Научно-исследрвательская работа социальной направленности. Ученица 9 класса, мечтающая стать хурналистом с интересом выполняла работу по изучению вопросов нацинального самовсприятия и национальной толерантности учащихся разных возрастов.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota_izm.doc | 123.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 143.5 КБ |
prilozhenie_2.doc | 92 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
им. В.М.Приёмыхова
Научно-исследовательская работа
Национальная толерантность учащихся.
Выполнила:
Андросова Ирина
учащаяся 9 класса
руководитель:
Золотайко М.В.
Г.Белогорск, Амурская область, 2011 год.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………...3
1.Основная часть. Обзор литературы………………………………………………………3
1.1. Цвет волос……………………………………………………………………………….....4
1.2. Цвет глаз……………………………………………………………..…………………......5
1.3. Генетика человека………………………………....……………………………………….5
1.4. Генетика фенотипических признаков…………………………………………….…........8
1.5. Раса………………………………………………………………………………………….9
1.6. Славяне…………………………………………………………………………………….11
1.7. Внешний вид русских…………………………………………………………………….13
2.Экспериментальная часть………………………………………………………………...13
2.1. Характеристика места проведения исследования………………………………………13
2.2.Методика проведения исследования……………………………………………………..14
2.3.Анализ полученных данных..……………………………………………………………..14
2.3.1. Выявление индивидуальных качеств учащихся………………………………………14
2.3.2. Выявления отношения учащихся к национальности – русские……………………...15
2.3.3. Выявления отношения учащихся к другим национальностям..…………………...…16
2.4. Выводы…….……………………………………………………….……………………...17
2.5. Предложения………………………………………………………………………………17
Литература.…………………………………………………………………………………....18
Приложение 1..……………………………………………………………………...................19
Приложение 2………………………………………………………………………………….26
Введение
«Ты – русский! Гордись этим и защищай свою нацию!» - самое распространенное мнение нынешнего поколения. Стены домов пестрят различными надписями на эту тему. Компьютерная сеть наводнена различными «размышлениями» и обсуждениями. Наша нация сама возвысила себя на немыслимый уровень. И теперь другие – будто бы не достойны нас.
Гонение других национальностей широко распространено в России. Было зафиксировано множество случаев нанесения умышленного вреда жизни и здоровью иностранцам. А все из-за того, что человек родился в другой стране. Но ведь это же не правильно! То, что человек другой национальности – это еще ни о чем не говорит. Ведь есть прекрасные люди и среди других народов.
Это также верно, как и то, что в нашей стране не все добрые и отзывчивые люди.
А кто такие русские? Такой национальности как русские нет, так как образование данного слова связано напрямую с понятием «Русь». Развитие Руси связано с объединением различных народностей и национальностей, преимущественно славян. Но и они имеют различные корни происхождения. Поэтому, в настоящий момент можно сказать, что русские — это мультинациональное сообщество. На протяжении веков сформировалась национальность — русские с определенными фенотипическими признаками и определенным менталитетом.
После таких размышлений, я задалась вопросами: «А действительно ли мы русские?» и «Насколько терпимо ученики нашей школы относятся к другим национальностям?». За основу работы была предложена рабочая гипотеза: «Учащиеся нашей школы мало толерантны по отношению к другим национальностям».
Цель работы: выявление уровня национальной толерантности учащихся нашей школы.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1.Основная часть. Обзор литературы.
1.1. Цвет волос
Цвет волос определяется содержанием в них пигмента - меланина. Чем выше уровень меланина, тем темнее естественный цвет волос. На цветовое впечатление от волос у человека влияет и замеченная зависимость количества волосяных луковиц на волосистой части головы от цвета волос: в среднем, наименьшую плотность растительности на голове имеют рыжеволосые индивиды (от 60 тыс. до 80 тыс. волос), а наибольшую брюнеты (до 200 тыс. волос)/
Причины пигментации волос
Цвет волос зависит от многих факторов, самыми главными из которых являются генетические и эндокринные. Цвет волос зависит от количества красящего вещества — пигмента, который находится в клетках коркового слоя волоса, и от количества воздуха[источник не указан 376 дней], которым «разбавлен» пигмент. Определяющую роль играют два пигмента: эумеланин (чёрно-коричневый цвет) и феомеланин (жёлто-красный), сочетание которых даёт всю гамму цветовых оттенков. Эти пигменты синтезируются специальными клетками (меланоцитами) только в соответствии с генетической программой.
Активность меланоцитов неравномерна по массе волос, поэтому отдельные волосы одного человека различаются по цвету, что и придаёт волосам естественный вид, который отличается от вида равномерно окрашенных волос. Со временем активность клеток, производящих пигмент, падает, и волосы вырастают неокрашенными, то есть седыми. Основные цвета волос человека см. в приложении (Таблица № 1. «Цвет волос человека»).
