Создать пояс-образ, соединяющий традиции плетения и ткачества русских народных поясов Архангельской, Воронежской и Московской губерний (мест, где жили мои предки).
При изучении своей родословной мне стало интересно, какому ткачеству плетения поясов они могли бы меня научить и как бы изменился пояс с учетом того , что я живу в Москве, я бы привнесла какие-то изменения в его облик.
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya.ppt | 1.94 МБ |
konferenciya_poyasa.doc | 110.5 КБ |
Слайд 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ общеобразовательное учреждение Ватутинская средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов имени Д.В.Рябинкина Ленинский район Московская областьСлайд 2
Доклад Тема: « Я между прошлым и будущим. (Соединение традиций ткачества и плетения поясов Архангельской, Воронежской и Московской губерний и создание пояса-образа – путь к самопознанию и возрождению памяти предков)» Проект разработала: ученица 8 класса Хвастунова Регина Руководители-консультанты: учитель технологии Иовенко Т.Ю., учитель истории Тощевикова Н.А. 2010 год
Слайд 3
Цель: Создать пояс-образ, соединяющий традиции плетения и ткачества русских народных поясов Архангельской, Воронежской и Московской губерний (мест, где жили мои предки).
Слайд 4
Задачи исследования: Изучить историю возникновения пояса и приемы его изготовления. Изучить этнографические источники в фондах музеев и посетить открытые занятия по созданию русского костюма и пояса. Создать пояс, который мог бы появиться, если бы мои прабабушки из Архангельской и Воронежской губерний обучали меня плетению и ткачеству поясов, а я бы внесла особенности Московской губернии и создала пояс - образ. Провести анкетирование по выявлению интереса к народной культуре у учеников Ватутинской школы Принять участие в мастер-классах и занятиях по музейной педагогике, цель которых заинтересовать учащихся младших классов и привить интерес к русскому народному костюму.
Слайд 5
Экспозиция школьного музея
Слайд 6
Изучение родословной
Слайд 7
Плетение поясов
Слайд 8
Ткачество поясов
Слайд 9
Пояс в произведениях художников
Слайд 10
Актуальность выбранной темы . .
Слайд 11
Исторический музей
Слайд 12
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Слайд 13
Подольский краеведческий музей
Слайд 14
Архангельская губерния
Слайд 15
Воронежская губерния
Слайд 16
Московская губерния
Слайд 17
Цвета, используемые в поясах
Слайд 18
Пояса из Архангельской губернии
Слайд 19
Воронежская губерния
Слайд 20
Московская губерния
Слайд 21
Эскиз модели пояса
Слайд 22
Украшение поясов
Слайд 23
Пояс-синтез
Слайд 24
Игра-путешествие «Знакомьтесь, музей»
Слайд 25
Работы ребят на тему: «Русский народный костюм»
Слайд 26
Интересные строчки «Я увидела презентацию Регины и поняла, что Русский костюм очень много значит для истории России» «Она делала пояса на пальцах, дощечках и на спице. Они были очень красивые» « Нам рассказали об обычаях и традициях в других странах»
Слайд 27
Выводы Пояс был неотъемлемой частью славянской одежды. Я научилась плести и ткать пояса, использую старинную технику и приспособления для изготовления поясов. Работа над этнографическими проектами дает возможность личности познать себя и ощутить частицей русского народа. Я смогла сделать пояс, вобравший в себя сочетание 3-х культур разных губерний. Не случайно выбор пал именно на Архангельскую, Воронежскую и Московскую губернии! Там жили мои предки, и я, подумала, чему же могли научить меня те прабабушки и что бы получилось, если бы я, живя в Московской губернии, внесла свои изменения. В процессе работы я испытывала чувство восхищения и удивления, как, зачастую безграмотные люди могли просчитать и создать рисунки для поясов. При поездках в музеи, изучении книг я поняла, что тема русского народного костюма плохо изучена. Но если мы хотим, чтобы следующее поколение интересовалось этой темой, мы должны им рассказывать и показывать мир русской семьи.
