Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Среди детей школьного возраста, до 90% детей, имеют различные нарушения осанки, из них у 20% диагностируется сколиоз. Растет больное поколение, и если немедленно и всерьез не заняться здоровьем детей, у нашей страны не будет будущего. Если раньше случаи распространения этого заболевания были единичными, то теперь уже в дошкольном возрасте слабые мышцы спины, сутулость, сколиоз носят массовый характер.
Проблема усложняется тем, что различные нарушения осанки и даже первая степень сколиоза не всегда считается болезнью, поскольку лечение, как правило, начинается со второй степени. Родители, и, окружающие ребенка взрослые, не обращают внимания на начальные проявления столь грозного заболевания, обращаясь к врачу лишь тогда, когда уже налицо явные признаки сколиоза 2 степени.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 557.5 КБ |
Министерство образования Российской Федерации
Республика Бурятия Мухоршибирский район
МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа»
Тема: «Исследование факторов,
приводящих к нарушению осанки у детей школьного возраста»
Выполнила: Варфоломеева Настя 6 класс
Руководитель: Варфоломеева Е.А. –
учитель информатики
с. Никольск, 2009 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение ……………………………………………….………………………….…………………………………………………..стр.2
2. Цель, задачи, гипотеза…………………………………………………………………………………………………….......стр.3
3. Изучение проблемы или существует ли эта проблема вообще………………..………………….. ….стр.4
4. Что же такое осанка и почему ей уделяют так много внимания……………………….....................……стр.5
5. Клиническое распознавание нарушения осанки………………………………….......................................стр.8
6. Причины, приводящие к нарушению осанки……………………………….........………………..…………………..стр.9
7. МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ
Мониторинг: «Изучение данных медицинских осмотров»………………………………………………стр. 11
Микроисследование №2 «Соответствие школьной мебели нормам СанПина»…………….стр.12
Микроисследование №3 «Тестовый опрос учащихся школы о степени двигательной активности». ………………………………………………………………………………………………………………………стр.13
Микроисследование №4«Определение массы школьной сумки с книгами и определение уровня комфортности ношения рюкзака и сумки через плечо». …………………………………….стр.14
Микроисследование №5 «Мониторинг посадки учащихся младшего звена»………………..стр.15
8. Профилактика ………………………. …………………………………………………………………………………………….стр.16
9. Выводы …………………………………………………………………………………………стр.18
10. Рекомендации …………………………………………………………………………………………………………………….стр.19
11. Заключение ………………………………………………………………………………………………………………………...стр.21
12. Литература ………………………………………………………………………………………………………………………… стр.23
13. Приложения
Приложение №1 ……………………………………………………………………………………………………….стр.24
Приложение №2………………………………………………………………………………………………………..стр.25
Приложение №3………………………………………………………………………………………………………..стр.26
Приложение №4………………………………………………………………………………………………………..стр.28
Приложение №5………………………………………………………………………………………………………..стр.29
Приложение №6………………………………………………………………………………………………………..стр.30
Приложение №7………………………………………………………………………………………………………..стр.32
Приложение №8………………………………………………………………………………………………………..стр.33
1
Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование
в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь
физическими упражнениями, гимнастикой.
Платон
Гимнастика, физические упражнения, ходьба
должны прочно войти в повседневный быт каждого,
кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,
полноценную и радостную жизнь.
Гиппократ
ВВЕДЕНИЕ
Вот и закончилась первая четверть. Мы снова втянулись в учебу, стали забывать летние каникулы. Настали школьные будни с домашними заданиями, дополнительными занятиями, факультативами, кружками, секциями. И как следствие мы стали очень мало двигаться, так как большую часть времени мы стали проводить за письменным столом.
Я обратила внимание, что в средствах массовой информации очень часто стала появляться информация о том, что «одной из наиболее распространенных «школьных» проблем со здоровьем является нарушение осанки. За последние годы все чаще отмечаются случаи возникновения отклонений в системе опорно-двигательного аппарата у учащихся младшего школьного возраста. Для большинства школьников первого класса типичным стало нарушение осанки. Причины этого самые разнообразные, исследователи объясняют этот феномен многими факторами: от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов». ( детский журнал «Эрудит») В этой же статье были перечислены факторы, приводящие к нарушению осанки. Я узнала , что вредно носить тяжести в одной руке что школьная сумка должна соответствовать определённым требованиям. Формирование нарушений осанки напрямую зависит и от неправильно подобранной мебели и, следовательно, нерациональной рабочей позы. Еще одна причина плохой осанки - освещение. Недостаток света заставляет школьника наклоняться к рабочей поверхности стола как можно ниже – «писать носом». Я являюсь членом кружка «Проект». На одном из занятий я предложила рассмотреть эту проблему, которая заинтересовала сверстников, и мы решили её изучить. Для более плодотворной работы был составлен план и созданы творческие группы; каждая группа получила конкретное задание. В процессе работы над проблемой мы обращались за консультацией к работникам ФАПАа.
2
Цель исследования:
- изучить факторы, приводящие к нарушению осанки у детей школьного возраста, проанализировать и рекомендовать к использованию методики по их профилактике в Никольской средней общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
Микроисследование №1. Мониторинг: «Изучение данных медицинских осмотров»
Микроисследование №2 «Соответствие школьной мебели нормам СанПина»
Микроисследование №3 «Тестовый опрос учащихся школы о степени двигательной активности».
Микроисследование №4«Определение массы школьной сумки с книгами и определение уровня комфортности ношения рюкзака и сумки через плечо».
4. Сделать выводы. Разработать рекомендации. Поместить результаты исследований в школьный уголок здоровья.
ГИПОТЕЗА:
Я предполагаю, что любые изменения в осанке, представляют большую опасность, если они не выявлены на ранней стадии и не приняты меры по их профилактике и лечению.
Объект ИССЛЕДОВАНИЯ
Учащиеся Никольской средней общеобразовательной школы 1-11 классы.
