Научно-исследовательская работа ученицы посвящена исследованию фронтовых писем. Данная работа явилась результатом поисковой работы. Ученица в своей работе опирается на документальные источники
Вложение | Размер |
---|---|
pisma_iz_proshlogo_miroshnikova_k.doc | 83.5 КБ |
X РАЙОННАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЛЕТОПИСЬ РОДНОГО КРАЯ»
Письма из прошлого
Автор: Мирошникова Ксения,
Россия, Республика Бурятия, Муйский район, Таксимо
МОУ ТСОШ №3,
10 класс, 15 лет
Научный руководитель:
Козлова Татьяна Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы,
Россия, Республика Бурятия, Муйский район, Таксимо
МОУ ТСОШ №3
2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В школьном музее «Наследие веков» находятся пожелтевшие от времени фронтовые письма-треугольники, написанные простым карандашом. Этим письмам уже за шестьдесят, но они свободно читаются. По этическим правилам мы не имеем права читать письма, адресованные другому человеку. Но так как письма переданы в школьный музей, то они стали доступны каждому заинтересованному человеку. С чувством волнения я беру в руки ветхие листики - письма с фронта и читаю, читаю …
Мне захотелось узнать о людях, которые посылал письма с фронта своей семье, кому были адресованы весточки. Через письма можно представить, как воевал российский солдат, чем жил, что помогало ему устоять перед врагом и защитить свою Родину, свою семью. На эти и другие вопросы мне захотелось найти ответ, а также сделать письма говорящими, чтобы из глубины военных лет дошли до нашего современника мысли и думы простого солдата, который выполнял свой священный долг - защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны.
В наследство от поколения сороковых нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки людей.
Нашему поколению необходимо сохранить память и признательность тех, кто сохранил нам нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не знает своего героического прошлого, не имеет и будущего, которое сохранят последующие поколения.
Когда-нибудь, это с сожалением стоит признать, наши потомки придут 9 мая к Вечному огню, к мемориалам Славы, без ветеранов. Их Победа станет былинным, почти сказочным подвигом, о котором будут слагать песни, писать стихи, снимать фильмы. Уйдут живые свидетели тех страшных лет. Некому будет рассказывать правду о войне. Мы считаем, что наша задача – донести до наших сверстников великую правду о той войне, о том героическом поколении.
Мы, рожденные в конце XX века, не знаем войны. Но она находит нас в нашем сытом, мирном времени. Ее отзвуками являются старенькие желтые листочки, дошедшие до нас с фронта. Конечно, далеко не во всех семьях они сохранились, но я сама и мои сверстники с благоговением держим в руках фронтовые письма, копии которых хранятся в школьном музее. Среди них и письма моего прадеда, Мирошникова Ильи Кирилловича. Я решила проанализировать их.
Цель:
Задачи:
Гипотеза:
Объект исследования:
Методы исследования:
Фронтовые письма – документы особые. Тот, кто писал их, не думал, что эти письма увидят свет. Под свист пуль и осколков спешили солдаты поведать о своих мыслях и чувствах, желаниях и мечтах. Каждая строка фронтового «треугольника» искренна. Вот они лежат перед нами. Многие из них написаны наскоро, в промежутках между тяжелыми боями, в окопах, блиндажах при свете коптилки, на койках фронтовых медсанбатов. Написаны они на фронтовых почтовых бланках, на листах, вырванных из школьной тетради или блокнота, а то и просто на серой оберточной бумаге. Поистерся карандаш, выцвели чернила. Пожелтели зачитанные, залитые слезами листки. Но как бережно они хранятся, хотя некоторые письма настолько ветхи, что только заложенные в полиэтиленовую пленку не рассыпаются на куски. Фронтовое письмо шло без марки, без конверта. Иногда фронтовой треугольник находил адресата через несколько месяцев после отправления. Многие письма просты, безыскусны, почти в каждом из них присутствует одна фраза: «Жив и здоров, того и вам желаю». Для тех, кто ожидал вестей с фронта, уже само письмо означало так много: жив! А если в семью приходила похоронка, то письма становились священной реликвией семьи погибшего.
Фронтовые письма документы особые. Среди их авторов люди разных возрастов и профессий, разного жизненного опыта. Война оторвала их от мирного труда и сделала солдатами. Многие их них только начинали свою жизнь, находясь в счастливой ее поре- поре юности. Другие надели солдатскую шинель, неся за плечами большой жизненный и трудовой опыт.
