На конец XIX века в Павлове находилось 11 церквей и множество часовен. Начало XX века, а именно 20-30-е годы показались "адом" для верующих павловчан. Всё это великолепие было, почти, стёрто с лица земли. Цель работы, исследовать возникновение Павловских святынь и их роль в жизни павловчан.
Вложение | Размер |
---|---|
Павловские святыни | 36.82 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек рождается в этом мире. Какие-то события с каждым из нас происходят. Человек переходит из детского возраста во взрослый-это одно из важных событий для личности. Затем он обретает семью: находит человека противоположного себе пола, который становится ему второй половиной, с которой протекает вся его жизнь. Затем у него рождаются дети, и после него остаётся его потомство. Затем человек уходит из жизни. Эти пять важнейших событий, знаковые, очень важные для человека. Эти знаковые события в жизни каждого человека должны быть освящены. Должны быть какие-то святыни в обществе людей, благодаря которым люди, которые не знают что такое хорошо, а что такое плохо, выполняли естественный ход вещей. Если это не будет выполняться, тогда многие, не зная, что нужно делать, что освящено, что существует такое, чего нельзя преступить и нарушить, будут действовать так, что в обществе наступит хаос. Поэтому если живёт народ, должны быть у него определённые правила и святыни, которыми он должен руководствоваться в жизни.
Цель моей работы, исследовать возникновение Павловских святынь и их роль в жизни Павловчан.
По рождению мы относимся к христианам. Крещение прежде языческой Руси произошло в конце X века по 989 год, велением князя Владимира.
Вот, что сказал тульский Левша, подковавший блоху, англичанам, уговаривавшим его остаться в их стране: «...наша русская вера самая правильная, и как верили наши праотцы, так же точно должны верить потомцы».
Почему он так сказал, ведь англичане тоже христиане? Со временем христианство распалось на три ветви: православие, католицизм, протестантизм, которые, в свою очередь образовали ряд ответвлений и сект.
Наши славные предки также жили в неустанном труде и молитвах. Они возводили величественные Православные храмы и часовни, где обретали духовное успокоение и радость бытия (приложение 1).
С давних времён, по законам Русской Православной церкви, всякое новое значительное селение на Руси, освящалось построением церквей. Так и было при основании в XVI веке Павлова Острога. И почти четыреста лет Павлово жило под покровом Православной веры.
В начале XX века в бывшем нашем селе возвышалось 11 храмов и более десяти часовен, а жителей в нём, например, в 1906 году было менее 15 тысяч человек. Это говорит о высокой духовности павловцев (приложение 2).
Более девяти веков созидалась и господствовала Русская Православная Церковь, которая несла в народ высшие идеалы, оберегала людей от неизменных порочных поступков и преступлений.
Но в XX веке в нашей стране случилось страшное затмение умов... После революции 1917 года, с приходом к власти большевиков, пошли годы искоренения в народе Православной веры: осквернялись и уничтожались храмы и все святыни Русской Православной Церкви. Священнослужители жестоко преследовались- их расстреливали, ссылали в лагеря смерти. Верующие христиане так же преследовались и ущемлялись в правах.
И Русь святая погрузилась во тьму бездуховности, варварства и душегубства.
Но всё же у русского народа сохранились за многие годы атеистического гнёта духовные силы, терпение и воля, чтобы с наступившими переменами в России вернуться к Вере Христовой.
Как и по всей стране, в нашем Павлове возрождается Православная Вера. Народ поднимается на возрождение старых храмов и строительство новых.
Время появления церквей в селе Павлове, как и самого Павлова, точно не установлено. Одним из самых ранних известных исторических документов о Павлове является грамота царя Ивана Грозного 1566 года, посланная в «дворцовые Павловские сёла приказчику Тимофею Хорлантьеву»...
Из текста этой грамоты видно, что Павлово в то время представляло собой значительное селение-центр сельской округи. А на Руси было правило-всякое более или менее значительное поселение освящать построением церкви. Следовательно, можно предполагать, что первая церковь была построена при основании Павловского Острога, ещё до 1566года.
