Национальная борьба хуреш- старинный, любимый тувинцами вид спорта. Она является неразделимой частью любого семейного, народного, религиозного праздников. Молодежь несет особую ответственность за сохранение и развитие
культуры и спорта в нашей Туве. Спорт закаляет, воодушевляет каждого, кто им занимается. Перед каждым молодым человеком должен ставиться вопрос. Сможем ли мы сохранить национальную самобытность и традиции наших предков в условиях современной глобализации и многих других факторов, отрицательно влияющих на национальное самосознание?
Одной из причин не только морального, но и физического уничтожения этноса является алкоголизм. Чтобы подростки и молодёжь без дела не склонялись вечерами по улицам нужно в каждой школе, дворе проводить секции по многим видам спорта, особенно по национальной борьбе «Хуреш». Сломался некий духовный стержень внутри нас, который был у наших отцов и дедов. Наиболее действенным средством в таком случае представляется обращение к истокам, к исторической памяти наших предков, к опыту, который в суровых условиях помог сохраниться и выжить
Одной из самых любимых спортивных забав с давних времен у тувинцев была борьба « Хуреш». Об этом свидетельствуют все сокровищницы народного фольклора- сказки, эпос, песни и пословицы. Многие герои тувинских сказок являются отменными борцами или по крайней мере среди них нет человека, который бы не умел бороться.
В них, прославляя лучшие человеческие свойства, физические качества героев, показана победа над черными силами и предки с образом настоящего борца связывали свое стремление к свободной, достойной жизни и непоколебимую волю к борьбе за свое счастливое будущее.
Изучая вещи, найденные при раскопках курганов, находящиеся на территории современной Тувы и Центральной Азии, ученые определили, что борьба была известна еще в 4-3 вв. до н.э. В одном из курганов было обнаружено серебряное украшение торока, где было заграверовано изображение двух борцов. Из них взаимного захвата и применяемого ими приема можно определить, что они соревновались по правилам современной борьбы « Хуреш».
Занимательные рассказы о почти легендарных борцах тувинского народа, таких как Араптан, Калчаа-Сарыг, Кудерек, Союспан, Сыгдык, Тозур, сын Арбака Лопсан, Шойдан до сих пор передаются их поколения в поколение и вызывают чувство гордости и восхищения. Этих исполинов народ почитает, любит их за мужество и благородство, за храбрость и физическую силу.
Наши предки в своем фольклоре воспевали борьбу хуреш. Как подверждение ее
древнего происхождения приведем здесь отрывок из богатырской сказки «Хайындырнмай Багай-оол на коне Даш-Хурене».
Ну так вот-
Оба молодца содак-шуудак плотно-туго натягивать стали,
когда на мышцы бедер не налезало,
надевали, взбивая железным прутом,
когда на мышцы предплечья не налезало,
надевали, взбивая влажным прутом.
Танцами орлиными
За трое суток
Трижды осамбула-мир обежали.
Сын Неба Демир –Силач
Камнем с пару двухлеток-телят
стал в тевек играть.
Хайындырнмай Багай-оол,
вырвав серый холм Болчатты,
стал в тевек играть.
Пригляделся Демир-Кара Силач к Багай-оолу:
Мышцы двух бедер Хайындырнмай Багай-оола
Как округлые две горы оказались;
Всего его оглядел-из бронзы и стали сотворен, оказалось.
Из уст в уста, из поколения в поколение передавались легенды и сказания о народных силачах в Туве, непобедимых хурешистах. В прошлом чиновники, феодалы и ламы, угнетавшие народ, использовали состязания по хурешу для усиления своего авторитета. Судьями на них всегда были представители господствующих слоев или же их ставленники и приспешники. Но у народа были свои борцы, которые по силе и ловкости не уступали наемным борцам феодалов. Естественно, народные борцы пользовались большой популярностью среди населения, и память о них сохранились до наших дней. До сих пор в Туве вспоминают имена знаменитых борцов среды аратов-бедняков.
В настоящее время национальная борьба является неразделимой частью любого семейного, народного, религиозного праздников. Сама борьба как средство физического воспитания влияет на развитие физических качеств человека и богата техническими приемами, тактическими действиями, требующими хорошей физической и психологической подготовки занимающихся.
