Учебно-исследовательская работа ученика 7 класса о состоянии образования в 20-30-е годы 20 века.
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-issled_rab_mihalkin_danila_7_klass_pavlovo_shk7.docx | 43.34 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Павлово Нижегородской области | |
Секция: информационный мир технического, декоративно-прикладного творчества, эколого-биологической деятельности | |
Учебно-исследовательская работа | |
«От букваря – к компьютеру» | |
Работу выполнил: ученик 7 А класса Михалкин Данила Андреевич Возраст: 13 лет Научный руководитель: учитель истории МОУ СОШ№7 Кокурина Вера Васильевна |
ВВЕДЕНИЕ
Букварь – самая первая и неповторимая книга детства, которую берет в руки школьник. Именно с этого первого школьного информационного источника начинаются очень важные процессы: «овладение грамотой», познание родного языка, природы, общества.
На Руси обучаться читать и писать стали гораздо раньше, чем появилась первая книга, предназначенная для этого. До нашего времени дошло очень мало древнерусских азбук. От XIII в. сохранились берестяные грамоты, написанные мальчиком по имени Онфим (Приложение №1). По записям мальчика можно судить, как его учили грамоте. Он упражнялся в написании букв, слогов и отдельных фраз. На одной из грамот (№ 200), выписав половину азбуки от «А» до «К», Онфим нарисовал свой автопортрет: он изобразил себя всадником на коне, который поражает копьём страшного зверя, а около всадника написал «Онфиме».
Первыми славяно-русскими букварями были: «Букварь» Ивана Федорова (Львов, 1574) (Приложение №2), «Букварь» Лаврентия Зизания (Вильно, 1596). Первый печатный «Букварь» вышел в свет 20 августа 1634 года в Москве. Его автором был Василий Бурцев. Размером книжка была примерно с кошелек, просто оформлена, зато носила обложку из натуральной кожи. Через три года, во втором издании, «Букварь» стал иллюстрированным. На первой странице была помещена картинка, на которой были изображены учебный класс и учитель, наказывающий ученика розгами. Рисунок сопровождался стихотворной строчкой: «Розга ум острит, память возбуждает. И волю злую к благу прилагает...». «Букварь» Василия Бурцева в 1634 году стоил одну копейку и был вполне доступен широкому кругу читателей.
Первые иллюстрированные, или, как они раньше назывались, "лицевые", буквари ("Малый букварь" 1694 г. и "Большой букварь" 1696 г.) составил в конце 17 в. просветитель и переводчик Карион Истомин для обучения царевича Петра, будущего императора Петра I. Каждая страница букваря Кариона Истомина (Приложение №3) посвящена одной из букв алфавита. На странице представлены различные начертания букв и предметные рисунки к каждой букве с изображением предметов, названия которых начинаются на эту букву, нравоучительные стихи.
В 1701 г. в Москве вышел "Букварь" Фёдора Поликарпова - один из последних букварей, знакомивших учащихся с основами церковнославянского языка. В нём, впервые, изложение учебного материала велось на церковнославянском, греческом и латинском языках.
В 19 веке лучшими пособиями для детей, осваивающих русский алфавит, считались "Родное слово" К.Д. Ушинского (1-е издание 1864) (Приложение №4) и "Букварь для совместного обучения чтению и письму" (1-е издание 1873). «Букварь» Д.И.Тихомирова и Е.Н.Тихомировой, впервые изданный в 1913 году, (Приложение №5) пользовался огромной популярностью в дореволюционной России. Букварь актуален и в наши дни, он переиздан последователями известного русского педагога Д.И.Тихомирова. В 1872г вышла "Азбука", а в 1875 «Новая азбука» Л. Н. Толстого (Приложение №6). В "Азбуку", помимо собственно букваря, Л. Н. Толстой включил сочинённые им самим рассказы и сказки, а также пословицы и поговорки, загадки. Многие рассказы из "Азбуки" Толстого до сих пор используются для обучения детей чтению.
В настоящее время существует много вариантов различных пособий, по которым можно научиться читать. Первой школьной книгой может стать «Грамота» «Букварь», «Азбука», «Учусь читать», и др. Многие бережно хранят свою первую книгу.
