Наиболее популярны и распространены аэробный и анаэробный тип упражнений. Так что же полезнее, аэробная или анаэробная нагрузка? Мы решили поставить эксперимент, иллюстрирующий влияние аэробных и анаэробных упражнений на организм.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 342.5 КБ |
Содержание
Введение………………………………………………….…….…………………….
Основные типы физической нагрузки………………………………………...……
Принцип равновесия…………………………………………….…………………
Как получить удовольствие от тренировок………………………………………
Анализ исследования влияния аэробных и анаэробных упражнений на состояние организма……………………………….. ……………………………..
Заключение …………………………………………………………………………
Литература ………………………………………………………………………….
Приложение ………………………………………………………………………...
Введение
Организм человека прекрасно сбалансирован. Нам необходимо вполне определенное количество физической нагрузки, не больше и не меньше, вполне определенное количество разнообразных питательных веществ, определенное время сна и отдыха. Если человек получает слишком мало или слишком много нагрузки, пищи или отдыха, тогда нарушаются равновесия в его физических возможностях или нервной системе и их функции. Если нет равновесия, нет здоровья и благополучия.
Мы достигли большого прогресса в науке и технике, достигли более цивилизованного политического и социального устройства. Но по части физической выносливости и жизненной энергии далеко отстали от предков. В наше время большинство людей малоподвижны. Они ходят пешком только от автобусной остановки до своего учреждения, от рабочего стола до буфета. Прогулки по выходным – вся их физическая активность. А недостаток движений плохо отражается и на состоянии здоровья, и на возможностях человека во всех сферах жизни.
Медицинские исследования подтверждают, что физические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм от сердечных заболеваний.
Двигательная активность – вот в чем нуждается наш организм и психика для нормального функционирования, для укрепления здоровья и достижения хорошего самочувствия. Потому что человеческий организм устроен таким образом, что продолжительный малоподвижный образ жизни быстро приводит к ухудшению здоровья.
Конечно, старея, организм меняется, физические и умственные силы с возрастом иссякают. Но разные люди стареют по-разному. Известный кардиолог Пол Уайт сказал: «Чудесно знать, что можно становиться здоровее с годами и что стареть совсем не обязательно!»
Доктор медицины Кеннет Купер считает, что существует пять основных типов физической нагрузки, которые применяют в различных случаях: изометрические, изотонические, изокинетические, аэробные, анаэробные упражнения.
Наиболее популярны и распространены аэробный и анаэробный тип упражнений. Для того чтобы понять как аэробная и анаэробная нагрузки влияют на организм человека, давайте сначала разберемся, что это за нагрузки, зачем они нужны, какова их интенсивность и к чему они приводят.
Исходя из выше изложенного, мы решили поставить эксперимент, иллюстрирующий влияние аэробных и анаэробных упражнений на организм.
Проблема: человек может иметь высокие анаэробные возможности, прекрасные внешние физические данные и находиться в неважном состоянии. А поскольку частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД) являются основными измерителями, определяющими состояние здоровья, мы решили в нашем эксперименте использовать эти параметры.
Для чистоты исследования задействовали испытуемых, находящихся в одинаковой физической форме.
Цель: выявить влияние аэробных и анаэробных упражнений на организм: частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких и самочувствие вследствие физической нагрузки.
Задачи
План эксперимента
Предполагаемые результаты:
В результате занятий аэробными упражнениями повысится выносливость организма, снизится утомляемость, улучшится работа дыхательной системы, уменьшится чувствительность к инфекциям. Анаэробная нагрузка увеличит скорость и силу организма.
Основные типы физической нагрузки
Итак, доктор медицины Кеннет Купер, как мы уже говорили, считает, что существует пять основных типов физической нагрузки. Рассмотрим подробнее.
Изометрические упражнения
Это такие физические упражнения, при которых мышцы напрягаются, но движения в суставах не происходит. Например, вы стоите перед зеркалом и напрягаете бицепсы в течение 10-20 секунд, а затем расслабляетесь – типичное изометрическое упражнение. Если вы упираетесь в неподвижный предмет, например в дверной косяк, или пытаетесь поднять стул, на котором сидите, то это тоже классические примеры изометрии.
Исследования показали, что изометрические упражнения способствуют увеличению размеров и силы мышц. Но такие упражнения оказывают совсем небольшое полезное влияние на сердечнососудистую систему, если вообще его оказывают.
Наоборот, изометрическое сокращение мышц кисти, скажем сжимание предмета в течение нескольких секунд, приводит к кратковременному повышению артериального давления, что потенциально опасно для человека с гипертонией.
Изотонические упражнения
Это такие физические нагрузки, при которых происходит сокращение мышц и совершается движение в суставах. Классические примеры – тяжелая атлетика и общеукрепляющая гимнастика.
Эти упражнения помогают нарастить мышечную массу и увеличить ее силу, но не способствуют развитию выносливости. Не увеличивают объем крови и жизненную емкость легких, не снижают артериальное давление и частоту сердечных сокращений.
