Постмодернизм – литературное направление, отражающее сложность и хаотичность современного мира. Основными чертами постмодернизма являются широкое цитирование в постмодернистских творениях произведений искусства предшествующих эпох, иронизирование над художественными традициями прошлых культур и использование приёма игры при создании произведений искусства. В.Пелевин – представитель русского постмодернизма, широко использующий литературные аллюзии.
Представленная работа выполнена на тему «Литературные аллюзии в романе Виктора Пелевина «Ампир В» («Повесть о настоящем сверхчеловеке»).
В ходе работы учащейся были подобраны источники по теории вопроса, выявлены и проанализированы основные литературные аллюзии в романе. В работе использованы следующие методы исследования: анализ, сравнение, интерпретация.
В ходе выполнения работы учащаяся продемонстрировала следующие качества:
По своему содержанию, логике изложения, полученным результатам и их соответствию поставленной цели работа носит исследовательский характер.
Работа заняла I место в муниципальной исследовательской конференции старшеклассников "Старт в науку"
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 116.5 КБ |
XI городская учебно-исследовательская конференция старшеклассников
«Старт в науку»
Секция «Филологические науки»
Литературные аллюзии в романе Виктора Пелевина
«Ампир В»
(«Повесть о настоящем сверхчеловеке»)
Автор: Подорова Виолетта,
учащаяся 11 «Б» класса МОУ «Технологический лицей»
Руководитель: Микушева Татьяна Альбертовна,
учитель русского языка и литературы МОУ «Технологический лицей»
Сыктывкар 2011
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………………... | 3 |
Глава 1 …………………………………………………………………………………….. | 5 |
Глава 2 …………………………………………………………………………………….. | 10 |
Заключение ……………………………………………………………………………….. | 17 |
Библиографический список ……………………………………………………………… | 18 |
Введение
В двадцать первом веке философы, искусствоведы, писатели, культорологи, общественные деятели пришли к выводу: совершенствование, материализация духовной сферы жизни общества приводит к потере, искажению ценностных ориентиров у современного молодого поколения, превращению ключевых, основополагающих понятий морали и нравственности в абстрактную, лишённую идейных первооснов истину. На протяжении многих столетий русская литература удивляла, поражала читателя глубиной нравственных проблем. Какой же должна стать современная литература, чтобы привлечь внимание читателя? Каковы интересы и предпочтения представителей нового прогрессивного общества?
Современная литература претерпевает эпоху кризиса, выражающуюся в отрицании нравственных ценностей, отказе от гуманизма, превращению истины в понятие, лишённое формальных границ. Однако существуют имена, которые в эпоху глобальной потери интереса к чтению остаются популярными в литературных кругах.
Одним из талантливейших писателей двадцать первого столетия является Виктор Пелевин, яркий представитель постмодернизма. Произведения Виктора Пелевина открывают читателю новые грани видения искусства и культуры, позволяют среди причудливых картин увидеть настоящие человеческие образы. Несмотря на то, что В. Пелевин признан одним из самых влиятельных постмодернистов современной эпохи, подавляющее большинство критиков не прекращает споры, касающиеся произведений талантливого писателя. Это и бесконечные возмущения по поводу употребления автором маргинальной лексики в своих произведениях, изобилие интертекстуальных отсылок, приводящих читателя в замешательство. Именно поэтому его романы и повести должны анализироваться.
Итак, актуальность нашего исследования состоит в том, что назрела необходимость детального изучения художественного стиля Виктора Пелевина.
Мой интерес вызвал роман «Ампир В», вышедший в 2006 году, где писатель воссоздаёт в свойственной ему ироничной манере современный мир, лишённый нравственности и духовности.
Цель исследования: выявление литературных приёмов, используемых автором в романе, анализ и интерпретация одного и них, а именно, литературной аллюзии.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Предметом нашего исследования является роман Пелевина «Ампир В» («Повесть о настоящем сверхчеловеке»).
