Целью исследования можно считать следующее:
· рассмотреть проблему восприятия мира в сборнике Е. Кувшинниковой «Милость сердечная»;
· выявить особенности употребления православных образов в стихах Е. Кувшинниковой;
· дать оценку, тематический анализ стихотворений сборника «Милость сердечная» с точки зрения размышлений о Боге и душе;
· обобщить проанализированный поэтический материал.
Вложение | Размер |
---|---|
kozemaslova_v.doc | 70.5 КБ |
Коземаслова В.О.,
ученица 10 А класса
руководитель Панкратова О.М.
МОУ гимназия № 65
«Лирические размышления о Боге и душе в творчестве
Елены Кувшинниковой (по книге «Милость сердечная»)»
Изучение проблемы «Христианство и литература» достаточно интенсивно развивается в последнем десятилетии. Об этом писали М.М. Дунаев, А.М.Любомудров, И.А Есаулов, Н.М. Коняев, М.В. Лосская-Семон, В.Н. Захаров, В.М. Острецов, В.А. Котельников, а также многие представители отечественной словесности, находящейся на границе филологии и богословия.
Сегодня уже недостаточно констатировать религиозность писателя или поэта, необходимо определить её конкретный характер. Нужно отличать православную веру с её системой вероисповедальных истин с закреплёнными в догматах представлениями о Боге, мире и человеке от общехристианских воззрений, которые нередко ограничиваются лишь моральной стороной евангельского учения. Библейские мотивы постоянно варьируются в отечественном литературном процессе. О чем бы ни рассказывал, что бы ни описывал, к какой бы теме ни обращался поэт, он не оставляет Бога, идет рядом с ним, но самое главное - имеет Бога в душе и сердце[1]. Духовность, т.е. то, что связано с внутренним миром человека, его моралью, мыслями, занимает одно из важнейших мест в творчестве Елены Викторовны Кувшинниковой, современной ульяновской поэтессы. В своей поэзии она как будто разговаривает с Богом, а мы читатели, невольные слушатели этого разговора. Литературоведческое исследование «Лирические размышления о Боге и душе в творчестве Елены Кувшинниковой (по книге «Милость сердечная»)» посвящено тематической характеристике и анализу одного из лучших сборников стихов автора. В работе рассматривается проблематика стихов Е. Кувшинниковой, говорится об основных мотивах и темах лирики, дается оценка и анализ некоторых произведений, обобщается представленная информация, делаются выводы по теме.
Целью исследования можно считать следующее:
Сложность работы над рефератом связана с тем, что фундаментальных литературоведческих исследований, посвященных творчеству Е. Кувшинниковой, нет. При подготовке реферата использованы доступные Интернет-источники и материалы ульяновских газет и журналов.
«Милость сердечная»: смысл названия книги стихов Е. Кувшинниковой.
Предметом исследования будет книга стихов Е. Кувшинниковой «Милость сердечная».[2] Название книги раскрывается двояко. Это два потока благодати: милость, входящая в сердце поэта, - дар свыше, и исходящая из сердца - к миру людей, птиц, трав, озёр, цветов. Поэт - это посредник между мирами. Он сосуд, накапливающий «небесную влагу», которую затем проливает благодатным дождём стихов на иссохшую, растрескавшуюся «прозу жизни».
Я не знаю, кто это творит,
Как стекаются стихотворенья.
От зари, от зари, от зари
Происходят мои озаренья.
И тогда я - прозрачный сосуд –
Горлом чую небесную влагу.
И тогда всё - на радость, на суд,
На страданье, на свет,... на бумагу[3].
Река поэтического словаря Елены Кувшинниковой тоже берёт начало из двух истоков: с одной стороны - это слова «чудо», «радость», «праздник», «любовь», «надежда», «свобода», а с другой - «печаль», «плач», «страдание», «мука», «боль». Но слова эти не противопоставлены друг другу, но сливаются в единое целое поэтического мира. Есть одна скрепляющая «материя», и название этой «материи» - свет. Свет пронизывает в книге всё и вся, он преображает и муку, и боль потери. Благодаря свету и в печали обретается радость.