3
Изучение проблемы или существует ли эта проблема вообще?
Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Среди детей школьного возраста, до 90% детей, имеют различные нарушения осанки, из них у 20% диагностируется сколиоз. Растет больное поколение, и если немедленно и всерьез не заняться здоровьем детей, у нашей страны не будет будущего. Если раньше случаи распространения этого заболевания были единичными, то теперь уже в дошкольном возрасте слабые мышцы спины, сутулость, сколиоз носят массовый характер.
Проблема усложняется тем, что различные нарушения осанки и даже первая степень сколиоза не всегда считается болезнью, поскольку лечение, как правило, начинается со второй степени. Родители, и, окружающие ребенка взрослые, не обращают внимания на начальные проявления столь грозного заболевания, обращаясь к врачу лишь тогда, когда уже налицо явные признаки сколиоза 2 степени.
По данным английских ученых от заболеваний, связанных с состоянием позвоночника страдает 2/3 населения Земного шара. Ежегодно в мире тратится более 70 млрд. долларов на выплаты по листам нетрудоспособности людей в связи с болью в позвоночнике. Так, только за один 1990 год в США экономические затраты на лечение болезней позвоночника и, связанные с этим убытки на производстве, составили 24 млрд. долларов. А в 1996 году бюджету Германии лечение этих заболеваний обошлось в 34 млрд. марок В Швеции из-за этой патологии ежегодно инвалидами становятся более 13 тыс. лиц трудоспособного возраста (журнал "Medizinche klinik").
За последние годы в Российской Федерации сложилась ситуация ухудшения состояния здоровья населения. Материалы государственного доклада «Положение детей в Российской федерации» за 2006 г. свидетельствуют, что хронические заболевания диагностируются у 40-50 % детей школьного возраста (3-я медицинская группа), у 40 % имеются различные функциональные отклонения (2-я группа) и лишь 20 % детей практически здоровы (1-я группа). Комплексным показателем состояния физического развития и здоровья детей является осанка. По данным научно-исследовательского института физиологии детей и подростков РАН, у 79,8 % учащихся с первого по десятый класс обнаружены нарушения осанки, в основном – нестойкого функционального характера (69,9 %). По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, в структуре патологической пораженности детей ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани(болезни позвоночника, плоскостопие и др.). Так, к моменту окончания школы нарушения осанки и стопы констатируются в среднем у каждого третьего ученика.
Я обратилась за помощью к работникам нашего ФАПа и они помогли мне найти данные по району и конкретно по Никольской школе. По данным медицинского осмотра, проведённого Мухоршибирской ЦРБ в 2005 году – диагноз нарушение осанки поставлен 150 учащимся школьного возраста; диагноз сколиоз имеют 24 ребёнка. Довольно тревожная ситуация наблюдается и в нашей школе. Согласно результатам медицинского осмотра за 2007 год, был осмотрен 80 учащихся (1,5,7,9-11 классы -выборочный медосмотр), диагноз нарушение осанки поставлен 15 учащимся, а в 2005 году этот диагноз был поставлен 10 детям.
Вывод напрашивается сам – проблема нарушения осанки у детей школьного возраста не только существует, но и приобретает катастрофические размеры. И если сейчас не принять соответствующие меры, не обратить должного внимания на эту проблему, то мы можем лишиться будущего. « Человек способен думать , радоваться жизни, созидать и делать великие открытия только тогда, когда он здоров и телом и душой.» - Д. Раппапорт *
4
Что же такое осанка и почему ей уделяют так много внимания?
«ОСАНКА – стан, строй, склад живого тела и общность приемов и всех его движений; хотя и можно сказать: у него дурная осанка. Но вообще под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту, посему осанистый – стройный телом и приятно величавый в движениях своих. Осаниться – принимать осанку; прибодрится, стараясь придать себе осанистый вид. Русская пословица гласит «Без осанки конь- корова» Это определение из словаря русского языка О.И.Даля. Во все времена люди не просто уделяли внимание осанке, но и придавали большое значение ее состоянию.
"Осанка — это индивидуальность", — считает в наши дни доктор философии Джей Раппапорт, педагог и директор Института в Калифорнии. Психологи считают, что осанка — это язык тела. Все эмоции, которые испытывает человек, отражаются в его позе, движениях, а значит, влияют на положение тела, его осанку. У положительно настроенного человека красивая осанка, прямая спина, красивый разворот плеч, гордая посадка головы. И наоборот, сгорбленная спина, опущенные голова и плечи говорят о том, что человек испытывает отрицательные эмоции, плохо себя ощущает.(приложение1)
"Попробуйте сгорбиться и кому-нибудь сказать, что вы чем-то возбуждены, — говорит д-р Раппапорт. — Вы не можете сделать это. Вы должны распрямиться, если вы возбуждены. Хорошая осанка способствует полноценному дыханию, возможно, — воодушевлению".
Очень часто мы слышим на уроках от учителей: «Сядь прямо, не «пиши носом» , выпрями спину». Дома родители постоянно следят за тем, как мы сидим, когда делаем уроки, едим или просто смотрим телевизор в удобном кресле и напоминают нам : «Не горбись, спина кривая будет». Почему одни люди имеют красиво расправленные плечи, гордо поднятую голову, прекрасно себя чувствуют и при этом производят благоприятное впечатление на окружающих. А другие, наоборот, ходят и сидят, сгорбившись, голова и плечи опущены, и окружающим кажется, что весь внешний вид говорит об отрицательных эмоциях, плохом самочувствии таких людей.
Осанка- это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из показателей здоровья.
Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.
голова и туловище держатся прямо;
– голова слегка приподнята;
– плечи несколько отведены назад, грудная клетка развернута;
– плечи находятся на одном уровне;
– голова и позвоночник сзади составляют прямую вертикаль;
– живот подобран;
– в поясничной части имеется небольшой изгиб вперед;
– при взгляде сбоку позвоночник имеет углубление в шейном и поясничном отделах и выпуклость в грудном отделе;
5
- ноги прямые, бедра, колени, голени и пятки смыкаются без особого напряжения мышц; есть небольшие просветы ниже коленей и над внутренними лодыжками;
- внутренние части стоп не касаются пола.
