Два года тому назад я познакомился с мальчиком из Приморско-Ахтарска и пригласил его в гости. Желая показать всю красоту своего родного города, я с головой окунулся в его историю и культуру. Интерес оказался таким сильным, что я превратился из экскурсанта в экскурсовода, а затем и исследователя. В моём городе много достопримечательностей, о нём можно говорить и прозой, и стихами, я же решил заставить "заговорить" памятники скульптуры.
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.doc | 24.5 КБ |
osnovnaya_chast.doc | 992.5 КБ |
zaklyuchenie.doc | 24.5 КБ |
prilozheniya.doc | 926 КБ |
literatura.doc | 22 КБ |
Введение
Современной актуальной задачей является нравственно-патриотическое воспитание. Основы такого воспитания начинаются с раннего детства и продолжаются всю жизнь. Особый период в жизни человека – это школа, где формируются нравственные ценности будущей личности. Истоки же нравственного воспитания берут свое начало с осознания человеком ощущения причастности к своему родному месту. Можно прожить всю жизнь в какой-либо местности и ничего не знать об истории края, о культурном наследии.
Культура же города Рыбинска своеобразна и неповторима: дворцы и парки, театры и стадионы, памятники архитектуры и скульптуры – все это определяет лицо города. Интересен вопрос, как произведения искусства влияют на жизнь современного человека, можно ли говорить о том, что они формируют художественный вкус.
Внимательно изучив литературу по этому вопросу, кстати, очень незначительную, в основном это статьи рыбинских краеведов Ю.И. Чубуковой, Л.М. Марасиновой и некоторых других, следует констатировать, что тема «Скульптура Рыбинска» исследована мало, материал разрозненный и несистематизированный.
Таким образом, можно обозначить проблему: как должна быть представлена скульптура г. Рыбинска на уроках гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе.
Цель: разработка исторической панорамы развития скульптуры г. Рыбинска как учебного пособия для образовательных учреждений.
Задачи:
- выявить закономерности возникновения скульптурных произведений;
- установить художественно-эстетические особенности памятников;
- разработать наглядный материал (включая электронный вариант) с пояснениями для изучения скульптуры г. Рыбинска на уроках;
- разработать словарь искусствоведческих терминов.
В ходе планирования проводимой работы нами была выдвинута следующая гипотеза: предполагается, что нравственно-патриотическое воспитание учащихся будет успешным, если памятники скульптуры будут рассматриваться не только с исторической точки зрения, но и как культурно-художественный фон г. Рыбинска.
1. Скульптурные портреты исторических деятелей
1.1. Повествовательность памятника Александру II
Девяносто лет назад, 6 мая 1914 года, на Красной площади был установлен первый памятник в Рыбинске. У памятника очень интересная судьба. Скорее можно отмечать юбилей постамента, на котором в разное время побывало целых пять памятников.
Первой скульптурой на постаменте суждено было стать Александру II, одному из реформаторов России, главная заслуга которого состояла в освобождении крестьян от крепостной зависимости. Предполагалось открыть памятник к юбилейной дате – 50-летию со дня освобождения – 19 февраля 1911 года. Был организован конкурс на лучший проект, и победителем стал скульптор Александр Михайлович Опекушин, каждое произведение которого проникнуто глубоким чувством ансамбля, светлой гармонией, отточенностью до совершенства художественной формы. Не стал исключением в художественном отношении и памятник Александру.
А.М. Опекушин «Памятник Александру II»
Стройная, величественная фигура императора, высотой в 5 аршин, в полный рост, с обнаженной головой, со свитком манифеста в левой руке, опираясь на колонну, была отлита из лучшей художественной бронзы. Пьедестал же был изготовлен из красного финляндского полированного гранита, состоящий из 32 камней. В январе 1914 года освятили место, изготовили медную доску со словами для потомков, заложили фундамент, а уже 6 мая 1914 года состоялось торжественное открытие памятника. На Красную площадь были приглашены все учащиеся рыбинских школ (около 3500 человек), солдаты, именитые гости: архиепископ Ярославский и Ростовский, губернатор Татищев. В биржевом зале был дан роскошный обед. Поздравительную телеграмму Татищеву прислал сам Николай II. Вокруг памятника была сделана деревянная ограда (проект принадлежал рыбинскому архитектору К.А. Гуськову), окрашенная под цвет пьедестала. Судьба памятника недолговечна: уже в 1918 году было решено сбросить памятник с пьедестала, заменив его на советский. Расправились с памятником, как с живым человеком, утопив его в Волге. К сожалению, до сегодняшнего дня памятник найти не удалось. Таким образом, описание памятника становится интереснее многократно.
