Вера, духовность и патриотизм всегда были и остаются надежными ориентирами в жизни людей. Они, как нескудеющие источники, не только питают память народа, но продолжают незримо созидать его душу, его характер, его будущее.
Духовно-нравственные правила не только не утратили своего значения, но и приобрели, новый глубокий смысл потому как обращены к внутреннему, духовному миру человека. С их помощью люди, уставшие от социальных катастроф, могут заглянуть в себя, задуматься о смысле своей жизни.
В ходе исследования я определила задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
ioasaf__belgorodskiy.docx | 30.28 КБ |
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»
Тему «Святитель Иоасаф Белгородский как пример патриотизма, духовного, нравственного и гражданского совершенства» нахожу актуальной, так как духовно-нравственные правила не только не утратили своего значения, но и приобрели, новый глубокий смысл потому как обращены к внутреннему, духовному миру человека. С их помощью люди, уставшие от социальных катастроф, могут заглянуть в себя, задуматься о смысле своей жизни.
В ходе исследования я познакомилась с литературой по данной теме
и определила задачи:
Исходя из задач моя исследовательская работа состоит из следующих глав: 1. Иоасаф Белгородский патриот и гражданин своей Родины, где мы знакомимся с Ним как со светским человеком; 2. Иоасаф Белгородский для нас пример духовно-нравственного совершенства, повествует о Нем как человеке глубоко религиозном.
Источниковой базой для написания работы послужили воспоминания, разного рода библиографические записи, высказывания религиозных деятелей в СМИ.
Для раскрытия темы я выбрала метод последовательно-текстуального изучения источников. С этой целью мне пришлось осуществить реализацию четырех основных ориентиров, составляющих алгоритм моих действий.
Первый ориентир: я выделила основополагающую идею, сформировала продуктивно-познавательные вопросы, уяснила их сущность и записала ответы на них.
Второй ориентир: я работала над вопросами поставленными мною как автора в ходе исследования и занималась выработкой ответов на них.
Третий ориентир включает в себя анализ фактов и событий.
Четвертый ориентир: соотнесение идей и положение источников с событиями, преображениями в жизни нашего общества.
Попробуем отметить новизну результатов: собраны и проанализированы материалы краеведческого характера, они актуальны и будут востребованы при изучении регионального компонента, подготовке учащихся к олимпиадам. Послужат материалом для мероприятий, посвященных православным праздникам, что, на мой взгляд, повлияет на духовно-нравственное воспитание школьников.
Глава 1. Иоасаф Белгородский патриот и гражданин своей Родины.
Вопрос для исследования: Почему в течение более полутора веков белгородцы почитали Иоасафа Горленко святым, хотя официально он еще не был канонизирован?
Многие чудеса совершались возле нетленных мощей Святителя. Из статьи кандидата наук И.Ф.Салманова «Портрет – икона почитаемого подвижника» становится очевидным, что «согласно канонам Церкви, нельзя было писать иконы, совершать молебны и обращаться к подвижнику как святому до момента его прославления. Люди, чтобы не нарушать правил Церкви заказывали портрет-икону почитаемого подвижника. В этих случаях портрет олицетворял вместилище благодати и заступничества святого». Свидетельством о почитании святителя Иоасафа как святого подвижника нам говорят его портреты, как носители Божией благодати. Рассказы очевидцев о чудесах, происходящих у мощей святителя Иоасафа задолго до канонизации (приложение 1,2).
Попробуем представить жизнь земную и небесную Святого Иоасафа с помощью ленты времени:
1911г.
Канонизация
1705-1754 гг. 2012 г. До канонизации После канонизации
В газете Белгородские Епархиальные ведомости №11-12 2011 г. передовая страница имеет надпись «Сердце дореволюционного Белгорода – Свято-Троицкий мужской монастырь, где почивали мощи святителя Иоасафа до декабря 1920 года» здесь говорится о том, что канонизация Иосафа была проведена в 1911 году. [1]
Что же такое канонизация?
Канонизация - узаконение, через постановление высшей церковной власти, чествования церковью умершего подвижника веры и благочестия, как святого. [6]
Нам известно, что Иоасаф Горленко был светским человеком. И этому подтверждение статья В.Старикова «Святителю Отче Иоасафе, моли Бога о нас!» где говорится о том, что при жизни святитель «обладал даром прозорливости, помогал крестьянам, обеспокоенным долговременной засухой». Здесь также сказано о том, что ему был присущ дар исцеления, Он помогал многим больным людям обрести здоровье. Я думаю, что люди Его почитали задолго до канонизации за то, что в светской жизни одной из главных его забот была помощь бедным и нуждающимся. [2]
В книге «Пещерка Святителя Иоасафа» авторы составители протоирей О.Кобец и А.Крупенков упоминают, что в холодные зимние дни Он покупал на базаре дрова, сам колол их по ночам и отправлял нуждающимся. Святитель часто посещал больных и приносил им исцеление. [3]
О чудесах Святителя сохранилось множество преданий и свидетельств, о которых повествуют документы, послужившие источником для создания книги «Прославление Святителя Иоасафа Белгородского», которую составители протоирей О. Кобец и А. Крупенков по благословению Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского, которая вышла в канун столетия канонизации Иоасафа Белгородского. [4]
Попробуем сделать выводы по первой главе. Родители Святителя Иоасафа хотели видеть его продолжателем традиций рода Горленко в воинской службе, но он проявил интерес только к служению Богу и стал монахом. Но Иоасаф – это монах не тот, который убегал от мира, а тот, кто полюбил мир. Он был добрым человеком, много молился, а молитва – царица добродетелей. В ней объединяются вера, надежда и любовь. Святитель Иоасаф оставил нам в дар краткую молитву, которую Он произносил ежечасно и в которой изливал свои чувства к Богу. Несомненно, нельзя не остановится на милосердии Святителя. «Блаженны милостивые» - эту заповедь Нового Завета Святитель неукоснительно выполнял во все дни своей земной жизни. Он ратовал о нуждах бедных и неимущих людей, оказывал им разнообразную помощь. Жизнь Иоасафа является призывом к доброте, добрым, полезным деяниям. Это и есть служение Родине, а значит, патриотизм и гражданственность. Я полагаю, что патриотизм и гражданственность можно обозначить русской национальной идеей, воплощенной Святителем Иоасафом.