Глава 1. Павловские святыни
1.1. Церковь Преображения Господня
Из древних церквей села Павлова первое место занимает Спасо-Преображенская церковь (приложение 3), построенная в первой половине XVII века на иждивение князя Якова Куденетовича Черкасского. Прежде сего в селе Павлово на верхнем посаде была также Преображенская церковь, только не каменная, а деревянная, с приделом святой великомученницы Параскевы (покровительницы торгующих). Это видно из писцовых книг за 1621 и 1622 в Павловском вотчинном правлении. Начало их по селу Павлово следущее: «В Нижегородских писцовых книгах, письма и меры Василья Полтева да подъячего Дементья Оброзцова 129 и 130 году, в Закудемском стану в вотчинах написано за боярином за князем Иваном Борисовичем Черкасским в вотчине из государевых дворцовых сёл село Павлово острог на берегу Реки Оки, а промежь посадов речка Тарка впала в реку Оку, а в селе Павлове остроге на верхнем посаде церковь Преображения Спасово, да придел Святой мучиницы Парасковеи древяна, верх шатром с папертью, а церкви образы местные и книги и всякое церковное строение и на колокольнице колокола строение мирское».
Мы видим, что по преданию первая церковь была построена князем Иваном Борисовичем Черкасским. Мать его, была сестрой патриарха Филарета Никитича и прабабкой последнего из князей черкасских, владевших Павловым, Михаила Яковлевича.
Преображенская церковь именовалась соборной. В ней были вклады царя Михаила Фёдоровича. В писцовых книгах значится: «Да в церкве ж государево жалованье двои ризы, три стихаря, трои поручни, оплечья камочка мелкотравная и выбойчатая и поручни бархат цветной.
Главы церкви, по усердию Г.П. Занозина ( ок. 1783 г.), вместо черепицы были обиты золочёной медью. А около 1790 года усердием М.И. Банина и других прихожан кровля обита листовым железом.
Позднее, в 1830-х годах большие вклады в благоустройство этого храма делали павловские купцы-братья Иван и Николай Алексеевичи Акифьевы. За счёт Ивана Алексеевича были сделаны чугунные полы. Особенно усердствовал Николай Алексеевич: в 1830 году он обновил иконостас в приделе Знамения Пресвятой Богородицы, любил украшать ризына иконах золотом и жемчугом; построил новую колокольню и пожертвовал на её тысячепудовый колокол.
Первый достопримечательный предмет в Преображенской церкви составляет крест писанный на дереве лирой в вышину 5, а в ширину 3 вершка, с одиннадцатью серебряными ковчежцами, в которых заключаются «части Ризы Господней и животворящего Древа Креста Господня и части святых мощей Иоанна Предтечи, апостола Петра, апостола Андрея Первозванного, Иакова брата Господня.....Кем и когда крест этот приложен в Преображенскую церковь, неизвестно.
Вместе с Преображенской церквью в один ряд устроена на возвышенном холме колокольня частью из кирпича, а частью из белого камня тщанием и иждивением Якова Куденетовича Черкасского. Глава и крест колокольни по усердию Г.П. Занозина, обиты золочённой медью. Кроме того, при церкви, находился тысячепудовый колокол, повешенный на новой колокольне, построенной в 1839 году (приложение 4).
Рядом с колоколом, на круче, во время одного из своих приездов в Павлово, оказался писатель В.Г. Короленко. Молодой человек в чёрном подряснике стал раскачивать стержень колокола, собираясь звонить к ранней обедне. Писатель со страхом ждал первого удара, думая о том, какая масса звона хлынет на него из-под громадины. Но вместо этого раздались жалкие надтреснутые хрипы и разбитые стоны. «Сломан,-объяснил ему старик, сидевший невдалеке.-Оттого и хрипит».
И этот огромный треснувший колокол стал для Короленко символом Павлова: «Павлово,-один из оплотов нашей «самобытности» против вторжения чуждого строя,- неужели оно тоже бухает без толку, предсмертным, надрывающим хрипом? Как будто в кустарном бытовом строе есть своя сияющая трещина...»
