Доклад
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 67 КБ |
Белгородского района
Муниципальное образовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
Доклад
Профессия учителя: взгляд в будущее
Выполнила:
Данилова Анна Михайловна
ученица 11 класса
Руководитель:
зам. директора по УВР
Домарева Наталья Ивановна
с. Никольское, 2011
Содержание
I. Введение
1. У истоков учительства: средние века, российское учительство
2. Выдающиеся учителя
3. Профессия современности
4. Уникальные стороны профессии сегодня
5. Взгляд в будущее
II. Заключение
Введение
Президент России Дмитрий Медведев подписал указ "О проведении в Российской Федерации Года учителя". Год учителя будет проведен "в целях развития творческого и профессионального потенциала учителей, повышения социального престижа профессии учителя". Правительству РФ поручено образовать оргкомитет по проведению Года учителя и утвердить его состав, а также план основных мероприятий. Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано осуществлять соответствующие мероприятия в рамках Года учителя.
Профессия педагога - одна из наиболее древних в мире. Ещё в архаичном доклассовом обществе выделялись люди, которые присматривали за детьми. Поначалу это были члены общины, которые не могли выполнять основную работу наравне с другими: чаще всего старики. Они обладали знаниями и опытом, могли научить детей способам выживания в трудных условиях. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности. Слово "педагог" известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.
Первый "Лицей" (или Ликей) был создан в Афинах более двух тысячелетий назад. Возможно, тогда и появилась профессия учителя. Наряду с Лицеем немногим раньше появился знаменитый Гимнасий - школа физического совершенства. Ликей же стал школой мысли, духа. В древнегреческом языке есть слово "схоле" (досуг, отдых), от которого и произошло слово "школа". Греки считали, что человек отдыхает, когда чем-то занят. Надо отметить, что афиняне любили поговорить, а главное, умели это делать: обучение в афинских школах в основном было устным.
В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. Ученики впоследствии становились монахами-писцами при монастырях. Также грамотных монахов приглашали в богатые частные дома для обучения детей. В средневековой Европе в монастыри брали тех, кто мог платить деньги за обучение. Зачастую детей из обнищавших дворянских семей выгоняли из школ, и грамота становилась все более доступной для зажиточных крестьян. На Руси при монастырях также открывались школы, правда, поначалу исключительно для мальчиков. Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование в женских монастырях. В XVII веке в России был открыт институт благородных девиц. Здесь за девушками присматривала классная дама. Она же следила за дисциплиной. Девушку могли счесть нескромной, если при встрече с братом, в порыве радости, она бросалась ему на шею. Об этих и других правилах поведения юных девушек просвещала строгая, но справедливая классная дама. Позднее состоятельные семьи стали нанимать гувернанток. Особенно популярны были немки и француженки. С появлением массовой школы в Европе значимость педагогической профессии резко возрастает. Знания требуются уже не отдельным личностям, а большому количеству людей. Возникает необходимость обучать одновременно много учеников. В связи с этим возникает потребность в специальных методиках, которые могли разработать только люди, постоянно занимающиеся этим видом деятельности. Профессия педагога становиться самостоятельной. Знания, которые нужно усвоить ученикам, разнообразные. Теперь учитель уже не в состоянии справиться в одиночку, педагогическая деятельность приобретает коллективный характер.
Издавна авторитет учителя в России был очень высок. Первоначально учителей-гувернеров приглашали из-за рубежа. Но в это же время широкое народное образование только зарождалось. Человек, умеющий читать и писать, был уважаем и почитаем. Затем, когда открылись земские школы, учителя ценою своих сил, невероятной работой вывели народ из тьмы невежества. Из истории известно, сколько тягот приходилось переживать учителям, особенно сельским. Они подвергались гонениям, испытывали нужду. Но свет знаний, который они несли детям и взрослым, с каждым годом был все ярче. Именно к учителям тянулись и сельчане, и жители городов послереволюционной России. Именно они боролись с народной неграмотностью в послевоенные годы. Учителя эпохи строительства коммунизма, "физики и лирики", смогли воспитать поколение советской интеллигенции. Благодаря им, советский народ считался во всем мире самым читающим. Возникновение российского учительства во многом повлияло на возникновение особой социальной прослойки в обществе - русской интеллигенции. Учителя сыграли значительную роль в развитии социума. Благодаря им, началось развитие национальных языков в России, в том числе письменности, литературы; сформировались нравственные нормы общения людей; приобщение к своей национальной культуре и проникновение в культуру других народов. Возникновение педагогической профессии, поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы "питать". Не без основания сегодня слова "воспитывать" и "вскармливать" нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.
