Православие - часть действительности, оно занимает в истории народа определённое место и выполняет огромную общественную роль. Путь к храму нелёгок. У каждого он свой. Длина его измеряется не вёрстами и даже не днями, а работой.
Вложение | Размер |
---|---|
iosaf_belgorodskiy__yarkiy_primer_puti_pravoslavnogo_hristianina.doc | 60.5 КБ |
Управление образования администрации Старооскольского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30»
Секция: гуманитарная
Исследовательская работа
Иосаф Белгородский - яркий пример пути православного христианина
Тебекина Елена
11 «А» класс
Руководитель:
Учитель православной культуры Горкуша А.Н.
Старый Оскол
2011
Введение
Современное российское общество живет в условиях первой половины третьего тысячетилетия со времен Рождества Христово - начала новой эры в истории человечества. Это ставит перед всей социальной сферой и системой образования, новые, сложные и ответственные задачи. Образование и воспитание подрастающего поколения - людей XXI века – должно способствовать возрождению национальных ценностей.
Изучение данной темы является актуальной и приобретает в наши дни изучение истории родного края – Белгородчины – как в общеисторическом, так и духовно-краеведческом аспектах.
Не случайно наш край называют Святым Белогорьем; христианство имеет здесь тысячелетнюю историю. Православные ценности стали основой формирования мировоззрения и культуры русского человека, жившего на границе православного мира сначала с язычества (печенеги и половцы), а затем с представителями исламской (турки, крымские татары) и римско-католической (поляки и литовцы) цивилизацией.
На Белгородчине совершили свой духовный подвиг многие святые и подвижники Русской Православной Церкви: святитель Иосаф, епископ Белгородский, новомученники Российские епископ Никодим(Кононов) и архиепископ Онуфрий(Гагалюк), архиепископ Лука(Войно-Ясенецкий) и архимандрит Серафим Ракитянский.
Изучение истории Белогорья тесно связанно с различными видами краеведческих источников: вещественные, письменные, устные. В качестве письменных источников мы использовали материалы центральной и местной печати, которые посвящены духовному краеведению (например, газеты «Белгородские известия», «Наш Белгород», «Белгородские епархиальные ведомости», «Свет Христов» и другие)
Актуальность изучения данной темы обусловлена развитием воспитательных функций светской школы в современных социокультурных условиях.
Гипотеза данной работы - без знания исторических фактов, без интереса к истории своей местности, не может быть полноценной и нравственной личности, гражданина, патриота, не может быть уважения к своему народу и стране.
Задачи, которые ставит автор работы:
- воспитывать чувство любви и гордости к родному городу;
- формировать на этой основе нравственные, эстетические чувства, вкусы, творческие способности и потребности эстетического преобразования окружающего мира.
- приобщение к знаниям о богатом наследии православной культуры.
Православие - часть действительности, оно занимает в истории народа определённое место и выполняет огромную общественную роль. Путь к храму нелёгок. У каждого он свой. Длина его измеряется не вёрстами и даже не днями, а работой.
I. Детство и юность
Иосаф Белгородский - покровитель Белгорода. Будущий Святитель Иоасаф Белгородский был рожден в дворянской семье небольшого украинского города Прилуки Полтавской губернии 8 сентября 1705 года – в день Рождества Пресвятой Богородицы. При крещении получил имя Иоакима, по имени родителя Богородицы, и всегда чувствовал ее покровительство. Семья будущего святителя была очень богобоязненной и жила по законам Православной Церкви.
С младых лет особой религиозностью отличался и Иоаким. Еще в юные годы Иоакима, его отцу было видение о будущем для единственного сына. На заходе солнца за горизонтом он увидел в воздухе Божью Матерь с Ангелом и сына своего Иоакима, приносящего молитвы у ног Их. Услышал он и слова Богородицы: «Довлеет Мне молитва твоя», после чего слетевший Ангел Господний облачил Иоакима в мантию архиерея.
В 1713 году был определён в Киевскую духовную академию. Киевская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение Русской Церкви, находящееся в Киеве. Имеет историю, восходящую к началу XVII века, когда Киевская митрополия была в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Её преподаватели сыграли ключевую роль в становлении высшего образования в Московском государстве в средине XVII века.
В семь лет Иоакима отправили изучать науки, большей частью словесные, в Киевскую Академию. Благочестивый уклад почти монашеской жизни, большое количество святынь в городе и знакомство с Киево-Печерскими иноками-подвижниками произвели очень сильное впечатление на Иоакима. К моменту окончания школы он уже был твердо намерен стать монахом. На 18-ом году жизни мысль об отречении мира и принятии иночества завладела им полностью. Он оставляет академию и в течение двух лет испытывает себя в Киево-Межегорском Спасо-Преображенском монастыре, отличавшемся строго-подвижнической жизнью.
Межиго́рский Спа́со - Преображе́нский монасты́рь — Один из первых по времени основания православный монастырь, согласно преданию Русской Церкви[1], на Руси. Находился в урочище Межигорье с. Новые Петривцы Вышгородского района Киевской области, на правом берегу Днепра. До 1918 был женской обителью. Разрушен в 1935 году.
