Исследовательская работа Болоневой Дарьи является, на мой взгляд, актуальной и интересной. Автор пытается рассмотреть солдатский фольклор Великой Отечественной войны на примере фронтовой тетрадки-песенника Трифонова Семена Ивановича. Ученица ставит цель как можно больше узнать о личной жизни солдат Великой Отечественной войны, их душевном и эмоциональном состоянии, а так же создать электронную и печатную фронтовую тетрадку Трифонова С.И. для школьного музея.
Актуальность темы строится на проблеме отсутствия дневников и личных записей бойцов времен Великой Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
issled._rabota__dasha.docx | 37.7 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
МО «ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ТАРБАГАТАЙСКОГО РАЙОНА»
МОУ «СЕЛЕНГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Фронтовая тетрадка - песенник
младшего лейтенанта Трифонова Семена Ивановича
секция: краеведение
Выполнил: Болонева Дарья ученица 8 класса
Руководитель: Болонева Надежда Филипповна
учитель истории и обществознания
с. Солонцы
2011год
Оглавление
I. Введение ………………………………………………………….. 3- 4
II. Основная часть…………………………………………………… 5 -12
1. Жизненный путь фронтовика Трифонова С.И….......................5- 6
2. Фронтовые песни – переделки и солдатский фольклор времен
Великой Отечественной войны как исторический источник……… 7-
3. Песенник младшего лейтенанта Семёна Ивановича Трифонова..
III. Заключение …………………………………………………12
IV. Литература ………………………………………………….13
V. Приложение
Введение:
Я люблю бывать в нашем школьном музее, где хранятся удивительные и бесценные документы и экспонаты разных лет и даже веков. В этой, немножко торжественной тишине, становишься причастным к истории семьи, села, страны. Люблю вглядываться в лица людей на пожелтевших от времени фотографиях. Музейные ценности помогают мне глубже понять, о том, какие события случались в истории нашего государства, как жила наша страна, чем занимались люди.
Особое место в музее отведено экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне и среди большого количества «военных трофеев» привезенных с полей сражений за Москву, выделяется большой портрет офицера Красной Армии. «Кто он?» – спросила я у музееведа и мне ответили, что это мой односельчанин, фронтовик Трифонов Семен Иванович. Позднее я узнала, что он не только односельчанин, но и наш бывший сосед. Я решила узнать, что это был за человек, где воевал, как сложилась его послевоенная жизнь. Собирая материал о ветеране, я узнала, что у ушедшего из жизни фронтовика живут и работают два сына, а еще о том, что не так давно его младший сын Василий Семенович передал моей маме фронтовую тетрадку своего отца. Увидев, сохранившуюся с войны, потертую, с выпадающими пожелтевшими листочками тетрадку - «фронтовой песенник», я, вооружившись лупой, стала изучать записи в тетради. «Расшифрованные» записи младшего лейтенанта Трифонова Семена Ивановича заставили меня по-иному взглянуть на историю Великой Отечественной войны.
Моя работа представляет собой попытку рассмотреть солдатский фольклор Великой Отечественной войны, его темы, характеристики героев, больше узнать о жизни солдат Великой Отечественной войны, а так же создать электронную и печатную фронтовую тетрадку для школьного музея и ныне живущих потомков.
Цель моей учебно-исследовательской работы: изучить, проанализировать и восстановить фронтовые записи из тетрадки Трифонова Семёна Ивановича
Задачи:
1.Изучить жизненный путь участника Великой Отечественной войны Трифонова С.И.
2. Познакомиться с историей происхождения солдатского фольклора.
3. Изучить особенности фольклора периода Великой Отечественной войны.
4. Проследить роль фольклора в солдатских буднях.
5. Проанализировать семейный архив Трифоновых.
Предмет исследования: тетрадка с солдатским фольклором
Объект исследования: тексты из тетради Трифонова С.И.