Нарушение любого из этих признаков свидетельствует о том, что осанка неправильная. (приложение2)
Самое распространенное нарушение осанки — сутулость. У сутулого человека опущена голова, плечевые суставы сведены вперед, грудь плоская, спина круглая, лопатки крыловидные.
Из-за неправильной осанки человек нередко испытывает головные боли, боли в шее и нижней части спины. Как это происходит? Неправильная осанка приводит к неправильному расположению позвонков. Когда позвонки располагаются неправильно, они ущемляют корешки спинного мозга, который расположен в телах позвонков. Спинной мозг рассылает нервные импульсы во все внутренние органы, сигнализируя болью о неисправности. Плохая осанка затрудняет деятельность внутренних органов и может служить источником многих заболеваний внутренних органов. (приложение3)
Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая её правильное развитие.
Причины, которые могут привести к нарушениям осанки, многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других – на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера. В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия) или нерациональное увлечение однообразными физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание.
Кроме того, появление неправильной осанки связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или ослабленностью мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.
Причиной нарушения осанки могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель и др.
В 90-95 % случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.(приложение4 ) Нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике.
6
Причины неправильной осанки:
У детей к нарушению осанки могут часто вести некоторые заболевания: в первую очередь рахит, гипотрофия, ожирение, инфекционные болезни, плоскостопие, а также нерациональный режим, неполноценное питание, неверно подобранная мебель в школе и дома, неправильное ношение портфеля и т.д. Предупредить возникновение неправильной осанки гораздо легче, чем исправить. В современной школе около 90% детей страдают различными видами нарушением осанки. Наиболее распространенные виды нарушения осанки – сутулость, вялая осанка, искривление позвоночника. Существует ряд тестов, при помощи которых самостоятельно можно определить правильная ли у тебя осанка. (приложение 5)
7
Клиническое распознавание нарушения осанки.
Методом выявления патологического сколиоза и неправильной осанки является осмотр ребенка. Осмотр производиться врачами при хорошем освещении, при различном положении ребенка, при достаточной степени обнажения тела ребенка. Осмотр производится медленно и в определенной последовательности: передней и задней поверхности тела, сбоку, при наклоненном вперед корпусе, лежа. Кроме того существуют специальные тесты, с помощью которого родители могут самостоятельно осматривать своих детей и при обнаружении хотя бы одного симптома обратиться к врачу. Ведь как известно «та болезнь быстрее лечится, что не успела пустить корни»-народная пословица.
Данный тест поможет родителю выявить сколиоз у ребенка в еще начальной стадии и как можно раньше заняться лечением серьезного заболевания.
Тест:
• Внимательно осмотрите ребенка – нет ли у него видимых на глаз деформаций скелета.
• Понаблюдайте – нет ли у ребенка таких признаков: когда он лежит, спина ровная, а если встает кривая, или одно плечо выше другого.
• Посмотрите, когда ребенок стоит, - нет ли у него деформации «окошек» (пространства между опущенными вдоль боков руками и самими боками).
Попросите ребенка нагнуться и посмотрите сзади – не выпирает ли одна из лопаток и не формируется ли реберный горб.
А теперь – о родимых пятнах. Они, зачастую, не простое украшение, а конкретный диагностический признак. Большое количество родинок на теле, особенно выступающих или напоминающих грибы (на ножке) говорит о заболевании соединительной ткани – неврофиброматозе. Эти «родинки» могут разрастаться и на нервных стволах, и на слизистых оболочках в форме полипов.
Если вы обнаружите на спине в области позвоночника ограниченные участки слегка усиленной пигментации кожи (так называемые «кофейные пятна») – это тоже должно насторожить: в 99% случаев такое пятно указывает на какую-то патологию позвоночника, причем как раз в месте расположения пигментации.
Как показывает практика родители не всегда уделяют должное внимание здоровью своих детей, ввиду постоянной занятости. К сожалению, необходимости с детства вырабатывать правильную осанку далеко не всегда уделяется должное внимание. В детском возрасте особенно вредно длительное пребывание в однообразном положении и в первую очередь долгие часы перед телевизором и «нефизиологичная» мебель для занятий в школе и дома.
Слишком низкая спинка, слишком мягкое сиденье, неправильный подбор по высоте стула и стола – все это искривляет позвоночник.
8
Причины, приводящие к нарушению осанки
Причины самые разнообразные, исследователи объясняют этот феномен многими факторами: от неправильной позы при стоянии и сидении до генетических факторов.
Развитие костно-мышечной системы у детей и подростков еще не закончено, кости гибки и податливы, и неправильная посадка за партой может вызвать нарушение осанки.
9
Высота сидения не должна превышать длины голени, а его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер. Стопы при работе сидя должны опираться о пол.
Если стандартный стул не соответствует вашему росту, нужно использовать подставку под ноги. Регулируя высоту стола, добейтесь того, чтобы локти находились в плоскости крышки стола. Во время чтения, письма стул должен заходить за крышку стола на 3—5 см. Не надо опи раться грудью о край стола. Между туловищем и краем стола остается расстояние в ширину ладони. Книги желательно располагать на специальной подставке на расстоянии вытянутой руки от глаз. Если книга будет лежать перед ребенком на столе, обычно располагаясь правее или левее, то привычный наклон и поворот головы за очень короткий срок перегрузят шейный отдел маленького ученика. Тетрадь правильно располагать под углом 30 градусов – при таком наклоне хорошо видно то, что «выходит из-под пера». Иначе расположенная тетрадь заставит и голову больше наклонять, и поворачивать туловище по оси.
10
ИССЛЕДОВАНИЯ НА НАЛИЧИЕ ИСКРИВЛЕНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА
У УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ
Микроисследование № 1
Мониторинг: «Изучение данных медицинских осмотров».