Изокинетические упражнения
Это относительно новая категория физических упражнений, которая включает в себя поднятие тяжестей при различных скоростях. Например, в обычном изотоническом упражнении вы поднимаете штангу, а затем обратно на пол она падает под действием силы тяжести. В изокинетическом упражнении вы тратите усилие не только на то, чтобы поднять штангу, но и чтобы опустить ее в исходное положение. Такие упражнения способствуют развитию выносливости так же, как и аэробные, например длительный бег или плавание.
Комбинация различных типов изотонических и изокинетических упражнений в короткий промежуток времени получила широкую популярность и научное обоснование. Такое сочетание называется «круговой тренировкой» и проводится следующим образом.
В гимнастическом зале размещают 10 тренажеров (например, для приседания, «накачивания» плеч, вращения ногами, отжимания, поднимания груза ногами с помощью блока, растягивания и т.д.). На каждом человек занимается в течение 30 секунд. Цель – выполнение движений 12-15 раз с интенсивностью примерно 40% от максимальной. Затем - 30 сек отдыха перед началом следующего упражнения. Два из десяти упражнений можно завершить за 20 минут. Занятия проводятся как минимум четыре раза в неделю.
Дальнейшая модификация этого метода была названа «суперкруговой тренировкой», при которой 30-секундный отдых исключается и занимающийся должен либо бежать на месте 30 сек, либо пробегать от 70 до 150 метров по залу, преодолевая расстояние между тренажерами.
Анаэробные упражнения
Анаэробный – значит «без кислорода». Нагрузка этого типа требует, чтобы упражнения выполнялись без кислорода, которым мы дышим. Другими словами, любое упражнение максимальной и субмаксимальной интенсивности, подобное спринту, при котором утомление достигается за 2-3 минуты, считается анаэробным.
Граница между аэробной и анаэробной нагрузками зависит от тренированности человека, от дистанции. Например, 100-метровый рывок почти целиком анаэробный, в то время как марафонский бег – аэробный на 99%. Спринтер может пробежать всю дистанцию вообще не дыша, а марафонец должен в течение двух или более часов поддерживать равновесие между расходом и потреблением кислорода. Такой бегун бежит анаэробно только последние 100 метров, делая рывок перед финишем.
Если пробежать 1500 метров за 6-8 минут, то такая нагрузка примерно на 50% аэробная и на 50% анаэробная, то есть интенсивность бега такова, что кислорода надо потратить больше, чем его можно получить, и порой бегуну приходится замедлять темп или совсем остановиться, так как «не хватает дыхания».
А если человек бежит без остановки в течение 12 минут, то его работа на 80% аэробная и на 20% -анаэробная. Именно поэтому 12-минутный тест – тест на анаэробные возможности.
Анаэробная нагрузка – это нагрузка, направленная на укрепление мышц и придание им определенной формы. Их цель – развитие силы, наращивание мышечной массы. Анаэробные упражнения приводят в действие совершенно иной тип обмена веществ, использующий в качестве топлива гликоген (заранее накопленные организмом углеводы). При анаэробном тренинге выполняются высокоинтенсивные, непродолжительные упражнения. Анаэробный тренинг (например, упражнения с отягощением до временного «отказа») высокоинтенсивен, в работу вовлекается максимальное число мышечных волокон. В результате организм не в состоянии обеспечить себя достаточным количеством кислорода для восстановления энергии, не смотря на то, что вы, возможно, дышите еще сильнее, чем при беге. Дополнительным источником энергии становится гликоген. Однако способность организма восполнять энергию с помощью одного лишь гликогена невелика. Отсюда небольшая продолжительность тренинга: по-настоящему интенсивные упражнения можно продолжать не дольше часа-полутора.
Анаэробные упражнения – это быстрый спринт, тяжелая атлетика, прыжки со скакалкой, занятия на силовых тренажерах, преодоление крутого подъема, а также любая активность, связанная с тяжелыми нагрузками.
В целом анаэробные тренировки сжигают меньше калорий по сравнению с аэробными. Однако они работают эффективнее в укреплении и наращивании мускулатуры, а также не стоит забывать об улучшении работы легких и сердца. Такие тренировки обычно заканчиваются накоплением в крови огромного количества молочной кислоты и связанного с этим мышечным дискомфортом. Данный тип упражнений чрезвычайно интенсивен и не должен практиковаться начинающими.
Перед началом тренировки обязательно нужно размяться и разогреться, а также сделать интенсивную аэробную разминку, такую же разминку (заминку) необходимо сделать и после завершения упражнений.
Если в спорте вы новичок, то не следует сразу же приступать к высокоинтенсивным занятиям (таким как анаэробные). Новички должны начинать с умеренных аэробных тренировок, в течение нескольких недель наращивая интенсивность, что позволит подготовить организм к высоким нагрузкам.