II. Пострижение
В 1725 году 25 октября Иоаким принял рясофор (первая степень пострижения) и был наречен Илларионом. Через два года, в праздник Введения Пресвятой Богородицы в храм (21 ноября), отрекшийся от всего мирского Илларион, был пострижен в мантию и получил имя Иоасаф.
Посвящение Иоасафа в сан иеродиакона прошло 6 января 1728 года, через год он стал учителем Киевской академии, где прослужил три года.
Архиепископ Рафаил Заборовский посвятил Иоасафа в сан иеромонаха 8 ноября 1734 года. Будущий святитель начинает пастырскую службу в Киево-братском монастыре, а позже Киево-Софийском кафедральном соборе. В 1737 году ревностный и трудолюбивый пастырь получает благословение архиепископа на службу игуменом обители в Лубенско-Мгарский Преображенский монастырь.
Мгарский (Лубенский) Спасо -Преображенский монастырь — православный монастырь в Полтавской епархии. Основан антиуниатским деятелем Исаией Копинским 18 января 1619 года на средства княгини Раины Вишневецкой в Мгарском лесу в шести километрах от города Лубны. Там молодой служитель показал себя как трудолюбивый, справедливый и заботливый управитель. Сам игумен Иоасаф Белгородский всегда жил по строгим подвижническим законам. Немало сил было положено на восстановительные работы развалившегося хозяйства обители. В 1747 году игумен Иоасаф направляется в Петербург с целью сбора пожертвований на храм. Императрица Елизавета Петровна, милостиво принявшая его, распорядилась выдать на строительство храма 2000 рублей. Большое впечатление произвела на императрицу речь игумена о любви к Богу. По ее указу 16 августа 1744 года игумен Иоасаф был возведен в сан архимандрита и вскорости был вызван в Москву. 29 января 1745 года он был поставлен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры. При этом оставался настоятелем Лубянского монастыря.
Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Се́ргиева Ла́вра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским.
В течение трех лет он служил в лавре и стал преданным соратником ее настоятеля – архиепископа Арсения Могилянского. Перенося болезни тела от строгого аскетического образа жизни, архимандрит Иоасаф имел огромную силу духа, усердно укрощал духовное своеволие, находил силы во внутренней духовной борьбе. Высочайшим повелением императрицы архимандрит и наместник Иоасаф был назначен епископом Белгородской епархии 15 марта 1748 года, а 2 июня 1748 года он был посвящен в епископа Белгородского и Обоянского.
Однажды он увидел во сне, что в притворе какой-то церкви находится на груде мусора икона Пресвятой Богородицы, и услышал от Нее голос: "Смотри, что сделали с иконой Моей служители храма сего. Сей образ Мой предназначен быть источником благодати для веси сей и всей страны, а они повергли его в сор!" Показанную ему во сне икону святитель нашел в Вознесенской церкви предместья города Изюма-Замостья, именно в таком виде. Долго и горячо молился перед ней святитель. Потом сказал: "В сем образе преизобилует особая благодать Божия, в нем Пресвятая Богородица являет особенное знамение «Своего заступничества для веси и всей страны!" Он приказал поставить святую икону в храме на подобающее ей место и, проведя в Изюме три дня, каждый день приходил перед ней молиться. Это была икона Пресвятой Богородицы, именуемая Песчанской.
Раз на собрании духовенства святитель Иоасаф увидел священника, которому было 130 лет. Прозрев какую-то тайну, святитель задержал его, чтобы узнать причину такого долголетия, и священник покаялся ему в содеянном им страшном грехе: местный помещик, опоздавший к литургии, заставил его своими угрозами совершить ее вторично, что запрещено святыми канонами, не говоря уже о том, что храм был однопрестольный. Не успел испуганный иерей совершить первый возглас, как услышал таинственный и грозный голос: "Остановись, что ты делаешь?" Священник содрогнулся, но продолжал литургию. Голос продолжал: "Не дерзай, аще же дерзнешь - проклят будешь!" Обезумев, несчастный ответил: "Сам ты проклят!" - и совершил литургию. Святитель ужаснулся, услышав его признание. "Несчастный, что ты сделал? - воскликнул он. - Ты проклял Ангела Хранителя святого места того. Вот причина твоего долголетия".
Немедленно он пошел со священником на место, где прежде стояла церковь. Оно было уже давно запахано. Там он велел ему совершить Божественную Литургию и по окончании ее прочитать молитву св. праведного Симеона Богоприимца: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко..." Затем благословил его и прочитал разрешение грехов. Склонилась голова старца на плечо святителю, и, примиренный с Богом и своею совестью, он тихо скончался. Святитель сам отпел его и похоронил на этом самом месте.
