В ходе своей работы я многое узнал о пчёлах и хочу поделиться знаниями с вами.
Вложение | Размер |
---|---|
chto_ya_znayu_o_pchele.doc | 951 КБ |
Муниципальная средняя полная общеобразовательная школа № 4
Подготовил: ученик 2 класса «Б»
Курочкин Денис
Руководитель: учитель начальных классов
Коляда Е.В.
2010 г
Оглавление
1.Введение. 2
2. Основная часть. 3
2.1 История пчелы.
2.2 Медоносная пчела.
2.3 Жизнь пчёл.
2.4 Улей.
2.5 Обоняние.
2.6 Хоботок и усики.
2.7 Крылья и глаза.
2.8 Полёт.
2.9 Танец пчёл.
2.10 Сбор пыльцы.
2.11 Использование воды.
2.12 Ориентирование пчёл.
2.13 Пчёлы и предсказание погоды.
2.14 Использование продуктов пчеловодства.
2.15 Укус пчелы.
2.16 Геральдика и пчёлы.
2.17 Анкетирование одноклассников и их родителей.
3. Заключение. 12
4. Библиографический список. 13
5. Приложения.
На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мёд дала
Беспокойная пчела.
Однажды я прочитал рассказ Сергея Алексеевича Баруздина «Пчелиная напасть », в котором автор рассказывал о том, что в детстве его каждый день по нескольку раз кусали пчёлы. Сергей Баруздин не мог понять, почему никого, кроме него пчёлы не кусают. Он постоянно ходил то с шишкой под глазом, то на щеке, то на затылке и совсем измучался, пока однажды хозяин дома не объяснил маленькому Серёже, что пчёлы в его усадьбе не переносят запах лук, который мальчик ест каждый день. И вот, как только автор перестал есть лук, пчелы больше его не кусали.
Мне стало интересно, как и где пчёлы живут, чем питаются, как у них развиты органы зрения, обоняния, вкуса, как они летают. Что надо делать, чтобы пчёлы не кусали меня. И я решил изучить эти вопросы.
Объект исследования: пчела медоносная
Цель работы: выяснить, где и как пчёлы живут, как у них развиты органы
зрения, вкуса, обоняния, как летают, значение пчёл в жизни
человека.
Для достижения моей цели мне необходимо было реализовать такие задачи:
а) собрать информацию о пчёлах в научной литературе;
б) описать значение пчёл и продуктов пчеловодства для человека;
в) доказать, что пчеловодство – это не только удачное сочетание материальной пользы, но и творческого интереса.
г) Предложить способы использования продуктов пчеловодства.
Начиная работу по теме, я выдвинул следующие гипотезы:
Предполагаю, что роль пчелы в народном хозяйстве очень велика, а продукты пчеловодства находят широкое применение в медицине.
План работы:
а) обдумать тему творческой работы;
б) изучить научную литературу;
в) использовать информацию из Интернета;
г) обратиться за помощью к взрослым;
д) сравнивать, анализировать, обобщать;
В ходе своей работы я многое узнал о пчёлах и хочу поделиться знаниями с вами.
Основная часть.
2.1 История пчелы.
