Данная работа содержит реферат по теме: "Системы счисления" и презентацию к нему.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sistemy_schisleniya.zip | 2.58 МБ |
Фамилия, имя ученика: Крамарев Никита
Класс, школа: 6 класс, МОУ Самаринская ООШ
Тема проекта: Системы счисления
Назначение проекта: исследовательская работа
Руководители проекта: учитель информатики Уракова Елена Дмитриевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Самаринская основная общеобразовательная школа
Красногвардейского района Белгородской области
Системы счисления
Выполнил:
ученик 6 класса Крамарев Никита
Руководитель:
учитель информатики Уракова Елена Дмитриевна, первая категория
с. Самарино
2011-2012 учебный год
Оглавление
Современная десятичная система счисления 3
Системы счисления с основаниями 2, 8, 16 3
Связь между системами счисления 3
Математические игры и фокусы 3
Может ли 7+5=14?
На первый взгляд такой вопрос может показаться странным, и даже любой первоклассник ответит на него отрицательно. Но это только на первый взгляд. В привычной для нас десятичной системе счисления это равенство верным назвать нельзя, но если посмотреть на это равенство в другой системе счисления, оно вполне может оказаться верным.
Цель: Выяснить какие системы счисления существуют, какое применение находят различные системы счисления в практической деятельности.
Задачи:
В обычной жизни мы привыкли пользоваться десятичной системой счисления. Эта система счисления является позиционной – в записи чисел в десятичной системе счисления значение каждой цифры определяется не только ею самой, но и местом (позицией), на котором она стоит.
Кроме привычной для нас десятичной системы счисления существуют и другие системы счисления, элементы которых используются и в наши дни, к ним относятся:
Системы счисления анатомического происхождения:
Современная десятичная система счисления
Язык чисел, как и любой другой, имеет свой алфавит. В том языке чисел, которым мы обычно пользуемся, алфавитом служат десять цифр – от 0 до 9. Это десятичная система счисления. Причина, по которой десятичная система счисления стала общепринятой, вовсе не математическая. Десять пальцев рук – вот аппарат для счета, которым человек пользуется с доисторических времен. Древнее изображение десятичных цифр не случайно: каждая цифра обозначает число по количеству углов в ней. Например, 0 – углов нет, 2 – два угла и т.д. Написание десятичных цифр претерпело существенные изменения. Форма, которой мы пользуемся, установилась в XVI веке.
В записи десятичных чисел используются 10 цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Десятичная система счисления не единственно возможная. За основание системы счисления можно взять любое число. Например, в информатике пользуются двоичной системой счисления, использование двоичной системы счисления в качестве внутренней системы представления информации вызвано конструктивными особенностями элементов вычислительных машин, При создании компьютеров используется возможность осуществлять автоматическую обработку информации, реализуя только два состояния элементов компьютера «намагничено» и «не намагничено». Для представления двоичных чисел вне компьютера используют более компактные по длине чисел восьмеричную (для записи кодов чисел и машинных команд) и шестнадцатеричную (для записи адреса команд) системы счисления. Основаниями этих систем счисления являются степени числа 2: в восьмеричной основание – 8=23, в шестнадцатеричной основание – 16=24.
В восьмеричной системе счисления для записи чисел используют 8 цифр 0, 1, 2,…7, а в шестнадцатеричной кроме 10 цифр используют буквы A, B, C, D, E, F.
Например, 1210=С16, 1810=1216, 1F16=3110.
Теперь мы можем ответить на вопрос «может ли 7+5=14?»
Если считать в десятичной системе счисления, то ответ, конечно, будет отрицательным, а если предположить, что эти числа записаны в восьмеричной системе счисления, то – утвердительным.
Изучая исторический материал по теме «Системы счисления», я познакомился с алгоритмами перевода чисел из систем счисления с разными основаниями в десятичную систему и наоборот.
В журнале «Квант» №9, 1987 я нашел статью «Угадай число», в которой описаны примеры использования этого алгоритма.