Важнейшие соревнования по борьбе хуреш проводятся в рамках национального тувинского праздника скотоводов Наадым. Стадион в день состязаний всегда
переполнен. Количество участников достигало в некоторые годы 300-400 человек. Победителю дарят автомобиль, остальным вручаются различные призы. 17-кратным победителем турнира Наадыма является прославленный тувинский борец Аяс Монгуш, известный как Чаан Моге ( борец Слон). Также проводится конкурс на самого лучшего исполнителя « танца орла», его также награждают. Ежегодно проводится также республиканский турнир по борьбе хуреш на призы газеты «Шын».
Среди известных борцов хуреш можно назвать такие имена, как Маадыр Монгуш, Начын Монгуш, Ай-Демир Монгуш, Опанас Семис-оол, Андрей Хертек, Алдын-оол Куулар, Владимир Монгуш, Чимит Куулар, Шимит Суктер, Геннадий Монгуш и многих других.
1.2. Основные правила борьбы « Хуреш».
На всех народных праздниках хуреш является основным видом спортивных соревнований. Хуреш проводится на открытом воздухе имеет свои правила. Борьба происходит по системе с выбыванием. Победитель в последней паре считается абсолютным победителем. Кроме судейской коллегии, которая подводит итоги борьбы, присуждает победу и, как правило состоит их 3-5 человек, на поле находятся помощники судей- моге-салыкчызы ( выпускающие борцов).
Хуреш начинается красивым мужественным танцем « девиг»-орел, в котором участвуют все борцы. Девиг проходит в быстром темпе, демонстрирует ловкость, силу, придает каждому участнику уверенность в победе. Девиг производит сильное впечатление на зрителей. Исполняя девиг, все борцы приближаются к столу судейской коллегии, отвешивают судьям низкий поклон и в танце возвращаются в дальний конец стадиона, где и ожидают вызова на борьбу. После исполнения девиг моге-салыкчызы- производят жеребьевку. Выбрав билет с именем очередного борца, моге-салыкчызы выходят на середину поля и громко выкрикивают имя, фамилию и район жительства вызываемого борца. Вызванный поднимается и , после исполнения девиг, подбегает каждый к своему моге-салыкчызы, кружится вокруг него и в последнем прыжке заканчивает девиг. На этом представление борца судьям и зрителям заканчивается.
Борьба началась. Нагнувшись вперед, борцы некоторое время применяются друг другу, выжидают момента, как бы удобнее захватить противника. Выбрав удобный момент, один из борцов резко бросается вперед и обхватывает своего противника. Обхватив друг друга за плечи, борцы замирают, образовав своими телами устойчивую арку. Находясь в этой позе, они стараются пересилить друг друга- мускулы их напряжены, ступни широко расставленных ног вдавливаются в почву. То нагибая противника к земле, то резко выпрямляясь, борцы стараются сдвинуть друг друга с места, оторвать от земли или рвануть на себя. В этот момент все зависит от быстроты и ловкости. Так проходит две, пять и более минут. И вот настает миг, когда один из них резко бросается назад, подставляет противнику ножку, и тот только на один момент теряет устойчивость, но этого достаточно, он схвачен за пояс и поднят в воздух, падает на землю. Редко-редко кому из этого положения встать ноги. Хороший борец должен знать в совершенстве все приемы и уметь применять их. Обхват корпуса противника с последующим верчением его вокруг себя, бросок противника на себя, бросок в сторону, подножка, отрыв от земли при умелом применении всегда приносят победу.
Но в борьбе существуют и запрещенные приемы. Борец должен знать их, так как применение запрещенного приема лишает борца права участвовать в соревнованиях. К таким приемам относятся: зажим мышц противника, прижим обеих рук, удары выше колена, толчки головой. Исход борьбы решается моментом, когда один из борцов брошен на землю или коснулся земли коленом. По правилам хуреша
победитель, танцуя, подходит к моге-салыкчызы, вместе с ним возвращается и помогает ему подняться. Затем победитель и моге-салыкчызы исполняют девиг.