Позднее колокол был заменён другим тысячепудовым великаном. Местом его отливки была улица Большой Прогон. Звук этого колокола был слышен на расстоянии 5-7 километров. Его звон раздавался систематически и в зимние метели, чтобы путники шли на его звук.
Кроме колоколов, на старой колокольне находились немецкие железные боевые часы. Под колокольней имелась Железная дверь, которая ведёт в подвал. В этом подвале хранились многие древние рукописи и архив Павловского временного правления, ещё такие достопримечательные вещи, как стрелы, луки, колганы и бердыши.
1.2. Троицкая церковь
В 1800-1819 годах иждивением прихожан была построена вторая каменная церковь прихода-Троицкая (приложение 5). Этот новый пятиглавый храм был холодным, летним, а в Спасо-Преображенской церкви было устроено отопление.
Обе церкви до 1838 года назывались соборными и хотя после утратили официально это название, но павловчане продолжали её так называть.
Как сама Троицкая церковь, так и украшения её отличались великолепием и богатством. По богатству внутреннего убранства она превосходила все культовые сооружения Павлова.
Первыми благоустроителями собора были купцы Г.П. Занозин и Н.А. Акифьев. Затем, в 50-60 года, новую отделку произвёл за свой счёт староста Ф.М. Варыпаев. При нём был сооружён великолепный иконостас по образцу петербургских церквей. И собор предстал во всём великолепии перед наследником престола Николаем Александровичем Романовым, посетившим Павлово 6 июля 1863 года. А бессменный староста Ф.М. Варыпаев после смерти в 1900 году, был похоронен за оградой троицкого храма.
Из икон Троицкой церкви самой замечательной считалась храмовая икона Шуйской-Смоленской Богоматери (приложение 6). В 1771 году, во время правления Екатерины II в Россию из Молдавии проникла чума. Когда страшная зараза достигла чудовищного развития и дошла до наших мест, жители Павлова решили обратиться с молитвой об избавлении от болезни к образу Смоленской Богоматери. В селе такой иконы не было, и надо было ехать в Шую для снятия копии.
Единственный тогда в Павлове иконописец Андрей Федотович Минеев был убеждённым раскольником и отказался выполнить желание павловцев. Однако чума свирепствовала, и Минеев дал согласие. Он написал икону за одну неделю. Эту неделю все жители Павлова постились, строгий пост наложил на себя и сам иконописец.
Павловцы совершили с иконой крестный ход вокруг села, и страшная болезнь пошла на убыль и вскоре совсем исчезла. А Андрей Минеев после этого не только отошёл от раскола, но небезуспешно влиял и на своих единомышленников.
Замечательны так же два Евангелия, из которых одно с двумя собственноручными надписями епископов Нижегородских Иоасафа и Иакова, бывавших в Павловской церкви. Весом это Евангелие 1пуд и 32 фунта, в 1759 году кругом обложено серебром и вновь позолочено в 1836 году. Другое Евангелие с собственной надписью Нижегородского епископа Иоанна, обложено серебром и позолочено всё кругом с финифтяными изображениями.
В 1890 году дьяконом троицкой церкви Иваном Александровичем Невским, создавшим в Павлове лучший в Павлове хор, было основано Сергиевское общество трезвости. Общество имело чисто религиозно-духовную основу: его члены в соборе, перед иконой Сергия Радонежского давали обет трезвости, слушали проповеди и поучения.
Сергиевское общество трезвости было одним из самых известных в Нижегородской губернии. А сочинённый Невским гимн, стал гимном всего трезвенного движения России.
В 1922 году, в связи сголодом в Поволжье, по всей стране была проведена конфискация церковных ценностей. Но лишь незначительная часть вырученных денег была использована для приобретения продовольствия. Это была мера не столько экономического, сколько политического характера. Только в Троицкой церкви золотых и серебряных вещей художественной работы было изъято 7 пудов 20 фунтов (110 килограм).
Ранним летним утром 1932 года раздались глухие зловещие удары, затем обвальный грохот. Казалось, рушится мир. Белоснежный Троицкий храм «стонет» и беспомощно разваливается на части, кутаясь в клубах каменной пыли (приложение 7).
