Все мы знаем, что в России живут люди с разными национальностями, их около 925, поэтому вполне объясним возросший в последние годы интерес людей к своей истории и традиционной культуре. Культура народа Коми занимает достойное место среди других культур, в которую входит виды самого разного народного искусства: песни, танцы, национальный костюм, предметы домашней утвари; устного народного творчества: сказки, загадки, пословицы и поговорки.Мы считаем, что знать историю своего края должен каждый ребенок. Это очень интересная и полезная информация. Ведь знать свои истоки это важно. Материала по данной теме мы нашли очень много, весь он очень важен, однако мы отобрали только тот, который подходит для детей младшего школьного возраста, который поможет им и на уроках в школе. В своей работе мы хотели бы показать, что детям можно и нужно заинтересовывать изучением историей своего народа.
Вложение | Размер |
---|---|
komi_igry.doc | 119.5 КБ |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МО ГО «ВОРКУТА»
МОУДОД «Дворец творчества детей и молодежи» г. Воркуты
Автор проекта: Голуб Елена Андреевна, 10 лет
воспитанницы Образцовой театральной
студии «Веселый ветер»
Руководитель проекта: Жилионис Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования
Содержание работы:
Введение
Все мы знаем, что в России живут люди с разными национальностями, их около 925, поэтому вполне объясним возросший в последние годы интерес людей к своей истории и традиционной культуре.
Культура народа Коми занимает достойное место среди других культур, в которую входит виды самого разного народного искусства: песни, танцы, национальный костюм, предметы домашней утвари; устного народного творчества: сказки, загадки, пословицы и поговорки.
Мы считаем, что знать историю своего края должен каждый ребенок. Это очень интересная и полезная информация. Ведь знать свои истоки это важно. Материала по данной теме мы нашли очень много, весь он очень важен, однако мы отобрали только тот, который подходит для детей младшего школьного возраста, который поможет им и на уроках в школе
В своей работе мы хотели бы показать, что детям можно и нужно заинтересовывать изучением историей своего народа. Для этого мы поставили следующую цель исследования:
изучить коми национальные игры и поделиться информацией со школьниками. Для достижения цели исследования решали следующие задачи:
1. Изучить историю коми игр.
2. Провести анкетирование обучающихся с целью изучения уровня информированности школьников о коми играх.
3. Разработать брошюру с информацией о проведении Коми национальных игр.
Объект исследования является изучение истории коми национальных игр.
Предмет исследования будут коми национальные игры, школьники.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования:
• анкетирование
• сравнение
• анализ
• работа с информационными источниками
Основная часть.
Материал для изучения истории Коми народа мы сделали на основе исследования сотрудника Российского этнографического музея Марины Александровны Браун. Она организовала много экспедиций в наш край, собрала около 3,5 тысяч разных экспонатов, которые и сейчас хранятся в Российском этнографическом музеи и в национальном музеи Республики Коми.
Изучая исторический материал Марины Александровны, мы узнали много интересного о жизни и культуре своего края. О том, во что одевались наши предки, какие у них были жилища, сельскохозяйственные инструменты, украшения и многое другое. История Коми народа насчитывается с 19 век нашей эры. Традиции и заветы предков передавались из поколения в поколение, и дошли до наших дней.
Народ Коми – хорошо знает природу, они наблюдательны и ловки, очень творческие. Плохая, вечно холодная почв и суровый климата заставляли их много трудиться. Чтобы душа не оскудела от тяжкого труда, народ коми отогревались в праздничные дни, ходили друг к другу в гости, придумывали различные игры, пели, танцевали.
Проявление народной культуры мы можем увидеть во многих областях жизни: в одежде, в домашнем хозяйстве, в устройстве жилищ, в пенях, играх. Конечно, о культуре Коми народа можно рассказывать очень долго и много.
Но время не стоит на месте, всякая культура терпит изменения в условиях современной жизни, но основа остается не измена. Так и коми игры. Начиналось все с обычных считалок, а со временем появлялись и подвижные игры. Старинные Коми национальные игры в основном связаны с бытовыми темами: охота, рыбалка, земледелие, в них развивалось физическое качество человека: ловкость, смелость, настойчивость.