Аэробные упражнения
Это такие упражнения, которые требуют большого количества кислорода в течение продолжительного времени и неизбежно заставляют организм совершенствовать свои системы, отвечающие за транспорт кислорода, то есть упражнения, которые выполняются организмом в так называемом устойчивом состоянии.
Рассмотрим это под несколько иным углом зрения. Следует знать, что спокойно сидя и читая, вы находитесь в аэробном устойчивом состоянии: вы регулярно и ритмично дышите, и будете продолжать вдыхать и выдыхать воздух, пока вы живы. Основное ваше отличие, скажем, от марафонца заключается в том, что его устойчивое состояние сопровождается более значительным выделением энергии, чем у вас. Уровень его энергопродукции в 12-15 раз выше уровня вашего основного обмена, или уровня выделения энергии в состоянии покоя.
Программы аэробных упражнений значительно влияют на сердечнососудистую систему, а, следовательно, и на здоровье.
Аэробная нагрузка – нагрузка, носящая длительный характер с низкой или средней интенсивностью, которая основана на способности мышц получать энергию с помощью кислородного окисления. Большинство видов тренировок относятся именно к этому типу. Аэробная тренировка помогает сжечь жир и одновременно сохранить (если не выполняется в слишком больших объемах) мышечную массу, а также способствует укреплению сердечно-сосудистой системы. Анаэробные нагрузки способствуют понижению давления, уменьшают риск возникновения сердечной недостаточности, улучшают работу легких и помогают одолеть стрессовые состояния организма.
Аэробных нагрузок очень много. К ним относятся езда на велосипеде, катание на лыжах и роликовых коньках, бег, плавание, баскетбол, спортивная ходьба и танцы. Кроме того, можно заниматься на тренажерах – гребном, велотренажере, беговой дорожке или степпере.
Анаэробными видами могут (и должны!) заниматься практически все. У каждого вида тренировок есть разные степени интенсивности, подходящие людям с разной физической подготовкой, мотивацией и даже с травмами и хроническими заболеваниями.
Если вы новичок или просто не занимались аэробными упражнениями в течение нескольких месяцев, ваши первые тренировки не должны продолжаться дольше 15 минут. Когда вы достигните определенной степени выносливости, то сможете постепенно увеличивать продолжительность аэробных занятий до 20-60 минут в зависимости от тех целей, которые вы перед собой ставите и частоты аэробных тренировок.
Втягивайтесь в работу постепенно. Перед тем, как начать ходьбу, сделайте растяжку, перед тем как перейти на бег трусцой, идти шагом, перед тем как побежать в полную силу, пробежитесь трусцой. Пятиминутная разминка перед началом аэробики просто необходима и для мышц, и для сердца. Плавно увеличивайте темп работы до тех пор, пока не достигните необходимой частоты пульса. В конце аэробной тренировки также плавно снижайте темп работы. 3-5 минутная плавная заминка благоприятно снижается на снижении частоты пульса до нормального уровня.
Аэробные возможности организма у всех людей разные, в зависимости от уровня физической подготовленности, а точнее, от способности сердца качать необходимое для данной работы количество крови.
Аэробные упражнения связаны с преодолением длинных дистанций в медленном темпе, а не с выполнением скоростных рывков. Но даже у спортсменов, специализирующихся в анаэробных видах спорта, результаты улучшаются, если они повышают свои аэробные возможности с помощью бега на длинные дистанции.
Тренировка игроков, например в футбол, прекрасно иллюстрирует этот принцип. Если тренеры направляют все усилия на скоростную тренировку и наращивание мышечной массы, футболисты становятся сильными и быстрыми, но вся их энергия истощается ко второй половине матча. Возможно, именно поэтому частота травм во второй половине игры заметно выше, чем в первой.
Принцип равновесия
Изучив материал по теме, мы выяснили, что необходимо соблюдать принцип равновесия. Это один из великих принципов мироздания. Если бы земля находилась немного ближе к солнцу, она превратилась бы в ад; если бы чуть дальше – стала бы холодной, безжизненной пустыней. А на сбалансированном расстоянии от солнца наша планета занимает как раз то место, которое наилучшим образом подходит для развития всех форм жизни.
Любая часть мира, сколь незначительной она бы ни была, чтобы правильно функционировать, должна находиться в состоянии полного и абсолютного равновесия. Это в полной мере относится и к нашему организму. Если человек получает слишком мало или слишком много нагрузки, пищи или отдыха, тогда нарушаются равновесия в его физических или нервной системах и их функции. Если нет равновесия, нет здоровья и благополучия.
Соблюдая принципы равновесия вы обретете:
Существуют три основные потребности человека, которые необходимо удовлетворить, чтобы создать полную гармонию физического и психического состояния.
Потребность первая: аэробная физическая нагрузка.
Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют к организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода, в результате происходят благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе. Можно сказать, что регулярные упражнения подобного типа повышают способность организма пропускать воздух через легкие, увеличивают общий кровоток, причем кровь лучше обеспечивает транспорт кислорода. Аэробные нагрузки обычно представляют собой упражнения на выносливость в невысоком темпе.