Методика исследования:
- работа с историческими источниками;
- поиски информации в Интернете;
- беседы с родственниками;
- обращение к семейному архиву Трифоновых;
- работа с архивными документами;
- анализ полученной информации;
Результаты исследования будут изложены в форме электронной тетради С.И.Трифонова и исследовательского проекта на конференции.
Жизненный путь фронтовика
Трифонов Семён (Сафон) Иванович родился 19 декабря 1920 года в многодетной семье. Отец Трифонов Иван Иванович и Матвеева Анна Пименовна поженились еще до революции 1917 года и проживали до 1938 года в небольшом селе Кордон. При строительстве Кордонского моста их дом был перенесен на новое место во вновь создаваемое село Солонцы. Семья была большая. В общей сложности у Трифоновых родилось 16 детей, выжили только десять ребятишек среди них, и был Семён (Сафон- имя, данное при крещении). В 7 летнем возрасте пошел учиться в Селенгинскую семилетнюю школу, после окончания семилетки пошел учиться на бухгалтерские курсы. В 1938 году познакомился со своей будущей женой Тамарой (Домной) Евлампьевной, 7 марта 1939 года молодые расписались и вскоре после свадьбы Семён Иванович «по комсомольской линии» едет учиться на восток в Школу подводников. После нескольких месяцев учебу, из-за какого-то ЧП, школу закрывают, а курсантов коммисуют и отправляют домой в Бурятию. Не успев, как следует, побыть дома, Трифонову Семёну Ивановичу приходит повестка из военкомата на действительную службу.
Вспоминает младший сын Трифонов Василий Семёнович, 1961 года рождения: «Помню, мама рассказывала, что в первый семейный год она, молодуха, (по семейски - молодая жена) почти не видела своего мужа. Говорила, что Семён то на востоке в море нырять учился, а не успел оттудова приехать, как забрали в армию. На Покров день (14 октября) 1939 года увезли мужа из родного села на военную службу, да аж на семь годов. Семь почти лет, до 1946 года не пришлось нам видеться, только по письмам узнавала как да что …»
Не успел закончить Семён Иванович срочную службу, как началась война. В 1942 году призвали его в действующую армию на 3- Украинский Фронт. Почти всю Европу прошел с боями фронтовик. Освобождал Молдавию, Польшу, Румынию, Болгарию, Австрию. Примечательно, что портрет, который висит в музее нашей школы, был написан венским уличным художником в Австрии. Проводя своё исследование, я узнала, как этот портрет попал в наше село, в семью Трифоновых.
Вспоминает Сапунова Капитолина Ермиловна, 1920 года рождения. «Помню, уж война кончилась, где-то в июле 1945 года, мы колхозную картошку пололи, почтальон на поле на конях приехал, письма привез, вот радости было. Кличет он Тамару Трифонову, она к нему подходит, а он ей большущий конверт протягивает. Мы все кто был рядом обмерли, ведь сразу о плохом думается, может, убили Семёна, а его личные вещи по почте прислали. Тамара ни жива, ни мертва конверт дрожащими руками открывает, а там портрет её мужа. Она как вскрикнет и сразу на землю упала. Дак и упадешь, она ведь 5 его почти 6 лет не видала. А на портрете, он такой бравый, наград много и красивый такой. Мы все тогда и наплакались и насмеялись….»
До Берлина, младший лейтенант Трифонов не дошел, получил четвертое тяжелое ранение при форсировании реки Шпрее. Победу он встретил в госпитале, в 40 километрах от Берлина. Когда подлечился, продолжил службу регулировщиком в городе Вена.
В 1946 году демобилизовался домой. У Трифоновых после войны родилось двое сыновей Владимир и Василий. С войны больших трофеев не привез, кроме ранений, да подарков родственникам в котомке у солдата лежала немного потрепанная черная тетрадь, с фронтовыми песнями- переделками и фотографиями.