Строки фронтовых писем повествуют о трудных дорогах войны. В них запечатлелись многие эпизоды героической эпопеи нашего народа, ярко проявился моральный облик советского солдата, его душевная щедрость, высокий патриотизм и беззаветная преданность Родине и воинскому долгу.
Язык личных писем не только излучает искренние чувства, трогательно нежные, но и удивительно богат в достаточно грамотен, если учесть то, что огромное большинство авторов - молодых и среднего возраста родилось и выросло в деревне, имея за плечами к началу войны по 2-7 классов сельской школы. Несомненно, большая война обостряла чувства и воображение, помогая подыскивать разные и необходимые слова для точного и проникновенного выражения мыслей и состояния людей.
Я разделила письма по содержанию на группы: обыденные письма, письма с описанием боя, письма любимым, послевоенные письма. Письма написаны с фронта разными людьми: мужчинами и женщинами, малограмотными и имеющими среднее специальное образование, поэтому стиль писем отличается. Но не зависимо от того, когда они были написаны: в начале или в конце войны, в них ощущается непоколебимая вера в победу. Все они дорожили своими близкими, расспрашивали их о здоровье, просили писать чаще. То есть война не ожесточила этих людей, не сделала их черствыми.
Семья Степановых передала в школьный музей копии писем 1943 г. своей родственницы Веры Федоровны Башкир ( в девичестве Сычугова). Когда началась война, она с семьей жила в Челябинской области в городе Златоусте. Когда началась война, она добровольцем ушла на фронт. В своих письмах с фронта Женя расспрашивала про всех членов семьи, особенно переживала за маленькую Верочку. Именно Вера Федоровна и сохранила эти письма.
Эти письма были без конвертов, сложенные треугольником листки из школьной тетрадки в линейку. Написаны они карандашом, крупным почерком. На обороте – адреса, печати г. Златоуста и военной почты, а так же штамп «Просмотрено военной цензурой». Одно из сохранившихся писем было в простом конверте.
1943 – был нелегкий фронтовой год. Фронт уходил на Запад, вместе с ним и Женя Сычугова. Ей довелось увидеть Днепр, о чем она с детским восторгом писала домой. Но фронтовая цензура не пропустила точные упоминания о месте дислокации жениной части, мы видим вымаранные слова в письмах. Это не ошибки Жени, это работа фронтовой цезуры. И только по смыслу письма, мы догадываемся, что речь шла о Днепре.
Юная Женя даже на фронте сохранила чувство прекрасного, любовь к поэзии. И в одном из писем она пишет родным незамысловатые слова песни, так полюбившиеся ей:
«Спи, успокойся, шалью укройся
Сын твой вернется к тебе.
Утречком ранним, солнцем нежданным
Кто-то вернется домой…»
Кто-то вернется. Женя не вернулась. Она погибла 21 декабря 1943 г. Евгения Федоровна была награждена двумя орденами Славы и одной медалью.
В школьном музее хранятся копии писем Баженова Алексея Прокопьевича. Он ушел на фронт в самом начале войны, бросив учебу в Бурятском педагогическом институте имени Д. Банзарова. Письма пожелтели, отдельные слова читаются кое-как. Ныне, читая эти письма, мы узнаем о боевых делах, думах, заботах простого солдата, писавшего с передовой. Даты этих писем: по одному письму в июле и августе, два – в сентябре, последнее письмо написано 1 октября 1941 года. Все письма очень содержательные. Читая их, сразу можешь понять, какие чувства и мысли были у молодого бойца. Все письма пронизаны любовью к Родине. Привожу некоторые цитаты из писем: «Пока жив и здоров. Защищаю с другими бойцами свое Отечество, свою любимую Родину, спокойствие всего советского народа и в том числе своих любимых родителей – вас».
В другом письме солдат пишет так: « Живем и воюем, все хорошо. Даем врагу отпор… Наши «гостинцы» - врагу-подлецу, гитлеровским варварам нелегко достаются. Они теперь знают, чем пахнут советские снаряды и знают, что советский боец до конца. До последней капли крови предан своему народу и его правительству. Врагу завоевать жизнь хотя бы одного бойца стоит многих усилий… Бойцов и командиров Красной Армии уважают и ценят везде и всюду – каждый гражданин и гражданка Советского Союза, помогают во всем». Все письма проникнуты любовью к родным, он все время расспрашивает о домашних делах, о работе, о службе своих братьев. И настоятельно просит: « Пишите все и обо всем».
Алексей Прокопьевич погиб, но письма его живы, письма остались у родных. Письмо от 1 октября 1941 года было последним. После него было только известие, что он пропал без вести в боях под Москвой.
