Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30 имени Н.Н. Колокольцова»
Детство, опаленное войной
Исследовательская работа
Выполнила:
Сидалищева Елена Владимировна
ученица 8 «б» класса
Руководитель:
Костина Наталия Геннадьевна
учитель истории
IIквалификационная категория
Малиновка 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Детство, опаленное войной………………………………………………………6
Заключение……………………………………………………………………….15
Приложение
Данная работа составлена на основе архивных материалов (семейный архив), периодической печати, книг, монографии, воспоминаний детей Великой Отечественной войны. В работе речь идет о том, как вели себя дети в тяжелых ситуациях, как боролись с врагом, трудились в тылу, стараясь внести свой весомый вклад в Победу Советского союза над фашистской Германией.
Введение
9 мая 2011 года исполнится 66 лет со дня Великой Победы нашего народа над фашистской Германией. Война затронула каждую семью в нашей стране. Ужасы войны испытали на себе не только взрослые, но и дети. Я хочу написать о судьбах наших ровесников – военном поколении детей, о том, как они жили, как боролись с врагом. Дети встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере и в глубоком тылу.
Эти ребята стали взрослыми в одночасье – 22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне с взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концлагерях, гибли от фашистских пуль [8, 70].
Многие уже ушли из жизни, но память о них останется в наших сердцах. А ведь в те годы они были детьми. И мы, их внуки и правнуки, не имеем права забывать о них и о том, через какие испытания им пришлось пройти в своей жизни, ведь следующее поколение тоже должно об этом знать, чтобы гордиться тем, что родились в России. По прошествии стольких лет после победы, увидев на улице сгорбленного немощного старика, трудно представить, что 60-70 лет назад это был молодой парень или девушка со своими мечтами, фантазиями, планами на будущую жизнь, многие из которых жесткой рукой корректировала война.
Еще живы ветераны, труженики тыла, прошедшие через огонь войны и сумевшие поднять страну из послевоенной разрухи. Героями этих лет являются ветераны нашего родного поселка Малиновка.
Многих подкосили болезни, годы берут свое, но они могут рассказать многое о тех днях, которые невозможно забыть, нам, нынешнему поколению, наследникам Великой Победы.
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время забота о детях является делом государственной важности, потому что дети - это будущее любой страны, и государство должно своевременно и эффективно защищать детей от социальных потрясений, создавая все условия для формирования нового поколения как субъекта общественной жизни. Та сложная социально-экономическая ситуация, которая сложилась в годы ВОВ, с одной стороны, показывает особую значимость и важность детского труда в Победу над фашисткой Германией, с другой - ухудшение состояния здоровья: высокая младенческая смертность, детская заболеваемость и инвалидность, ухудшение питания детей, ограничение их доступа к внешкольному образованию, культуре, полноценному отдыху. Что является противоречием в данной работе.
Объектом исследования является военное поколение детей посёлка Малиновка.
Предметом исследованияявляется вклад детей Великой Отечественной войны в победу над фашистской Германией.
Метод исследования– опрос, анализ изученного материала.
Цель– узнать о жизни детей в годы Великой Отечественной войны и их деятельности в тылу.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить архивные материалы школьного музея «Память»;
2. Собрать воспоминания о военном детстве бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек учащихся нашей школы;
3. Познакомиться и побеседовать с людьми, чье детство выпало на годы Великой Отечественной войны.
Гипотеза исследования: Война принесла неисчислимые страдания советским людям, но особенно от ужасов войны страдали дети. Война исковеркала их детство и наложила отпечаток на всю жизнь. Но, несмотря на возраст, дети работали для фронта, тем самым внесли свой весомый вклад в Победу Советского союза над фашисткой Германией, среди них и молодежь поселка Малиновка.
С первых же дней войны школьники пришли на помощь взрослым. Они работали вместе с учителями на покосе, пололи и копали картофель, принимали участие в уборке зерновых [2, 4-5]. Всё было подчинено войне - учёба и труд. Главный лозунг того времени был: «Всё для фронта. Всё для победы!» [6, 3-4].
Практическая значимость работысостоит в том, что данный в ней материал может быть использован, на уроках истории при изучении регионального компонента и пропагандистской работе, призывая школьников к общественно полезному труду, демонстрируя трудовую деятельность молодежи в годы Великой Отечественной войны, воспитывая патриотизм.
Методологическая основа исследования:
Для написания данной работыбыли использованы статьи журналов «Огни Кузбасса» и «Литературный Кузбасс».
В книге «Дети военной поры» Э. Максимовой речь идет о том, как вели себя дети в тяжелых ситуациях, как боролись с врагом, трудились в тылу, о том, как соединились семьи, о трудных поисках и удивительных встречах через десятки лет.
Монография Кузнецова И.И составлена на основе архивных материалов, периодической печати, воспоминаний героев, их однополчан сообщается о жизни Героев Советского Союза – кузбассовцев – уроженцев Кемеровской области или призванных военкоматами этой области.
В книгу «Только победа и жизнь!» включены отрывки из публицистических произведений, газетные статьи, корреспонденции с фронтов писателей, публицистов военных лет М. Шолохова, И. Эренбурга, К. Симонова и др.
Детство, опаленное войной
Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей [4, 115].
Во все времена войны приносили горе, смерть, разрушение [7, 71]. Особенно трагической и страшной была Великая Отечественная война 1941 – 1945 года. Неслучайно её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР [1, 100].
Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. [3, 215-216]. В этой борьбе активное участие наравне с взрослыми принимали дети.
С первых же дней войны школьники пришли на помощь взрослым. Они работали вместе с учителями на покосе, пололи и копали картофель, принимали участие в уборке зерновых. Всё было подчинено войне - учёба и труд. В школе изучали военное дело, занимались спортом, особое внимание уделяли старшеклассникам, многие из них, окончив школу, ушли на фронт.
