Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Обычно эта миссия возлагается на школу, на учителей истории, на классных руководителей. Проект - это попытка объединить в едином порыве, единой целью не только основных участников общеобразовательного процесса учителей - учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения
Проект позволяет привлекать к представлению информации об историческом наследии родного края людей, заинтересованных в пропаганде культурно-исторического наследия малой Родины.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_sela-2011.doc | 90.5 КБ |
Паспорт учебного проекта
Название проекта: «История моего села»
Руководитель: учитель истории Жингалиева Кунслу Имашевна ,
учитель немецкого языка Мусахаева Альфина Анатольевна
Направление: историко- краеведческое (может быть использован при изучении курсов истории, краеведения, географии).
Участники проекта: учащиеся 9-го класса: Айталиева Алтынай,
Гелаев Али, Живак Татьяна, Казип Дамир, Ситалиев Бийжан.
Тип проекта: по типу деятельности реферативно- исследовательский;
по количеству участников: групповой;
по продолжительности: средней продолжительности.
Практическая цель проекта: рассказать об истории нашего села, восстановить хронологическую последовательность прошедших событий, упорядочить факты известные и малоизвестные нам; познакомить с жителями села, чья жизнь и деятельность неотделимы от жизни Заволжья.
Методические задачи проекта:
- способствовать развитию потребности у учащихся жить в цивилизованном обществе, сохраняя представления об историческом развитии нашего края.
- доказать о значении и необходимости дальнейшего изучения данного объекта;
- заинтересовать учащихся заниматься исследовательско -краеведческой работой.
Способствовать поднятию престижа села.
Продолжить дальнейшую исследовательскую работу.
Проблемные вопросы проекта :
1. Как складывалась история твоей Малой родины?
2. Чем могут гордиться жители твоего родного села?
Актуальность выбранной темы :
Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Обычно эта миссия возлагается на школу, на учителей истории, на классных руководителей. Проект - это попытка объединить в едином порыве, единой целью не только основных участников общеобразовательного процесса учителей - учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения
Проект позволяет привлекать к представлению информации об историческом наследии родного края людей, заинтересованных в пропаганде культурно-исторического наследия малой Родины.
Ресурсное обеспечение реализации проекта:
- информационные источники (в т.ч. и Интернет-ресурсы)
- оборудование для съёмок: фотоаппарат;
- мультимедийный компьютер.
Этапы работы над проектом: проект «История моего села» состоит из трёх этапов. На первом этапе учащиеся 9-го класса собирали материал по истории села Садовое. Они обращались в архив, беседовали со старожилами и очевидцами событий, обращались к работам учёных – исследователей, использовали специальную литературу, издания периодики, Интернет – ресурсы, изучали картографические материалы, иллюстрации.
На втором этапе проектной деятельности прошла обработка собранного материала. Были сделаны фотографии, приведён в порядок весь статистический материал.
На последнем этапе ребята создали презентацию, где представили весь собранный материал по истории села Садовое.
Результат проектной деятельности
Практический: накопление информации; информационное просвещение учащихся; обращение к жителям ; взаимодействие с Администрацией сельского поселения по архивным вопросам; презентация проекта.
Методический: содержание деятельности по проекту и собранный иллюстративный материал могут быть использованы для внеклассных мероприятий, а также при изучении курсов истории, краеведения, географии. Кроме этого, учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации.
Развивающий: в ходе работы над проектом его участники приобретают опыт социализации, коммуникации, деятельности; расширяют кругозор; учатся самостоятельному решению поставленных задач; выполняют задачи, сформулированные в виде проблемы.
Образовательный: получение новых знаний, умений, навыков за пределами программы базовых курсов школьных предметов; интеграция знаний и их практическое применение.
Педагогическим результатом проектной деятельности является сама деятельность.
Апробация проекта осуществлялась в форме проведения интегрированного урока истории и краеведения ( презентация проекта в школе).
