Данная работа является актуальной, так как знание способов закаливания реально могут помочь в оздоровлении общества, они не требуют больших материальных затрат, а современные школьники , к сожалению, оказались слабо информированы в этом вопросе
Вложение | Размер |
---|---|
issled_tekst.doc | 177.5 КБ |
galtimenov_i.rar | 2.25 МБ |
Введение
Здоровье человека – это главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять смолоду. В нашем классе мы проводим часы общения по здоровому образу жизни, участвовали в Республиканском конкурсе рефератов. Приближается зима, самое время подумать об укреплении своего здоровья. Мы же считаем, что сохранить здоровье можно только в том случае, если знать, что это такое и как это сделать . Из результатов анкетирования мы увидели, что учащиеся имеют некоторые представления о закаливании, но полной информацией не владеют. Именно поэтому мы решили провести исследование «Закаливающие процедуры как фактор формирования культуры здорового образа жизни»
Проблема:
По данным Минздрава, только 5% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми, 50% имеют отклонения, свыше 70%страдают различными нервно-психическими расстройствами. Нас очень волнует здоровье школьников, стремительное его падение от класса к классу. «Больное поколение не имеет ни здорового тела, ни здорового духа…»,- таковы оценки последних лет.
Цель исследования: собрать фактический материал по теме, выявить факторы, влияющие на формирование культуры здорового образа жизни, дать практические советы по закаливанию своим сверстникам.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу
2. Разработать анкеты для проведения социологических опросов
3. Создать творческую группу учащихся для разработки и реализации исследования.
4. Организовать и провести исследование «Закаливающие процедуры как фактор формирования культуры здоровья»
Гипотеза:
Пропаганда правильного закаливания организма, повысит стремления к здоровому образу жизни .
Данная работа является актуальной, так как знание способов закаливания реально могут помочь в оздоровлении общества, они не требуют больших материальных затрат, а современные школьники, к сожалению, оказались слабо информированы в этом вопросе
Глава 1.Закаливание
1.1 Из истории закаливания
Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло в глубокой древности. Практически во всех культурах разных стран мира закаливание использовалось как профилактическое средство укрепления человеческого духа и тела.
Особое значение закаливанию придавалось на Руси. Здесь оно носило массовый характер. «Русские – крепкий, сильный, выносливый народ, способный легко переносить и стужу, и жару. Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие», - писал секретарь гольштейнского посольства в Москве Адам Олеарий.
Издавна славянские народы Древней Руси использовали для укрепления здоровья баню с последующим растиранием снегом или купанием в реке или озере в любое время года. Баня выполняла лечебную и оздоровительную функции. Особое внимание закаливанию уделялось в русской армии, где для «крепости и здравия тела» также широко использовалась русская баня.
Русским врачам, писателям, деятелям науки принадлежит ведущая роль в разработке методики закаливания и её научное обоснование
Закаливание это тренировка всего организма, и, прежде всего терморегуляционного аппарата.
Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. И чем раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее будет организм.
Проведение закаливающих процедур ведет к повышению общего жизненного тонуса и выносливости ко всем неблагоприятным воздействиям среды.
Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, меньше простужаются, у них повышается устойчивость к инфекционным заболеваниям, усиливаются иммунные реакции.
При закаливании в первую очередь следует помнить, что каждая закаливающая процедура должна доставлять радость и удовольствие.
Эффектность закаливания достигается соблюдением ряда принципов.
1.2. Основные принципы закаливания
· систематичность,
· постепенность,
· учёт индивидуальных особенностей,
· разнообразие средств и форм,
· активный режим,
· сочетание общих и местных процедур,
· самоконтроль.
Принцип систематичности требует ежедневного выполнения процедур. Длительные перерывы в закаливании ведут к ослаблению или полной утрате приобретённых защитных реакций.
Постепенное и последовательное увеличение дозировки процедур - обязательное условие правильного закаливания. При выборе дозировки и форм проведения закаливающих процедур необходимо учитывать индивидуальные особенности организма.
Разнообразие средств и форм процедур обеспечивает всестороннее закаливание. Это вызвано тем, что устойчивость организма повышается только к тому раздражителю, действию которого он многократно подвергался. Так, повторное действие холода вызывает повышение устойчивости только к холоду, повторное действие тепла, наоборот, - только к теплу.
Эффективность закаливания увеличивается, если его сочетать с физическими упражнениями и занятиями такими видами спорта, как плавание, лыжный и конькобежный спорт, лёгкая атлетика.