Так, в семейном архиве моей бабушки более 70 лет хранится «Букварь», по которому училась Федотова Фаина Васильевна, 1931 г.р., уроженка Павловского района д. Щербинино. Это книга - «Букварь для школ грамоты» В.Воскресенского и Р.Павловской (изд-во Учпедгиз, издание 7, 1939г) (Приложение №7) и стала объектом моего исследования.
Мною были определены цель и задачи:
Вместе с тем, мне предстояло изучить в целом, как проходило обучение грамоте в 30-е годы 20 века, а также сравнить с источниками информации для детей первого года обучения в школе на современном этапе.
Т.о., моя учебно-исследовательская работа стала попыткой обобщения документального, статистического материала и наблюдений современников об учебниках для первой ступени (первого года) обучения и конкретно о «Букваре для школ грамоты» В.Воскресенского и Р.Павловской, а также о развитии в целом начального образования нашей страны в довоенный период и сравнить с источниками информации для детей первого года обучения в школе на современном этапе образования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Образование в 20-40-е годы советской власти
До настоящего времени остались очень скудные сведения о «Букваре» В.Воскресенского и Р.Павловской. Отдельные сведения о нем, можно было почерпнуть лишь из педагогических сочинений Н.К. Крупской, Том 10: «Рецензии, отзывы, замечания», в котором она в нескольких своих статьях дает рецензии на оформление и содержание школьных учебников. Здесь же, в статье «Замечания к «Букварю для школ грамоты» В.Воскресенского и Р.Павловской» ( стр 616) она дает рецензию на содержание текстов к нашему букварю.
Из Тома 9: «Ликвидация неграмотности и малограмотности», был использован некоторый материал о ходе работы по ликвидации неграмотности населения страны.
Также при написании работы были использованы отдельные материалы: «Большой советской энциклопедии»; материалы с сайтов свободной Википедии и Федерального портала Российского образования о различных букварях и азбуках; краеведческие очерки из истории Павловского образования о ходе ликвидации неграмотности в 20-30-е годы; документы и постановления государства, связанные с развитием образования начала 20 века; запись беседы с Федотовой Фаиной Васильевной 1931 г.р., которая предоставила мне для изучения исторический источник - «Букварь для школ грамоты» В.Воскресенского и Р.Павловской (изд-во Учпедгиз, издание 7, 1939г), а также дала некоторые сведения об интересующих меня вопросах.
1.2 Ликвидация неграмотности. Школы грамоты (ликпункты).
После Октябрьской революции 1917 г. новое советское государство уделяло огромное внимание вопросам образования. В декабре 1917 года был создан внешкольный отдел под руководством Н. К. Крупской, главной задачей которого, стала организация ликвидации неграмотности населения в стране. Ликвидация неграмотности - это массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста. По декрету Совета народных комиссаров (СНК) «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (дек. 1919) (Приложение №8) все население страны в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте. Задача обучения решалась посредством создания школ для переростков, школ при детских домах, колониях и других учреждениях. Естественно, Декрет предусматривал также обучение детей раннего школьного возраста.
Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15-ти человек, должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет. Позднее, занятия на ликпункте имели своей целью не только научить читать, но и научить делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах, читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах и др.
Срок обучения грамотности для взрослого населения составлял 3-4 месяца, а затем 7 месяцев. Для удобства, взрослым учащимся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение учебными пособиями, (Приложение №9) письменными принадлежностями.
Всего за десять лет с в 1917 года было обучено грамоте до 10 млн взрослых. Однако в целом страна занимала по уровню грамотности, сравнительно с другими странами Европы, лишь 19-е место. В 1930г государством принято Постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении» (Приложение №10). Введение всеобщего начального обучения создавало гарантии распространения грамотности. Число учащихся в общеобразовательных школах, выросло к 1934/35 годам до 23 миллионов, а к 1939 году до 32 миллионов.
С 1936 года были созданы школы двух видов — неполные средние общеобразовательные (на базе начальной школы) и средние общеобразовательные (на базе 7-летней школы). В 1937 году стали открывать заочные неполные средние и средние общеобразовательные школы. Неграмотность утратила характер острой социальной проблемы. По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90%.