Выводы и рекомендации: Конкретные дела, проведённые в рамках работы над проектом, способствуют оптимальной социализации участников проекта, получению коммуникативных умений, повышению самооценки подростков, их самоутверждению в мнении о возможности влиять на события, попробовать себя в реальной ситуации деятельности.
Рекомендации к использованию в образовательной практике: как способ активной формы усвоения знаний и формирования умений, выходящих за рамки базового курса школьных предметов.
Заключение: Собрана информация об историческом прошлом села Садовое и исследователях Заволжья. Данная информация будет передана для дальнейшего исследования и оформления комнаты по краеведению.
В ходе работы над проектом ребята научились презентовать результаты своей работы; формулировать и достигать цели; выбирать проблему для исследования; работать в команде; работать с историческими источниками различного характера.
Муниципальное образовательное учреждение «Садовская средняя общеобразовательная школа» Быковского муниципального района Волгоградской области
Учебный проект
«ИСТОРИЯ МОЕГО СЕЛА»
Авторы проекта: учащиеся 6-7 кл.
Агеева Виктория, Мусахаева Олеся
Руководители: учитель истории Жингалиева Кунслу Имашевна
Учитель иностранного языка Мусахаева Альфина Анатольевна
2011
Тема: История моего села.
Цели: рассказать об истории нашего села, восстановить хронологическую последовательность прошедших событий, упорядочить факты известные и малоизвестные нам; познакомить с жителями села, чья жизнь и деятельность неотделимы от жизни Заволжья.
Задачи: способствовать развитию потребности у учащихся жить в цивилизованном обществе, сохраняя представления об историческом развитии нашего края.
- способствовать поднятию престижа села.
- продолжить дальнейшую исследовательскую работу.
Степное моё Заволжье
Раскинулось в дымной дали.
Родные с рожденья просторы-
С разливом пшеничных хлебов,
Бегут и бегут во все стороны,
Как в море бескрайних прибой.
От Быково до Садового,
От Кислово до Катричей...
Н. Малышев
Введение.
Мы живём и учимся в селе Садовое, любим свой уютный посёлок, здесь наши друзья. Малые уголки России - деревеньки. Сколько вас разбросано по нашей необъятной стране. Один из них - наше село Садовое, оно на карте действительно напоминает уголок, расположенный на отшибе Быковского района. Окружённое практически со всех сторон: на севере Николаевским районом, на востоке и на юго-востоке Палласовским районом. Продуваемое ветрами и суховеями, маленькое и чистое, утопающее в зелени.
Прежде чем выполнить свою работу мы собирали необходимый материал: встречались с жителями села, записывали воспоминания старожилов, фотографировали, кроме этого изучали архивный материал, проводили исследовательскую работу, восстанавливали прошедшие события.
Сто с лишним лет назад один из летописцев назвал Заволжье «краем без будущего». Засушливые заволжские степи не очень плодородны. Скудна и однообразна их растительность. Край лежит в области Арало - Каспийской низменности и имеет много понижений самой причудливой формы и различных размеров - от нескольких квадратных метров до десятков квадратных километров. Это скрадывает однообразный степной ландшафт. В крае много лиманов, которые с высоты птичьего полёта похожи то на зелёные блюдца, то заманчиво блестят водной гладью, словно разбросанные куски битого зеркала.
И вот одно чудо в нашей степи - Пришибо - Могутинская система лиманов (лим. Пришиб, Могута, Пришибок,Журавлиный, Шейка). Пришибо -Могутинская система лиманов - уникальное богатое биоразнообразием место Быковского района. Кроме этого оно интересно и своим историческим прошлым.
В своей работе мы поставили следующие задачи:
- доказать о значении и необходимости дальнейшего изучения данного объекта;
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Территория нашего края была заселена в глубокой древности. Археологические раскопки, проведённые в 1952 - 54 годах экспедицией Академии наук СССР, обнаружили стоянку первобытного человека возрастом в 70 тысяч лет. В( III тысячелетии до н. э. На территорию нашей области пришли кочевники - скотоводы (ямная культура). В середине II тысячелетия до н.э. появились кочевые племена (срубная культура). В IV веке до н. э. жили сарматы, савроматы. С VIII-IX века обитатели нашего края -хазары. Позже их разгромили монголы. На территории нашего края утвердилась Золотая Орда до1480 года. Запустение заволжских степей длилось почти 2 века. По бескрайним равнинным просторам беспрепятственно передвигались кочевые племена татар, киргизов, кайсаков.
