На сегодняшний день возникает много споров по поводу необходимости введения школьной формы. Мы тоже со своей стороны решили вникнуть в суть этого вопроса. Окунуться в историю, провести опросы и рассмотреть ситуацию, сложившуюся на данный момент.
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_forma.zip | 1.66 МБ |
Исследовательский проект: «Школьная форма: за и против».
Авторы:
Скоропупова Фаина, 11 класс,
Тетерина Александра, 11 класс
Руководитель:
Якубова Ольга Валентиновна
учитель технологии
Цель:
Задачи:
Объект исследования:
Предмет исследования:
Методы исследования:
На сегодняшний день много споров возникает по поводу необходимости введения школьной формы. Мы тоже решили со своей стороны вникнуть в суть этого вопроса.
Окунуться в историю и рассмотреть ситуацию, сложившуюся на сегодня.
Идея возвращения школьной формы в учебные заведения приобретает все большую актуальность. Сегодня во многих школах, гимназиях и лицеях школьная форма становится обязательной. По мнению психологов, школьная форма для девочек и для мальчиков имеет много преимуществ:
С восстановлением экономической стабильности красивая одежда стала более доступной. В результате появилась определённая культура – dress code (принятая манера одеваться в определённой ситуации или в определённой социальной группе). Ученический костюм – это больше, чем одежда. Это средство коммуникации.
3 слайд
Прежде чем мы приступим к освещению нашей темы, представляем результаты опроса учителей, родителей и учащихся в чем же должны ученики ходить в школу.
4 слайд
Между тем школьная форма в России имеет давнюю историю. На этом слайде отражены исторические этапы развития школьной формы. Здесь отражены даты, когда школьная форма претерпевала изменения.
5-6 слайд
В 1834 году был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи.
Почти до самой революции 1917 года гимназическая форма в России оставалась исключительно "сословным" признаком, доступным лишь детям дворян, крупных промышленников, интеллигенции. Недаром с семи - девятилетнего возраста ее требовалось носить не только в гимназии, но и во внешкольное время. А в торжественных случаях - посещение гостей, детских балов, хождение в театр - все дети школьного возраста просто обязаны были присутствовать в форме того или иного учебного заведения. Учащихся в "штатском" можно было увидеть лишь на даче и при поездках за границу. Форма учащихся как средних, так и высших учебных заведений, как правило, имела полувоенный характер. Сходные по фасону, их фуражки, шинели и гимнастерки отличались цветом, кантами, а также пуговицами и эмблемами.
Головы гимназистов украшали светло-синие фуражки с тремя белыми кантами и с черным козырьком (особым шиком считалась фуражка мятая, с поломанным козырьком). Эмблема прикреплялась к околышу и представляла собой две серебряные пальмовые ветви, между которыми размещались инициалы города, номер гимназии и буква "Г".
7 слайд-8 слайд
В 1896 году появилось положение о гимназической форме для девочек.
Еще в знаменитом Смольном институте (Воспитательном обществе благородных девиц) каждому возрасту было приписано носить свой цвет платья: для воспитанниц 6–9 лет – коричневый (кофейный), 9–12 лет – голубой, 12–15 лет – серый и 15–18 лет – белый. Парадные платья учениц шили из шелка, а в обычные дни девушки носили платья из камлота, выписываемого специально из Англии. Существует предание, что костюмы учениц придумала сама императрица Екатерина II.
9 слайд
Городские школы (четырехклассные училища, находящиеся в ведении городских дум) тоже имели свою форму, довольно похожую на форму реалистов. Но обычно учащиеся - дети бедных родителей, рабочих, мелких служащих - из всей формы носили только черные фуражки с красным кантом и околышем.
Что же касается девочек, то их платья и фартуки были очень похожи на памятную нам советскую одежду для школьниц и отличались только большим изяществом и хорошим качеством ткани.
10-11 слайд
В Санкт-Петербурге и Москве, однако, существовали немногочисленные средние учебные заведения, как для мальчиков, так и для девочек, а также еще более редкие со смешанным обучением (например, Тенишевское училище или Коммерческое училище общества экспериментальной педагогики), где повседневная форма не была обязательной. Ученики и ученицы этих школ посещали занятия в одинаковых халатах темно-серого или синего цвета, фасон которых был заимствован во Франции.
В 1918 году с приходом новой власти декретом «О единой школе» была упразднена школьная форма, как пережиток прошлого.
12 -14 слайд
В 1949 году форму возвращают. Было решено, что девочки должны приходить на занятия в темно-коричневых шерстяных платьях и черных передниках (по праздникам - белых), а мальчики - в серых военных гимнастерках. Но уже через 24 года серые гимнастерки были сменены синими костюмами. Заметьте, что школьная форма девочек со временем не изменилась.
15 слайд
В 1984 было разрешено вместо коричневых платьев с фартуком носить юбки с пиджаками.
16 слайд-17 слайд
Упразднение школьной формы было первой частью реформы российского образования. Случилось это сразу после распада СССР. Объяснений было три: деидеологизация школы, психологическое раскрепощение детей и, наконец, эстетический момент.
Последствия такой свободы действий можно увидеть в наши дни невооружённым глазом.
18 слайд
Однако в сравнении с 1992 годом в школах сегодня царит порядок, аккуратность.
Не секрет, что этот вопрос стоит среди самих школьников очень остро. Нужна ли определенная строгость или нет?
Основной причиной отмены школьной формы стало мнение (заметьте, в основном, самих школьников), что навязывание одежды, стиля и пр. бьет по их самолюбию, ограничивает их права и не дает раскрыться его личности, то есть, одежда для них - один из способов самовыражения.
