Материал к научной конференции "Шаг в будущее"
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 55.5 КБ |
Цель - познакомиться с разнообразным и увлекательным миром кристаллов, с тем, что известно о кристаллах современной науке, с методами изучения кристаллов.
«Занимательная минералогия» дает возможность учащимся дополнить и углубить свои знания о минералах, горных породах и полезных ископаемых не только известных по школьному курсу природоведения, но и о таких минералах, которые в народном хозяйстве нашли свое применение недавно.
1. Изучить более глубоко сведения о свойствах минералов, об их росте
и структуре, о применении кристаллов во многих областях науки и научиться пользоваться этими знаниями в повседневной жизни
2. Выявить связи минералогии с другими отраслями знаний, определить возможности их применения.
3. Научиться видеть в минералах точные модели окружающего мира и природы, геологическую последовательность их возникновения .
Возникновение минералогии. Практическое значение минералогии. Связь с науками о Земле. Мир камня. Крупнейший минералогический музей страны. Ильменский минералогический заповедник.
ПЛАН
1. Аннотация.
2. Введение.
3. Ильменьский заповедник
4. Геология наука о полезных ископаемых.
5. Кристаллография.
6. Новоафонская пещера.
7. Янтарная комната.
8. Эксперимент
9. Эпилог.
Введение
Мое увлечение – это мир камней и минералов. Они для меня живые очень добрые друзья и помощники, которые пришли в наш мир научить нас безусловной любви и добру.
Царство минералов древнее, как сама Земля. Камни являются свидетелями всех событий, происходящих на планете. Они несут в себе ценную информацию и ждут, когда мы научимся их понимать. И отправился я в гости к Хозяйке Медной горы. В Ильменский заповедник под открытым небом, в котором содержится почти вся таблица Менделеева. Находится он на Урале, чью сокровищницу описывал в своих сказах П. Бажов.
У первобытного человека предметом увлечения были особые свойства камня – прочность, твердость (рис.), способность высекать огонь (рис. ). Когда люди научились воспринимать красоту, то обратили внимание на разноцветные минералы. (рис.)
Современного человека камень привлекает как бесконечно разнообразный по свойствам и красоте природный материал. Чем глубже мы его изучаем, тем больше нового и оригинального дает нам каменный мир. Это книга, которая всегда открыта, всегда перед глазами. О многом может рассказать нам она.
Камни – немые свидетели прошлого. Изучая их, мы узнаем, как на протяжении многих миллионов лет менялся рельеф земной поверхности, какие изменения претерпел климат, как образовались залежи полезных ископаемых. Камни могут рассказать о многом, нужно только суметь изучить и понять их «молчаливый язык» (рис.).
Доказано, что камень рождается, живет и умирает, только в отличие от живых существ продолжительность их жизни неизмеримо выше. Камни возникают при определенных условиях в глубинах Земли или на дне моря. Зная, как образовалась данная горная порода, мы можем мысленно восстановить ту обстановку, в которой шло их образование. Камни могут рассказать о возрасте морей, гор, равнин, о том, каким был когда-то климат на данной территории. (рис.).
Ученые утверждают, что Черное море возникло позже Тихого океана, а горы Карпаты значительно моложе Саянских гор. Как же ученые узнали об этом? Оказывается, о происхождении земной коры рассказывают горные породы. Как же определить возраст горных пород?
А всегда ли по залеганию горных пород можно определить возраст? Нет, иногда пласты бывают перевернуты в результате сильных движений земной коры. Но есть наука палеонтология, которая изучает вымершие организмы и развитие органического мира в течение всего геологического прошлого Земли. Ученых, занимающихся этой наукой, называют палеонтологами. Они установили, что каждому пласту соответствуют окаменевшие останки животных и растений, живших в тот момент. По этим окаменевшим останкам палеонтологи точно могут определить, когда образовалась та или иная горная порода. (рис.).
Могут ли горные породы рассказать о том, как менялся климат в том или ином районе нашей планеты? Оказывается, камни довольно точно могут поведать об этом.
Геология- наука о полезных ископаемых
Геология – наука о полезных ископаемых. В 1931 г. в Туринском минералогическом музее на северном Урале геолог Картавин просматривал образцы горных пород. Его внимание привлек кусок камня красного цвета. Был проведен анализ этого куска, т. е. определили количество содержавшихся в нем различных химических элементов. Оказалось, что это был высококачественный боксит с большим содержанием алюминия. По записи в музее установили, где был найден этот камень. Так было открыто крупное месторождение бокситов. Когда на месторождение приехали геологи, они увидели, что окрестности покрыты красной спелой земляникой, будто красной шапкой. Месторождение назвали «Красной шапочкой».
