В данной работе на основе анализа источников информации структурированы теории происхождения леворукости; проанализированы данные анкетирования, тестирования и наблюдения, изучено общественное мнение по теме исследования. На основании анализа данных психологической и логопедической диагностики учащихся 1-4 классов автор доказывает отсутствие прямой связи между ведущей рукой и проблемами развития ребенка. Продукт исследования - сборник рекомендаций для учителей и родителей «Дети из Зазеркалья».
Вложение | Размер |
---|---|
1_-_osnovnaya_statya.doc | 91.5 КБ |
2_-_broshyura_deti_iz_zazerkalya.doc | 472.5 КБ |
4_-_prezentaciya_k_rabote.ppt | 1.02 МБ |
«Леворукость: отклонение в развитии, признак гениальности
или индивидуальный вариант нормы?»
Шевчук Николай Олегович,
ХМАО-Югра, город Нефтеюганск, МБОУ «СОКШ №4», 10 «к» класс. 2009.
«В природе движение идет справа налево. Все светила и их спутники описывают круговые пути с востока на запад. У человека правая рука развита лучше, нежели левая... Завитки раковины, за редкими исключениями, завернуты справа налево. И если попадается раковина-левша, знатоки ценят ее на вес золота».
Жюль Верн, «Двадцать тысяч лье под водой».
Тема леворукости очень важна и интересна для меня, так как в моей семье четыре поколения по линии мамы являются леворукими (либо амбидекстрами). На мне данная наследственная линия остановлена, хотя сейчас, в достаточно сознательном возрасте, я ощущаю зов левой руки (изучив множество материалов по данной теме, я пришел к выводу, что, скорее всего, я – жертва скрытой леворукости). О проблеме переучивания левшей, об отношении общества к левше мне известно не понаслышке, а из семейных историй. Поэтому тема исследования для меня крайне актуальна.
Цель исследования:
На основе теоретического анализа источников по проблеме леворукости и практических результатов исследования доказать, что леворукость является индивидуальным вариантом нормы, что между леворукостью и отклонениями в развитии ребенка нет прямопропорциональной зависимости. Разработать практические рекомендации для учителей и родителей по адаптации леворукого ребенка в праворукой среде.
Своим исследованием мне хотелось бы решить следующие задачи:
Для проведения исследования мной выбраны следующие методы:
Основная часть исследования:
Большая часть человечества – праворукие. Левшей гораздо меньше, по данным исследователей из разных стран от 5 до 30%. Отмечается, что есть ярко выраженные левши или правши, есть наиболее активно действующие той или иной рукой, а есть амбидекстры - люди, одинаково хорошо владеющие и той, и другой конечностью.
Что же такое леворукость и каким образом она влияет на развитие человека? Есть мнение, подкрепленное данными медицинских осмотров (данные взяты из статьи отечественного нейрофизиолога А.В. Семеновича 1), что среди леворуких детей высок удельный вес детей с особенностями развития ЦНС и отставанием в развитии пространственного восприятия и психомоторных функций. С другой стороны, весьма распространено и альтернативное мнение – леворукие люди гениальны (приводится масса примеров – Леонардо да Винчи, Наполеон, Чарли Чаплин). Существование диаметрально противоположных точек зрения на один и тот же вопрос говорит о малой изученности данного явления.
Я считаю, что леворукость нельзя считать причиной отклонений в развитии (в ту или иную сторону). Причина отклонений (если они и есть) кроется не в леворукости, а в «декстра-стрессе» -- стрессовом воздействии праворукой среды. Леворукость не клеймо, не позор и не признак гениальности, а левши точно такие же люди, как и все, но с более развитым правым полушарием. То есть леворукость – это индивидуальный вариант нормы.
Чем больше я углублялся в изучение вопроса происхождения леворукости и ее влияния на развитие человека, тем больше наталкивался на противоречивые, а иногда и абсурдные, толкования данного явления. Это лишний раз убедило меня в том, что явление леворукости до сих пор изучено недостаточно.