Рыжий: По причине своей исключительности, рыжий цвет волос, к сожалению, так же нередко становился причиной предрассудков. В кельтской мифологии ведьмы чаще всего изображались именно с рыжими волосами, благодаря чему в европейской культуре рыжий цвет волос у женщин долгое время прочно ассоциировался с ведьмами. Однако подтверждений тому, что женщины с рыжим цветом волос подвергались особым преследованиям со стороны «охотников за ведьмами», нет. Ярко-рыжий цвет волос у женщин до сих пор ассоциируется с экстравагантным характером, или с чем-то таинственным или мистическим. Довольно циничное отображение и высмеивание предрассудков, связанных с рыжим цветом волос, представляет собой эпизод сериала «South Park» «Рыжие дети». Так же из этого эпизода можно почерпнуть сведения о том, что ген, отвечающий за рыжий цвет волос, как правило, является рецессивным, то есть рыжий цвет волос детей может проявляться независимо от цвета волос их родителей. Другое отражение нашла особенность рыжего цвета волос в рассказе Артура Конана Дойля «Союз рыжих» из серии «Приключения Шерлока Холмса».
1.2. Цвет глаз
Цвет глаз — характеристика, определяемая пигментацией радужной оболочки.
Радужная оболочка состоит из эктодермального и мезодермального слоёв. От характера распределения в них пигментов и зависит цвет. В переднем мезодермальном слое распределены хроматофоры, содержащие меланин. В заднем слое содержится много заполненных фусцином пигментных клеток. Кроме этого, роль играют сосуды и волокна радужной оболочки. Основные цвета глаз человека см. в приложении (Таблица № 2. «Цвет глаз человека»).
1.3. Генетика человека
Генетика человека – это особый раздел генетики, который изучает особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания (медицинская генетика), генетическую структуру популяций человека. Генетика человека является теоретической основой современной медицины и современного здравоохранения.
Генетика человека, тесно связана с антропологией и медициной. Её условно подразделяют на антропогенетику, изучающую наследственность и изменчивость нормальных признаков человеческого организма, и генетику медицинскую, которая изучает его наследственную патологию (болезни, дефекты, уродства и др.). Генетика человека связана также с эволюционной теорией, т.к. исследует конкретные механизмы эволюции человека и его место в природе, с психологией, философией, социологией. Из направлений генетика человека наиболее интенсивно развиваются цитогенетика, биохимическая генетика, иммуногенетика, генетика высшей нервной деятельности, физиологическая генетика.
Геном человека включает несколько миллионов генов, способных к тому же по-разному влиять на развитие признаков. В результате мутаций и перекомбинации генов возникает присущее человеку разнообразие по самым разным признакам. Гены человека мутируют каждый с частотой от 1 на 100000 до 1 на 100000000 гамет на поколение. Распространение мутаций среди больших групп населения изучает популяционная Генетика человека, позволяющая составить карты распространения генов, определяющих развитие нормальных признаков и наследственных болезней. Особый интерес для популяционной генетики человека представляют изоляты — группы населения, в которых по каким-либо причинам (географическим, экономическим, социальным, религиозным и др.) браки заключаются чаще между членами группы. Это приводит к повышению частоты кровного родства вступающих в брак, а значит, и вероятности того, что рецессивные гены перейдут в гомозиготное состояние и проявятся, что особенно заметно при малочисленности изолята.
Исследования в области генетики человека продемонстрировали наличие естественного отбора в человеческих популяциях. Однако отбор у человека приобретает специфические черты: он интенсивно действует только на эмбриональной стадии (т. н. самопроизвольные аборты — отражение такого отбора). Отбор в человеческом обществе осуществляется посредством дифференциальной брачности и плодовитости, т. е. в результате взаимодействия социальных и биологических факторов. Мутационный процесс и отбор обусловливают огромное разнообразие (полиморфизм) по ряду признаков, присущее человеку, что делает его с биологической точки зрения необычайно пластичным и приспособленным видом.
Генетика человека представляет собой естественнонаучную основу борьбы с расизмом, убедительно показывая, что расы — это формы адаптации человека к конкретным условиям среды (климатическим и иным), что они отличаются друг от друга не наличием «хороших» или «плохих» генов, а частотой распространения обычных генов, свойственных всем расам. Генетика человека показывает, что все расы равноценны (но не одинаковы) с биологической точки зрения и обладают равными возможностями для развития, определяемого не генетическими, а социально-историческими условиями. Констатация биологических наследственных различий между отдельными людьми или расами не может служить основанием для каких-либо выводов морального, юридического или социального порядка, ущемляющих права этих людей или рас.
В настоящее время твердо установлено, что в живом мире законы генетики носят всеобщий характер, действительны они и для человека.
Однако, поскольку человек – это не только биологическое, но и социальное существо, генетика человека отличается от генетики большинства организмов рядом особенностей:
– для человека характерны социальные признаки, которые не встречаются у других организмов, например, темперамент, сложные коммуникационные системы, основанные на речи, а также математические, изобразительные, музыкальные и иные способности;
– благодаря общественной поддержке возможно выживание и существование людей с явными отклонениями от нормы (в дикой природе такие организмы оказываются нежизнеспособными).
Доминантные признаки человека см. в приложении (Таблица № 3. Генетика человека. Доминантные признаки»).
Генеалогические методы (методы анализа родословных)
Родословная – это схема, отражающая связи между членами семьи. Анализируя родословные, изучают какой-либо нормальный или (чаще) патологический признак в поколениях людей, находящихся в родственных связях.
Генеалогические методы используются для определения наследственного или ненаследственного характера признака, доминантности или рецессивности, картирования хромосом, сцепления с полом, для изучения мутационного процесса. Как правило, генеалогический метод составляет основу для заключений при медико-генетическом консультировании.