Любой народ в течение многовековой своей истории отобрал для воспитания и развития подрастающего поколения такие игры, в которых отразились весь опыт и повседневная трудовая жизнь. Этот опыт – непосредственный вклад в развитие народной культуры.
Наличием тесных коми-русских контактов является глубокое влияние русской культуры на коми. Поэтому в условиях изменения современного мира, меняется и уклад жизни коми народа. Меняется культура, однако основа остается не изменой. Коми игры тоже видоизменились. Сейчас коми национальные игры используются в основном для развлечения, поскольку играют дети в основном в них в помещениях.
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что богатства культуры коми в значительной степени покидают нашу жизнь. В ряде случаев, особенно это касается материальной культуры (одежда, мебель, посуда и т.д.) процесс утрат необратим: традиционная утварь, одежда не могут конкурировать с современностью. А как же духовная культура? Здесь мы не можем говорить однозначно, что все потеряно. Возрождения этого слоя культуры (духовного) важно детей. Совсем не обязательно восстанавливать всю коми национальную культуры. Но очень важен сбор и сохранение сведений о нем, передача всей информации школьникам. Мы не хотим, чтобы наши друзья смотрели по телевизору сериалы и «ужастики», перенося их сюжет в свои игры, а познавали окружающий мир через доброту и красоту, через любовь к народной культуре.
* Е.В.Колчина «Полевые исследования М.А.Браун традиционной культуры народа Коми»
Практическая часть.
В своей практической части мы хотим показать, как используются коми национальные игры на занятиях, какой результат их использования принесло.
Исследование проводилось в три этапа в течение трех месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь 2010г.).
На первом этапе мы провели анкетирование своих друзей (23 чел.) в возрасте от 8 до
11 лет и узнали отношение ребят к Коми национальным играм. (Приложение №2)
(Приложение №4)
(Приложение №5)
По итогам практической работы сделали следующие выводы:
В начале исследования выявлено отсутствие интереса у ребят к изучение Коми национальной культуре, кроме того, они много не знают о Коми крае, его историю, быт и т.д. Однако после небольшого рассказа о Коми крае, проведенных игровых мероприятиях школьники все - таки заинтересовались этим вопросом, узнали много нового для себя, помогали готовить игровой материал.
Заключение и выводы.
Проблема возрождения традиционной культуры народа коми очень сложна, а в некоторых случаях попросту не возможна. Слишком изменились народные традиции, а многие из них вообще исчезли.
Возврат в прошлое невозможно, история – это однонаправленный процесс. В то же время знать свою историю, основы национальной культуры, ее особенности, многовековые достижения человеческой, реализованные в народных значениях и опыте, говоря образно, знать свои корни, обязан каждый. Забыть – значить оторваться от своей нации, от своего народа. Так засыхает растение с поврежденными корнями…
Уважение к своему народу основано на уважении к его истории, к его культурным достижениям. Возрождение народной культуры должно начинаться с глубокого, по возможности, ознакомления с ней. Причем, чем раньше начнется это знакомство, тем более глубоким будет осознание личной причастности к культуре своего народа.
По результатом проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. В результате изучения информационных источников, литературы было собрано много интересного и познавательного материала, который был переработан специально для детей младшего школьного возраста.
2. В практической работе мы провели два анкетирование: первичное, с целью выявления уровня информированности школьников и Коми крае, коми национальных играх, которое показало, что не все дети знают историю своего края, быта и т.д. Повторное анкетирование мы провели после проведения со школьниками игровых мероприятий, которое показало, что ребята заинтересовались историей своего края, с большим удовольствием проводили коми национальные игры со своими друзьями.
3. Результатом практической части является создание брошюры с игровым материалом для детей младшего школьного возраста.
По итогам исследовательской работы мы решили продолжить изучение коми культуры, проводить игровые мероприятия с детьми, подключать их к поиску материала о культуре коми края.
Мы надеемся, что, несмотря на небольшой объем и далеко не полное раскрытие всего богатства и своеобразия традиционной культуры народа коми, эта работа окажется интересной и полезной для читателей.
* Е.В.Колчина «Полевые исследования М.А.Браун традиционной культуры народа Коми»
* Коми Республиканский институт усовершенствования учителей «Коми детские народные игры», (методические рекомендации), 1985г. г.Сыктывкар
Список литературы.