Жители близлежащих домов, явились свидетелями этого варварства. В толпе слышались крики, плач, кто-то крестился, произнося вслух молитву. Несколько дней стаи голубей кружились над развалинами, как будто надеясь, что вдруг явятся им годами насиженные места.
Служба в Спасо-Преображенском храме прекратилась в середине января 1935 года. И вскоре он разделил судьбу соседа.
1.3. Никольская церковь
Вторая по древности «Николаевская церковь» была возведена в 1682 году сыном Якова Куденетовича Черкасского Михаилом Яковлевичем, на Нижнем посаде (сейчас рыночная площадь) (приложение 8). По своим размерам она превосходила Спасо-Преображенскую церковь. На храме было пять больших глав и две малых. Даже внешне церковь выглядела внушительно: её красные стены украшали архитектурные детали белого цвета-пилоны, пилястры и т.д.
Славилась Николаевская церковь и богатством убранства и утварью. Её главный иконостас был сплошь вызолочен. Среди уникальных ценностей были серебряные ризы на иконах, елейная лампада из чистого золота и редкое по рамерам паникадило. А главной гордостьюприхожан являлось необыкновенной красоты звучание пятьсотпудового колокола.
«По преданию, в 1747 году 5 сентября в Николаевской церкви было страшное несчастье. В этот день в низменной части села Павлова, называемой слободой, оказался пожар. По тесноте зданий пожар разлился с ужасной быстротой и охватил почти всю слободу. Многие из жителей, не находя для старцев, детей и пожитков, решили поместить их в Николаевскую церковь. Окна в церкви из-за предосторожности, чтобы не проник огонь внутрь, были закрыты железными затворами и заперты защёлками. В то время, когда церковь была почти полна народа, кто-то запер её и скрылся. Между тем обнялись пламенем здания, расположенные в самом близком расстоянии от церкви, и нестерпимый удушающий жар разлился внутри церкви. Напрасно несчастные люди молили о помощи, их никто не слышал, рёв ветра и пламени, треск подгоревших строений заглушали отчаянные вопли. Запертые в церкви пытались выломать дверь, но она не уступала их усилиям. Когда же пламя ослабло и предоставилась возможность подойти к церкви, народ бросился спасать погибавших, но было уже поздно».
17 февраля 1918 года в Павлове произошло контрреволюционное выступление, начавшееся крестным ходом. Участники его обратились к Богу с молитвой об избавлении от большевиков. За «погромную» речь-проповедь священник Никольской церкви, отец Знаменский был расстрелян. Он стал в Павлове первой жертвой крестового похода новой власти против духовенства. За ним последовали многие другие служители храмов и церковные старосты. Покалечены были и судьбы потомков священно-церковнослужителей. Чтобы иметь возможность учиться, устроиться на работу, да и просто выжить, им приходилось публично отрекаться от своих отцов.
После революции с церкви были сняты колокола и кресты. Трапезная церкви занималась под пекарню, под лесопилку, въезд в которую был через святые ворота. Окончательно разобрали церковь в 1950-х годах в связи с расширением площади городского рынка.
1.4. Воскресенская церковь
Была в селе Павлово улица, которая называлась Дубровкой (улица Кирова). Истоки названия её уходят в глубину веков и связаны с преданием, которое гласит: верстах десяти от Павлова, вниз по Оке у подножия крутой горы, существовал некогда бедный Воскресенский монастырь. Но так как это место затапливалось, то по просьбе монастырской братии он был перенесён в село Павлово. Князь Черкасский отвёл для монастыря место, где сейчас находится Воскресенская церковь, а на постройку келий отдал стоявшую рядом рощу, именуемую Дубровой. Монастырь здесь просуществовал недолго. Князю Черкасскому понравилось красивое расположение острова на озере близ села Ворсма, куда и перевели монастырь.
На освободившемся месте, на высоком живописном берегу Оки-Воскресенской круче, в 1778 году была построена Воскресенская церковь, причём не на средства владельцев села, как это было прежде (графы Шереметьевы, новые владельцы, религиозностью не отличались и занимались, в основном, светским строительством), а на пожертвования самих жителей: Павлово к тому времени стало селом богатым и многолюдным.