История гласит, что во второй половине XVII века в пределах Нижнего Поволжья калмыки из племени торгоутов перекочевали из Джунгарии (Прикамские земли). В 1665 году в царствовании Алексея Михайловича Романова калмыцкие улусы под предводительством хана Туруса Дайчина приняли русское подданство.
Заселение Заволжья протекало в связи с добычей соли на озере Эльтон (конец XVII в. и начало XVIII в.).
Для доставки соли гужевым транспортом были проложены два сухопутных тракта от озера: первый - до слободы Покровской (ныне город Энгельс Саратовской области), второй - до слободы Николаевской (город Николаевск) на Волге, напротив Дмитриевска (город Камышин). В степи были отрыты десятки «копаней» - колодцев с пресной водой, по трактам строились умёты - посты с казаками. Покровская и Николаевская слободы становились базами куда свозилась эльтонская соль. В Саратове и Дмитриевске строились «магазины» - соляные склады.
Масштабы добычи, вывозы и продажи соли из года в год возрастали. Эльтонский промысел приобрёл всероссийское значение. Поначалу перевозкой соли занимались жители Саратова и Дмитриевска, но только местными силами управиться было невозможно. В поисках недостающих рабочих рук для нового промысла правительство пригласило опытных солевозцев - украинских чумаков. Чумаки прибывали из восточной Украины, Волжского казачьего войска, из войска Донского, Тамбовской, Черниговской губернии. В чумаки шли и жители поволжских украинских слобод, возникших здесь ранее.
В начале 50-х годов украинские крестьяне - чумаки стали основывать постоянные поселения на соляных трактах. Саманные хаты с плетёнными трубами - дымарями забелели в бескрайних степных пространствах Заволжья. Заскрипели воловьи возы по солевозным трактам. Для привлечения большого количества ломщиков соли и возчиков правительство заботилось о строительстве на трактах колодцев и умётов. Один из них -умёт на озере Могута.
К середине XIX века среди населения крупных заволжских сёл уже было
значительное расслоение на бедных и богатых. Рождаются сословия купцов,
появляются помещики, скупающие за бесценок земельные наделы. Весной 1888 года в наших краях объявился «хозяин» - Паничкии Андрей Романович, прототип Шабанова из книги Петра Селезнёва «Крах». Все
заволжские земли были куплены им. Этот небольшой отрывок из книги повествует о событиях прошлых лет: «В прочернелых избах люди родились и помирали; малые подрастали, женились, справляли безумно пьяные свадьбы, лезли в долги; потом надевали на себя шабановский хомут - шли в наймы... Полгубернии зажал Шабанов (Паничкин) в большом жёстком кулаке. Надавит посильнее – сок потечёт». Но эти сведения носили и противоречивый характер. Из воспоминаний старожилов и их предков Паничкин А.Р. предстает в образе рачительного и заботливого хозяина. Много лет он являлся главным поставщиком мяса и хлеба царскому двору. Почти 40 лет до 1917 года он был самым богатым человеком в Заволжье.
Недалеко от нашего села находится точка - это бывший сад, где стоял гурт
Паничкина. Летом 1917 года земли, скот, инвентарь помещика Паничкина
конфисковали и передали крестьянам.
До 1928 года сведения с нашем селе очень скудные. Известно лишь, что в округе стояли хуторки, которые в последствии исчезли или стали «точками». До нашего времени сохранились их названия: Иванцовка, Зеленкин, Криулин, Новиков, Павлёнков, Паничкин, Шелекетин, Красный. В нашем селе был хозяин по фамилии Богодуха.