Для ознакомления с тем, как часто встречается нарушенная осанка у учеников нашей школы была проанализирована информация медицинских карт учащихся. Были проанализированы данные выборочного медицинского осмотра за 2007 год. Эти данные сведены в таблицу №1, на основании которой удалось подсчитать общее количество учащихся с диагнозом- нарушение осанки.
Класс | Кол-во осмотренных | Нарушение осанки | Кариес | Нарушение зрения |
1 | 8 | 1 | 3 | 1 |
3 | 8 | 2 | 3 | 1 |
5 | 8 | 2 | 2 | 3 |
7 | 10 | 2 | 5 | 2 |
9 | 10 | 2 | 1 | |
10 | 21 | 4 | 3 | 1 |
11 | 15 | 2 | 2 | 2 |
По данным таблицы видно, что число учащихся с нарушением осанки 13 человек, что составляет 18,7 % от числа осмотренных. Если посчитать частоту встречаемости нарушения осанки по возрастным звеньям, то наиболее распространена эта патология в среднем звене – 22,3% ,затем следует младшее звено, где распространенность составляет 18,7%
Наблюдения показали, что первоначальные нарушения осанки появляются у учащихся начальных классов. И усугубляются в среднем звене, мы предполагаем, что это связано с большой статической работой ещё неокрепших мышц туловища средних школьников. Большую часть времени они проводят за учебными занятиями и выполнением домашних заданий, а свободное время проводят у компьютера или телевизора. Для сравнения – лет 10 назад учащиеся вели более активный образ жизни.
Вывод: к окончанию средней школы увеличивается количество учащихся с нарушением осанки.
11
Микроисследование №2.
«Соответствие школьной мебели нормам СанПина».
Данный этап наших исследований посвящен анализу соответствия мебели росту ребёнка, что является важным фактором формирования здоровой осанки. Государственным стандартом России утверждены размеры ученических столов и стульев. Этими стандартами необходимо пользоваться. По ним столы и стулья имеют соответствующую цветовую маркировку. Цветовая маркировка мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами.
Мы приводим таблицу размеров школьной мебели, изготовленной по новым ГОСТам 1993 года.
Группа мебели | Группа роста школьников в мм. | Высота заднего края стола над полом в мм. | Высота переднего края стула над полом в мм. | Цветовая маркировка |
1 | 1000-1150 | 460 | 260 | Оранжевый |
2 | 1150-1300 | 520 | 300 | Фиолетовый |
3 | 1300-1450 | 580 | 340 | Желтый |
4 | 1450-1600 | 640 | 380 | Красный |
5 | 1600-1750 | 700 | 420 | Зеленый |
6 | Свыше 1750 | 760 | 460 | Голубой |
ГОСТ 11015-93 ГОСТ 11016-93
В соответствии свыше представленной таблицей мы подсчитали количество имеющейся в школе мебели высчитали процент обеспеченности на 2007-2008 учебный год.
Сводная таблица соответствия мебели ГОСТам
Группы роста школьников в мм. | Процент соответствия мебели ГОСТам | |
Столы | Стулья | |
1000-1150 | 100% | 100% |
1150-1300 | 100% | 100% |
1300-1450 | 41% | 41% |
1450-1600 | 41% | 41% |
1600-1750 | 41% | 41% |
Свыше 1750 | 41% | 41% |
В результате исследования сделан вывод, что мебель в начальной школе полностью соответствует нормам СанПина. Что касается среднего и старшего звена, здесь наблюдается дефицит мебели на 59%. Это связано с тем, что во-первых – не все кабинеты оснащены мебелью соответствующей нормам, во-вторых – кабинетная система не позволяет отрегулировать мебель под рост каждого ребёнка.
Вывод: очевидна недостаточная оснащенность мебелью учащихся среднего и старшего звена, которая может являться одной из причин нарушения осанки.
12
Микроисследование №3
«Тестовый опрос учащихся школы о степени двигательной активности».
Известный французский врач Тиссо писал: «Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения». Последнее время часто встречаются такие понятия, как двигательный голод и гиподинамия. Ограничение двигательной активности – это безусловное следствие прогрессивного развития телекоммуникаций, телефонизации и компьютеризации. Всё больше школьников проводят свободное время у телевизора, в общении с компьютером, вынуждая свой организм испытывать двигательный голод. Монотонное длительное (часто многочасовое) пребывание в положении сидя вовсе не способствует формированию правильной осанки, особенно, если отсутствует самоконтроль позы у ребенка или контроль извне (учителями, родителями).
Мы провели тестовый опрос в 1-11 классах, чтобы выяснить, активному или пассивному образу жизни учащиеся отдают предпочтение. Результаты анкеты были сведены в таблицу
Вопрос. Варианты ответов. | Начальное звено | Среднее звено | Старшее звено |
1.Знаете ли вы как нужно правильно сидеть за партой, столом? А) Да б) Нет | 100% 0% | 100% 0% | 100% 0% |
2. Сколько времени тратите на выполнение домашнего задания? А) до 30 мин. Б) до 1 часа в) от 1 часа до 1,5 часов г) от 1,5 часов до 2 и более | 11% 50% 11% 28% | 25,5% 45,5% 24,5% 4,5% | 5% 22% 38% 35% |
3. Сколько времени тратите на просмотр телевизора, работу с компьютером, чтение книг? А) до 1 часа б) от 1 часа до 2 часов в) от 2 часов до 3 часов г) до 4 часов и более | 28% 17% 17% 38% | 25,5% 18% 43% 13,5% | 14% 19% 38% 29% |
Итого: Суммарное количество часов пассивного времяпрепровождения в сутки, включая другие виды пассивного досуга. А) 1-2 часа б) 2-3,5 часа в) 4-6 часов г) свыше 6 часов | 0% 33% 28% 39% | 41% 36% 9% 14% | 43% 24% 19% 14% |
Согласно проведённому мониторингу наиболее подвижный образ жизни ведут учащиеся младшего звена- 100%, за ними следуют учащиеся старшего и среднего звена – 57 и 59% соответственно. Среди них уже выявлено 14% учащихся, проводящих более 6 часов в сидячем положении. Вывод: если считать, что малоподвижный образ жизни является одним из факторов, приводящих к нарушению осанки, то согласно результатам анкетированию наибольшему негативному воздействию подвергаются учащиеся среднего и старшего звена.