Еще в начале нашей эры древние ученые пришли к выводу, что каждая половина мозга управляет противоположной половиной тела; что правое и левое полушария мозга различаются и это связано с предпочтением руки. Это привело к попыткам объяснить асимметрию рук через асимметрию других органов. Так, Аристотель считал, что органы, расположенные справа, мощнее, чем находящиеся слева. Основательное исследование мозга двух леворуких женщин в сравнении с мозгом праворуких индивидуумов было выполнено в Англии анатомом Оглом в 1871 году. Огл обнаружил, что мозг левши обладает зеркальной симметрией по отношению к мозгу праворукого человека.2
Очень популярна в околонаучной среде теория «щита и меча». Как известно, воины во время сражений держат щит левой, пассивной рукой, а оружие - в правой. Многовековая тренировка в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки в разных видах деятельности. Но, в этом случае, совершенно непонятно почему большинство женщин - праворукие, ведь они не пользовались щитом и мечом.
В 50-х годах прошлого столетия возникла теория, согласно которой считалось, что в процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие отвечает за конкретно-образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое - за речевые функции, чтение, письмо, математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называли преобладающим (доминантным). Считалось, что оно «управляет» правой рукой и ногой, а правое — левой рукой и ногой. Из этого следовал вывод, что у правшей доминирует левое полушарие, а у левшей - правое 3. Но за последние десятилетия появилось много новых данных, доказывающих, что в регуляции движений и правой, и левой руки участвуют оба полушария. Ученые опять оказались в начале пути, и пока остается загадкой, что же является ведущим фактором в деятельности мозга, обуславливающим предпочтение человеком той или иной руки. По-видимому, все открытия впереди.
Причины леворукости на данный момент научно не доказаны, но сопоставив различные источники, можно выделить основные предположения:
1. Влияние внешней среды: вынужденная леворукость (травмы правой руки в раннем детстве): подражание ребенка-правши леворуким родителям (в раннем детстве подражательность является ведущей составляющей развития).
2. Патологическая или компенсаторная леворукость (компенсация нарушений в развитии мозга ребенка): родовой стресс (наличие более двух неблагоприятных факторов при рождении); патология беременности.
3. Наследственная передача признака. Существует несколько концепций генетической обусловленности этого явления. Генетические модели объяснения леворукости принадлежат американским исследователям Томасу Нагилаки и Марион Аннет 4. На основе сопоставления статистических данных ими было доказано, что 50% детей становится леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% - если один из родителей леворук, и 6,3% - если в семье не было леворукого. Но данная теория не находит полного подтверждения в мире медицины.
Так как причины происхождения леворукости могут быть разными, то нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь (как и не печать гениальности). Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.
Следующей задачей моего исследования было изучение отношения общества к проблемам леворукости. Для этого я использовал изучение литературы, анкетирование, а также беседы с леворукими людьми.
В далеком прошлом к левше относились явно негативно, левая рука считалась грешной, нечистой (особенно в православии и католичестве). Сейчас ситуация иная – в средствах массовой информации воспевается уникальность и гениальность левшей.
Если же говорить о данных анкетирования, то можно отметить, что 92% опрошенных педагогов и воспитателей (число респондентов – 16), а также 76% родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста (42 респондента) считают леворукость индивидуальной особенностью организма, 8% педагогов и 18% родителей относятся к леворукости как уникальности и признаку одаренности (справедливости ради, необходимо отметить, что в основном это родители леворуких детей). В то же время, не смотря на видимое доброжелательное отношение к леворукости, 69% родителей отмечают, что не хотели бы, чтобы их ребенок был левшой (из-за сложности адаптации в обществе).