«Хуреш» на первый взгляд может показаться весьма простым, но это не так. Чтобы победить в нем, достаточно свалить соперника на землю ( лежащего не бьют).Но в связи с этим спортсмен особо должен следить за своим равновесием, обладать мгновенной реакцией, уметь использовать в свою пользу силу и движения противника, чувствовать его центр тяжести и площадь опоры. Поэтому тувинские борцы-вольники, самбисты, сумоисты выделяются особой устойчивостью на ногах. Это подчеркивал двухкратный чемпион Олимпийских игр И.С.Ярыгин. Он считал, что « тувинская национальная борьба «Хуреш» привнесла в нашу советскую школу тоже свое, но нужное всем нам». Такие видные специалисты, как Д.Г.Миндиашвили, А.И.Завьялов, С.А. Преображенский считают, что тувинская национальная борьба «Хуреш» является отличным подспорьем для тех, кто занимается вольной борьбой. Вырабатываются устойчивость в ногах, умение побеждать не весом и силой, а смелостью и ловкостью. В «Хуреше» ярко проявляются не только сила, ловкость и выносливость, но и сила духа, мужество. Издавна считается, что составляющих победы в нем три- это боевой дух, мастерство и масса борца. Поэтому национальная борьба «Хуреш» является одним из наиболее эффективных средств воспитания подрастающего поколения. Занятия борьбой развивают силу, выносливость, ловкость, быстроту реакции, координацию движений и чувство равновесия.
1.3. Костюм борцов.
Костюм борцов состоит из прочных холщовых трусов плавок, « судак», пояс и края которых часто обшиваются сыромятной кожей. Кроме трусов, надевается специальная куртка- « содак», состоящая только из спинки и рукавов. Куртка спереди закрепляется планками из сыромятной кожи. Ноги обуты в мягкую национальную обувь .Спортивный костюм моге-салыкчызы состоит из ярко-пестрого шелкового национального халата и фетровой шляпы. Бороться можно и без куртки. Захваты выполняются за любое место куртки, за трусы и любую часть тела. Разрешается броски через ноги. Победа присуждается за прикосновение к земле противника четырьмя точками. Время схватки не ограничено.
Глава 2.
2.1. Роль национальной борьбы «Хуреш» для воспитания подрастающего поколения.
Борьба хуреш сыграла и играет очень большую роль в жизни тувинца. Она стала школой преодоления жизненных трудностей и прививки победного духа. Давайте вспомним историю человеческого общества. На нашей планете каких только не было чудесных событий, преобразований и изменений. То возвышались, то терпели крушение могучие империи, а сколько народностей и наций исчезли с лица земли, как много раз перекраивались межрегиональные границы. Мы, тувинцы, сохранили себя как народ, живем на своей земле и до сих пор развиваемся, растем количественно и качественно. Здесь можно перечислить много положительных факторов и причин, но очень важным является то, что тувинец, прошедший школу борьбы и потому понимающий законы природы и жизни, сумел преодолеть все невзгоды, трудности и не дал себя победить врагам. Борьба хуреш имеет простые, доступные для всех правила и отличается необыкновенной зрелищностью. Не требуется специальной материально-технической базы и снаряжений для организации занятий и соревнований по борьбе хуреш- встретились двое мужчин и вот вам возможность посоревноваться в борьбе, а если поблизости лежат большие камни, то и поднятии тяжестей, или можно устроить сопутствующее борьбе соперничество по меткой стрельбе из лука. Такое состязание на лоне природы укрепляет здоровье человека, всесторонне развивает его, поднимает дух, облагораживает внутреннее настроение. И, к тому же, в то время такие состязания- соревнования проходили постоянно, и это обстоятельство вынуждало человека находиться в состоянии ежедневной готовности и всегда быть в спортивной форме. Поэтому тувинец никогда не спотыкался о житейские трудности, умел преодолевать их, и это стало одним из факторов того, что сохранилась тувинская нация. Это подтверждается многими фактами, историческими событиями.