Нужно отметить, что накануне войны в стране был полностью осуществлен переход к всеобщему начальному образованию, а в городах - к семилетнему (Приложение №11).
1.3 Борьба с неграмотностью в Павловском районе.
Рассмотрим, как проходила борьба с неграмотностью в Павловском районе. Поворотным моментом в ускорении развития народного образования и борьбе с неграмотностью и малограмотностью в Павловском районе после революции, явился приезд в Павлово комиссара народного просвещения РСФСР А.В. Луначарского. Уездная газета «Смычка» от 27 октября 1928 года поместила на своих страницах «Извещение» о приезде Луначарского и повестку дня общегородского собрания. Тема его доклада: «О культурной революции». А.В. Луначарский обратил внимание на необходимость строительства в Павлове новой школы и организации ликпункта для обучения неграмотных. С осени 1928 года ликпункт приступил к работе. В городе было создано ОДН - общество «Долой неграмотность», проводилась перепись неграмотных.
Был составлен план работы на 1937-38 годы по обучению неграмотного населения Павловского района. План был отпечатан в типографии газеты «Павловский металлист» в количестве 1000 штук и разослан в учреждения и организации. Планом предусматривалось обучить около 3 тыс человек неграмотных и более 2 тыс малограмотных, из них половину составляли селяне.. на территории Павловского района было создано 123 пункта по ликвидации неграмотности. В каждый учебный пункт были назначены учителя начальных классов и семилетних школ. К 1938/39 учебному году в Павловском районе в основном осуществлено всеобщее начальное образование, начат переход к семилетнему образованию. К 1939 году охват детей первой ступени школой составил около 80 %.
Для учащихся в школах ликвидации неграмотности были выданы особые учебники. Но учителя чаще всего пользовались в школах-ликбезах привычными для них школьными учебниками для учащихся первой ступени.
Глава 2. Об учебниках и учебных пособиях школ грамоты.
Оказывается, в 20-е годы советской власти вопрос о том, «нужен ли учебник в школе?», был дискуссионным. Наряду с букварями и азбуками печатались специальные учебные пособия, такие как «рабочие книги», «рассыпные учебники», «журналы-учебники» (наподобие ежемесячных журналов) и просто листовки (Приложение №12). Но такие пособия для обучения грамоте были неудобны, а некоторые не совсем доступны учащимся, так как отличались перегруженностью текстами, историческими документами и отрывками из научных исследований ученых. В феврале 1933 года было опубликовано постановление правительства «Об учебниках для начальной и средней школы». О том, какие изменения нужно внести в новые издания учебников пишет и Н.К. Крупская. (Приложение №13)
Было решено создать новые, стабильные учебники, рассчитанные на использование их в течение ряда лет. «Рассыпные» учебники прекратили свое существование как «не обеспечивавшие систематического усвоения основ наук». К составлению новых стабильных учебников были привлечены ученые, методисты различных специальностей, а также опытные учителя.
Н. К. Крупская предъявляла к составителям учебников определенные требования, которые были сформулированы ею в ряде статей, вошедших в 10 том собрания сочинений Н.К. Крупской: «Учебник в массовой школе», «Демократизация» учебника», «Об учебнике и детской книге для I ступени», «Старые и новые учебники», «Какой нам нужен учебник», и др. По мере поступления авторских рукописей Букварей, Н.К. Крупская писала отзывы и рекомендации на текстовое содержание к букварям, азбукам и другим учебникам. В статье «Указания, какие изменения должны быть внесены в новое издание учебников», в первом разделе «Буквари», Н.К. Крупская отметила, какой шрифт должен быть, какие тексты подбирать для чтения, рисунки, не отвлекающие внимания и др.
К концу 1933 года издательством Учпедгиз было издано более 100 видов учебников по различным учебным предметам общим тиражом свыше 50 миллионов экземпляров. Для первой ступени обучения были утверждены учебные пособия для обучения грамоте разных авторских коллективов: «Букварь» Н. М. Головина и «Букварь» С. П. Редозубова; (Приложение №14); «Букварь» для сельской школы, составленный А. И. Воскресенской (Приложение №15); букварь В. П. Вахтерова «Первый шаг»; «Новый русский букварь» В.Флерова; «Новый наглядный букварь «Детский мир» А.Стеблева; «Букварь», составленный работниками Опытной школы имени П.Н.Лепешинского, а также «Букварь для школ грамоты» В.Воскресенского и Р. Павловской.