13
Микроисследование №4
«Определение массы школьной сумки с книгами и определение уровня комфортности ношения рюкзака и сумки через плечо».
≈ вес ребёнка | ≈ вес рюкзака | 10% | Отклонение от нормы | |
Младшее звено | 21 кг | 2 кг | 2,1 | норма |
Среднее звено | 35 кг | 4,2 кг | 3,5 | 0,700 |
Старшее звено | 51 кг | 5,5 кг | 5,1 | 0,400 |
Вывод: согласно существующим нормам вес школьной сумки с книгами не должен превышать
10% от массы тела ученика. Проведённые исследования показали, что в младшем звене вес
сумок соответствует норме; в среднем звене наблюдается существенное отклонение в 700
грамм, а в старшем звене отклонение составляет 400 грамм.
Количество | Соответствие рюкзаков требованиям СанПина | |||
сумок | рюкзаков | + | - | |
Младшее звено | 57 | 37 | 20 | |
Среднее звено | 23 | 37 | 12 | 25 |
Старшее звено | 42 | - |
Вывод: физиологи рекомендуют для равномерного распределения нагрузки на мышцы спины и позвоночник, школьнику нужен ранец. К ранцу предъявляются определённые требования : высота ранца не должна превышать 30 см, а его ширина не должна превышать ширину плеч ребёнка, иметь «твёрдую» прокладку в месте соприкосновения со спиной ребёнка; лямки не должны быть узкими. Визуальный осмотр показал:
- что в среднем звене 25 из 37 представленных рюкзаков не соответствуют требованиям, кроме того 38% ребят пользуется не рюкзаками, а сумками. А постоянное ношение сумок приводит к такому функциональному нарушению осанки ,когда одно плечо ниже другого.
- в младшем звене 100% использование рюкзаков, но при этом у 35% детей рюкзаки не соответствуют нормам.
- в старшем звене все учащиеся пользуются сумками
Анализируя полученные результаты можно смело утверждать, что ношение тяжести в одной руке и несоответствие школьного ранца нормам является одним из факторов, приводящих к нарушению осанки.
14
Микроисследование №5
«Мониторинг посадки учащихся младшего звена».
Соблюдение правильной осанки – главный фактор в профилактике искривлений позвоночника и в лечении сколиоза.
Нами были проведены наблюдения за учащимися 1-4 классов на первом и последнем уроках. Объектом исследований выбраны учащиеся младшего звена, так как именно в первые годы обучения в школе формируются правила посадки за партой.
Многолетние исследования ученых показали, что если в начальной школе у учащихся выработаны стойкие навыки правильной посадки за партой, то эти навыки сохраняются в среднем и даже старшем звене.
Класс | Первый урок | Последний урок | ||
Правильно сидящие. % | Неправильно сидящие. % | Правильно сидящие. % | Неправильно сидящие. % | |
1 | 65 | 35 | 50 | 50 |
2 | 64 | 36 | 57 | 43 |
3 | 67 | 33 | 67 | 33 |
4 | 58 | 42 | 42 | 58 |
Среднее значение | 63,5 | 36,5 | 54 | 46 |
Анализируя данные таблицы, мы видим, что количество учащихся с неправильной посадкой увеличивается на последнем уроке в сравнении с первым (с 36,5% до 46% соответственно). Уже в начале первого урока в каждом классе есть неправильно сидящие дети, причем их количество в течение урока, как правило, не меняется. Мы полагаем, что это те дети, у которых не сформирован навык правильной осанки. А увеличение количества неправильно сидящих детей на последнем уроке – результат физического утомления мышц шеи и спины.
Только в одном классе количество неправильно сидящих детей сохраняется к концу учебного дня – в 3. В 3 классе учитель настойчиво в течение урока не только делает замечание, но и поправляет неправильно сидящих учеников. Видимо, поэтому у основной массы учеников этого класса навыки правильного положения тела к концу учебного дня доводятся до автоматизма.
Вывод: наблюдается картина, что учащиеся при поступлении в школу не имеют привычки правильного положения тела при сидении. Учителям требуется длительное время, чтобы исправить недосмотр родителей. В противном случае – неправильная осанка станет ещё одной причиной появления нарушения осанки у ребёнка.
15
ПРОФИЛАКТИКА
Основным средством профилактики нарушения осанки является правильная организация статико-динамического режима, который включает в себя полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка и систематическое развитие и укрепление мускулатуры спины и других мышц нашего тела. Правильный статико-динамический режим предполагает соблюдение следующих условий:
1. Постель ребенка должна быть полужесткой, ровной, устойчивой, с невысокой, лучше ортопедической подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучать ребенка спать на спине или на боку, но, не свернувшись «калачиком»
2. Приходя из школы, ребенок после обеда должен лечь и отдохнуть 1-1,5 часа для того, чтобы нормализовать тонус мышц спины и освободить от нагрузки позвоночник. Только при регулярной смене вертикального и горизонтального положений обеспечивается правильный обмен веществ в межпозвоночных дисках.
3. Время непрерывного пребывания в положении сидя не должно превышать 45 минут.
4. Ребенок должен ежедневно заниматься оздоровительной или специальной гимнастикой. Минимальная продолжительность занятий – 20 минут, оптимальная – 40 минут.
5. Необходимо правильно организовать рабочее место; освещение должно быть рассеянным и достаточным.