Слайд 28
Выводы Работа с детьми показала, что чем раньше ты приобщаешь детей к русской культуре, тем больше получается результатов. Результаты путешествия «Знакомьтесь, музей» показали, что дети заинтересовались этой темой: даже написали сочинения и нарисовали рисунки по данной теме! Работа с учениками 9 класса. Мне было очень приятно, когда после нашего занятия ребята начали различать виды ткачества и плетения поясов. Внимательно слушая, они заинтересовались этой темой. Пробуждать генетическую память несложно. Стоит только прикоснуться к частичке русской культуры. Чем раньше ты начнешь пробуждать, тем больше будет результатов, но если человек захочет узнать больше о культуре своей страны в более старшем возрасте, он обязательно почувствует себя его частицей и добьется нужных результатов. «Я между прошлым и будущим» - работая над этим докладом я ощутила истинный смысл этих слов.
Слайд 29
Список литературы 1. Русский традиционный костюм. Н. Сонина, И. Шангина – СПБ. Иллюстрированная энциклопедия Санкт-Петербург «Искусство-СПБ». 2006 год 2.Русский народный костюм как художественно – конструкторский источник творчества. Ф.М. Пармон. Моногр.- Москва, Легпромбыт - издательство. 1994 год 3. Поэзия народного костюма. М.Н. Мерцалова. Москва «Молодая гвардия» 1988 год 4.Журнал «Славянка» март-апрель 2007 год 5.Гобелен: сумки, пояса, панно. Е.В. Хлопцева. Издательство «Феникс» 2007 год. 6. Ручное творчество и плетение поясов, тесьмы. Е.Осипова. DVD книга. 7. « Русский костюм» Ю. Каштанов, Г.В. Покровский. Издательство «Белый город» серия «История России» 2008 год
Слайд 30
Спасибо за внимание
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ватутинская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов имени Д.В.Рябинкина
«Я между прошлым и будущим.
(Соединение традиций ткачества и плетения поясов Архангельской, Воронежской и Московской губерний и создание пояса-образа –
путь к самопознанию и возрождению памяти предков)»
Автор:
Хвастунова Регина
8 класс
Научный руководитель:
учитель технологии
Иовенко Татьяна Юрьевна
Научный консультант:
учитель истории
Тощевикова Наталия Анатольевна
2010 год
План
I Введение
II Основная часть
Соединение традиций ткачества и плетения поясов Архангельской, Воронежской и Московской губерний и создание пояса-образа – путь к самопознанию и возрождению памяти предков
1. Этапы……………………………………………………………………………..5
2. История и современность: …………………………………...…………………6
а) особенности плетения поясов в Архангельской губерния;
б) особенности плетения поясов в Воронежской губернии;
в) особенности плетения поясов в Московской губернии;
3. Теоретические сведения о ткачестве и плетении поясов…………………..…10
4. Практическое изготовление пояса-образа…...……………………..……….…11
5. От прикосновения к истокам – преображение души…………………………12
III Заключение
I Вступление
Идея и обоснование выбранной темы доклада
В нашей школе уже несколько лет работает музей, экспозиция которого называется «Мир русской семьи». Там представлены предметы, относящиеся к истории быта и многовековым традициям жителей нашей страны. Фонд музея пополняется за счет экспонатов, пожертвованных учащимися школы, их родителями, жителями военного гарнизона, а так же созданных руками учеников и учителей.
В числе представленных экспонатов есть 2 подлинных женских костюма конца XIX начала XX века из Белгородской губернии. Но при изучении этих костюмов оказалось, что настоящих поясов в музее нет! Тема «Русский пояс» меня заинтересовала, поэтому было принято решение творческий проект по технологии назвать «Ткачество и плетение поясов для народного костюма». (Приложение 1; слайд 16)
Параллельно с проектом я занималась изучением своей родословной. Оказалось, что одна моя прабабушка жила в Архангельской губернии, а другая в Воронежской (Приложение 1; слайд 17)! И тут мне стало интересно, какому ткачеству плетения поясов они могли бы меня научить и как бы изменился пояс с учетом того, что живя в Москве, я бы привнесла какие-то новые изменения в его облик. Поэтому я решила написать исследование на тему: «Я между прошлым и будущим. (Соединение традиций ткачества и плетения поясов Архангельской, Воронежской и Московской губерний и создание пояса-образа - путь к самопознанию и возрождению памяти предков)»
Цель: создать пояс-образ, соединяющий традиции плетения и ткачества русских народных поясов Архангельской, Воронежской и Московской губерний (мест, где жили мои предки).
Задачи:
3. Методы исследования:
а) наблюдение: чтение литературы, изучение этнографических источников: картин художников, музейных экспонатов, Интернет-ресурсов, телепрограмм;
б) статистика (анкетирование, обработка результатов);
в) сравнение (аналогия);
г) моделирование и описание.
