Работа, посвященная почтовым отправлениям времен Великой Отечественной войны. «История каждой семьи - это история страны. Ощутить самую тесную кровную связь с бедой и счастьем своей страны достаточно вспомнив членов своей семьи: отца, мать, близких людей и свои маленькие бытовые памятники той эпохи», - Лидия Моисеевна Макарова. Такими «памятниками» являются письма и открытки военной поры, бережно сохраненные в нашей семье и в Музее педагогической памяти нашей гимназии.
Вложение | Размер |
---|---|
frontovye_pisma-3.doc | 70 КБ |
ГОУ «Гимназия №446»
Колпинского района
Санкт-Петербурга
«Ты получишь письмо, как обычно, без марки, солдатское…»
Исследовательская работа по краеведению на тему:
«Почтовые отправления времен Великой Отечественной войны»
(по материалам домашнего архива и архива Музея педагогической памяти)
Выполнила: ученица 4Б класса гимназии №446 Гризодуб Оксана |
Санкт-Петербург
2011 год
ГОУ «Гимназия №446»
Колпинского района
Санкт-Петербурга
Почтовые отправления времен Великой Отечественной войны.
В середине января этого года, при подготовке к 67- годовщине полного снятия вражеской блокады Ленинграда, наша учительница Ольга Алексеевна Лужанская попросила нас, учеников 4-го класса, узнать о свои родных, живших в то далекое время, об участии членов семьи в событиях Великой отечественной войны.
Мой дедушка мне рассказывал о своем детстве. Когда началась война, ему было 4 года. В то время он со своей мамой жил в г. Окуловка Новгородской области. Это было очень тяжелое, страшное и голодное время. Немцев в городе не было, но его постоянно бомбили. Кроме моего дедушки у его мамы было еще 2-е старших детей: Александр и Евгения. Александр в 16 лет ушел добровольцем на фронт и погиб, защищая Родину, в 1944 году. В нашей семье берегут память о нем.
Мама показала мне письма, которые он писал с фронта.
С момента их написания прошло почти 70 лет. Это коротенькие весточки с фронта на пожелтевшей бумаге, на которой выцветшими фиолетовыми чернилами или карандашом были написаны пожелания родным здоровья. В этих посланиях чувствовалась вера в скорую победу над фашистами.
У этих писем необычная форма – треугольная. На них отсутствуют почтовые марки. На лицевой стороне написан почтовый адрес, а на обратной – четкая печать: «Просмотрено военной цензурой». Все это меня очень заинтересовало, и я решила найти ответ на вопросы: почему у военных писем такая форма, как они находили дорогу к адресату, что такое военная цензура?
Побывав в нашем школьном Музее педагогической памяти, я увидела в его экспозиции брошюру «Письма с фронта», в которой на материале военных писем было рассказано о судьбе колпинских юношей, погибших на фронтах Великой Отечественной войны: Игоре Федорове, Владимире и Борисе Решетниковых. Также в экспозиции музея есть разные виды почтовых отправлений военного времени: это почтовая карточка без рисунка, почтовая карточка-открытка с рисунком и уже знакомые письма – треугольники. На всех письмах есть сокращения в виде «в/ч» и пятизначные номера в адресах. Что же обозначают эти символы?
Обратившись к интернету, я узнала следующее:
Воинские части в различных странах мира имеют полевые почтовые номера, но их полное название, род войск, место расположения и другие подробности как в мирное время, так и во время войны не разглашаются и являются военной тайной. Письма от гражданского населения, из тыла или из других воинских частей посылаются исключительно на полевой почтовый номер части.
Согласно принятой в бывшем СССР системе адресования отправлений полевой почты, в адресной строке делалась сокращенная запись в виде «в/ч ххххх-«буква», где «в/ч» означало «войсковая часть» уровня полка (бригады) либо отдельного батальона с последующим пятизначным цифровым кодом данной части.
В годы Великой отечественной войны основная переписка велась между родными на фронте и в тылу. Ежемесячно в действующую Красную Армию доставлялось 70 миллионов писем!
В самом начале войны в Главном управлении связи Красной Армии было сформировано Управление военно-полевой почты, а при штабах армий и фронтов были созданы отделы военно-полевой почты. Непосредственно в частях были созданы почтовые полевые станции (ППС), которые гасили корреспонденцию почтовыми штемпелями. Почту обычно собирал грузовик ГАЗ-АА – «полуторка».
Очень важно было сохранение военной тайны: надо было не дать возможности врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей, их вооружении. Для этого была создана военная цензура. Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались, любые спорные места замазывались черной краской. На почтовое отправление ставился штамп «Проверено военной цензурой».
Письма либо открытки, адресованные в армию и брошенные в почтовый ящик тылового города, сначала отправлялись в гражданское отделение связи, оттуда – в тыловой военно – сортировочный пункт. Затем в почтовом вагоне они отправлялись на фронтовой военно-почтовый пункт, оттуда- на военно-почтовую базу армии, далее они попадали в действующие части в руки адресатов.
Во всех воюющих странах в ХХ веке пересылка простых фронтовых отправлений осуществлялась бесплатно.