По своему жанру это произведение А.М. Опекушина относится к монументальной скульптуре – это скульптурный портрет. Император величественно возвышается, словно паря над городом. Его поза спокойна и торжественна одновременно: одна рука спокойно опушена вдоль туловища, а второй он опирается на колонну. Слегка склоненная набок голова, текущие вниз складки сюртука – так создается красивый и простой силуэт, в котором нет ничего дробного и лишнего, и который одинаково хорошо смотрится с ближних и дальних точек зрения.
Крупные, лишь местами, расчлененные объемы, ясные, чуть замедленные ритмы, далекие от малейшего проявления аффектации, говорят о внутреннем спокойствии и гармонии того, кому воздвигнут памятник. Создается возвышенный образ, в котором концентрируется и закрепляется представление о достоинстве человека. Автор сумел соединить два начала: Александра-человека и Александра-императора.
1.2. Памятник Ленину как символ исторической идеи эпохи
С 1923 года на постаменте на Красной площади Рыбинска прочно занял свое место памятник В.И. Ленину (Б. Сарыджа)
Первоначально это был бюст из первосортного цемента с добавкой мраморной крошки для прочности, выполненный московским скульптором Г.Д. Алексеевым. В 1934 году был установлен памятник В.И. Ленину с поднятой правой рукой, а в 1959 автором Б. Сарыджа, народным художником Дагестана, была создана скульптура, которая и сегодня украшает город, напоминая о времени и событиях.
Спокойная, полная внутренней силы фигура Ильича из бронзы (памятник был отлит на Мытищинской скульптурно-художественной фабрике). Вокруг яркий ковер цветника, серебристые ели, весной – лиловые гроздья сирени, летом – аромат цветущих лип, а на ступенях постамента венки, цветы. В этом памятнике отразилась вся история Советской страны. Отношение к памятнику было неоднозначным. Вот один из примеров. Однажды в ГПУ обратился мужчина с просьбой надеть на вождя шапку, посмеялись на предложение рабочего, а все-таки в 1959 году новый памятник «одели», мы видим Ленина в зимнем пальто и зимней шапке-ушанке.
Памятник представляет собой однофигурное монументальное произведение. В.И. Ленин запечатлен в полный рост, что придает фигуре торжественность. Стоящий в открытом пространстве, памятник сам по себе кажется героическим. Почти фотографическое портретное сходство выражает содержание деятельности В.И. Ленина: его жизнь была отдана борьбе за идею, за ее воплощение в будущем. Весь его облик свидетельствует о его внутренней силе и правоте. В гордом спокойствии осанки – целеустремленность и нравственная целостность.
Советская скульптура с первых дней была социальной и направленной на служение народу, поэтому подавляющее большинство памятников страны Советов выполняли одну задачу – стать «монументальной пропагандой» для народа.
Воссоздавая облик того или иного персонажа, скульпторы воплощали в нем этический идеал человека социалистического общества. Памятник В.И. Ленину, в этом плане, не является исключением, более того, он может служить ярким примером типизации, как важнейшего условия метода социалистического реализма.
Сегодня это скульптурное произведение является неотъемлемой частью истории нашего города, дополняя его исторический облик и соединяющий славное прошлое с достойным настоящим.
Голос войны в скульптуре Рыбинска
2.1. Портретная статуя командарма Ф.М.Харитонова
Подлинным утверждением гуманизма стали памятники, посвященные героям Великой Отечественной войны: монументальные бюсты, портретные статуи, мемориалы. Им суждено было в веках увековечить подвиг русского народа, его героизм и величие духа.
