В результате работы были получены следующие результаты: структурирован теоретический материал по проблеме исследования; проанализированы данные тестирования, анкетирования по вопросу исследования. Доказана первоначальная гипотеза о зависимости системы подготовки к ЕГЭ от индивидуально-типологических черт доминирующего темперамента личности. Продуктом деятельности являются памятки с практическими рекомендациями по подготовке к ЕГЭ с учетом индивидуально – типологических особенностей и ведущего темперамента личности учащихся, которые распространены среди учителей 9-11-х классов МОУ «СОШ №4».
Вложение | Размер |
---|---|
2-plan_issledovaniya.doc | 50.5 КБ |
3-osnovnaya_statya_temperament_.doc | 177.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 258.5 КБ |
prilozhenie_2.doc | 89 КБ |
prilozhenie_3.doc | 84 КБ |
prilozhenie_4.doc | 113.5 КБ |
«Влияет ли тип темперамента личности на успешность подготовки к ЕГЭ?»
Шевчук Николай Олегович,
ХМАО-Югра, город Нефтеюганск, МОУ «СОШ №4», 11 «к» класс
План исследования.
Исследование по теме «Влияет ли тип темперамента личности на успешность подготовки к ЕГЭ?» можно разделить на три этапа:
Начальный (аналитико-организационный) этап исследования.
На этом этапе мной были изучены психологические труды и научно-популярная литература по теме исследования, а именно:
Основной метод исследования на данном этапе – теоретический анализ информационных источников по теме.
В результате начального этапа исследования были структурированы основные типологии темпераментов личности:
На этом этапе была сформулирована первоначальная гипотеза, составлен план исследования, определен основной инструментарий для его проведения.
Окончательно сформулирована цель исследования: путем теоретического анализа источников по проблеме и практических результатов исследования выявить, есть ли взаимосвязь между ведущим темпераментом личности и успешностью выполнения ЕГЭ? Если да, то можно ли предотвратить неприятности и построить подготовку к ЕГЭ с учетом темперамента?
Практический (накопительный) этап исследования.
На втором этапе проведена опытно-поисковая работа по теме исследования, подготовлены и проведены диагностические процедуры. Суть данного этапа – доказать или опровергнуть первоначальную гипотезу о наличии взаимосвязи между ведущим типом темперамента личности и успешностью ЕГЭ.
Основные методы исследования, использованные на данном этапе:
В результате второго этапа исследования была доказана первоначальная гипотеза о том, что если заранее знать особенности своего темперамента, его влияние на учебно-познавательную деятельность, то путем разработки индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций можно повысить результативность сдачи ЕГЭ, снизив стрессовую составляющую экзамена. В то же время, был сделан вывод: темперамент сам по себе не может быть причиной успехов или неудач, результат складывается из многих составляющих.
Практико-обобщающий этап исследования.
На третьем этапе осуществлялись обобщение и описание результатов исследовательской работы, систематизация и анализ результатов исследования, соотнесение предполагаемого и реального результатов реализации исследования, формулирование выводов и подготовка рекомендаций, оформление работы и подготовка презентации исследования.
Продуктом деятельности являются памятки с практическими рекомендациями по подготовке к ЕГЭ с учетом индивидуально – типологических особенностей и ведущего темперамента личности учащихся, которые распространены среди учителей 9-11-х классов МОУ «СОШ №4».
Основные выводы по теме исследования:
«Влияет ли тип темперамента личности на успешность подготовки к ЕГЭ?»
Шевчук Николай Олегович,
ХМАО-Югра, город Нефтеюганск, МОУ «СОШ №4», 11 «к» класс
Основная статья.
Единый государственный экзамен – это острая, животрепещущая тема, которая волнует и старшеклассников, и их родителей, и педагогов. Без сомнения, ЕГЭ имеет множество положительных сторон: возможность поступления в различные престижные вузы страны, выравнивание стартовых возможностей выпускников, объективность оценки знаний, уменьшение нагрузки за счет объединения выпускных и вступительных экзаменов… И все же от волнений, опасений и сомнений никуда не уйти. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко считает преувеличенными страхи абитуриентов, их родителей и преподавателей, связанные с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ), и говорит, что эта проблема – психологическая. Но ведь психологическая проблема – это тоже проблема, и необходимо найти пути её решения.
