Исследуя проблему, я увидела несоответствие самостоятельности и самосознания. Все учащиеся отмечают, что мешает хорошо учиться лень. Я думаю, что это отговорка, да и все исследования подтверждают, что у моих одноклассников слабая мотивация учебной деятельности. Я часто слышу, что аппетит приходит во время еды. Так получается и с учебой, во второй половине учебного года стали проводить проверочные работы для подготовки к егэ, и интерес к учебе резко возрос, даже отъявленные прогульщики сели за уроки, появился интерес. Значит, учиться с аппетитом можно, да и необходимо! Пусть это временный интерес, но он может превратиться в привычку, а значит остаться на всю жизнь.
Вложение | Размер |
---|---|
hi_mezhrayonnaya_nauchno.doc | 64.5 КБ |
ХI Межрайонная научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Учиться с аппетитом
Автор: Перцева Александра
Россия, Республика Бурятия, Муйский район, Таксимо
МОУ «Таксимовская средняя
общеобразовательная школа №3,
11 класс,17 лет
Научный руководитель:
Панченко Галина Константиновна, учитель математики
Россия, Республика Бурятия, Майский район, Таксимо
МОУ «Таксимовская Средняя
Общеобразовательная школа №3»
2011г.
Введение
Очень часто я слышу, как мои одноклассники говорят: « Скорей бы закончились уроки», « Не хочу идти на занятия ». Нет интереса к изучаемому предмету. А почему? Ведь интересно узнать, как найти объем лимона, или чем знаменито произведение « Мастер и Маргарита». Мир стремительно изменяется. Чтобы жить достойно, нужны знания, а знания, приобретенные без интереса, любви, подчас растворяются очень быстро. Значит, чтобы знать, мы еще должны переваривать полученные знания с аппетитом. С аппетитом ли переваривает знания мой любимый 11 а класс?
1. Культура умственного труда.
Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу. Я проанализировала культуру умственного труда в моем 11 классе. Уровень воспитанности в нашем классе: высокий -11%, хороший -15%, средний – 74%.Это говорит о том, что есть все предпосылки к качественному образованию. (Приложение № I) Проведя анкетирование, я увидела, что до 7 класса 63%учащихся учились хорошо, а в 10 классе 15%, в 11 -20%, хотя закончить школу успешно планируют 100%(Приложение №II.)На что надеются: взяться за учебу во втором полугодии -67%, авось - провезет -12%. 11% считают, что учатся в 11 классе хорошо и им хватит базы для хорошего окончания школы. Казалось, что к 11 классу ученики научились учиться, привыкли к требованиям учителей, но по анкетам мы видим, что 11 % до 3-4 часов сидят за уроками 48% - 1 -2 часа, 32%-2 – 3 часа, 47 % считают, что слишком большой объем домашнего задания, 27 % большой объем информации для усвоения. Это ведет к утомляемости, желание на все махнуть рукой. (Приложение № III). Значит, учащиеся 11 класса не в полной мере научились умениям учиться и процесс обучения идет с трудом..
Проверим, может виной всему наша память? Память- это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения какой-либо информации. Человек, владеющий своей памятью - это не просто обладатель хорошей от природы способности к запоминанию, а прежде всего - человек, у которого выработаны навыки организации своей мнемической деятельности. Проводя исследования на уровень внимания, памяти, способностей учащихся, я пришла к выводу, что большая часть учащихся обладают способностями для хорошей учебы в школе. От 70-90% запоминают информацию с урока-32%, от50-70% - 10% и 58% учащихся запоминают 50%(Приложение №IV). Хотя проверка памяти показала, что средняя продуктивность запоминания: очень хорошая память у 38% хорошая память у 48%, удовлетворительно у 19%.(Приложение№V) Значит, не запоминается информации с урока, из - за невнимания или недостаточной мотивации. На вопрос, какие любимые предметы, ребята назвали по 2-3 предметов, которые они изучают с удовольствием. В этом году 4 учащихся стали призерами районной олимпиады. Класс достаточно увлеченных ребят, все 100% во внеурочное время заняты. Кто в школе Искусств, кто в УПк, кто в секциях. Это говорит о том, что все мои одноклассники - разносторонне- развитые личности.(Приложение VI)
Выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн (1989) подчеркивал, что при изучении личности нужно ответить на три вопроса. Когда мы хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, мы, прежде всего, должны выяснить, чего он хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится. Этот вопрос о направленности личности, ее потребностях, интересах, установках и идеалах. Вслед за этим встает естественно второй вопрос: а что он может? Другими словами, каковы его способности? И третий: что он есть, как реализует свои возможности? Этот вопрос о характере или устойчивых «стержневых» свойствах личности, а так же о том, что для человека значимо в мире и в чем для него смысл жизни и деятельности. Все 100% учащихся нашего класса планируют поступать, из них 97% в Вузы, а там нужна хорошая подготовка. Способности – есть, об этом говорят учителя, это доказывают результаты исследования. Значит – слаба мотивация.