Возвращение к истоку, возвращение к Источнику света, возвращение к Свету - вот главный смысл светоносности стихотворений Елены Кувшинниковой. Сами стихи и есть воплощение света. Появляясь из самых простых вещей, они дорастают до «музыки сфер»:
Теченье писем длинных,
Избыток чувств и тем:
Из книжных магазинов,
Из монастырских стен,
<…>
И все это вместила
короткая строка...[4]
Можно сказать, что восприятие мира, которое раскрывается в книге Елены Кувшинниковой, имеет своей основой евангельские слова: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.,1,5). Читатели благодарны поэту за то, что он щедро одаривает нас своим сердечным светом и теплом, готовый всех обнять и всех простить.
«Милость сердечная»: композиционная
и тематическая характеристика книги.
Книга «Милость сердечная» состоит из пяти глав:
Глава первая «Милость сердечная» начинается со стихотворения, посвященного Элеоноре Денисовой (поэтессе, к. филологических наук, преподавателю УлГПУ) «Алым по белому. Ягоды зимние
Мягко усыпаны снегом ли, инеем?…»[5]. В этом стихотворении заложен глубокий духовный смысл, определяющий замысел автора: всё приходит и уходит, остаётся только вечное: «Небо, душа, эта милость сердечная…»
В чём же заключается милость сердечная? Почему так поэтесса назвала так первую главу? Она спрашивает: «Что рассказать вам о себе?»[6] и тут же отвечает:
О, как за всех болит душа,
Светясь за солнечным сплетеньем!
То есть переживает за всё, что происходит вокруг неё. Это показывает человека с лучшей стороны, только такими качествами как доброта, понимание, небезразличие к окружающим, душевная чуткость может обладать глубоко верующий человек. Таким образом, мы постепенно погружаемся в поэтический мир, связанный с образами Бога, колокольного звона, молитвы, храма, в мир души автора. В третьем стихотворении говорится о наступившем безразличии, о ненужности добра людям, и о том, что почти каждый ощущает в своём сердце пустоту и одиночество. Но только вера в Бога и молитва являются утешением. Сердце верующего человека наполнено истинной любовью. И только оно горит желанием спешить на помощь[7]. В одном из следующих стихотворений этой главы появляется прямое обращение к Создателю: ''Не запрещай мне, Боже, видеть свет...''[8]. Стихотворение звучит как молитва о помощи и защите. Каждый человек в своей жизни вынужден делать выбор, а значит, встать на сторону добра или зла. Чем внимательнее мы читаем стихотворения Е. Кувшинниковой, тем становится очевидней та важная роль православия в становлении души человека, которой руководствуется автор. Просто, доступно, красиво пишет о вечном. Мы «слышим» колокольный звон и соглашаемся с автором в ответе на вопрос «Почему?»[9]
Потому что это – моя опора.
Потому что это – моя твердыня.
Круговой колокольный звон –
Мой бастион!
Глава вторая, названная «Бегущий лес», посвящена природе. Что мы имеем в виду, когда говорим «природа»? Для каждого понимание природы своё. Для кого-то - это просто звук, слово. Не все могут познать глубину, которая заключает в себя слово природа. Как же устанавливается связь человека с природой, как же познать и увидеть все тонкости этого мира? Есть одна возможность - стать настоящим человеком, эта возможность есть у всех, но один взращивает в себе ''хозяина'' природы, а другой чувствует себя маленькой частичкой в океане живого мира, мира природы: тогда каждая травинка, капля дождя или дуновение ветра воспринимаются как сама жизнь. Эта жизнь перекликается с миром эмоций, вызывая в добром человеке радость, восторг, умиротворение, а в дурном -злость, негодование, равнодушие. Как зеркало отражает наш облик, так и природа является отражением нашей души. Человек, который может запечатлеть образ природы через свои творения: музыку, рисунок, поэзию – является зрелым, состоявшимся и духовным. Так чувствует природу Е. Кувшинникова. В стихах этой главы чувствуется состояние гармонии: каждому своё…
...И искры Божьего огня
И в море, и в листве.