Анализируя материал, который собран в школьном музее «Память», проводя опрос среди ветеранов, выяснилось, что детей войны, родившиеся с 1927 -1945 года рождения, (не все родились в нашем поселке, но в итоге стали его жителями) достаточно много. Эта была молодежь, которой к 1941 году было 11-14 лет и судьба каждого из них сложилась по-разному. Интересна судьба Ветошкиной Валентины Сергеевны.
Валентина Сергеевна родилась 18 октября 1928 года в селе Пески Вязниковского района Ивановской области. Село отличалось от деревни тем, что в нём была церковь. Начиная с 1942 года, в школе учились до 18 мая, затем шли работать в колхоз: вывозили с частных дворов навоз, под плуг садили картошку, пололи её, работали на покосе. Ворошили и сгребали сено, складывали в копны и подвозили к стогам. Метали стога взрослые. В августе дёргали лён, вязали снопы и как изгородь ставили для просушки. Свозили на ригу (крышу на столбах), по ночам обмолачивали. Расстилали на луга, чтобы становился мягче, затем мочили в реке и мяли на специальном станке. Обколачивали кострику (жёсткую кожуру) с льняной соломой. Затем увозили на льнокомбинат.
Когда поспевала рожь, вязали снопы за лобогрейкой, ставили в скирды (9 снопов по кругу колосьями вверх, а сверху ставили сноп колосьями вниз). Две недели снопы сохли, а затем их возили на ригу. В плохую погоду молотили. Когда намолотят много, ночью сортировали и увозили в Заготзерно.
После работы днём два часа отдыха и шли работать в ночь, утром отдыхали два часа и выходили работать в день.
Зимой после уроков запрягали лошадей, на телегу ставили бочки и собирали по деревни золу для колхозного поля. Два раза в месяц зимой по воскресеньям ходили в подшефный госпиталь - уносили туда продукты, которые собирали по деревне. Весной по просьбе начальника госпиталя собирали смолу: ею заклеивали раны, тем самым, экономили бинты, которых не хватало. За это школе была выражена благодарность.
В годы войны из колхозных амбаров вывозили всё. Колхозникам оставалось то, что выращивали на приусадебном участке. В основном сеяли рожь, пшено и чумицу (крупа). В хлеб добавляли отруби (их привозили с мукомольного завода из г. Горького), замёрзшую картошку, которую не успели собрать осенью.
Была мечта поесть настоящего хлеба. Самыми голодными были послевоенные 1947 и 1948 годы.
На данный момент Валентина Сергеевна на заслуженном отдыхе, она является ветераном педагогического труда и тружеником тыла.
А какую неоценимую роль сыграла на фронте девочка-санитарка, Александра Евгеньевна Барадуля.
Родители Александры Евгеньевны Барадуля умерли, когда ей было всего три года, и она воспитывалась у дальних родственников в Белоруссии. В начале войны Александре было 11 лет. Чтобы как-то выжить, родственники посоветовали ей пойти работать в госпиталь. Ростом Саша была маленькая, потому пришлось прибавить пару лет, иначе начальник госпиталя не принял бы на работу. Как военному медработнику сшили Александре гимнастёрку, выдали сапожки, и приступила она к уходу за раненными и больными.
В годы войны среди населения были вспышки очень опасных инфекционных болезней: брюшного тифа, холеры, сибирской язвы. И в госпитале, где работала Саша, лечили раненых солдат, зараженных этими страшными болезнями. Маленькая девочка наравне с взрослыми медсёстрами возвращала людей к жизни, делала перевязки, кормила, обслуживала их. Только четыре часа в сутки давали медсёстрам отдохнуть, и опять начинался трудовой день. В госпитале была очень жестокая военная дисциплина, так как инфекционные болезни были смертельно опасными.
«Брюшной тиф, названный солдатами «окопной болезнью», передавался вшами. А как им не быть, если солдаты по многу дней не мылись, ведь негде было, разве что в реке летом и в снегу зимой», - рассказывает Александра Евгеньевна.
Однажды Александре удалось спасти молодого солдата. В армейской пилораме распиленная доска травмировала ему брюшную полость, и он потерял много крови. Хрупкая маленькая девчушка предложила для переливания свою кровь.
Военный госпиталь – это маленькое государство, где было всё, даже школа, в которой учились дети обслуживающего персонала. Вместе с ними продолжала обучение и Александра.
Так Александра Барадуля всю войну прошла с инфекционным госпиталем, дойдя до самой Германии. Но там Александра заболела гепатитом, и спасать потребовалось уже её. Прежде всего, ей необходимо было диетическое питание. Благодаря тому, что госпиталь обзавёлся коровами, коллеги выходили Александру свежим молоком и молочными продуктами.
После войны госпиталь переименовался в медсанчасть, и теперь уже в Белоруссии Александра Барадуля проработала в нём два года. А в дальнейшем, выйдя замуж, Александра Евгеньевна переехала в Сибирь и всю трудовую жизнь работала в осинниковской санэпидстанции в малиновском отделении, оттуда и ушла на пенсию.
В детском возрасте Александра Евгеньевна видела смерть, тяжёлые ранения солдат, познала военные будни, но, не смотря на все тяготы, сохранила бодрость духа, энергичность и душевную доброту.
Свой вклад в Победу внес Анохин Иван Георгиевич, 1928 года рождения, он родился в Алтайском крае. На данный момент проживает в поселке Малиновка, является тружеником тыла.
В годы Великой Отечественной войны Иван Георгиевич работал на рыбном заводе.
Воспоминания: «Помню, как после окончания 6 класса отправили на сельские работы. А с декабря 1942 года работал на рыбном заводе. Наша бригада изготавливала бочки и солила рыбу, а затем ее отправляли на фронт, длилось это до 1945 года. Затем в 1945-1947 года эвакуировали к нам в Керченский завод, и мы стали производить консервы».
Килин Иван Яковлевич в годы Великой Отечественной войны работал в деревообрабатывающей артели, по 8 часов в сутки, было тогда ему 12 лет. Валил лес, осину. Помимо этого Иван Яковлевич, работал в гончарном цеху, топил печку, изготавливал глиняную посуду.