Возведена Воскресенская церковь( приложение 9) в традициях церковной архитектуры конца XVII века. По старинным описаниям она отличалась величавой высотой и красотой. Павловские старожилы вспоминают её тёмно-голубые (васильковые) купола с золочёными сияющими звёздами. Церковь и колокольня первоначально находились отдельно друг от друга, затем соединены трапезной.
Внутреннее убранство храма и утварь были традиционно великолепны для Павлова. Мельников-Печёрский в журнале «Москвитянин» упомянул, что в Воскресенской церкви на иконе Казанской Богоматери 32519 жемчужин и 42 бриллианта. Но, конечно , писателя поразили не россыпи жемчуга, а художественное достоинство икон. Имелись иконы письма знаменитого изографа, времён царя Алексея Михайловича, Симона Ушакова.
Из книг первое место занимает Евангелие, напечатанное в 1698 году в лист на небольшой голландской бумаге, в сребропозлащённом окладе, весом в пуд и три фунта. Другое напрестольное Евангелие полудестевое, печатанное в 1701 году, в бархатном окладе. Кроме этих Евангелий были ещё и другие книги XVII столетия: «Вечеря душевная», печатанная в 1683 году; служебная Минея за январь-в 1696 году; «Апостол»-в 1695 году.
Под Воскресенской кручей сохранились остатки опорной стены, построенной Пережогиным. Место опасное-возможны оползни. Поэтому в советское время церковь нельзя было взорвать-обрушится круча, разобрать по кирпичику не получится, слишком прочна кладка. Многое, всё-таки, удалось разрушить: верх колокольни, трапезную, алтарь, купола. Не уцелел и памятник-надгробие из чёрного мрамора владельца соседней усадьбы Василия Илларионовича Гомулина, прихожанина церкви (приложение 10).
В 1942 году на самой круче, на церковном погосте был построен дот. При рытье котлована останки предков выбрасывались вместе с гнилушками от гробов. Черепа докатывались до кромки воды и от волн проходящих параходов то накатывались на берег, то отходили обратно.
С 1993 года в церкви снова проходит Богослужение.
1.5. Церковь Сергия Радонежского
Не близким был путь жителей Троицкой горы до храма. Встал вопрос о строительстве на пожертвования павловцев ещё одной церкви в честь преподобного Сергия Радонежского (приложение 11). Всю жизнь он боролся за объединение русской земли и освобождение её от монголо-татарского ига. Благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву и присоединил к его войску двух иноков Александра Пересвета и Романа Ослябю. Умер в 1392 году и за свои деяния был причислен к лику святых.
Церковь была построена из красного кирпича в русско-византийском стиле. К 1917 году были закончены все основные работы, кроме внутренней отделки и росписи стен храма.
Новая церковь так и не была освящена. В 1928 году её первой из павловских храмов постигла страшная участь. Вот, как писала об этом «Рабочая газета» в апреле 1928 года: «...с необыкновенной быстротой, достойной лучшего применения,- павловские головотяпы уже выполнили свой разрушительный план. Шестнадцать взрывов разрушили здание...». В духе того времени автор острокритического материала сожалел, что церковь не была отданапод артель. «...здание стоимостью в сотни тысяч раскрошено на щебень, а уцелевшие от ломки кирпичи проданы уздравотделу за...шесть тысяч. Вопиющее это головотяпство не должно остаться безнаказанным для «подрывников» из уездного Павлова-на-Оке».
1.6. Покровская церковь
Когда-то на пригорке (за школой №6, где сейчас пристрой со спортзалом) возвышалась каменная Покровская церковь (приложение12), построенная 1782 году на месте женского Покровского монастыря.ся по упразднении монастыря деревянная церковь была продана в село Ближнее Давыдово. Территория около храма была засажена липами, вход был со стороны нынешней улицы Профсоюзной (бывшая Покровская).
В Павлове любили духовное пение и понимали в нём толк. Почти при каждой церкви был свой хор с регентом, между ними шло своего рода соревнование. Хоры были богатые, как по количеству певчих, так и по количеству голосов. Они не уступали хорам губернских городов.