В основе любой программы аэробных упражнений должен лежать принцип равновесия, сбалансированности. Например, протяженность тренировочных дистанций не должна быть не чрезмерной, ни слишком малой. Последние научные данные показывают, что если вы не участвуете в соревнованиях, то объем беговых тренировок следует ограничить до 20-25 километров в неделю. Большие нагрузки сильно увеличивают вероятность травм и нарушений функций организма, а меньшие не дают желаемого эффекта.
Если вы пробегаете больше 25 километров в неделю, то это уже нельзя назвать бегом для здоровья, сохранения хорошей фигуры, эмоциональной гармонии. Такая нагрузка поможет хорошо подготовиться к соревнованиям, но вряд ли улучшит ваше самочувствие.
Сбалансированность за счет физической активности – естественное предназначение организма. Вспомним древних людей и племена, жившие в условиях дикой природы. Физически они были вполне активны: часто пробегали многие километры в погоне за добычей, много двигались, собирая хворост, ягоды, съедобные растения. Вспомним легенды об американских индейцах, которые могли пробегать сотни миль, делая лишь небольшие остановки для отдыха, чтобы передать важное сообщение от одного племени другому. Они были хорошо подготовлены для длительной работы в условиях максимальной нагрузки и демонстрировали такие показатели, которые мы сочли бы невероятными по сравнению с современными мерками силы и выносливости.
Медицинские исследования подтверждают, что физические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм от сердечных заболеваний. Двигательная активность – вот в чем нуждается наш организм и психика для нормального функционирования, для укрепления здоровья и достижения хорошего самочувствия.
Потребность вторая: рациональное питание
Главный принцип правильного питания – это равновесие.
Исследовательский центр сформулировал восемь основных принципов рационального питания.
Не забывайте три группы таких веществ, как витамины, клетчатка, минеральные соли.
Если вы усвоите принципы сбалансированного питания и будете им следовать, то почувствуете прилив энергии, улучшатся ваши умственные способности, повысится физическая сила.
Потребность третья: эмоциональная гармония
Периодически многие утрачивают эмоциональную гармонию, что снижает уровень жизненной энергии, подавляет желания и целеустремленность. Решение проблемы часто оказывается невероятно простым: требуется всего-навсего хороший отдых, аэробная нагрузка или рациональное питание.
Мы не будем рассматривать вторую и третью потребность организма. Но мы не ошиблись, решив выяснить влияние именно аэробной и анаэробной физической нагрузки на организм.
Как получить удовольствие от тренировок
Прежде всего, надо понять, какой вид физической нагрузки окажется наиболее подходящим для вас. Надо выбрать такие аэробные упражнения, которые бы вас увлекли, став просто еще одним видом досуга. Составить четкую программу занятий и заставить себя следовать ей, по меньшей мере, в течение шести недель. По истечении этого времени вы увидите преимущества, которые дают физические упражнения, и увлечетесь еще больше.
Основная проблема при составлении программ различных физических упражнений – найти тот эквивалент, с помощью которого можно было бы сравнивать аэробную стоимость физических нагрузок разного типа. Практика показывает, лучший способ – определить энергетическую стоимость каждого вида нагрузки.
Разработана система очков для сравнения энергетической стоимости ходьбы, бега и других видов аэробной физической активности, исходя из математических взаимоотношений между потреблением кислорода при различных видах нагрузки заданной интенсивности и продолжительности.
Примерная программа занятий:
Этап первый. Пройти медицинское обследование (желательно с помощью нагрузочного теста).
Этап второй. Определить свой оптимальный пульс.
Для этого надо от 205 отнять половину вашего возраста (у женщин от 220 отнять возраст). Оптимальный пульс равен 80 процентам от получившейся разницы. Например, 220-50 лет=170, 80% от 170 равен 136. Если довести свой пульс до этой цифры и удерживать в данном режиме в течение как минимум 20 минут четыре раза в неделю, получается отличный аэробный эффект.
Такого же эффекта можно добиться, если поддерживать пульс 130 ударов в минуту в течение 30 минут и 150 – в течение 10 минут четыре раза в неделю.
Этап третий. Выбрать наиболее подходящий для вас вид аэробной нагрузки.
Тот вид аэробных упражнений, который вы выберете, должен иметь две основные характерные особенности: обеспечивать физическую нагрузку, соответствующую вашему оптимальному пульсу в течение 20-30 минут в одно занятие, и это должен быть такой вид двигательной активности, который заинтересует вас настолько, что сможет заставить заниматься в течение многих лет, а еще лучше – всю жизнь.
Среди основных видов физических упражнений, обладающих наилучшим аэробным оздоровительным потенциалом, наши исследования выделили пять, рассматриваемых здесь в нисходящем порядке по степени значимости.
Наиболее популярные виды аэробных упражнений:
Этап четвертый. Построить занятия по программе аэробики.