Хранятся в школьном музее и копии писем 1945 г, они были написаны Казанцевым Павлом Лукичом и Казанцевой Верой Пантелеймоновной. Павел встретил войну девятнадцатилетним юношей, служившим рядовым бойцом в 202 ВДБ на Дальнем Востоке. Затем он был переброшен на Северо-Западный фронт.
В 1943 году был тяжело ранен, на излечении находился 5 месяцев, долечивался в госпитале на станции Слюдянка, Иркутской области. Воевал на 3 Белорусском фронте, участвовал в штурме Кенигсберга, некоторое время был комендантом г. Прейсиш-Айлау в Восточной Пруссии. Первые два письма как раз и относятся к этому времени. Осенью 1945 г. был переведен в г. Белая Церковь, а в декабре демобилизован. Вернувшись на Алтай, женился на своей любимой Вере, которой и были обращены письма. Особенно интересно письмо от 10 мая 1945 года. Именно в этом письме отображена радость людей, наконец-то дождавшихся Победы, дождавшихся окончания столь длительной и ужасной войны. Невозможно читать пожелтевшие строки, полные любви и надежды, без сострадания. В этих письмах не просто история двух влюбленных, это история любви молодежи сороковых годов.
В селе Усть-Муя в семье Мирошниковой Виктории Николаевны хранятся 4 письма моего прадеда, Мирошникова Ильи Кирилловича. Бумага за долгие годы пожелтела, стала хрупкой, края листов сильно оборваны, буквы расплылись. Прадед имел начальное образование, всю жизнь прожил в деревне. Поэтому в его письмах часто встречаются фразы: …»Лити письмо Лити от рада Лити Родимый мой привет Лити туда куда мне надо и от кого я жду ответ, Письмо писать я начинаю, качаю буйной головой,…
…Примите фронтовой Армейский привет от Мирошникова Ильи К. ..
…Во первых строках моего письма пропишу, что жив здоров, того и вам желаю…
…Работайте больше и лучше…»
Строки бесхитростные, но полные уверенности в Победе. В письме от 25 августа 1943 г.Илья Кириллович писал: «Полторы недели шли ожесточенные бои день и ночь… Он почувствовал, что ему будет то, что и под Сталинградом, тогда он начал сматываться. Еще здорово дерется. Но благодаря нашей усиленной авиации и артиллерии, ему не поздоровилось. Наша доблестная Красная Армия не только может наступать зимой, как он говорит, но она способна наступать и летом, так что ему сейчас спокою нет нигде, будет помнить Красную Армию».[1] В письмах много зачеркнутых фраз, это результат работы цензуры. Мне удалось восстановить зачеркнутые названия городов: Харьков, Ворошиловск.
Проводя опрос среди учащихся школы, я выяснила, что у ученика 11 класса Заварзина Ивана хранятся дома письма его прадеда, Комогорцева Якова Степановича, не вернувшегося с войны. Яков Степанович родился в 1908 году в Удинской станице Забайкальского края в семье крестьянина. Женился в 1923 году. Через год родилась дочь женя, а затем каждые два года в семье появлялись дочери: Аня, Галя, Нина. Как только началась война, Якова призвали в армию. Два письма получила семья с фронта, а через полгода пришла похоронка. Где он погиб, до сих пор неизвестно. Уже после его смерти в семье появился сын Юра, о котором Яков Степанович так и не узнал. Его письма наполнены заботой о семье: волнуется, получит ли семья причитающиеся им 50% его заработка, хватит ли им хлеба.
Эти письма нам дороги, даже, если они написаны не нашими родными. Потому, что из этих писем мы понимаем чувства людей, которые воевали вдали от дома. Ведь, когда читаешь в учебнике о войне, не думаешь о чувствах, мыслях людей, которые были там, да и люди воспринимаются безликой массой. А война представляется сухими датами, но, прочитав письмо, сразу понимаешь, что это не так, что это была страшная трагедия.
Мы, рожденные в конце XX века, не знаем войны. Но она находит нас в нашем сытом, мирном времени. Ее отзвуками являются старенькие желтые листочки, дошедшие до нас с фронта. Я сама и мои сверстники с благоговением держим в руках фронтовые письма, копии которых хранятся в школьном музее.
А что значат эти письма для родных в то далекое время и что значат они для нынешнего поколения?