Мне кажется, что одним из недостатков ЕГЭ является то, что его результат зависит не только от знаний, но и от внимания и скрупулезности (неправильно заполнив бланк, можно получить 0 баллов), а также от устойчивости нервной системы. Находясь на экзамене в незнакомой обстановке, среди незнакомых людей, ученик испытывает стресс, что может ухудшить результат.
С психологическими проблемами при сдаче экзамена мне пришлось столкнуться в 9-м классе, когда мы сдавали экзамен по новой форме. Когда эмоции улеглись, я стал анализировать ситуацию и причину своего фиаско на экзамене по предмету, который никогда не вызывал у меня трудностей. Почему наиболее сложный для себя предмет я сдал на отлично, а русский язык, в знаниях по которому и я, и мой учитель были уверены – на «удовлетворительно»? Анализируя ситуацию в целом по своему классу, я выявил несколько особенностей: некоторые одноклассники показали максимальный результат, на который были способны (выше собственных ожиданий, годовых оценок и ожиданий учителя либо на их пределе), другие сдали экзамен явно ниже своих способностей, не смотря на то, что, вроде бы, добросовестно готовились. С чем это связано? Почему лично я не смог справиться с эмоциями и не ответил на элементарные вопросы теста, которые в обычной антистрессовой обстановке никогда не вызывали у меня затруднений. А мой друг, не особенно налегающий на усиленную подготовку, но совершенно спокойный в момент экзамена, показал максимум своих знаний и получил достойный для себя результат. Я задумался: может быть виной всему мой темперамент? И школьников с разным темпераментом нужно по-разному готовить к ЕГЭ?
Цель исследования: путем теоретического анализа источников по проблеме и практических результатов исследования выявить, есть ли взаимосвязь между ведущим темпераментом личности и успешностью выполнения ЕГЭ? Если да, то можно ли предотвратить неприятности и построить подготовку к ЕГЭ с учетом темперамента?
Гипотеза: если заранее знать особенности своего темперамента, его влияние на учебно-познавательную деятельность, его достоинства и недостатки, то путем разработки индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций можно повысить результативность сдачи ЕГЭ, снизив стрессовую составляющую экзамена.
Задачи работы:
Объектом исследования является система подготовки к ЕГЭ в 11к классе.
Для проведения исследования мной выбраны следующие методы:
Анализ источников информации по теме исследования:
Темперамент (лат. temperamenty) - соразмерность, «соотношение частей»; это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. 1
Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента обратимся к истории.
Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа 2, который считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает:
Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных.
Немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804) разделял темперамент человека на два типа:
В начале ХХ века возникла конституционная теория темперамента Кречмера и Шелдона - суть которой заключается в установлении связи темперамента с телосложением человека.
Академик И.П.Павлов 2 изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от нервной системы. Он выделил 4 основных типа:
Следует отметить, что нет деления темпераментов на «плохие» и «хорошие». Каждый из типов темперамента обладает определенными достоинствами, а некоторые из негативных характерологических свойств того или иного типа темперамента при соответствующих условиях могут сыграть положительную роль. При этом надо иметь ввиду, что в чистом виде типы темперамента не существует.
Изучив различные источники информации, я выявил основные характерологические черты личности, присущие представителям того или иного темперамента:
Сангвиник - человек с уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, жизнерадостен, характеризуется высокой сопротивляемостью к трудностям жизни, адаптивностью к ситуации. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. Обладает повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств. Ему присущи гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. 3
Позитивные черты | Негативные черты |
Высокая адаптивность, приспособляемость | Тяготится однообразием |
Общительность | Недостаточная глубина |
Высокая стрессоустойчивость | Недостаточная настойчи вость |
Быстрая реакция, включение в новый вид деятельности | Деятелен только при наличии интересного дела |
Уравновешенность. | Недостаточно усидчив |
Жизнерадостность | |
Гибкость ума |
Холерик - неуравновешенный, отличается повышенной возбудимостью (чем резко отличается от сангвиника). Быстрый, страстный, целеустремленный, инициативный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками. Самой природой они предназначены быть воинами, первопроходцами, исследователями, лидерами. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к проявлению невротических срывов. На внешние раздражители реагирует реагирует очень быстро, часто необдуманно, несдержанно. Замедленный и спокойный темп работы холерикам несвойствен.