''Искры Божьего огня'' - любовь и гармония. Вот что такое искра.Так задуман мир Богом, мир любви, равновесия и гармонии. Поэт прочувствовал и сумел в простых описаниях и сравнениях донести до нас такую глубокую истину.
Постоянны параллели, которые проводит автор в стихах данной главы: природа, созданная Богом – творчество, стихи, созданные Поэтом – красота души. Стихотворения этой главы тоже наполнены звуками: это и звуки возрождающейся природы («Весна, сто солнечных ресниц! / На языке цветов и птиц…», «…Плывет цветущий, / Звучащий май…», «Раскаты грома ближе, ближе…», «Стеклянный день осенний. Тишина… И капли дождевые / Звучат чуть слышно…», «Кричит павлин, петух или Жар-птица…»), и звуки возрождающейся души человеческой («Итак хотелось в мире том остаться. / И Бог нам улыбался сквозь листву!», «И холодно душе застывшей, одинокой, / Но вот ее края надежда обожгла», «И все, что есть в душе святого, / Дай Бог спасти и сохранить!», «Мне вдруг открылась вся картина мира» и др.).
Прочитав стихотворения главы «Бегущий лес», можно сказать, что главная цель, которую ставила перед собой Е. Кувшинникова, определена в следующих строчках:
И дорожить одной березой,
Как Божьим миром, как судьбой.
Мир, который нас окружает, и мир в нашей душе – это творение Божие, об этом забывать человеку нельзя.
О том, как рождаются стихи, о любви, о жизни, о том, какие философские проблемы волнуют человека, размышляет Е. Кувшинникова в стихах третьей главы «Я дарю тебе ветер». Лирическая героиня приобретает яркие черты неординарной личности:
Ты уходишь. Бог с тобой…
Легкость. Крылья за спиной.
Я люблю. И Бог – со мной!»
…
Я рядом. Я с тобой…Спроси меня».
И с высот моих – камнем вниз.
На низине надежней жить!»
Все хорошо. Пока».
И тогда я прошу: «Не меня –
Ты стихи мои больше люби!»
…Душа висит на волоске…»
Лирическая героиня и радуется, и грустит. То она как Ярославна («Не плачь, Ярославна: ведь счастье таится в тебе…») не то плачет, не то поет о своей любви. То как видеокассету просматривает свою жизнь («В одну и ту же реку не войти…»), понимая, что в прошлом мы были более честны и чисты:
Прекрасен фильм от неба до волны.
Он снят и срежиссирован умело…
Но все же, как чисты и как честны
Мы смотрим с фотографий черно-белых!
На живую нитку нанизывает жемчужины стихов Е. Кувшинникова, создавая бесценное поэтическое ожерелье.
О тихой Родине, о культуре родного края, о знаменитых соотечественниках пишет автор в следующей главе «С любовью ко всему родному». Читая стихи этого раздела, разделяешь с автором любовь «ко всему родному». Привлекает внимание стихотворение «Порою грезится устало»[10]:
Порою грезится устало
Уединенье и покой,
Чтоб там лоскутным одеялом
от бед укрыться с головой.
Пора былая миновала,
Когда все жили без затей.
И только чудо - покрывало
Хранит тепло родных людей.
И длится память долгим эхом
Из стародавности веков.
Беды залатана прореха.
А счастье всё из лоскутков.
Ликуют краски пёстрым хором.
От их цветенья жизнь светлей,
Сияет солнце над простором
Лоскутной родины моей!