Но что известно о внутренней жизни святителя Иоасафа, которую он тщательно скрывал? Известно, что он имел дар слез, и всякий раз, литургисуя, проливал их. При каждом бое часов он читал следующую молитву: "Буди благословен день же и час, в он же Господь мой Иисус Христос мене ради родился и распятие претерпе и смерть пострада. О Господи Иисусе Христе, в час смерти моей приими дух раба Твоего в странствии суща, молитвами Пречистой Матере Твоея и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь!"
Часто он рубил дрова для бедных и разносил их ночью, одетый в бедную иноческую одежду. Его письма к матери свидетельствуют о нежности сердца его, а пред строгостью его трепетала вся епархия. Он помогал узникам и посылал обеды со своего стола бывшему белгородскому воеводе Пассеку, заключенному в тюрьме. А когда губернатор стал возражать против этого, святитель перечислил ему его грехи и сказал, что когда он сам попадет в то же положение, то может рассчитывать на его милосердие.
III. Вечное служение Господу
Святитель Иоасаф Белгородский прибыл в свою епархию 6 августа 1748 года, и не смотря на бессилие от долгого переезда из Петербурга в Белгород, совершил литургию в честь праздника Преображения Господня. Ревностно и усердно взялся за бразды служения великий Божий угодник епископ Иоасаф.
Вся жизнь святого Иоасафа была посвящена вечному служению Господу. Учение Иисуса Христа о спасении являлось родной стихией святому. Всегда строгий к своей пастве, он еще более строгим был к самому себе. Он проповедовал нравственную чистоту, простоту и скромность и сам был их воплощением. Святитель Иоасаф имел незнающие границ милосердие и любовь к ближнему. Отличался благотворительными делами бедным и неимущим. Накануне больших православных праздников он посылал верного ему келейника к ним в жилища с денежным подаянием и хранил молчание о делах своих.
С самого начала своего служения в Белгороде, несмотря на слабое здоровье, преосвященный Иоасаф каждый год совершал обозрение своей немалой епархии. Он бывал в Белгороде и Харькове, городах и захолустных селениях, и всегда находил себе кров не в больших домах местных богачей, а бедных жилищах крестьян. Посвящая ночное время молитве, по утрам совершал Божественную литургию и наставлял паству православной вере и благочестию.
Предчувствуя скорую смерть, святитель Иоасаф, простился со своей паствой в Белгороде и отправился в родной город повидать родителей. Перед отъездом просил прощения и сам всех простил и благословил. Возвращаясь в свою епархию, он заболел и остановился в селе Грайворон, где была его архиерейская вотчина, тяжело заболел и, проведя более двух месяцев на одре болезни, 10 декабря 1754 года в 5-м часу пополудни, преставился, прожив 49 лет.
Два с половиной месяца после блаженной кончины Иоасафа тело его во гробе стояло открыто в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. Тело почившего архипастыря оставалось непогребенным до конца февраля 1755 года, ввиду того, что назначенный Святейшим Синодом для совершения погребения Иоасафа Переяславский и Борисопольский Преосвященный Иоанн Козлович был задержан разлитием рек.
Лишь 28 февраля 1775 года в сослужении многочисленного сонма пастырей, гроб с телом Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части белгородского Свято-Троицкого собора), который был сооружен по повелению почившего святителя. Будучи истинно добрым пастырем, Иоасаф ещё при жизни пользовался благоговейным уважением паствы за истинно благочестивую и подвижническую жизнь.
Спустя 2 года по погребении Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб, обнаружив не только тело святителя нетленным во всех своих составах: но и его одежд, покрова и самого гроба не коснулось даже малейшее тление, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа.
В течение более полутора веков хранились его нетленные мощи в Троицком соборе монастыря в Белгороде. Почитание Иоасафа в народе, как святого и чудотворца, вокруг имени которого сложился ряд сказаний, а также исцеления и чудеса совершившиеся у его гроба и на могиле послужили основанием для многочисленных прошений о его канонизации.
Память (по юлианскому календарю): 10 декабря и 4 сентября (обретение мощей).
В сентябре 2005 года в Белгороде состоялись торжества, посвященные 300-летию со дня рождения святителя Иоасафа Белгородского с участием Патриарха Алексия II.
Так жил и трудился Святитель Иоасаф Белгородский – светоч православно-христианской веры.
Заключение
Цели, поставленные перед написанием данной исследовательской работы, благородные, очень актуальные и полезные в наши дни.
В настоящее время в Белгородской области, предпринимаются, определенные усилия, по созданию системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, на основе национальных православных традиций. Азы этого процесса находятся в историческом прошлом Родины, народа. Чтобы почувствовать духовное богатство древней культуры и православия, необходимо взглянуть на них глазами современников, ощутить себя участником той жизни и тех событий.
Очень важно, что мы, ныне живущие, и те, кто придет нам на смену, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времен; чтобы честное прочтение прошлого облагораживало, при соприкосновении с былым не покидала гордость за свою малую родину. Чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные белгородцами почти за три века, прорастали крепкими и надежными побегами в душах и характерах современников.
Весёлые польки для детей
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
По морям вокруг Земли
Свадьба в Малиновке
Весенняя гроза