Вспоминания: «Тяжело приходилось нашей семье жить в годы Великой Отечественной войны. Мать одна воспитывала меня и еще трех сыновей, моих братьев. Отец погиб на фронте. Все приходилось делать самим».
В Артели деревообрабатывающей Иван Яковлевич изготавливал сани для колхозов, ведь тогда все перевозили на лошадях.
С 1956 года Иван Яковлевич живет в поселке Малиновка, он имеет медаль Ветерана труда, юбилейные медали.
Апанасов Пантелей Алексеевич родился 29 июня 1929 года, в селе Корчияк Новокузнецкого района.
«В годы Великой Отечественной войны работал в колхозе «Новая жизнь». Жить было очень тяжело» - , вспоминает Пантелей Алексеевич - работали с утра до глубокой ночи, но об отдыхе никто и не думал, все понимали, что на фронте было тяжелее». Пантелей Алексеевич, работал не покладая рук, пахал, боронил, окучивал картофель. Зерно сдавали в Кузедеево на склад. Перевозили его на пароме, а до парома на лошадях. Трактор появился только в 1948 году.
Пантелей Алексеевич награжден юбилейными медалями, имеет удостоверение за доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Корнеева Валентина Александровна прошла дорогами войны с восьмилетнего возраста, испытала ужасы бомбежек, невзгоды походной жизни, голод, холод. Вот что рассказывала о военном детстве сама Валентина Александровна Корнеева:
«Я родилась 22 сентября 1934 года в Алтайском крае. Родители приехали в Алтайский край осваивать свободные земли.
В 1941 году 21 июня всей семьей мы приехали в гости к бабушке в село Поныри Курской области.
А утром 22 июня объявили по радио о нападении Германии на нашу Родину. Родители ушли на фронт. Во время бомбежки снаряд попал прямо в хату бабушки, которая в это время была в доме. Так от хаты осталась одна воронка, бабушка погибла. Я вместе с деревенскими детьми пряталась от бомбежек в картофельном поле.
Помню, как около понырской церкви шел бой. Мы, испуганные взрывами снарядов, сидели в кустах. Видим, лежит раненный советский солдат, рядом с ним плащ-палатка. Мы его уложили и поволокли с передовой. В это время наши заняли церковь, а немцы сзади подступают. Мы бойца обратно тащим к своим позициям. Так всю ночь и таскали: то в церковь, то в подвал, то в поле. К утру он начал приходить в сознание, застонал, тем самым едва не выдал нас. Но, к счастью, в церковь зашли советские солдаты. Среди них был командир полка Сметанин.
Так я оказалась в полку Калинковской Краснознаменной пятой артиллерийской дивизии прорыва. И стала дочерью полка. Мне было тогда восемь лет. И я стала осуществлять следующую работу: кормила раненых, дежурила около них, чтобы они не соскочили на ноги.
Иногда после боя нас, ребятишек, посылали собирать останки убитых солдат, чтобы при отступлении ничего не досталось фашистам. Русские своих убитых уносили с поля боя и хоронили. Когда освободилась Курская дуга от фашистов, путь стал свободен. 18 августа нас в «телячьих вагонах» отправили в глубокий тыл, в Новосибирск. Дорогой маленьких ребятишек раздавали для усыновления работникам железнодорожного транспорта. Оставшихся больших детей повезли в город Сталинск (ныне Новокузнецк).
В Белово на стоянке я увидела маму. Ее вместе с ранеными эвакуировали в тыл. В этот момент она отправляла состав, потому что работала дежурной по станции. Так я стала жить с мамой.
Папа с войны не вернулся. В мае 1945 года перед самой Победой снайперская пуля нашла моего отца. Я его больше и не увидела. С 1990 года живу в городе Новокузнецке». [5, 6-7].
В музее «Память» хранятся стихотворения и воспоминания о военном детстве под Сталинградом ветерана труда из нашего посёлка Надежды Васильевны Чулковой. Надежде Васильевне было 6 лет, когда началась война. Она помнит, как впервые же дни проводили отца на фронт. «А потом мы ждали весточек с фронта. Невесёлые это были письма: наши отступали. Узнавали мы об этом не только из писем. Всё чаще слышалась стрельба, донимали бомбёжки. Началась эвакуация мирных жителей. Однако войска приближались так стремительно, что нас вывезти не успели. Вскоре в наши Чернышки вошли немцы. Много раз их отбрасывали назад, но они вновь возвращались. За каждый метр нашей земли дрались насмерть, но вооружённые до зубов немцы упорно рвались к Волге. Край родной был объят пожаром. Повсюду слышалась немецкая речь, новые хозяева выгнали нас из хат, резали скот, кур, гусей. Матерей наших гоняли рыть окопы, а дети, голодные и холодные, сутками сидели в погребах. Бомбёжки были такие, что горели земля и небо. Страшно!
Семь долгих месяцев шли жестокие бои за Сталинград. Наконец, началось отступление фашистов. Однажды возле нашей хаты в огороде разорвалась бомба. Осколком пробило стены, но хата уцелела. Как остались в живых, невозможно понять. Нельзя описать страшные, кровопролитные бои, в которых наши доблестные воины проявили такую смелость, отвагу и выносливость. Многие не вернулись с поля боя, и в их числе мой отец».
Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей. У них отняли не только дом, материнскую ласку, хлеб – у них отняли Родину и свободу.
Балычёва Афанасия Ильича в 12-летнем возрасте фашисты угнали на работу в Германию. Угнали всю семью: дедушку, бабушку и мать с Афанасием. Под конвоем гнали до железной дороги. Прикрываясь, немцы надевали женские платки и прятали оружие, чтобы их не было видно с самолётов. На железной дороге всех погрузили в вагоны и отправили из Орловской области в Прибалтику. В дороге бабушка умерла. В Риге всех схваченных поселили в огромной зоне, где раньше жили евреи. Их к тому времени уже уничтожили.