Философия счастья, по мнению Е. Кувшинниковой, заключается в простой формуле: «Счастье – это любовь ко всему родному». В этом стихотворении слились воедино все поэтические краски: лоскутное одеяло, яркость лета, веселый цветник. Любовь к родине идет из сердца: «Любить родное – сердцем принимать…»
Заключительная, пятая глава называется «Фестиваль сновидений». Название главы определяет первое стихотворение «Я тебе говорила, а может быть, даже писала…». Что такое «страна сновидений»? Там интересно, красиво:
…цветут маргаритки в моем покаянном саду,
Что созрели опалы и в них прорастают кристаллы,
И мерцают, как тайна, и каждый похож на звезду…
Фантастическая, в какой-то степени космическая картина предстает перед нами. Непонятные, какие-то глубоко личные образы пугают читателя и в то же время завораживают: замкнутость круга, чувство покоя, пенье прибоя, морское волненье крови… А в результате – это всего лишь сон. Погружаясь в атмосферу фестиваля сновидений, читатель теряет ощущение реальности: сон ли, вымысел ли?
Нет преграды никакой
Между воздухом и вздохом,
Между словом и душой,
Между замыслом и Богом.
Тайна, по мнению поэта везде:
В нас тайна. Мы себя не знаем…
За легендами, рассказанными автором в этой главе, за фантастическими образами (карнавал, маски, жизнь из разноцветных лоскутков, металирика, окно выходит в сад и др.) все ярче выступает душа, душа поэта:
А главное, душа моя вольна.
Она летит, волнуется, тревожит.
Душа жива, и тем она полна,
Что, раз начавшись, кончиться не может.
В этих заключительных строчках сборника «Милость сердечная» Е. Кувшинникова говорит о вечности души. А это и есть то особое восприятие мира, которое имеет своей основой евангельские слова: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
Прочитана последняя страница сборника «Милость сердечная». С каждой прочитанной строчкой открывался мир чистоты и милосердия…В душе появился образ, по началу не знакомой женщины, которая радовалась и печалилась, сострадала и тревожилась, наполняла своими стихотворениями пространство то нежностью, то любовью. Что эта за женщина? Какую судьбу она проживает на земле? Почему она так часто обращается к Богу?
Каждый человек несёт ответственность за свою судьбу, мы все её творим своими руками, своими поступками, делами. Каждый из нас от рождения несёт определённую миссию. И чем бы эта женщина не занималась, какой бы профессией не владела, она выполняет своё предназначение. Она осветила лучом своих мыслей тот, почти непостижимый в этой жизни человеку высший мир света, мир, который источает гармонию и любовь к божественным творениям. Кем же станем мы? Что же мы можем сделать, для того, чтобы распознать этот луч, увидеть этот свет и почувствовать ту любовь, к тому, кто подарил нам жизнь? Мы все приходим в этот мир со своими ошибками, со своим отпечатком прошлого и каждому из нас дана возможность стать лучше, чище, справедливей. Порой мы осуждаем друг друга, раздражаемся, проявляем агрессию и ненависть, не задумываясь о том, что наши слова, чувства и мысли, как ядовитые змеи, жалят свою жертву. Кто-то живёт и не задумывается об этом, а кто-то, собрав всю волю, иногда проходя у кромки пропасти, с честью преодолевает свой путь, испытание, тогда-то и человек накапливает свой духовный опыт, который и является самой главной целью нашей жизни. В таких людях и просыпается то желание говорить, а может быть, кричать на весь мир о том, что такое любовь, истина, вера, надежда. Такой портрет поэта, хрупкой, но сильной женщины появился перед глазами после знакомства с этой книгой.
Литература:
[1] http://soshinenie.ru/mesto-i-rol-boga-v-tvorchestve-tarasa-shevchenko/ - школьный отличник
[2] Кувшинникова Е.В. Милость сердечная: Стихи. – Ульяновск: ООО «Издательский центр «Пресса», 2007. – 112 с.
[3] Там же, с. 86.
[4] Там же, с. 58.
[5] Там же, с. 5.
[6] Там же, с.6.
[7] Там же, с. 7.
[8] Там же, с. 9.
[9] Там же, с. 15.
[10] Там же, с. 78.
Рождественский венок
Крутильный маятник своими руками
"Морская болезнь" у космонавтов
Сладость для сердца
Как нарисовать осеннее дерево акварелью