По мнению большинства самих же школьников, школьной формы быть не должно, но определенные рамки в одежде нужны.
19 слайд
Мы хотели бы вам представить некоторые модели школьной формы, выпускаемые российскими производителями.
Школьная форма может быть разнообразной. Это не буквально одна школьная форма для всех. Многослойная одежда, как бы ансамбль, состоящих из 3-4-5 вещей, которые взаимозаменяемы, которые бы не меняли образа, они были бы очень целесообразны.
Обязательно школьная форма должна быть как знак. Как знаковый фактор.
20 слайд-27 слайд
По мнению психологов, школьная форма просто необходима потому, что она дисциплинирует. Одежда обязывает к определенному поведению. Безусловно, не одежда красит человека. Ну вот, например, попробуйте надеть что-либо абсолютно несоответствующее вам, что-то, что никогда не носили. И то, что противоречит вашему вкусу и стилю. Интересно, как вы в этом на улицу выйдете... Вы сразу станете неуверенно себя чувствовать. Но со временем станете подчинять себя образу, который создает одежда.
Форма не приглушает самолюбие и самоутверждение, если к ней относиться как к необходимости. Ведь все согласны, что у милиционеров и официантов должна быть форма, что, зайдя в уважающую себя фирму, ожидаете увидеть людей в деловых костюмах. Это определенные нормы, принципы, дисциплина. И вполне возможно, что того же банкира вы через час увидите на мотоцикле с банданой. Не думаю, что он считает, что деловой стиль на работе бьет по его самолюбию.
На эту тему обращают внимание и знаменитые Кутюрье. «Зачастую современные школьницы выглядят, как взрослые тетки, а отнюдь не так, как положено, выглядеть юным созданиям. Чудовищные блестки, короткие юбки. Дети должны приобщаться к тому, что костюм – нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации»- сказал Вячеслав Зайцев. Он поделился мнением, какой должна быть форма российского школьника: «Никаких джинсов и кроссовок. Консервативный английский стиль: сдержанные тона».
А что касается самой формы одежды, здесь должен быть компромисс: опросы школьников, решение родительского комитета и педагогического совета.
Всегда можно найти приемлемый для всех вариант.
28 слайд
В наши дни существует большое количество фабрик по пошиву школьной формы. Они представляют большое количество моделей школьной одежды. Модели, предлагаемые фабриками можно посмотреть в Интернете.
Сейчас мы вам представили аргументы «за», но существуют ведь и аргументы «против».
Нам хотелось бы отразить и их.
Это в большей степени касается вкуса. Он потрясающе разный. Учащиеся считают, что каждый участник группы, которая занимается выбором формы, должен представить себе, смог бы он каждый год, изо дня в день по восемь часов, как корпоративный костюм из чувства духа единения с коллективом, носить эту форму.
29 слайд
Немного о цвете. В результате опроса в российских школах было выяснено, что выбирают люди. Это темно-синие тона, темно-бордовые, серые тона. Очень мало черных. Темно-зеленые - меньше, чем все остальные. И к чему сейчас идет тенденция? Поначалу люди бросились на яркие клетки, когда все цвета присутствуют. Потом более спокойные, где 2-3 цвета клетки присутствует. Например, поле темно-синее, где-то есть бордовая и зеленая полоса. Сейчас пошли более приглушенные тона клеток, то есть серо-синие или темно-зелено-синие.
Сейчас уже люди хотят однотонные. Люди хотят классику, они хотят темно-синий цвет, не хотят черный, потому что он маркий и тяжеловатый для восприятия. В результате, что сегодня осталось? Темно-синий, темно-серый, темно-бордовый и приглушенные клетки. Яркие клетки тоже уже уходят.
30 слайд
В нашей школе мы тоже провели опрос и выяснили, что среди учащихся преобладает желание иметь черную форму (20 чел. из 98), черно-белую -17 чел., синюю – 13, голубую – 4, красную – 3, белую – 1, ванильную – 1, желтую – 1, оранжевую – 1, черно- серую – 1, бело- серую – 1, серую – 1.
Учителя желают видеть нас, в основном в синей форме.
Родители тоже в синей 16 из 35, в черной 6, в черно- белой 3, в серой 3, коричневой 2, зеленой, бордовой, клетчатой по одному человеку.
31 слайд
Опрос также показал, что учащиеся в своём большинстве хотят носить одежду свободного стиля, учителя предпочитают видеть нас в форме, а родители в одежде делового стиля.
32 слайд
По поводу дисциплины, о которой было сказано выше у учащихся нашей школы, возникли большие сомнения и они считают, что форма никак не связана. Родители и учителя считают наоборот.
33 слайд
Ещё мы узнали, какую сумму наши родители готовы потратить на школьную форму. Вы можете увидеть на представленной нами диаграмме.
А потратить на школьную форму больше 1,5 тыс. рублей по статистике может в России лишь 12% населения, 15% – заплатить от 500 до 1 тыс. рублей, 10% – 1 тыс.–1,5 тыс. рублей, 7% – лишь 500.
Вывод.
Мы рады, что вы прослушали наше выступление на тему «Школьной формы». Мы не хотим навязывать вам какое - либо мнение по поводу школьной формы, но думаем, что раз эта тема является достаточно обсуждаемой, стоит и нам задуматься, и может быть рассмотреть и принять все аргументы «за». Может быть, форма имеет массу минусов (одинаковый фасон, «скучный» цвет, потеря индивидуального стиля), но именно форма помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и серьёзным учебным заведением.
Басня "Две подруги"
Нарисуем попугая цветными карандашами
Если хочется пить...
Денис-изобретатель (отрывок)
Хитрость Дидоны