Научно-исследовательская работа ученицы 10 класса Макаровой Ксении Олеговны.
Вложение | Размер |
---|---|
socialnaya_rabota_s_semyami_imeyushchimi_detey-invalidov.doc | 149.5 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 37
Социальная работа с семьями, имеющими детей-инвалидов
Выполнила: Макарова Ксения Олеговна, 10 «Б» класс
Научный руководитель: Ахтямова Зухра Сабуровна
Уфа -2011
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями…………………………………………………………………..4
1. Социальная защита детей-инвалидов ………………………………………7
2. Меры по защите детей в Республике Башкортостан..……………………. 9
Глава II. Социальная реабилитация детей-инвалидов
Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями …………………………………………………………………11
Социологическии опрос родителей, имеющего ребенка с ограниченными возможностями………………………………………………………………….14
Анкетирование учащихся 10-х классов МАОУ СОШ № 37 ...………….....17
Заключение ……………………………………………………………………..20
Список литературы ……………………………………………………………21
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Семья с ребёнком-инвалидом — это се мья с особым статусом, особенности и пробле мы которой определяются не только личност ными особенностями всех её членов и харак тером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребен ка, закрытостью семьи для внешнего мира, де фицитом общения, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
Семья для ребёнка, как известно, явля ется наименее ограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Семья ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья удручающе влияет на родителей. Если рождение здорового ребенка приносит в жизнь семьи новое, не испытываемое до этого наслаждение человеческого бытия: переживания чувства радости, гордости, нежности, то рождение ребенка с дефектом расценивается, как жизненная катастрофа. На этой почве у родителей возникают конфликты, и немало случаев, когда родители отказывались от таких детей. Рождение ребенка с дефектом развития действует на разных родителей неодинаково, но в большинстве своем проявляется, как сильнейший психологический стресс, последствием которого может быть нарушение психики в результате пережитого шока. Большинство родителей постепенно обретают силы, чтобы вернуться к обыденной жизни и начать заниматься воспитанием ребенка.
У семьи, в которой растёт ребёнок с отклонениями в развитии, множество проблем: незнание родителями проявлений различных отклонений в развитии, перспектив развития ребёнка, страх за его судьбу, когда они не могут его уже опекать; решение об отказе от больного ребёнка и помещение его в стационарное учреждение. С появлением ребёнка-инвалида возникают многие проблемы материального характера и социального статуса родителей, осложняется взаимосвязь семьи и общества. Ситуацию ухудшает отсутствие или недостаточность социальной и морально-психологической поддержки таких семей.
Цель данной работы заключается в том, что бы рассмотреть социальную работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- показать проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
- рассмотреть социальную защиту детей-инвалидов;
- охарактеризовать систему социальной помощи семье, имеющего ребенка с ограниченными возможностями;
Объектом исследования являются проблеме семей с детьми-инвалидами. Предметом является основные направления социальной работы с семьями, имеющими детей инвалидов.
Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными воз можностями — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, проф ориентации.
Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ограниченными возможностями увеличиваются. Жилье обычно не при способлено для ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 м2 полезной площади на одного члена семьи, редко — отдель ная комната или специальные приспособления для ребенка.
В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобрете нием продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебе ли, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Се мьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транс порта, дач, садовых участков, телефона.
Услуги для ребенка с ограниченными возможностями преимущественно плат ные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процеду ры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособ ления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, орто педическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т.д.). Все это требует больших денежных средств, а до ход в этих семьях в основном складывается из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности.
Анализ показал, что среди семей с детьми с ограниченными возможностями самый боль шой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % ро дителей произошел развод по причине рождения ребенка-инва лида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэто му к проблемам семьи ребенка с ОВ прибавляются проблемы не полной семьи.[1]
Психологические проблемы. Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологиче ских ресурсов родителей и родственников, а также от материаль ных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспи тания, обучения и медико-социальную реабилитацию.
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями всегда тяжелый психологиче ский стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство ра стерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.
Отец в семье с больным ребенком — единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-за необходимости боль шего заработка становится рабочим, ищет вторичные заработки и практически не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно — это надомный труд). Уход за ребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помо гают старшие дети, редко бабушки, другие родственники.
Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияет на других де тей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются воз можности для культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.
Психологическая напряженность в таких семьях поддержива ется психологическим угнетением детей из-за негативного отно шения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и по нять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного се мейного климата.[2]
Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокой ствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здо ровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ОВ практически не имеют возможности полно ценных социальных контактов, достаточного круга общения, осо бенно со здоровыми сверстниками. Имеющееся социальное недопонимание может привести к личностным расстройствам, к задержке интеллек та, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным труд ностям, еще большей изоляции, не достаткам развития, в том числе нарушениям коммуникацион ных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях , воспитывающихся в детских интернатах.
Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружа ющих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рожде ния на полную изоляцию от общества.
Медико-социальные проблемы. Медико-социальная помощь в нашей стране резко ухудшилась в связи с изменением социально-экономической обстановки. Медико-социальная реабилитация де тей с ОВ должна быть ранней, этапной, длительной, комплекс ной, включать медицинские, психолого-педагогические, профес сиональные, социально-бытовые, правовые и другие программы с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку. Главное — научить ребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование и самостоятельно ра ботать.
Нет достоверного специального учета детей с ОВ ни в государ ственных органах социального обеспечения, ни в обществе инва лидов. Отсутствует координация в деятельности различных орга низаций, связанных с медико-социальным обеспечением таких семей. Недостаточна информационная работа по пропаганде це лей, задач, льгот, законодательств, касающихся медико-социаль ной реабилитации. Вся социальная работа ориентирована на ре бенка и не учитывает особенности семей, а участие семьи в меди ко-социальной работе является решающим наряду со специали зированным лечением.
Иногда лечение, социальная помощь проводятся поздно из-за несвоевременной диагностики. Чаще всего диагноз устанавлива ется на 1 или 2 — 3 году жизни; только у 9,3% (из 243 семей), диагноз поставлен сразу после рождения, в возрасте 7 дней (тя желые поражения ЦНС и врожденные пороки развития).[3] На низком уровне находится осмотр детей узкими специалистами, массаж, лечебная физкультура, физиолечение, диетолог не решает вопросы питания при тяжелых формах диабета, почечных заболеваниях. Недостаточна обеспеченность медицинскими препаратами, тре нажерами, инвалидными колясками, слуховыми аппаратами, про тезами, ортопедической обувью.
Обдумывая вопросы планирования семьи, лишь немногие родители решаются родить повторно после рождения ребенка с ог раниченными возможностями.
Остаются нерешенными многие социально-медицинские, пси холого-педагогические проблемы, в том числе неудовлетворитель ное оснащение медицинских учреждений современной диагно стической аппаратурой, недостаточно развитой сетью учрежде ний восстановительного лечения, отсутствием массового производства технических средств для обучения, передвижения, бытового самообслуживания в дет ских интернатах и домашней обстановке.
Проводимые в России государственные меры демографической политики, помощи семьям с детьми, в том числе с детьми с ОВ носят разрозненный, малоэффективный характер и не учитывают семей в комплексе.
Учреждения, обслуживающие детей-инвалидов. Дети-инвали ды обслуживаются учреждениями трех ведомств. Дети до 4 лет с поражением опорно-двигательного аппарата и снижением умствен ного развития находятся в специализированных домах ребенка Министерства здравоохранения РФ, где получают уход и лечение. Дети с нерезко выраженными аномалиями физического и умствен ного развития обучаются в специализированных школах-интер натах Министерства общего и профессионального образования РФ. Дети в возрасте от 4 до 18 лет с более глубокими психосоматиче скими нарушениями проживают в домах-интернатах системы со циальной защиты населения. Отбор в эти уч реждения осуществляют медико-педагогические комиссии (вра чи-психиатры, дефектологи, логопеды, представители социаль ной защиты населения), осматривая ребенка и устанавливая сте пень заболевания, затем оформляя документацию. Овладевая некоторыми профес сиональными навыками (швеи, плотника, санитарки-уборщицы, дворника, грузчика и т.д.), дети получали педиатрическую, невроло гическую, психиатрическую помощь.
Дети, которые не могут обслуживать себя сами, находятся в специализированных домах-интернатах системы социальной за щиты населения, нуждаются в уходе. В России всего 6 таких учреждений, где на 1 января 2010 г. находилось 506 детей от 6 до 18 лет.
Медицинская реабилитация оставляет желать лучшего. В реаби литационных учреждениях дети обучаются по программе общеоб разовательной школы. В соответствии с федеральной целевой про граммой «Дети-инвалиды», президентской программой «Дети России» создаются территориальные реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и тер риториальные центры социальной защиты семье и детям.