При составлении родословных применяют стандартные обозначения. Персона (индивидуум), с которого начинается исследование, называется пробандом (если родословная составляется таким образом, что от пробанда спускаются к его потомству, то ее называют генеалогическим древом). Потомок брачной пары называется сиблингом, родные братья и сестры – сибсами, кузены – двоюродными сибсами и т.д. Потомки, у которых имеется общая мать (но разные отцы), называются единоутробными, а потомки, у которых имеется общий отец (но разные матери) – единокровными; если же в семье имеются дети от разных браков, причем, у них нет общих предков (например, ребенок от первого брака матери и ребенок от первого брака отца), то их называют сводными.
Каждый член родословной имеет свой шифр, состоящий из римской цифры и арабской, обозначающих соответственно номер поколения и номер индивидуума при нумерации поколений последовательно слева направо. При родословной должна быть легенда, т. е. пояснение к принятым обозначениям.
При близкородственных браках высока вероятность К обнаружения у супругов одного и того же неблагоприятного аллеля или хромосомной аберрации:
Приведем значения К [X–Y] для некоторых пар родственников при моногамии:
К [родители–потомки]=К [сибсы]=1/2;
К [дед–внук]=К [дядя–племянник]=1/4;
К [двоюродные сибсы]= К [прадед–правнук]=1/8;
К [троюродные сибсы]=1/32;
К [четвероюродные сибсы]=1/128. Обычно столь дальние родственники в составе одной семьи не рассматриваются.
На основании генеалогического анализа дается заключение о наследственной обусловленности признака. Например, детально прослежено наследование гемофилии А среди потомков английской королевы Виктории. Генеалогический анализ позволил установить, что гемофилия А – это рецессивное заболевание, сцепленное с полом.
Популяционные методы
Главными чертами человеческих популяций являются: общность территории, на которой живет данная группа людей, и возможность свободного вступления в брак. Факторами изоляции, т. е. ограничения свободы выбора супругов, у человека могут быть не только географические, но и религиозные и социальные барьеры.
В популяциях человека наблюдается высокий уровень полиморфизма по многим генам: то есть один и тот же ген представлен разными аллелями, что приводит к существованию нескольких генотипов и соответствующих фенотипов. Таким образом, все члены популяции отличаются друг от друга в генетическом отношении: практически в популяции невозможно найти даже двух генетически одинаковых людей (за исключением однояйцевых близнецов)
В популяциях человека действуют различные формы естественного отбора. Отбор действует как во внутриутробном состоянии, так и в последующие периоды онтогенеза. Наиболее выражен стабилизирующий отбор, направленный против неблагоприятных мутаций (например, хромосомных перестроек). Классический пример отбора в пользу гетерозигот – распространение серповидноклеточной анемии.
Популяционные методы позволяют оценить частоты одних и тех же аллелей в разных популяциях. Кроме того, популяционные методы позволяют изучать мутационный процесс у человека. По характеру радиочувствительности человеческая популяция генетически неоднородна. У некоторых людей с генетически обусловленными дефектами репарации ДНК радиочувствительность хромосом повышена в 5…10 раз по сравнению с большинством членов популяцией.
1.4. Генетика фенотипических признаков
Традиционно считается, что цвет глаз определяется наследственностью. За светлые глаза отвечает мутация гена OCA2. За синий или зелёный цвет отвечает ген EYCL1 хромосомы 19; за коричневый — EYCL2; за коричневый или синий — EYCL3 хромосомы 15. Кроме того, с цветом глаз связаны гены OCA2, SLC24A4, TYR. Согласно классической генетике, гены, дающие тёмные глаза — доминантные, а светлые — рецессивные. Однако, в действительности, генетика цвета глаз очень сложна, поэтому их комбинации у родителей и детей могут быть крайне разнообразны.
Недавние исследования датских ученых привели к выводу, что существуют участки по-крайней мере в шести генах, по которым можно предсказать цвет глаз. Как заявили по окончании тестов авторы работы, из восьми изученных генов шесть — HERC2, OCA2, SLC24A4, SLC45A2, TYR, IRF4 вносят в предсказание цвета радужной оболочки максимальный вклад. На основе строения вариабельных участков этих генов карий цвет глаз можно было предсказать с вероятностью 93%, голубой — 91%. Промежуточный цвет глаз определялся с меньшей вероятностью — 73%.
Поскольку цвет глаз определяется генетикой, то частота распределения определённых цветов является одной из характерных черт каждого народа. Статистику по цветам глаз разных народов см. в приложении (Таблица № 4. «Статистика фенотипических признаков. Цвет глаз человека»).
Цвет глаз может меняться в течение жизни. Иногда вскоре после рождения цвет глаз меняется со светлого на тёмный — это иногда встречается у европеоидов, и связано с накоплением меланина в радужной оболочке. У пожилых людей глаза иногда бледнеют, что связано с определённой потерей прозрачности мезодермального слоя. Цвет глаз может изменяться и в связи с некоторыми болезнями.