Гипотеза:
В результате изучения техники плетения и ткачества поясов разных губерний, создать пояс на основе традиций Архангельской и Воронежской губерний, так как мои прабабушки родом из этих губерний. А Москва была центром русских земель, где происходило переплетение северных и южных традиций. Так каким же мог быть пояс – образ, как соединение традиций поясов 3-х губерний?
II Основная часть
1. Этапы работы над проектом
1) Создание творческого проекта по технологии на тему «Ткачество и плетение поясов для народного костюма»
а) знакомство с литературой по данной теме
б) посещение музеев (Государственного Исторического музея, Музея декоративно – прикладного и народного искусства, краеведческого музея города Подольска) (Приложение 2; слайды 22,23,24)
в) изучение и практическая работа по изготовлению поясов с использованием разных приемов и способов ткачества и плетения. Создано 25 поясов
2) Изучение своей родословной
3) Проведение игры – путешествия «Знакомьтесь, музей» с целью пробудить у детей интерес к русской культуре и генетическую память.
5) Анкетирование среди учеников начальной школы по данной теме. Результаты работы обобщить и сделать выводы.
6) Работа «Я между прошлым и будущим» - синтез 2-х работ:
проекта по технологии на тему: «Ткачество и плетение поясов для народного костюма» и исследования родословной.
2. История и современность
В древнерусском костюме женском, мужском и детском и на севере, и на юге традиционно использовались два, иногда три пояса. Наиболее древними были пояса из льняных или шерстяных нитей, сплетенные на пальцах и имевшие ромбовидный узор.
Один пояс был крестильным, носился на голое тело, и его никогда не снимали. Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществлять.
Завязывался пояс узлом спереди или с боку, чтобы концы свешивались на 20-40см и более. Способ навязывания поясов, обозначал их длину, которая варьируется от 1,5 до 4м., отдельные пояса достигают 5-6м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22мм) или вервью (специально сплетенная веревка изо льна). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44,45мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка(6,5-88,9мм).
Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. Сегодняшнее выражение «распоясался» означает расхулиганился!
Пояс, как часть одежды человека, принимающая форму круга повсеместно, употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится». Снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д.
В славянской традиции пояс это источник жизненной силы. Он обладает оздоравливающим и оплодотворяющим свойствами. Обереговые свойства пояса знахари при необходимости могли усилить определенным заговором.
На селе пояса плели и ткали крестьянки из льняной и шерстяной пряжи. В городах производством поясов занимались ремесленники, изделия которых продавались на ярмарках или в посадских лавочках.
В народе были распространены дешевые вязаные тканные и плетенные пояса. Вероятно, наиболее древними являются пояса, сплетенные из нитей на пальцах.
Ценные пояса включались в списки вещей, передаваемых по наследству. Особенно это касалось княжеских и царских поясов, являвшихся частью парадных облачений правителей и в качестве таковых служивших символами преемственности власти. Так, в «Духовной грамоте» Ивана Калиты 1328 года сказано: « А из золота дан сыну моему Ивану пояс большой с жемчугом, с каменьями, золотом окован». (Приложение 1; слайд 20)
До середины XIX в. ткачество поясов не носило товарного характера. Чаще всего пояса изготавливались для пользования семьи или на заказ соседям, односельчанам. Еще в начале 20 столетия пояс был неотъемлемой частью славянской одежды: повседневной, праздничной, ритуальной. Самые разнообразные узорные пояса еще в 1920гг носили и в будни и праздничные дни, взрослые и дети, мужчины и женщины. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз.
Все женщины умели плести пояса. Качество изготовления поясов должно было быть безукоризненным. Ошибки "погибелки" не допускались. Здесь требовалась особая внимательность и острота зрения, терпение и трепетное отношение к любимому делу. Сегодня обрядовая функция и магическое значение пояса утрачено, но эстетический смысл сохранил этот вид народного искусства для человека. Многие марки одежды на показах мод используют пояс в качестве красивого дополнения, подчеркивающего красоту фигуры. Это говорит об актуальности выбранной темы! (Приложение 2; слайд 21)
а) особенности плетения поясов в Архангельской губернии
"Русский Север - это огромный, раскинувшийся на тысячах квадратных километров музей, причем музей с большим запасом невыявленных и неисследованных экспонатов. Сохранить все это историко-культурное богатство для потомков - задача государственной важности, наш гражданский, патриотический долг. Необходимо сделать все возможное, чтобы сохранить Север как единое целое" - Д. С. Лихачев.