Во все времена у всех народов были свои особые игрища, упражнения, направленные на развитие физических качеств человека и укрепление обороноспособности государств. Например, в средние века в Европе для защиты отечества от интервентов и воспитания воинов были очень популярны соревнования « рыцарские бои». Некоторые подобные игры не прошли проверку временем и в настоящее время практически забыты. А борьба хуреш еще 2500-3000 лет назад получившая развитие, в течение многих столетий является школой жизни и совершенствуясь, становится все популярнее.
« Я не видел более зрелищного, более эстетичного вида спорта, чем хуреш,- сказал доктор наук Виктор Бугровский. Это захватывающий спортивный спектакль с яркими национальными костюмами спортсменов и секундантов- моге-салыкчызы, с бескомпромиссной и техничной борьбой атлетов,
с непосредственной демонстрацией радости победы и горечи поражения. Удивительное зрелище».
Начиная с Феликса Кона, польского ученого, который побывал в Туве в начале 1900 годов, и посещающие Туву до сегодняшних дней многие гости из ближнего и дальнего зарубежья придерживаются такого же мнения.
Действительно, когда борцы-хурешисты надев свои содак-шудак (специальная борцовская форма) под аккомпанемент « Доге-Баары» начинают исполнять танец орла « Девиг», то кажется, что земля ,небо начинают содрогаться от этой мощи , что для тувинца хуреш значит гораздо больше, чем просто спортивные состязания и больше, чем красивое зрелище, что это – народный праздник, исполненный глубокого и обширного смысла, одно из лучших сокровищ народной культуры. Но, в то же время, борьба хуреш- не только соревнования, демонстрирующие мощь и силу человека, не только призы, слава и почет, завоеванные спортсменами, а прежде всего упорная подготовка и тяжелый труд борцов. То, что слава борцов, переходя из поколение в поколения, навсегда остается в народной памяти- это результат поистине неустанных, ежедневных усилий этих богатырей.
Сама борьба как средство физического воспитания эффективно влияет на развитие физических качеств человека и богата техническими приемами, тактическими действиями, требующими хорошей физической и психологической подготовки занимающихся.
В « Хуреше» ярко проявляются не только сила, ловкость и выносливость, но и сила духа, мужество. Издавна считается, что составляющих победы в нем три- это боевой дух, мастерство и масса борца.
Систематическое занятие борьбой «Хуреш», как и в других видах спортивных единоборств, укрепляют здоровье, развивают физические качества занимающихся. Соблюдение унаследованных от предыдущих поколений специальных этикетов и ритуалов в борьбе «Хуреш» положительно влияет на развитие нравственных и моральных сторон занимающихся.
Вывод.
Народная педагогика, народные национальные игры играют большую роль в воспитании подростков. Опыт физического воспитания как одна из проблем находит живое применение в формировании и развитии учащихся.
Выявлено, что одной из любимых спортивных забав с древних времен у тувинцев была борьба «Хуреш». Об этом свидетельствуют все сокровищницы народного фольклора- сказки, эпос, песни и пословицы. Многие герои тувинских сказок являются отменными борцами или, по крайней мере среди них нет человека, который бы не умел бороться. Монастыри в Туве специально содержали своих борцов.
Одной из отличительных особенностей национальной борьбы «Хуреш» является особый ритуал борца « Девиг»-танец орла. При его выполнении борец импровизирует полет орла- символа небесной силы, огня и бессмертия. Выявлено, что истинные мастера борьбы творили подобно композиторам, добиваясь нового звучания тела и духа в едином ритме Вселенной. О богатыре и в настоящее время говорят: « танцует, как орел, ловок, как сокол». Борьба «Хуреш» развивала у тувинских борцов громадную силу.
Список использованной литературы.
Ооржак С.О. Знаменитые борцы Тувы. Кызыл: Тувинское книжное издательство,2005.-171с.
В.Чадамба. 100 чылдын могелери. Кызыл: Республиканская типография, 2000.- 126с.
Тувинские народные сказки. Новосибирск: ВО «Наука»,Сибирская издательская фирма,1994.- 460 с.
Ооржак С.О. Шуглуп оорен. Кызыл: Республиканская типография, 1990.-79с.
Рисуем ананас акварелью
Красочные картины Джастина Геффри
Упрямый зяблик
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Фильм "Золушка"