2. Мотивация старшеклассников к обучению
Интересной для человека может стать лишь такая работа, которую он умеет хорошо делать и которая вследствие этого приносит ему радость успеха. Исследования психологов показали, что интерес у школьников может вызвать не только изучаемый материал, но и сам процесс изучения, если этот процесс осуществляется осознанно и результативно.
Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов: сосредоточение внимания на учебной ситуации; осознание смысла предстоящей деятельности; осознанный выбор мотива; целеполагание; стремление к цели (осуществление учебных действий); стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий); самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности). Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Чаще всего познавательные интересы формируются чисто стихийно. В редких случаях у одних вовремя рядом оказывается папа, книга, дядя, у других – талантливый учитель. Если твои родители проявляют интерес к твои делам, а не только к оценкам –это уже огромный стимул к учебе. От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут, естественно, судить о ее качестве (видят только количество: много или мало сидит ребенок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но часто и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве. Заниженную оценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя отдельные неудачи детей, попрекают их. В нашем классе 42% родителей спрашивают об оценках, 10% проверяют домашнюю работу и только 15% говорят с детьми о школьных проблемах.(Приложение № VII).Когда в нашем классе ввели смс- дневник, то каждый родитель стал больше уделять внимания проблемам школы и своего ребенка и это положительно сказалось на качестве знаний учащихся. Проводя исследование на наличие аналитических способностей у учащихся, концентрацию внимания, работу памяти, составив диаграмму исследований для каждого ученика, я пришла к выводу: если окружающие тебя любят, ценят и верят тебе, то ты показываешь хорошие результаты в учебе и не важно много ли уроков в этот день, насколько объемна информация, которую надо запомнить. (Приложение №VIII) Проведя опрос, я выяснила, что только 40% учащихся устраивает расписание, а 60% хотелось бы распределить расписание равномерно, так чтобы предметы были сопоставлены по равной нагрузке на каждый день.53% учащихся устраивает, сколько задают домашнего задания. Я попробовала связать мотивацию с количеством детей в семье. В нашем классе 59% семей, воспитывающих одного ребенка, 26% - где мой одноклассник, последний ребенок в семье. Думаю, что понижение требований, заласканность, желание дать ему все, оградить от проблем – все это понижает мотивацию, воспитывает потребителя. Я составила диаграмму по каждому ученику моего класса по всем вопросам анкетирования и исследования, и еще раз убедилась – осознают мои сверстники, что время неукротимо, и если упустить его, то многое в этой жизни можно не достичь. Мои одноклассники уверены, что лень, которая не дает успешно учиться, можно преодолеть.
3.Учимся с аппетитом?!
Я училась, потому что надо учиться. И до 10 класса без удовольствия, конечно, нравились некоторые предметы, бывали захватывающие уроки, но чтобы учиться и получать удовольствие – нет. Я уже отмечала, что мой 11 а класс – сильный, это значит, что все могут учиться на 4-5! Почему учатся не по способностям, я уже проанализировала, а вот почему ученический труд не вызывает удовольствия, и не только у моих одноклассников, предстоит попробовать разобраться. Многие мои одноклассники говорят: «Не хочу в школу там не интересно и скучно». Но ведь школа — серьезный, долгий, иногда и тяжелый умственный труд, а не цирк, который должен развлекать. Я заметила, что любой не заинтересованный в предмете ученик найдет тысячи причин «не хочу», «не могу», «не интересно», но в основе всегда будет «не получается». Неинтересно потому, что не занимаешься, а не занимаешься потому, что неинтересно! Вот серьезная беда всех, кто не успевает в школе.