Роль мутаций в эволюции
Если мутация затрагивает «молчащие» участки ДНК, либо приводит к замене одного элемента генетического кода на синонимичный, то она обычно никак не проявляется в фенотипе (проявление такой синонимичной замены может быть связано с разной частотой употребления кодонов). Однако методами генного анализа такие мутации можно обнаружить. Поскольку чаще всего мутации происходят в результате естественных причин, то в предположении, что основные свойства внешней среды не менялись, получается, что частота мутаций должна быть примерно постоянной. Этот факт можно использовать для исследования филогении — изучения происхождения и родственных связей различных таксонов, в том числе и человека. Таким образом, мутации в молчащих генах служат для исследователей своеобразными «молекулярными часами». Теория «молекулярных часов» исходит также из того, что большинство мутаций нейтральны, и скорость их накопления в данном гене не зависит или слабо зависит от действия естественного отбора и потому остается постоянной в течение длительного времени. Для разных генов эта скорость, тем не менее, будет различаться.
Исследование мутаций в митохондриальной ДНК (наследуется по материнской линии) и в Y-хромосомах (наследуется по отцовской линии) широко используется в эволюционной биологии для изучения происхождения рас и народностей, реконструкции биологического развития человечества.
1.5. Раса
Ра́са — подвид живого. Чаще всего под этим понимается система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков. Черты, характеризующие разные расы, зачастую появляются как результат адаптации к различным условиям среды, происходившей в течение многих поколений.
Критерием отличия расы от вида является отсутствие существенных препятствий для создания плодовитого потомства, что приводит к образованию множества переходных форм в области смешения рас.
Содержание понятия «раса», в целом, более или менее однозначно воспринимается разными исследователями, однако в деталях имеются существенные расхождения, разные школы антропологов выделяли от четырёх до семи основных рас и десятки малых антропологических типов.
Расоведение — раздел антропологии, изучающий человеческие расы.
Расоведение изучает классификацию рас, историю их формирования и такие факторы их возникновения, как селективные процессы, изоляция, смешение и миграции, влияние климатических условий и вообще географической среды на расовые признаки.
Расоведение получило особенное распространение в национал-социалистической Германии и др. западноевропейских странах, а также ранее в США (Ку-клус-клан), где служило обоснованием институционализированного расизма, шовинизма и антисемитизма. Велик вклад в расоведение советских учёных (таких, как В. В. Бунак, В. П. Алексеев и др.).
Иногда расоведение отождествляют с этнической антропологией. Однако последняя относится, строго говоря, только к изучению расового состава отдельных этносов, то есть племён, народов, наций, и происхождению этих общностей.
В той части расовых исследований, которые направлены на изучение этногенеза, антропология ведёт исследования совместно с языкознанием, историей, археологией. При изучении движущих сил расообразования антропология вступает в тесный контакт с генетикой, физиологией, зоогеографией, климатологией, общей теорией видообразования. Изучение рас в антропологии имеет значение для решения многих проблем. Оно важно для решения вопроса о прародине человека современного вида, использования антропологического материала как исторического источника, освещения проблем систематики, главным образом малых систематических единиц, познания закономерностей популяционной генетики, уточнения некоторых вопросов медицинской географии.
При всей внешней несхожести, расы одного ствола связаны большей общностью генов и ареалов, нежели соседние расы. Согласно Большому Советскому Энциклопедическому Словарю, существует около 30 человеческих рас (расово-антропологических типов), объединенных в три группы рас, которые именуются «большими расами». Стоит отметить, что сами расы (малые расы) делятся на субрасы, и нет единого мнения относительно принадлежности тех или иных субрас к тем или иным расам (малым расам). Кроме того, разные антропологические школы используют разные названия для одних и тех же рас.
1.6. Славяне
В настоящее время славяне расселены на обширной территории Южной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России. Славянское меньшинство имеется также в государствах Западной Европы, Америки, Закавказья и Средней Азии. Общая численность славян — 300—350 млн человек, из них около половины — русские (137 млн). Выделяются западные славяне (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточные славяне (белорусы, русские, украинцы, русины).
Существует несколько версий происхождения славян:
Летописная версия
Авторы средневековых русских летописей считали, что часть славян после всемирного потопа проявляла себя рядом с Иллирией (побережьем Адриатического моря). В Иафетовой же части сидят русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского...
Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская (чаще указывают на провинции Реция и Норик). От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне, иные - ободриты.
Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.
Историческое расселение
Славяне к VI веку расселились к Балтийскому и к Чёрному морю, где они стали известны древним историкам как анты и венеды.
В VII веке славянское единство было расколото вторгшимися из Центральной Азии аварами.
В 622 в Моравии основано первое славянское государство Само с неопознанной столицей в месте Вогастисбург (Wogastisburg).
К 592 относится поход императора Юстиниана II с покорёнными им славянами на арабов; отступление византийцев из-за предательства славян.
К VIII веку славяне заселили Балканы и достигли берегов Ладожского озера. Первоначально были язычниками, но позднее, примерно одновременно со складыванием государственности, приняли христианство. После 1054 года в связи с расколом христианской церкви на католицизм и православие, а также под влиянием различных политических факторов образовалось три основных конфессиональных группы славян по религиозному принципу: католики (поляки, чехи, словаки, словенцы, хорваты) — христианство в западной («латинской») форме, православные (русские, украинцы, белорусы, сербы, болгары, македонцы) — христианство в восточной («византийской») форме, мусульмане (часть южных славян: боснийцы и македонцы-мусульмане) — после завоевания турками Балкан в XIV в.