Закаливающие процедуры разделяют на общие, когда воздействию подвергается вся поверхность тела, и местные, направленные на закаливание отдельных участков тела. Местные процедуры оказывают менее сильное действие, чем общие. Но добиться полезного эффекта можно и при местном закаливании, если умело подвергать воздействию температурных факторов наиболее чувствительные к охлаждению участки тела - ступни, горло, шею. Сочетание общих и местных закаливающих процедур в значительной степени повышает устойчивость организма к неблагоприятным внешним факторам. Показателями правильного проведения закаливания и его положительных результатов являются: крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и др. Появление бессонницы, раздражительности, снижение аппетита, падение работоспособности указывают на неправильное проведение закаливания. В этих случаях необходимо изменить форму и дозировку процедур и обратиться к врачу.
Известное изречение «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Разумное, рациональное использование этих естественных сил природы приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным фактором внешней среды.
1.3. Формы закаливания
Закаливание воздухом.
Закаливание солнцем.
Закаливание солнцем благотворно влияет на организм человека, но следует помнить, что это сильнодействующее средство, которым нельзя злоупотреблять. Постепенное привыкание к солнцу и разумная дозировка солнечной энергии укрепят организм и повысят его жизнедеятельность. Целесообразно начинать закаливание солнцем с первых тёплых дней и продолжать его на протяжении всего лета. Если приём солнечных ванн начинается с запозданием - с середины лета, то их продолжительность следует увеличивать особенно осторожно. Солнечные ванны лучше принимать утром, когда земля и воздух менее нагреты и жара переносится легче. Продолжительность солнечных ванн постепенно возрастать от 5 минут ( при удлинении ее на 1 – 2 минуты ежедневно) до 30 – 40 минут. Во время солнечной ванны на голову нужно надеть белую косынку или панамку. После солнечной ванны необходимо немного отдохнуть в тени и затем принять водную процедуру. Следует помнить, что излишнее пребывание на солнце, перегревание, приносит огромный вред организму: могут появиться ожоги, головная боль, озноб, может повыситься температура, затем наступить резкое утомление и вялость. Если находиться на солнце с непокрытой головой, то может быть и солнечный удар. При злоупотреблении солнечными ваннами обостряются некоторые болезни. Вот почему неразумная погоня только за загаром может привести к тяжелым результатам. Недисциплинированность при приеме солнечных ванн вместо пользы приносит вред. Солнечные ванны, являются сезонным закаливающим фактором.
Босохождение
Очень полезно хотя бы раз в день, а лучше дважды, утром и вечером, пройтись, пробежаться босиком по земле. И летом, и зимой, и в межсезонье, в любую погоду - круглый год.
Что это дает? Во-первых, собственно закаливание. Прежде всего, возрастает сопротивляемость к простудным болезням, так как стопы рефлекторно связаны с нашими шестью гландами. Охлаждая стопы, мы тем самым закаляем горло. А ведь гланды - это иммунный щит, стоящий на пути многих болезней. Во-вторых, оживление внутренних органов. Ведь зоны стоп не только рефлекторно, но и энергетически связаны со всеми системами нашего организма.
Летом можно гулять, сколько хочется. Зимой для начала лучше только наступить на снег и тут же вернуться. Затем очень постепенно увеличивать время, руководствуясь своими ощущениями. К концу первой зимы желательно довести его до 2-5 минут. При сильном морозе лучше ходить или бегать, так как если стоять на месте, поначалу можно обморозиться. По возвращении ноги моют только холодной водой. Невозможно описать ощущения оживления, обновления, особенно сильные в первые месяцы занятий.
Глава 2Опрос и анкетирование участников исследования
Выбранная тема исследования – неслучайна. В МОУ СОШ № 6 сложилась прекрасная традиция принимать участие в различных мероприятиях посвященных ЗОЖ. «Участвуя в исследовании, мы поняли, что если что-то сделать самому для общего дела, то есть надежда на то, что всё изменится в нашей жизни к лучшему»
Идея провести в школе КТД пришла ребятам еще в прошлом учебном году. Участники проекта умело и грамотно спланировали работу, подобрали материалы. В помощь участникам проекта, подключились родители. Мы провели по анкетам социологическое исследование (См Приложение). Анализ анкет по вопросу отношение к своему здоровью показывает низкий уровень здорового образа жизни. Более того, зная, что надо заниматься физическими упражнениями, что питаться надо правильно, что надо закаляться, соблюдать режим дня и воздерживаться от вредных привычек большинство участвующих в анкетировании не делают этого в системе, они не настроены в жизни на сохранение и укрепление здоровья. Поэтому задуманный нами проект как коллективно творческое дело «Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья» был как никогда уместен.