На Русском Севере широко были развиты все виды народного текстиля, но ткачество поясов занимало особое место. Северная традиция - наиболее древняя
Лихачев Д.С. Заметки о русском. Избранное.- СПб.: ИЭ008, 1997.
традиция, которая наименее была подвержена внешним влияниям. Северная патриархальная семья сохранила в себе модель мировоззрения предыдущих поколений. (Приложение 3; слайд 25)
На Севере изготовлению поясов придавали большое значение. Наверное, отсюда такое разнообразие техник изготовления поясов: "На игле", "на вилке", "на бердышке", "на кружках" (дощечки), "на чурочке", а также вязанные крючком, тканные на ткацком станке и выполненные по узелковому принципу.
Пояса на Русском Севере выполнялись, в основном, из красных шерстяных ниток по отбеленному льну или хлопчатобумажной нитке. Благородное сочетание красного цвета и белого характерно для северного ткачества. Несмотря на ограниченность возможностей, мастерица достигала большого разнообразия в декорировании поясов. Иногда мастерица вводила в основу несколько нитей другого цвета, в основном, это 2-3 крайние нити и несколько центральных. Иногда могли заменить цвет фона.
С развитием промышленности ткачество поясов приобретает товарный характер, и при изготовлении поясов стали использовать покупную шерсть (гарус).
Кисти на поясах делали пышные, разноцветные, иногда в несколько ярусов, которые порой заканчивались затейливыми переплетениями разноцветных ниток (розетками) с шариками и помпончиками. Широкие мужские кушаки и некоторые узкие пояски обычно не имели кистей.
Все это исключительно красочное богатство, бесконечное множество узоров создавалось руками крестьянских женщин на протяжении многих веков, бережно передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней практически в неизменном виде.
"Влияние культуры Русского Севера на общерусскую культуру было постоянным, многообразным и во многом судьбоносным" - Н.В. Бицадзе2
Пояс из Архангельской области соткан на 16 дощечках. Его длина - 290 см, ширина -1.5 см, все нити шерстяные, уток по цвету соответствует кромке. Восемь
2 Цитата из книги: Н.В. Бицадзе. Храмы неорусского стиля: идеи, проблемы, заказчики. М.: Научный мир, 2009. — 268 с.
центральных дощечек участвуют в перебросе, восемь оставшихся (по 4 с каждой стороны) образуют кромку с заправочным рисунком.3
В перебросах участвуют две пары дощечек. Между перебросами - по 3 поворота дощечек. 4(Приложение 3; слайд 28)
Украинская Анна Александровна - моя прабабушка. Жила в Архангельской губернии; она умела ткать и плести пояса и вполне могла меня научить, если бы мы с ней встретились.
б) особенности плетения поясов в Воронежской губернии
Воронежская губерния была самой южной губернией России. Воронежский
костюм, как и костюмы всех южных губерний, был чрезвычайно разнообразен по уездам и селам, отличался большой красочностью и декоративностью, необычностью своих сочетаний белого, черного, и красного цветов.
В южнорусском костюме прослеживается пристрастие русского народа к красному цвету. Здесь так же, как и в северных и центральных регионах, в праздничной одежде мажорно звучит гамма красного. «Красное» сливалось в понятии народа с «прекрасным». Сочетание белого с красным обнаруживается в украшениях, найденных в древнеславянских курганах.
В Воронежской губернии необычно использование двух поясов. Первый узкий черный шерстяной поясок завязывался сзади, и второй широкий шерстяной пояс дважды обвязывался вокруг талии.5
Техники изготовления поясов были разнообразны: «на бердышке», «на спице», «на дощечках»(Приложение 3; слайд 29).
Моя прабабушка – Бурейко Анна Артемовна. Жила в городе Борисоглебск, Воронежской губернии.