В 1997 году в системе организаций социальной защиты дейст вовало 150 специализированных центров, где находилось 30 тыс. детей с тяжелыми умственными и физическими недостатками и 95 отделений реабилитации детей и подростков с ограниченны ми возможностями. 34,7 % этих учреждений занимаются реаби литацией детей с детскими церебральными параличами; 21,5 % — с нарушениями умственного и психического развития; 20 % — с соматической патологией; 9,6 % — с нарушением зрения; 14,1 % — с нарушением слуха.[4]
Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды», входящая в президентскую программу «Дети России», предусматривает ком плексное решение проблем детей с отклонениями в развитии. Она имеет следующие задачи: предупреждение детской инвалидности (обеспечение соответствующей литературой, диагностическими средствами); совершен ствование реабилитации (развитие центров реабилитации); обес печение детей техническими средствами для бытового самообслу живания; укрепление кадров с систематическим повышением ква лификации, укрепление материально-технической базы (строи тельство домов-интернатов, реабилитационных центров, обеспе чение их оборудованием, транспортом), создание культурных и спортивных баз.
2. Меры по защите детей – инвалидов по Республике Башкортостан
— Проблема отсутствия межведомственного взаимодействия в решении вопросов защиты прав детей с ограниченными возможностями не раз поднималась как на федеральном, так и на республиканском уровне, — сказала Уполномоченный по правам ребенка в РБ Лилия Гумерова, выступая на пленарном заседании республиканской августовской конференции учителей. — Качественно новый подход для решения этой задачи был сделан в регионе после создания в 2009 году Межведомственного Совета при Правительстве Республики Башкортостан по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства. Впоследствии аналогичные советы появились в районах и городах.Они показали свою эффективность, поэтому необходимо продолжать работу в этом направлении.
Второй вопрос, поднятый детским омбудсменом, коснулся мониторинга учреждений с круглосуточным пребыванием детей.
— Трагический случай, произошедший в одном из интернатов города Ижевска, в результате которого 12 подростков перерезали себе вены, заставил взглянуть на работу данных учреждений и с другой точки зрения, — сказала Лилия Гумерова. — В регионе была организована проверка учреждений с круглосуточным пребыванием детей, проведено анкетирование.
Как считает Лилия Салаватовна, подобные проверки не должны носить разовый характер.
— Целесообразно организовать проведение постоянного мониторинга в учреждениях с круглосуточным пребыванием детей, — отметила она. — Мониторинг должен проводиться силами специалистов, причем на контроль должны быть взяты не только вопросы материально-технического обеспечения, но и изучение психологического климата в коллективах.
Особое внимание Уполномоченный по правам ребенка обратила на защиту прав детей –инвалидов. В Башкортостане в настоящее время их проживает более 13 тысяч. Им необходима реабилитация. По словам Лилии Гумеровой, несмотря на то, что сегодня в республике создана и действует обширная сеть реабилитационных учреждений для детей – инвалидов, многие из них не могут получить комплекс реабилитационных мероприятий. Особенно такая ситуация характерна для тех, кто проживает в сельской местности.
Среди основных проблем родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, выделили трудности в получении реабилитационных услуг (отсутствие транспорта для доставки, неинформированность о возможности получения данных услуг).
— Руководителям, главам администраций необходимо взять вопросы реабилитации детей-инвалидов под личный контроль, — подчеркнула Лилия Салаватовна. — Нужно наладить взаимодействие учреждений медицины, образования, социальных служб, культуры в данном направлении.
Еще одна проблема связана с получением образования ребенком-инвалидом.
— В республике работает несколько специализированных детских садов и школ (школа-интернат №28 для слепых и слабовидящих детей, школа-интернат №30 для слабослышащих детей, школы-интернаты №120,59,63,92) для детей с различными заболеваниями, создана система дистанционного обучения инвалидов, когда ребенок и учитель общаются с помощью компьютера, — сказала Лилия Гумерова. — Это - огромный шаг вперед.
Наше Государственное образовательное учреждение Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 13 VI вида предназначена для обучения, воспитания, реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов с детским церебральным параличом. Это единственное учебное заведение в Башкортостане такого типа. Школа-интернат была открыта 8 апреля 1981 года, она приняла тогда 137 детей. Сейчас в школе-интернате обучается 154 ученика из 41 районов и городов Республики Башкортостан (в том числе 24 ученика обучается на дому из-за физической невозможности посещать школу). Все они инвалиды II и III групп, страдающие двигательными нарушениями. Деятельность школы-интерната № 13 ведется согласно плану работы школы, который утверждается на заседании педагогического совета. Коллектив школы-интерната обозначил следующие задачи:
качественное обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; повышение качества работы по социализации детей.