Фронтовые песни – переделки и фольклор как исторический источник
Вести дневник или записывать что-либо для памяти на войне, в Красной Армии не полагалось. Об этом наглядно говорится в Приказе Народного комиссара обороны Союза ССР № 0451,от 16 декабря 1943 г. о введении в действие «Правил по сохранению военной тайны в печати Красной Армии (на военное время)» где в разделе №VIII « Дисциплина и политико-моральное состояние» запрещалось вести: «77. Письма и дневники, и показания солдат и офицеров без разрешения начальников штабов»[1] Причиной этому было постоянное цитирование Советским Информбюро дневников немецких солдат и офицеров, в которых были различного рода сведения о военных действиях, о положении на фронте и прочее. Поэтому советское командование боялось такой же «утечки» военной информации от бойцов Красной Армии.
Удивительно, но вопреки всем уставным запретам, записи такого рода все же велись и до нас дошли некоторые дневники, созданные на передовой и в партизанских отрядах. Авторами большинства опубликованных дневников являются фронтовые корреспонденты, писатели, поэты. Так у нас в Бурятии редчайшим экспонатом фронтовых записей является личный дневник комбрига, Героя Советского Союза, Владимира Бузинаевича Борсоева. Солдаты и младший командный состав же практически и не могли вести постоянные записи. Это внушило бы подозрения, да и при очередной бесцеремонной проверке вещмешка старшина приказал бы изничтожить тетрадку или записную книжку, поскольку они не входили в список необходимого и достаточного солдатского скарба. . 6
Другое дело иметь песенник. Хотя, что может быть общего в войне и песне? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен... И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою
Песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. А в решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники. Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты или тетрадки с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорили, что фронтовая песня - это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая. Несомненно, что ведущая роль в создании и распространении песен в годы Великой Отечественной войны принадлежала армии и партизанским отрядам, которые сосредоточили в себе лучшие, наиболее творческие силы народа.
«Здесь, под влиянием героических событий, возникали новые песни, бесконечно варьировались и творчески переосмыслялись в связи с боевой обстановкой песни давно знакомые», отражая не столько внешнюю, сколько внутреннюю сторону событий, своего рода «психологию войны».[2]
Песенники, написанные солдатами «для себя», отличаются большей свободой и раскованностью суждений, чем даже письма, которые обычно предназначаются для прочтения узким кругом людей, разумеется, с поправкой на военную цензуру.
Песенник младшего лейтенанта Семёна Ивановича Трифонова
Исследуя фронтовую тетрадь – песенник я увидела тексты знакомых мне военных песен, но вчитываясь в их содержание, я поняла, песенные тексты были изменены. Они были похожи и непохожи на тексты оригиналы. Так, я нашла песню «Курсант» похожую на «Раскинулось море широко» - эту известнейшую песню о кочегаре, который погиб во время рейса, своеобразный музыкально-песенный символ судьбы русских моряков, которая приобрела всенародную популярность после исполнения Леонидом Утёсовым. Оказалась эта песня послужила основой для множества дальнейших переделок. Она была одной из наиболее часто переделываемых песен во времена Великой Отечественной войны: «Гимн севастопольцев», «Партизанская» («Раскинулась роща широко…»), «Раскинулись рельсы широко», «Раскинулось море широко» (о Второй мировой), «Раскинулось небо далёко» (школьная), «Раскинулось поле по модулю пять…» (песня студентов технических специальностей), «Раскинулись горы широко».
У Трифонова С.И. эта песня называется «Курсант» (см. приложение) и ведает она несбывшихся мечтах родителей отравлявших своего сына на военную учебу в Ленинград и о тяжелой судьбе курсанта военного училища. (В песне сохранена орфография автора)
В ту пору на полях поспевали хлеба
На ветках плоды поспевали
Отец престарелый и добрая мать
Сынка в Ленинград провожали.
Езжай и учись, проживай как нибудь
Кусочком поделишся с миром
Езжай и учись, стариков не забудь
Домой приезжай командиром.