Рыбинск не стал в этом плане исключением. И в нашем городе есть несколько произведений скульптуры, в которых, главным образом, запечатлены герои-рыбинцы: это бюст П.И. Батова, портретная статуя командарма Ф.М. Харитонова.
Памятник Ф.М. Харитонову был задуман еще в 1943 году, когда генерал-лейтенант Ф.М. Харитонов умер от тяжелой болезни, вызванной постоянным переутомлением. Идея памятника принадлежит выдающемуся скульптору, заслуженному деятелю искусств Украины и Белоруссии, действительному члену Академии художеств России, народному художнику М.Г. Манизеру. Над ростовой фигурой художник стал работать после того, как был создан бюстовый портрет генерала, с волевым, мужественным лицом, пристально вглядывающегося вдаль (сегодня это произведение хранится в фондах музея города). М.Г. Манизер вспоминает, что окончательная идея создания памятника в рост была подсказана фотографией, на которой Ф.М. Харитонов был изображен обходящим позиции. Этот конкретный частный эпизод стал основой для произведения, обобщившего в себе черты советского полководца-героя Великой Отечественной войны.
При обходе вокруг памятника постепенно раскрываются различные аспекты образа героя. Спереди привлекает внимание лицо внешне статичной скульптуры. Волевое, с устремленным вдаль сосредоточенным взглядом, лицо в основном восходит к первому варианту памятника, хотя решено несколько более обобщенно в расчете на большую высоту монумента. Напряженную сосредоточенность образа хорошо дополняет жест рук, с усилием комкающих края бурки.
Удачно использован мотив бурки, которому принадлежит значительная роль в создании образа памятника. Справа ее крупные, тяжелые, свободно и красиво ниспадающие складки, живо напоминающие столь любимые драпировки античных статуй, задают торжественно-величавый образный строй монумента. При виде же слева композиция приобретает довольно неожиданную активность, динамизм. С этой точки зрения те же торжественные, тяжелые складки выглядят отходящими назад от быстрой ходьбы. Одновременно зритель видит незаметный с других точек за складками бурки широкий, энергичный шаг генерала, как бы взбегающего на возвышенность. Гордо и решительно поднятая голова в фуражке с этой точки смотрится даже задорно, дополняя образ храброго и инициативного, хотя и не всегда удачного полководца.
По сравнению с первым вариантом в памятнике генералу Харитонову меньше значения придано деталям, исчезли под буркой ордена и знаки различия. Однако в целом монумент выиграл, приобретая выразительный и своеобразный, хорошо запоминающийся облик. Одетая в длинную бурку фигура генерала получила ясный, хорошо читающийся издали силуэт. Гармоничность композиции во многом была усилена удачным решением постамента (архитектор И.Г. Лангбард), органично дополняющего пирамидальный силуэт скульптуры.
3. Памятники-символы нового времени
3.1. История Рыбинска с точки зрения «Бурлака»
Четверть века прошла, с тех пор, как в июне 1974 года умер в Москве известный скульптор советской школы ваяния Лев Писаревский – автор памятников и монументальных творений, бюстовых портретов, установленных во многих городах бывшего Советского Союза. А родился он в нашем городе, жил в полуразрушенном доме в бедной еврейской семье в Преображенском, ныне Пионерском переулке. Для рыбинцев он известен, в первую очередь, как автор бронзовой скульптуры «Бурлака», стоявшей ранее на месте памятника адмиралу Ушакова, затем перекочевавшей на набережную Волги.
До сих пор «Бурлак» не дает покоя любителям поспорить об искусстве и истории. Почему скульптор, обращавшийся не раз к масштабным, типично советским монументальным проектам, оставил в родном городе скульптуру камерную, в человеческом плане конкретную, совсем не олицетворяющую мощь бурлака?