Позитивные черты | Негативные черты |
Высокая активность, энергичность | Вспыльчивость, обидчивость |
Инициативность | Неустойчивость в поведении |
Решительность | Цикличность в работе и настроении |
Целеустремленность | Торопливость |
Познавательная активность. | Негативно реагирует на критику |
Уверенность. | Раздражительность |
Увлеченность делом. | Высокая утомляемость |
Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, ранимостью. Замкнут, тревожен, неуверен в себе, нерешителен, трудно сближается с людьми. Стремиться быть в «тени». Отличается повышенной утомляемостью. Болезненно и долго переживает неудачи. Боится перемен. Любит налаженный ритм деятельности. Осторожен и предусмотрителен в принятии решений.
Позитивные черты | Негативные черты |
Высокая чувствительность | Ранимость, мнительность |
Осторожность | Низкая активность |
Склонность к творчеству | Замкнутость, неуверенность |
Внимательный собеседник | Пасует перед трудностями |
Исполнительность | Зависимость от внешних раздражителей |
Склонность к депрессии |
Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Медлительный, терпеливый, миролюбивый, стабильный. Ему природой предназначено быть создателем, хранителем, опорой жизни. При больших неприятностях остается спокойным. Он с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивается. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпением, выдержкой, самообладанием. Упорен и настойчив в достижении намеченной цели. Старательно и пунктуально выполняет задания в среднем темпе. Усидчив, умеет долго сохранять значительное напряжение.
Позитивные черты | Негативные черты |
Высокая работоспособность | Лень |
Настойчивость | Инертность |
Стрессоустойчивость | Медлительность |
Уравновешенность | Требуется время для переключения внимания |
Самообладание, терпение | |
Усидчивость |
Проанализировав характерные черты, присущие людям с различным типом преобладающего темперамента, можно отметить следующее:
Для выявления возможных закономерностей и проведения сравнения между результатами ГИА за 9-й класс и типами темперамента личности было проведено тестирование и анкетирование учащихся 11к класса.
Испытуемым был предложен ряд методик: А. Белов «Формула темперамента», Г. Айзенк «Каков ваш темперамент?», В.М. Русалов «Структура вашего темперамента» 4. Результаты диагностики представлены в сводных таблицах, диаграммах и графиках (приложение).
При определении процентного соотношения типов темперамента, присущих конкретному человеку, (по методике А.Белова) выяснилось, что в нашем классе 18% учащихся с преобладающим темпераментом холерика, 36% - сангвиника, 27% - флегматика, 23% - меланхолика. Кроме того, у 4-х учащихся процентное соотношение между темпераментами примерно равное (темперамент ярко не выражен).
Для подтверждения результатов мной была использована методика «Каков ваш темперамент?» Г. Айзенка, позволяющая выявить ведущий тип темперамента, а также эмоциональную устойчивость, склонность к экстраверсии или интраверсии. По результатам тестирования выяснилось, что в нашем классе 41% интравертов, 59% - экстравертов. Эмоционально устойчивы – 54%, неустойчивы – 46%. Распределение по ведущему типу темперамента в основном совпало с результатами предыдущей диагностики: холериков – 18%, сангвиников – 41%, флегматиков – 18%, меланхоликов – 23%. Небольшие расхождения связаны с тем, что у некоторых учащихся результат пограничный (между сангвиником и флегматиком). 5
Можно предположить, что наибольшие трудности ждут на ЕГЭ представителей неуравновешенного, эмоционально-неустойчивого темперамента – меланхоликов и холериков (к которым отношусь и я).
Чтобы подтвердить либо опровергнуть это предположение, мной было проведено соответствие между результатами экзамена по новой форме за 9 класс и ведущим типом темперамента.