Объект исследования: различные интертекстуальные отсылки (литературные аллюзии) в исследуемом произведении.
Таким образом, гипотеза нашего исследования: в литературе двадцать первого века художественный текст приобретает новое значение, в связи с этим восприятие и понимание содержания требует более высокого интеллектуального уровня читателя.
В ходе исследования нами были использованы следующие методы: анализ, сопоставление, интерпретация.
Работа носит реферативно-исследовательский характер и имеет следующую структуру:
Глава 1.
Термин «постмодернизм» имеет различные толкования. Как пишет И.П.Ильин, это «многозначный, динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, научно – теоретических и эмоционально – этических представлений»[1,с.267]. Постмодернизм выступает как характеристика определённого менталитета, специфического способа мировосприятия, ощущения места и роли человека в окружающем мире. С начала 80-х годов XX в. постмодернизм был осознан как общеэстетический феномен, специфическое явление в философии и литературе.
«Постмодернизм – это протест против дурной бесконечности в представлении об истории культуры, располагающей один этап после другого, выстраивающей единую линию развития», - пишет Л.Г.Фёдорова [2, с.34]. Постмодернизм отнюдь не отменяет всю предшествующую культуру, но надстраивается над ней, а для «возникновения постмодернизма как специфического мировоззрения о культуре необходим был социально – исторический и эстетический опыт XX в.» [2, с.35].
Постмодернизм означает «после модернизма», т.е. показывает преемственность и вполне определённое отношение к модернистским тенденциям в культуре. В целом, постмодернизм – это выражение мировоззрения, переход к новому витку в развитии культуры, размывание границ, рамок между формами культурной деятельности. Постмодернизм лишён стремления к исследованию глубинных проблем и процессов бытия, он стремится к простоте и ясности, к совмещению культурных эпох. Поверхностное, но синтетическое отражение мира суть человеческого сознания. Мир нужно не понимать, а принимать. Подлинный мир постмодернизма – лабиринт и полумрак, зеркало и неясность, простота, не имеющая смысла.
Неоднозначны, зачастую прямо противоположны и оценки постмодернизма его исследователями и критиками. Т. Адорно характеризует его как культуру, снижающую дееспособность человека. И.Берлин – как искривлённое древо человечества. Литература постмодернизма, с точки зрения Ихаба Хассана, является антилитературой, так как преобразует гротеск, фантастику и иные литературные формы, и жанры в антиформы, несущие в себе заряд насилия, безумия и апокалиптичности и превращающие космос в хаос. По мнению Ильи Коляжного, характерные особенности российского литературного постмодернизма – «глумливое отношение к своему прошлому», «стремление дойти в своём доморощенном цинизме и самоуничтожении до крайности, до последнего предела».
Большинство теоретиков выступают против попыток представить постмодернизм как продукт разложения модернизма. Постмодернизм и модерн для них – лишь взаимно дополняющие друг друга типы мышления. Однако на такую плюралистическую, все примиряющую оценку, по их мнению, способен лишь постмодернизм.
Таким образом, постмодернизм – литературное направление, пришедшее на смену модерну, отражающее сложность, хаотичность, децентрированность и мозаичность современного мира. Главной, отличительной чертой постмодернизма считается определяющая установка на невозможность описания мира как некого целого с помощью каких-либо общих теорий, претендующих на истинное, единственно верное знание о действительности.
Основными чертами постмодернизма являются: 1) ориентация на все слои общества; 2) существенное влияние искусства на нехудожественные сферы человеческой деятельности; 3) стилевой плюрализм; 4) широкое цитирование в постмодернистских творениях произведений искусства предшествующих эпох; 5) иронизирование над художественными традициями прошлых культур; 6) использование приёма игры при создании произведений искусства.
В постмодернистском художественном творчестве происходит сознательная переориентация с творчества на компиляцию и цитирование. Для постмодернизма творчество не равно творению. Художник перестаёт быть творцом, т.к. смысл его произведения рождается непосредственно в акте его восприятия.