Виталий Писаревский, племянник ваятеля, проживающий в нашем городе, точно знает, что закомпонованный в архитектуру Пролетарской (Стоялой) «образ» не имел ничего общего с мнением и желанием автора: «дядя очень хотел, чтобы «Бурлак» был установлен на берегу Волги…Проект памятника-скульпторы предусматривал совсем другой масштаб». [9]
Есть, впрочем, основания утверждать, что и местные власти не очень-то заботились о создании в Рыбинске «впечатляющей» скульптуры ходившего в лямках труженика великой реки, которого художник И.Е. Репин запечатлел пронзительно и с болью, создав всего лишь живописный вариант. Даже исполненный в «уменьшенном» масштабе «Бурлак» мог производить другое впечатление, будучи установленным на более высокий постамент. В этом случае проявлялись бы законы ракурса, перспективы. Скульптура была установлена на Стоялой без должной архитектурной проработки, к тому же ее «секла» окружающая архитектура (окружающие трехэтажные дома).
Сегодня уже очевидно, что и новое место не решило проблем создания условий, при которых бы оптимально смотрелась работа Писаревского.
Но при всем этом «Бурлак» на волжском склоне Рыбинска живо напоминает то время, когда здесь толпились гурьбою бурлаки:
Он тащил тяжкий груз
от зари до зари.
Шел дорогою к Рыбинску
долгой.
Город мой, ты бессмертье
его сохрани
Пусть останется вечно
над Волгой.
Он грузил в закрома крепких
русских дельцов
И зерно, и червонцы
мешками.
И росла по стране слава
волжских купцов.
Но платили ему пятаками.
А теперь над рекою скользит
теплоход
Но в родимом краю
спозаранку
Мой усталый, наивный
и добрый
Так же тянет бурлацкую лямку.
Л. Марасинова
3.2. Монумент «Волга» как своеобразный символ города
Героическая сущность скульптуры, ее стремление к прославлению, возвеличиванию своих персонажей особенно явственно сказались в скульптуре монументальной – той, которую мы обычно обозначаем словом «памятники». В монументальной скульптуре невозможно представить себе бытовую или сатирическую сцену, уместную в станковом произведении. В ней не может быть запечатлен человек, известный и близкий лишь художнику. Памятники увековечивают события, определяющие исторические идеи эпохи, великих, приобретших всеобщую известность людей, они несут в себе большое общественное значение.
Именно к таким произведениям скульптуры можно отнести монумент «Волга, созданный скульпторами С. Шапошниковым и В. Малашкиной, а пьедестал изготовлен по проекту архитектора Н. Донских. Монумент был завершен в 1953 году, и с той поры эта полюбившаяся рыбинцам скульптура стала своеобразным символом реки Волги и эмблемой города Рыбинска.
Памятник отличается большим размером. Он в несколько раз больше человеческого роста, и это не случайно, ведь именно эта женщина встречает и провожает каждого, кто пересекает шлюзы. Изготовленная из прочного бетона, она рассчитана на долгие годы. Скульптура обращается сразу ко многим людям, поэтому именно масштабность, простота и ясность созданного образа, выразительность и четкость формы приобретают первостепенное значение. Памятник выразительно выглядит с любой точки зрения, сильно и цельно. Автор сумел достичь зрительной целостности, хотя это одна из труднейших задач: фигура смоделирована крупными объемами и плоскостями, позволяющими воспринимать общий абрис, она реалистична и убедительна. Прекрасная русская женщина с простым и мудрым лицом символизирует силу и величие русской реки Волги и в то же время одухотворенность и величие русской женщины, такой, какая воспета в лучших поэтических строках А. Некрасова и А. Фета, Ф. Тютчева и С. Есенина. Тяжелые косы лежат венцом вокруг ее головы. Пристальный взгляд направлен вдаль. Широким взмахом руки она приветствует корабли, идущие из просторов моря, в другой руке у нее свиток чертежей, а у колена в стремительном свободном полете распласталась острокрылая чайка. Большое и волнующее содержание вложено скульпторами в это произведение, созерцая которое вспоминаются слова А. Майоля: «Создать вечно человеческое, возбудить сильное чувство, взволновать сердца людей». [6]
Как уже отмечалось выше, советская скульптура стремилась к произведениям масштабным, призывным. О монументе «Волга» можно сказать лаконично: здесь нашло выражение оригинальный синтез портретной скульптуры с сюжетной композицией. Внутренняя сосредоточенность лишена торжественной парадности, произведение более величаво, нежели помпезно.
«Волга» - это открытая взорам всех людей книга истории Рыбинска. Книга, каждая страница которой учит ценить высокое человеческое достоинство и человеческие свершения.