Генетическое происхождение
Современные славянские народы имеют весьма разнородное генетическое происхождение, подчеркивающее сложность этногенетических процессов в восточной Европе, начавшихся десятки тысяч лет назад, усилившихся во время Великого переселения народов в V веке и продолжающихся до сих пор. Генофонд славян, как и ряда других народов, формировался десятки тысячелетий, при этом этнокультурные традиции могли переходить от пращуров к потомкам через сотни поколений.
«Словом, праславяне не отличались ни чистотой расы, ни единством физического типа. И потому изначально в пределах обитания славян не наблюдается однородности антропологического типа. И тем не менее по комплексу антропологических показателей славяне четко отличались от большинства своих соседей – германцев, угро-финнов, народов Северного Кавказа и кочевых племен, приходивших из-за Урала.
В первой половине I тысячелетия новой эры славяне обнаруживают себя как обширное сообщество в Центральной и Восточной Европе. Оно не могло возникнуть быстротечно.
Первая фаза – средневековье: X – XIII века.
Переселяясь на восток, обособляясь от прежней общности, славяне попадали в различные природные условия и оказывались в соседстве с различными иноплеменниками.
Вот это соседство и наложило значительный отпечаток на антропологический рисунок различных славянских племен. Соседи принадлежали к разным этносам и обладали различными антропологическими характеристиками, и прежнее сходство мигрировавших славянских племен стало ослабевать, они приобретали новые черты и как бы расходились в разных направлениях.
Итак, расселяясь по обширной Восточно-Европейской равнине, славянские племена в эпоху средневековья обретали антропологическое разнообразие, которое было обусловлено физическими особенностями прежнего населения этих мест.
Силы сцепления, смешения, расширения круга брачных связей оказались сильнее. И из отдельных племен в более поздние века стали складываться народы, обладающие сходно выравненными чертами.
Русские же возникли из слияния нескольких очень различавшихся в антропологическом отношении групп (например, светлых, широколицых, почти круглоголовых словен новгородских и темных, узколицых, длинноголовых вятичей)»,- как писала в своей работе Алексеева Т.
1.7. Внешний вид русских
Русские более длинноголовы, узколицы, светлоглазы, часто обладают светлыми волосами и тяготеют к североевропеоидному типу.
На самом деле (с исторической точки зрения) славянская внешность - это нос с небольшой горбинкой (узкий, аккуратный), русые волосы, кожа светлая, но поддающаяся загару, глаза светлые, лоб средний (ровный, без сильно выпирающих надбровных дуг).
Также можно отметить следующие признаки, отличающие русских от западноевропейских популяций:
* Более светлая пигментация. Доля светлых и средних оттенков волос и глаз повышена, доля тёмных — снижена;
* Пониженный рост бровей и бороды;
* Умеренная ширина лица;
* Преобладание среднего горизонтального профиля и средневысокого переносья;
* Меньший наклон лба и более слабое развитие надбровья.
2. Экспериментальная часть
МОУ СОШ №4 одна из старейших школ города Белогорска. Свою работу начала 1.10.1939 года как семилетняя школа №2. В 1951 году школе присвоен статус средней общеобразовательной школы №4, первый выпуск 10 класса состоялся в 1954 году. В 1980 году школа была достроена ещё на 350 мест.
СОШ №4 им. В.М.Приёмыхова относится к адаптивному типу образовательных учреждений со смешанным контингентом учащихся. Учащимся предоставляется возможность посещать различные факультативные и элективные курсы. Создано научное общество «Омега», работающее по направлениям: эколого-химико-биологическое, историко-краеведческое, физико-математическое, литературное, информационные системы и иностранные языки, где ребята выполняют реферативные, научно – исследовательские работы. В школе функционируют детские организации «Факел» (1-4 классы), «СМИД» (5-11 классы), объединения по интересам НОУ «Омега», театральная студия «Хрусталик», экологическое объединение «Лотос», КВН, спортивное объединение «Олимп» и литературно – художественный клуб «Альтаир». В школе III ступени существуют профильные классы: физико-математический, гуманитарный, химико-биологический, педагогический. В школе действует Интернет-кафе с 2006 года.
С 10.11.2006 года МОУ СОШ №4 вступила в ассоциацию общеобразовательных учреждений Амурской области, работающих в инновационном режиме «Развитие»; принимает участие в деятельности Научной школы А.В.Хуторского и центра дистанционного образования «Эйдос». Школа стала дважды победителем национального проекта «Образование» в 2006 году и в 2008 году. В 2008 был разработан и реализуется проект «От успеха в школе к успеху в жизни», направленный на введение научно – исследовательской работы учащимися и педагогами. В городе СОШ №4 является опорной по методической работе.
В настоящий момент в школе обучается 1217 человек; на II и III ступени обучается 704 человека.
Исследования проводились на базе школы №4. Основные методы работы: социологическое исследование методом анонимного анкетирования, анализ литературы и полученных данных, графический метод.
Анкетирование проводилось в 5, 7, 8, 9, 10, 11 классах: 5 – 43 человека, 7 - 71 человек, 8 – 88 человек, 9 – 74 человека, 10 – 66 человек, 11 – 52 человека.
В анкете предложены следующие вопросы:
Первые три вопроса посвящены выявлению фенотипических признаков учащихся, остальные вопросы посвящены выявлению уровня толерантности учащихся к разным национальностям
1. Цвет глаз
Б) северного и южного Кавказа
В) Африканского континента
По полученным данным составила диаграммы и графики.