Постмодернистское художественное произведение должно быть обязательно увидено, выставлено напоказ, без зрителя оно существовать не может. Негативное и даже агрессивное отношение к прошлому, к классике, к традиции – норма для культуры постмодернизма.
Цинизм проявляется в отказе от многих нравственных норм и ценностей.
Этика уступает место эстетике. На первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений. Постсовременный человек отказывается от самоограничения.
Он предпочитает жить одним днём, не слишком задумываясь о завтрашнем и тем более о далёком будущем. Главной ценностью становится профессиональный и финансовый успех. Ради этого человек готов поступиться любыми принципами. Мировоззрение лишено достаточно прочной опоры, поскольку все её формы идеологии выглядят размытыми и неопределёнными. Они как бы поражены внутренним безволием.
Важную черту постсовременности составляет театрализация. Она охватывает все области жизни. Практически все сколько-нибудь существенные события принимают форму яркого и эффектного спектакля или шоу.
Постмодерн есть культурная ориентация на деконструкцию, децентрализацию, демистификацию. Он по-своему проинтерпретировал взаимосвязь настоящего и прошлого, а именно разорвав связь времён, превратил настоящее в точку переживания, не связанную причинно-следственными отношениями с прошлым. Новое было абсолютизировано.
Новизна превратилась в способ оценки мира. Погоня за новизной начинается во всех сферах культурной деятельности. Она, по мнению постмодернистов, должна шокировать публику, вызывать у неё оцепенение ума и отупение чувств, а для этого необходимо ускорить темпы рождения нового, менять имена кумиров, героев, авторов.
Ведущими темами постмодернистской философии культуры оказываются кризис гуманизма, опровержение установок классического рационализма и историзма. Научно-техническая цивилизация, омассовлённая культура несут с собою новые формы отчуждения. Вырисовываются новые грани кризиса гуманизма.
Одним из важных фундаментальных принципов постмодернизма является отказ от истины. Разные философские направления по-разному понимали истину, но постмодернизм вообще отказывается решать и признавать эту проблему.
Постмодернистские произведения искусства строятся по принципу коллажа и монтажа: коллаж переносит материал из одного контекста в другой, монтаж размещает заимствованные элементы по новым местам.
Искусство постмодернизма является искусством детали, нюанса, полутона.
Оно не претендует быть «великим», «вечным искусством». Оно часто довольствуется малым. В нем есть все, но как бы в миниатюре: не слишком большие чувства, умеренные страсти, скромные мысли. Всему возвышенному, значительному и грандиозному оно предпочитает иронию, пародию, насмешку, шутку, гротеск. Для него не существует никаких правил жанра или стиля.
Его не мучают противоречивость, амбивалентность, бессвязность, смешение стилей и жанров. Однако в отличие от авангарда, произведения которого часто имеют отталкивающий вид, произведения постмодернизма имеют красивый, приятный, ласкающий взгляд или слух вид. В целом постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Он неплохо справился с разрушением многих отживших сторон и элементов предшествующей эпохи современности.
Что же касается положительного вклада, то пока он даже не претендует на него. Тем не менее некоторые его черты и особенности, видимо, сохранятся в культуре будущего столетия.
Для постмодернистского мышления весь мир предстает как бесконечный, безграничный текст. Постмодернисты проявляют пристальный интерес к процессам роста, изменения, развития. При этом исчезает понятие центра (традиционного символа власти), идёт стирание всех границ, как пространственных, так и временных.
Образуется мозаично-цитатный, плюралистический мир человека постсовременности, не сводимый ни к какому объединяющему принципу.
Современное искусство объективно свидетельствует о том, что сложившаяся система представлений больше не видит в художнике творца высших ценностей.
