Автор исследовала состояние здоровья одношкольников по медицинским картам, архивам классных журналов за последние 10 лет. Выяснила причины тех или иных заболеваний, разработала проекную деятельность по данному вопросу на 20 лет.
за данную работу стала лауреатам 3 степени Вероссийского конкурса "Первые шаги"
Вложение | Размер |
---|---|
tema_zdorovaya_shkola_-_zdorovyy_uchenik.doc | 97 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №3
т. 25-5-13
658131 Алтайский край, г.Алейск, ул. Школьная,23
Научно-проектная работа
«Здоровая школа-
Здоровый ученик»
Автор проекта ученица 7 класса
Абзалова Анжела Робертовна,
проживающая по адресу:
658137 Алтайский край, г. Алейск,
ул. Тарская, 29 Т. 25-5-82
Руководитель Ефанова Галина
Александровна, учитель биологии,
проживающая по адресу:
658131 Алтайский край, г. Алейск,
ул. Давыдова, 237,кв. 4
т.89059866499
г. Алейск 2009 год
Актуальность
«Здоровье до того превышает все блага,
что здоровый нищий счастливее больного короля»
А.Шопенгауэр
Несколько месяцев назад в программе «Вести. Алтай» прозвучало, что в крае 94% учащихся имеют те или иные заболевания и всего 6% школьников здоровы. Я заинтересовалась этой проблемой и решила изучить состояние здоровья моих одношкольников и постараться выяснить причины тех или иных заболеваний. Ведь 6% - очень малая цифра. Я проследила здоровье учеников за 10 лет, когда ребенок пришел в первый класс и доучился до девятого класса. Я использовала в своих исследованиях архивы классных журналов и некоторые медицинские карты, которые предоставила школьная медсестра.
Результаты моих исследований приведены в нижеследующих диаграммах:
Результаты показывают, что 90% детей, поступающих в школу, уже
имеют те или иные заболевания. К четвертому классу заболеваемость среди учащихся повышается до 96 процентов. К девятому классу понижается на 4% и составляет 91%. Преобладающими заболеваниями среди первоклассников являются нарушения речи (25%) и кариес (75%). В среднем звене увеличивается количество учащихся с нарушением зрения (на 10-15%), нарушением осанки (на 5-10%), возрастают заболевания внутренних органов, в том числе вегето-сосудистая дистония. Остается в числе лидеров кариес. А ведь именно больные зубы являются причиной инфекционных и воспалительных болезней внутренних органов.
В результате проведенного мной анкетирования 95% школьников жалуются на утомляемость, 61% на головные боли. Утомляемость детей наблюдается, в основном, на 5,6 уроках. 87% из опрошенных учащихся жалуются на большой объем домашних заданий.
Здоровье школьника влияет на его успеваемость, физическое и умственное развитие. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учащихся – главная причина – плохое состояние здоровья». Что такое здоровье? В уставе ВОЗ здоровье определяется как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия». От чего же зависит здоровье? В научной литературе встречаю ответ на вопрос:
20% - наследственность
20% - внешние условия
10% - деятельность системы здравоохранения
50% - сам человек
« Добыть и сохранить здоровье может только сам человек» - эти слова принадлежат хирургу Николаю Михайловичу Амосову. Думаю, что одной из задач школьного педагога и других взрослых является формирование у школьника осознанности сохранения и укрепления своего здоровья, способности относиться к здоровью как к бесценному дару.
Думаю, что причинами ухудшения здоровья учащихся нашей школы является увеличение стрессовых ситуаций в повседневной жизни, в том числе и учебной, длительное сокращение объема двигательной активности, недостаточная освещенность рабочих мест, недостаток воздухообмена в классном кабинете, чрезмерная интенсивность умственного труда на уроках, ухудшение питания в школе и дома, стрессовая среда на уроке ( страх отвечать у доски, страх получить плохую оценку и т.д.), недостаточный уровень культуры здоровья. Считаю, что на состояние здоровья человека влияют факторы экологического риска: йододефицитные условия, близость Семипалатинского полигона, сливы ракетного топлива в бывшей ракетной дивизии города Алейска и др.
На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий. Для того, чтобы определить эти меры, нужно отталкиваться от школьных факторов риска. Отсюда следует, что снижение их негативного влияния или полное устранение находятся в рамках здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и системы образования.
Считаю, что анализ здоровьесберегающей деятельности в образовании – это анализ наличия или отсутствия тех условий, того комплекса мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровую среду, условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Если каждый из нас, используя все права, предоставляемые Конституцией и Законами, так организует свою жизнь, что станет развитым в физическом и духовном отношении, целеустремленным, жизнерадостным, то многие проблемы охраны здоровья будут решены и быстрее, и успешнее. Человек должен овладеть искусством здоровой жизни, уметь укреплять свое здоровье, а в этом ему должна помочь школа.
Цель проекта
Создание в школе комфортных условий для формирования физически здоровой личности, способной к самовыражению, к активной жизненной позиции в согласии с законами природы и жизненного бытия
Задачи проекта:
1.Создание в образовательном учреждении условий для здоровьесберегающей деятельности
2. совершенствование организации учебного процесса и режима учебной нагрузки
3. изучение степени заболеваемости среди школьников и влияние условий на здоровье (мониторинг)
4. формирование у учащихся чувства ответственности за свое здоровье и здоровья окружающих
5. формирование мотивационной сферы безопасности жизни
Принципы проекта
- соответствие целей и задач воспитания здорового образа жизни запросам и ожиданиям учащихся и их родителям;
- принцип активности
- преемственность педагогических действий в младшем, среднем и старшем школьном возрасте;
- интеграция всех учреждений, занятых в формировании здорового образа жизни учащихся
- принцип «Не навреди!»