При занятиях аэробными упражнениями выделяют четыре основные фазы:
Таким образом, при самом строгом соблюдении рекомендованного времени для всех четырех фаз аэробная тренировка займет менее 40 минут. И эти 40 минут станут для вас желанными и приятными.
Анализ исследования влияния аэробных и анаэробных упражнений на состояние организма
С августа 2011 года по ноябрь 2011 года нами проводились наблюдения за самочувствием и состоянием организма при регулярной аэробной и анаэробной нагрузке, проводились измерения частоты сердечных сокращений, артериального давления, жизненной емкости легких вследствие аэробной и анаэробной нагрузки. Результаты исследования для удобства сравнения занесены в таблицы.
Вначале провели тестирование физического развития: силовая выносливость мышц спины, силовая выносливость мышц брюшного пресса, силовая выносливость мышц плечевого пояса, силовая выносливость мышц ног, быстрота, гибкость и координационные способности (приложение 1). Для исследования были отобраны юноши с идентичными параметрами.
Таблица 1.
Оценка физического развития
Показатель | Фамилия, имя | |||
Сергей И. | Василий К. | Павел И. | Александр А. | |
мышц спины (сек) | 60 | 66 | 62 | 65 |
| 75 | 80 | 76 | 75 |
| 35 | 39 | 35 | 33 |
мышц ног (сек) | 80 | 90 | 60 | 75 |
| 31 | 45 | 32 | 33 |
| +2 | +5 | 0 | +4 |
| 7,2 | 7 | 7,2 | 7,1 |
Таблица 2.
Состояние организма перед исследованием
Вид нагрузки | Показатель | Фамилия, имя | |||
Сергей И. | Василий К. | Павел И. | Александр А. | ||
Состояние покоя | ЧСС | 60 | 58 | 80 | 54 |
А/Д | 118/60 | 120/65 | 105/68 | 116/60 | |
ЖЕЛ | 4,5 | 5,2 | 3 | 5,4 | |
Самочувствие | хорошее | хорошее | хорошее | хорошее |
Таблица 3.
Влияние аэробной и анаэробной нагрузки на организм
(первый месяц)
Вид нагрузки | Показатель | Фамилия, имя | |||
Сергей И. | Василий К. | Павел И. | Александр А. | ||
Анаэробная нагрузка | |||||
Быстрый спринт | ЧСС | 168 | 171 | ||
А/Д | 168/109 | 160/100 | |||
ЖЕЛ | 3 | 5,4 | |||
Самочувствие | усталость | усталость | |||
Прыжки со скакалкой | ЧСС | 158 | 159 | ||
А/Д | 155/90 | 150/94 | |||
ЖЕЛ | 3 | 5,4 | |||
Самочувствие | боль в мышцах | боль в мышцах | |||
Аэробная нагрузка | |||||
Бег трусцой на 1000 м | ЧСС | 130 | 132 | ||
А/Д | 145/90 | 150/90 | |||
ЖЕЛ | 4,5 | 5,2 | |||
Самочувствие | удовл. | удовл | |||
Спортивная ходьба | ЧСС | 125 | 129 | ||
А/Д | 139/85 | 129/80 | |||
ЖЕЛ | 4,5 | 5,2 | |||
Самочувствие | Нормальное | Хорошее |
Таблица 4.
Влияние аэробной и анаэробной нагрузки на организм
(второй месяц)
Вид нагрузки | Показатель | Фамилия, имя | ||||
Сергей И. | Василий К. | Павел И. | Александр А. | |||
Анаэробная нагрузка | ||||||
Быстрый спринт | ЧСС | 169 | 169 | |||
А/Д | 155/95 | 160/90 | ||||
ЖЕЛ | 3 | 5,4 | ||||
Самочувствие | удовл | удовл | ||||
Прыжки со скакалкой | ЧСС | 155 | 145 | |||
А/Д | 155/90 | 150/95 | ||||
ЖЕЛ | 3 | 5,4 | ||||
Самочувствие | удовл | удовл | ||||
Аэробная нагрузка | ||||||
Бег на 1000 м | ЧСС | 130 | 130 | |||
А/Д | 140/90 | 135/90 | ||||
ЖЕЛ | 4,5 | 5,2 | ||||
Самочувствие | хорошее | хорошее | ||||
Спортивная ходьба | ЧСС | 125 | 130 | |||
А/Д | 135/90 | 130/80 | ||||
ЖЕЛ | 4,5 | 5,2 | ||||
Самочувствие | хорошее | хорошее |
Таблица 5.