При беседе с леворукими людьми разных поколений выявляются тенденции положительных изменений в отношении общества к левше. Так, моя бабушка вспоминает, каким издевательствам она подвергалась со стороны учителя при обучении в начальной школе, как ее дразнили одноклассники, как она стеснялась пользоваться левой рукой. Моя мама же, хотя и подверглась переучиванию в начальной школе, никакого негатива не помнит. Она говорит о назойливом любопытстве со стороны окружающих, что также создавало дискомфорт. Беседуя со сверстниками, отмечается, что никто из них не испытывает негативной реакции по отношению к себе, но далеко не каждому из них уютно быть левшой, так как окружающий мир создан для праворуких.
То есть можно сделать вывод, что современный мир гораздо менее агрессивен к леворуким людям, наблюдаются явные положительные тенденции во взглядах на эту проблему, но, тем не менее, проблема адаптации левши в праворуком мире остается актуальной.
Одна из следующих задач моего исследования, которая возникла уже в ходе работы – через наблюдение за детьми определить возможные причины снижения количества леворуких детей к школьному периоду.
Проведя анкетирование учителей нашей школы, воспитателей детского сада, а также исследовав статистические данные, мной получен следующий результат: среди детей 1-3 лет – около 25% детей, отдающих предпочтение левой руке (причем отмечается склонность большинства детей к обоерукости), среди детей 4-6 лет – около 15% леворуких. В 1-й класс поступает 10-12% явно выраженных левшей, а вот в старших классах процент леворуких очень невысок – менее 5%. Учителя начальных классов также отмечают, что раньше леворуких детей было гораздо меньше. Данные моего анкетирования практически совпадают с исследованиями московского нейрофизиолога В.А. Арапетьянц 5, которая отмечает, что среди 7 - 8-летних москвичей отмечалось 12% левшей, а к 14-15 годам 4-5%.
То есть и статистические данные, и анкетирование педагогов говорят о том, что по мере взросления количество левшей уменьшается. Почему? Моя гипотеза такова: агрессивность праворукой среды заставляет леворуких приспосабливаться, адаптироваться.
Хотя, если говорить о переучивании детей, то можно отметить, что уже в 1985 году эта проблема была решена. Сейчас абсолютно каждый педагог твердо уверен во вреде переучивания левши, так как есть немало свидетельств того, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах детей. Медики подсчитали, что каждый третий заикающийся ребенок – это переученный левша. Тем не менее, не смотря на запрет насильственного переучивания, количество левшей с возрастом уменьшается. Почему?
Наблюдая за детьми в младшей и средней группе детского сада (то есть за возрастом 2-4 лет, когда начинает формироваться «рукость»), я отметил, что у детей разная степень предпочтения той или иной руке. Есть дети, которые упорно пользуются только левой или только правой рукой при выполнении таких действий, как еда, игра совком, жестикуляция. Другие же дети легко поддаются влиянию, и, после небольшого замешательства, могут, подражая окружающим, изменить доминирующую руку. В этом случае имеет место ненасильственное переучивание. Воспитатель, не акцентируя внимания на личности ребенка, говорит детям: «Ребята, возьмите ложку (ручку, карандаш) правильно» (при этом показывая, как это сделать). А ребенок, как правило, подражает взрослым или сверстникам. У таких детей формируется скрытая леворукость, которая проявляется только в исключительных случаях (при волнении). В обычной ситуации такие дети не отличаются поведением от правшей. Видимо, этим и объясняется феномен правши, который не знает, что от рождения он - левша, но с возрастом чувствует "зов левой руки" (как и произошло со мной). Кстати, начав исследование данной проблемы, я изучил семейный фотоархив и обнаружил массу подтверждений, что в раннем детстве я отдавал предпочтение левой руке (активные действия и жестикуляция левой рукой, главенство левой руки в «позе Наполеона»).
А дети со стойкой леворукостью не реагируют на пример окружающих, капризничают, если им пытаются поменять ведущую руку. Это стойкие левши, которых, как и показывает статистика, около 10%.