В 1917 году когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, земли отобрали у кулаков и раздали крестьянам. Но работать единолично было трудно. К тому же на хуторки постоянно делали набеги бандитские шайки Вакулина, Ерохина, Пятакова. Они грабили местное население, угоняли скот.
В 1928 году на территории и нашего села утвердилась коммуна «Сила». Согласно списка кооперативных сельскохозяйственных объединений коммуна была утверждена губернским земельным управлениям с 1921 года по 1 августа 1925 года и была зарегистрирована 19 марта 1924 года в с. Широкое К.- Балкинскогс уезда.
В 1929 году произошло укрупнение коммуны, после чего в ней стало насчитываться несколько тысяч человек. В коммуну входили и жители с близлежащих хуторов. Председателем коммуны стал Назаров Иван Николаевич, секретарём партийной организации Дудин Иван Гаврилович.
В марте 1929 года коммуну «Сила» переименовывают в коммуну им. Сталина. Посевная площадь занимала 300 гектар. Питание у коммунаров было общее. Кому и что купить решали на общем собрании и отправляли человека в Царицын за покупками. Хлеба осенью выдались хорошие, поэтому в коммуну вошли ещё 4 артели.
7 февраля 1930 года решением Николаевского райисполкома 2/2 был
образован Сталинградский сельский совет на территории коммуны имени
Сталина. Первым председателем сельского совета был Друшляков Михаил
Егорович.
В 1930 - 32 годах построили школу, летний театр, электростанцию,
радиоузел, токарную и слесарную мастерские, мельницу. В 1933 году
коммуна вошла в состав Быковского района.
К 1934 году насчитывалось 21 тысяча гектар посевной площади, 13 полеводческих бригад, 400 быков, 500 лошадей, 300 верблюдов, 21 трактор. Общего поголовья овец насчитывалось до 20 тысяч.
В 1934 году по совету и рекомендации района коммуна переходит на устав сельхозартели, организуется, колхоз имени Сталина. Председателем избрали товарища Малюка. По уставу теперь каждому колхознику выплачивали за выполненную работу трудодни.
В 1936 году назрело необходимое решение разделить хозяйство на(2) колхоза «Сталинец», и «Ворошиловец». Председателями колхозов были Овечкин П.М. и Матюшков В. Н.
В годы Великой Отечественной войны - 110 односельчан ушли на фронт, с войны вернулись 30 человек. Все тяготы и лишения военной годины легли на плечи женщин, подростков и стариков. Жители села помогали фронту: подписывались на заём, сдавали скот, сеяли и убирали хлеб, вязали варежки и носки солдатам. В самом начале Сталинградской битвы женщины принимали участие на строительстве рубежей, копали окопы. Это Бабенко А.К., Простова, А.А. Размолодчикова М.И. Рыжова Н.Г., Картышова О.И., Фроловы Прасковья и Мария.
В 1951 году колхозы «Сталинец» и «Ворошиловец» слились в один укрупнённый колхоз имени Сталина. В марте 1961 года колхоз по решению общего собрания колхозников переходит в совхоз «Красносельский». Центральная усадьба совхоза находилась в поселке Быково и 8 отделений в сёлах: Садовое, Красноселец, Александровка и др. Директором совхоза был Чижиков В.М., управляющим в нашем отделении - Филиппов М.А.
В 1961 году на совхозном собрании наше село переименовывают в село Садовое, а сельский совет в Садовский. С 1961 по 1967 годы с. Садовое вновь входит в состав Николаевского района.
С 1 января 1962 года по 20 марта 1990 года с. Садовое -отделение № 3 совхоза «Красносельский». Центральная усадьба совхоза теперь в с. Красноселец. Директор совхоза - Хлынов В.В., управляющий отделением № 3 – Матюшков Н.В. На протяжении ряда лет отделение совхоза занимало ведущее место в районе по производству и сдаче продукции сельского хозяйства. Коллектив совхоза был награждён переходящим Красным Знаменем Министерства сельского хозяйства РСФСР и ЦК профсоюза; первой денежной премией за первое место в области. Во всех успехах немалая заслуга принадлежит животноводам отделения № 3 и управляющему Матюшкову Н.В.
