Исследовательская работа, представленная на городской конкурс исследовательских работ и проектов "Я - исследователь". В ней анализируется уровень речевой культуры учащихся данной школы, собран словарь наиболее употребительных в молодёжной среде слов и выражений, даны результаты диагностики, проведённой среди учащихся и их родителей. Представлена "Памятка для родителей".
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_issledovatel.doc | 219.5 КБ |
ya_-_issledovatel.ppt | 225.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17 им. И.П.Склярова»
Городской фестиваль исследовательских работ и проектов «Я – исследователь».
«Речевая культура учащихся 3-7 классов»
Выполнила ученица 5 класса
Пичугина Кристина.
Руководитель учитель I категории
Гусева Лидия Станиславовна.
Арзамас 2011
Оглавление
Введение 1-2
Основная часть
Глава 1. Сленг и его происхождение. 3-4
Глава 2. Употребление сленга в речи школьников. 4-5
Глава 3. Язык человека – его мировоззрение. 5-6
Глава 4. Возрождение речевой культуры. 6-7
Заключение 7
Список литературы 8
Приложения 9-14
Введение
Мы должны оберегать язык от
засорения, помня, что слова,
которыми мы пользуемся сейчас,
будут служить многие столетия
после нас.
С.Маршак.
Судьба языка не может оставить равнодушным ни одного русского человека. Русский язык – это язык культуры, это язык культурных людей. На русском литературном языке создаются художественные произведения и научные труды, это язык театра, школы, газет и журналов, радио и телевидения. В то же время на нём разговаривают в семье, на работе, в кругу друзей, в общественных местах.
В наше время язык подвергается большой опасности. В начале ХХI века речь людей, особенно молодых, изобилует иностранными словами, сленговыми выражениями, которые делают их речь безграмотной.
Поэтому меня заинтересовала проблема речевой культуры современных школьников, целесообразность употребления в их речи жаргонизмов.
Гипотеза
По моему мнению, учащиеся употребляют в своей речи очень много сленговых выражений, которые засоряют речь и мешают чётко и ясно выражать мысли.
Цель моего исследования – изучение уровня речевой культуры учащихся 3-7 классов нашей школы, причин употребления в ней большого количества жаргонизмов.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
В ходе исследования были применены следующие методы:
Глава 1
Сленг и его происхождение
Русский национальный язык прошёл долгий путь развития и окончательно сложился в начале 19 века. Он неоднороден по своему составу, в него входит несколько компонентов: просторечие, диалектный язык, арго, жаргон, профессиональный язык. Высшей формой национального языка, которая обслуживает все потребности общества, все сферы деятельности государства, потребности науки, просвещения, является литературный язык. Он вбирает в себя всё ценное из других компонентов и является эталоном для всех носителей русского языка, определяется целой системой норм. Однако наряду с литературным языком продолжают развиваться и другие компоненты национального языка, влияя на культуру нашей речи, изменяя язык прямо на глазах нашего поколения. Одним из таких компонентов является молодёжный сленг.
Так что же такое сленг и каково его происхождение?
Сленг - разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.
Некоторые учёные объединяют в понятие «сленг» всю нелитературную лексику (кроме мата), то есть и профессионализмы, и вульгаризмы, и жаргонизмы, и молодёжную лексику.
Молодёжный сленг - явление во времени не столь устойчивое, и «говор» современных школьников отличается от «словарного запаса» их родителей в том же возрасте. По мнению филологов, молодёжный сленг - средство общения людей, условно объединённых возрастом от 11 до 30 лет.
Лексика жаргона ограничена интересами тех, кто его использует. В данном случае это школа или институт, представители противоположного пола, музыка, досуг. Надо сказать, что выделить ту или иную разновидность сленга в чистом виде чрезвычайно сложно, а подчас и просто невозможно.
Я считаю, что подростковый сленг - своеобразное жаргонизированное просторечие молодого поколения, смесь арготизмов, жаргонизмов, интернет-сленга и иноязычных слов.