Затем работающее население лагеря погрузили на корабль и повезли в Польшу. Дед остался в Риге. В Польше всех прибывших расформировали. Некоторых отправили в концлагерь Освенцим. Остальных в городе Ульцине продали хозяевам.
Афанасий Ильич с матерью Евдокией Фёдоровной попали к фермеру – немцу. Когда приехали в его хозяйство, то рабов отправили сажать капусту. Они были очень голодные, поэтому листья у капусты съедали, а корешки сажали. Когда это увидел фермер, схватился за голову, забрал оставшуюся капусту. Оставил работников на попечении охраны, а сам уехал. Привёз похлёбку из брюквы. Накормил работников, потом досадили капусту. Урожай вырос хороший, и из той капусты, у которой съели листья, тоже.
Осенью 1943 года Афанасия забрали копать окопы. Увезли в лагерь Дюссельдорф в Голландию. Там строили плотину, чтобы разлилась река и преградила наступление американцам. Достроить не удалось. Американские самолёты разбомбили это сооружение.
В ходе налёта Афанасий Ильич получил контузию. Недалеко от него разорвалась сброшенная с самолёта бомба. Когда очнулся, охрана собирала пленных и заставляла разбирать завалы после бомбёжки, доставать живых и мёртвых. Вначале охранниками были немцы средних лет. Они не относились к пленным чересчур жестоко. Когда им на смену пришли молодые солдаты из Гитлерюнге, те могли ударить прикладом, расстреливали за малейшее неподчинение. В начале мая 1945 года пришли американцы и освободили. Представители СССР увезли в тыл советских войск, а оттуда на Родину в СССР.
Когда началась война, Маклаковой Полине Никитичне было 12 лет. Во время войны ее основной деятельностью было мытье золота в Спаске. Золото меняли на еду и ткани, чтобы шить одежду. Летом трудились на поле.
Тимошенко Эстолия Михайловна окончила семилетнюю школу и поступила в педагогическое училище, которое находилось в районном селе Таштып Красноярского края. Училище сделали из столовой, а потом там же расположили госпиталь для раненых солдат. В училище ей посчастливилось, и нашлась девочка хакаска, которой требовались уроки русского языка. Эта девочка платила едой. В училище кормили очень плохо: 200 граммов хлеба в день и какая-то баланда. Было за счастье получить добавку. В субботу в шесть часов вечера заканчивалась учебная неделя, и Эстолия Михайловна пешком шла домой.
Жили очень бедно. Кушать было нечего, кроме пареных овощей и чёрного хлеба. Одевались тоже очень плохо. Носила обувь из кожи телёнка в виде чулок и без подошвы. Платье шили из серпянки – ткань чуть плотнее марли. Поэтому, самым ярким воспоминанием военного детства была буханка белого хлеба, которую мать купила на заработанные шитьём деньги.
Вот в каких тяжёлых условиях пришлось жить детям военной поры. Но никто не роптал, а мечтал только об одном: о скорой победе над врагом
Заключение
«Да всё иначе на войне,
Чем думать мог любой,
И солью пота на спине
Проступит подвиг твой»
А. Твардовский.
«Дети и война» - нет ужасного сближения противоположных вещей на свете», - так сказал Александр Твардовский, видевший это немыслимое сближение собственными глазами.Но многое станет понятным, если мы вспомним, какую войну принесли немецко-фашистские захватчики на нашу землю. Они сами называли её «тотальной», всеобщей, где с одинаковым равнодушием, беспощадностью уничтожали и раненых бойцов, и безоружных пленных, и хилых стариков, и женщин, и детей. Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнём хаты белорусских деревень, их превращали в ходячие скелеты в Освенциме и жгли в крематориях Майданека. Можно ли удивляться тому, что в эти страшные горестные годы дети так быстро взрослели, что сердца их рано затвердевали в ненависти к врагу и руки подростков тянулись к оружию. Враг объявил нам свою тотальную войну и получил от нас народную священную войну, в которую слабые руки детей тоже внесли свой вклад.
Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Государство по достоинству оценило труд детей в годы войны, наградив их медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.». Им же будет в двойне приятно, если мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью, будем рассказывать о ней другим.
Действительно, молодёжь сыграла огромную роль в победе над фашистской Германией, в том числе наши земляки, жившие до войны или оказавшиеся после неё в посёлке Малиновка. Каждый из них, внес свой огромный труд, силу, любовь, как в годы войны так и не менее сложное и трудное послевоенное время. Мы, потомки и наследники Великой Победы, должны знать о подвигах своих дедов и рассказывать о них детям, вызывая у них чувство гордости за родных земляков, глубокое уважение к тем людям, которые внесли неоценимый вклад в Великую Победу. С каждым годом этих Великих людей остается все меньше и меньше. Поэтому очень важно осуществлять поисковую работу, для пополнения информационной базы школьного музея «Память». Кропотливо собирать информацию, записывать воспоминания участников и тружеников тыла Великой Отечественной войны.
Жизнь наших ветеранов, тружеников тыла, детство которых прошло в годы войны это живая история нашей Родины. Теперь о той страшной войне, которая выпала на долю наших прадедов, мы знаем не только из учебников, а из живого общения, и мы гордимся тем, что мы знакомы с такими людьми. Именно они внесли свой вклад в развитие экономики нашей страны в те сороковые роковые. Многие отдали свои жизни, чтобы мы, их потомки, жили мирно, дорожили своей свободой и берегли родную землю, за которую пролито столько крови.