Ученые считают, что пчела на Земле появилась на 50-60 тыс. лет ранее человека. В Испании, в горах рядом с Валенсии был обнаружен наскальный рисунок безвестного художника древности. Пчел всегда считали большой загадкой и стремились к их обожествлению: древние греки и римляне считали, что пчела - дочь Солнца; славяне всегда считали мед Божьим даром. Известно, что в древние времена в Палестине процветало пчеловодство, причём множество пчелиных роёв обитало на скалах: в жаркие дни вытопившийся из сотов (восковых построек пчел из шестигранных ячеек) мёд стекал по камням вниз, и оттого эти места получили поэтическое название «земля, где текут молоко и мёд». Согласно палеонтологическим данным, пчёлы обитали на Земле уже 30 миллионов. Человек же существует лишь 2 миллиона лет. О том, что пчелиные гнёзда — ценная добыча, люди знали уже в каменном веке. Поэтому они усердно охотились за ними, чтобы добыть мёд и воск, хотя это было делом опасным и трудным. Пчёлы могли изжалить сборщиков до смерти, когда они из расщелин скал или дупел высоких деревьев вырезали соты с воском и мёдом. То, что в древности наши предки собирали мёд, подтверждают древние наскальные рисунки. На стене изображён человек, вынимающий соты из пчелиного гнезда Трудно сказать, когда древние люди перешли от собирательства мёда к пчеловодству, но археологические данные подтверждают, что 6 тысяч лет назад в Египте разводили домашних пчёл. Особо медоносные районы находились в верхнем течении Нила. Египтяне перевозили туда ульи — корзины из соломы или тростника, а то и керамические сосуды — на больших плетённых плотах, чтобы через какое-то время вернуться домой с богатым сбором мёда. В Древнем Египте мёд ценили высоко: все египетские фараоны носили титул «Повелитель пчёл». Символическое изображение этого насекомого при жизни фараона украшало царскую эмблему, а после смерти — его гробницу. В Древней Греции пчеловоды впервые научились вставлять в ульи перегородки и с их помощью изымать избыточные запасы мёда. Великий Гомер воспел мёд и его замечательные лечебные и пищевые свойства.
На Руси испокон веков занимались разведением пчёл, использовали продукты пчеловодства. Благодаря Петру I, появились стойкие связи с Европой, и первым из экспортных пчелопродуктов был воск.
В 17 – 18 веках бортник сдавал воск в церковь и ему отпускали грехи. Воск приравнивали к золоту.
2.2 Медоносная пчела.
Пчелы относятся к группе семейств жалящих насекомых. Всего в природе около 30 тыс. видов. Среди них самая интересная - медоносная пчела (она была одомашнена около 6 тыс. лет тому назад). Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды. Пчёлы приспособились питаться нектаром и пыльцой, используя нектар главным образом в качестве источника энергии, а пыльцу для получения белков и других питательных веществ.
Медоносные пчёлы живут большими семьями. В нормальных условиях семья состоит из одной пчелиной матки, многих тысяч рабочих пчёл (женские особи), а в летнее время и из трутней (мужские особи, живущих в тесном сообществе). Ни матка, ни рабочие пчёлы, ни трутни отдельно существовать не могут, а также не могут самостоятельно образовывать новую семью.
Семья пчёл - это своеобразная биологическая единица. Каждая пчелиная семья имеет свои индивидуальные качества и присущие лишь ей наследственные особенности.
2.3 Жизнь пчел.
Гнездятся в земле, в норках, иногда большими колониями. В лесной зоне предпочитает лесные опушки, поляны, окрестности населенных пунктов. Важные опылители цветковых растений. Тело обычно чёрное, густо опушенное, иногда пестро окрашенное. Длина около 7-15 мм. Язычок довольно короткий, заострённый на вершине. Устраивает гнезда в сухих деревьях, в том числе и в старых деревянных постройках. Гнездо имеет горизонтальный вход, а затем спускается вертикально вниз. Ячейки, заполненные пыльцой и нектаром, располагаются одна под другой в вертикальном ходе. В ячейках происходит весь цикл развития от яйца до взрослой пчелы. Вышедшие из куколки осенью пчелы зимуют в том же гнезде. Играют положительную роль в опылении многих лесных, плодово-ягодных и полевых культур. Рабочая пчела летом живет 40 дней, а зимой 9 месяцев
2.4 Улей
Всего в улье 60 000 – 120 000 пчел. У пчел много врагов и нахлебников, поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами, готовыми в любой момент бросится на незваного гостя. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к летку, пчела открывает его и предъявляет запах стражам как свою визитную карточку или пропуск.
2.5 Обоняние
Можно сказать, что пчелы - 'чемпионы' по обонянию. Они в 1 тыс. раз сильнее чувствуют запахи, чем человек, И пчелы способны улавливать аромат цветов на расстоянии более чем 1 км. Эти органы находятся у пчёл на усиках. Обоняние имеет большое значение в жизни пчёл: по запаху они отличают чужих пчёл от пчёл своей семьи, разыскивают нектар и т. д. Они способны различать огромное количество запахов. Некоторые запахи действуют на них как сигнал опасности. Больше всего пчёл раздражает запах собственного яда. Поэтому, если только одна пчела ужалит человека, то другие пчёлы, чувствуя запах, немедленно устремляются на помощь своей подруге и тоже пускают в ход жало, нападая на врага. Точно также действует на них запах раздавленной пчелы. Ещё их очень раздражают резкие запахи чеснока, сельди, одеколона, бензина, пота, запёкшейся крови.