2.3.Анализ полученных результатов.
2.3.1. Выявление индивидуальных качеств учащихся
При проведении анкетирования, выясняли проявление таких фенотипических признаков, как цвет глаз и волос, а также национальность учащихся. Всего было опрошено 394 человека. Полученные результаты занесли в таблицу № 5.«Индивидуальные характеристики учащихся» (см. приложение)
Цвет глаз: 158 человек (40%) имеют карий цвет глаз. У 102 человек (26%) голубые глаза. 33 человека (8%) имеют серый цвет глаз. И, что удивительно, 96 человек (24%) с глазами зеленого цвета. Хотя статистика утверждает, что зеленые и черные глаза самые редкие. Больше всего столь «редкое явление» распространено у 11 и 10 классов: 23 и 19 человек с зелеными глазами. Следовательно, первый фенотипический признак русских — светлые глаза — проявляется всего у 34% опрошенных, что свидетельствует о преобладании смешанных национальностей.
Цвет волос: 85 человек (22%) шатены. У 62 человек (16%) черный цвет волос (брюнеты). 26 человек (7%) блондины. И, что вновь удивительно, 201 человек (51%) – русые.
Значит, второй фенотипический признак русских — русые волосы — присутствует у 51% опрошенных.
При изучении национальностей, были получены следующие результаты: русские – 93%; Другие национальности – 5%; И люди, не знающие свою национальность – 2%.
К другим национальностям относятся:
Армяне – 4 (21%)
Лезгины – 2 (11%)
Евреи – 2 (11%)
Украинцы – 5 (26%)
Азербайджане – 3 (16%)
Киргизы – 1 (5%)
Узбеки – 1 (5 %)
Чуваши–1(5%)
Выясняя индивидуальные качества, пришли к выводу, что 93 % учащихся считают себя русскими, но фенотипические данные показывают, что процент учащихся с чисто-русской внешностью небольшой, и составляет всего 43%. Это подтверждает то, что русские это мультинациональное общество.
2.3.2. Выявление отношения учащихся к национальности - русские
Для выявления степени любви к русским и европейцам были рассмотрены вопросы:
-Считаете ли вы, что европейцы умнее, чем представители других рас? -Считаете ли вы, русских самой лучшей национальностью?
Хотя русские относятся к европеоидной расе, но противопоставление русских и европейцев известно издревле.
Результаты опроса занесены в таблицу № 6. «Отношение к своей национальности» и отображены в рисунках № 1. «Европейцы более развитая раса, по сравнению с другими» и № 2. «Русские - лучшая национальность» (см. приложение).
Рассматривая диаграмму, заметно, что для 5 и 7 классов этот вопрос не имеет значения. Они еще не понимают общее и различное между русскими и европейцами, поэтому количество учащихся, давших утвердительный ответ 51% и 47% соответственно. Начиная с 8 классов, которые показывают высокий процент негатива по отношению к европейцам (71%), показатели с возрастом изменяются.
Если судить по диаграмме, то от 8 до 11 класса, отношение к европейцами меняется в лучшую сторону. С возрастом, учащиеся все больше осознают свою расовую принадлежность, и поэтому, растут показатели лояльного отношения к своей расе и соответствуют: 21% - 8 классы и 38% - 11 классы.
Судя по диаграмме № 2, с 5 по 8 классы мнение о том, что русские – самая лучшая национальность, возрастает с 67% - 5 классы до 80% - 8 классы. Начиная с 9 класса и по 11 класс отношение к своей национальности становится более осознанным и спокойным. Хотя большинство и считают русских лучшими: в 10 классах 38 человек, а в 11 классах — 39, тем не менее увеличиваются показатели и негативного отношения к своей национальности.
Подводя общий итог, можно отметить, что большинство учащихся школы (63%) считают европейцев наиболее развитой расой, а русских - лучшей национальностью среди европейцев — 74%.
2.3.3. Выявление отношения учащихся к другим национальностям
Для выяснения точки зрения учащихся на расовые различия, рассматривались вопросы:
-Можете ли вы считать другую национальность равной своей по уровню развития?
-Допускаете ли вы дружбу с представителями:
А) азиатской расы (Китай)
Б) северного и южного Кавказа
В) Африканского континента
Ответы учащихся отображены в таблице № 7. «Отношение к другим национальностям», рисунках № 3. «Другая национальность равна своей национальности» и № 4. «Положительное отношение к предложенным национальностям» (см. приложение).
Диаграмма № 3 показывает, что практически все учащиеся нашей школы считают другие национальности равными своей, кроме 7 классов. Причем отметить закономерность в развитии или изменении мнений с возрастом нельзя. Учащиеся 8 классов показали самый высокий процент лояльности к представителям других рас (60%). Я считаю, что это явление можно объяснить тем, что в 8 и 10 классах обучается наибольшее количество представителей других национальностей (по 5 человек в каждом), а в 7 классе всего 1 человек. В 11, 9, 7 классах ответов да и нет примерно поровну.
Полученные данные входят в противоречие с предыдущими показателями (74% учащихся считают русских самыми лучшими), возможно это объясняется особенностями национального менталитета.
При изучении показателей диаграммы № 4, можно отметить, что во всех параллелях наиболее неприемлемое отношение проявляется к представителям КНР, хотя китайцы, относящиеся к азиатской расе, наши ближайшие соседи: в 5 классах — 2%, в 7 классах — 4%, в 8, 9, 11 — 8% и в 10 классах — 9%. Можно отметить, что с возрастом негативное отношение увеличивается.