Алгоритм перевода из двоичной системы в десятичную прослеживается в методе дихотомии – методе половинного деления. Этот метод широко используется в математике, например, для решения сложных уравнений с помощью вычислительной техники. На принципе дихотомии основана олимпийская система выявления чемпиона. А школьники, увлеченные математикой, используют этот метод в математических играх. Многим известна игра «Угадай число». Вы загадываете число, а ваш приятель пытается его угадать. Потом наоборот. Тот, кто угадал число за меньшее число вопросов, тот выиграл. Используя метод дихотомии и верно поставленные вопросы, число в пределах 64 можно угадать не более, чем за 6 вопросов, а число, не превосходящее 128 – за 7 вопросов.
Существует другая игра – фокус, в которой для угадывания числа в пределах 64 потребуется ровно 3 вопроса:
Для этой игры понадобятся 3 цветных таблицы с числами и шпаргалка. (приложение 1)
Получив ответ на просьбу загадать число и ответы на 3 вопроса, ведущий с помощью шпаргалки легко угадывает число. Если вы ответили на вопросы, скажем так: «Синий, зеленый, красный», я складываю три числа 0, 12, 16, стоящих на пересечении столбцов и строк, соответствующих названным цветам в соответствующих таблицах. Получаем число 28.
Секрет этого фокуса.
С раннего детства мы привыкли записывать числа в десятичной системе счисления. Например, последовательность цифр 1987 мы расшифровываем как 1·103 + 9·102 + 8·1О1 + 7·10°. Счет ведется десятками, десять единиц одного разряда является единицей следующего разряда. Если же за основание системы счисления взять число 4, а не 10, понадобится всего 4 цифры: 0,1, 2 и 3. Заменим для наглядности цифры буквами. Можно, например, использовать буквы: С — для нуля, К – для 1, Ч — для 2 и З — для 3. Число 28 запишется в четверичной системе счисления как 1·42+3·41+0·4°=1304. А в буквенной записи оно запишется, как КЗС.
Если прочесть эту запись «справа – налево», получится «синий — зеленый — красный». Это сочетание цветов мы и называли, когда, задумав число 28, сообщали его цвета в таблицах А, Б, В.
Взглянем еще раз на таблицы. В таблице А цвета чисел периодически чередуются через четыре. Таким образом, у синих чисел в четверичной записи стоит на конце число 0, у красных —1, у черных — 2, у зеленых – 3. Цвета чисел в таблице Б точно таким способом определяют вторую цифру в четверичной записи числа, а в таблице В — третью цифру. То же самое говорит и «шпаргалка», с помощью которой мы определяли число по его цветам в таблицах.
Такой же принцип, но с опорой на двоичную систему счисления имеет и другой математический фокус – «Угадай фигуру» (приложение 2). В этом фокусе ведущий предлагает загадать фигуру и сообщить, в каких столбцах таблицы она записана. С помощью шпаргалки ведущий угадывает задуманную фигуру.
Изучив литературу по теме «Системы счисления», я узнал, что в древности люди пользовались различными системами счисления, позиционными и непозиционными. Многие системы счисления имеют анатомическое происхождение. Элементы некоторых систем счисления имеют практическое применение в наши дни. Общеупотребительной системой счисления стала десятичная система счисления. Но и другие системы счисления имеют практическое применение, например системы счисления с основаниями 2, 8, 16. Правила, связанные с системами счисления помогают в практической деятельности человека, например, метод дихотомии, позволяет определить количество игр на Олимпиаде. А ученикам 6 класса системы счисления помогают показать математику с другой стороны – математика может быть еще и средством развлечения.
Приложение 1
синий | красный | черный | зеленый | |
1 2 3 | 0 0 0 | 1 4 16 | 2 8 32 | 3 12 48 |
Шпаргалка
Приложение 2
|
|
|
Шпаргалка
Таблица 1 | Таблица 2 | Таблица 3 | Таблица 4 |
1 | 2 | 4 | 8 |
Таблица 1 | Таблица 2 | Таблица 3 | Таблица 4 |
Куб Ромб Трапеция Конус Окружность Линейка Цилиндр Квадрат | Шар Окружность Цилиндр Циркуль Трапеция Пирамида Конус Учебник | Угол Линейка Циркуль Ромб Транспортир Трапеция Пирамида Цилиндр | Треугольник Трапеция Ромб Пирамида Транспортир Квадрат Учебник Конус |
Голубая лягушка
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Император Акбар и Бирбал
Машенька - ветреные косы
Хитрый коврик