Список литературы
1. Балибалов И. «На Бежецком шоссе». (Из воспоминаний участника Московской битвы в октябре 1941 года) // Литературный Кузбасс №4, 1984
2. Дети военной поры / Сост. Э. Максимова. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988
3. История Кузбасса / отв. ред. Н.П. Шуранов. – Кемерово: ИПП «Кузбасс», «СКИФ», 2006
4. Коняев В. «Право на Победу» // Огни Кузбасса №2, 2010
5. Корнеева В.А «Дочь полка» Газета ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» Новокузнецкой территориальной организации «Росуглепрофа» Горняцкая солидарность №30 (961), 6 августа 2010
6. Кузнецов И.И. Герои Советского Союза – кузбассовцы, - Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1989
7. Полюшко В. «Партизан Болгарии» К 40-летию Великой Победы //Огни Кузбасса №4, 1984
8. Только победа и жизнь!: Публицистика. – М.: Дет. Лит., 1988
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 36.66 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30 имени Н.Н. Колокольцова»
Детство, опаленное войной
Исследовательская работа
Выполнила:
Сидалищева Елена Владимировна
ученица 8 «б» класса
Руководитель:
Костина Наталия Геннадьевна
учитель истории, обществознания
II квалификационная категория
Калтан 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Детство, опаленное войной………………………………………………………6
Заключение……………………………………………………………………….14
Приложение
Введение
9 мая 2011 года исполнится 66 лет со дня Великой Победы нашего народа над фашистской Германией. Война затронула каждую семью в нашей стране. Ужасы войны испытали на себе не только взрослые, но и дети. Я хочу написать о судьбах наших ровесников – военном поколении детей, о том, как они жили, как боролись с врагом. Дети встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере и в глубоком тылу.
Эти ребята стали взрослыми в одночасье – 22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концлагерях, гибли от фашистских пуль [8, 70].
Многие уже ушли из жизни, но память о них останется в наших сердцах. А ведь в те годы они были детьми. И мы, их внуки и правнуки, не имеем права забывать о них и о том, через какие испытания им пришлось пройти в своей жизни, ведь следующее поколение тоже должно об этом знать, чтобы гордиться тем, что родились в России. По прошествии стольких лет после победы, увидев на улице сгорбленного немощного старика, трудно представить, что 60-70 лет назад это был молодой парень или девушка со своими мечтами, фантазиями, планами на будущую жизнь, многие из которых жесткой рукой корректировала война.
Еще живы ветераны, труженики тыла, прошедшие через огонь войны и сумевшие поднять страну из послевоенной разрухи. Героями этих лет являются ветераны нашего родного поселка Малиновка.
Многих подкосили болезни, годы берут свое, но они могут рассказать многое о тех днях, которые невозможно забыть, нам, нынешнему поколению, наследникам Великой Победы.
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время забота о детях является делом государственной важности, потому что дети - это будущее любой страны, и государство должно своевременно и эффективно защищать детей от социальных потрясений, создавая все условия для формирования нового поколения как субъекта общественной жизни. Та сложная социально-экономическая ситуация, которая сложилась в годы ВОВ, с одной стороны, показывает особую значимость и важность детского труда в Победу над фашисткой Германией, с другой - ухудшение состояния здоровья: высокая младенческая смертность, детская заболеваемость и инвалидность, ухудшение питания детей, ограничение их доступа к внешкольному образованию, культуре, полноценному отдыху. Что является противоречием в данной работе.
Объектом исследования является военное поколение детей посёлка Малиновка.
Предметом исследования является вклад детей Великой Отечественной войны в победу над фашистской Германией.
Метод исследования – опрос, анализ изученного материала.
Цель – узнать о жизни детей в годы Великой Отечественной войны и их деятельности в тылу.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Гипотеза исследования: Война принесла неисчислимые страдания советским людям, но особенно от ужасов войны страдали дети. Война исковеркала их детство и наложила отпечаток на всю жизнь. Но, несмотря на возраст, дети работали для фронта, тем самым внесли свой весомый вклад в Победу Советского союза над фашисткой Германией, среди них и молодежь поселка Малиновка.
С первых же дней войны школьники пришли на помощь взрослым. Они работали вместе с учителями на покосе, пололи и копали картофель, принимали участие в уборке зерновых [2, 4-5]. Всё было подчинено войне - учёба и труд. Главный лозунг того времени был: «Всё для фронта. Всё для победы!» [6, 3-4].
Практическая значимость работы состоит в том, что данный в ней материал может быть использован, на уроках истории при изучении регионального компонента и пропагандистской работе, призывая школьников к общественно полезному труду, демонстрируя трудовую деятельность молодежи в годы Великой Отечественной войны, воспитывая патриотизм.
Методологическая основа исследования:
Для написания данной работы были использованы статьи журналов «Огни Кузбасса» и «Литературный Кузбасс».
В книге «Дети военной поры» Э. Максимовой речь идет о том, как вели себя дети в тяжелых ситуациях, как боролись с врагом, трудились в тылу, о том, как соединились семьи, о трудных поисках и удивительных встречах через десятки лет.
Монография Кузнецова И.И составлена на основе архивных материалов, периодической печати, воспоминаний героев, их однополчан сообщается о жизни Героев Советского Союза – кузбассовцев – уроженцев Кемеровской области или призванных военкоматами этой области.
В книгу «Только победа и жизнь!» включены отрывки из публицистических произведений, газетные статьи, корреспонденции с фронтов писателей, публицистов военных лет М. Шолохова, И. Эренбурга, К. Симонова и др.
Детство, опаленное войной
Война - самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей [4, 115].
Во все времена войны приносили горе, смерть, разрушение [7, 71]. Особенно трагической и страшной была Великая Отечественная война 1941 – 1945 года. Неслучайно её называют Великой, так как она подняла весь советский народ на борьбу с фашистами, вероломно напавшими на СССР [1, 100].
Каждый человек в годы войны старался своим трудом на фронте и в тылу приблизить Победу. [3, 215-216]. В этой борьбе активное участие наравне с взрослыми принимали дети.
С первых же дней войны школьники пришли на помощь взрослым. Они работали вместе с учителями на покосе, пололи и копали картофель, принимали участие в уборке зерновых. Всё было подчинено войне - учёба и труд. В школе изучали военное дело, занимались спортом, особое внимание уделяли старшеклассникам, многие из них, окончив школу, ушли на фронт.