Лаборатория проекта
Творческая лаборатория – это совокупность
средств для организации воспитательного
процесса
- методический кабинет
- передовой опыт
- книги, научно-методические издания о здоровье
- программы воспитания по ЗОЖ, летнего отдыха и оздоровления, городские и краевые программы
- спортивные сооружения
- планы учебных предметов
- нормативные документы по проблеме «Образование и здоровье»
- сценарии мероприятий по здоровому жизни
- результаты мониторинга. Психодиагностика и психокоррекция
Реализация проекта через сотрудничество школы и
общественности
общественность | Формы реализации проекта |
Попечительский Совет, предприниматели Детско-юношеская спортивная школа Медицинская служба Родительский комитет Учреждения культуры (музеи, библиотеки) Представители по линии МЧС | Дополнительное привлечение негосударственных инвестиций Организация спортивных секций, клубов Просветительная работа, диагностика заболеваний, консультации для педагогов и родителей Создание дворовых спортивных площадок, летние походы Организация экскурсий, клубная деятельность, лектории Профилактическая работа по безопасности жизни |
Формы реализации проекта
Начальная ступень
уроки здоровья утренники
праздники походы
экскурсии дни здоровья
беседы врача КТД
викторины спортивные секции
мониторинг веселые старты
витаминопрофилактика физкультминутки
основная ступень
диспуты праздники
творческие вечера походы
тренинги конференции
встречи с медработником лекции
спортивные соревнования дни здоровья
конкурсы беседы
мониторинг консультации
спортивные секции туризм
физкультминутки курсы по ЗОЖ
Направления деятельности школы по реализации проекта
задачи | Основное содержание работы | Сроки реализации |
Создание в образовательном учреждении условий для здоровьесберегающей деятельности Совершенствование организации учебного процесса и режима учебной нагрузки Изучение степени заболеваемости среди школьников и влияние условий на здоровье (мониторинг) Формирование у учащихся чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих Формирование мотивационной сферы безопасности жизни |
1.составление гибких вариантов расписания занятий с использованием экскурсионных и выездных уроков 2.Увеличение длительности больших перемен до 40 минут перед физкультурой (после обеда) 3.внедрение в практику ежедневной утренней зарядки
5.организация игр и развлечений на свежем воздухе и на переменах
1.анализ инфраструктуры школьной среды (организация мероприятий по мониторингу: показатели освещенности, качества воды, режима уборки в школе) 2.анализ организации учебного процесса 3. анализ организации двигательного режима 4.анализ организации работы по формированию у учащихся знаний о ценностях здоровья и ЗОЖ 5.анализ состояния здоровья школьников (мониторинг физического развития обучающихся в школе) 6. создание паспортов здоровья на каждого ученика
2.организация работы кружков, спортивных секций, факультативов 3.создание и работа центра содействия укреплению здоровья.
4. использование стенной печати, буклетов, компьютерной техники
6.разработка индивидуальных и групповых программ двигательной активности учащихся (по группам здоровья) 7.участие в спортивных соревнованиях, конкурсах 8.подвижные перемены 9.организовать в микрорайоне ежегодный массовый старт «Алейская лыжня» 10.увеличить число турпоходов, экскурсий с привлечением взрослых и спонсоров
12.лечебно-оздоровительные мероприятия (массаж, физиотерапия, фитотерапия, витоминопрофилактика) 13.конкуры сочинений, буклетов, плакатов на тему «Не кури!», «Мы против наркотиков», «Рецепты здоровья» и др. 14.Встречи с врачом-наркологом 15.работа родительского всеобуча по профилактике вредных привычек 16.организация выставок, просмотр фильмов по профилактике вредных привычек 17.концерты в микрорайоне 18. организация отдыха детей на каникулах
занятий с использованием экскурсионных и выездных уроков | Постоянно Январь-март 2012г. Сентябрь 2011г. Сентябрь 2009г. Лето 2011г.,2012 постоянно в зимний период два раза в год систематически октябрь-ноябрь 2012 г. Сентябрь 2013г. Сентябрь-октябрь 2013 По необходимости Постоянно С сентября 2013 Постоянно Систематически систематически 2 раза в год постоянно постоянно Постоянно По расписанию 1 раз в год (август) 1 раз в год (август) ежегодно ежегодно ежегодно октябрь 2012 год По необходимости ежегодно сентябрь 2011, постоянно Постоянно По графику По необходимости Постоянно постоянно Ежегодно По необходимости систематически По необходимости систематически По необходимости Систематически Систематически 1 раз в год постоянно Постоянно Постоянно По необходимости систематически |
Ожидаемый результат
Выпускник здоровый физически, психически, нравственно, социально, реально оценивающий своё место в жизни, способный к саморазвитию и устремленный в будущее.
- повышение функциональных возможностей организма
-рост уровня физического развития и физической подготовленности
- повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни
-осознание необходимости безопасности жизни
Если хочется пить...
Два морехода
Зимний дуб
Зимняя сказка
Разлука