Кроме того, проведя среди 5-х детей (возраст формирования стойкого предпочтения той или иной руки) тестирование на определение ведущей руки по методике М.Н. Князевой – В.Ю. Вильдавского 6, я получил следующий результат: по результатам теста в старшей группе детского сада 24% детей с ведущей левой рукой, а по данным воспитателя – 16% (разница составляет 2 человека). То есть среди детей есть скрытая леворукость.
Среди своих одноклассников я воспользовался опросником М. Аннет 4 для определения ведущей руки в деятельности. Обработав данные опросника, я получил следующие результаты: 24% моих одноклассников являются амбидекстрами, то есть в быту достаточно часто пользуются той и другой рукой в качестве ведущей, 8% - в качестве ведущей используют левую руку чаще правой. Тогда как в классе нет ни одного левши. Вероятно, здесь также имеет место скрытая леворукость.
Следовательно, на сновании вышеизложенных фактов можно сделать вывод, что дети с неявно выявленной леворукостью в некоторых случаях приспосабливаются к праворукой окружающей среде, что и снижает процент левшей к школьному возрасту, так как стойкое предпочтение руки формируется к 5 годам (предшкольный период).
Следующая задача моего исследования - доказать, что леворукость не является причиной отклонений в развитии ребенка. Для решения данной задачи я использовал анализ статистических данных логопедической и психологической диагностики, анкетирование преподавателей и воспитателей, наблюдение и пр. Статистический анализ диагностики учащихся начальных классов нашей школы показывает следующее:
Проблемы в развитии | Правши | Левши | Примечания, комментарии. |
Стойкие трудности в обучении (в усвоении школьной программы) | 12% от количества правшей в 1-х классах | 12,5% от количества левшей в 1-х классах | |
Серьезные дефекты в развитии речи (необходимость в логокоррекции). | 24% от количества праворуких учащихся 1-4 классов | 15% от количества леворуких учащихся начальной школы. | По данным логопеда в составе школьного логопункта 7% левшей (4 ребенка из 55). |
Дисграфия (нарушение письма) | 22% от количества праворуких учащихся 1-4 классов | 26% от количества леворуких учащихся начальной школы. | То есть дисграфия может быть следствием леворукости, но, как показывают данные, среди праворуких детей дисграфов не меньше. Среди левшей чаще встречается оптическая дисграфия (в связи с нарушением пространственных представлений).7 |
Отзеркаливание букв при письме | 8% от количества праворуких учащихся начальной школы | 4% от количества леворуких учащихся начальной школы. | Дефектологи отмечают, что отзеркаливание свойственно переученным левшам (до85%). 7 |
Высокая утомляемость | 17% от количества праворуких учащихся начальной школы | 15% от количества леворуких учащихся начальной школы. | |
Гиперактивность | 5% | 4% | |
Проблемы в пространственном восприятии (право-лево и пр.) | 12% правшей | 48% левшей | Объективно, что сложности в пространственном восприятии характерны многим левшам, но это не указывает на отклонения в интеллектуальном развитии, это – особенность развития, требующая коррекции. |
То есть, сопоставив данные, можно сделать вывод, что процент детей имеющих различные отклонения в развитии, среди правшей и левшей примерно равнозначен. Эти данные в основном совпадают со среднестатистическими данными по России.
Анализируя результаты анкетирования учителей начальной школы, выяснилось, что практически все преподаватели (90% опрошенных) отмечают, что дети-левши усваивают программу так же, как правши, что леворукость не влияет на уровень интеллектуального развития и успеваемость.
То есть можно сделать вывод, что леворукость не является причиной отставания ребенка в развитии.
Другой полюс мифа о леворукости – отпечаток гениальности. Масса статей разного рода, которыми переполнен Интернет и прочие средства массовой информации, подчеркивают уникальность и гениальность левшей, приводя данные исследований, что коэффициент IQ левшей на порядок выше. С подобным отношением к себе (как к касте избранных) во время учебы в институте столкнулась и моя мама. Один из преподавателей во время экзамена заметив, что мама чертит левой рукой, устроил эксперимент, опрашивая ее не по билету, а по всему материалу, объясняя это тем, что она от природы более одарена интеллектуально и обычный экзамен для нее слишком прост. Данное популистское мнение не выдерживает никакой критики. Да, среди великих гениев человечества много левшей. Но и правшей не меньше. Гений левши Леонардо да Винчи сопоставим с гением правши Ломоносова, гений леворукого военачальника Наполеона также значим, как и гений праворукого Александра Суворова. Я считаю, что эта точка зрения возникла как защитная реакция левшей.