2.6 Хоботок и усики.
Пчёлы имеют длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания нектара растений. У них также имеются усики. Все пчёлы имеют две пары крыльев, задняя пара по размеру меньше передней; только у нескольких видов у одного пола или касты крылья очень короткие, что делает полёт пчелы трудным или невозможным делом.
2.7 Крылья и глаза
У пчел пять глаз. Три в верхней части головы и два спереди. Установлено, что пчелы хорошо видят ультрафиолетовую часть солнечного спектра (не видимую человеком). Считают, что пчелы хорошо различают следующие цвета: жёлтый, сине-зелёный, синий, фиолетовый и ультрафиолетовый, по последним данным, многие цвета, в зависимости от характера отражения ими ультрафиолетовых лучей, пчёлам кажутся совсем иными, чем человеку. Так, синий и фиолетовый цвета пчелы видят как четыре различных цвета. Красный цвет они могут путать с фиолетовым и чёрным. Зелёный и оранжевый цвета пчелы воспринимают как жёлтый цвет. Пчелы хорошо запоминают лишь такую форму предметов, которая напоминает расчленённые лепестки цветков.
Медоносная пчела машет крыльями с частотой 200 раз в секунду. Ей нужно сделать 11400 взмахов в минуту, чтобы получилось характерное ей жужжание.
2.8 Полет
- Скорости полета пчелы – 22,4 км/ч
2.9 Танец пчел.
После того, как пчела нашла хорошее место для сбора пыльцы, она возвращается в улей, чтобы сообщить о его местоположении другим пчелам. Информация передается с помощью особого танца на сотах, во время которого пчела движется по замкнутой кривой, напоминающей восьмерку, виляя брюшком. Интенсивность виляния зависит от расстояния до пищи, а угол наклона восьмерки говорит о направлении. Пчела возвращается в улей в возбуждённом состоянии. Она отдаёт принесённый нектар пчёлам — приёмщицами, а сама выполняет на соте характерные движения, получившие название «вербовочных танцев», которые привлекают на поиски взятка других пчёл этой семьи. Если корм был найден вблизи пасеки, не дальше 100 м от улья, то пчела быстро пробегает вокруг какой-либо ячейки соты, а затем поворачивается и делает такой же круг в обратном направлении. Перебегая по соте от одних пчёл к другим, она повторяет эти движения в течение нескольких секунд. Такой танец называется круговым.
Когда цветущие растения обнаружены от улья на расстоянии более 100 м, прилетевшие с нектаром пчелы, выполняют, этот танец по-другому. Они сначала делают полукруг размером в несколько ячеек, затем 2—3 ячейки пробегают по прямой линии, виляя брюшком из стороны в сторону, а после этого делают уже второй полукруг обратную сторону. Характер танца, как и число колебаний брюшка при пробеге по прямой, зависит от степени возбуждённости прилетевшей сборщицы, а, следовательно, и от удалённости цветущих растений от улья. Чем дальше источник корма, тем меньше колебаний делает пчела при пробеге по прямой во время танца, выполняя его как бы с большей усталостью. Такой танец, в отличие от кругового, называется виляющим. Танцами пчелы сообщают не только расстояние до источника корма, но и в каком направлении нужно лететь к цветущим растениям. Степень возбуждённости пчелы — танцовщицы (пчелы -разведчицею) передаётся окружающим её пчёлам. Это помогает им найти растения, с которых прилетели «танцовщицы».
2.10 Сбор пыльцы.
Нектар, собираемый пчёлами, через ротовые органы и пищевод поступает в медовый зобик пчелы, в котором она доставляет нектар в улей, где передаёт его молодым пчёлам-приёмщицам. Помимо нектара, пчелы собирают с растений цветочную пыльцу, являющуюся их белковым кормом. Тело пчелы густо опушено волосками, При посещении пчёлами цветков между волосками накапливается большое количество пыльцевых зёрен. Их пчелы счищают щёточками ножек и укладывают в корзиночки (углубления на задних ножках). Пыльцу при сборе пчелы несколько увлажняют нектаром, благодаря чему пыльцевые зерна надёжнее удерживаются в корзиночках в виде плотных шариков, называемых обножкой.