Изучая литературу по данной теме, я отметила что, если культура труда воспитана с младших классов, то и учатся ребята с большим удовольствием. Причин, почему мы выполняем работу без интереса множество: необходим правильный настрой на работу, вера в себя, воля, умение решать проблемы без паники, умение мыслить, преодоление лености, атмосфера которая тебя окружает и наконец одноклассники и учителя. Я вероятно счастливый человек: к 11 классу я поняла, что без подсказки родителей могу и хочу с удовольствием выполнять домашнюю работу, не замечаю, как пролетают уроки. Я все это списывала на то, что мне необходимо поступать, хотя в этом есть доля правды, а еще с годами выработалась и воля, и умение решать проблемы, умение мыслить, умение преодолевать леность – спасибо родителям и учителям. Учение с увлечением нужно всем без исключения! Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но не все знают обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Прежде говорили: «Учись!» Теперь правильно будет добавлять: «Учись учиться!» Кто не научился в школе учиться, у кого нет любви к учению, тот рано или поздно отстанет в жизни. Кто кончает школу с ненавистью к учению — пропадет, даже если у него в аттестате все пятерки. Кто кончает школу с желанием учиться — тот в выигрыше, даже если у него не блестящий аттестат. Сегодня учение с увлечением — завтра увлекательная жизнь.
Присмотримся к окружающим нас людям. Одни за всякую работу берутся серьезно, с охотой, даже если это мытье посуды или другая вроде бы нудная домашняя работа. Старое правило: все, что стоит делать, стоит и того, чтобы делать хорошо. Другие же, наоборот, стонут от всякой работы, она кажется им обременительной и скучной. Это самые несчастные люди. Среди них больше всего завистников.
Именно потому, что школа не развлекает и не дает выбора, учиться в школе с увлечением — это и значит воспитывать в себе чувство долга и учиться выполнять долг охотно, творчески. Отчего неорганизованность, «слабая воля», «не хочу», «не могу», «не люблю» и прочее? Да не получается у нас в той степени, как нам хотелось бы, вот и все! Запустили, пропустили — тысячи причин можно найти, но в основе всегда будет одно: не получается. Потому и скучно. А если скучно, то и лень и бессилие. Неинтересно потому, что не занимаешься, а не занимаешься потому, что неинтересно! Важно, чтобы и настроение было.
Так как настроение зависит от поведения,то я моим одноклассникам предложила ,чтобы перед тем как сесть за работу говорить себе : «я люблю этот предмет» и улыбаться, анкетирование показало, что 69% без настроения учатся и садятся за домашнюю работу.. Успех, удача, серьезное достижение- укрепляют веру в себя. Большой успех на уроках придает уверенность и в других делах. Тому, кто страдает от неуверенности, стоит пересмотреть все свои занятия и подумать, а нельзя ли в каком-нибудь одном деле, на одном уроке, по одному предмету добиться большого.
Я думаю, что все неприятности в школе, все нежелание учиться, все плохие отметки, потому что мы или не умеем думать, или, чаще, не хотим думать, так как думать тяжело. В школе же необходима волевая память, нужны специальные усилия, работа по запоминанию. Если нужно, что-то выучить, то лучше в небольшом количестве, с перерывами, постоянно повторяя. Я решила поговорить с моими одноклассниками и выяснить их точку зрения.
Сергей решил перед тем, как садиться за не любимый предмет, постоянно говорить, что он любит его. Сразу результата не было, но со временем он понял, что в этом есть положительный результат. Так же он прислушался к тому, как лучше развивать волевую память. Вероника
считает, что все самое необходимое для себя она взяла из моей работы.
С ленью сталкивался каждый человек, по крайней мере - большинство из нас, и - в самые неподходящие моменты своей жизни. Лень - это когда что-то надо сделать, а очень не хочется. А вообще, в словаре Даля сказано так: «Лень - отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности и тунеядству». Противно становится, правда? Особенно, когда подумаешь, что и ты подвержен.... Я провела анкетирование учащихся 5, 8,9,11 классов: приятно отметить, что почти все предметы изучаемые в школе любимые, а значит, они учатся с удовольствием.. Нужно заметить, что из всех учащихся 51% учащихся не сбегают с уроков, а значит понимают, что знания им нужны, 79% ленятся выполнять домашнее задание, 82% с неохотой встают утром.