Обе, на первый взгляд, диаметрально противоположные точки зрения на леворукость говорят об одном: праворукий мир, не смотря на прогресс, видит в леворукости отклонение. Хотя на самом деле леворукость – индивидуальный вариант нормы. Соответственно требует индивидуального подхода.
Проблема успешной адаптации леворукого ребенка в праворуком мире очевидна. В этом направлении делается достаточно много: выпускают инструменты для левшей, канцелярские принадлежности, специальные прописи.
В то же время, очевидно, что отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе, так как леворукого ребенка в школе учат так же, как и праворукого, не специальных методик обучения для левшей. Все педагоги нашей школы считают, что необходимы специальные рекомендации для работы с левшами, а также организация консультаций для родителей левшей для того, чтобы ребенок не испытывал затруднений в жизненных ситуациях.
Если же говорить о мнении родителей, то среди них подобного единодушия не наблюдается. По данным анкетирования, 46% родителей леворуких детей считают, что их детям не нужен особый подход, что у них нет никаких трудностей (хотя это объективно не так, что подтверждают наблюдения за действиями детей на уроках труда, на физкультуре, письме). Возможно, родители считают индивидуальный подход лишним напоминанием об особенности их ребенка. На самом деле нельзя не понимать, что без индивидуального подхода не обойтись.
Многие действия дети осваивают на основе подражания действиям взрослых. Без индивидуального подхода к ребенку он никогда не сможет перевести сложные действия правой руки взрослого на левую сторону. Ведь на уроке учитель показывает всем детям, как держать ручку, как писать тот или иной элемент, как пользоваться ножницами, вязальными спицами. Правша легко копирует его действия. А что делать левше? Моя мама до сих пор с сожалением вспоминает, что так и не научилась вязать, так как не могла перевести действия учителя на левую руку. Сейчас она говорит, что достаточно было бы зеркала, чтобы понять принцип.
Также не вызывает сомнений, что у леворуких детей затруднена ориентация в пространстве (это подтверждается и исследованиями психологов, и данными диагностики учащихся начальной школы). Наблюдая за детьми на занятиях физической культурой в детском саду и школе, я заметил, что многие левши путаются при выполнении поворотов направо- налево, либо выполняют их медленнее других. В этом, конечно, нет ничего страшного, но эту проблему, как и многие другие, леворукому малышу нужно помочь решить.
Если понять индивидуальный взгляд на мир ребенка-левши и помочь ему совместно преодолеть трудности адаптации к тем действиям, которые требуют доминанты ведущей руки, то он легко приспособится к жизни в праворуком мире.
Одним из результатов своего исследования я считаю создание небольшой иллюстрированной брошюры «Дети из Зазеркалья», в которой я собрал советы по адаптации левшей в праворуком мире (основанные как на материалах ученых-психологов, так и на воспоминаниях о преодолении детских трудностей взрослого левши). Советы адаптированы мной для популярного чтения, проиллюстрированы фотографиями и предназначены для родителей, а также учителей начальной школы (для осуществления индивидуального подхода к леворуким детям). /Брошюра «Дети из зазеркалья» - приложение к работе/.
И так, проведя исследование по изучению проблемы леворукости, получены следующие результаты:
На основании исследования я пришел к следующим выводам:
Список использованной литературы:
Советы внимательным учителям.
и заботливым родителям
Составитель: Шевчук Н.
г.Нефтеюганск.