Обратившись к истории, узнаем, что почтовый конверт - это своеобразная «одежда» письма. Поначалу письмо обходилось без конверта. Например, древние новгородцы обменивались берестяными грамотами, свернутыми текстом наружу. Так текст письма становился известным другим лицам. Позже научились складывать письма так, чтобы оно оказалось текстом внутрь, а адрес писали снаружи. Слово «конверт» означает «оборачивать», «повертывать», то есть складывать письмо текстом внутрь. Вскоре конверт отделили от письма и он стал его «одеждой».
«В годы войны появились письма-треугольники. Они были без конвертов, т.к. конверты были в большом дефиците.
Конверт – треугольник – обычный тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось, так как оно подвергалось цензуре. Адрес писался на наружной стороне листа»[1].
Эти письма имели огромную силу. Их с нетерпением ждали в тылу и на фронте. Во время войны они были важным психологическим фактором. Среди молодежи военной поры была очень распространена переписка с незнакомыми молодыми людьми. В экспозиции музея есть письмо с необычным адресом: «Лично в ручки незнакомой девушке от незнакомого Коли». Между этими молодыми людьми возникла переписка, о чем говорят другие письма, адресованные Тосе Титковой[2].
Забавную ситуацию описывает в письме от 16.10.1942 года Владимир Решетников своей сестре Дине:
«Все знают, что я жду письма с нетерпением, а один мой друг, зная, что писем мне пока нет, написал мне письмо от имени какой-то Кати. Как будто эта Катя пишет письмо из Колпинска, дом 16, кв. 24, а улица не была указана. На самом деле мне никакая Катя писем не пишет, да и вообще, письма я получаю только от вас с мамой. Конечно, было бы очень хорошо, если бы девушка писала мне письма. Тут многие получают письма от девушек, а сами их не знают. Если у тебя есть хорошая девушка и ей некуда писать, пусть она пишет мне…»[3]
Во время войны в ходу были не только письма-треугольники, но и открытки, письма с конвертами, секретки (складывающаяся почтовая открытка). Большинство из них имели рисунки на темы боевых действий и героического труда в тылу.
В экспозиции музея есть почтовая открытка, которая представляет собой почтовое отправление с цветным рисунком, изображающим балтийского матроса. Он держит в руках снаряд с надписью «За Родину!». Рисунок сопровождается четверостишием:
Поздравляю с Новым годом.
Бьем мы немцев полным ходом.
Шлет привет артиллерийский
Боевой моряк балтийский.
Выходные данные свидетельствуют: открытка была издана в Ленинграде в 1942 году тиражом в 25 000 экземпляров. Открытка адресована семье Усыскиных, которая в тот момент находились в эвакуации в Челябинске. Интересен текст открытки, адресованный пятилетней девочке Кире: «Кирочка! Немца мы в Ленинград так и не пустили. Твои игрушки и дом цел. Приедешь - опять танцевать будешь. Хорошо? Этот стишок выучи и мне потом расскажешь. До свидания. Твой дядя Саша»[4].
Открытка датирована 22 января 1943 года, то есть она написана спустя 4 дня после прорыва вражеской блокады. Именно поэтому так гордо звучит первая фраза: «Немца мы в Ленинград так и не пустили».
И какая вера в победу слышится во всех письмах тех тяжелых, страшных, героических военных лет!
«Теплая, дружеская открытка из родного города взбодрила всех нас. Её читали и члены семьи, и соседи. Наверное, поэтому я её сохранила», - пишет Лидия Моисеевна Макарова в своих воспоминаниях.
Среди экспонатов Музея педагогической памяти есть ещё одна открытка, которая интересна несколькими фактами. Во-первых, она написана 6 ноября 1942 года, накануне 25-летия Великой Октябрьской социалистической революции, с чем и поздравляет Марию Балихину (впоследствии - Мария Васильевна Каширина-основательница нашего музея)[5] её друг А. Белкин. Во-вторых, это почтовое послание интересно тем, что предельно простой адрес дал возможность точно доставить открытку адресату: «г. Колпино, школа №400, Балихиной Марии».
Хочу добавить к моей работе еще несколько интересных фактов, имеющих отношение к «почтовой» теме.
Весной 1942 года многие ленинградцы носили на груди жетон - ласточку с письмом в клюве. Это означало «Жду письма». Вот отрывок из стихотворения Ольги Берггольц «Блокадная ласточка»[6]:
Сквозь года, и радость, и невзгоды
вечно будет мне сиять одна -
та весна сорок второго года,
в осажденном городе весна.
Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: "Жду письма".
Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолет,
только птица к нам, до Ленинграда,
с милой-милой родины дойдет.
…
«Во время Великой Отечественной войны для пересылки почтовой корреспонденции использовали не только полевую почту, но и голубиную.