С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А. П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пламень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена" [2].
2. Выдающиеся учителя.
Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик. "Обогати ее", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же ее обогатить?" - спрашивает ученик. "Обучи ее!" - восклицает учитель.
Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.
Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него "превосходна, как никакая другая под солнцем". Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества [3].
Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский - отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "Родное слово" переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо", а его дело, "скромное по наружности, - одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения" [4].
Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А. С. Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, "возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей"[5].
Труд учителя весьма сложен и чрезвычайно многообразен. В современном учебном заведении возрастает роль и ответственность преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на обучающих. Современный преподаватель должен сочетать в себе качества как педагога, так и психолога и психотерапевта. Специалист нового типа должен обладать социальной мобильностью, потребностью постоянно самообразовываться. Он должен быть интеллигентом, человеком высокой культуры, образованности и воспитанности. Для всего этого преподаватель должен обладать высокой педагогической и психологической культурой.
Педагогическая деятельность требует особого призвания, в основе которого лежит любовь к детям. Об учителе говорят: «Сеятель разумного, доброго, вечного». Учитель передает детям не только свои знания, но и частичку своего себя. И очень важно передать все знания, ведь Дети – символ жизни, будущего. Духовная культура педагога составляет основу содержания его профессиональной деятельности.
В настоящее время в России идет становление новой системы образо ва ния, ориентированного на вхождение в мировое образовательное про странство. Происходит смена образовательной парадигмы: в практику преподавания входят иные подходы, иное со держание, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Содержание образования обогащается новыми процессуальными уме ниями, развитием способностей оперировать информацией, творчески ре шать проблемы науки и рыночной практики с акцентом на индивидуали зацию образовательных программ. Традиционные формы информации – устная и письменная речь - усту пают место компьютерным средствам обучения, использованию телекомму никаци онных сетей глобального масштаба.
В меняющемся мире профессия учителя приобретает новый статус. Важнейшей составляющей педагогического процесса сегодня является лич но стно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. В сегодняшней России открылись воз можности педагогических поис ков.
Главная цель концепции модернизации рос сий ского образования – повышение эффективности и качества образования. В этой связи нельзя не отметить роста возможностей профессионального совершенствования, открывающихся сегодня как для молодых педагогов, так и для учителей со стажем. Так, например, фестиваль педагогических идей «Открытый урок», методические раз ра ботки которого размещаются на сайте Издательского дома «Первое сентября», пред оставляет своим участникам широкую возможность делиться практическим опытом.
В последние годы наблюдается тенденция восстанов ле ния баланса двух основных сторон образования – обучения и воспитания. Мы видим, как постепенно создается механизм реализации приоритета общероссийских гражданских ценно стей. Тем не менее, декларации о широкой демократизации образования и вос питания далеки от полного осуществления. Ныне важно осознать и разработать реальные пути и средства формирования че ло века, способного жить в гражданском обществе.
Прогресс в обществе привел к появлению новых техно ло гий в обучении. Формированию устойчивого познавательного интереса и по ложительной мотивации учащихся способствует мультимедийная форма обуче ния, основанная на внедрении компьютерных технологий. Ее использование отвечает современным требованиям общества к подготовке выпу ск ников. Наиболее существенным достоинством новых информационных техно ло гий является то, что центральной фигурой образовательного процесса ста но вится ученик. При этом учитель перестает быть основным источником ин фор мации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную дея тельность учащихся и управляющего ею.