в) особенности плетения поясов в Московской губернии
3Информация с сайта http://shtrih-33.ucoz.ru/publ/1-1-0-12
4Информация с сайта http://www.old-chest.narod.ru/tkach.htm
5 Информация с сайта http://www.narodko.ru/article/nako/
Москва - центр России. Здесь происходило переплетение северных и южных традиций, поэтому Московская губерния была наиболее подвержена внешним влияниям. За внешней, с первого взгляда кажущейся пестротой Московского пояса
прочитывается четкое тонально-ритмическое построение орнаментальных
плоскостей, объемов. Цветовая тональность костюма обеспечивается сочетанием красных и синих цветов, озвученных вкраплением желтого и белого, отчего костюм воспринимается особенно красочно и мажорно. 6 (Приложение 3;слайд 26) Мои родители переехали в Московскую область. Именно московская традиция плетения и ткачества поясов могла стать основной, для меня, как жительницы этого региона. Но учить плести и ткать пояса меня должны были бы бабушки из Архангельской губернии и Воронежской губернии. Так каким же должен быть пояс-образ, соединяющий традиции трех губерний?
3. Теоретические сведения о плетении и ткачестве поясов
Плетение поясов является распространенным видом рукоделия. Существовало 4 основных вида ткачества и плетения поясов.
Плетение на спице. При этом плетении мы пользуемся спицей, пряжей и бутылкой. Одну из нитей мы делаем нитью основы и плетется пояс по часовой стрелке вокруг спицы. После нескольких часов работы у нас получится замечательный пояс. (Приложение 1; слайд 18)
Плетение на руках. Пояса, выполненные в этой технике, сделаны на руках, никакого специального оборудования нам не требуется. Нужно только последовательно заплетать каждую нить. (Приложение 1; слайд 18)
Ткачество на дощечках- это более сложный способ изготовления узорных поясов. Так же дощечки иногда называются кружочками- это небольшой
6 Информация с сайта http://www.narodko.ru/article/kogu/mockovckii_narodnyi_koctum.htm
квадратный формы тонкие дощечки с отверстиями по углам. Пояса могут быть выполнены разной ширины. Для этого мы пользуемся дощечками (от 4 до 40 штук). ( Приложение 1; слайд 19)
Ткачество на бердо. Народные пояса, вытканные этим способом, похожи на обычную ткань, в отличии от поясов, тканных на дощечках. Бердо представляет собой тонкую прямоугольную пластину (в среднем около 13—14 см в высоту и 24—26 см в ширину), в которой сделаны отверстия двух видов: продолговатые щели (1.5 –2 мм) чередуются с круглыми дырочками (диаметром 1.5-2 мм). Его можно сделать из дерева, фанеры, пластика или из толстого картона, что, честно говоря, намного хуже. Число отверстий произвольное. Главное – они не должны быть шершавыми, так как через них будут свободно двигаться нити основы. Дополнительными инструментами для ткачества на берде являются челнок, ножницы, деревянный топорик для подбивания уточной нити, пояс, к которому вы привяжете нити и соответственно нитки (начинающему лучше взять шерстяные нитки потолще). (Приложение 1; слайд 18)
Поистине увлекателен приносящий большое удовольствие процесс освоения «тайн мастерства»
Практическое изготовление пояса-образа, вобравшего в себя сочетание традиций 3-х губерний.
Когда я решила создать собирательный образ пояса, то подумала, что он обязательно должен вобрать в себя частичку каждой культуры. Цвета, которые я выбрала: желтый, черный, красный, белый, синий, зеленый, малиновый! Красный цвет был главным, символизировал силу, долголетие, жизнестойкость их хозяина или хозяйки. Сочетание белого с красным было распространено во всех губерниях. (Приложение 3; слайды 25-28)Третьим цветом я выбрала синий, что символизирует постоянство, упорство, настойчивость, самоотверженность (Московская губерния). Черный и малиновый цвета характерны для Воронежской губернии. Техника изготовления – бердо, распространено во всех 3-х губерниях (Приложение 1;слайд 19)
Итак, у меня получился пояс-образ, как мне кажется, он сочетает традиции моих предков Архангельской и Воронежской губерний, а так же он вобрал в себе особенности Московской губернии. При создании поясов, а особенно пояса-образа, можно окунуться в историю, почувствовать, что генетическая память (память предков) просыпается в тебе и хочется поделиться с другими своими открытиями и чувствами.