Анализируя материал, который собран в школьном музее «Память», проводя опрос среди ветеранов, выяснилось, что детей войны, родившихся с 1927 -1945 год, (не все родились в нашем поселке, но в итоге стали его жителями) достаточно много. Эта была молодежь, которой к 1941 году было 11-14 лет, судьба каждого из них сложилась по-разному. Интересна судьба Ветошкиной Валентины Сергеевны.
Валентина Сергеевна родилась 18 октября 1928 года в селе Пески Вязниковского района Ивановской области. Село отличалось от деревни тем, что в нём была церковь. Начиная с 1942 года, в школе учились до 18 мая, затем шли работать в колхоз: вывозили с частных дворов навоз, под плуг садили картошку, пололи её, работали на покосе. Ворошили и сгребали сено, складывали в копны и подвозили к стогам. Метали стога взрослые. В августе дёргали лён, вязали снопы и как изгородь ставили для просушки. Свозили на ригу (крышу на столбах), по ночам обмолачивали. Расстилали на луга, чтобы становился мягче, затем мочили в реке и мяли на специальном станке. Обколачивали кострику (жёсткую кожуру) с льняной соломой. Затем увозили на льнокомбинат.
Когда поспевала рожь, вязали снопы за лобогрейкой, ставили в скирды (9 снопов по кругу колосьями вверх, а сверху ставили сноп колосьями вниз). Две недели снопы сохли, а затем их возили на ригу. В плохую погоду молотили. Когда намолотят много, ночью сортировали и увозили в Заготзерно.
После работы днём два часа отдыха и шли работать в ночь, утром отдыхали два часа и выходили работать в день.
Зимой после уроков запрягали лошадей, на телегу ставили бочки и собирали по деревни золу для колхозного поля. Два раза в месяц зимой по воскресеньям ходили в подшефный госпиталь - уносили туда продукты, которые собирали по деревне. Весной по просьбе начальника госпиталя собирали смолу: ей заклеивали раны, тем самым, экономили бинты, которых не хватало. За это школе была выражена благодарность.
В годы войны из колхозных амбаров вывозили всё. Колхозникам оставалось то, что выращивали на приусадебном участке. В основном сеяли рожь, пшено и чумицу (крупа). В хлеб добавляли отруби (их привозили с мукомольного завода из г. Горького), замёрзшую картошку, которую не успели собрать осенью.
Была мечта поесть настоящего хлеба. Самыми голодными были послевоенные 1947 и 1948 годы.
На данный момент Валентина Сергеевна на заслуженном отдыхе, она является ветераном педагогического труда и тружеником тыла.
А какую неоценимую роль сыграла на фронте девочка-санитарка, Александра Евгеньевна Барадуля.
Родители Александры Евгеньевны Барадуля умерли, когда ей было всего три года, и она воспитывалась у дальних родственников в Белоруссии. В начале войны Александре было 11 лет. Чтобы как-то выжить, родственники посоветовали ей пойти работать в госпиталь. Ростом Саша была маленькая, потому пришлось прибавить пару лет, иначе начальник госпиталя не принял бы на работу. Как военному медработнику сшили Александре гимнастёрку, выдали сапожки, и приступила она к уходу за раненными и больными.
В годы войны среди населения были вспышки очень опасных инфекционных болезней: брюшного тифа, холеры, сибирской язвы. И в госпитале, где работала Саша, лечили раненых солдат, зараженных этими страшными болезнями. Маленькая девочка наравне со взрослыми медсёстрами возвращала людей к жизни, делала перевязки, кормила, обслуживала их. Только четыре часа в сутки давали медсёстрам отдохнуть, и опять начинался трудовой день. В госпитале была очень жестокая военная дисциплина, так как инфекционные болезни были смертельно опасными.
«Брюшной тиф, названный солдатами «окопной болезнью», передавался вшами. А как им не быть, если солдаты по многу дней не мылись, ведь негде было, разве что в реке летом и в снегу зимой», - рассказывает Александра Евгеньевна.
Однажды Александре удалось спасти молодого солдата. В армейской пилораме распиленная доска травмировала ему брюшную полость, и он потерял много крови. Хрупкая маленькая девчушка предложила для переливания свою кровь.
Военный госпиталь – это маленькое государство, где было всё, даже школа, в которой учились дети обслуживающего персонала. Вместе с ними продолжала обучение и Александра.
Так Александра Барадуля всю войну прошла с инфекционным госпиталем, дойдя до самой Германии. Но там Александра заболела гепатитом, и спасать потребовалось уже её. Прежде всего, ей необходимо было диетическое питание. Благодаря тому, что госпиталь обзавёлся коровами, коллеги выходили Александру свежим молоком и молочными продуктами.
После войны госпиталь переименовался в медсанчасть, и теперь уже в Белоруссии Александра Барадуля проработала в нём два года. А в дальнейшем, выйдя замуж, Александра Евгеньевна переехала в Сибирь и всю трудовую жизнь работала в осинниковской санэпидстанции в малиновском отделении, оттуда и ушла на пенсию.
В детском возрасте Александра Евгеньевна видела смерть, тяжёлые ранения солдат, познала военные будни, но, не смотря на все тяготы, сохранила бодрость духа, энергичность и душевную доброту.
Свой вклад в Победу внес Анохин Иван Георгиевич, 1928 года рождения, он родился в Алтайском крае. На данный момент проживает в поселке Малиновка, является тружеником тыла.
В годы Великой Отечественной войны Иван Георгиевич работал на рыбном заводе.
Воспоминания: «Помню, как после окончания 6 класса отправили на сельские работы. А с декабря 1942 года работал на рыбном заводе. Наша бригада изготавливала бочки и солила рыбу, а затем ее отправляли на фронт, длилось это до 1945 года. Затем в 1945-1947 года эвакуировали к нам в Керченский завод, и мы стали производить консервы».