Как мы учимся плавать? Сначала зашли в воду, попробовали ее, намочили ступни. Чтобы плыть, нам нужно узнать порядок действий, технику. Наблюдая за теми, кто умеет плавать, мы бросились в воду и стали грести, но нужно еще двигать ногами. Рано или поздно мы обрели умение. Проявив терпение, приложив некоторые усилия, мы научились плавать. Вот так и в школе – терпение, навык, настроение и вы уже с удовольствием открываете новое для себя.
К нам часто приходят выпускники, кто в школе учился, не очень ответственно, в институте стараются не пропускать занятия. Появляется интерес, и процесс обучения становится увлекательным. Обучение – это процесс создания новых привычек. В анкете на вопрос: что для вас является основным стимулом в учебе?, ребята ответили: 52% - учитель заинтересовал ,20% - нужна тема ,28% - настроен на урок. Значит, большинство учится с интересом, и не важно, кто этот интерес привил.
Хороший способ ускорить обучение – поставить себя в такую ситуацию, в которой вы должны делать успехи. Математик Джордж Мур сказал, что, для того чтобы успеть в математике, вы должны ставить перед собой проблемы, которые заставляют вам ошибаться. У процесса познания нет конца. Чем больше мы видим, чувствуем и ощущаем, тем больше нам хочется узнать и испытать. Я на своем примере могу это доказать. Эта работа так увлекла меня, что мне хочется построить такую модель поведения, которая помогала мне в жизни.
Я берусь за разрешением любых проблем.
Я соблюдаю режим.
Могу победить любой страх
Я люблю себя и все,
что происходит со мной.
Учу по – частям, не утомляя, и получаю
удовольствие от учебы. Умею адаптироваться. Стараюсь быть гибким, когда
сталкиваюсь с новой ситуацией
Вывод: Исследуя проблему, я увидела несоответствие самостоятельности и самосознания. Все учащиеся отмечают, что мешает хорошо учиться лень. Я думаю, что это отговорка, да и все исследования подтверждают, что у моих одноклассников слабая мотивация учебной деятельности. Я часто слышу, что аппетит приходит во время еды. Так получается и с учебой, во второй половине учебного года стали проводить проверочные работы для подготовки к егэ, и интерес к учебе резко возрос, даже отъявленные прогульщики сели за уроки, появился интерес. Значит, учиться с аппетитом можно, да и необходимо! Пусть это временный интерес, но он может превратиться в привычку, а значит остаться на всю жизнь.
Список используемой литературы:
1.Мордкович А.Г., Семенов П.В. «События. Вероятности. Статистическая обработка данных.»
2.Е.А. Буминович, В.А. Булычев «Вероятность и статистика в курсе математики общеобразовательной школы»
3.Адаптация организма подростков к ученой нагрузке/ Под ред. Д.В. Колесова.
4. Раскройте возможности вашего интеллекта. Том Вьюжек, 2003г, «Эксмо»
5.Интернет.
6. Учение с увлечением. Симон Львович Соловейчик
Можно ли учиться с аппетитом?!
Цель работы: Доказать гипотезу «Учиться с увлечением можно и необходимо»
Задачи:
1.Статистический опрос.
2.Обработка полученных данных, построение графиков и диаграмм с использованием компьютерной программы MS Excel.
3.Анализ и сравнение полученных результатов.
Методы исследования:
Для решения задач, поставленных в работе, были использованы следующие методы:
Вывод: Исследуя проблему, я увидела несоответствие самостоятельности и самосознания. Все учащиеся отмечают, что мешает хорошо учиться лень. Я думаю, что это отговорка, да и все исследования подтверждают, что у моих одноклассников слабая мотивация учебной деятельности, хотя часто слышу, что аппетит приходит во время еды. Так получается и с учебой, во второй половине учебного года стали проводить проверочные работы для подготовки к егэ, и интерес к учебе резко возрос, даже отъявленные прогульщики сели за уроки. Пусть это временный интерес, но он может превратиться в привычку, а значит остаться на всю жизнь.
Сказка "Колосок"
Два петушка
Заколдованная буква
Рисуем домики зимой
Аэродинамика и воздушный шарик