С 1959г. по 1970г. в селе развернулось строительство. Большее значение имела для селян асфальтовая дорога, построенная в 90-х годах.
20 марта 1990 года отделение становится совхозом «Садовским». Директором совхоза был Телитченко П.И. В наличии у совхоза имелась сельхозтехника и недвижимость: машинный двор, гараж, мехток, весовая, автозаправка, склады, мастерские, стригальный пункт, кошары, столовая, дом быта, контора.
До 1996 года в совхозе менялись директора, в стране стремительно развёртывалась политика фермерства. Всё это стремительно толкало к развалу. В 1996 г. совхоз «Садовский» переименован в АО (акционерное общество) Садовское и разделён на паи между бывшими работниками. В данное время АО не существует, в селе - местная власть - Садовский сельский совет.
ИЗ ИСТОРИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НАШЕГО КРАЯ.
Наши степи - удивительная зона практически девственной природы. И именно сюда, начиная со второй половины XVIII столетия, стремились научные экспедиции, изучавшие их природу. Список учёных известных и менее, велик. Но лишь имена Палласа, Лепёхина, Бэра, Гмелина, Гумбольдта, имевшие мировую славу говорят о многом. Великий французский романист А.Дюма - отец, путешествуя по России также посчитал своим долгом взглянуть на наши степи. Ещё раннее, задачу - исследовать природные богатства Заволжья, собрать экономические данные и этнографические материалы, ставил перед географами - естествоиспытателями России ещё М.В.Ломоносов в 1765 году.
В 1767 году в Петербургской академии было принято решение о посылке экспедиций малоизвестные районы империи. Было создано три отряда, которыми руководил доктор и адъюнк (адъюдант) И.И.Лепёхин, профессор Пётр Симон Паллас и Самуил Гмелин. Главная задача - исследовать природные богатства.
Летом 1769 года Лепёхин и его небольшой отряд из шести человек отправились в заволжские степи. В «Дневных записях» И.И.Лепёхина записано: «Кругом ни человеческого жилья, ни лесов, ни рек. Бесконечная полынная степь. Зноем дымилась дорога. Точно выморочная тишина величественно безмолвствует на многие вёрсты кругом. Лишь изредка навстречу попадаются чуматские фурманки, запряжённые быками, крупными и шаговитыми. Скрипит телега под многопудовым грузом соли, хлопают разболтавшиеся колёсные ступицы.
Рядом изморенный жаждой и долгой ходьбой идёт солевоз. - Цоб! Цобе, холера скулая! - Покрикивает чумак на быков». Вот впереди зачернел Могутинский лиман. «Озеро сие, - писал Лепёхин, -заросло осокой и камышом, весьма вязко и тиновато. В поперечнике его с небольшим верста почитается ; а в округе будет около 20 вёрст. Пресная вода и защита от болотных трав привлекает к нему великое множество водяных птиц, как - то: уток, чапур, лебедей и диких гусей». На берегу озера находился постоялый двор с казаками. Здесь путешественники заночевали. Результаты своей работы Лепёхин опубликовал в Петербурге в 1771 году.
21 июня 1768 года, вслед за Лепёхиным тронулся в путь П.С.Паллас. Маршрут Палласа во многих пунктах совпадал с начальным маршрутом И.И.Лепёхина. По дороге никаких населённых пунктов не было, но специально для путников стояли придорожные харчевни (умёты).
Первым, где заночевал Паллас, был умёт при озере Могута. «Пост, -писал он, - не что иное есть как умёт с двором, загороженным деревянным забором, где несколько казаков стоят на карауле и куда соловозы заезжать или хворой свой скот отдавать могут. И прочие таковы же». Степь, как заметил Паллас уже выглядела иначе, так как многие летние растения закончили свою вегетацию, но зато в изобилии цвели многочисленные солянки.