Итак, вне всякого сомнения, мы находимся в переходном состоянии, ожидающим появления структурированного технологического общества, где им найдётся место. Реалистические романы продолжают создаваться, но всё меньше и меньше людей их покупают или верят в них, предпочитая бестселлеры с их чётко выверенной приправой чувствительности и насилия, сентиментальности и секса, обыденного и фантастического. Наступила усталость постмодернизма. Сравнивая культуру 20 века с засыпающей осенней мухой, некоторые указывают на риск её деградации и истощения. Многие исследователи рассматривают постмодернизм как переходный этап к новому культурному периоду, поскольку исторический опыт говорит о невозможности существования стабильной культуры вне определённой системы ценностей.
В качестве влиятельных постмодернистов выделяют таких писателей, как Умберто Эко, Владимир Набоков, Джон Фаулз, Милорад Павич и др. Русскими постмодернистами в той или иной мере являются писатели Борис Акунин, Иосиф Бродский, Венедикт Ерофеев, Дмитрий Александрович Пригов, Григорий Остер, Виктор Пелевин, Саша Соколов, Владимир Сорокин, Татьяна Толстая.
Несомненно, не все из перечисленных выше русских авторов постмодернистами, а, следовательно, несмотря на мнения постмодернистских литературоведов, заинтересованных в пополнении постмодернистской команды как можно большим числом известных литераторов, не являются ими.
Виктор Пелевин - один из самых своеобразных мастеров художественного слова. Прозаик новейшего периода русской литературы - он все чаще привлекает внимание исследователей и читателей.
Виктор Олегович Пелевин с момента своего появления в отечественной литературе был назван фигурой загадочной. Определение это в равной степени относилось и относится до сих пор как к творчеству молодого прозаика, так и к самой личности Пелевина.
В.О. Пелевин родился 22 ноября 1962 г. в Москве в семье военнослужащего. Окончил московский энергетический институт, служил в ВДВ. После окончания Литературного института несколько лет проработал в журнале «Наука и религия», где готовил публикации по восточному мистицизму.
Первые его рассказы появились в конце 1980-х годов в сборниках фантастики и журнале «Химия и жизнь». Дебютный сборник «Синий фонарь» поначалу не был замечен критикой. Через год после фурора, вызванного появлением в журнале «Знамя» повести «Омон Ра» (1992г.), «Синий фонарь» получает малую букеровскую премию как лучший сборник рассказов 1992 года.
Виктор Пелевин стал популярным после журнальных публикаций: повести «Омон Ра»(1992 г.), романов «Жизнь насекомых»(1993 г.) и «Чапаев и пустота» (1996 г.). Затем издаются сборник рассказов «Синий фонарь» (1992 г.), повесть «Жёлтая стрела» 1996 г.), роман «Generation «П (1999 г.), сборник повестей «Затворник и Шестипалый» (2001 г.). Произведения Виктора Пелевина изданы во Франции, в Англии, В Германии, в Японии, в Голландии, в Китае и других странах.
Книги Пелевина – настоящая энциклопедия интеллектуальной и духовной жизни России XX – начала XXI века. Основная тема произведений Пелевина - иллюзорный характер реальности, другие миры и альтернативные версии российской истории.
Ключевой, доминирующей и специфической особенностью произведений Виктора Пелевина является широкое использование автором различных литературных приёмов постмодернистского направления: «интертекстуальность», «пародийный модус повествования» (пастиш), «дискретность», «двойное кодирование», «метод коллажа», «метарассказ», «аллюзия», «реминисценция».
Глава 2.
Отличительной чертой произведений Виктора Пелевина является использование различных интертекстуальных отсылок: аллюзий, реминисценций, ассоциаций и аналогий. Цель писателя - воплощение и разоблачение реального мира в сознании читателя путём осмысления противоречивости, сложности, несправедливости действительности.
Многие произведения Виктора Пелевина отсылают не только к другим его книгам, но и к знаменательным периодам эпохи русской литературы, что, по моему мнению, и является аллюзией.