Вернувшись в улей с обножкой, пчёлы сбрасывают принесённые комочки пыльцы в ячейки сотов. Молодые пчёлы тут же утрамбовывают пыльцу головой, а когда ячейка будет почти заполнена, заливают её доверху мёдом. Пыльца, сложенная в ячейки сотов, утрамбованная и залитая мёдом, называется пергой. Это источник белкового питания пчелиной семьи.
2.11 Использование воды.
Воду во время взятка пчёлы получают в достаточном количестве из собираемого с цветков и приносимого в улей нектара. Но если в природе нет взятка, а семья в это время выращивает много расплода, пчёлы ощущают недостаток в воде и вынуждены приносить её в улей. Для полировки сотов, заделки мелких щелей в ульях пчёлы применяют прополис. В состав его входят бальзамические вещества оболочек пыльцевых зёрен, смолистые вещества растений и примесь воска.
2.12 Ориентирование пчёл.
Молодые пчёлы во время ориентировочных облётов запоминают расположение своего улья относительно окружающих его предметов (деревья, кустарники, другие улья и пр.). Достаточно передвинуть улей в сторону на расстояние даже меньше 1 м, как возвращающееся со взятком пчёлы ищут его на прежнем месте и не сразу находят его на новом. Если же отнести улей на большое расстояние, то пчёлы вообще не смогут найти его.
Пчёлы запоминают расположение не только улья, но и его летка. Если улей приподнять или опустить, или устроить леток на другой его части, то прилетевшие пчёлы будут долго разыскивать его. То же самое следует сказать об окраске ульев и изменениях в предметах, окружающих улей (другой цвет соседних ульев, вырубка дерева, кустарника).
Собирая нектар или пыльцу, каждая пчела стремится придерживаться какого-либо одного вида растений. Например, посещая цветки гречихи, пчёлы не перелетают на растения другого вида, пока не отцветёт гречиха. Это имеет большое биологическое значение для опыления растений. Лишь в том случае, когда одновременно цветёт небольшое количество растений разных видов, пчёлы посещают за один вылет растения не одного вида.
После окончания цветения одних растений пчёлы, собиравшие нектар с их цветков, присоединяются к пчёлам, посещающим другие растения, или же начинают разыскивать распускающиеся цветки других видов растений. В последнем случае пчёл называют разведчицами.
Найдя новый источник корма, пчёлы набирают его в медовый зобик и, облетев несколько раз цветущие растения для запоминания их местоположения, возвращаются в свой улей. Дорогу к улью пчёлы также запоминают по встречающимся на пути ориентирам (деревья, кусты, водоемы, дороги в пр.) и по направлению лучей солнца.
2.13 Пчёлы и предсказание погоды.
Тело пчёл покрыто пушком, чувствительным к изменениям влажности. С повышением влажности воздуха в более высоких слоях атмосферы, где летают пчёлы, они испытывают неудобства вследствие конденсации влаги на поверхности тела, что приводит к изменению их поведения. По длительным наблюдениям пчеловодов:
- ранний дружный вылет пчёл за взятком предвещает хороший солнечный день;
- если с утра небо затянуто облаками, а пчёлы всё равно вылетают из ульев, следует ожидать улучшения погоды;
- пчёлы вылетают из ульев, но держатся вблизи пасеки – верная примета скорого дождя;
- если пчёлы в хорошую погоду рано прекращают лёт за взятком, то завтра будет погожий денёк;
- если пчёлы допоздна продолжают летать за взятком, запасая кормом – жди длительного ненастья;
- если летом пчёлы вылетают из улья и усаживаются на его стенках – быть сильной жаре;
- при ясной погоде пчёлы с утра не летят за взятком, а сидят в улье и гудят, жужжат – это верный признак скорого дождя (через 6-8 часов будет дождь);
- бывает, в солнечный день пчёлы вдруг в массе летят в улей, а встречный лёт отсутствует. Это верный признак грозы.