Покровский хор неоднократно принимал участие в конкурсных выступлениях в Н. Новгороде с репертуаром, разумеется, духовного содержания. Руководил им Павел Иванович Армашов, отмеченный в одном из справочников в числе лучших регентов России. Как говорили, Армашова переманил из Тулы для Покровской церкви последний её староста, фабрикант Василий Михайлович Теребин (расстреляный в 1918 году). Он же способствовал электрофикации храма и устройства в нём, единственном в Павлово, калориферного отопления.
На улице Шмидта, до сих пор, стоит сравнительно не большой домик в три окна деловой женщины Анны Семёновны томаровой, успешно торговавшей Павловскими металлическими изделиями. Свои сбережения набожная женщина в значительной степени направляла на богоугодные дела. Она была ещё одной благодетельницей Покровской церкви и богадельни при ней.
В 1902 году на свои средства Томарова Построила при Покровском приходе здание церковно-приходской начальной школы. Начальные школы были одноклассными (2-годичными) или двухклассными (4-годичными).
Томарова мечтала построить и второй, летний храм прихода. В 1913 году вся территория, прилегающая к церкви была заполнена строй материалами. Но грянул 1914 год, и все материалы пошли на возведение новых производственных площадей для фабрики Теребиных, выполнявшей военные заказы.
А церковь ждала другая участь. В 1931 году её закрыли под казармы для солдат и вскоре она была взорвана. При Взрыве церковь осела и превратилась в кучу щебня.
1.7. Часовни
В селе Павлово, кроме одиннадцати церквей, было ещё более десяти часовен. Явление также редкостное, говорящее об исключительной приверженности жителей села к православной вере.
Такие малые храмы в Павлове, как принято было в России, сооружались в честь тех или иных святынь, а также в память знаменательных событий и дат.
Если от храмов сохранились немногие руины, то от часовен никаких следов не осталось. Для потомков сохранились всего лишь редкие фотографии и рисунки с их изображением. По этим фотографиям можно увидеть, что в Павлове часовни, по величию и убранству, не уступали церквям.
Главной из них можно назвать Воскресенскую часовню (приложение 13), которая стояла на пересечении улиц Воскресенской и Торговой (ныне Ломоносова и Нижегородской), возле старинного дома Страховых.
Это храмовое сооружение, украшенное пилястрами и многими другими архитектурными деталями в стиле русского церковного зодчества. Над куполообразной кровлей её, на барабане с главкой возвышался довольно массивный золочёный крест.
В 1926 году Воскресенская часовня, как и все прочие, известными бездуховными силами была варварски разрушена.
И с болью представляешь, какое же это было душевное страдание для глубоко верующих павловских христиан.
В 1889 году в Павлове, на Правленской площади (ныне Ленинский садик), была заложена часовня в память чудесного спасения императора Александра III во время крушения царского поезда в 1888 году. Её высокая пирамидальная кровля была увенчана позолоченными главкой и крестом. А в интерьере находилась икона Христа Спасителя.
На Спасской горе, ещё ранее, была поставлена в честь исторической церковной реликвии-чудотворной иконы Смоленской Божьей Матери.
Также особо почиталась в селе икона Владимирской Божьей Матери. Во имя её стояла часовня на Большом съезде.
С названными иконами жители Павлова ежегодно совершали крестные ходы вокруг села.
На Никольской площади (ныне Базарная) была часовня с иконой Спасителя Нерукотворного Образа.
При выезде из Павлова, в конце Дубровки ( ул. Кирова), находилась часовня
с иконами Божией Матери и Иоанна Крестителя..
На площади, напротив Покровской церкви (скверик Красные Зори), была деревянная часовня с иконами Покрова Пресвятой Богородицы и Святого животворящего Креста.
Небольшая часовенка, сложенная из кирпича, стояла на углу больничной улицы (ул. Маяковского и Косного переулка),напротив артели Штанге. А на большой дороге, точно замыкающее звено в цепи, была поставлена часовня с иконой Святого Животворящего Креста.