Влияние аэробной и анаэробной нагрузки на организм
(третий месяц)
Вид нагрузки | Показатель | Фамилия, имя | |||
Сергей И. | Василий К. | Павел И. | Александр А. | ||
Анаэробная нагрузка | |||||
Быстрый спринт | ЧСС | 162 | 160 | ||
А/Д | 155/95 | 165/90 | |||
ЖЕЛ | 3 | 5,4 | |||
Самочувствие | удовл | удовл | |||
Прыжки со скакалкой | ЧСС | 130 | 135 | ||
А/Д | 140/90 | 145/95 | |||
ЖЕЛ | 3 | 5,4 | |||
Самочувствие | хорошее | хорошее | |||
Аэробная нагрузка | |||||
Бег на 1000 м | ЧСС | 135 | 135 | ||
А/Д | 135/90 | 135/90 | |||
ЖЕЛ | 4,5 | 5,2 | |||
Самочувствие | хорошее | хорошее | |||
Спортивная ходьба | ЧСС | 130 | 122 | ||
А/Д | 135/90 | 130/80 | |||
ЖЕЛ | 4,5 | 5,2 | |||
Самочувствие | хорошее | хорошее |
Таблица 6.
Влияние аэробной и анаэробной нагрузки на организм
(четвертый месяц)
Вид нагрузки | Показатель | Фамилия, имя | |||
Сергей И. | Василий К. | Павел И. | Александр А. | ||
Анаэробная нагрузка | |||||
Быстрый спринт | ЧСС | 165 | 160 | ||
А/Д | 155/95 | 155/90 | |||
ЖЕЛ | 4,2 | 5,8 | |||
Самочувствие | Отл. | Отл. | |||
Прыжки со скакалкой | ЧСС | 130 | 135 | ||
А/Д | 140/90 | 145/95 | |||
ЖЕЛ | 4,2 | 5,8 | |||
Самочувствие | Отл. | Отл. | |||
Аэробная нагрузка | |||||
Бег на 1000 м | ЧСС | 130 | 135 | ||
А/Д | 135/90 | 135/90 | |||
ЖЕЛ | 5,0 | 5,6 | |||
Самочувствие | Отл | Отл. | |||
Спортивная ходьба | ЧСС | 130 | 122 | ||
А/Д | 135/90 | 130/90 | |||
ЖЕЛ | 5,0 | 5,6 | |||
Самочувствие | Отл | Отл. |
Таблица 7.
Состояние организма после исследований
Вид нагрузки | Показатель | Фамилия, имя | |||
Сергей И. | Василий К. | Павел И. | Александр А. | ||
Состояние покоя | ЧСС | 60 | 58 | 75 | 60 |
А/Д | 118/75 | 115/70 | 110/68 | 120/70 | |
ЖЕЛ | 5,0 | 5,5 | 4,0 | 5,8 | |
Самочувствие | Отл | Отл. | Отл. | Отл. |
Таблица 8.
Оценка физического развития через 4 месяца
Показатель | Фамилия, имя | |||
Сергей И. | Василий К. | Павел И. | Александр А. | |
мышц спины (сек) | 65 | 70 | 70 | 68 |
| 78 | 95 | 78 | 77 |
| 39 | 49 | 42 | 37 |
мышц ног (сек) | 90 | 95 | 74 | 79 |
| 35 | 47 | 35 | 38 |
| +5 | +7 | 1 | +4 |
| 8 | 7,5 | 7,2 | 7,0 |
В течение четырех месяцев исследования ежемесячно мы проводили измерение ЧСС, АД, ЖЕЛ. А также определили физическое развитие перед исследованием и после него. Кроме того, постоянно фиксировали субъективную оценку самочувствия.
Из наблюдений и исследований мы увидели, что самочувствие и настроение постоянно повышается при систематических аэробных нагрузках; положительное действие очевидно даже при однократном занятии. Но результат более стойкий, если занятия проводятся регулярно.
Анаэробные занятия в первый и второй месяц наблюдений показал, что возникает утомление, и как следствие ухудшение самочувствия и настроения. Хотя к концу эксперимента настроение заметно улучшилось. Возможной причиной является снижение уровня молочной кислоты вследствие регулярных занятий (следовательно, и боли) и очевидный желаемый результат.
Сравнительный анализ параметров ЧСС и АД показал, что при аэробной нагрузке наблюдается более «мягкое» воздействие на организм. При анаэробной нагрузке наоборот, АД и ЧСС резко повышаются, что дает нам полное право утверждать, что заниматься анаэробными упражнениями должен человек, имеющий хорошую физическую подготовку. Аэробными упражнениями может (и должен!) заниматься любой желающий. Аэробную нагрузку можно использовать не только систематически, но и периодически, например, для повышения жизненного тонуса, настроения, а также для восстановления после болезни. Хотя при систематических занятиях результат более стойкий и длительный.
Сравнительный анализ результатов физического развития показал, что у юношей, постоянно занимающиеся анаэробной нагрузкой, повысились показатели скорости, силовой выносливости, увеличилась жизненная емкость легких, но почти на прежнем уровне осталась координация и гибкость.
Юноши, постоянно занимающиеся аэробной нагрузкой, увеличили показатели физического развития по всем параметрам. У них увеличилась ЖЕЛ; стабилизировался показатель АД.
