Раскрываются проблемы исчезновения бурятского языка в пригородном селе, выясняются причины влияющие на нежелание школьников знать бурятский язык. Предлагаются возможные пути решения проблемы. Учащейся используются разнообразные методы исследования: анкетирование, работа с статистическими данными, анализ полученных данных, обобщение.
Вложение | Размер |
---|---|
problema_sohraneniya_buryatskogo_yazyka.doc | 78 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ШАГ В БУДУЩЕЕ»
СЕКЦИЯ: ИСТОРИЯ БУРЯТИИ
ТЕМА:
«ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА
В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ПРИГОРОДНОГО СЕЛА»
Выполнилa: Мункуева Люда
ученица 9 класса Эрхирикской СОШ,
с. Эрхирик, Заиграевкий район
ул. Калинина 2-1, тел.89149822693
Руководитель: учитель истории
Дарибазарова Наталья Нанзытовна
2011 год
Оглавление.
Введение
Актуальность.
Начиная со второй половины ХХ века наш мир изменился, он стал глобальным. С одной стороны, это хорошо: человек стал мобильным, не выходя из дома можно знать, что происходит в мире, улучшается качество жизни человека, но вместе с этим глобализация несёт в себе и отрицательные черты, она приводит к единообразию и унификации.
Глобализация — это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации (прим 1). Чем же опасна культурная интеграция и унификация? Она опасна тем, что малые народы забывают свою культуру, традиции, обычаи и самое главное - язык, являющийся отличительным признаком народа. С утратой языка происходит утрата всей остальной культуры, стирание истории, а затем и исчезновение самого народа.
В законе «О языках народов Республики Бурятия» государственными языками Республики Бурятия являются бурятский и русский языки. Закон даёт гражданам Бурятии право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения. Также в законе прописано о действиях органов исполнительной власти по защите прав граждан в выборе ими языка и о мерах ответственности за неисполнение закона. Во исполнение Закона «О языках народов Республики Бурятия» образована Комиссия при Правительстве Бурятии по развитию бурятского языка. Одобрена Концепция развития бурятского языка, которая призвана стать организационной основой решения проблемы сохранения, укрепления, развития и распространения бурятского языка. Возрождаются национальные бурятские традиции, праздники, обряды. Но, несмотря на принимаемые меры, бурятский язык начинает терять свою красоту, становится несовременным, все чаще современная бурятская молодежь, особенно городская, говорит только на русском языке, считая, что родной язык знать совсем не обязательно.
В настоящее время только 28% коренного населения бурят являются носителями языка (прим 2). Всемирная организация ЮНЕСКО в 2005 году внесла бурятский язык в Красную книгу исчезающих языков. На сегодняшний день одной из важнейших для бурят является проблема сохранения бурятского языка.
Эта же проблема коснулась и нашего села Эрхирик. Если в отдалённых районах и сёлах дети в повседневной жизни говорят на бурятском языке, то в Эрхирике крайне редко услышишь бурятскую речь.
Наше село Эрхирик находится в семи километрах от города Улан-Удэ. Основное население села работает в городе, миграция населения очень высокая. В связи с этим в селе существует проблема исчезновения бурятского языка. Дети не говорят на родном языке, хотя по данным администрации количество бурят в селе составляет 61 %. И поэтому я считаю актуальным, в преддверии 350 – летия добровольного вхождения Бурятии в состав России, рассмотреть проблемы сохранения бурятского языка в социокультурной среде пригородного села Эрхирик.
Цель исследования: выяснить причины исчезновения бурятского языка в социокультурной среде пригородного села Эрхирик.
Задачи:
Объект исследования: бурятский язык в социокультурной среде пригородного села
Предмет исследования: проблема сохранения бурятского языка в пригородном селе.
Методы исследования: работа над исследованием потребовала изучения федеральных и региональных нормативно-правовых актов, изучения литературы, документов поселковой администрации, посещение Интернет-сайтов, анкетирование, анализ полученных данных, обобщение, подведение вывода по проведённому исследованию.