Кстати, проведённый мною опрос показал, что 48% опрошенных подростков не знают, что такое сленг. Остальные считают, что сленг - это «нелитературные слова», «молодёжный язык общения», «своеобразный стиль речи», «блатной язык», «тип разговора».
Все опрошенные взрослые дали определение слова «сленг». 29% определили сленг как жаргон. 20% считают, что сленг - это язык общения молодых людей, зашифрованный язык. Остальные опрошенные ответили, что сленг - это слова, выражения, свойственные каким-либо группам людей, разговорная речь в определённых кругах общества.
Глава 2
Употребление сленга в речи школьников
Так почему же школьники употребляют жаргонизмы? Что их привлекает в сленге?
Результаты проведённого анкетирования показали:
«прикольный», «крутой». В юности хочется «быть крутыми», выглядеть взрослее, старше.
эмоциональностью. Так считают 27%.
в языке свою принадлежность к определенному сообществу.
Такую причину назвали 38%.
школьники свободно и непринуждённо общаются.
(Смотрите приложение №1)
Таким образом, жаргон – это детская болезнь. Но я думаю, что здесь болезнь одна – отсутствие речевой культуры. Конечно же, я не против молодёжного жаргона, но им не надо чрезмерно увлекаться и из него надо вовремя выйти. Тем более, что возникает парадоксальная ситуация, когда учащиеся не знают значение многих общелитературных слов, например, «кумач», «чопорный», «вестибюль», «чванство», а в 5 классе затруднение вызвало даже слово «патриотизм», но при этом большинство школьников хорошо ориентируются в жаргонной лексике.
Глава 3
Язык человека – его мировоззрение
Я хорошо понимаю, что жаргонизмы являются той экспрессивной лексикой, которая может разнообразить речь, сделать её эффектной и даже заполнить номинативный вакуум, но в то же время считаю, что они засоряют общенародный язык.
Жаргонные слова быстро тускнеют, стираются, превращаются в безликий, назойливый штамп. Да, первое время они, возможно, и выразительны, однако в любом случае находятся за пределами литературного языка.
Человек, употребляющий жаргонизмы, настолько привыкает к ним, что нередко и в зрелом возрасте употребляет «подростковые» слова. Если же человек взрослеет и продолжает употреблять такие слова, то это свидетельствует о его невысоком интеллекте. Д.С.Лихачёв писал: «Язык человека – это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает».
Мы также не должны забывать о том, что молодёжный жаргон (особенно в последнее время) не просто речевая забава или игра, которая пройдёт с возрастом, а средство выражения мыслей и чувств молодых людей. И молодёжная лексика является своеобразным индикатором болезни всего русского языка, показателем негативных процессов, протекающих в языке и обществе.
А.Н. Толстой писал: «Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке».
Следовательно, показателем интеллектуального развития должна стать высокая культура речи; мода на жаргонные слова и выражения оборачивается засорением языка и как следствие - сознания.
Глава 4
Возрождение речевой культуры
К.Г.Паустовский писал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Не пора ли нам задуматься, что мы делаем со своим национальным достоянием? Очень важно, чтобы язык не растерял свои высокие качества (благозвучность, чистоту, точность, богатство, выразительность, понятность, доступность) под напором нынешних угроз.
По мнению опрошенных ребят, улучшить положение дел с культурой речи можно, если начать с себя, ведь экология собственного «Я» включает в себя и культуру речи. Самым действенным способом добиться чистоты речи учащиеся считают систему наказаний, штрафы за сквернословие. Закон этот должен действовать, ведь безнаказанность рождает распущенность, в том числе и речевую. Надо всем миром бороться с этой напастью. В школах необходимо проводить разъяснительные беседы о недопустимости засорения языка, мероприятия с приглашением людей, обладающих высокой речевой культурой, например, преподавателей филологического факультета.
Мы, со своей стороны, разработали памятку для родителей, чьи дети часто используют в своей речи молодёжныё сленг.