Останкинский голубиный питомник стал главным поставщиком молодняка почтовых голубей для советской армии. Передвижные почтово-голубиные станции принесли нашим войскам немалую пользу. Лишь за один месяц во время наступательных боев за освобождение Прибалтики в 1944 году воздушные гонцы подразделений капитана Богданова доставили с передовых позиций 2 569 боевых депеш, то есть в среднем более 85 в день. Хорошо работали подвижные почтово-голубиные станции командиров Емельяненко, Казимирского и других. Надежность голубиной связи позволяла доставлять в штабы с помощью голубей даже важнейшие документы, захваченные у противника. Вклад голубей не остался незамеченным. Только за участие в обороне столицы, тридцать солдат-голубеводов были награждены орденами и медалями».[7]
Полевая почта…
«Как дорога она была в годы войны каждому красноармейцу. Служили в этом армейском строю «почтарями» самоотверженные люди – главным образом девушки. Они, не зная усталости, обрабатывали почтовые отправления: сортировали газеты, журналы, письма, оформляли посылки, направляя их по воинским частям и подразделениям. Военные почтальоны, нагруженные тяжелыми сумками с пачками писем, газет, журналов, в мороз и стужу, жару и дождь отправлялись из своих баз сначала на машинах, потом на лошадях в расположения подразделений»[8].
Поэтесса Людмила Искакова посвятила девушкам – фронтовым почтальонам - Минеевой Татьяне и Анохиной Валентине стихотворение, которое называется «Алые маки»[9].
Вот отрывок из этого стихотворения:
Небо седое. Чёрная степь
Взрывами рьяными рвано распахана.
Жатву собрала голодная смерть.
Корчится пьяная. Жутко от страха нам.
- Плакать не будем, Танюша, нельзя.
- Валечка, жалко убитых, ей-богу.
Лунная оторопь. Дождик, скользя,
Раны бинтует земному ожогу.
…
Молча вернулись в почтовый вагон.
Скинули сумки тяжёлые с письмами.
Плачет взахлёб фронтовой почтальон.
Больно. Жестоко. Обидно. Немыслимо.
Письма последние. Горечью слёз
Будут омыты. Тоской зацелованы.
Весточки мчатся под грохот колёс.
Жизнь в треугольник солдатский закована.
"Мамочка, знаю, победа близка..."
"Хочется очень дожить до победы..."
"Жёнушка, чмокни за папку сынка..."
"Мне только двадцать, а волосы седы..."
"Скоро приеду и всё расскажу..."
"Снился наш дом и сирень под окошком..."
"Жди, ненаглядная, сад посажу..."
"Вы потерпите, осталось немножко..."
Пей, поле битвы, защитников кровь…
Летом покроешься алыми маками.
Помните нас. Это наша любовь.
Алый рассвет. Маки росами плакали
Занимаясь темой «Почтовые отправления в годы Великой Отечественной войны», я нашла ответы на вопросы, которые меня интересовали:
что обозначают буквы и цифры, указанные в адресах военных писем, назначение военной цензуры, почему в военное время возникла треугольная форма письма.
Читая письма военных лет, я поняла, какое важное значение они имели для поднятия боевого духа бойцов. Как ждали они вестей из дома, ведь это была их единственная связь с родными и близкими людьми.
За кажущейся простотой «почтовой» темы, открывается её важность и насыщенность. Работа почты во время войны - ещё один пласт того героического времени, требующий внимания и изучения.
Свою работу, посвященную почтовым отправлениям времен Великой Отечественной войны, я хочу закончить словами, сказанными Лидией Моисеевной Макаровой: «История каждой семьи - это история страны. Ощутить самую тесную кровную связь с бедой и счастьем своей страны достаточно вспомнив членов своей семьи: отца, мать, близких людей и свои маленькие бытовые памятники той эпохи». Такими «памятниками» являются письма и открытки военной поры, бережно сохраненные в нашей семье и в Музее педагогической памяти нашей гимназии.
Источники и литература:
- архив Кашириной М.В. (папка № 41, документ № 0620);
- архив Макаровой Л.М. (папка № 143, документ № 0034);
- архив Починок Д.Т. (папка № 13, документ № 0216);
-архив Мартыновой А.М. (папка № 5, документ № 02704).
- www. ru. wikipedia.org/wiki/Полевая почта;
- www.stihi.ru;
- www.redstar.ru;
- www.olgaberggolc.ru.
[1] www. ru.wikipedia.org/wiki/Полевая почта
[2] Архив Мартыновой (Титковой) А.М., папка №5, док. 02704
[3] Архив Починок Д.Т. (папка №13, док. № 0216, Н. Бессонова «Письма с фронта», «Еврика» ТОВ, Хмельницкий, 2001, стр. 25
[4] Архив Макаровой Л.М. (папка 143, док. №0034)
[5] Архив Кашириной М.В. (папка №41, документ № 0620)
[6] www.olgaberggolc.ru
[7] Пересыпкин И.Т. «Связисты в годы Великой Отечественной», издательство «Связь», М., 1972 г., стр. 129
[8] www.redstar.ru
[9] www.stihi.ru
Снежный всадник
Сказка "Колосок"
Весёлые польки для детей
За чашкой чая
Барсучья кладовая. Александр Барков
Комментарии
Очень здорово!
Очень здорово!
Очень здорово!
Очень здорово!