- перед тёплой зимой леток остаётся открытым;
- ранний вылет пчёл после зимы предвещает раннюю и тёплую весну.
2.14 Использование продуктов пчеловодства.
А) Мёд. Для того чтобы произвести 500 г меда, одной пчеле необходимо 10 млн. раз слетать от улья к цветку и обратно. А чтобы получился 1 кг меда, пчеле надо собрать нектар с 19 млн. цветов. Конечно, килограмм меда собирает много пчел. Но и у одной пчелы немало работы: в день рабочая пчела посещает в среднем 7 тысяч цветов. За сезон улей заготовляет от 150 до 300 кг меда.
Пчеловоды убирают ульи со спящими зимой пчелами в теплое помещение, которое называется «омшаник»
В мёде содержится около 60 различных веществ, главным образом глюкоза и фруктоза.
Мёд выгодно отличается от сахара тем, что содержит:
- ферменты, ускоряющие обмен веществ в организме;
- минеральные вещества;
- микроэлементы;
- органические кислоты;
- витамины;
- фитонциды, обладающие противомикробными, противогнилостными, противогрибковыми действиями.
Б) Прополис или пчелиный клей содержит эфирные масла, воск, пыльцу. Лечебные свойства:
- обезболивающее (сильнее новокаина в 5,2 раза);
- противозудное;
- противомикробное;
- тонизирует организм, повышает иммунитет;
-укрепляет эмаль зубов
- обезболивает и размягчает мозоли.
В) Воск пчелиный.
Этот продукт вырабатывается восковыми железами пчелы. Состав воска сложный и до конца не выяснен. Воск очень богат витамином А, необходимым для развития эпителия кожи, слизистой бронхов, горла, носа, желудка и кишечника, для остроты зрения. Обладает противомикробным, питательным и регенерирующим действием.
Г) Пчелиный яд.
Лечебное действие: - обладает выраженным противовоспалительным, обезболивающим действием;
-повышает общую сопротивляемость организма, иммунитет;
-противомикробное;
-расширяет сосуды;
-снижает кровяное давление;
- уменьшает вязкость и свёртываемость крови;
-снижает холестерин в крови.
Д) Маточное молочко (королевское желе) содержит минеральные соли, микроэлементы, витамины. Лечебное действие: - повышает содержание эритроцитов и гемоглобина в крови;
-повышает аппетит, повышает вес;
- стимулирует рост волос;
- улучшает память и зрение;
- повышает иммунитет
Е) Пыльца используется в медицине для лечения малокровия у детей. Она повышает содержание эритроцитов и гемоглобина. А ещё пыльца – биологический стимулятор. Пыльцу собирают при помощи специальных пыльцеуловителей.
2.15Укус пчелы.
Если ужалила пчела, удалите жало. Если жал несколько, удалите большинство их. Если это не представляется возможным, посчитайте, сколько пчел вас ужалило, чтобы сообщить об этом врачу. Промойте опухшее место водой с мылом. Положите лед на больное место. Не бойтесь! Потому что ученые установили, что для человека смертельным будет укус 500 пчел одновременно.
2.16 Геральдика и пчёлы.
В геральдике пчела служат эмблемой трудолюбия и покорности. Пчела также символизирует усердие, благоразумие и, поскольку полагали, что она никогда не спит, бдительность. Поскольку пчёлы запасают свой мёд, они символизируют экономию и бережливость и в таком значении присутствуют на вывесках банков. В геральдике пчела изображалась на многих гербах: семь пчёл на фоне земного шара на гербе Манчестера говорят, что плоды труда этого города можно встретить повсюду в мире.
2.17 Анкетирование одноклассников и их родителей.
Я решил узнать, знают ли мои одноклассники о пользе мёда. Для этого я провёл социологическое исследование: попросил их и их родителей ответить на несколько вопросов (раздал анкеты, а потом их проанализировал).
Результаты опроса меня удивили. Если взрослые осведомлены о пользе мёда, то мои одноклассники имеют скудные знания об этом продукте. Они считают, что мед только можно употреблять в пищу, и пить чай с мёдом против простуды.
Заключение.