Заключение
Проанализировав и обобщив все данные исследования, я пришла к следующим выводам:
Таким образом, высказанная ранее гипотеза о том, что жаргонизмы засоряют нашу речь, нашла своё полное подтверждение в ходе проведённого мною исследования.
Список литературы
Приложение № 1
Приложение № 2
А
Атас - опасность
Б
Бабки, бабло – деньги
базар - болтовня
байк - мотоцикл
баклан - глупый
башлять - платить деньги
белочка - белая горячка
ботаник – ученик, который учит уроки
бубен - лицо
бычок - окурок
В
валить - уходить
велик - велосипед
вертушка - вертолёт
видик - видеомагнитофон
Г
глюк - галлюцинации
гнать - врать
грузить - словесно убеждать
Д
движок – двигатель транспортного средства
двинуть – ударить
дискач – дискотека
днюха – день рождения
домашка – домашнее задание
З
забить – забыть про всё
зырить – смотреть
И
инет - интернет
К
классно, клёво - хорошо
комп – компьютер
компашка - компания
контрошка – контрольная работа
крыша – разум
М
мафон – магнитофон
махаться – драться
мобила – мобильный телефон
музон – музыка
О
обламывать – мешать осуществлению планов
очковать – трусить
П
пахать – усердно работать
пельмень – глуповатый
по барабану, по фигу - безразлично
прокачивать – усовершенствовать
Р
развод – обман
репа – голова
ржать – смеяться
родаки – родители
русич – русский язык
Т
телик – телевизор
тормоз – глупый человек
трещать – разговаривать
тусовка – веселье
тырить – воровать
У
убитый енот – доллар
училка – учительница
Ф
фиолетово – всё равно, безразлично
Х
хавать – кушать
халява - отдых, безделье
Ш
шишка – человек, занимающий значимую должность
шухер – опасность
Слайд 1
Исследовательская работа по теме: «Школьный сленг: норма или антинорма?» Выполнила: учащаяся 5 класса МОУ СОШ № 17 Пичугина КристинаСлайд 2
«Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас» С. Маршак
Слайд 3
Основополагающий вопрос: СОВРЕМЕННАЯ ПОДРОСТКОВАЯ РЕЧЬ: НОРМА ИЛИ АНТИНОРМА?
Слайд 4
Цель исследования: Изучение уровня речевой культуры учащихся 3-7 классов нашей школы, причин употребления в ней большого количества жаргонизмов.
Слайд 5
Задачи исследования: Изучить литературу о русском национальном языке и его компонентах, в частности – о молодежном сленге. Проанализировать употребление учащимися сленговых выражений при помощи анкетирования учащихся 3-7 классов нашей школы и их родителей. Наметить пути улучшения речевой культуры учащихся в нашей школе через создание листовок с советами для родителей, чьи дети используют молодежный сленг.
Слайд 6
Актуальность исследования: - Преобладание в речи подростков жаргонизмов (степень жаргонизации речи превышает 50% для юношей и 33% для девушек); - Мы сами подростки, и эта тема нам очень интересна!
Слайд 8
Часто используемые в школьной речи слова: Стрёмно – плохо; Тормоз – глупый; Клёвый – хороший; Оторваться – веселиться; Предки – родители; Прикинь – представь; Наезжать – предъявлять претензии; Не базарь – не говори; Не гони – не обманывай; В смысле – как понять; Оттянуться – отдохнуть; Респект – уважение.
Слайд 9
Эксперимент: «В 1812 году Наполеон наехал на Россию. Притащились французы, а тут зима. Стремно им стало из-за русских морозов. Да и реальный перец Кутузов быстро обломал Наполеону рога. Клевые русские чуваки порвали французов. Лохонулся этот тормоз Наполеон в России и припух. Пришлось ему сваливать ни с чем».
Слайд 10
Ребята, а, может быть, лучше будем говорить на человеческом языке?
Слайд 13
Благодарим за внимание!
Госпожа Метелица
Злая мать и добрая тётя
Марши для детей в классической музыке
Император Акбар и Бирбал
О путнике