6. Необходимо научить ребенка сидеть в правильной рабочей позе во время письма, чтения под контролем педагогов и родителей. Правильная, симметричная установка различных частей тела производится последовательно, начиная с положения стоп:
стопы в опоре на полу или на скамейке;
колени над стулом на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым или небольшим тупым углом);
равномерная опора на обе половины таза;
между грудью и столом – расстояние от 1 до 2 см; предплечья симметрично и свободно, без напряжения лежат на столе, плечи симметричны;
голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см;
при письме тетрадь повернута на 30°, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен соответствовать середине груди.
7. постоянная двигательная активность , включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
8. Не рекомендуется носить портфель в одной и той же руке, в начальной школе лучше дать ребенку ранец.
9. Нужно постоянно бороться с порочными позами. Так называемое косое положение плечевого пояса при письме – когда левая рука свешена со стола, или косое положение таза – когда ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу, или привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене; эти и другие порочные позы приводят к нарушениям осанки.
10. Нужно освободить ослабленного ребенка, имеющего дефекты осанки, от всяких дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или ассиметричной статичной позой.
16
11. Ребенок должен получать правильное и сбалансированное питание, обеспечивающее, в соответствии с возрастом, достаточное поступление пластических и энергетических веществ, макро- и микроэлементов. Характер питания во многом определяет состояние костной ткани, связочного аппарата и «мышечного корсета».
Отдельным пунктом можно назвать исключительно важное значение физической культуры и спорта в появлении и развитии нарушений позвоночника. Внедрение физической культуры и спорта в жизнь детских учреждений, школ и вузов, систематическое, разумное и разностороннее занятие ими детей раннего возраста, школьников и студентов являются самыми могучими средствами их оздоровления. Занятия производственной гимнастикой (в виде физкультминуток) ежедневное выполнение утренней гигиенической гимнастики и занятия спортом являются очень ценными средствами в борьбе с возникновением нарушения осанки (Приложение6). Занятия физической культуры и спортом способствуют усиленному кровоснабжению и питанию работающих мышц, костей и связок. В результате этого происходит увеличение массы и силы мышц, укрепление сухожилий, связок и даже костей, которые становятся более утолщенными.
Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений осанки среди современных детей, можно сказать, что статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, должен сопровождаться постоянным и тотальным ортопедическим надзором» со стороны родителей и преподавателей.
В решении данной проблемы многое зависит от родителей. Многие из них не придают значения тому, что их ребенок при ходьбе и сидении неправильно держит свое тело, не поправляют его, не учат правильной осанке. Поэтому очень часто дети не имеют представления о том, какой должна быть хорошая осанка, и, когда от них требуют правильно держать свое тело, они напряженно выпрямляют руки, прижимают их «по швам», запрокидывают голову, поднимают плечи, выпячивают живот, прогибают поясницу и неправильно фиксируют плечевой пояс. И именно эта позиция, правильная на их взгляд, нередко приводит к печальным результатам.
Родители, воспитывая своего ребенка, должны всегда помнить, что «привычка – это вторая натура человека». Хорошие, полезные для здоровья привычки, как, например привычка мыть руки, чистить зубы, а также правильно держать тело, привитые в самом раннем детстве, прочно сохраняются у человека всю жизнь, становятся его естественной потребностью.
Вот поэтому родители обязаны приучать ребенка с малых лет правильно держать свое тело; не опускать голову, выпрямлять спину (сблизив лопатки), выставлять вперед грудь и подбирать живот. Неправильно ограничивать подвижность ребенка, запрещая ему бегать, играть в подвижные игры, так как важно помнить, что у детей имеется огромная естественная потребность в движениях.
17
ВЫВОДЫ
Своим исследованием я подтвердила выдвинутую гипотезу, что любые изменения в осанке, представляют большую опасность, если они не выявлены на ранней стадии и не приняты меры по их профилактике и лечению. Мною были исследованы следующие факторы, приводящие к нарушению осанки:
Все факторы риска, перечисленные в работе представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой возникают более стойкие и серьезные нарушения.
Самое главное в профилактике нарушения здоровой осанки: утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых – необходимый каждому человеку двигательный минимум и складывается он из ходьбы, бега, гимнастики. Важно научить ребенка правильной походке, посадке за столом, умению равномерно распределять вес переносимой тяжести.
18
РЕКОМЕНДАЦИИ
Обратившись к литературе я изучила и проработала рекомендации. Предлагаю к использованию наиболее приемлемые в условиях школы. Я полагаю, что профилактическая работа должна вестись сразу по нескольким направлениям:
Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля. Можно предложить такую систему формирования этого навыка. Уже в 1-м классе, обычно перед началом занятий, дети выстраиваются около стены и проверяют свою осанку: плотно прислоняют к стене лопатки, ягодицы, затылок и пятки. В последствии, когда уже будет выработано определенное мышечное чувство, не обязательно просить детей вставать к стене, достаточно одного упоминания об осанке. Навык самоконтроля следует отработать настолько, чтобы было доведено до автоматизма не только принятие правильной позы за партой, но и соблюдение осанки при ходьбе, при ответе с места, при работе с компьютером.
Под двигательной активностью понимают сумму всех движений, выполняемых ребенком в течение суток. Это не только занятия физкультурой, это и помощь по дому, и игры во дворе, то есть любые движения. Польза их в том, что в работу включаются попеременно все группы мышц и формируется мышечный корсет, укрепляются дыхательная, сердечно-сосудистая и нервная системы. Мы считаем, что необходимо не только сознательно посещать уроки физкультуры, но и дополнительно выполнять предписанные медицинскими работниками комплексы упражнений. (Приложение7)
Для успешного продвижения по этому направлению необходимо тесное взаимодействие медиков и родителей. Гигиенические требования, в первую очередь, нужно донести до каждой семьи. Каждый родитель должен знать, как правильно организовать рабочее место ребенка, чтобы мебель соответствовала его росту; следить, чтобы кровать была средне-жесткой, и ограничить время просмотра телевизора и компьютера до 1-2 часов.
19
Добросовестное выполнение ребенком всех требований зависит от внутрисемейной установки. Именно родители уже в младшем школьном возрасте должны привить своим детям навыки здорового образа жизни.