Вот что написала мне в письме Выблова Е.П, бывший учитель нашей школы, создатель школьного музея: «Мой отец, Казанцев Павел Лукич, после тяжелого ранения был комиссован и в 1944 г. вернулся на родину. Еще шла война, но молодость взяла свое - он влюбился в мою будущую маму. Начались романтические отношения, но в начале 1945 г. отец добился возвращения на фронт. Между влюбленными завязалась переписка. Мама сохранила около десятка писем с фронта. Для нас это не только рассказ о войне, это рассказ о зарождении нашей семьи. Эти письма меня и братьев учили преданности, умению ценить людей и дружбу, учили любить. Мама их знает наизусть, а мы их храним бережно».
Марина Степанова, выпускница нашей школы, очень благодарна своей родственнице Вере Федоровне Башкир, что она сохранила для потомков письма своей сестры: «Фронтовые письма – это документы огромной нравственной силы, которые никого в любом возрасте не могут оставить равнодушным. Они интерес к своей семье, к семейным архивам. Благодаря этим письмам, мы, нынешнее поколение, можем прикоснуться к солдатским судьбам наших родственников, земляков, которые вписаны в историю Великой отечественной войны».
В нашем классе был проеден классный час «О чем рассказали фронтовые треугольники», после которого мои одноклассники высказали свое мнение по поводу того, что значат эти фотографии для нынешнего поколения. Вот некоторые отзывы.
Шакиров Владислав: «Сколько было пережито за годы войны. Никто сейчас не может эти события описать так, как писали солдаты в своих письмах. Мы должны знать, к чему приводят ошибки людей, роковые ошибки, следствием которых является война. Память о войне 1941-1945 года еще свежа, еще живы ветераны. Но они не вечны, и историю этой войны потомки будут изучать по письмам фронтовиков».
Воробьева Надежда: «Для наших современников эти письма очень важны, потому что благодаря им мы узнаем историю жизни своих предков, подробности той страшной войны».
Бондаренко Александр: «Читая фронтовые письма, приобщаешься к чему-то важному. Они никого не оставляют равнодушными, пробуждают интерес к истории своей семьи, а значит, и к истории нашей Родины».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Письма нам эти дороги, потому, что из этих писем мы понимаем чувства людей, которые воевали вдали от дома. Ведь, когда читаешь в учебнике о войне, не думаешь о чувствах, мыслях людей, которые были там, а война представляется сухими датами, но прочитав письмо сразу понимаешь, что это не так, что это была страшная трагедия. Завершая знакомство с этими бесценными свидетелями войны, мы вместе с авторами этих писем «пропустили» через себя этот «горький победный путь». Посредством этих писем мы как бы вели беседу с людьми того времени, поняли, что даже на полях сражений жизнь не умирала, не была связана лишь с военными действиями. В груди каждого солдата, защищавшего свою родную землю, билось живое сердце, любящее, плачущее, страдающее, переживающее за судьбу своей страны, за близких и дорогих ему людей.
Сейчас можно с большой уверенностью сказать, что общая Победа сложилась из готовности каждого солдата отдать свою жизнь за своих близких, за Родину. Поэтому солдатские судьбы этих людей стали мне тоже дороги и близки.
Завершая знакомство с этими бесценными свидетелями войны, мы вместе с авторами этих писем «пропустили» через себя этот «горький победный путь». Посредством этих писем мы как бы вели беседу с людьми того времени, поняли, что даже на полях сражений жизнь не умирала, не была связана лишь с военными действиями. В груди каждого солдата, защищавшего свою родную землю, билось живое сердце, любящее, плачущее, страдающее, переживающее за судьбу своей страны, за близких и дорогих ему людей. Сейчас можно с большой уверенностью сказать, что общая Победа сложилась из готовности каждого солдата отдать свою жизнь за своих близких, за Родину. Поэтому солдатские судьбы этих людей стали мне тоже дороги и близки.
Чтобы никогда не повторялся ужас той войны, мы, а после нас наши дети и внуки, должны всегда помнить о тех, кто не вернулся, о той великой цене Победы. Мы поняли, что есть то, что сильнее смерти – это святая память о павших в годы Великой Отечественной войны. Уже более 60 лет эта память сохраняется и надо сделать все, чтобы она никогда не прервалась в последующих поколениях. Сейчас по-другому понимаешь ценность жизни в мирное время и бессмысленность любой войны.
Вывод:
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
Верхне-Волжское книжное издательство, 1981 год.
Музейный архив школьного музея
Семейные архивы Степановой Л.И., Мирошниковой В.Н, семей
Холбоевых, Заварзиных
Газета « Витимские зори», 1947 год № 94
[1] Сохранена орфография автора.
Цветение вишни в лунную ночь
Извержение вулкана
За еду птицы готовы собирать мусор
Мост Леонардо
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"