А) От прикосновения к истокам – преображение души. Попытка пробудить историческую память у учащихся школы с помощью игры-путешествия «Знакомьтесь, музей»
«Чем раньше начать приобщать ребенка к традиционной национальной культуре, тем больше эффекта мы можем достигнуть в понимании того, что наработал веками этнос, того, что дано каждому человеку при рождении, заложено в него, и впоследствии теряется, утрачивается, не будучи возбужденным и востребованным» - слова Пигиловой Т.А. 7
Школьную экспозицию «Мир русской семьи» каждый год посещают ученики начальных классов нашей школы. В этом году проводилась игра-путешествие «Знакомьтесь, музей». Ребята посетили экспозицию музея, а так же послушали мое выступление, в которым я рассказывала о поясах. Хотелось бы отметить, что, чем младше дети, тем больше информации они запоминают; внимательнее слушают. Результаты анкетирования показали, что большинство детей впервые узнали о существовании русского народного костюма благодаря нашему путешествию! (56 ребят из 80). Были и те, кто танцевал в народных костюмах, другим показывали прабабушки и прадедушки… Но таких ребят единицы, поэтому и в школе, и дома нужно больше внимания уделять изучению родной культуры.
Некоторые ребята так заинтересовались этой темой, что принесли рисунки своих работ, а так же сочинения на эту тему!
«Мне понравилось, как Наталия Анатольевна рассказывала, какие раньше носили платья и как жили» Полянский М. 3 «Б»
7 Статья Пигиловой Т.А. из книги Розовой О.В., Щербаковой И.А. Уроки народной культуры. Традиционная одежда. Стр. 9
«Мы были в музее. Там нам показывали и рассказывали о старинных костюмах, видели старинную книгу, с непонятными буквами» Шилигон Н. 4 «В»
«Я увидела презентацию Регины и поняла, что русский костюм очень много значит для истории России» Милованова Елена 5 «В»
III Заключение
Работая над этнографическими проектами, ты познаешь самого себя. Ребята, которые не интересовались историей, вдруг начинают изучать её, то есть этнография возрождает в людях патриотические чувства. Ты открываешь все новые и новые возможности для самовыражения, общения. Чтобы не прервалась связующая нить поколений, я думаю, необходимо в школе, в семье больше внимания уделять изучению традиций своей семьи, своего народа.
Выводы:
Литература
1. Русский традиционный костюм. Н. Сонина, И. Шангина – СПБ. Иллюстрированная энциклопедия Санкт-Петербург «Искусство-СПБ». 2006 год
2.Русский народный костюм как художественно – конструкторский источник творчества. Ф.М. Пармон. Моногр.- Москва, Легпромбыт - издательство. 1994 год
3. Поэзия народного костюма. М.Н. Мерцалова. Москва «Молодая гвардия» 1988 год
4.Журнал «Славянка» март-апрель 2007 год
5.Гобелен: сумки, пояса, панно. Е.В. Хлопцева. Издательство «Феникс» 2007 год.
6. Ручное творчество и плетение поясов, тесьмы. Е.Осипова. DVD книга.
7. « Русский костюм» Ю. Каштанов, Г.В. Покровский. Издательство «Белый город» серия «История России» 2008 год
Этнографические источники:
Основные понятия и термины
Бральницы – деталь ручного ткацкого стана – плоские длинные дощечки, с помощью которых набиралось по счету определенное количество нитей основы для образования дополнительного зева. В зев пропускалась уточная нить, создающая узор. Бральниц было обычно две: одной набирались нити основы, другая прокладывалась в них.
Бердечок – приспособление в виде деревянной дощечки с прорезями для изготовления поясов.
Браное тканьё – прием изготовления тканей на ручном ткацком стане. Ткань выполняется на двух или четырех ремизках с использованием бральниц. При этом применяется два челнока с уточной нитью: одним утком прокладывается фон, другим – узор.
Зев – термин, применяющийся в ткачестве. Зев образуется при поднятии одной части нитей основы с помощью ремизок или бральниц. В зев пропускается уточная нить. Переплетение нитей основы и утка образует ткань.
Многоремизное тканье – прием изготовления тканей на ручном ткацком стане. Ткань выполняется на нескольких ремизках (от трех до двадцати четырех), благодаря этому на ткани образуется двусторонний узор с негативными изображением на изнаночной стороне.
Себестоимость – затраты на изготовление чего-либо, выраженные в денежной форме
Основа – нити, расположенные в ткани по ее длине. На ткацком стане основа состоит из множества параллельных нитей, пропущенных сквозь ремизки. Движением ремизок образуется зев, через который пробрасывается уток.
Уток – нить, расположенная в ткани по ее ширине. Он укладывается при тканье между нитями основы с помощью челнока во время образования зева.
Произведения художников
XVII век:
XIX век:
Юрий Алексеевич Гагарин
Снеговик
Нора Аргунова. Щенята
Серебряное копытце
Три коробки с орехами