4. Рекомендации по подбору одежды, обуви и ранца согласно предъявляемым требованиям
Для профилактики возникновения у детей нарушений осанки большое значение имеет правильно сшитая одежда, подобранная по размеру и удобствам обувь, желательно со специальной ортопедической стелькой и выбор удобного ранца для учебников. Так как нередко учащиеся носят портфель или сумку в одной и той же руке, а длительное оттягивание вниз одного плеча может привести к серьезному искривлению позвоночника. Желательно приобрести ребенку ранец, или же следить, чтобы он носил школьную сумку попеременно то в левой, то в правой руке.
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, осанка – это привычное положение тела – стоя, сидя, во время ходьбы. Хотя осанка индивидуальна, существуют признаки, по которым можно различить правильную и неправильную осанку. По осанке можно судить о здоровье человека и его психологическом состоянии.
Между осанкой и здоровьем существует прямая связь. Любое малейшее нарушение в позвоночнике отрицательно сказывается на состоянии других частей тела, и состоянии внутренних органов человека, а также привести к нарушению равновесия между физическим и психическим состоянием. В центре осанки – позвоночник. Поэтому для улучшения общего здоровья организма необходимо, что бы позвоночник был здоров.
Все отклонения в осанке, о которых шла речь, представляют большую опасность, если они вовремя не диагностированы и не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой возникают более стойкие и серьезные нарушения. Нарушения осанки не только портят внешний облик, но могут привести к ряду заболеваний. Например, когда грудная клетка сжата, что происходит при сутулости дыхание стеснено, легкие недостаточно вентилируются, емкость их снижена. Таким образом, дефекты осанки мешают хорошему дыханию, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на состоянии всего организма. Такие дети склонны к бронхитам, воспалениям легких, туберкулезу и пр.
При глубоком же дыхании улучшается деятельность сердца, усиливается кровообращение, а это создает условия для полноценной работы мышц. У людей с плохой осанкой мышцы живота ослаблены и плохо выполняют свою функцию, т.е. они плохо удерживают в нужном положении желудок и кишечник, что приводит к нарушению пищеварения.
Акушеры-гинекологи подчеркивают особую важность хорошей осанки для девочек, отмечая, что плохая осанка – не только внешний дефект. Она ведет к нарушению развития внутренних органов, а это опасно для будущей матери.
Дефекты осанки отражаются и на состоянии нервной системы. Появляется замкнутость, раздражительность, капризность, беспокойство, плаксивость. Ребенок или подросток с плохой осанкой чувствует себя неловким, стесняется принимать участие в играх сверстников.
Неправ тот, кто думает, что красивая, правильная осанка дается человеку от природы. Ее нужно у себя воспитывать с детства. В детском возрасте позвоночник очень гибок и податлив. Если изо дня в день сидеть или ходить, согнувшись, держать одно плечо выше другого и т.п., позвоночник постепенно искривляется, и можно навсегда остаться кособоким и сутулым.
У детей и подростков еще недостаточно развиты крупные мышцы спины. Если их не укреплять физическими упражнениями, то такими же слабыми они останутся и в старшем возрасте. Слабые мышцы не смогут удержать позвоночник в прямом положении, спина станет круглой, и человек
21
будет сгорбленным. Существует прямая зависимость между формированием хорошей осанки и правильным физическим воспитанием, и двигательным режимом. Ведь физические упражнения способствуют лучшему снабжению мышц кислородом и питательными веществами, а это – непременное условие их хорошего развития.
Особое значение для формирования правильной осанки имеют упражнения, которые выпрямляют позвоночник, расширяют грудную клетку, сближают лопатки и укрепляют мускулатуру спины, живота. Очень полезны упражнения на равновесие – ходьба с различными предметами на голове. Вы сможете выработать у себя правильную, красивую осанку, если прислушаетесь к нашим советам. Утро каждого школьника должно начинаться с зарядки, т.к. утренняя гимнастика дает заряд бодрости на весь день.
Итак, правильная осанка – это красота и стройность, свидетельство хорошего здоровья и высокой активности человека. Чтобы предупредить нарушения осанки нужно соблюдать все гигиенические требования к режиму дня и питанию, заниматься физкультурой и спортом, подбирать по росту учебную мебель и оборудование, устранять из жизни привычки, способствующие нарушению осанки, носить удобную обувь и одежду.
Если со временем вы привыкли к неправильной осанке, не расстраивайтесь — ее снова можно исправить, если постоянно обращать внимание на свою осанку и целенаправленно выполнять упражнения.
22
Литература
8. Транквиллитати А.Н. "Восстановление здоровья", 1992г.
9 . Шоммер Н. "Как остановить сколиоз", 1996 г.
10. "Физкультура и спорт" №8 за 1989 г., № 4 за 1995 г.
