Л.Н.Толстой как учитель.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51 КБ |
Необыкновенный учитель.
Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям. Это были: школы, посредничество, голодающие…
Л.Толстой. Дневник.
За каменной оградой густо зеленел старинный парк. Чисто разметенная березовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд – вот и все, что можно было увидеть, если заглянуть в широкие, с круглыми башенками ворота. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф. Крестьянские ребятишки там никогда не были.
И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошел говор. Зачем зовет их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте.
В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко-редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон. Если нужно написать письмо – неси ему пятак или гривенник, он напишет. Ни книг, ни газет. Только и радости, только и отдыха от беспросветного труда, что сходят на праздник в церковь.
И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.
Ребятишки волновались, робели. Но в назначенный день приоделись, обулись в новые лапти, если они были, пригладили кто маслом, а кто и квасом свои нестриженые головы и толпой отправились в графскую усадьбу. Это было осенью 1859 года (150 лет тому назад).
Дети молча подошли к белому графскому дому. Двухэтажный дом показался им огромным, ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Детишки ждали графа.
Граф вышел на крыльцо – плечистый, крепкий, с черной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся и заговорил: «Не называйте меня «ваше сиятельство», а зовите меня Львом Николаевичем», – и сразу вся робость прошла, сразу стало просто и хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь к учителю.
Яснополянская школа была не похожа на все другие школы. Тут не звонил звонок на уроки и на перемены. Вместо парт стояли длинные столы и скамейки. Ребята сидели кто парами, кто по трое, а кто и по пять человек. Занимались с детьми Лев Николаевич Толстой и учитель Петр Васильевич Морозов.
Вот что рассказывает об этих уроках Петр Васильевич: «Одна пара читает, другая пишет буквы или слова, третья пишет цифры, четвертая рисует». Одним словом, всякий делает, что сподручней. Только слышны возгласы: «Лев Николаевич, подойдите к нам, посмотрите: так ли мы читаем?»
Граф подходил.
Ребята по желанию приходили в школу, никто их не заставлял. Каждый брался за то дело, которое ему было по душе, которое его интересовало – считать ли, писать ли или рисовать.
Очень интересный факт, что в школе шалунов не было. И сам Лев Николаевич не помнил, чтобы приходилось кого-нибудь наказывать за шалости, за невнимание на уроках. Но, видя, как ребята стараются учиться, он любил похвалить их: «Так, так, хорошо сделал, хорошо написал».
Одной из его любимых учениц была маленькая Оля Ершова. Случалось так – решит Оля задачу, Лев Николаевич возьмет и посадит её на шкаф. И скажет другим ученикам: «Учитесь и вы так же, как она!» И, конечно, всем ребятам хотелось посидеть на шкафе. Он умел подбодрить, похвалить, и поэтому обиженных у него никогда не было.
В свободное время Лев Николаевич ходил с ребятами в лес, на реку, учил веселым играм и затеям. А когда наступала зима, они катались на санках с горы, играли в снежки, носились на коньках, догоняя друг друга. Однако Льва Николаевича догнать было трудно, он очень хорошо катался на коньках.
На новый год в графском доме устроили для ребят елку. Такого праздника бедные, вечно полуголодные крестьянские ребята никогда не видели. Лет с десяти они уже ходили за сохой в поле, пахали и боронили. Детство у них кончилось слишком рано. И кто же когда-нибудь думал о том, чтобы наряжать для них ёлки?
На масленицу Лев Николаевич тоже устроил пир. Он велел созвать ребят со всех деревень, есть блины. Пригласили и взрослых. Гостей собралось много. Сначала накормили старых. А потом уселись и ребята. Лев Николаевич обходил столы, уговаривал «есть без стеснения, мазать блины пожирнее, творог и сметану не жалеть». И сам он ел с ними блины да похваливал: «Ай да блины! Ай да вытуленки!»