2.2 О «Букваре для школ грамоты» В.Воскресенского и Р.Павловской
В 1935 году Н. К. Крупской написаны отзывы и замечания к букварям, подготовленным к печати (Том 10: «Рецензии, отзывы, замечания»). В нескольких своих статьях (Приложение №16) дает рецензии на оформление букварей, на содержание текстов в учебниках и др.:
- Отзыв на букварь В.П.Вахтерова «Первый шаг»
- Отзыв на «Новый русский букварь» В.Флерова
- Отзыв на «Новый наглядный букварь «Детский мир»» А.Стеблева
- Отзыв на рукопись букваря, составленного работниками Опытной школы Наркомпроса имени П.Н.Лепешинского
- Замечания к «Букварю для школ грамоты» В.Воскресенского и Р.Павловской (Приложения №17, 18, 19, 20, 21,22)
Остановимся на рецензии, сделанной Н.К. Крупской к «Букварю для школ грамоты» В.Воскресенского и Р.Павловской. К 1935 году букварь В.Воскресенского и Р.Павловской уже дважды выходил в свет. Н.К. отмечает, что ошибки практически во всех букварях одинаковы, в том числе и в нашем: «Тексты в букваре Воскресенского и Павловской даются бессмысленные…Вообще тексты очень убоги и имеют ярко выраженный московскообластной уклон… Текст беден. Нет ни о Китае, ни об Испании… ни о 1 мая, ни о 8 марта и помину нет. Что сделал Ленин - также ничего нет».
Авторы букваря учли замечания Н.К. Крупской, в течение нескольких месяцев он был доработан и представлен для утверждения к переизданию. Учебник был допущен для использования в школах грамоты и издан как: В.Воскресенский и Р. Павловская «Букварь для школ грамоты», изд. 2-е, М, Учпедгиз, 1935.
До нас дошел букварь В.Воскресенского и Р.Павловской 1939 года, уже седьмого издания. Букварь тех же авторов под редакцией Т.А. Бурмистровой, вышел в 1939 году тиражом в 400 тыс экземпляров. Учебник нового издания был еще более усовершенствован, в него добавлены новые тексты: «Сталинская Конституция» (о новой конституции 1936г), «К обороне готовы» (рассказ об армии), «В капиталистических странах» (о жизни рабочих в других государствах) и др.
По словам очевидцев (Федотовой Фаины Васильевны, 1931 г.р.) «Букварь для школ грамоты» В.Воскресенского и Р.Павловской широко использовался для обучения в школах первой ступени в Павловском районе, в частности в начальной школе д. Старое Щербинино. Федотова Ф.В. вспоминает о том, что в 1939 году, когда девочке исполнилось 8 лет, мама «записала» ее в 1 класс Щербининской школы. Перед войной (1939 – 1940 учебный год) в школе обучалось около 50 человек учащихся 1-4 классов. К школе были приписаны дети из близлежащих деревень – Венец и Новое Щербинино. В 1935 году отменено закрытое распределение учебников, введена открытая их продажа. Букварь для школьницы приобрели за деньги, он стоил 50 копеек. Это достаточно дорого, если учесть, что заработная плата обоих родителей, в среднем, составляла около 135 рублей в месяц. Родители были рады тому, что обучение в начальной школе и семилетке было бесплатным. Платное обучение с 1939 года было введено для детей VIII – X классов. Родители Фаины Васильевны смогли дать своей дочери только начальное образование, так как началась война. Военное и послевоенное время было тоже очень тяжелым, пришлось уже с 10 лет работать на заводе. В настоящее время Федотова Ф.В. проживает в р.п. Тумботино Павловского района.
2.3 Новый информационный мир.
Прошло более 70 лет. За это время сменилось не одно поколение букварей и азбук. На смену традиционным бумажным букварям пришли компьютерные, способные заменить не только книгу, но и учителя. Электронные буквари (Приложение №23) отличаются художественным оформлением, наличием звука и движения героев. Предполагается, что в содержание электронного букваря включены не только основные уроки, но и наборы презентаций, показывающих и объясняющих, как выполнять те или иные учебные задачи, входящие в уроки. Т.о., электронная программа позволит ученику изучить основы чтения и письма, используя персональный компьютер. Я думаю, что в ближайшем будущем эта программа станет популярной и проведет ученика от азов до более сложных правил правописания.