Практическая значимость исследования: данные и результаты исследовательской работы могут быть использованы для организации и проведения мероприятий, связанных с популяризацией бурятского языка среди молодёжи.
Новизна работы: рассмотрено влияние социокультурной среды на развитие бурятского языка и предпринята попытка принять меры по сохранению бурятского языка в пригородном селе.
Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения, приложений, списка использованной литературы
Основная часть
I. Социокультурные особенности пригородного села Эрхирик
О селе Эрхирик встречается упоминание ещё в архивных документах IXX века. Там говорится о местности Грязнуха, по которой кочевали буряты из галзутского рода. Следующее упоминание относится к годам советской власти и образованием на местах кочёвок бурятских родов колхоза «Улан-Эрхирик». За годы советской власти колхоз был преобразован в совхоз «Эрхирикский», основным направлением хозяйственной деятельности которого было животноводство и овощеводство. В годы перестройки совхоз прекратил своё существование и на селе появились фермерские хозяйства.
Сегодня в МО СП «Дабатуйское» входит три административных образования. Это село Эрхирик¸ село Арбиджил, село Дабаты. Всего на территории поселения проживает 1876 жителей. По национальному составу преобладают буряты - 61 %, русские - 38 %, другие национальности-1 % (украинцы, азербайджанцы, корейцы, татары, армяне). Основное население по возрастному признаку дети до 6 лет -177, дети в возрасте от 6 до 18 лет - 148, трудоспособное население - 1281, пенсионеры – 245. Ежегодно население увеличивается за счёт естественного прироста на 2%, за счёт миграции из других районов республики на 0,5%.
Село Эрхирик находится в семи километрах от города Улан-Удэ и является пригородным селом. Сегодня в селе действуют частные предприятия и государственные учреждения. К частным предприятиям относятся: хлебопекарня, парикмахерская, сапожная мастерская, пять магазинов, пилорама, автосервис, к государственным учреждениям: школа, администрация, амбулатория. Всех жителей эти организации обеспечить работой не могут, поэтому основное населения села работает на предприятиях города, и только 2 % населения села занимается молочным животноводством, и живёт за счёт реализации продукции животноводства в городе. Такое незначительное количество жителей, желающих заниматься сельским хозяйством, вызвано тем, что город, расширяясь на восток, расширяется за счёт сенокосных угодий жителей села. Люди, лишаясь сенокосных угодий, продают скот и едут работать в город. Если в отдалённых районах республики люди вынуждены заниматься скотоводством, то в селе Эрхирик всегда существует альтернатива. Всё это естественным образом интегрирует основное население села Эрхирик в социокультурную среду города. Сельская молодёжь и школьники, интегрируясь в городскую среду, забывает обычаи, традиции своего народа и самое главное теряют – язык. В связи с этим и возникает проблема утраты пригородной молодёжью и учащимися школы родного языка.
II. Проблема сохранения учащимися Эрхирикской школы
бурятского языка.
Для того чтобы выяснить причину утраты бурятского языка учащимися Эрхирикской средней школы я решила выяснить отношение учащихся к изучению бурятского языка. Мною были разработаны вопросы и проведено анкетирование среди учащихся 5-11 классов (приложение 1).
Результаты получились следующие: из 65 опрошенных 25 % говорит дома на бурятском языке, 45% на уроках бурятского языка в школе, 30 % вообще не разговаривает.
Телевизионные передачи на бурятском языке смотрит 30% учащихся: из них «Мунгэн Сэргэ» - 10%, «Вести» на бурятском языке – 20%.
На вопрос «Считаете ли вы необходимым знать бурятский язык» 70% ответило положительно, 20% отрицательно, 10% затруднились ответить.
Хотят научиться свободно разговаривать на бурятском языке почти 75% учащихся, 15% ответили – нет, 10% затруднились ответить.
70% опрошенных учащихся являются коренными жителями села, 30% приезжие жители (приложение 2)
Из проведённого исследования можно сделать следующие выводы: более 70% учащихся Эрхирикской школы считают необходимым знать бурятский язык, это же большинство хотело бы свободно научиться говорить на родном языке, и этот же процент является коренным населением, которому, судя по всему, небезразлична проблема исчезновения бурятского языка в селе.