Медоносные пчелы - одно из самых удивительных чудес природы. Сказочный гармоничный мир этих насекомых на протяжении тысячелетий не перестает удивлять тех, кто хоть как то прикоснулся к их жизни. Эти маленькие крылатые труженицы кропотливо собирают нектар, выделяемый цветками растений, превращая его в душистый, ничем не заменимый по питательности, по своим лечебным и диетическим свойствам мед. От них также получают воск, прополис, пыльцу, пергу, маточное молочко и пчелиный яд, которые служат ценным сырьем для изготовления различных лекарственных препаратов, а воск и прополис широко используют и во многих отраслях промышленности. Пчелиное гнездо - это своеобразный цех по приготовлению ценнейших продуктов.
Невозможно переоценить и ту пользу, которую приносят пчелы опылением растений. Они, по существу, являются хранителями и творцами природы. Если бы не было этих насекомых, то многие виды растительного мира давно бы исчезли, а некоторые из них вообще бы не появились в природе, потому что они существуют благодаря перекрестному опылению растений пчелами. Способствуют эти труженицы повышению урожайности многих сельскохозяйственных культур, что заметно сказывается на обеспечении людей продуктами питания.
Но чтобы пчелы давали человеку мед и другие продукты, опыляли растения, необходимо заботливо ухаживать за ними, особенно в современных условиях. Общение с пчелами на природе укрепляет здоровье пчеловода, помогает глубже изучать и понимать окружающий его мир, становиться духовно богаче и добрее. Но в ответ на это они требуют от пчеловода большого трудолюбия, глубоких знаний, увлеченности и искренней любви к ним. “У плохого человека пчелы не водятся”, - гласит народная мудрость.
Много интересного и поучительного я узнал, пока готовил этот материал. Мне кажется, что я даже подружился с этими мохнатыми насекомыми. Пчёлы очень полезные насекомые. Кроме ароматного и душистого мёда мы используем пчелиный прополис, воск, даже яд пчелиный и тот приносит пользу людям. Когда я буду видеть пчёл, я буду наблюдать за ними, фотографировать их. Мне хочется в будущем создать альбом фотографий, на которых будут запечатлены эти маленькие труженицы. Я надеюсь, родители помогут мне осуществить этот план. А для того, чтобы мои друзья знали больше о мёде и о лечении мёдом, я решил создать Книжку – малышку, которую назвал «Мёд и твоё здоровье».
Библиографический список.
1. Виноградов В. П., Нуждин А. С., Розов С. А. Основы пчеловодства. — Колос, 1966.
2. Детская энциклопедия «Всё обо всём».
3.Н.Н. Зарецкий «Уход за пчёлами».
4. Информационные материалы интернет-ресурса.
5. Миньков С. Г., Плотников И. С. Справочник пчеловода. — 3-е дополн. и перераб. — Алма-Ата: Кайнар
6. В.М.Николаевский «Справочник по пчеловодству».
7. В.Орлов «Самоучитель пчеловода».
8. В. Смирнов «Энциклопедия пчеловода».
9. Что есть что. Пчёлы, шмели, осы. Ольга Короткова. Москва, 2001.
Жил я в детстве в деревне на Ярославщине. Всем был доволен: и рекой, и
лесом, и полной свободой.
Часто сидел с ребятами в ночном у костра.
Но было одно "но". Вот об этом "но" я и хочу рассказать.
У хозяина дома, в котором мы жили, было несколько ульев с пчелами.
Говорят, пчелы - миролюбивые существа, если их не обижать. И верно: наши пчелы никого не кусали, не трогали. Никого, кроме меня.
Стоило мне выйти из избы, как какая-нибудь пчела обязательно меня
укусит. А бывали дни, когда меня жалили и по нескольку раз.
- Балуешься ты много, - говорила мать, - вот они тебя и кусают.
- Да вовсе не балуюсь, - оправдывался я. - Совсем их не трогаю.
"Что за напасть такая! - думал я. - Может, они меня перепутали с
кем-то? Ведь другие пчелы не жалят меня - в лесу, в поле, - а свои..."
Время шло, и не было дня, чтобы я избежал этой пчелиной напасти. То под глазом у меня шишка, то на щеке, то на затылке, а однажды пчела ужалила в спину, и я совсем измучился: почесать укушенное место и то нельзя - рукой никак не дотянешься.