В святых русских часовнях, как было положено по церковному канону, перед иконами неугасимо светились лампады. В знаменательные и праздничные дни в них священнослужителями храмов совершались богослужения.
В повседневные дни люди, утомлённые житейскими заботами, заходили в эти малые храмы, чтобы осенить себя крестом, приложиться к святым иконами, тем самым, снять тяжесть с души своей, найти успокоение и отдых от мирской суеты.
Глава 2. Старообрядчество
1.1. Старообрядцы, кто они?
Старообрядчество-религиозное течение в русской православной традиции, отвергающее предпринятую в 1650-1660-х годах патриархом Никоном церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью.
Приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками».
В Павлове проживало немало старообрядцев. Стремление преодолеть раскол по линии организационной, привело в конце XVIII века к возникновению единоверия, просуществовавшего в российском православии вплоть до 1917 года.
«Единоверие есть условное единение старообрядцев с православной церковью. Старообрядцы принимают от неё законное священство, церковь же дозволяет содержать старые обряды и книги», -так определила единоверие Православная богословская энциклопедия в 1904 году.
А. Смирнов в книге «Павлово и Ворсма...» сообщает: «Крестьянин села Павлово А.Ф. Минеев, писавший по преданию икону Смоленской Божьей матери...бывший закоренелый раскольник, но оставивший своё заблуждение, обратил,как говорит то же предание, многих своих единомышленников к единоверию и внушил мысль крестьянам Безбрязгову и вдове Вагиной построить в Павлове две каменные единоверческие церкви. На построение их употреблено более 100 тысяч рублей ассигнациями».
1.2. Богоявленская и Сретенская церкви
Первой была построена холодная Богоявленская церковь. Павловчане находили, что по своей архитектуре она напоминала Петербургский Исаакиевский собор своими колоннами и характерным куполом. А вот как описывает её Смирнов: «Церковь эта замечательна красивой архитектурой, простотой, но искусной стенной греческой живописью, изобразившей многие предметы из Апокалипсиса, и богатством своей ризницы; особенно замечательно облачение на престол из лионской шёлковой материи. Оно было, как говорят, заказано в Московский Успенский собор ко дню коронации императора Павла Петровича, но не поспело к сроку, и потому павловцам удалось купить его».
В 1825 году была построена, тёплая Сретенская, церковь. Колокольня при этой церкви была возведена в 1839 году павловским крестьянином Л.Г. Томаровым за свой счёт.
Единоверцем был и отец Елизаветы Лавровны Гомулиной, богатый скупщик Лавр Иванович Ногтев. Под конец своей жизни (умер в 1896 году) Ногтев пожертвовал два тысячепудовых колокола для Вознесенской и Единоверческой церквей и построил, для последней, колокольню (звонницу) и каменный одноэтажный дом священника.
В июле 1931 года Богоявленская церковь была взорвана. Сретенская простояла до 1950-х годов. Трапезная её и место алтаря использовались под складские помещения. Звонница была сломана при снятии колокола. Колокольня при церкви использовалась до последних дней своего существования как набатная, с пожарной командой она была связана телефонной связью.
Заключение
А теперь, после моего исследования, попробуйте представить себе, как выглядело село Павлово до революции со стороны реки Оки. Видны были девять вышеперечисленных церквей дореволюционной постройки. И каждую из них можно было назвать великолепной.
Начало XX века, а именно, 20-30-е года показались «адом» для верующих Павловчан. Всё это великолепие было, почти, стёрто с лица земли.
И вот на закате мучительного века свершилось Провидение Господне. Не умерла в России вера в Христа, и воспрянула Русская Православная Церковь. Пришло время прозрения душ человеческих.
Эта светлая божественная радость осветила и наше многострадальное Павлово. Благодаря местных подвижников православной веры, возродилось несколько храмов. В настоящее время верующих принимают храмы: «Вознесения Господня», «Воскресения Господне», «Утоли Моя Печали», «Всех Скорбящих радости», «Покрова Пресвятой Богородицы».
И верится, что придёт время, и наше знаменитое Павлово вновь воссияет своими святынями.
Пчёлы и муха
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Как нарисовать портрет?
Если хочется пить...