В связи с этим у меня возник вопрос: «Какие социальные факторы влияют на то, что школьники, имея желание знать родной язык, тем не менее, его не знают?»
У меня появилось несколько версий:
Версия 1. Отсутствие в селе Дома Культуры, где подростки могли бы приобщаться к культуре и традициям своего народа.
Версия 2. Дома не разговаривают на бурятском языке и поэтому детям просто негде использовать, полученные в школе знания.
Версия 3. Бурятский язык не используется в социальной среде пригородного села.
Версия 4. Отсутствие на телеэкранах интересных, развлекательных телепередач на бурятском языке для детей. Ведь передача на телеканале «Ариг Ус» «Мунгэн Сэргэ» затрагивает вопросы культуры и ориентирована на взрослое поколение, а «Вести» на бурятском языке - это информационная, новостная передача.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: социальная среда пригородного села не способствует сохранению бурятского языка среди молодёжи и учащихся.
Для решения этой проблемы в селе необходимо создавать условия для популяризации бурятского языка среди молодёжи и школьников. Самое главное, я считаю, это восстановление сельского клуба, разрушенного в годы перестройки, где проводились бы сельские праздники, и дети приобщались к культуре и традициям своего народа.
Заключение.
В своей работе я рассмотрела причины исчезновения бурятского языка среди учащихся пригородного села Эрхирик. В ходе работы мною были рассмотрены федеральные и региональные нормативно-правовые акты, проанализирована литература по поднятой проблеме. Также мною была проведена работа по изучению похозяйственных книг МО СП «Дабатуйское» для выявления социального и этнического состава населения села Эрхирик. В результате проведённой работы мною были выявлены социокультурные особенности пригородного села и их влияние на культурные традиции молодёжи, выяснено отношение учащихся к изучению бурятского языка, выявлены социальные факторы, влияющие на школьников.
В результате анализа и обобщения полученных данных, мною были выяснены причины незнания бурятского языка в среде пригородной молодёжи. Это:
При всём этом, большинство учащихся осознаёт необходимость в изучении родного языка и желает научиться свободно разговаривать на нём. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в селе необходимо создавать условия для популяризации и сохранения бурятского языка.
Это во – первых, восстановление Дома Культуры, где дети приобщались бы к культуре и традициям бурятского народа. Во-вторых, повысить заинтересованность учащихся в изучении языка. Для этого проводить в школе интересные мероприятия на бурятском языке: КВН, капустники, где дети общались между собой и учителями на бурятском языке. В- третьих, разъяснять родителям, чтобы в семье разговаривали на бурятском языке. Я думаю всё это в силах администрации села, родителей, учителей и учеников. А вот насчёт телевизионных передач, то эти вопросы необходимо рассматривать на уровне региональной власти.
В заключении хотелось бы сказать: «Нет проблем, которые нельзя было решить, просто есть люди, которые не хотят решать проблемы». Всё зависит от нас самих и нашего отношения к родному языку. Нам всем надо помнить, что теряя язык, мы теряем самих себя, своё прошлое и будущее.
В заключении хотелось бы обратиться ко всем учащимся Бурятии словами поэта Элбэга Манзарова:
Уян hайхан буряад хэлээрээ
Урин зөөлэхэнөөр хэлэжэ hураял
Уг изагуураа, удха заяагаа,
Улам сэгнэжэ ургэн ябаял.
Баршад хёмороотой энэ сагта
Буряад хэлэеэ, буряад нэрэеэ,
Баабай, эжы, айл аймагаа
Бурхан шэнгеэр сахижа ябая!
Использованная литература
№ 221-XII
Приложение 1.
Анкета.
А) Дома
Б) На уроке бурятского языка
В) Не разговариваю
Б) Нет
В) Затрудняюсь ответить
Б) Нет
В) Затрудняюсь ответить
А) всё время
Б) недавно переехали
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Девчата
Плавает ли канцелярская скрепка?
Финист - Ясный сокол