В исследовательской работе рассматривается эколого-санитарное состояние исторических мест отдыха жителей с.Кислянское, предлагаются меры по улучшению экологического состояния объектов отдыха.
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_antropogennoy_nagruzki_na_istoricheskie_mesta_otdyha_zhiteley_s.kislyanskogo.doc | 938.5 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КИСЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
(Юргамышского района Курганской области)
Изучение антропогенной нагрузки на исторические места отдыха жителей с. Кислянского
Работа учащейся 10 кл.
Кислянской СОШ:
Портнягиной Татьяны
Владимировны
Руководитель:
Борчанинов Сергей Николаевич
учитель экологии
Кислянской СОШ,
педагог дополнительного
образования отдела эколого -
биологического образования
Содержание:
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Обзор литературы …………………………………………………………….. 5
1.1. Влияние природной среды на человека…………..…………………….......5
1.2. Исторические места отдыха и влияние на них зауральцев…………...…...6
2. Методы исследования……………………………………………………….....7
2.1. Картографическое описание объектов исследования……………………...7
2.2. Метод интервьюирования………………………………..…………………..7
3. Результаты исследования…………………………………………...………..11
3.1. Из истории с. Кислянского……………………………………...…….……11
3.2. Исторические места отдыха жителей села………..…………………...…..11
3.3. Экологическое состояние мест отдыха….…………………………...…....13
4. Обсуждение результатов……………………………...……………………...14
Заключение ……………………………………………………..……………..15
Список литературы …………………………………………………..…….…16
Приложение …………………………………………………..……………….17
Введение
Природа там красива, Зимой метелица поёт,
Загадочна, тиха. А осенью кружится лист
Цветы растут, И в золоте леса.
Ручьи бегут Миру людей природа-мать.
И птицы весело поют. И мы не смеем разрушать
Всю эту красоту!
Колесникова Е. В. - выпускница Кислянской СОШ
Как только дорога выбегает из леса на простор, взору открывается все – от края до края – старинное село Кислянское. В зимнем убранстве, да и в солнечный день оно предстает сказочно красивым и нарядным. Ровные улицы с добротными домами спускаются по склону к речке Окуневке и весело поднимаются на другом берегу. Возле каждого дома полисад. Посреди села церковь.
Богатство села – это его леса. Они многообразны и завораживают взор, манят под свою сень, открывая людям богатые кладовые. Не менее красивы и водоемы.
Человек издревле использует природные богатства как источник чего-то материального, так и духовного – любуется красотами природных пейзажей, отдыхает на лоне природы. Исторически сложилось, что возле каждого населенного пункта есть свои понравившиеся места отдыха, которые человек посещает чаще всего и хочет он того или нет, воздействует на них.
Поэтому тема работы: «Изучение антропогенной нагрузки на исторические места отдыха жителей с. Кислянского».
Цель работы: «Изучить влияние человека на исторические места отдыха и их экологическое состояние».
Задачи: 1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Освоить методики: картографическое описание объектов
исследования, интервьюирование.
3. Провести интервьюирование жителей села.
4. Изучить историю села и мест отдыха.
5. Провести их эколого-географическое описание.
6. Определить причины сложившегося экологического состояния
изучаемых объектов и меры по его улучшению.
Значение результатов исследования:
- научное значение – осуществление мониторинга экологического состояния мест отдыха жителей с. Кислянского, изучение их истории.
- практическое значение – результаты исследования используются на уроках экологии, географии, истории родного края, на внеклассных мероприятиях, на занятиях краеведческого кружка, при работе с населением.
1. Обзор литературы
1.1. Влияние природной среды на человека
Космос, погода планеты являются факторами, от ко торых зависит здоровье. Но нельзя забывать, что и ландшафт, картина природы, местность могут по-разному действовать на наше физическое и эмоциональное состояние. Вспомните, как вы после пребывания в квартире, оказавшись на лугу, в лесу, в парке, всегда чувствуете облегчение. Тот, кто был взволнован, успокаивается, кто чувствовал упадок сил, ощущает бодрость и свежесть. Оказалось, что такое влияние на человека оказывает не только голубое небо, свежий воздух, но и рельеф местности, раз нообразие растительности, то есть ландшафт в целом. Поэтому, как справедливо заметил французский ученый Р. Дажо, сохране ние красивого ландшафта с его замечательными обитателями в эстетическом отношении оправдано также, как сохранение древ них памятников.
Каким образом ландшафт воздействует на организм? Во-пер вых, природное окружение несет определенную информацию о его состоянии — через форму, цвет, звук. Информация усваивается, оказывает существенное влияние на организм и по ведение человека, если имеет значение для личности. Так, эсте тически привлекательная форма природного окружения возбуж дает определенное отношение к нему, что сопровождается силь ными положительными эффектами: радостью, удовольствием, любовью, наслаждением. Эти переживания включаются в жиз ненные процессы личности, создавая ощущение бодрости, жела ния и потребность действовать. Во-вторых, природная среда воздействует на организм психоло гически - восприятие ландшафта как прекрасного способствует улучшению общего состояния человека и всех систем его органов.