Материалы экспедиции составили в дальнейшем капитальный труд «Путешествие по разным провинциям Российской империи».
В 1853 году в экспедицию вышла группа под предводительством Карла Максимовича Бэра. Путешественники в августе выехали на соляной тракт. Особое внимание Бэр уделял колодцам на соляных трактах Заволжья. На каждой станции находились чиновники и крестьяне, освобождённые от рекрутчин, которые следили, чтобы колодцы были исправны. К каждому колодцу были приделаны колоды. Воду черпали кожаным мешком, вмещавшим 6 -8 вёдер. Из мешка воду сливали в два бассейна. Между Саратовом и Эльтоном было в то время 59 колодцев.
Бэр заметил, что степь бывает разного цвета, в зависимости от увлажнения. Так, например, от полыни и лебеды она серая, иногда буро - серая или бутылочно - зелёная от солончаковой полыни, или коричневая порой багрово - бурая от солянок. Но стоит пройти дождю, как степь меняет все свои цвета на светло - зелёный от солеросов и солянок. «Вообще, - писал Бэр, - мне нигде не приходилось видеть степь столь пёстрой окраски, как на пути к Горькому озеру. Не замечалось неприятного запаха, наоборот, степь благоухала от растущей по краям дороги полыни. Степь была прекрасной в этом красочном наряде без единого цветка, только единичный экземпляры армерий и коровяка то тут, то там оживляли её своими красками.
На всём пути следования встречались большие партии волов, которых гнали или пасли по 30 - 40 голов. И бесконечная вереница возов с солью, Бэр насчитал более тысячи. Жизнь на тракте была более оживлённая, чем во времена Лепёхина и Палласа. Не было уже тех убогих умётов с казаками, люди поселились здесь основательно и надолго.
Из дневника Бэра: «Трёхпольное хозяйство. Просо, яровая пшеница, овёс. Глубокая вспашка шестью - восемью волами. На песчанных местах много арбузов. На каждой станции держит не менее 9 лошадей. Теперь путешествует кроме чиновников много русских купцов, которые в этой местности имеют свои дома и лавки.
В 1858-59 годах Заволжье приветствовало французского романиста Александра Дюма - отца. В записях Дюма - тоска: «Нет ничего более унылого, чем бесконечные плоские степи, покрытые серым вереском, настолько пустынные, что это чуть ли не событие, когда вдруг замечаешь на горизонте силуэт всадника, и можно проехать иногда тридцать или сорок вёрст, не увидев ни одной птицы. Степи не могли порадовать глаз чем - то примечательным». О своих впечатлениях он рассказал в книге «Из Парижа в Астрахань».
В начале 1750 - 55 годах стали основываться постоянные поселения на соляных трактах. С тех пор, как эльтонский промысел соли уступил своё место Баскунчакскому, развитие этого сурового края пошло ещё более быстрыми темпами. Всё оседлое население начинает заниматься земледелием. Бросив соляной промысел, группы чумаков основывали поселения. Здесь они получили наделы и стали заниматься земледельско - скотоводческим трудом.
Заключение от руководителей.
После завершения проекта учащиеся смогут самостоятельно работать с дополнительной литературой и Интернетом по предметам, вести групповую форму работы на уроке и вне его, распределять обязанности для работы в группе, делать выводы о неразрывной связи истории своего края с историей своей страны, заниматься проектно- исследовательской деятельностью.
Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, края, памятников культуры, архитектуры, никогда не совершит акт вандализма. Он просто будет знать им цену. Он прислушается к своим родным, близким, учителям, которые объяснят ему, что такое Любовь к Родине, Отчизна, родной дом, Семья.
Кроме того, идея проекта: научить детей самостоятельно добывать знания, заниматься проектной деятельностью, развивать навыки использования информационных технологий, умений и навыков XXI века.
Агния Барто. Сережа учит уроки
Рисуем пшеничное поле гуашью
Что такое музыка?
Рисуем домики зимой
Большое - маленькое