К представителям северного и южного Кавказа учащиеся наиболее терпимы. Причем, 8, 9, 10 классы проявляют наибольшее дружелюбие и процент положительного отношения составляет соответственно 23-27%. Это можно объяснить тем, что в данных параллелях обучается наибольшее количество представителей этой национальности.
А к представителям негроидной расы, отношение достаточно ровно-нейтральное и составляет 10-16% от опрошенных. И только в 5 классах отношение к жителям Африканского континента ниже среднего - 5%.
Хотя большинство учащихся показали лояльное отношение к представителям других национальностей, тем не менее заметно, что отношение на самом деле не так хороши: иметь друзей среди других национальностей готовы лишь 39% учащихся нашей школы, среди которых 20% - готовы дружить с представителями Кавказа. Данный факт объясняется тем, что в школе обучаются представители данного региона.
2.4.Выводы
-Было проведено анонимное анкетирование учащихся 2, 3 звена, всего было опрошено 394 человека
-Хотя, считающих себя русскими оказалось 93% учащихся, но по фенотипическим признакам, к русским можно отнести лишь 43%.
-Отношение учащихся 8 - 11 класса к европейцам меняется в лучшую сторону. С возрастом, учащиеся все больше осознают свою расовую принадлежность, и поэтому, растут показатели лояльного отношения к своей расе и соответствуют: 21% - 8 классы и 38% - 11 классы. Подводя общий итог, можно отметить, что большинство учащихся школы (63%) считают европейцев наиболее развитой расой, а русских - лучшей национальностью среди европейцев — 74%.
-Хотя большинство учащихся показали лояльное отношение к представителям других национальностей, тем не менее заметно, что отношение на самом деле не так хороши: иметь друзей среди других национальностей готовы лишь 39% учащихся нашей школы, среди которых 20% - готовы дружить с представителями Кавказа. Данный факт объясняется тем, что в школе обучаются представители данного региона.
Из вышесказанного следует, что рабочая гипотеза была верна. И, действительно, уровень национальной толерантности учащихся нашей школы не очень высок.
2.5.Предложения
Я считаю, что нужно предпринимать меры для исправления ситуации.
-Проводить классные часы, на которых ученики будут рассказывать о разных странах, их: традициях, литературе, домашнем быту и т.д.
-Распространять буклеты, на тему искоренения национализма.
-Изучать новые иностранные языки, с целью познакомится с реальной жизнью общества другой национальности.
-Проводить общешкольные празднования - фестивали по теме: «Дружба народов».
Литература
Приложение 1
Таблица № 1. Цвет волос человека
Цвет волос человека
Блондин Слово «блондин» относится к седым людям, волосы которых имеют жёлтый, белый, серый цвет или их оттенки. В ряде южно-европейских языков сюда же относят светло-коричневый цвет, называемый у нас русым. Блондины встречаются наиболее часто среди жителей северной и восточной Европы. Наиболее светлые волосы распространены в Восточной и Северной Европе. | Брюнет Это черный цвет. Брюнетами является большинство людей на планете. Брюнеты имеют оттенки от ярко-черного, до темно коричневого. | Шатен Коричневый цвет. Шатенов нередко ошибочно называют брюнетами. Шатены имеют оттенки от темно-русого, до каштанового. | Рыжий Красно-жёлтый. Преобладание гранул феомеланина придают волосам рыжий цвет. Рыжий цвет волос встречается достаточно редко, что делает возможным такое необычное мероприятие, как «всемирная встреча рыжеволосых». | Русый Светло-коричневый цвет. В южнославянских языках русый является синонимом блондина. В восточнославянских обозначает несколько более тёмный цвет, включающий диапазон оттенков, лежащий на пересечении блондина и шатена. Подразделяется на: светло-русый (тёмный блондин), средне-русый (светлый шатен) и тёмно-русый (более тёмный шатен). |
Таблица № 2. Цвет глаз человека