Хотел я спросить нашего хозяина, почему пчелы меня не любят, но
побоялся. "Подумает еще, что я действительно их обижаю. Как я ему докажу, что вовсе их не трогаю? А ведь пчела, говорят, после того как ужалит, умирает. Значит, немало их по моей вине погибло".
Но вышло так, что я все равно не избежал разговора с хозяином. И
хорошо, а то бы все лето мучился.
Как-то вечером сидел я весь искусанный за столом, ужинал. Вошел в
комнату хозяин, спрашивает:
- Тебя что, пчелы опять покусали?
- Покусали, - говорю. - Только вы не подумайте, что я их дразнил. Я к
ульям и близко не подхожу...
Хозяин недоверчиво покачал головой.
- Странно, - говорит. - Они у меня смирные...
А сам, вижу, ко мне присматривается.
- А ты лук любишь? - спрашивает вдруг он. - Вроде луком от тебя пахнет.
Я обрадовался, что меня не ругают за пчел, и отвечаю:
- Да, очень люблю! Каждый день, наверное, кило зеленого луку съедаю. С
солью да с черным хлебом. Знаете, как вкусно!
- Вот, брат, за это они тебя и кусают, - рассмеялся хозяин. - Мои пчелы
прямо не переносят запаха лука. Да и вообще пчелы к разным запахам очень привередливы. Есть такие, что одеколон не любят или керосин, а мои - лук. Придется тебе воздержаться от лука.
С того дня я за все лето больше ни одной стрелки лука не съел. Если
даже в супе попадался - все равно выбрасывал. Боялся, что пчелы покусают.
А они и верно перестали меня жалить. Однажды я даже рядом с ульями стоял, когда соты из них вынимали, и то пчелы не тронули меня!
Пословицы о пчёлах.
В доброй душе и чужая пчела роем прививается;
У хорошего пчеловода нет плохого года;
От болтливого сказки, от работящего мед;
Хвастуна пчела не любит;
Пчела жалит только грешника;
Пчел держать - не в холодке лежать;
Пчел водить - не разиня рот ходить;
Чтобы пчел водить, надо сердцем их любить;
Цыплят по осени считают, а пчел по весне;
Улей сильный, мед - обильный;
Пчела артелью сильна;
По пчеле и о матке судят;
Какова матка, такова и пасека;
Трутень дурень, а без него не семья;
Каков облет, таков и мед;
С осоки пчела мед не носит;
С гречки - без осечки;
Ветры дуют - соты пустуют;
Кто кочует - тот с медом зимует;
Не пчелы боятся холода, а пчеловод;
Будет пчела на цветке - будет и яблоко на столе;
Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет;
Загадки о пчёлах.
***
Летит - гудит,
Сядет - молчит.
Целый день в трудах,
То в лугах, то в садах.
И кто ей друг -
Тот всегда с медком.
А кто ей не люб -
Спасайся бегом!
***
Зайдите к нам на огород:
Стоит под яблоней завод,
В нём - тысячи рабочих
Снуют с утра до ночи.
Гудит, работает завод
И нам даёт душистый мёд!
***
Вкусно лакомства готовит -
А не повариха.
Носит при себе иголку,
Хоть и не портниха.
***
Зверёк мохнатенький
Летит за сладеньким.
Хоть и жалит очень больно,
Но работой мы довольны!
Сок из цветочков он берёт,
Нам копит в сотах сладкий мёд.
***
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
***
Не жужжу, когда сижу.
Не жужжу, когда хожу.
Не жужжу, когда тружусь.
Я жужжу, когда кружусь!
***
С утра жужжу - цветы бужу!
Кружу-кружу и мёд вожу!
***
Чудо-город-городок -
Шумных домиков рядок.
Целый год янтарный мёд
В бочках не кончается!
И всё лето весь народ
На цветках качается!
***
Есть на свете сладкий дом,
Садом пахнет в доме том.
А жильцы, жужжа от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Угадайте - что за дом?
Стихи о пчёлах.
***
- Где была ты?
- Тут и там!
- Где летала?
- По цветам!
- Что домой ты принесла?