Но пока такое обучение доступно не всем желающим. И большинство детей-инвалидов с удовольствием вышли бы из своего квартирного заточения и общались бы со своими сверстниками в обычных общеобразовательных школах. Но как дороги, автобусы, подъезды, переходы, так и здания большинства общеобразовательных школ не готовы к принятию детей-инвалидов. И решить проблему помогут не только деньги, направленные на переоборудование зданий. Необходимо, чтобы изменилась психология: учителя были бы готовы принять детей с особенностями развития, а у школьников и их родителей было бы правильное к ним отношение.
Социальный работник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, и субъек тами семейной политики (органы государственного управления, трудовые коллективы, общественные, общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы, общественные движения). В функции социального работника входят организация юриди ческой, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по при обретению экономической независимости в условиях рыночной экономики.
Психолог занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологиче ского состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости — работой с окружающими.
Органы народного образования проводят обучение ребенка (со ставление и коррекция индивидуальных программ, анализ каче ства, организация общения ребенка со сверстниками), занима ются устройством других детей в детские учреждения, специальные детские сады, а также вопросами профориентации, трудо устройства, оформлением в специализированные учреждения.
Органы здравоохранения берут на учет, составляют характери стики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации и трудо устройству, санаторно-курортному лечению, оформлению доку ментов, по медицинской технике, оформлением в специализиро ванные учреждения, реабилитацией.[5]
Органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому; центра про фориентации (профориентация ребенка с ограниченными воз можностями).
Юрист дает консультации по вопросам законодательства и пра ва, правам семьи, льготам, нарушению прав, юридической за щите, вопросам трудоустройства и организации семейных пред приятий.
Благотворительные организации, включая общество Красного Креста — материальная, натуральная помощь, организация об щения; торговые организации — снабжение продуктами питания, детскими товарами, мебелью, техникой, книгами и др.
Городская и районная исполнительная власть занимается орга низацией семейных предприятий, семейного бизнеса, реабилита ционных центров.
Соседи — частично решают проблемы общественного мнения, общения, оказывают помощь.
Профсоюзы, турагентства организуют отдых и оказывают ма териальную помощь.
Аналогичные семьи часто создают ассоциации с подобными се мьями для совместного решения проблем.
Предприятия работающих родителей оказывают материальную поддержку, по возможности улучшают жилье, организуют непол ный рабочий день, неполную рабочую неделю для работающей матери, надомную работу, защиту от увольнения, предоставляют льготы по отпуску.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Рос сийской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ определяет основные льготы и преимущества инвалидам и семьям, имею щим детей-инвалидов.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалида ми, устанавливается группа инвалидности, а лицам до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».
Основные льготы и преимущества:
- бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врачей;
Согласно разъяснению Министерства труда РФ и Фонда соци ального страхования РФ от 19 июля 1995 г. № 2/48 «О порядке предоставления и оплаты 4 дополнительных выходных дней в ме сяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет», 4 дополнитель ных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформля ются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об уста новлении инвалидности ребенку с указанием, что ребенок не содержится в специальном детском учреждении, принадлежащем любому ведомству на полном государственном обеспечении. Ра ботающий родитель также предоставляет справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнитель ные оплачиваемые выходные дни в этом календарном месяце им не использованы. В случаях, когда одним из работающих родите лей указанные дополнительные выходные дни в календарном ме сяце использованы частично, другому работающему родителю в том же календарном месяце предоставляются оставшиеся допол нительные оплачиваемые выходные дни. Указанные справки пре доставляются из органов социальной защиты ежегодно, с места работы другого родителя — при обращении с заявлением о пре доставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней. Сум мирование дополнительных оплачиваемых выходных дней, пре доставляемых для ухода за детьми-инвалидами, за два и более ме сяцев не допускается.[6]
Практическая часть работы проводилась с помощью анкетирования. Вопросы анкеты составлены так, чтобы можно было выявить основные характеристики, нужды и трудности семьи, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями.
Анкета для родителей
Исследования показали, что жилищные условия семьи, воспитывающего ребенка с ограниченными возможностями, не приспособлены к потребностям ребенка. Услугами общественного транспорта пользоваться они не могут, поэтому, чтобы куда-нибудь выехать, им нужно ждать приезда папы из работы, чтобы он мог отвезти, или же пользоваться услугами такси. (Очень накладно для семейного бюджета). Родители стараются по мере сил посещать культурные мероприятия (цирк, музей). Родители считают позитивными изменения в системе образования. Ребенок обучается по системе дистанционного обучения, когда ребенок и учитель общаются с помощью компьютера.