Были приглашены: учащиеся 1 класса, преподаватель физической культуры, медицинский работник школы, заместитель директора по ВР, заместитель директора по научно-методической работе и апробировали наш труд на первоклассниках
По итогам работы было проведено анкетирование участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта:
Такой перечень вопросов:
По итогам проекта было проведено анкетирование с целью определения значимости и нужности таких проектов.
Ответы учащихся:
«Такие мероприятия нужны. Нам хотелось бы, чтоб они проводились как можно чаще!
«На наш взгляд такие мероприятия нужны и важны. Дети должны быть здоровыми!
«Нам очень понравилось мероприятие, нам кажется, что такие мероприятия нужны в школе т.к. они очень полезные и интересные.
Заключение
Проведенное исследование убедительно свидетельствуют, что состояние здоровья человека во многом обусловлено его собственным отношением к нему. Анализ анкет показал отсут ствие целенаправленного воспитания у детей культуры здоровья, как в семье, так и в образовательных учреждениях.
Литература.
Большая энциклопедия «Мать и дитя» - Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2007г.
Большая энциклопедия народной медицины – Москва: Издательство Эксмо, 2007г.
Н. Б. Коростелёв «Воспитание здорового школьника» Москва, «Просвещение», 1996г.
Н. Б. Коростелёв «От А до Я» Москва, Медицина, 1997г.
И. Д. Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии гигиены человека» Москва, «Просвещение», 1997г.
«Всё обо всём. Организм человека» Перевод с итальянского под ред. Н. С. Кочарова «Издательство Астрель», 2002г.
Большая книга интересных фактов, редактор-составитель Н. Н. Малофеева, Москва, «Росмен-Пресс»,2006г.
Приложение1
АНКЕТА
Возрастной состав
Возраст
Мальчик / девочка
Вопрос 1. Получаете информацию о ЗОЖ:
1. от друзей
2. в семье
3. от учителя
4. из телепередач
5. от врачей
Вопрос 2. Отношение к своему здоровью (да, нет, иногда):
1. считаю себя здоровым
2.регулярно занимаюсь своим здоровьем
3.задумываюсь над своим здоровьем
4.систематически закаливаюсь
5.занимаюсь физической культурой
Вопрос 3. Отношение к закаливанию в семье
1. проявляют ли ваши родители интерес к закаливанию?
2. занимаются ли члены вашей семьи закаливанием ?:
Вопрос 4. Факторы, мешающие заниматься закаливанием
1. отсутствие интереса. 5. материальные затруднения
2. отсутствие условий. 6. недостаток знаний о ЗОЖ
3. недостаток времени 7. считаете, что болезни вам не грозят
4. лень.
Вопрос 5. Что положительно влияет на здоровье:
Приложение2
Вопрос 1. Возрастной состав
Вопрос 2. Получение информации о ЗОЖ
.
Информацию о ЗОЖ получают опрошенные в первую очередь от учителя – 36 человек ,во вторую очередь от врача - 17 человек ,в третью в семье - 11 человек ,в четвертую из телепередач 10 человек ,в пятую от друзей 3 человека .
Приложение 3
Вопрос 3. Отношение к своему здоровью
Считают себя здоровыми 53 человека считают, что имеют проблемы со здоровьем – 14 человек -
Вопрос 4. Занимаются закаливанием
. Занимаются закаливанием: регулярно – 8 человек ,не занимаются 39 человека ,иногда занимаются – 20 человека
Вопрос 5. Отношение к закаливанию в семье.
. Проявляют интерес к здоровью родители 17 учащихся участвующих в опросе ,иногда интересуются основами здоровья – 6 человека .
Вопрос 5. Факторы, положительно влияющие на здоровье. Отношение к факторам, положительно влияющим на здоровье у опрошенных распределилось следующим образом: на первое место большинство поставили - физическую культуру- 25 человек, на второе - закаливание – 18 человек, на третье - оздоровительный отдых – 9 человек ,на четвертое - – гигиену –5 человек
Вопрос 6. Факторы, мешающие заниматься закаливанием
Анализ анкет по вопросу отношение к своему здоровью показывает низкий уровень здорового образа жизни. Более того, зная, что надо заниматься физическими упражнениями, что питаться надо правильно, что надо закаляться, соблюдать режим дня и воздерживаться от вредных привычек большинство участвующих в анкетировании не делают этого в системе, они не настроены в жизни на сохранение и укрепление здоровья.
Вывод: Проведенное исследование убедительно свидетельствуют, что состояние здоровья человека во многом обусловлено его собственным отношением к нему. Анализ анкет показал отсут ствие целенаправленного воспитания у детей культуры здоровья, как в семье, так и в образовательных учреждениях.
Извержение вулкана
Без сердца что поймём?
Снежная книга
Самый главный и трудный вопрос
А теперь — мультфильм