Обучиться грамоте сегодня, не значит, что нужно ждать школьного возраста. Для детей раннего возраста создаются «Говорящие буквари» и развивающие компьютерные игры, которые помогают ребенку выучить алфавит, научиться четко произносить и складывать слоги, а затем и научиться читать.
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе написания учебно-исследовательской работы мною отмечено, что исследования в области развития образования имеют давнюю историю и интересны и в наше время новых технологий. Развитию образования нашей страны в довоенный и современный период, в частности, начального посвящены труды историков, учителей, научных работников.
На первом этапе написания своей работы мною велась проблемно-поисковая работа. Разрабатывались теоретические основы исследования, определялись цель, предмет, задачи и методы исследования; осуществлялась разработка плана исследования. На втором этапе разрабатывались направления исследования. На третьем этапе был осуществлен анализ имеющихся документов и теоретического материала. На заключительном этапе обобщались, уточнялись результаты исследования.
В ходе исследования мною использовался комплекс методов: обобщение полученных знаний из книг и газетных статей по теме, наблюдение, опрос современников, исследование фактических материалов и документов, касающихся использования «Букваря для школ грамоты» В.Воскресенского и Р.Павловской в образовательных целях, о других учебниках и пособиях для первого года обучения в 20- 30 – е годы 20 века, о «школах грамоты» (грамотности), а также о ликвидации неграмотности в советском государства в целом и г. Павлове в частности, а также сравнение с источниками информации для детей первого года обучения в школе на современном этапе.
Мною было установлено то, что первый «Букварь для школ грамоты» В.Воскресенского и Р.Павловской впервые вышел в свет в 1933 году, по нему обучались как дети школьного возраста, так и взрослые в «школах грамоты» (ликпунктах). Не случайна и картинка на обложке букваря, она свидетельствует о том, что больше всего он предназначался для взрослого человека, тем более, что тексты букваря больше понятны детям старшего возраста. В 1935 году, в ответ на критику и замечания Н.К. Крупской, авторами учебника были внесены некоторые изменения, после которых он был издан как: В.Воскресенский и Р. Павловская «Букварь для школ грамоты», изд. 2-е, М, Учпедгиз, 1935г. Я считаю, что, несмотря на имеющиеся недостатки, учебник отвечал тогда веяниям времени, так как переиздавался 7 раз. Последнее издание учебника – 1939г, тираж – 40 тыс экземпляров.
К 1939г страна полностью осуществила переход на всеобщее начальное и семилетнее образование, поэтому по Букварю В.Воскресенского и Р. Павловской в школах грамоты обучались только дети, достигшие школьного возраста, тем более, что ликбезы к этому времени, за ненадобностью, самоликвидировались.
В ходе написания учебно-исследовательской работы мною была определена практическая значимость исследования, которая состоит в том, мы имеем дополнительные и обобщенные данные о развитии образования в молодой советской стране, о разных учебниках для начального обучения того времени, о «Букваре для школ грамоты» В.Воскресенского и Р. Павловской, который имеет определенную историческую и культурную ценность. Учебно-исследовательская работа заставила меня посмотреть другими глазами на многие исторические события страны и нашего города в довоенный период и рассмотреть, какие виды информационной культуры ученика-первоклассника существовали в разные временные периоды. Я передам материалы своего исследования в исторический музей нашей школы, думаю, что учащиеся нашей школы на уроках истории и краеведения могут использовать материалы о развитии образования страны и г. Павлова в 20-40-е годы 20 века.
Золотая хохлома
Под парусами
Новый снимок Юпитера
Большое - маленькое
Именинный пирог
Комментарии
Здравствуйте! Мы с Вами
Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052, http://nsportal.ru/node/644680 Спасибо и удачи Вам!
Замечательная работа ученика
Замечательная работа ученика и роль учителя. Много полезной информации. Спасибо!!! Проголосовала за работу.
http://nsportal.ru/node/659790 моя работа.