4. Современная скульптура
4.1. Памятник поэту-песеннику Льву Ошанину
Рыбинск - индустриальный город, который все более и более заявляет о себе как культурный центр Ярославщины. Подтверждением тому является создание памятника, уникального тем, что посвящен он поэту-песеннику Л. Ошанину. Автору удалось передать ощущение щемящего родства с поэтом. Кажется, что он облокотился на парапет и замер в задумчивой позе, чуть скучающий и немного уставший.
Известно, что идея создания такого памятника была подсказана аналогичным скульптурным произведением, посвященным тоже поэту-песеннику Булату Окуджаве. Скульптурная композиция, изображающая шагающего поэта на Арбате в Москве, не имеет аналогов в мире скульптуры. До сих пор никто из авторов так решительно и смело не пытался вписать в городской пейзаж скульптурный памятник.
Бронзовый памятник Льву Ошанину необыкновенно портретен. При первом взгляде на скульптуру понимаешь: бронзовый поэт очень похож на того, кого мы помним по видеосъемкам и фотографиям. Это его очки с толстыми линзами, его волосы, зачесанные на пробор, его взгляд. Ничего чужого, задуманного, мертвого. Ничего лишнего – вот в чем основная задумка художника, Махмуда Мухаммедовича Нурматова. Скульптор сделал акцент на голову, а все остальные детали второстепенны, они лишь дополняют образ поэта. Осанка, поза Л. Ошанина спокойны, чувствуется умиротворение и мудрое созерцание жизни.
Издалека долго течет река Волга…
Может быть, мелодия этой песни помогла скульптору передать одухотворенность образа Л. Ошанина, сроднить поэта и великую реку, им же воспетую в знаменитой песне. Кажется, что Л. Ошанин напророчил этот союз, и теперь сбылась его мечта.
Он вернулся в родной город, остановился на смотровой площадке, снял плащ и навечно замер в этой задумчивой позе, сжимая в руках томик стихов и глядя, как «издалека долго течет река Волга».
ГЛОССАРИЙ
Ансамбль (франц. ensemble – совокупность) – в архитектуре и градостроительстве гармоничное единство пространственной композиции.
Бюст (франц. buste) – в изобразительном искусстве произведение круглой скульптуры в виде погрудного изображения человека.
Жанр (франц. genre) – исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.
Интерьер (франц. interieur – внутренняя часть) – особый жанр изобразительного искусства, посвященный изображению внутренних архитектурных пространств – комнат, залов.
Кариатида (греч. karyatis) – скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании (или образно выражает эту функцию).
Колонна (франц. colonne) – архитектурно обработанная круглая в сечении вертикальная опора, элемент несущей конструкции зданий.
Композиция (лат. compositio – составление, связывание) – важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.
Мемориал (лат. memorialis – памятный) – архитектурный художественный комплекс, воздвигнутый в честь павших героев, выдающихся деятелей и событий.
Монумент (лат. monumentum) – в изобразительном искусстве скульптурный памятник значительных размеров, поставленный в честь крупного исторического события, выдающегося общественного деятеля.
Монументальная скульптура – монументы, памятники, скульптурные комплексы, несущие в себе большое общественное содержание и выступающие в единстве с окружающей средой – архитектурной или природной.
Памятник – произведение монументальной скульптуры, устанавливаемое в честь определенного лица или события.
Постамент (нем. postament) – художественно оформленное основание, на которое устанавливается произведение станковой скульптуры.
Рельеф (франц. relief) – один из основных видов скульптуры, в котором все изображение создается объемной формой, частично выступающей над плоскостью.
Силуэт (франц. silhouette) – основная разновидность графической техники, основанная на изображении фигур и предметов сплошным, преимущественно черным пятном, с остро выразительными внешними очертаниями.
Скульптура (лат. sculptura) – ваяние, вид изобразительного искусства, дающий объемно-пространственные изображения материальных предметов, преимущественно изображения человека.
Станковое искусство – род изобразительных искусств, произведения которых носят самостоятельный характер и не имеют прямого декоративного назначения.