О том, как камни помогли геологам находить залежи полезных ископаемых, можно рассказать очень много. Взять хотя бы открытие якутских алмазов. И здесь помогли камни – голубоватые кимберлиты и красные пиропы. Геологам известно, что там, где находятся эти камни, должны быть алмазы.
Алмаз ценят не столько за красоту, сколько за твердость. Для ювелирных целей используют только всего несколько процентов алмазов, находимых в мире. Львиная доля достается металлорежущей и приборостроительной промышленности. Крупнейшее месторождение алмазов в России находится в Якутии, в г. Мирный. Отсюда на «Большую землю» едут, плывут, летят все новые и новые партии изумительных якутских алмазов.
Кристаллография
(рис.)
У знаменитого алмаза есть брат, только он не такой яркий – графит. С ним мы встречаемся уже в раннем детстве, когда берём в руки карандаш и выводим первые слова или первые рисунки, ибо графит – главное сырьё для изготовления карандашей. Графит, как и алмаз, состоит из углерода, но какая разница свойств! Алмаз самый твёрдый, графит – самый мягкий (пачкает руки и бумагу). Алмаз бывает прозрачным, как капля воды, графит – всегда тёмно-серый, непрозрачный. Алмаз образует прекрасные кристаллы и неэлектропроводен, графит можно найти в чешуйчатых или сплошных аморфных массах, он прекрасный проводник электричества. На земле нет другого примера столь разительной противоположности физических свойств двух минералов одного состава, чем графит и алмаз. Всё объясняется различием их внутреннего строения, различным расположением атомов углерода в кристаллических решётках этих минералов. Изучает такие свойства минералов наука кристаллография.
Новоафонская пещера.
Потом я побывал в Новоафонской пещере. (рис. )
Обратите внимание, какой красоты известковые наплывы образует природа. В год сталактиты (сверху) и сталагмиты (снизу) вырастают всего лишь на 2- 3 см. Со временем они могут слиться, но на это уйдёт не одна сотня лет.
Янтарная комната.
Летом я побывал на Балтийском море и, конечно, заглянул в музей янтаря. (рис. )
И узнал о восьмом чуде света- Янтарной комнате, названной так за её необычайною красоту и неповторимость.
Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее замысел приписывали немецкому архитектору. Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось. Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца ее не раз переносили с места на место.
В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов. Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей в Царском селе.
Магия шедевра прусского искусства, овеянного множеством легенд, вызвала к жизни «девятое чудо света» — возрожденную Янтарную комнату, которую мы с благодарностью получили из рук российских мастеров.
Эксперимент
1. Меня очень увлекла эта тема и я задал себе вопрос: «Можно ли вырастить кристаллы самому?».
Первые кристаллы я выращивал из песка и соли. Заметил, что кристаллы пека крупнее соли.
2. Для следующих опытов я покупал реактивы
Мне понадобились квасцы сульфата алюминия калия и пищевой краситель, медный купорос и вода.
(рис.)
Эпилог
… Я поделился с Вами информацией, которую передают мне камни.
Кристаллы кварца – это монахи-капуцины. У них свои города.
Агаты оценивают нас: насколько мы соответствуем их понятиям справедливости.
Прозрачные лиловые аметисты завораживают своей возвышенностью.
Многоликая разноцветная яшма чарует неповторимостью своих узоров.
Сиреневый чароит загадочен.
Камни не молчат, просто не все их слышат…
СПАСИБО !
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ферсман А.Е. «Занимательная минералогия»
2.
3.
4. Здорик Т. Б. Камень, рождающий металл. М., Просвещение, 1984.
5. Соболевский В. Н. Замечательные минералы. М., Просвещение, 1983.
6. Ферсман А. Е. Занимательная геохимия. М., Просвещение, 1968.
Приложение
Игра «Ромашка»
январь – гранат июль – рубин
февраль – аметист август - хризалит
апрель – алмаз сентябрь - сапфир
март – аквамарин октябрь - опал
май – изумруд ноябрь - топаз
июнь - жемчуг кабрь - бирюза
Яблоко
Северное сияние
Три коробки с орехами
Повезло! Стихи о счастливой семье
Швейня