Аллюзия (от лат. allusio – шутка, намёк) – стилистическая фигура, содержащая явное указание или отчётливый намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или разговорной речи. [1,1]. В литературоведении аллюзия изучается как «словесный художественный образ» (М.Д. Тухарели «Аллюзия в системе художественного произведения») с точки зрения её роли в системе формы и содержания литературного произведения. [2; 83-84]. На сегодняшний день единой точки зрения, характеризующей исследуемый термин, нет.
Изучая аллюзию в современном языке, мы должны помнить, что она начала свою историю как фигура риторическая. Риторики античности и Ренессанса относили аллюзию к фигурам речи.
В работах современных исследователей аллюзия определяется как специфический намёк, особенность которого состоит в «иносказании», то есть в косвенной, путём упоминания какого-нибудь имени или названия, отсылке к общеизвестному литературному произведению или историческому факту. Аллюзия на литературные произведения часто называется реминисценцией.[3,5].
В творчестве Виктора Пелевина ключевую роль играют именно литературные аллюзии, изначально связанные с названием самого произведения, отражающим авторскую позицию. Художественный мир, создаваемый Пелевиным в его произведениях, складывается из философских, социально - бытовых, религиозных, культурных и эстетических аспектов современной жизни. Отсылая читателя к другим литературным произведениям, писатель тем самым призывает его задуматься над эпохой кризиса человеческого бытия, проанализировать влияние мировой цивилизации на сложившуюся систему ценностей.
Таким образом, неотъемлемым важнейшим элементом авторского замысла Пелевина является раскрытие подлинного смысла названия произведения, поэтому мы остановимся на заглавии романа.
Во–первых, в словосочетаниях «Ампир В» («Повесть о настоящем человеке») предопределена метафорическая, идейно-содержательная составляющая исследуемого произведения.
Название книги «Empire V» непосредственно связано с её переводом с английского языка и отсылает к роману А.А. Проханова «Симфония Пятой империи». Идея романа Проханова: «Пятая Империя» обеспечит будущность и благоденствие драгоценной русской цивилизации в современном катастрофическом мире. «Мистика русской истории такова, что после “великого взрыва”, растерзавшего пространства, начинается странное, на ощупь, собирание расколотого континента. Оторванные конечности, отсеченная голова, разбросанные внутренности начинают искать друг друга. Сближаются, собираются. Орошенные “мертвой водой”, скрепляются в единое тело. Окропленные “живой водой”, наполняются дыханием и биением. Империя… Начинает таинственно возрождаться…» [4;8 ].
Таким образом, автор наталкивает читателя на мысль о возрождении могущественной империи, призванной открыть новую веху в развитии современной истории: зарождение и становление имперской России.
С другой стороны, «Ампир В» - это игра слов: если переставить первую букву, получается слово «Вампир».
В основе этого лежит обыгрывание и переплетение смыслов, способствующее созданию фантастического, экстраординарного и ужасающего образа – героя – вампира, с древнейших времён олицетворяющего абсолютное зло, приносящего человечеству страдания, муки и несчастья.
С давних времён в среднеевропейской литературе и культуре вампиры известны как бессмертные, злобные, жаждущие крови существа. В мифологии вампиры уподобляются нечисти, питающейся человеческой или животной кровью. Согласно фольклорным рассказам о вампирах Восточной Европы, в облике вампиров – «ужасные ходячие трупы». Таким образом, на протяжении многих столетий образ вампира олицетворялся с непобедимым злом, с воплощением исключительного коварства и алчности.
В мировой литературе чрезвычайно популярен образ вампира. Вампиризм неоднократно встречается в произведениях знаменитых зарубежных писателей: роман «Дракула» Брэма Стокера стал наиболее полным описанием вампира в популярной художественной литературе до двадцатого столетия, наряду со Б.Стокером следует также упомянуть Джона Полидори и Джозефа Лефана; в первом романе серии «Интервью с вампиром» Энн Райс впервые трансформирует сюжетную линию вампирского рассказа: хороший герой превращается в злобного вампира.