Как бы мы ни пытались представить Иоасафа светским, земным человеком, всё равно в нашем воображении и сердце Он остается святым, неземным, так как еще в ранней юности Он выбрал путь служения Богу. Я считаю, что именно поэтому Его почитали верующие люди при жизни, после смерти до канонизации, после канонизации и это будет всегда.
йГлава 2. Иоасаф Белгородский для нас пример духовно-нравственного совершенства.
- Почему паломники из России, Украины и других стран приезжают в Белгород, чтобы прикоснуться к Святым мощам Иоасафа, побывать на службе в Преображенском храме?
Иоасафовские чтения, крестные ходы, православные кинолектории – это духовое обогащение православных людей. Святитель Иоасаф Белгородский православный святой не только Белгородчины, но всей России и Украины, тому подтверждение Крестные ходы во имя святителя Иоасафа, которые проходили в канун канонизации Иоасафа в Полтаве, Прилуках и Белгороде о чем из архивных материалов «План чествования Святителя Иоасафа 3 - 9 сентября 1911 года» (Приложение 3).
Православные люди приезжают в Белгород для почитания святого Иоасафа, чтобы укрепить веру в Бога, надеясь на помощь, на подкрепление состояния души, умиротворения, получения Божьей благодати.
В честь важного события – столетия со дня канонизации епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко) в 2011 году 14 сентября прошли ракитянский и краснояружский крестные ходы, в которых принимало участие огромное число православных, в том числе и учащиеся нашей школы, где посчастливилось быть и мне. (Приложение 4).
- Что же такое Крестный ход, какое значение он имеет?
Крестный ход, согласно, Богословского Вестника, - это торжественное церковное шествие из одного храма в другой или к какому-либо назначенному месту, с иконами, хоругвями и другими святынями храма, а главным образом с большим крестом (запрестольным или выносным), от которого и самое шествие получило свое название. Священнослужители и церковнослужители, в церковных облачениях, во время шествия поют молебный канон. [6]
Когда сам участвуешь в Крестном ходе и видишь, как встречают и приветствуют своего святого православные люди, невольно вспоминаешь строки песни иеромонаха Романа: «Свечи, образа, молится народ: Русь еще жива, Русь еще поет». Несмотря на тяготы сегодняшней жизни, русский народ не погиб, как нация. И не погибнет, пока будет помнить о святых - Небесных заступниках и верующим сердцем взывать к ним: «Святителю отче Иоасафе, моли Бога о нас!»
В статье Н.Германского «100-летие канонизации Святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца» приведены слова, подтверждающие правоту наших суждений, что Иоасаф Белгородский для всех православных людей является примером духовно-нравственного совершенства - «Святитель Иоасаф служил на Белгородской земле в непростые для нее времена, когда она находилась в крайней бедности, множество храмов находилось в запустении. Большое внимание уделял Святитель духовному просвещению священнослужителей и мирян. Неслучайно и сегодня наша область является примером в этой сфере».
Изученные материалы в исследовании позволяют сделать выводы, что Иоасаф Белгородский для нас пример духовно-нравственного совершенства. Духовность понимают как обращение человека к ценностям внутреннего мира – к святости, идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу, одухотвориться. Воспитание в человеке моральных норм, на примере жития Святого Иоасафа, считаю началом духовного становления личности.
Православные люди приезжают в Белгород для почитания святого Иоасафа, чтобы укрепить веру в Бога, надеясь на помощь, на подкрепление состояния души, умиротворения, получения Божьей благодати.
Заключение
В заключении я хотела бы отметить, что вера, духовность и патриотизм всегда были и остаются надежными ориентирами в жизни людей. Они, как нескудеющие источники, не только питают память народа, но продолжают незримо созидать его душу, его характер, его будущее.
Жизнь Иоасафа является призывом к доброте, добрым, полезным деяниям. Это и есть служение Родине, а значит, патриотизм и гражданственность. Я полагаю, что патриотизм и гражданственность можно обозначить русской национальной идеей, воплощенной Святителем Иоасафом. [5]
Иоасаф Белгородский для нас является примером духовно-нравственного совершенства. Духовность понимают как обращение человека к ценностям внутреннего мира – к святости, идеалу, как сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу, одухотвориться. Воспитание в человеке моральных норм, на примере жития Святого Иоасафа, считаю началом его духовности.
Православные люди приезжают в Белгород для почитания святого Иоасафа, чтобы укрепить веру в Бога, надеясь на помощь, на подкрепление состояния души, умиротворения, получения Божьей благодати.
Нельзя забывать о духовно-нравственном совершенствовании личности особенно сейчас в переломный момент истории, когда старые идеалы общества утрачивают свою ценности, а новые ещё не успевают закрепиться, на помощь приходит религия со своими вечными нравственными заповедями и святынями.
Литература
Без сердца что поймём?
Неньютоновская жидкость
Белый лист
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
О путнике