1. Жеребцов И. Л. Где ты живёшь: Населённые пункты Республики Коми. — Сыктывкар: 2000.
Историко-культурный атлас Республики Коми. — М: Дрофа, 1997г.
2. История Коми АССР (с древнейших времен до наших дней). — Сыктывкар: Коми книжное
издательство, 1978г.
3. Колчина Е.В. «Полевые исследования М.А.Браун традиционной культуры народа Коми».
4. Коми Республиканский институт усовершенствования учителей «Коми детские народные
игры», (методические рекомендации), 1985г. г.Сыктывкар.
5. Республика Коми. Энциклопедия в 3-х томах. — Сыктывкар: Коми книжное издательство,
1997, 1998, 1999. — Т. I, II, III.
6. Сборник игр. Сыктывкарское Коми книжное издательство 1988г.
Приложение №1
Анкета № 1
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №2
Первое анкетирование
(результаты анкетирования 23 ребят)
10% - интересуются вопросами коми культуры
20% - нравится материал о коми культуре, но если только
кто- нибудь покажет или расскажет о нем
70% - считают этот вопрос не важным для себя
Приложение № 3
«Стой, олень!»
Дети находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбранный водящий (пастух), получив палочку, становится на середину площадки.
После сигнала педагога «Бегите, олени!» все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться палочкой и сказать: «Стой, олень!». Тот, кого коснулись палочкой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает 4-5 «оленей».
При повторении игры новым пастухом становится последний пойманный «Олень». В игре могут принимать участие все желающие.
«Ловля оленей»
Среди играющих выбираются два пастуха. Остальные играющие «олени», становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся в противоположных концах за кругом друг против друга.
По сигналу педагога «Раз, два, три – лови!», пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. После 4-5 повторений подсчитывается количество пойманных оленей.
При повторении игры выбираются новые пастухи. Если игра проводится зимой на площадке, мяч заменяется снежками. В игре принимают участие 10-12 детей.
«Охота на оленей»
Игроки делятся на две команды. Все становятся за чертов, проведенной на расстоянии 1,5 м. от оленьих рог (по числу детей в команде). В руках у каждого ребенка аркан. Каждый ребенок старается заарканить (поймать) оленя. Выигрывает тот, кто больше всего поймает оленей.
Прежде чем давать эту игру, надо научить детей правильным приемам броска. В игре принимают участие 8-10 детей.
«Не попадись в круг»
Чертится круг. Дети стоят по кругу, друг против друга. По сигналу водящего участники игры стараются столкнуть друг друга в круг. Кто окажется в круге, тот проиграл и выходит из игры. В игре принимают участие 10-14 детей.
«Куропатки»
Одного из играющих выбирают «совой». Остальные дети изображают «куропаток». В начале игры «куропатки» стоят на отведенном участке. Сова находится на противоположном конце площадке «на холме».
По сигналу водящего «день» куропатки бегают по площадке. Когда водящий произносит слово «ночь» куропатки останавливаются и замирают. Сова обходит куропаток и того, кто шевелится, забирает и отводит с собой. Как только сова уходит, водящий повторяет сигнал «день». После того, как поймано 2-3 куропатки, выбирается другая «сова».
«Невод»
Дети выбирают «рыбу». На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающий невод. На расстоянии 1,5-2 м. от хоровода устанавливаются четыре украшенных лентами шеста. Рыба, пробившись сквозь невод (под руками ребят), бежит к одному из шестов и прячется за ним. Дети догоняют рыбу. Если ее не догонят, - она остается рыбой, если поймали, то возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее поймал. В игре принимают участие все желающие.
«Строим чум»
Участники игры делятся на две группы и становятся за линией кона. На расстоянии 3-4 м. отмечается место, где будет строить чум каждая команда. Для двух команд готовятся заранее материал, из которого они будут строить чум. Количество материала должно быть одинаковое для двух команд.
По сигналу педагог команды бегут к указанному месту и стоят чум, кто быстрее построит, тот и победил. В игре принимают участие все желающие.