Каковы принципиально новые особенности создания образа вампира в современной мировой литературе? Какие особые качества этих фантастических существ значительно отличают вампиров, изображаемых в современных произведениях от вампиров- предшественников?
В современных популярных романах и фильмах вампиры – красивые, сильные, быстрые, разумные и романтичные существа. Наглядными примерами подтверждения таких качеств являются романы Стефани Майер «Сумеречная Сага» и роман Л. Дж. Смит «Дневники вампира». В этих произведениях вампиры наделены особыми талантами и качествами: они светятся, когда на них падают солнечные лучи, способны сдерживать агрессию, развитую от природы, по отношению к любимому человеку, готовы совершать поистине героические поступки. Иными словами, образ вампира коренным образом трансформировался, приобрёл абсолютно новые, необъяснимые и далеко не ужасающие черты. Так каким образом современный читатель может оценивать потенциально противоречивые, двусмысленные черты героя – вампира, представленного на страницах современных романов? С какой целью авторы стремятся наделить героя – «пожирателя» в своих произведениях удивительными завораживающими качествами?
Главный персонаж произведения в романе Виктора Пелевина – также молодой вампир. Он также обладает отнюдь не устрашающими качествами своей натуры, а напротив демонстрирует человеческую сущность и нравственные, духовные, гуманистические качества натуры в своих действиях. Немаловажную роль играет и психологическая составляющая, внутренняя природа самого вампира. На мой взгляд, главный герой – Рама Второй является героем – типичным правдоискателем – преемником знаменитых литературных героев Онегина, Мцыри, Базарова, Раскольникова, Андрея Болконского, Григория Мелехова.
Облачаясь в маску коварного существа, Роман Шторкин сталкивается с роковыми, критическими обстоятельствами и событиями на своём пути: «я закричал, вернее, замычал – он держал мою голову так, что я не мог открыть рта. Боль в шее была невыносимой – словно сумасшедшей зубной врач вонзил мне под челюсть своё электрическое сверло. Была секунда, когда я решил, что пришла смерть, и смирился с нею…», - повествует лирический герой. [5;12].
Таким образом, автор изначально создаёт бездуховный, антигуманный, безнравственный, лишённый элементарных эстетических начал мир, в котором главный герой должен найти своё призвание. Действующий персонаж отказывается от истины, первоначально поддаётся изобилию чувственных и физических наслаждений, занимающих одно из ключевых эпизодов в романе.
Чтобы стать настоящим вампиром, новый ученик должен постичь главные вампирические науки ( гламур и дискурс), осознать противоречивую идею господства вампиров над миром в целом. Кто же они, настоящие вампиры, у Пелевина? Образы далеко не чуждые человеческому сознанию и разуму, большинство из них ничем не отличаются от простых людей: «что–то мефистофелевское, похожи на продвинутых бесов, густые брови, крючковатый нос, имеют хорошие квартиры в спальных районах…» [5;26;43;56]. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что Пелевин характеризует образ вампира с точки зрения социально – значимой ориентации: действительно важно разграничивать, находить точки соприкосновения в образе вампира и современного человека.
Каковы принципиально новые черты и особенности вампира у Пелевина? По какой причине главный герой романа вызывает неподдельный интерес у читателя? Облачая своего героя в существо антисоциальное, циничное, коварное, безжалостное, Пелевин на самом деле стремиться показать читателю катастрофичность, гибель, уничтожение мира тщеславия, наживы и эгоизма. Окружённый миром цинизма Рама задумывается над вечными философскими вопросами, которые помогают ему остаться человеком и бороться с жестокостью и несправедливостью окружающего мира. «Что есть истина?», «Что есть Бог?», «Откуда взялся мир?», - вопросы, на которые нет ответа.