23
Приложение 1
Осанка – это язык тела, поза, которая говорит всему миру о том, как вы себя ощущаете по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе. «Осанка – это индивидуальность», - считает доктор философии Джей Раппапорт, педагог и директор Института трансформаций в Калифорнии. Итак, о чем говорит ваша осанка? Вы горбитесь от столкновения с окружающим миром? Ходите ли вы с опущенными плечами, покорно взирая на жизнь? Или ваша спина настолько прямая, что люди считают вас непреклонным? Или вы ходите с самодовольным видом, голова вверх, спина прямая, как павлин – искатель приключений, общительный, готовый принять любой вызов? Возможно, что ваша осанка – это не внутренняя позиция, а просто результат плохой привычки. Даже если это и так, она может дать ложную информацию окружающим. «Попробуйте сгорбиться и кому-нибудь сказать, что вы чем-то возбуждены, - говорит д-р Раппапорт. – Вы не можете сделать это. Вы должны распрямиться, если вы возбуждены. Хорошая осанка способствует полноценному дыханию, возможно, - воодушевлению. Хорошая осанка практична и по другим причинам. Это отличный путь предотвратить боль в спине. Ваш позвоночник состоит из 33 костных сегментов, которые называются позвонками – это основа вашего туловища. Позвоночный столб – это то, что дает вам возможность стоять прямо. Он окружает и защищает ваш спинной мозг. Он работает как весовая подпорка, обеспечивая при этом гибкость во время движения, поэтому вы не ходите, как зомби, не сгибаясь. Ключ к хорошей осанке – мышцы. Мышцы спины, если они в порядке, поддерживают позвоночный столб сзади, мышцы живота помогают поддерживать его спереди. Когда-нибудь вы удивлялись, почему ваша шея и плечи болят в конце рабочего дня? Вероятно, вы большую часть дня провели, согнувшись над столом, и мышцы в основании шеи напрягались, чтобы удержать тело в прямом положении. От плохой осанки изнашиваются диски – основные «шокопоглоти-тели» в вашем позвоночнике. От плохой осанки напрягаются и ослабевают связки, и от нее неравномерно растягиваются все мышцы. Жизнь в сгорбленном состоянии приводит к хронической усталости, головным болям и иногда к обезображиванию тела. Не позволяйте этому случиться с вами.»
24
Приложение2 Следите за осанкой!
причины возникновения нарушений осанки
неправильная осанка
это начало искривлений позвоночника
общая ослабленность организма, родовая травма;
нерациональная мебель
плохое освещение рабочего места
недостаточность общего физического развития
недостаточная двигательная активность
Правильная осанка
это привычная, непринужденная поза, при которой человек держит голову прямо без какого-либо напряжения, его лопатки сведены, плечи развернуты, живот подтянут, колени выпрямлены. Затылок, лопатки, ягодицы и пятки в положении стоя должны находиться на одной воображаемой прямой.
Сколиоз
Грубое нарушение, в основе которого лежит боковое искривление. позвоночника
Сутуловатость
Голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен.
Вялая осанка
Голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, колени полусогнуты.
Осанка кифотического типа
Увеличение глубины как шейного, так и поясничного изгибов (спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен).
Осанка лордотического типа
Характеризуется увеличением поясничного прогиба
25
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Таблица 2. Взаимосвязь позвоночника и состояние здоровья
|
27
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Плохая осанка затрудняет деятельность внутренних органов и может служить источником многих заболеваний внутренних органов.
Рис. Связь позвоночных нервных корешков с внутренними органами
28
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Тесты на правильную осанку
Для того чтобы узнать, какая осанка, нужно проделать несколько контрольных тестов.
1. для этого необходимо нарисовать на большом зеркале мелом вертикальную черту. Встать боком к зеркалу на расстоянии 30 см. Взять в руки другое маленькое зеркало и посмотреться в него. При правильной осанке эта черта пройдет перед лодыжкой на расстоянии 2,5 см от коленной чашечки, спереди коснется плеча и кончится на мочке уха.
2. подойти с привычной для вас осанкой к стене и встать к ней спиной. Если ваше тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырех точках - затылок, лопатки, ягодицы, пятки, значит, с осанкой все в порядке
3. или нужно встать прямо и напрячь колени. Если теряется равновесие, значит осанка неправильная.
Чтобы проверить, правильно ли ты сидишь, поставь руку локтем на парту, кончики вытянутых пальцев должны касаться угла глаза.
При ответе у доски стой прямо, опираясь на обе ноги. Не опускай низко голову и плечи. Если, сидя за столом, ты немного устал, можешь изменить позу: слегка наклониться вперед или откинуться на спинку стула.
29
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
1. 2.
3. 4 .
5. 6.
30
7.
8.
31
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.
1.Исходное положение стоя; правильная осанка обеспечивается за счет касания стены или гимнастической стенки ягодичной областью, икрами ног и пятками.
2. Исходное положение, как в упражнении 1. Отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку.
3. Исходное положение лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела. Вернуться в исходное положение.
4. Исходное положение лежа на спине. В правильном положении прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа.
5. Ходьба с мешочком на голове с одновременными различными движениями: в полуприседе, с высоким подниманием коленей и т.п.
II. Упражнения для укрепления «мышечного корсета».
Для мышц спины. 1. Исходное положение лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удерживать приподнятое положение по команде инструктора.
Для брюшного пресса. Исходное положение для всех упражнений - лежа на спине, поясница прижата к опоре.
Для боковых мышц туловища.1. Исходное положение лежа на правом боку, прямая правая рука поднята вверх, левая расположена вдоль туловища. Удерживая тело в положении на боку, приподнимать и опускать левую ногу. То же, лежа на другом боку.
32
Приложение 8
Что надо делать, чтобы предупредить возникновение неправильной осанки
Стоять, опираясь на обе ноги в равной степени, а не на одну
Правильно сидеть за партой, столом: плечи на одном уровне , предплечья - свободно лежат на столе, локти - на 2-3 см свешиваются со стола, согнуты под прямым углом. Ноги также согнуты под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах, упираются в пол или подставку. На сиденье стула помещается 2/3 длины бедра.
Стул придвигают к столу, но так, чтобы не упираться в стол грудью (это затрудняет дыхание). Необходимо регулировать высоту стула в соответствии с ростом ребенка. Источник света должен располагаться с левой стороны (для правшей). Расстояние от глаз до тетради, книги - 30-35 см
Ходить, держа корпус прямо, не «шаркать», а поднимать ноги при ходьбе.
Спать на жестком ровном матраце, лежа на спине, в вытянутом или полувытянутом положении, а не свернувшись «калачиком». Голова открыта, руки поверх одеяла, подушка - небольшая, плоская.
При переноске тяжестей (портфель, сумка и т.п.) распределять груз равномерно в правой и левой руке, либо перемещать его из одной руки в другую. Наиболее оптимально ношение ранца за спиной.
неправильно
правильно
33
Золотой циркуль
Если хочется пить...
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Мастер-класс "Корзиночка"
Рисуем кактусы акварелью