Недавно я познакомилась с искусством ОРИГАМИ и хочу о нем вам сегодня рассказать. Это очень увлекательное занятие. Оно доступно всем и богатым и бедным, и детям и взрослым. Потому что все, что нужно иметь это бумага и желание. И тогда рождаются на свет разнообразные фигурки от простых до сложных: цветы, животные, замки, причудливые формы. Как безгранична фантазия человека, так и разнообразен мир оригами. Это занятие радует душу и позволяет человеку хотя бы ненадолго оторваться от груза повседневных проблем и очутиться вместе с квадратиком бумаги в pуках в замечательной стране Творчества.
Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир.
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_raboty_origami.doc | 134.5 КБ |
Методический отдел комитета образования администрации
Марксовского муниципального района
II районная проектно - исследовательская конференция
младших школьников «Первый шаг в науку»
Направление секции «Из чего это сделано?» (конструирование).
Моё увлечение – оригами.
Утигалиева Аида,
ученица 3 класса
МОУ Прогимназии
Руководитель:
Костина Наталья Юрьевна,
учитель МОУ Прогимназии
г. Маркс – 2010
Аннотация.
Недавно я познакомилась с искусством ОРИГАМИ. Это очень увлекательное занятие. Оно доступно всем: и богатым и бедным, и детям и взрослым. Потому что все, что нужно иметь это бумага и желание. И тогда рождаются на свет разнообразные фигурки от простых до сложных: цветы, животные, замки, причудливые формы. Как безгранична фантазия человека, так и разнообразен мир оригами. Это занятие радует душу и позволяет человеку хотя бы ненадолго оторваться от груза повседневных проблем и очутиться вместе с квадратиком бумаги в руках в замечательной стране Творчества.
Цели моей работы:
Задачи:
Достоинств оригами очень много. Я думаю, что занятия по оригами можно проводить в 1- 4 классах вместо уроков труда, уроки оригами могут быть введены в расписание как постоянный предмет. Оригами можно сделать факультативным предметом или проводить занятия в группах продленного дня или кружках. Это поможет всем ученикам развить мышление, воображение, художественный вкус.
Отзыв руководителя.
Аида уже давно интересуется искусством Оригами, это увлечение всей семьи Утигалиевых. Она неоднократно рассказывала о своём увлечении на классных часах, показывала работы, выполненные в технике Оригами. Многих ребят из класса заинтересовало это искусство. Они с увлечением складывали разнообразные фигурки, использовали их для участия в разных конкурсах, оформления своих работ.
Аида с помощью мамы изучила историю возникновения Оригами, составила свою работу, выполнила панно в технике Оригами.
В работе использовались в качестве источников информации материалы Интернета.
Недавно я познакомилась с искусством ОРИГАМИ и хочу о нем вам сегодня рассказать. Это очень увлекательное занятие. Оно доступно всем и богатым и бедным, и детям и взрослым. Потому что все, что нужно иметь это бумага и желание. И тогда рождаются на свет разнообразные фигурки от простых до сложных: цветы, животные, замки, причудливые формы. Как безгранична фантазия человека, так и разнообразен мир оригами. Это занятие радует душу и позволяет человеку хотя бы ненадолго оторваться от груза повседневных проблем и очутиться вместе с квадратиком бумаги в pуках в замечательной стране Творчества.
Оригами - это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки. Может быть, свою роль здесь сыграло и то, что по-японски слова "бумага" и "бог" очень похожи. На заре оригами использовалось в храмовых обрядах. Например, кусочки рыбы и овощей, предназначенные в дар богам складывали в бумажные коробочки санбо. Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать. В 12-14 веках оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определенными навыками и в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры, были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Начиная с конца 16 века, оригами из церемониального искусства превращается в любимое развлечение японцев. Именно в этот период времени появилось большинство классических фигурок.
Взрыв популярности оригами произошёл после Второй мировой войны благодаря Акиро Йошидзава, который решил посвятить себя оригами и его развитию. Именно Йошидзава создал то, что сегодня называется "оригамная азбука". Условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать на бумаге процесс складывания оригамной фигуры. Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком. И сегодня все книги, посвященные искусству оригами, используют оригамную азбуку Акиро Йошидзава.
Условные знаки играют роль своеобразных "нот", следуя которым можно воспроизвести любую работу. Каждый оригамист должен знать эти знаки и уметь пользоваться ими для записей. Помимо знаков, существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Обычно они даются в книгах без комментариев. Считается, что любой новичок умеет выполнять их на практике. Международные условные знаки вместе с набором несложных приемов и составляют своеобразную "азбуку" оригами, с которой должен быть знаком любой складыватель. Все обозначения в оригами можно разделить на линии, стрелки и знаки (см. Приложение № 1).
Новое возрождение оригами так же тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда "люди" решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. Именно тогда среди детей, обреченных на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни - журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы. В память о жертвах атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира. Там был открыт монумент, посвященный погибшим детям. Двенадцатилетняя девочка, чья смерть послужила поводом для сооружения памятника, успела сделать только 644 журавлика. Но волна удивительной детской солидарности прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом - бумажными журавликами, собранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник и являются символом протеста против войны.
Движение "1000 журавликов" возродило интерес к оригами. По всему миру стали издаваться красочные книги, буклеты, журналы, посвященные этому искусству. Сейчас центры оригами открыты в 26 государствах планеты. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов, людей, в жизни которых оригами играет не последнюю роль; каждый год проводятся выставки, конференции, и все больше людей узнают об этом замечательном занятии. Каждая страна приняла оригами по-своему, в соответствии со своим культурой и традициями (см. Приложение № 2).