Таким образом, ученик учится, а учи тель создает условия для учения, и авторитарная по своей сути классиче ская образовательная технология принуждения трансформируется в лично стно-ори ентированную. Актуальна проектная деятельность, которая является ступень кой к научной работе, помогает изучить проблемы нашего общества. Через проект ную деятельность происходит процесс социализации личности Профессия учителя в меняющемся мире интересна, разнообразна и сложна. Сегодня также он сталкивается с целым рядом противоречий, и вынуж ден искать пути выхода из них. К наиболее важным относятся противоречия:
- между глобализационными, интеграционными процессами, протекаю щими в общественной жизни и проблемой сохранения национальной идентично сти;
- между недостаточным количеством часов, отведенных для освоения программного ма те риала и необходимостью вооружить обучающихся знаниями и умениями в преде лах стандарта;
- между потребностями в социализации и индивидуализации личности;
- между многосторонними требованиями современного общества к выпуск нику и сложностью их реализации при традиционных дидактиче ских подхо дах;
- между несформированностью в России правового государства и граждан ского общества и необходимостью воспитания в учащихся высокой граж данственности, правовой и политической культуры;
- между необходимостью установления возрастной и образовательной нормы и «неудержимостью онтогенеза» (А.Г. Гурвич), существова нием собст венных законов развития человека, в том числе и спонтанного, не подкон трольного образовательной системе.
Глобализация, рост мощностей неизмеримо повышают требования, предъявляемые человеку. Современный человек должен иметь высокий образовательный уровень, легко адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, иметь крепкое физическое здоровье, иметь твёрдые нравственные устои.
Всё это формируется в школе и закладывается учителем. Может ли это выполнить учитель, работающий в школе в настоящий момент. К сожалению, необходимо констатировать такой факт - с трудом.
5. Взгляд в будущее
Большинство учителей, работающих в школе, это усталые (пенсионного и ближе к пенсионному возрасту) люди, отягощённые массой нерешённых проблем широкого спектра (жильё, материальный достаток, невозможность получения бесплатного и санаторного лечения и др.). Ценности, багаж знаний, набор методических средств и приёмов большинства учителей соответствует другой эпохе, и часто вступают в противоречие с требованиями сегодняшнего дня. С возрастом адаптироваться к происходящим экономическим и социально-политическим изменениям в обществе становится всё труднее. Эта приводит к повышению конфликтности в школьных коллективах. Необходимы действия, способные кардинально изменить положение с обновлением педагогических кадров. Прежде всего, это достойная зарплата и достойная пенсия, возможность приобретения жилья в рамках ипотечного кредитования. Нужна система переподготовки кадров, покидающих школу, но способных работать ещё в другой сфере. Эти гарантии, создадут привлекательность профессии, возможность увидеть перспективы. Забота о старшем поколении учителей и гарантии прав для начинающих создают необходимую динамику в смене поколений учителей, в конечном счёте, это отразится на качестве образования, воспитания, подготовки к жизни.
Возможно, необходимо законодательное ограничение предельного педагогического стажа, после которого не рекомендовалось бы продолжать педагогическую деятельность, причём этот стаж можно было бы ограничить 20-25 годами. Ключ к решению проблем образования, успеха модернизации - обновление поколения учителей, привлечение молодёжи, которая ближе новому поколению учеников по взглядам на жизнь, имеет другой вектор педагогической деятельности: от "отчуждённой педагогики" к личностно-ориентированной.
II. Заключение
Дмитрий Медведев отметил, что государство сделает все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе, но при этом педагоги должны внимательно относиться к своим ученикам. Сегодня же основной акцент сделан на школьное образование", - сказал глава государства. Он также сообщил, что будет разработана национальная образовательная стратегия "Инициатива - наша новая школа", которая будет основана на пяти направлениях. По его словам, должны быть разработаны образовательные стандарты нового поколения, должна быть выстроена разветвленная система поиска талантливых детей, ключевая роль должна отводиться учителю. При этом он поручил правительству разработать в самое ближайшее время новые принципы работы школ, а также порядок их проектирования, строительства и порядок формирования материальной базы.
Литература
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н.Митюров. - М., 1985. - С. 167.
2. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. - Л., 1977. - Т. 2. - С. 351.
3. См.: Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1995. - С. 248-284.
4. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1951. - Т. 2. - С. 32.
5. Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. V. - С. 178.
6. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 362.
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Без сердца что поймём?
По морям вокруг Земли
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Калитка в сад