У каждого народа свое восприятие окружающего пространст ва, ландшафта. Так, русская культура издавна считала широкие просторы и неоглядные дали величайшими этическим и эстети ческим благом для человека. А в Грузии человек ищет защиту у мощных гор, а иногда противостоит горным вертикалям гори зонталями своих жилищ [1].
1.2. Исторические места отдыха и влияние на них зауральцев
В жаркие летние дни тысячи зауральцев устремляются на берега водо емов - купаться, загорать, приятно провести время. Выбор огромен - сотни пресных и соленых озер с песчаными пляжами, реки, пруды, за полненные водой карьеры. Не обходят стороной и леса.
В каком состоянии они остаются после подобного нашествия. Например, часть побережья Голубых озер покрыто слоем бытового мусора, состоящего, главным образом, из пластиковых бутылок и нестандарт ной стеклопосуды. Ана логичную картину можно наблюдать и в других популярных местах отды ха - на Болдинцево, Узково, в окре стностях «Сосновой Рощи».
Такая ситуация является угрозой для природной среды. В текущем году по заказу депар тамента сельского хозяйства была проведена оценка загрязненности некоторых водоемов, используемых в рекреационных целях. Исследова ниями были охвачены лечебные ми нерализованные озера - Медвежье (Петуховский р-н), Горькое-Узково (Куртамышский р-н), Горькое (Звери-ноголовский р-н), Горькое-Виктория (Щучанский р-н), места отдыха в ок рестностях Кургана - озеро Болдин цево и Голубые озера, водоемы в окружении садоводческих коопера тивов - Чигирим и Исток, старица Битевка в ЦПКиО. Было отмечено их неудовлетворительное состояние.
Таким образом, негативное вли яние на места отдыха заметно и не вооруженным глазом. Проблемы обустройства зон отдыха были и остаются. В реше нии этих проблем должны участво вать органы власти и местного самоуправления, общественные организации и бизнес. Только приложив совместные усилия, мы сможем до биться того, чтобы вода рек и озер оставалась чистой, а пляжи - ухо женными и приятными для посеще ния [8].
2. Методы исследования
2.1. Картографическое описание объектов исследования
Для создания карты - схемы необходимо иметь точный план или карту изучаемой территории, которую можно скопировать с почвенных карт или карт землепользования, имеющихся в сельскохозяйственных предприятиях различных форм собственности или в администрации села. Для полного описания необходимо отметить на карте объекты исследования и расположенные рядом дороги, дома, частные земельные участки, с/х предприятия. Необходимо составить общие сведения об объектах исследования.
2.2. Метод интервьюирования
Основные блоки – этапы работы:
1. Сбор фактических материалов. Подготовка минимальной картографической статистической информации для последующих работ.
2. Основной блок. Интервьюирование населения села. Интервьюирование – индивидуальное или парное собеседование с жителями села – ставит своей целью выяснение социально значимых физико-географических аспектов. Для получения развернутых ответов необходимо определенное мастерство интервьюера, заключающееся в умении вызвать на разговор, заинтересовать собеседника, ставить вопросы так, чтобы они были одновременно простыми и понятными данному человеку, но емкими, смысловатыми. Важная часть подготовки к интервью – отбор опрашиваемых. При общем минимальном количестве интервью от 20-30, половина из Интервьюируемых (10-15 человек) должна быть старше 60 лет, особый интерес представляют старожила старше 70-80 лет (5-6 человек, можно и больше). Кроме старожилов опрашиваются люди возрастом от 40 до 60 лет (около 5 человек), от 20 до 40 (около 5 человек), от 15 до 20 (2-3 человека).
В разговоре с относительно молодыми людьми акцентируется внимание на современных аспектах взаимодействия общества и природы и на тех сведениях, которые они получили от родителей и предков (см. анкету в таблице №1).
3. Обработка данных. Заключается в качественном и количественном анализе информации, полученной во время интервью, а также в картировании различных сторон взаимодействия человека и ландшафта.