№ | ФИО учащихся | Ведущий тип темперамента | Эмоциональная устойчивость | Экстроверсия /интроверсия | Годовая оценка по РЯ | Результат ГИА |
Горбатова | Сангвиник | + | Экстроверт | 4 | 3 | |
Губин | Сангвиник | + | Экстроверт | 3 | 3 | |
Жернакова | Сангвиник | + | Экстроверт | 4 | 3 | |
Идылбаева | Флегматик | + | Интраверт | 4 | 5 | |
Карандашов | Флегматик | + | Интраверт | 4 | 4 | |
Катаргулова | Флегматик | + | Интраверт | 3 | 4 | |
Конушбаев | Сангвиник | + | Экстроверт | 3 | 4 | |
Краковяк | Холерик | - | Экстроверт | 3 | 2 | |
Кузанкин | Сангвиник - флегматик | + | Экстроверт | 4 | 4 | |
Лопатин | Сангвиник | + | Экстроверт | 3 | 4 | |
Мельничук | Меланхолик | - | Интраверт | 4 | 3 | |
Павлова | Сангвиник | + | Экстроверт | 4 | 5 | |
Погульский | Флегматик | + | Интраверт | 3 | 3 | |
Потрикеев | Меланхолик | - | Интраверт | 3 | 3 | |
Ридько | Сангвиник | + | Экстроверт | 3 | 4 | |
Саляхова | Меланхолик | - | Интраверт | 4 | 3 | |
Сафин | Меланхолик | - | Интраверт | 3 | 2 | |
Саяпов | Сангвиник | + | Экстроверт | 4 | 3 | |
Тарасов | Меланхолик | - | Интраверт | 3 | 3 | |
Фадеева | Холерик | - | Экстроверт | 4 | 3 | |
Чернышов | Холерик | - | Экстроверт | 4 | 3 | |
Шевчук | Холерик | - | Экстроверт | 5 | 3 |
Анализируя данные таблицы, можно отметить следующее:
Чистоте эксперимента мешает то, что нет возможности с минимальной погрешностью определить, насколько качественно готовились к экзаменам мои одноклассники. Возможно, что низкий результат некоторых из них связан с тем, что они просто не учили программный материал. Этот вопрос выявлялся мной через анкетирование (достоверность которого на совести респондентов). По данным анкет, из 10-ти человек, получивших низкую оценку на экзамене, серьезно готовились к экзамену 5 человек, 2 – повторяли основные темы, 3 человека – понадеялись на свои знания и не занимались специальной подготовкой.
Считаю необходимым упомянуть о том, что наша учительница русского языка, Белогурова Е. Ф., по результатам теста обладает уравновешенным флегматическим темпераментом. Вероятно, что система подготовки к экзамену, которую она применяет, больше всего подходит флегматикам.
По данным анкетирования одноклассников выяснилось следующее:
Конечно, нельзя делать скоропалительные выводы о том, что сангвиники и флегматики идеальны для сдачи ЕГЭ, тогда как холерики и меланхолики запрограммированы на неуспех. Все зависит от правильно организованной системы подготовки, от того, насколько школьник может нивелировать проблемы и опираться на сильные стороны своего темперамента.
Следующая задача исследования - составление рекомендаций по подготовке к ЕГЭ с учетом индивидуальных особенностей и ведущего темперамента личности учащихся. 8-9
Темперамент | Слабые стороны темперамента | Педагогические средства воздействия при подготовке к ЕГЭ |
Сангвиник | Потребность в поощрении, общественном признании. | Опора на то, что лучшее общественное признание – высокий рейтинг по результатам ЕГЭ. Использование таких средств педагогического воздействия, как легкая ирония, остроумие. |
Тяготится однообразием, рутинностью. | Задача учителя - нацелить на преодоление рутинности. Показать, что ЕГЭ может быть интересным (прояви терпение в части А, а потом получи удовольствие от выполнения частей Б и С). Учить не отступать перед трудностями, даже если не интересно. | |
Стремление к частой смене видов деятельности. | При подготовке можно применять различные роли: консультанта, помощника учителя и т.д. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойством характера. | |
Некоторая беспечность. | Упражнения, развивающие терпение, требующие сосредоточенности, кропотливости. Воспитание ответственности за результат. | |
Недостаточная аккуратность. | При проверке работ обращать внимание на качество оформления, настаивать на переделывании небрежной работы. Не допускать снисходительность к небрежности. | |
Холерик | Повышенная возбудимость, неуравновешенность. | Тренинг по формированию навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки к ЕГЭ «Учение без мучения». Спокойное предъявление требований, без уговоров. Уместны шутки, юмор. Больше тренировочных упражнений. Учить не обращать внимание на внешние раздражители. |