МОУ «СОШ №4»
Уважаемые взрослые! Если вы хотите узнать, как воспринимает мир ваш малыш-левша, то советую прочитать всем известную книгу Льюиса Кэрролла “Приключения Алисы в стране чудес”. Мало кто знает, что эта книга написана математиком-левшой, специально для 6-летней леворукой девочки Эллис Лидл и не предназначалась для широкого круга читателей. Автор не предполагал, что рассказанная им история мира наоборот, где часы идут справа налево, близкое оказывается далеким и т.д. станет любимой книгой детей и взрослых разных поколений. Он просто хотел поделиться эмоциями, в игровой форме выразить свое восприятие мира.
Если леворукому ребенку не оказать помощь в адаптации к окружающему миру, то он будет чувствовать себя в системе образования, созданной для правшей, как ребенок в заколдованном мире, где ему все чуждо. Поэтому обязанность взрослых – помочь ребенку приспособиться к праворукой среде, сделать так, чтобы процесс обучения протекал безболезненно. Я надеюсь, что это небольшое пособие окажет вам помощь в обучении и воспитании леворукого малыша, так как в нем собраны как практические рекомендации ученых, так и «маленькие хитрости взрослого левши» (на основе жизненного опыта левши-педагога).
Дорогие родители! Одно из основных условий – не надо относиться к леворукому малышу как к ребенку, страдающему серьезным заболеванием, не надо акцентировать внимание на этой особенности. Постарайтесь создать условия, при которых ребенок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не чувствовал бы негативного отношения к своей леворукости. Способности вашего ребенка ждут своего раскрытия, а не активного подавления.
При организации учебы леворукого ребенка в школе и дома следует соблюдать ряд условий.
Первое из них касается рабочего места ребенка. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны, там же целесообразно располагать необходимые образцы для копирования для расширения зрительной зоны, а необходимые канцелярские принадлежности – слева.
С целью профилактики проблем при обучении письму нужно еще до школы (после 5 лет) научить малыша правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь. Когда начинается непосредственно письмо - новая и трудная для ребенка деятельность, - делать это будет гораздо труднее Для правильной позы при письме необходимо:
Рекомендуется повернуть тетрадь или лист бумаги
так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди. Причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое. Сначала правая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху.
НЕПРАВИЛЬНО!
ПРАВИЛЬНО!
Для того, чтобы Ваш малыш легче запомнил правильное расположение принадлежностей при письме, можно использовать пластиковый или картонный коврик-помощник с разметкой, который можно приобрести в магазине или изготовить самому.
Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.
Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно.
Если есть возможность, то советуем Вам приобрести специальные канцелярские принадлежности для левшей. В этом случае вашему малышу не придется идти на различные ухищрения для приспособления праворуких вещей к левой руке.
Например, шариковая ручка со специальными углублениями для правильной фиксации пальцев и быстросохнущими чернилами сделает письмо левой рукой очень комфортным и удобным.
Ножницы для леворуких благодаря перевернутым лезвиям легко режут бумагу при работе именно левой рукой, в отличие от обычных ножниц для праворуких, которые при использовании их левшами лишь сгибают и мнут ее.
Линейка с разметкой шкалы справа налево решает проблемы, возникающие в связи с неудобным движением руки слева направо, при котором рукой закрывается шкала линейки и размазывается проведенная линия.
В точилке для левшей лезвие перевернуто в другую сторону.
Если ребенок с самого начала школьного обучения будет пользоваться специальными школьными принадлежностями, то, скорее всего, он не почувствует дискомфорта.
Если леворукий ребенок испытывает трудности при обучении письму, то не стоит требовать от него безотрывного письма с соблюдением обязательного наклона. Письмо с наклоном сложно для левши, так как ребенок загораживает себе рабочей рукой линию письма. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку. Снижать оценку леворукому ребенку за недостаточно развитую каллиграфию нельзя, от этого он не станет писать более красиво. Помните – красивый почерк еще не залог успеха в обучении.
Образцы почерка левши.