На разных этапах войны имели распространение те песни, которые наиболее точно отражали настроения людей в связи с изменением положения на фронтах. Так, по свидетельству К.Симонова, в сорок первом это было «Напрасно старушка ждет сына домой...», в сорок втором – «Землянка», в сорок третьем – «Темная ночь», в сорок четвертом – сорок пятом – «Хороша страна Болгария...», «Эх, кабы дожить бы до свадьбы-женитьбы...» и т.п
То же самое происходило и солдатским фольклором – менялась жизнь, менялись и песни. Фронтовой фольклор, как очень гибкая форма, на любые изменения «реагировал» довольно быстро, по существу это песенная летопись войны. В нём как в зеркале, отразились мысли и чувства людей, их боль и надежда. Были песни «официальные», одобренные на высоком уровне, звучавшие в концертах и по радио. Были и другие, – не вписывавшиеся своей сермяжной правдой в систему агитации и пропаганды, зачастую спорящие с ней. Их пели в землянках в минуты затишья, переписывали в блокноты, посылали в письмах домой, инвалиды исполняли их в поездах. Они разлетались по всей стране столь же быстро, как их знаменитые и обласканные собратья. Сегодня, незаслуженно забытые, они известны лишь узкому кругу специалистов, да еще сохранились в памяти тех, кто пережил войну.
Одним из наиболее ярких примеров отражения в фольклоре горькой, ничем не приукрашенной правды военных лет, являются, на наш взгляд, песни «интимного» содержания. Так, знаменитая песня «Моя любимая» в песеннике Трифонова С.И. раскрывает «любовные похождения» бойца, у которого есть не одна «любимая», но всё же он желает вернуться к своей семье.
Как сколько мне не перечесть
Ждут писем от меня
И в Омске есть, и в Томске есть
моя любимая.
Давно уж ждет меня домой
Законная жена
Тебя забыть уж суждено
моя любимая
Тобой же я всегда горжусь
Но ждет меня семья
К тебе я больше не вернусь,
прощай любимая.
В песеннике Семёна Ивановича имеется образец самодеятельной фронтовой поэзии. Это стихотворение вернее информация, полученная из стихотворения «Письмо любимой» является историческим источником.
Мы сейчас далеко от родного края
Среди гор балканских стали бить врага
Но в душе глубоко чувства задевая
Родина советская сердцу дорога.
Упоминание о балканских горах, говорит о фронтовом пути Трифонова С.И., который воевал в Болгарии, которая расположена на Балканском полуострове и где во время войны велись ожесточенные бои с немецкими дивизиями. Конечно, простой и наивный стих написанный солдатом, не имеющим литературного образования, далек от художественного совершенства, потому - что написан для себя, но он отражает реальные чувства бойца и его душевные переживания. Сколько в этих стихах и песнях надежды и любви, и эти фольклорные произведения были очень необходимы солдату.
Заключение
Проводя своё исследование, я попыталась создать представление о солдатском фольклоре времен Великой Отечественной войны. В этом мне помогли записи военных лет Трифонова Семёна Ивановича, беседы с его сыновьями и родственниками, изучение семейного архива Трифоновых, а также энциклопедий и электронных ресурсов.
Анализ содержания тетрадки – песенника военных лет позволяет нам, ныне живущим, больше узнать как о жизни бойцов Красной Армии, о взаимоотношениях людей, объединенных одной всенародной бедой. Он дает нам возможность хотя бы частично реконструировать мировоззрение солдат, их менталитет.
Сегодня, незаслуженно забытые, произведения военного фольклора известны лишь узкому кругу специалистов и сохранились в памяти тех, кто пережил войну. Фольклор времён Великой Отечественной войны - это только кусочек огромного и красочного мира солдатского слова, осколок «зеркала» солдатской души.