Килин Иван Яковлевич в годы Великой Отечественной войны работал в деревообрабатывающей артели, по 8 часов в сутки, было тогда ему 12 лет. Валил лес, осину. Помимо этого Иван Яковлевич, работал в гончарном цеху, топил печку, изготавливал глиняную посуду.
Вспоминания: «Тяжело приходилось нашей семье жить в годы Великой Отечественной войны. Мать одна воспитывала меня и еще трех сыновей, моих братьев. Отец погиб на фронте. Все приходилось делать самим».
В Артели деревообрабатывающей Иван Яковлевич изготавливал сани для колхозов, ведь тогда все перевозили на лошадях.
С 1956 года Иван Яковлевич живет в поселке Малиновка, он имеет медаль Ветерана труда, юбилейные медали.
Апанасов Пантелей Алексеевич родился 29 июня 1929 года, в селе Корчияк Новокузнецкого района.
«В годы Великой Отечественной войны работал в колхозе «Новая жизнь». Жить было очень тяжело, - вспоминает Пантелей Алексеевич - работали с утра до глубокой ночи, но об отдыхе никто и не думал, все понимали, что на фронте было тяжелее». Пантелей Алексеевич работал не покладая рук, пахал, боронил, окучивал картофель. Зерно сдавали в Кузедеево на склад. Перевозили его на пароме, а до парома на лошадях. Трактор появился только в 1948 году.
Пантелей Алексеевич награжден юбилейными медалями, имеет удостоверение за доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Корнеева Валентина Александровна прошла дорогами войны с восьмилетнего возраста, испытала ужасы бомбежек, невзгоды походной жизни, голод, холод. Вот что рассказывала о военном детстве сама Валентина Александровна Корнеева:
«Я родилась 22 сентября 1934 года в Алтайском крае. Родители приехали в Алтайский край осваивать свободные земли.
В 1941 году 21 июня всей семьей мы приехали в гости к бабушке в село Поныри Курской области.
А утром 22 июня объявили по радио о нападении Германии на нашу Родину. Родители ушли на фронт. Во время бомбежки снаряд попал прямо в хату бабушки, которая в это время была в доме. Так от хаты осталась одна воронка, бабушка погибла. Я вместе с деревенскими детьми пряталась от бомбежек в картофельном поле.
Помню, как около понырской церкви шел бой. Мы, испуганные взрывами снарядов, сидели в кустах. Видим, лежит раненный советский солдат, рядом с ним плащ-палатка. Мы его уложили и поволокли с передовой. В это время наши заняли церковь, а немцы сзади подступают. Мы бойца обратно тащим к своим позициям. Так всю ночь и таскали: то в церковь, то в подвал, то в поле. К утру, он начал приходить в сознание, застонал, тем самым едва не выдал нас. Но, к счастью, в церковь зашли советские солдаты. Среди них был командир полка Сметанин.
Так я оказалась в полку Калинковской Краснознаменной пятой артиллерийской дивизии прорыва. И стала дочерью полка. Мне было тогда восемь лет. И я стала осуществлять следующую работу: кормила раненых, дежурила около них, чтобы они не соскочили на ноги.
Иногда после боя нас, ребятишек, посылали собирать останки убитых солдат, чтобы при отступлении ничего не досталось фашистам. Русские своих убитых уносили с поля боя и хоронили. Когда освободилась Курская дуга от фашистов, путь стал свободен. 18 августа нас в «телячьих вагонах» отправили в глубокий тыл, в Новосибирск. Дорогой маленьких ребятишек раздавали для усыновления работникам железнодорожного транспорта. Оставшихся больших детей повезли в город Сталинск (ныне Новокузнецк).
В Белово на стоянке я увидела маму. Ее вместе с ранеными эвакуировали в тыл. В этот момент она отправляла состав, потому что работала дежурной по станции. Так я стала жить с мамой.
Папа с войны не вернулся. В мае 1945 года перед самой Победой снайперская пуля нашла моего отца. Я его больше и не увидела. С 1990 года живу в городе Новокузнецке». [5, 6-7].
В музее «Память» хранятся стихотворения и воспоминания о военном детстве под Сталинградом ветерана труда из нашего посёлка Надежды Васильевны Чулковой. Надежде Васильевне было 6 лет, когда началась война. Она помнит, как впервые же дни проводили отца на фронт. «А потом мы ждали весточек с фронта. Невесёлые это были письма: наши отступали. Узнавали мы об этом не только из писем. Всё чаще слышалась стрельба, донимали бомбёжки. Началась эвакуация мирных жителей. Однако войска приближались так стремительно, что нас вывезти не успели. Вскоре в наши Чернышки вошли немцы. Много раз их отбрасывали назад, но они вновь возвращались. За каждый метр нашей земли дрались насмерть, но вооружённые до зубов немцы упорно рвались к Волге. Край родной был объят пожаром. Повсюду слышалась немецкая речь, новые хозяева выгнали нас из хат, резали скот, кур, гусей. Матерей наших гоняли рыть окопы, а дети, голодные и холодные, сутками сидели в погребах. Бомбёжки были такие, что горели земля и небо. Страшно!
Семь долгих месяцев шли жестокие бои за Сталинград. Наконец, началось отступление фашистов. Однажды возле нашей хаты в огороде разорвалась бомба. Осколком пробило стены, но хата уцелела. Как остались в живых, невозможно понять. Нельзя описать страшные, кровопролитные бои, в которых наши доблестные воины проявили такую смелость, отвагу и выносливость. Многие не вернулись с поля боя, и в их числе мой отец».
Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей. У них отняли не только дом, материнскую ласку, хлеб – у них отняли Родину и свободу.