Существуют специальные прописи для леворуких детей, которые отличаются от обычных тем, что все образцы пишутся с правой стороны по отношению к ученику для расширения зрительной зоны. Написание букв в них сопровождается вспомогательными знаками – точками (откуда начинать письмо) и стрелками (направление письма).
По этому же принципу учитель может строить индивидуальную работу с ребенком. Конечно, это потребует больше затрат, но зато и результат будет намного выше.
Часто бывает так, что левша, рано научившись читать, не может запомнить последовательность букв в алфавите, что также связано со сложностью пространственных представлений и последовательностей. Например, моя мама, являясь учителем начальных классов, до сих пор плохо знает алфавит и всегда имеет под рукой блокнотик с адресным алфавитом. Попробуйте и вы применять в подобной ситуации «помощник», который ненавязчиво для чужого глаза поможет вашему ребенку.
Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки, направления право – лево, вращение в ту или иную сторону. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов. Моя мама до сих пор, указывая водителю путь, сначала мысленно вспоминает, на какой руке у нее в детстве были надеты часы (произвольное ориентирование). Относитесь терпеливо к тому, что ваш малыш может медленнее, чем другие, определять сторону света, не сразу научится ориентироваться на листе бумаги. Очень скоро он всему научится. Вооружитесь терпением.
Чаще играйте с ребенком в игры на определение пространственного расположения предметов: «Перечисли предметы справа от тебя» или «Положи кубик слева от себя». Если малыш затрудняется выполнить задание, то уточните, что справа - ближе к правой руке, а слева — ближе к левой. Потом усложните инструкцию игры: положить ручку слева от кубика; положить карандаш справа от книги; сказать, где находится ручка по отношению к кубику, карандаш по отношению к книге.
Чтобы научить ребенка-левшу пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.д., возьмите его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторите нужное движение. Ваша задача — буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы.
При обучении действиям, требующим сложных манипуляций рук и длительной последовательности действий, например, при обучении вязанию, плетению макраме, попробуйте пользоваться зеркалом. Ведь ребенку очень сложно перекодировать операции, выполняемые учителем-правшой, с правой на левую руку, буквально «перевернуть» их. Рассматривая те же действия взрослого в зеркале, ребенок поймет, каким образом должна двигаться его рука.
Любые двигательные действия желательно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
В обыденной жизни следует предоставить ребенку самому решать, какой рукой он будет выполнять привычные действия. Исключение составляет еда, поскольку лучше сразу обучить ребенка действовать ножом и вилкой принятым в Европе способом, когда обе руки активны в разных действиях: нож находится в правой руке, а вилка – в левой. Поскольку пользование ложкой не ограничивается правилами, то и ребенок это может делать удобной для него рукой.
Уважаемые взрослые! Помните, что с какими бы трудностями ни столкнулся леворукий малыш и в детском саду и школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет постоянно ощущать поддержку, понимание и любовь со стороны родителей и учителя, Успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.
Помните, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка. Любой учитель знает, как разнообразны все дети — и праворукие, и леворукие, и каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе: слишком много факторов определяет поведение ребенка, и рукость среди них — значимый, но не определяющий параметр.
«Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим» (М. Безруких).
Успехов Вам и Вашему ребенку!
Слайд 1
Леворукость: отклонение в развитии, признак гениальности или индивидуальный вариант нормы? «В природе движение идет справа налево. Все светила и их спутники описывают круговые пути с востока на запад. У человека правая рука развита лучше, нежели левая... Завитки раковины, за редким исключением, завернуты справа налево. И если попадается раковина-левша, знатоки ценят ее на вес золота». Жюль Верн.Слайд 2
Задачи исследования: Изучить гипотезы происхождения леворукости, рассмотрев исторические и научно-физиологические точки зрения по данному вопросу. Изучить отношение общества к проблемам леворукости . Основываясь на исследованиях ученых по данной тематике, а также на данных наблюдения, анкетирования и тестирования, доказать, что леворукость не является причиной отклонений в развитии ребенка. Оказать практическую помощь по адаптации леворукого ребенка родителям, воспитателям детских садов и учителям начальных классов через создание брошюры «Дети из Зазеркалья» (на основании советов ученых, а также исходя из практики общения с левшами).