Анализируя вторую часть названия произведения «Ампир В», мы полагаем:
В девятнадцатом веке немецкий философ Фридрих Ницше утверждал, что «идеал «сверхчеловека» может быть реализован при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы – «хозяева», люди, представляющие собой совершенство, прежде всего, в биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социально – бытовыми, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободными».[6]. Продолжая идею Ницше, мы пришли к следующему выводу: «сверхчеловечество» будет порабощением современной цивилизации, следствием хаотичности и неуправляемости жизни. В будущем человек будет лишён права влиять на ход происходящих событий. В перспективе «сверхчеловек» - существо, отличительной особенностью которого является бездуховность, антигуманность, эгоизм, индивидуализм, тщеславие и корыстолюбие.
Так и в романе Виктора Пелевина вампиры являются воплощением скрытых, неподвластных человеческому разуму способностей, но и в то же время проявлением антисоциального поведения, смелым заявлением о своём господстве, преобладанием над всем человечеством: «Вампиры носят имена богов… Вампиры не только самое высшее звено в цепи, но и самое гуманное звено. Высокоморальное звено..»[5;37;49].
«Тебе предстоит за короткое время стать высококультурной и утончённой личностью. Значительно превосходящей по интеллектуальным и физическим возможностям большинство людей», [5;35] - произносит один из действующих героев романа, тем самым, подтверждая господство вампиров над миром людей, возможность управлять поведением и мыслями человека, что, несомненно, опровергает всяческие законы морали и нравственные, гуманистические принципы.
Высокие темпы развития цивилизации, общества способствуют трансформации понятия «настоящий человек» в разные временные эпохи.
Так и в Советском Союзе коренным образом изменилось отношение к понятию «настоящий человек». Одним из наиболее ярких, показательных примеров, иллюстрирующих трансформацию этого понятия, является уникальное творение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Это книга о подлинном героизме и преданности своему Отечеству.
Советский лётчик Мересьев, который был сбит немцами в бою Великой Отечественной Войны, тяжело ранен, потерял обе ноги, но силой воли возвратился в ряды действующих лётчиков, научился летать и стал сбивать фашистов. Следовательно, согласно Борису Полевому, «настоящий человек» – идеал проявления мужества, героизма, отваги, воплощения наивысшей самоотверженности личности. Однако возникает явное противоречие: Виктор Пелевин в романе «Омон Ра» развенчивает традиционную трактовку понятия «настоящий человек». «Омон Ра» - это история о советском мальчике, мечтающем о небе, который поступил в лётное училище, а потом попал в отряд космонавтов, готовящихся к полёту на Луну.[6;1]. Человек, готовый совершить подвиг, пусть даже и невидимый, по словам Урчагина, необходим стране, так как он питает её главную силу.[6;2]. Какую роль играет государство в этом романе? Политика такого государства направлена не на защиту прав и свобод человека, а способствует размыванию граней человеческой индивидуальности. Личность становится заложником своего положения, управляемым орудием в руках государства. Таким образом, предлагая альтернативную трактовку понятия «настоящий человек», Пелевин, воспитанный в советской России, пытается обличить тоталитарную систему, существующую в Советском Союзе. Автор подчёркивает закономерное переосмысление личности человека на грани двух эпох.
Образ «ненастоящего человека» в романе Сергея Минаева по – новому отражает авторскую позицию по отношению к понятию «человек», «настоящий человек», раскрывает роль способностей и умений личности в его судьбе и жизни.
Роман написан от первого лица, героем которого является коммерческий директор московского представительства крупной французской компании по продаже консервированного гороха «Тандюэль». Описывается его повседневная жизнь, включая общение с коллегами по работе, посещение известных московских клубов, употребление алкоголя и наркотиков. Главный герой пропитан цинизмом и самоотрицанием. Автор поднимает различные проблемы мироустройства, проблемы российского общества и места человека в обществе. В то время как Пелевин, развенчивая вампирическую тему, приходит к выводу: вампиры «современности», создав сложный, несправедливый мир вокруг себя, не осознали безвыходность своего самоопределения в обществе. В действительности, они ничем не отличаются от простых людей. Именно благодаря таким выводам складывается парадоксальная ситуация, выход из которой лежит в основе переосмысления идейных принципов мироздания собственно самих героев.