Балычёва Афанасия Ильича в 12-летнем возрасте фашисты угнали на работу в Германию. Угнали всю семью: дедушку, бабушку и мать с Афанасием. Под конвоем гнали до железной дороги. Прикрываясь, немцы надевали женские платки и прятали оружие, чтобы их не было видно с самолётов. На железной дороге всех погрузили в вагоны и отправили из Орловской области в Прибалтику. В дороге бабушка умерла. В Риге всех схваченных поселили в огромной зоне, где раньше жили евреи. Их к тому времени уже уничтожили.
Затем работающее население лагеря погрузили на корабль и повезли в Польшу. Дед остался в Риге. В Польше всех прибывших расформировали. Некоторых отправили в концлагерь Освенцим. Остальных в городе Ульцине продали хозяевам.
Афанасий Ильич с матерью Евдокией Фёдоровной попали к фермеру – немцу. Когда приехали в его хозяйство, то рабов отправили сажать капусту. Они были очень голодные, поэтому листья у капусты съедали, а корешки сажали. Когда это увидел фермер, схватился за голову, забрал оставшуюся капусту. Оставил работников на попечении охраны, а сам уехал. Привёз похлёбку из брюквы. Накормил работников, потом досадили капусту. Урожай вырос хороший, и из той капусты, у которой съели листья, тоже.
Осенью 1943 года Афанасия забрали копать окопы. Увезли в лагерь Дюссельдорф в Голландию. Там строили плотину, чтобы разлилась река и преградила наступление американцам. Достроить не удалось. Американские самолёты разбомбили это сооружение.
В ходе налёта Афанасий Ильич получил контузию. Недалеко от него разорвалась сброшенная с самолёта бомба. Когда очнулся, охрана собирала пленных и заставляла разбирать завалы после бомбёжки, доставать живых и мёртвых. Вначале охранниками были немцы средних лет. Они не относились к пленным чересчур жестоко. Когда им на смену пришли молодые солдаты из Гитлерюнге, те могли ударить прикладом, расстреливали за малейшее неподчинение. В начале мая 1945 года пришли американцы и освободили. Представители СССР увезли в тыл советских войск, а оттуда на Родину в СССР.
Когда началась война, Маклаковой Полине Никитичне было 12 лет. Во время войны ее основной деятельностью было мытье золота в Спаске. После, уже чистое золото меняли на еду и ткани, чтобы шить одежду. Летом трудились на поле.
Тимошенко Эстолия Михайловна окончила семилетнюю школу и поступила в педагогическое училище, которое находилось в районном селе Таштып Красноярского края. Училище сделали из столовой, а потом там же разместили госпиталь для раненых солдат. В училище ей посчастливилось, и нашлась девочка хакаска, которой требовались уроки русского языка. Эта девочка платила едой. В училище кормили очень плохо: 200 граммов хлеба в день и какая-то баланда. Было за счастье получить добавку. В субботу в шесть часов вечера заканчивалась учебная неделя, и Эстолия Михайловна пешком шла домой.
Жили очень бедно. Кушать было нечего, кроме пареных овощей и чёрного хлеба. Одевались тоже очень плохо. Носила обувь из кожи телёнка в виде чулок и без подошвы. Платье сшито из серпянки – ткань чуть плотнее марли. Самым ярким воспоминанием военного детства была буханка белого хлеба, которую мать купила на заработанные шитьём деньги.
Вот в каких тяжёлых условиях пришлось жить детям военной поры. Но никто не роптал, а мечтал только об одном: о скорой победе над врагом.
Заключение
«Да всё иначе на войне,
Чем думать мог любой,
И солью пота на спине
Проступит подвиг твой»
А. Твардовский.
«Дети и война» - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - так сказал Александр Твардовский, видевший это немыслимое сближение собственными глазами. Но многое станет понятным, если мы вспомним, какую войну принесли немецко-фашистские захватчики на нашу землю. Они сами называли её «тотальной», всеобщей, где с одинаковым равнодушием, беспощадностью уничтожали и раненых бойцов, и безоружных пленных, и хилых стариков, и женщин, и детей. Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнём хаты белорусских деревень, их превращали в ходячие скелеты в Освенциме и жгли в крематориях Майданека. Можно ли удивляться тому, что в эти страшные горестные годы дети так быстро взрослели, что сердца их рано затвердевали в ненависти к врагу и руки подростков тянулись к оружию. Враг объявил нам свою тотальную войну и получил от нас народную священную войну, в которую слабые руки детей тоже внесли свой вклад.
Сегодня дети войны стали нашими дедушками и бабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Государство по достоинству оценило труд детей в годы войны, наградив их медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.». Им же будет в двойне приятно, если мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью, будем рассказывать о ней другим.
Действительно, молодёжь сыграла огромную роль в победе над фашистской Германией, в том числе наши земляки, жившие до войны или оказавшиеся после неё в посёлке Малиновка. Каждый из них, внес свой огромный труд, силу, любовь, как в годы войны так и не менее сложное и трудное послевоенное время. Мы, потомки и наследники Великой Победы, должны знать о подвигах своих дедов и рассказывать о них детям, вызывая у них чувство гордости за родных земляков, глубокое уважение к тем людям, которые внесли неоценимый вклад в Великую Победу. С каждым годом этих Великих людей остается все меньше и меньше. Поэтому очень важно осуществлять поисковую работу, для пополнения информационной базы школьного музея «Память». Кропотливо собирать информацию, записывать воспоминания участников и тружеников тыла Великой Отечественной войны.
Жизнь наших ветеранов, тружеников тыла, детство которых прошло в годы войны это живая история нашей Родины. Теперь о той страшной войне, которая выпала на долю наших прадедов, мы знаем не только из учебников, а из живого общения, и мы гордимся тем, что мы знакомы с такими людьми. Именно они внесли свой вклад в развитие экономики нашей страны в те сороковые роковые. Многие отдали свои жизни, чтобы мы, их потомки, жили мирно, дорожили своей свободой и берегли родную землю, за которую пролито столько крови.
Список литературы
Шум и человек
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Как нарисовать зайчика
Композитор Алексей Рыбников
Рисуем белые грибы пастелью