Таким образом, мы согласны с исследованиями, проведенными в центре аэробики и результатами тренировочного эффекта аэробными упражнениями:
Исследования, проведенные в центре аэробики, также привели к следующим результатам:
Влияние тренировки на развитие физических качеств
Вид тренировки | Аэробная производительность | Сила |
С тяжестями | Не изменяется (или снижается) | Повышается на 30% |
Аэробные упражнения | Повышается на 15-20% | Повышается от 0 до 12% |
Круговая с тяжестями | Повышается на 5% | Повышается на 18% |
Суперкруговая с тяжестями | Повышается на 12% | Повышается на 23% |
Аэробные упражнения – основной фактор, который поможет вопреки годам укрепить свое здоровье, увеличить продолжительность и качество жизни.
В результате анаэробной нагрузки:
Заключение
Выводы, которые мы сделали, изучив материал:
Анализ исследования влияния аэробной и анаэробной нагрузки на организм позволяет сформулировать некоторые выводы и общие рекомендации.
Выводы, которые мы сделали, проведя исследование:
Программы аэробных упражнений значительно влияют на сердечнососудистую систему, а, следовательно, и на здоровье. Таким образом, нам удалось доказать, что чем меньше аэробная нагрузка, тем «меньше» у нас здоровья.
При различных нагрузках (психологических, физических, умственных) происходит сбой в работе органов и систем. Но он более ощутим в неподготовленном, нетренированном организме.
Анаэробная нагрузка тоже имеет место быть, но она должна сочетаться с другими видами нагрузки. Потому что анаэробный рывок – стресс для организма.
Мы хотим добиться, чтобы двигательная активность стала нормой. Считаем, что наша задача продолжить познавать влияние двигательной активности на здоровье, а также агитировать за ведение здорового образа жизни.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: если двигательная активность аэробной направленности будет общепринятой ежедневной нормой (как зубы почистить), то самочувствие, умственная и физическая работоспособность будет на очень высоком уровне. Поэтому не только каждому участнику образовательного процесса, но и всем людям планеты необходимо задуматься о своей аэробной нагрузке.
Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу, что в результате занятий аэробными упражнениями повысится выносливость организма, снизится утомляемость, улучшится работа дыхательной системы, уменьшится чувствительность к инфекциям. Анаэробная нагрузка увеличит скорость, выносливость и силу организма.
Литература
Купер. – Изд-во «Эванс энд компани», 1985 г.
Бег на месте в течение 10 секунд
Данный тест позволяет оценить быстроту движений школьников. Испытуемому предлагается поднять согнутую в колене ногу таким образом, чтобы бедро было под прямым углом относительно туловища. На этой высоте закрепляется резиновый шнур. По сигналу руководителя испытуемый стремится, как можно чаще, поочередно касаться коленями резинового шнура в течение 10 секунд. Считается количество выполненных беговых шагов.
Оборудование: вертикальные стойки, резиновый шнур, секундомер.
Силовая выносливость мышц спины:
Определяется по времени (в секундах) удержания туловища в горизонтальном положении, лицом вниз, руки за головой. Испытуемый ложится на край скамейки таким образом, чтобы передние оси подвздошных костей приходились на край скамейки, ноги вытянуты на скамейке и зафиксированы в области щиколоток. После принятия исходного положения – руки за головой, туловище параллельно полу – испытуемый удерживает данное положение максимальное количество времени.
Оборудование: гимнастическая скамейка, секундомер.
Гибкость (наклон вперед из положения сидя)
Тест предназначен для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов.
Методика выполнения: испытуемый без обуви садится на пол, расстояние между пятками 20-30 см, ступни вертикально, руки вперед ладонями вниз. В качестве измерителя используется сантиметровая линейка, положенная между стопами ног. Отсчет ведется от нулевой отметки, находящейся на уровне пяток испытуемого. Помощник прижимает колени испытуемого к полу, не позволяя сгибать ноги в коленях во время наклонов. Выполняются три медленных наклона, ладони скользят вперед по линейке, на третьем наклоне - основном - испытуемый должен зафиксироваться на 2 секунды. Результат засчитывается по цифре, до которой дотянется испытуемый кончиками пальцев. Эта цифра записывается со знаком +, если ученик смог коснуться линейки за стопами, и со знаком минус, если его пальцы не достали до уровня пяток.
Силовая выносливость мышц ног:
Определяется по времени удержания прямой ноги в горизонтальном положении стоя.
Исходное положение: испытуемый прижимается спиной к стене, ноги прямые, руки на поясе. По просьбе руководителя участник поднимает любую ногу прямую вверх максимально, но не выше уровня пояса. Высота поднятой ноги отмечается ленточкой, прикрепленной к стойкам. Секундомер включается в момент касания поднятой ногой ленточки и выключается в момент нарушения этого положения.
Оборудование: вертикальные стойки, лента, секундомер.