Слайд 3
Методы исследования: Анализ источников информации по исследуемой проблематике. Анкетирование воспитателей детского сада, учителей, родителей, специалистов. Наблюдение. Объект наблюдения: воспитанники детского сада «Теремок» г.Михайловска Свердловской области; учащиеся 1-х классов МОУ «СОШ №4». Тестирование старших дошкольников как способ определения ведущей руки. Обработка и сопоставительный анализ данных.
Слайд 4
Правый? Левый?
Слайд 5
Теории происхождения леворукости Асимметрия рук объясняется асимметрией других органов (Аристотель). Зеркальная симметрия мозга левши (В. Огл, 1871г.) Теория «щита и меча». Социальная теория леворукости. Леворукость – результат привычки (С. Джексон, 1905г.). Леворукость – результат эмоционального негативизма (З.Фрейд). Разделение функций между левым и правым полушариями головного мозга (А.В. Семенович, 1950гг.) Генетическая модель леворукости по соотношению руки и центра речи (Джерре Леви и Томас Нагилаки). Генетическая модель фактора правого сдвига (М. Аннет, 1960гг.)
Слайд 6
Основные причины леворукости Влияние внешней среды. Компенсаторная леворукость. Наследственная передача признака.
Слайд 7
Отношение к леворукости
Слайд 8
бабушка - левша мама - левша сверстники
Слайд 9
Количество леворуких детей разного возраста
Слайд 10
Период формирования предпочтения той или иной руки
Слайд 11
Скрытая леворукость (изучение фотоархива семьи) 2 месяца 3 года 5 лет
Слайд 12
Тест на определение ведущей руки Игра в кубики Завязывание шнурков Действия игрушками Чистит зубы рисование
Слайд 13
Данные логопедической диагностики (1-4 класс)
Слайд 14
Образцы почерка левши
Слайд 15
Данные психологической диагностики
Слайд 16
Леворукость – признак гениальности? левша Леонардо да Винчи правша Ломоносов левша Наполеон правша Суворов
Слайд 17
«Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим» М. Безруких.
Слайд 18
Необходимы ли специальные рекомендации для работы с левшами?
Слайд 19
Леворукий ребенок в школе
Слайд 20
Страницы брошюры «Дети из Зазеркалья» При организации учебы леворукого ребенка в школе и дома следует соблюдать ряд условий. Первое из них касается рабочего места ребенка. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны, там же целесообразно располагать необходимые образцы для копирования для расширения зрительной зоны, а необходимые канцелярские принадлежности – слева.
Слайд 21
Страницы брошюры «Дети из Зазеркалья» Рекомендуется повернуть тетрадь или лист бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди. Причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое. Сначала правая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху. Неправильно! Правильно!
Слайд 22
Выводы: Анализ данных психологической и логопедической диагностики учащихся 1-4 классов доказывает отсутствие прямой связи между ведущей рукой и проблемами в развитии ребенка. Леворукость – индивидуальный вариант нормы. Склонность к действию той или иной рукой нельзя считать отклонением в развитии. Наиболее частыми причинами леворукости являются наследственность и патология развития плода. Предпочтение ведущей руки окончательно определяется к 4-5 годам. Фактор переучивания левши (декстра-стресс) приводит к возникновению школьных неврозов. Количество левшей с возрастом уменьшается, так как агрессивность праворукой среды заставляет леворуких приспосабливаться (ненасильственное переучивание). Осуществление индивидуального подхода к особенностям восприятия мира леворукого ребенка снизит проблемы адаптации левши в преимущественно праворуком мире.
Слайд 23
спасибо за внимание!
Девочка-Снегурочка
Именинный пирог
Растрёпанный воробей
Самый главный и трудный вопрос
Ель