Цикличность деятельности (напор – спад). | Применение энергетических и релаксационных пауз (научить использовать их самостоятельно). Режим труда и отдыха. | |
Торопливость | Развивать умение планировать свою деятельность, сделать акцент на навыках самоконтроля. Преодолевать стремление отвечать на вопросы невпопад – тесты с несколькими вариантами ответов. Учить сосредотачиваться на конкретном задании, отвлекаясь от остальных. | |
Флегматик | Медлительность. | Тренинг по формированию навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки к ЕГЭ «Быль о поисках времени». Учить работать в постоянном темпе, развивать навык контроля времени. Не проявлять недовольство его нерасторопностью. |
Лень. | Режим дня. Мотивация успехом. | |
Сложность переключения. | Учить пропускать задания, переключаясь на следующее. Вооружить всеми возможными способами действий. | |
Меланхолик | Ранимость психики | Недопустимость резкого тона, невнимательности к душевным переживаниям. Дополнительные беседы накануне экзамена, чтобы избежать срыва. |
Повышенная утомляемость | Щадящий режим и принцип постепенности. Приемы релаксации. Комфортное место для занятий. | |
Неуверенность в себе | Тренинг по формированию навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки к ЕГЭ «Путь к вершине». Приемы повышения самооценки. Развитие самоконтроля учебных действий. Больше тренировок для минимизации волнения. | |
Боязнь нового | Использовать упражнения, позволяющие отвлечься от внешних раздражителей, снижающие тревожность. |
Таблица №2.
Тип темперамента | Сильные стороны темперамента, на которые необходимо опираться при подготовке к ЕГЭ | Педагогические средства воздействия |
Сангвиник | Высокий темп умственной работоспособности. | Максимальная поддержка стремления к выполнению большего объема заданий. |
Жажда нового. | Использование задач творческого и частично-поискового характера (части В и С). | |
Быстрая реакция. | Разнообразие тренировочных заданий. | |
Легкое переключение с одного вида деятельности на другой. | Учить пропускать задания, которые изначально вызывают затруднения, возвращаться к ним после выполнения более простых заданий. | |
Способность к преодолению высоких нагрузок. | Занятия в интенсивном режиме. | |
Холерик | Инициативность. | Не препятствовать активности, а стремиться так организовать учебный процесс, чтобы его активность нашла полезное применение. |
Быстрая реакция. Интеллектуальная активность. | Акцент на задачах творческого и частично-поискового характера (части В и С). | |
Целеустремленность и честолюбие | Использовать положительные стороны этих качеств в подготовительной работе. | |
Флегматик | Терпение и упорство. | Акцент на пунктуальности и качестве выполнения заданий. |
Выдержка и самообладание. | Индивидуальный стиль деятельности. | |
Рассудительность | Упражнения, требующие доказательства выбора решения. Структурирование материала. | |
Стрессоустойчивость | Акцент на этом качестве. | |
Меланхолик | Высокая обучаемость. | Акцент на задачах творческого и частично-поискового характера (части В и С). |
Осторожность | Делать акцент на развитом чувстве самоконтроля и самопроверки. | |
Приспособленность к монотонной работе | Большое количество тренировочных заданий, что снизит страх перед новизной экзамена. |
В результате исследования получены следующие результаты:
На основании исследования я пришел к следующим выводам:
Список использованной литературы:
Приложение II
Диагностика А. Белова «Формула темперамента».
Диаграммы процентного соотношения темперамента учащихся 11к класса.
Приложение IV
Диаграмма «Соотношение ведущих типов темперамента личности
по результатам диагностик по методике А. Белова и Г. Айзенка» (11к класс).
Приложение V
Диаграмма «Шкала экстраверсии учащихся 11к класса».
Диаграмма эмоциональной устойчивости учащихся 11к класса.
Приложение VI
Результат сдачи ГИА за 9-й класс учащихся с различным ведущим темпераментом личности.
Круговорот воды в пакете
Снежный всадник
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Сочные помидорки
Астрономический календарь. Март, 2019