кукольный театр нужен и даже объяснили, зачем: развлекаться, развивать ум, память, воображение, видеть прекрасное.
И мы сделали для себя вывод: школьный кукольный театр нам просто необходим.
Для чего же мы делаем свой проект?
• Это интересно.
• Это познавательно.
• Мы многое попробуем и узнаём. Расскажем об этом другим.
• Мы хотим сделать школьную жизнь интересней.
Цели и задачи проекта
Исследуя данную тему, мы поставили перед собой следующие цели:
1.Узнать историю зарождения театра кукол.
2.Выявить разновидности кукол. Найти различные способы их создания.
3.Поставить спектакль.
Цели исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Развивать интерес у детей к театру кукол.
2. Узнать об истории кукольного театра и рассказать об этом другим.
3. Поставить спектакль для ребят.
Основу гипотезы составило следующее предположение: если проведём эту работу, наша жизнь станет культурней и интересней.
Этапы реализации проекта
Наш проект длился с 29 сентября по 15 ноября. За это время мы
• определили цель и задачи проекта,
• составили план работы,
• разбились на группы,
• провели анкетирование
• нашли материал о создании кукольного театра,
• создали материальную базу театра,
• поставили спектакль «Сказка о глупом мышонке».
Реализация проекта
Учащиеся работали в 4-х творческих группах.
1-я проводила анкетирование.
2-я рассказывала ученикам начальной школы об истории кукольного театра. (Приложение 1) (Презентация 1)
3-я работала над постановкой спектакля. (Приложение 2)
4-я готовила защиту проекта. (Презентация 2)
Планируя работу проекта, были определены индивидуальные планы работы каждого в группе по своей исследовательской задаче.
У нас было много друзей-помощников это завуч по воспитательной работе и родители, которые помогали с художественным оформлением проекта, в библиотеке оказалось много книг о кукольном театре и кукольных героях.
Свои спектакли
• мы показали на родительском собрании,
• выступили перед учениками начальной школы.
Ожидаемые результаты
В результате этой работы мы и ребята других классов приобрели представления:
• об истории театра и театральной куклы;
• об устройстве театра.
и научились:
• водить куклу над ширмой;
• изготавливать театральную куклу из различных материалов;
• создавать декорации и афиши для спектаклей.
Дальнейшее развитие проекта
В дальнейшем мы планируем выступить в детских садах нашего района. Но мы решили продолжить нашу работу и дальше - выполнить постановку других спектаклей.
Заключение
Судя по тому, что на наших выступлениях были не только ученики начальных классов, но и много зрителей-старшеклассников, мы пришли к выводу, что кукольный театр нужен не только нам, но и всем: и большим, и маленьким.
Список использованной литературы
1. И.Ф.Петров Театр предметных кукол. Москва. Гум. Издательский центр "Владос" 2004г.
2.Л.В.Грушина "Ручные перчатки" Издательский дом "Карапуз" 2007г.
3. Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко Кукольный театр - дошкольникам. "Просвещение" 1982г.
4. Н.Ф.Сороеина "Играем в кукольный театр" Издательство "Арти" Москва
5. Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петров Театрализованные игры в детском саду Москва "Школьная Пресса" 2000г.
6. Интернет Свободная энциклопедия "Википедия"
Мать-и-мачеха
Муравьиная кухня
Тупое - острое
Позвольте, я вам помогу
Пчёлки на разведках