- Мёд! - ответила пчела.
***
На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мёд дала
Беспокойная пчела.
***
Работник садовый,
Поясок медовый.
Зажужжала, как пила,
Полосатая пчела.
***
Всё жужжит она, жужжит.
Над цветочками кружит.
Села, сок с цветка взяла.
Мёд готовит нам пчела!
***
Пчела с пчелою говорит и что-то ей жужжит, жужжит.
Где ты была, куда летала? Где мед душистый собирала?
Подруга молвила: “Мой свет, я в танце дам тебе ответ”.
Вот в танце первом я кружусь, тебе сказать не побоюсь.
Нектара сладость и покой, найдешь ты много за рекой.
Восьмерку в танце очерчу, ох далеко лететь скажу.
Поляна, лес, за ними сад, пыльцы, нектара, просто клад.
***
Моя радость, моя пчелка, ты, как милая девчонка.
Только солнышко взойдет, отправляешься в полет.
Запах трав, цветов, деревьев, ах какое наслаждение
хоботком войти в цветок, взять нектара сладкий сок.
Полететь скорей домой, в милый улей дорогой.
Свой нектар ты капнешь в соты и назад к своим заботам.
Танцы пчёл
«Мёд и твоё здоровье» (Полезные советы).
Знаменитый врач Авиценна рекомендовал, есть мёд. Он считал его средством для продления жизни, сохранения даже в старческом возрасте ясности ума и работоспособности. Этот продукт исследовался многими учёными, которые подтвердили его лечебные свойства при ряде заболеваний
Лечение мёдом простудных заболеваний.
Мёд просто незаменимое средство при простудных заболеваниях.
1.Сок свежих ягод малины смешивают с мёдом и принимают от простудного кашля.
2. Во время простуды всегда поможет мёд с отваром рябины и шиповника.(1/2 стакана рябины,1/2 стакана, шиповника отварить в течение 10 минут, процедить. На 1/3 стакана отвара добавить 1 ст. ложку мёда и долить молоком. Принимать 2-3 раза в день).
3.При гайморите закапывают мёд в нос с помощью пипетки (смешивая с соком алоэ или каланхоэ).
4.При простуде 1 стакан плодов калины залить 1 литром кипячёной воды, варить на медленном огне 10 – 15 минут, настоять 1 – 1,5 часа, процедить.
5.При простуде сок клюквы смешать с мёдом и пить по 40 – 50 мл 2 – 3 раза в день. Добавить 3 ст. ложки мёда, размешать и пить по 0,5 стакана отвара 3 – 4 раза в день.
6. При бронхите врачи рекомендуют следующий напиток. На 4 части сока редьки берётся 1 часть мёда.
7.Повышенной температуре применяют потогонное средство. Горячий отвар ромашки, которую заваривают как чай (1 ст. ложка цветков ромашки на 1 стакан кипятка), и настаивают несколько минут. Пить отвар следует 3 раза в день, добавляя в чашку 1 ст. ложку мёда.
8.Очищенный от кожицы чеснок натереть на мелкой тёрке, смешать с пчелиным мёдом в соотношении 1:1 и принимать по 1 ст. ложке смеси перед сном или по 1 чайной ложке 2 раза в день, запивая тёплой кипячёной водой.
9. 1 ст. ложку цветков липы залить 1 стаканом кипятка. После охлаждения, настой процедить и растворить 1 ст. ложку мёда. Принимать тёплым перед сном.
Любите ли вы мёд? Знаете ли вы, чем полезен мёд?
Ответы детей:
Убивает микробы – 1
Лечит простуду- 3
Лечит кашель – 1
От высокой температуры -1
Для здоровья-1
Содержит много витаминов
Знаете ли вы, чем полезен мёд? Знаете ли вы рецепты лечения мёдом?
Ответы детей: Ответы детей:
Чтобы лечиться-9 Натереть мёдом грудь от кашля -3
Убивает микробы-1 Для лечения горла съесть мёд-2
Пить с чаем-3 Пить молоко с мёдом от простуды-2
Пчёлы и муха
Финист - Ясный сокол
Заповеди детства и юности
Астрономический календарь. Март, 2019
Астрономический календарь. Октябрь, 2018