Синий Эктодермальный слой отличается тёмно-синим цветом. Если волокна внешнего слоя радужной оболочки отличаются малой плотностью и малым содержанием меланина, то низкочастотный свет поглощается задним слоем, а высокочастотный — отражается от него, поэтому глаза получаются синие. | Голубой В отличие от глаз синего цвета, в данном случае плотность волокон внешнего слоя выше. Поскольку они имеют беловатый или сероватый оттенок, то цвет будет уже не синий, а голубой. Чем больше плотность волокон, тем светлее цвет. Голубой цвет глаз — это результат мутации в гене HERC2, из-за которой у носителей такого гена снижена выработка меланина в радужной оболочке глаза. Возникла эта мутация примерно 6—10 тыс. лет назад. | Серый Определение серых и голубых глаз схоже, только при этом плотность волокон ещё выше и их оттенок ближе к серому. Если же плотность не так велика, то цвет будет серо-голубой. К тому же наличие меланина или других веществ даёт небольшую жёлтую или коричневатую примесь. | Зелёный Зелёный цвет глаз определяется небольшим количеством меланина, к тому же, возможно тут играет роль ген рыжих волос. Во внешнем слое распределено жёлтое или светло-коричневое вещество, которое может быть связано с определённым заболеванием. Поскольку задний слой синего цвета, то в результате получается зелёный. Окраска радужной оболочки обычно неравномерная и бывает очень много разнообразных оттенков. | Болотный Болотный цвет глаз, в английской терминологии называемый ореховым (англ. hazel), является смешанным цветом. В зависимости от освещения, он может казаться золотистым, коричнево-зелёным, коричневым. Во внешнем слое радужной оболочки содержание меланина довольно умеренное, кроме него нередко присутствуют и другие вещества. В отличие от янтарного, в данном случае окраска не монотонна, а довольно разнородна. | Карий В данном случае во внешнем слое радужной оболочки содержится много меланина. Поэтому на нём происходит поглощение низкочастотного света, а отражённый свет в сумме даёт коричневый. Чем больше концентрация меланина, тем темнее глаз, в некоторых случаях он может быть почти чёрным. |
Таблица № 3. Генетика человека. Доминантные признаки
Таблица № 4. Статистика фенотипических признаков. Цвет глаз человека
Народ | Цвет | ||||||||
Серый | Голубой | Синий | Карий | Болотный | Зеленый | Черный | |||
Русские | 50% | 20% | 25% | 5% | |||||
Черные американцы | 0,14% | 0,07% | 0,32% | 85,97% | 1,13% | 0,28% | 11,95% | ||
Латиноамериканцы | 0,06% | 0,06% | 2,42% | 81,73% | 5,0% | 3,63% | 6,93% | ||
Англичане | 0,86% | 1,15% | 32,68% | 31,54% | 16,51% | 15,98% | 0,76% | ||
Немцы | 0,67% | 1,27% | 34,85% | 30,96% | 17,16% | 14,88% | 0,07% | ||
Ирландцы | 1,62% | 1,41% | 35,96% | 29,29% | 13,33% | 17,37% | 0,40% | ||
Итальянцы | 0,87% | 1,30% | 8,23% | 62,77% | 16,88% | 8,23% | 0,87% | ||
Французы | 1,12% | 0,56% | 26,59% | 42,88% | 17,60% | 10,30% | 0,56% |
Таблица № 5. Индивидуальные характеристики учащихся
Класс | Общее количество | Цвет глаз | Цвет волос | Национальность | |||||||
Карие | Голубые | Серые | Зеленые | Шатен | Брюнет | Блондин | Русые | Русские | Другие | ||
11 | 52 | 13 | 14 | 2 | 23 | 6 | 6 | 4 | 25 | 50 | 2 |
10 | 66 | 26 | 19 | 2 | 19 | 14 | 7 | 2 | 41 | 60 | 5 |
9 | 74 | 27 | 22 | 10 | 13 | 13 | 18 | 10 | 26 | 70 | 4 |
8 | 88 | 42 | 23 | 9 | 13 | 16 | 12 | 1 | 54 | 78 | 5 |
7 | 71 | 31 | 15 | 8 | 17 | 24 | 11 | 6 | 29 | 68 | 1 |
5 | 43 | 19 | 9 | 2 | 11 | 12 | 8 | 3 | 16 | 40 | 2 |
Итого: | 394 | 158 | 102 | 33 | 96 | 85 | 62 | 26 | 201 | 366 | 19 |
40% | 26% | 8% | 24% | 22% | 16% | 7% | 51% | 93% | 5% |
Таблица № 6. Отношение к своей национальности
Класс | Общее количество | Европейцы развитее других | Русские лучшая национальность | ||
Да | Нет | Да | Нет | ||
11 | 52 | 20 | 32 | 39 | 13 |
10 | 66 | 24 | 42 | 38 | 28 |
9 | 74 | 20 | 52 | 61 | 11 |
8 | 88 | 19 | 63 | 71 | 15 |
7 | 71 | 34 | 37 | 55 | 15 |
5 | 43 | 22 | 21 | 29 | 14 |
Итого: | 394 | 139 | 247 | 293 | 96 |
35% | 63% | 74% | 24% |
Таблица № 7. Отношение к другим национальностям
Класс | Общее количество | Другая национальность равна своей | Дружба с представителями | ||||||
Китайцы | Жители Кавказа | Негры | |||||||
Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | ||
11 | 52 | 27 | 25 | 4 | 48 | 7 | 45 | 6 | 46 |
10 | 66 | 45 | 20 | 6 | 55 | 18 | 43 | 10 | 49 |
9 | 74 | 31 | 26 | 6 | 59 | 18 | 47 | 10 | 55 |
8 | 88 | 53 | 32 | 7 | 66 | 20 | 53 | 14 | 59 |
7 | 71 | 30 | 36 | 3 | 63 | 12 | 54 | 7 | 59 |
5 | 43 | 28 | 15 | 1 | 22 | 4 | 19 | 2 | 21 |
Итого: | 394 | 214 | 154 | 27 | 313 | 79 | 261 | 49 | 289 |
54% | 39% | 7% | 79% | 20% | 66% | 12% | 73% |
Рисунок № 1. Европейцы более развитая раса, по сравнению с другими
Рисунок № 2. Русские – лучшая национальность
Рисунок № 3. Другая национальность равна своей национальности
Рисунок № 4. Положительное отношение к предложенным национальностям
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
В Китае испытали "автобус будущего"
Весёлая кукушка
Простые летающие модели из бумаги
Девятая загадочная планета Солнечной системы