Заключение
В своей основе исследование в будущем, я надеюсь, подтвердит выдвинутую гипотезу, так как уже сегодня позволяет сделать следующие выводы:
1. Монументальная скульптура г. Рыбинска разнородна, и облик города представляет целая система скульптурных произведений, позволяющих констатировать, что Рыбинск не только город храмов, город «купеческой» архитектуры, но и один из интереснейших культурных центров России.
2. Эстетические особенности памятников таковы, что могут быть предметом серьезного изучения на уроках гуманитарно-эстетического цикла.
3. Представляется целесообразным дальнейшее рассмотрение проблемы в следующих аспектах:
- в формировании исторического сознания;
- в практическом приобщении культурному наследию города.
Практические рекомендации:
Результаты исследования значимы для решения задач в пределах области воспитания школьников. Словарь искусствоведческих терминов, раздаточный материал в форме фотографий исторических памятников может быть применен на таких уроках, как мировая художественная культура, история, литература, изобразительное искусство, музыка.
Искусство активно входит в жизнь каждого. Не случайно в последние годы выносят на городские улицы не только декоративную, но и станковую скульптуру. Но скульптура должна не украшать, а очеловечивать, зрительно сокращая масштабные разногласия между людьми и современными зданиями.
Из всех видов искусства скульптура – самое героическое, наиболее полно выражающие человеческие и гражданские идеалы своего времени. В этом плане и скульптура Рыбинска не является исключением.
Работа размещена на сайте «Социальная сеть работников образования» -
Приложение 1
А.М. Опекушин «Памятник Александру II»
Приложение 2
Б. Сарыджа «Памятник В.И. Ленину»
Приложение 3
М. Манизер «Памятник Ф.М. Харитонову»
Приложение 4
Л. Писаревский «Бурлак»
Приложение 5
С. Шапашников, В. Малашкина «Монумент «Волга»
Приложение 6
Памятник Булату Окуджаве в Москве
Приложение 7
М.М. Нурматов «Памятник Л. Ошанину»
Приложение 8
ГЛОССАРИЙ
Ансамбль (франц. ensemble – совокупность) – в архитектуре и градостроительстве гармоничное единство пространственной композиции.
Бюст (франц. buste) – в изобразительном искусстве произведение круглой скульптуры в виде погрудного изображения человека.
Жанр (франц. genre) – исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.
Интерьер (франц. interieur – внутренняя часть) – особый жанр изобразительного искусства, посвященный изображению внутренних архитектурных пространств – комнат, залов.
Кариатида (греч. karyatis) – скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании (или образно выражает эту функцию).
Колонна (франц. colonne) – архитектурно обработанная круглая в сечении вертикальная опора, элемент несущей конструкции зданий.
Композиция (лат. compositio – составление, связывание) – важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.
Мемориал (лат. memorialis – памятный) – архитектурный художественный комплекс, воздвигнутый в честь павших героев, выдающихся деятелей и событий.
Монумент (лат. monumentum) – в изобразительном искусстве скульптурный памятник значительных размеров, поставленный в честь крупного исторического события, выдающегося общественного деятеля.
Монументальная скульптура – монументы, памятники, скульптурные комплексы, несущие в себе большое общественное содержание и выступающие в единстве с окружающей средой – архитектурной или природной.
Памятник – произведение монументальной скульптуры, устанавливаемое в честь определенного лица или события.
Постамент (нем. postament) – художественно оформленное основание, на которое устанавливается произведение станковой скульптуры.
Рельеф (франц. relief) – один из основных видов скульптуры, в котором все изображение создается объемной формой, частично выступающей над плоскостью.
Силуэт (франц. silhouette) – основная разновидность графической техники, основанная на изображении фигур и предметов сплошным, преимущественно черным пятном, с остро выразительными внешними очертаниями.
Скульптура (лат. sculptura) – ваяние, вид изобразительного искусства, дающий объемно-пространственные изображения материальных предметов, преимущественно изображения человека.
Станковое искусство – род изобразительных искусств, произведения которых носят самостоятельный характер и не имеют прямого декоративного назначения.
Литература
Просто так
Прекрасное далёко
Рисуем домики зимой
Л. Нечаев. Яма
Можно от Солнца уйти...