Но существуют основные стили оригами.
Простое оригами — стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной. В нем используется только складки горой и долиной. Этот метод подходит неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками.
Развёртка — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Мокрое складывание — техника складывания, разработанная Акирой Йосидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Удобно при изготовлении фигурок животных и цветов — в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу.
Достоинств оригами очень много. Ученые отмечают прямо таки «волшебные свойства» оригами. Это искусство позволяет нам успокоиться, сосредоточиться, отвлечься от проблем. Так что если вы устали, кипите гневом, попробуйте остановиться и смастерить из любого листочка понравившуюся вам фигурку. За это время вы отвлечетесь, успокоитесь, сосредоточитесь на новом деле и получите удовольствие от практически произведения искусства.
Оригами используют различные группы людей. Художники используют оригами, как способ выразиться творчески. Ученые, архитекторы и математики исследуют геометрию оригами для красоты или для практических применений. Врачи и преподаватели используют оригами, чтобы помочь их пациентам поправится от болезни или в целях обучения. И огромное число людей складывают бумагу просто потому, что это весело.
Я думаю, что занятия по оригами нужно проводить в 1- 4 классах вместо уроков труда. Уроки оригами могут быть введены в расписание как постоянный предмет. Оригами можно сделать факультативным предметом или проводить занятия в группах продленного дня или кружках. Это поможет всем ученикам развить мышление, внимание, воображение, художественный вкус…
Приложение № 1.
Линии | |
линия сгиба "долина" (на себя) | |
линия сгиба "гора" (от себя) | |
линия после перегиба | |
невидимая или воображаемая линия | |
| |
Согнуть на себя - сделать складку "долина". | |
Согнуть от себя - сделать складку "гора". | |
Перегнуть на себя - согнуть и разогнуть, сделав складку "долину". | |
Перегнуть от себя - согнуть и разогнуть, сделав складку "гору". | |
Складка-молния - сочетание складок "долиной" и "горой". | |
Двойная складка-молния - сочетание складок "долиной" и "горой", которые выполняются с двумя слоями бумаги. | |
Тащить, тянуть. | |
Раскрыть (обычно "карман"). | |
ПОвернуть (в одной плоскости). | |
ПЕРЕвернуть на другую сторону. | |
Завернуть (сделать подряд несколько линий "долин"). | |
Сделать подряд несколько складок-молний. | |
Знаки | |
Повторить действие (обычно сзади или на соседней стороне). | |
Нажать, надавить, вогнуть. | |
Держать здесь. | |
Точка, отмечающая угол, край, линию или пересечение линий. | |
Прямой угол. | |
Равные углы. | |
Следующая картинка - вид отсюда. | |
Увеличение изображения. | |
Равные части или стороны. |
Приложение № 2.
Оригами было знакомо и Николаю II, вернее, не ему, а маленькому наследнику престола. А история этого знакомства была такова. В 1908 году молодой филолог, выпускник Кембриджа Чарльз Сидней Гиббс был приглашён ко двору в Петербург для преподавания английского языка юным принцессам. В 1914 году к урокам присоединился совсем молодой царевич. Для того, чтобы завоевать доверие ребёнка, Гиббс прибегнул к хорошо испытанному приёму: начал складывать из бумаги на глазах мальчика разные фигурки. Через совсем короткое время, несмотря на разницу в возрасте, ученик и учитель стали настоящими друзьями, и уроки английского из нудных занятий превратились в веселое времяпрепровождение!
Хотя по существу оригами узнали в России всего несколько лет назад, и то в нешироком кругу людей, Толстой оценил это искусство сто лет назад. В 1896 году Толстой в своей известной статье "Что такое искусство" неожиданно обращается к искусству оригами. «... одна дама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая её известным образом, петушков, которые, когда их дёргаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все улыбались и радовались: как похоже на птицу эти петушки махают крыльями».
Символом оригами в Испании является Пахарита (исп. "птица"). Само слово "Пахарита" в Испании имеет два значения - либо это название конкретной модели, либо это вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. А искусство складывания называется "делать пахариты". Фигурки Пахарит настолько любимы и хорошо известны в Испании, что в Барселоне им поставлен даже специальный парный памятник.
Мастера народных промыслов из города Токио в Японии издревле славившиеся своей глазурованной керамикой, опробовали совершенно новую технику сочетания традиционного производства гончарных изделий и оригами. Сложенная из бумаги фигурка разворачивается, пропитывается бумагой и вновь сворачивается. В результате обжига бумага выгорает, а тончайший слой глины спекается в хрупкую корочку. Технология производства таких, пока уникальных в мире изделий, названа Cerart (от англ. ceramik - керамика и art - искусство).
Владимир Чернов из Саратова начал складывать фигурки из листового металла. Он считает, что толщина металла может быть любой, но чем толще, тем больше приходится применять усилий. Сам металл тоже может быть любым, но желательно наиболее пластичный - сталь. Для подобных работ требуется особенная технология, в корне отличающаяся от складывания из бумаги или фольги. Можно с уверенностью сказать, что в такой технике ещё никто в мире не работал.
Используемая литература:
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. "Все об оригами", "История возникновения и развития оригами»
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Оригами
Шелковая горка
Именинный пирог
Чья проталина?
Что такое музыка?
Финист - Ясный сокол