Челночный бег 3 раза по 10 метров
Тест позволяет оценить координационные способности школьников, стартовую скорость и ловкость, связанную с изменением направления движения и чередований ускорения и торможения.
Методика выполнения: в зале на расстоянии 10 метров друг от друга чертятся на полу две параллельные линии. По команде стартера испытуемый стартует от одной линии, добегает до другой, касается ее рукой, затем поворачивается кругом и возвращается к линии старта, где также после касания линии рукой, разворачивается и пробегает последний десятиметровый отрезок без остановки. Секундомер выключается в момент пересечения второй линии. Время засекается с точностью до 0,1 сек.
Оборудование: секундомер, стартовый флажок.
Силовая выносливость мышц живота
Определяется по времени (в секундах) удержания туловища в горизонтальном положении. Испытуемый садится на край скамейки спиной к краю, ноги вытянуты на скамейке и зафиксированы. Далее, опустив туловище параллельно полу, держа руки за головой, удерживает его в этом положении как можно дольше. Выносливость мышц живота характеризуется временем от момента, когда туловище приняло горизонтальное положение, до момента нарушения этого положения.
Оборудование: гимнастическая скамейка, секундомер.
Силовая выносливость мышц плечевого пояса
Определяется по времени удерживания гантелей хватом сверху в положении руки в стороны.
Исходное положение: ноги на ширине плеч, спина прямая. Руки с гантелями разведены в стороны параллельно полу. Секундомер включается в тот момент, когда руки с гантелями занимают горизонтальное положение, и выключается в момент отклонения от этого положения.
Оборудование: секундомер, гантели весом
1 кг – для девочек 1-4 классов,
2 кг – для девочек 5-9 классов, мальчиков 1-4 классов
3 кг - для девочек 10-11 классов, мальчиков 5-9 классов,
6 кг – для юношей 10-11 классов.
Приложение 2
Эндорфиновый эффект
Ощущение счастья и даже эйфории, вызванные занятиями бегом и другими аэробными упражнениями, в последние годы связывают с мощным выделением гормонов, называемых эндорфинами. Эндорфины – морфиноподобные вещества, вырабатываемые гипофизом в самых разных ситуациях, в том числе после напряженной физической активности.
Эндорфины вызывают обезболивающий эффект, но в сравнимых дозах могут быть в 200 раз эффективнее морфия, также являются отличным и эффективным анестезирующим средством. Влияние эндорфинов на организм совершенно феноменально – они создают естественное ощущение блаженства. Известны случаи, когда у спортсменов был перелом конечности, но еще на протяжении нескольких часов после окончания соревнований они не чувствовали боль.
Эндорфины влияют и на умственную деятельность. Многие врачи считают, что физические упражнения – лучший природный физиологический транквилизатор. И помимо физических упражнений для борьбы с депрессией применяют их для смягчения стрессов и снятия перевозбуждения.
Фактор уменьшения стресса
Эмоциональная реакция на стресс
Респондент | Частота сердечных сокращений | |
Привычная ситуация | Непривычная ситуация | |
Ученик | Чтение, сидя за партой – 85 уд/мин | Чтение, у доски – 171 уд/мин |
Студент | В аудитории - 75 уд/мин | Практика молодого учителя– 110 уд/мин |
Учитель со стажем | Знакомый класс – 82 уд/мин | Класс не знакомый – 165 уд/мин |
Приложение 3.
Программа поддержания хорошей степени подготовленности
(для всех возрастов)
Дистанция (км) | Время (мин) | Частота в неделю | Очки за неделю |
Ходьба | |||
3,2 | 24.01-30.00 | 6 | 30 |
4,8 | 36.01-45.00 | 4 | 32 |
6,4 | 48.01-60.00 | 3 | 33 |
6,4 | 60.01-80.00 | 5 | 35 |
Бег | |||
1,6 | 6.41-8.00 | 6 | 30 |
2,4 | 10.01-12.00 | 4 | 32 |
2,4 | 12.01-15.00 | 5 | 32,5 |
3,2 | 16.01-20.00 | 4 | 36 |
3,2 | 13.21-16.00 | 3 | 33 |
Велосипед | |||
8 | 15.01-20.00 | 5 | 30 |
9,6 | 18.01-24.00 | 4 | 30 |
11,2 | 21.01-28.00 | 4 | 36 |
12,8 | 24.01-32.00 | 3 | 31,5 |
Плавание | |||
550 | 10.01-15.00 | 6 | 30 |
725 | 13.21-20.00 | 4 | 30,5 |
825 | 15.01-22.30 | 4 | 36 |
900 | 16.41-25.00 | 3 | 31 |
Танцы | |||
45 | Более 140 | 3 | 27 |
40 | Более 140 | 4 | 32 |
30 | Более 140 | 5 | 30 |
Спортивные игры | |||
30 | 6 | 27 | |
35 | 5 | 26,25 | |
45 | 4 | 27 | |
60 | 3 | 36 |
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Как я избавился от обидчивости
Военная хитрость
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Ласточка