Таблица №1
Анкета для интервьюирования жителей сел
Информация, интересующая интервьюера | Вопросы, адресуемые интервьюируемому |
I. Блок фактического материала и информации о социуме | |
1. Возрастная, половая принадлежность респондента. | 1. Сколько Вам лет? |
2. Этническое, географическое происхождение респондента и других жителей села. Примечание: часто бытуют термины – чалдон, старовер, казак – нужно отметить. | 2. А) К какой национальности себя относите? Какие национальности есть в вашем селе? Какая преобладает? Б) Откуда приехали ваши предки, родители (например, из Рязанской, Смоленской губернии), когда приехали? Откуда родом? Когда приехало большинство жителей вашей деревни (села)? |
3. Длительность проживания в данном селе, прежнее место жительства. Примечание: если человек жил и в прежнем и в этом селе достаточно долго, берется два интервью. | 3. А) Сколько лет живете в этом селе (с какого года)? Б) Где жили до этого? |
4. Информация о селе, известная респонденту. | 4. А) Когда образовалось село? Кто, почему и как его основал? Б) Что было на месте села? (лес, степь, другое). |
II. Блок контакта социума с окружающими ландшафтами | |
5. Цели, для реализации которых человек и социум вступали в контакт с природой. Виды использования земель и их эволюция за последние 100 лет. | 5. А) Для чего (зачем) Вы обычно посещаете окружающую село природу? Б) Для чего люди выезжали в лес, на озера, болота, на луга и т. д. на вашей памяти? |
6. Частота контактов населения с различными ландшафтами, окружающими село. Притягательность ландшафтов. | 6. А) Часто ли Вы ходите или ездите на природу сейчас летом? Б) Чаще или реже, чем в старые времена? В) В каких местах Вы бываете и где чаще всего? |
7. Рекреационное значение ландшафтов. | 7. Какие места жители вашего села использовали или используют для отдыха, праздников, гуляний? |
8. Изменение состояния ландшафтов ближайших окрестностей села. | 8. Как изменилась на вашей памяти природа в ближайших окрестностях села, в местах отдыха под действием человека? |
9. Оценка экологического состояния мест отдыха. | 9. Каково, по Вашему мнению, экологическое состояние мест отдыха? |
10. Оценка соотношения количества информации, отраженной в интервью и всей информации о природе вокруг села, которой человек владеет. | 10. Представим ситуацию: Вам предлагают уехать в город, полностью обеспечив Ваше существование, но при условии полного отрыва от родной природы. Согласитесь ли Вы? Легко ли? Вам предлагают переехать в другое село, где окружать Вас будет совсем другая природа. Согласитесь ли Вы? Легко ли? |
3. Результаты исследования
(по результатам интервьюирования)
Для того, чтобы выяснить влияние людей на природу было проведено интервьюирование населения. Опрошено 20 человек, половина из интервьюируемых старше 60 лет.
3.1. Из истории с. Кислянского
Село Кислянское - одно из первых поселений, и в течение почти двух столетий церковно-административный центр северной части нынешнего Юргамышского района. В селе Кислянском преобладает русская нация. Но есть среди его жителей и казахи, и украинцы, и ингуши. Все опрашиваемые относят себя к русской нации. Коренных жителей села среди интервьюируемых четверо, остальные приехали в основном из деревень, находящихся вблизи от села Кислянского: Шемелино, Токарева, Фадюшина, Акулова, Ложкино; из других районов Курганской области: Щучанский и Мишкинский районы. Много в селе жителей, приехавших 10 лет назад из Казахстана. По национальности они русские.
Некоторые жители знают, что село образовалось в 1688 году, на месте его была степь, а образовали его первопоселенцы.
В 1721 году построена церковь во имя Кирилла Белозерского, с этого времени деревню стали называть селом Кислянским, иногда называли и Кирилловским селом [7].
3.2. Исторические места отдыха жителей села
Жители села Кислянского посещают природу, окружающую село для разных целей. Природа для них – это кормилец (ягоды, грибы), это тепло (заготовка дров) и место отдыха. По результатам опроса население села Кислянского часто посещает природу. На сегодняшний день только пожилые люди по состоянию здоровья не бывают в лесу или на озере, но с удовольствием отдыхают на природе и собирают лекарственные растения возле дома. Семь человек ходят или ездят на природу 1-2 раза в неделю, шестеро 1-2 раза в месяц, четыре 1-2 раза за лето, трое не посещают вообще.
Чаще всего жители села посещают: 1. Гавринский лог (фото.7), расположенный в 1,5 километрах к юго-западу от села. Название произошло, скорее всего, от имени владельца земельной доли или избушки, расположенных возле лога. 2 Чертенково (фото.8) – сосново-березовый лес в 2 километрах к северу от села. По существующему поверью здесь часто блуждали люди и долго не могли найти дороги домой, терялся домашний скот. Говорили, что «Черт водит по лесу», отсюда и название леса. 3. Сабантуй – березовый лес в 3 километрах к северо-западу от с. Кислянского, где праздновали окончание посевной (с 1957 года). Люди этот праздник назвали «Сабантуй», отсюда и произошло название леса. Мероприятие проходило в березовой роще возле деревни Шемелино, в двух километрах от села. 4. Озеро Кулаш (фото.5) – расположено в 12 километрах севернее села Кислянского, возле деревни Кулаш. Кулаш: тюркское «куль» - озеро, «аш» - растительность. 5. Овечье (фото.6) - березовый колок в 5 километрах восточнее села. У болота возле колка была загорожена поскотина, на ней стоял овечий загон – отсюда и название болота и колка. Место сбора грибов. 6. Боровое (фото. 4) – озеро в 7 километрах восточнее села. Вокруг озера растут сосновые леса и его название связано с ними. Озеро расположено на территории Юргамышского заказника. 7. Сырое (фото. 3) – болотистое место и котлован в 3 километрах юго-западнее села. 8. Река Окуневка (фото.1,2) вытекает из Окунёвского озера, поэтому и получила свое название Окунёвка (см. карту – схему в приложении), впадает Окунёвка в реку Миасс. Длина реки 28—30км.