На вопрос «Что родителям кажется самым трудным в организации жизни ребенка?» Родители выделили все пункты:
На вопрос «Как оценивают родители отношение других детей к их ребенку?» Родители ответили, что больше равнодушия, неприязни и им очень неприятно и тяжело отвечать на этот вопрос, а также на вопрос социального обслуживания.
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает, когда они думают о будущем своего ребенка - это невозможность для ребенка в будущем жить без посторонней помощи.
Также родители выделили все пункты на вопрос «Что, по мнению родителей, нужно сделать, чтобы их ребенок мог в будущем самостоятельно жить, получить профессию, работу?»
Как показали данные исследования родители, воспитывающего ребенка-инвалида, сталкиваются с рядом проблем и трудностей, которые зачастую не могут решить самостоятельно. Поэтому им необходима поддержка: социальная, медицинская, юридическая, психологическая и просто человеческая.
- В республике работает несколько специализированных детских садов и школ для детей с различными заболеваниями, создана система дистанционного обучения инвалидов. - (82%)
- Ничего. Выделили трудности в получении реабилитационных услуг, неинформированность о возможности получения данных услуг. - (11%)
Результаты анкетирования говорят о том, что большинство учащихся знают о проблемах детей с ограниченными возможностями и о некоторой помощи, оказываемой им. Считают, что семья – это ближайшее окружение ребенка - (73%), знают о помощи, оказываемой им: выплачивают пособия, некоторые медицинские препараты бесплатно – (76%). В Республике Башкортостан работают специализированные детские сады и школы- интернаты для детей с ограниченными возможностями, создана система дистанционного обучения инвалидов, когда ребенок и учитель общаются с помощью компьютера. Это - огромный шаг вперед. Большинство учащихся готовы прийти на помощь инвалиду, не ожидая его просьбы. Это говорит о том, что подрастающему поколению небезразлична их судьба. А значит, проблема поддержки семей с детьми ограниченными возможностями актуальна и ее решение продолжает быть значимой.
Таким образом, в последние годы наметилась тенден ция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умст венными возможностями. Этому способство вал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми-инвалидами (прежде всего на регио нальном уровне), определенная трансформа ция массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в меди цинском аспекте, динамичный рост числа цен тров реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Особое внимание уделяется социально му обслуживанию детей-инвалидов, развитию социально-реабилитационных услуг. В рамках федеральной це левой программы «Дети-инвалиды» в 2007 году свыше 60 центров реабилитации детей с огра ниченными возможностями получили необхо димое реабилитационное оборудование и авто транспорт.
Но всё это мало отражается на решении внутренних психологических проблем родите лей ребёнка-инвалида, особенно матери. Тес ный эмоциональный контакт с матерью, начи ная с первых дней жизни, её ласка и забота яв ляются залогом полноценного психического развития любого ребёнка. Ребёнок — инвалид должен чувствовать, что близкие люди его лю бят и понимают и всегда готовы прийти на помощь.
Но кто-то должен прийти на помощь и семье, ведь больной ребёнок является постоян ным стрессовым фактором, особенно для мате ри. Эмоциональные перегрузки вызывают опре делённые изменения в ее поведении и здоровье, что отражается на ребёнке. Получается замкну тый круг: болезнь, инвалидность ребёнка вызы вает стресс у матери, а последствия стресса усу губляют болезнь ребёнка. Основная цель ранней социально-реабилитационной работы связана с обеспече нием социального, эмоционального, интеллек туального и физического развития ребёнка, имеющего нарушения, и достижением макси мального успеха в раскрытии потенциала ре бёнка для обучения. Другая важная цель — предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития. Третья цель состоит в том, чтобы адаптировать семьи, имеющие де тей с задержками развития так, чтобы эти се мьи могли удовлетворить потребности ребенка максимально эффективно. Социальная работа с семьей требует от профессионала отношения к родителям как к партнёрам, изучения спосо ба функционирования конкретной семьи и вы работки индивидуальной программы, соответ ствующей семейным потребностям и стилям.
Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными воз можностями — главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения.
[1] Проблемы семьи и детства в современной России: Материалы научно-практической конференции: ч. 2. — М., 1992.
[2] Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. — М., 2002. с.115
[3] Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагоги ческая поддержка детей группы риска. — М., 2006. с. 99-105
[4] О положении детей в Российской Федерации: Государственный до клад. — Калуга, 2008. с. 45-48.
[5] Основы социальной работы. — М., 2002. с. 66.
[6] Отечественный журнал социальной работы. М., 2004. №3. с. 60-65
Почта
Самый главный и трудный вопрос
Хризантема и Луковица
Сказка "12 месяцев". История и современность
Рисуют дети водопад