В годы войны в городах и в сёлах звучали фронтовые песни. Они разносились различными путями – пели раненые в госпиталях, пели демобилизованные в вагонах поездов. Фронтовики, вернувшись, домой, стремились сохранить свои песни военной поры. Некоторые песни поются до сих пор. Война не могла уничтожить живую человеческую мысль, эмоции, чувства. Так складывался особый воинский или солдатский фольклор.
Использованная литература
Информация из Интернета:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Страницы песенника Трифонова С.И.
(сохранена орфография и пометки фронтовика)
Смерть лейтенанта
Раскинулась линия фронта
Снаряды и мины летят
И землю родную жестоко
Фашисткие гады бомбят.
Вот слышаться крики атаки
Бойцы принимают удар,
А немцы как злые собаки
Окутаны в у пьяный удар (угар. Прим. автора исслед.)
Быть может сегодня меня здесь убъют
Сказал лейтенант лейтенанту
Но гады фашисты с земли не уйдут
Дадим здесь горячего жару.
На линии фронта в дверях блиндажа
Лежит лейтенант умирая.
И алая кровь как сесений ручей (осенний Прим. автора исслед.)
Напрасно родная ждет сына домой
Любимого нежного друга
Он ранен в атаке как верный герой
Но терзает смертельная мука.
«Конец»
****
Наутро бой жестокий разгорелся
Кровавый бой в холодную пургу
На утро мертвую лежавшую у знамя
Ее нашли застывшую в снегу.
Никто не знал, чья она откуда,
немой вопрос был спрятан на устах
Но тот , кто видел, долго помнить будут
Вот эту девушку в солдатских сапогах.
И как то раз увидел я в газете
Военных девушек с винтовками в руках.
И сердце вспыхнуло как пламя,
Я вспомнил девушку в солдатских сапогах.
Вот эту девушку с головкой женской,
В тужурке женской и с кепью на глазах
Вот эту девушку погибшую с винтовкой,
В больших изодранных солдатских сапогах!
«Конец»
Болгария г. Сливень 3-й Украинский фронт
1/XII- 44года
роспись
Баян
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!
Нынче у нас передышка,
Завтра вернёмся к боям,
Что ж твой голос не слышно,
Друг мой, походный баян.
Кто сказал, что вить грубеют на войне сердца
Ведь на фронте ты провериш, любовь до конца
Припев:
Далекая застава, там в зелени домик стоял
Там парень пел кудрявый, ту песню запомнил я.
Играй мой баян, скажи всем друзьям
Отважным и храбрым в бою
Что как подругу мы родину любим свою.
Таких чудесных песен нигде я неслыхал
И девушек чудесных нигде я не видал.
Играй мой баян и скажи всем друзьям
Отважным и храбрым в бою
Что как подругу мы родину любим свою.
Конец.
Черные глаза
Ты стояла молча, молча у вокзала
У тебя нависла крупная слеза
Видно в путь далекий, друга провожала
Черные ресницы, черные глаза.
Вот промчался поезд, рельсы отгудели
Милый друг уехал, может навсегда
И с тоской немою вслед ему смотрели
Черные ресницы, черные глаза.
Он окончил школу, школу боевую,
Метко порожает коршуна врага
Но не забывает девушку простую
Черные ресницы, черные глаза.
Мало пишет писем , но зато в газетах
Пишут очень часто про его дела.
И, о нем читают, с гордостью сверкают
Черные ресницы, черные глаза.
Ястреб краснокраснокрылый он взлетает выше
Метко поражает коршуна врага
О таких в народе песни сочиняют,
О таких мечтают черные глаза.
Конец
роспись
[1]http:// «www.soldat.ru» Документы. Приказы НКО СССР 1937- 45 гг.
[2] Человек в истории. Россия – XX век. Сборник методических материалов для внеклассной работы. Министерство образования Российской Федерации, общество «Мемориал», 2003 г.
И тут появился изобретатель
Сорняки
Золотой циркуль
Волшебная фортепианная музыка
Глупый мальчишка