3.3. Экологическое состояние мест отдыха
Берега озер Боровое и Кулаш чистые, вода прозрачная. Богат животный и растительный мир самих водоемов и прилегающих к ним территорий. Определены места свалок. Берега озера Кулаш не заболочены, песчаные, озера Боровое илистые.
А Сабантуй и Чертенково загрязнены – наличие мусора, оставленного человеком, несанкционированные свалки, сведение лесов. Гавринский лог – сокращение лесных массивов. Овечье – нарушение структуры почвы и как следствие травяного покрова.
Сырое – заболоченная территория, площадь, которой в последнее время увеличивается. Вода болотистая, исключение составляет сам котлован.
Река Окуневка: берега загрязнены мусором – бытовые и сельскохозяйственные отходы, вода мутная из-за отсутствия плотин.
4. Обсуждение результатов
Жители села Кислянского используют различные места отдыха – это и леса, и луга, и водоемы. Места отдыха являются историческими так, как их еще посещали предки. Данные территории характеризуются повышенной антропогенной нагрузкой, в особенности – это Гавринский лог, Чертенковский бор, Сабантуй и река Окуневка. Человек раньше относился к природе не так как сейчас. Современное отношение человека к природе изменилось в худшую сторону, что видно по результатам опроса населения.
Состояние озер Боровое и Кулаш можно оценить как хорошее. Боровое – территория заказника, постоянное внимание со стороны егеря уделяется этому месту.
Сабантуй и Чертенково состояние удовлетворительное – постепенно превращаются в места свалок из-за близости населенных пунктов.
Гавринский лог – экологическое состояние хорошее, но происходит сведение лесов в результате рубок.
Овечье – состояние хорошее, но наблюдается сокращение травяного покрова из-за выпаса скота.
Опираясь на результаты исследований, можно оценить качество воды в реке Окунёвке как среднее, экологическое состояние прибрежной территории ниже среднего. Животный, растительный мир реки и речной долины является характерным для большинства природных сообществ водоёмов и прилегающих к ним территорий Зауралья. Разнообразие флоры и фауны могло бы быть больше, если бы не влияние деятельности человека на изучаемый объект как прямое, так и косвенное – через изменение условий обитания животных или произрастания растений. При изучении прилегающей территории реки, можно говорить о пространственных закономерностях загрязнения реки, а так же их изменчивости во времени, значительнее в пределах населенного пункта и в весеннее время из-за стока талых вод с территории села.
Заключение
В каждой стране, области, районе, населенном пункте есть свои исторически сложившиеся места отдыха. Есть такие места и в селе Кислянском, что было выявлено в результате опроса населения.
Отношение людей к этим местам со временем меняется и, к сожалению, не в лучшую сторону. Происходит загрязнение природной среды бытовыми отходами. И леса, которые радовали своей необыкновенной красотой, превращаются в мусорные свалки. Загрязнена река и прилегающая к ней территория.
Меняется растительный и животный мир изучаемых объектов так, как изменяется среда их обитания – причина антропогенный фактор.
На основании изложенных фактов, можно предложить меры по улучшению экологического состояния объектов отдыха:
Природа и Родина неразделимы. Судьба природы – это наша судьба и судьба наших потомков. И мы ныне живущие должны сохранить природу, что зависит от каждого из нас, от нашей экологической культуры.
Необходимо знать свой родной край и его историю, чтобы сберечь то, что имеем для будущих поколений.
Список литературы
1985 г.
2003 году. Доклад/ Под ред. В. П. Шевелева – Курган, ГУПР по
Курганской области, 2004 г.
Приложение
Фото. 1.
Река Окуневка
Фото. 2.
Берег реки Окуневки
Фото. 3.
Котлован возле Сырого
Фото. 4.
Берег озера Боровое
Фото.5.
Озеро Кулаш
Фото. 6.
Овечье
Фото. 7.
Возле Гавринского лога
Фото. 8.
Чертенково
Бабочка
Плавает ли канцелярская скрепка?
Прекрасная химия
Подарок
Мороз и заяц