«Прыжки через нарты» (санки)
Участники делятся на команды. Перед каждой командой ставятся по 3 санок на расстоянии 40-50 см. друг от друга. Участники перепрыгивают через них, приземляются на оби ноги, и передают эстафету. Та команда, которая закончит первой и сделает меньше ошибок, становится победителем.
В игре принимаю участие все желающие.
«Угадай»
Дети делятся на две команды по 5-10 человек. Каждая команда сидит на полу в своем круги, детям раздаются жетоны номерами. На расстоянии 3-5 м. расположена стойка с картинками предметов коми быта, музыкальных инструментов коми народа и т.д. Педагог называет номер и название предмета. Двое игроков бегут к стене и ищут названный предмет. каждый игрок команды старается взять предмет первым. Затем педагог называет следующий номер и предмет и т.д. В конце подсчитывается сколько раз каждая команда принесла картинку с предметом первая. У кого больше, тот и победил.
«Чья команда быстрее соберет героя коми сказки»
Участники делятся на команды. Каждой команде выдается конверт с разрезанными изображением героя коми сказки (медведя, Бур морта, Пера богатырь и т.д.). По сигналу педагога дети собирают картинку. Кто быстрее соберет, тот и победил. Для сложности можно разрезать картинку как можно мельче или на разные фигуры.
«Капуста»
Все участвующие дети выстраиваются в круг, берутся за руки. В центре круга стоят два ведущих. У них на стульях лежит различная одежда (количество одежды одинаковое). Пока идут по кругу и хором говорят:
Одевайся, капуста.
Одевайся капуста.
Расти большая,
Оставайся такая. (повторяют два раза)
Водящие в круге должны успеть одеть всю ту одежду, которая у них на стуле. Кто не успел, тот проиграл.
«Попади в ямку» (ворота)
На одной линии у стены ставятся маленькие ворота, высотой 30 см. по числу играющих детей, при этом каждый игрок знает, где его ворота. С помощью считалки определяется тот, кто водит. Водящий берет мяч, отходит на несколько шагов, кладет мяч на пол и ударяет ногой по мячу так, чтобы попасть в одни из ворот. В чьи ворота он попадает, тот становится водящим.
В игре участвует 6-8человек.
«Медведь»
Выбирается «Медведь». Он опускается на колени и его накрывают шубой. Остальные ходят вокруг него и собирают ягоды, т.е. имитируют соответствующие движения и одновременно произносит хором стихи:
Мишка – Мишенька, собираем мы бруснику.
Мишка – Мишенька, собираем голубику.
Ягодки берем, медведю не даем!
Когда играющие произносят последнее слово «не даем», медведь с рычанием встает, а дети бегут домой. Медведь старается их поймать. Кого он поймал становится медведем.
В игре могут принимать участие все желающие.
«Кукушка»
Дети, держась за руки, идут простым шагом и поют:
К нам кукушка в огород
Залетела и поет
Эй, кукушка, не зевай
Кто окликнул, отгадай.
В центре круга один из ребят изображает кукушку с закрытыми глазами. С окончание песни все останавливаются. Педагог молча показывает на одного из играющих. Тот произносит слово «кукушка». Кукушка должна отгадать, кто из играющих позвал ее. Если кукушка отгадала, водящий меняется. Если же нет, то водящий тот же.
В игре принимают участие все желающие.
«Маленький воробышек»
Участники игры становятся в круг, игрок на кого упал жребий, становится внутри круга. Это – маленький воробышек. Он похаживает по кругу, остальные поют:
У маленького воробышка животик болит.
Где ты был, где летал, маленький воробышек?
У маленького воробышка голова болит.
Где ты был, где ты летал маленький воробышек?...
Когда поют «У маленького воробышка животик болит», «воробышек» ходит, держась за животик, затем за голову и т.д. Можно придумывать и другие слова. Участвуют все желающие.
Приложение № 4
Анкета № 2
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №5
Повторное анкетирование
(результаты анкетирования 23 ребят)
65% - считаю вопрос изучения истории коми народа
важным и интересным
25% - проявляют интерес, но не хватает времени на
изучения этого вопроса
10% - не заинтересовались этим вопросам
Сорняки
Ель
По морям вокруг Земли
Рыжие листья
Почта