Яснополянские ученики дня не могли провести без своего учителя. Вот как написал впоследствии о своих чувствах к нему один из его учеников, Василий Морозов: «Любовь моя ко Льву Николаевичу как бы всосалась в кровь и кости мои. Кажется, не проходит ни одной минуты, чтобы я о нем не подумал. Любовь эта во мне сильнее всего. Если бы у меня отняли эту любовь, я не знаю, с чем бы я остался жить».
Сохранился рисунок, сделанный кем-то из ребят. На рисунке изображена борьба. Ребята борются, а учитель стоит тут же и подбадривает. В правом углу написаны слова трогательной любви и признательности:
«Лев Николаевич, милый ты наш человек!»
Самым большим увлечением, «прелестным, поэтическим делом», как говорил Л.Н.Толстой, была для него школа, которую он открыл в Ясной Поляне для крестьянских детей в 1859 году. Чем больше втягивался Толстой в работу школы, тем больше понимал, как много самому надо знать. Он решает в 1860 году ехать за границу, чтобы посмотреть, как там учат детей.
Встречался Толстой за границей и с некоторыми знаменитыми педагогами, посещал школы. И многое из того, что он видел, ужаснуло его, но многому и научило, над многим заставило задуматься. Он говорил, что мог бы написать целые книги о том невежестве, с которым он столкнулся в школах Франции, Швейцарии, Германии. «Был в школе. Ужасно. Молитва за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети», - записал он в дневнике в июле 1860 года.
Вернувшись из заграничного путешествия, Толстой почти перестал писать. Друзьям, которые прежде всего видели в нем большого русского писателя, часто казалось, что увлечение народным образованием, школами – просто «дурь и чудачество».
Поселившись в Ясной Поляне , Л.Н.Толстой увидел, что после отмены крепостного права (1861г.), в сущности, в жизни крестьян ничто не изменилось – та же бедность, темнота, тот же голод. Как бороться с этим? Ему кажется, что прежде всего русскому народу нужно просвещение, и он с новым увлечением отдается работе в школе.
Лев Николаевич Толстой заботился не только о том, чтобы научить ребят грамоте. Он учил их, как надо измерять поля, как правильно обрабатывать землю, как удобрять её, как засевать. Ведь мужики пахали и сеяли по старинке и часто истощали землю, и поэтому собирали бедные урожаи. Он учил детей правильно ухаживать за скотом и за птицей, выращивать яблоки и овощи.
Очень скоро с помощью Льва Николаевича в окрестных селах и деревнях стали открываться школы. Учителями в них работали студенты, и Толстой был ими доволен. По воскресеньям они собирались у него в Ясной Поляне, и каждый рассказывал о своей школе и работе, а великий писатель объяснял им, как надо учить детей по его азбуке. Издавал Толстой и журнал, который назывался «Ясная Поляна» (1862), в нем печатались статьи самого Толстого и других учителей о воспитании и обучении детей. Он писал педагогические статьи. Оригинальным, очень не похожим на другие педагогические издания был этот журнал. Вместо теоретических педагогических статей и критических обзоров журнал предлагал читателю описание реальной жизни народной школы.
«Цель журнала педагогическая – писал Л.Н.Толстой,- но с тою особенностью, чтобы сделаться наукой, педагогике, по нашему убеждению, нужно, нужно перестать основываться на абстрактных теориях, а принять за основание путь опыта и выводить свои положения от частных к общим, а не наоборот». Особое внимание журнал уделял именно описанию опыта преподавания. Л.Н.Толстой призвал искренне описывать опыт «со всеми колебаниями, изменениями, неудачами и ошибками». Это «гораздо поучительнее и дороже для науки, чем изложение будто бы непогрешимой методы».
Подобное описание опыта порой позволяло журналу поднимать самые болезненные проблемы не только школы, но и всего общества. «Вдруг перестал ходить Гришка, не заплативши за учение 50 копеек серебром. Как ребята к нему ни придут, всегда дома его нет. Потом стали объяснять, догадываться: «Должно быть стыдно, коли дома не сидит. Сказывали казначеевские, что видели его на большой дороге; знать, нечем заплатить – вот и работает». Через месяц он пришел и принес полтинник. Нужно было видеть при этом его радость».