Таким образом, понятие «сверхчеловек», «настоящий человек», прежде всего, связано с проявлением сверхъестественных, самых сильных способностей человеческой сущности, способной в той или иной ситуации противостоять обстоятельствам противоречивой действительности.
Одной из ключевых литературных аллюзий в романе Виктора Пелевина можно считать полёт главного героя произведения Рамы и его спутницы Геры к Энлилю Маратовичу, человеку, который один из первых познакомил молодых людей с новым, незнакомым миром. В результате этого путешествия главные герои должны совершить определённый обряд посвящения новичков в вампиры – «Великое грехопадение». Это своеобразное посвящение, несомненно, ассоциируется с полётом Маргариты в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» - одном из самых важных и значимых романов двадцатого столетия. В то время как Маргарита, окончательно прощаясь с прежней жизнью, становится ведьмой и покоряется дьяволу, так и Гера и Рама, совершая этот обряд, никогда не вернуться к долгожданной счастливой жизни.
С целью создания единой художественной картины мира в романе Виктор Пелевин упоминает различные интересные артефакты человечества, которые и являются аллюзиями, отражающими историко–культурное наследие нашей планеты и способствующие раскрытию смысла создания произведения. Это и упоминание современной музыки и компьютера [5,119 - 120], взгляд на историю Вселенной и Библию [5,167]. Но эти литературные аллюзии еще ждут дальнейших исследований.
Таким образом, удивительный художественный мир романа «Ампир В» складывается из разных, порой противоречивых понятий. Мир вампиров и людей – это мир современного человека, который никак не может найти истину, не может выбраться из мучающих его вопросов: «Что есть истина?, «Где БОГ?» В книге Пелевина все вывернуто наизнанку, перевернуто с ног на голову. Цель этой загадки – заставить читателя разобраться в том, кто «настоящий человек», самому.
Заключение
Начало XXI века связано в русской культуре с потерей нравственных ориентиров, кризисом гуманизма, отказом от истины. Обращаясь к русской литературе, мы видим снижение читательского интереса у молодежи. Но несколько имен остаются популярными как у читающей публики, так и у критиков. Одно из них - имя Олега Пелевина, называемого в средствах массовой информации «самым влиятельным интеллектуалом XXI века».
В своем исследовании мы разбирались в тех литературных приемах, создающих особый художественный мир Пелевина. Самыми яркими из них являются аллюзии, которые традиционно называют стилистическими фигурами, содержащими явное указание или отчётливый намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или разговорной речи. Отсылая читателя к другим литературным произведениям, писатель тем самым призывает его задуматься над эпохой кризиса человеческого бытия, проанализировать влияние мировой цивилизации на сложившуюся систему ценностей.
Важнейшим элементом авторского замысла Пелевина является раскрытие подлинного смысла названия произведения.
Название книги «Empire V» непосредственно связано с её переводом с английского языка и отсылает к роману А.А. Проханова «Симфония Пятой империи». С другой стороны, «Ампир В» - это игра слов. Если переставить первую букву, получается слово «Вампир».
В основе этого лежит обыгрывание и переплетение смыслов, способствующее созданию фантастического, экстраординарного и ужасающего образа – героя–вампира, с древнейших времён олицетворяющего абсолютное зло, приносящего человечеству страдания, муки и несчастья. Вторую часть названия произведения «Ампир В» относит к следующим явлениям мировой литературы и философии:
Такая игра со смыслами требует от читателя не только заинтересованности, но определенного уровня эрудиции. Таким образом, текст в литературе постмодернизма начинает играть совершенно иную роль.
Библиографический список
О путнике
Заповеди детства и юности
Злая мать и добрая тётя
Император Акбар и Бирбал
Сказочные цветы за 15 минут