Необычный факт издания журнала в деревенской школе, а также то, что в связи с этим в доме Л.Н.Толстого постоянно проходили совещания студентов и учителей, вызвал определенную настороженность властей. Летом 1862 года в доме Льва Николаевича был произведен обыск. Министерство внутренних дел признало «Ясную Поляну» вредным журналом. Цензура пристально просматривала каждую книжку журнала.
Журнал просуществовал всего один год.
Толстой всю свою жизнь любил детей. У него тревожилась и болела душа за них. Он видел и знал, в какой темноте и нищете живут в деревнях дети крестьян, как тяжело и безрадостно живут в городах дети рабочих. Он не мог со спокойным сердцем смотреть на эту беспросветную жизнь детей бедноты. Но как помочь им, как изменить их жизнь, как сделать её более светлой и разумной? Надо учить их грамоте, надо учить их читать книги, надо разбудить их души, чтобы они потянулись к свету. Любовь к книге Л.Н.Толстой старался привить и своим яснополянским ученикам. Они в любое время могли прийти к нему в дом за книгами. И Лев Николаевич всегда говорил им: «Прочитаете – ещё приходите!»
Но книг для детей, простых, понятных и увлекательных, тогда было очень мало. И вот великий писатель, известный всему миру, садится и пишет рассказы для детей – простые, понятные, увлекательные и с нравоучением, которые, по его убеждению, нужны детям. Он написал «Новую азбуку» и четыре «Русские книги для чтения», куда вошли множество интересных рассказов, басен, сказок, былин. Толстой говорил, что ни на одно свое произведение не возлагал он таких надежд, ни одному не придавал такого серьезного значения, как этим книгам для детей, и трудился над ними с увлечением, упорно. И все время изучал русский язык, собирал новые слова, пословицы, поговорки, читал былины, сборники сказок .
«Пишу я эти последние годы Азбуки и теперь печатаю. Рассказать, что такое для меня этот труд многих лет – Азбука, очень трудно… Гордые мечты мои об этой Азбуке вот какие: по этой Азбуке только будут учиться два поколения русских детей, от царских до мужицких. И первые впечатления поэтические получат из нее и что, написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть». Для этих детских книг Лев Николаевич написал, перевел, пересказал около семисот рассказов, статеек, очерков; здесь были и коротенькие рассказики в две-три строчки и такие, как «Кавказский пленник», «Охота пуще неволи», рассказы о Мильтоне и Бульке. Сам он в это время много занимался естественными науками, физикой, астрономией; придумывал и сам проделывал разные опыты, о которых рассказывал. Ему хотелось рассказать обо всем ясно и понятно. Работа над языком, как говорил Толстой, ужасна. «Надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».
Лев Николаевич Толстой в то время уже писал свои большие романы, работа над ними требовала большого напряжения сил, отнимала у него много времени. Однако он находил силы и время для детей и для детских учебных книг. Дружба с детьми вносила много радости в жизнь Льва Николаевича. А для ребят эта дружба с великим писателем была огромным счастьем.
Многие годы дети по всей России учились читать по книгам Л.Н.Толстого. И до сих пор печатаются в современных школьных азбуках его сказки и рассказы, которые учат нас доброте и милосердию, справедливости и состраданию, любви и дружбе.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Буинска РТ»
VII районная научно – практическая конференция школьников.
Номинация
«Л.Н.Толстой как учитель».
Ученица 8 «А» класса
Касымова Лейсан.
Учитель русского языка и литературы
Гайнуллина Н.В.
2009 год
Всему свой срок
Новогодние гирлянды
Кто чем богат, тот тем и делится!
Ночная стрельба
Убунту: я существую, потому что мы существуем