Работа представляет собой краткий обзор истории создания Лицея , названы выжающиеся выпускники, рассказано о современной жизни учебного заведения, которому в 2011 г. исполнилось 200 лет.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 227.19 КБ |
Слайд 1
200 лет Царскосельскому лицею Презентацию подготовил ученик 7Б класса МОУ «СОШ № 31» Гаджимурадов МарайСлайд 2
История строительства здания Царскосельский лицей Четырехэтажное здание Царскосельского лицея было построено как флигель Екатерининского дворца между Церковным корпусом и Знаменской церковью. Строительство велось в 1789-1792 годах по проекту архитектора И.В. Неелова. Выстроенное в духе классицизма здание со скругленными торцами хорошо вписывалось в дворцовый ансамбль. С Церковным корпусом оно было соединено переходом, опиравшимся на три изящно прорисованные арки. Первоначально здание Лицея предназначалось для детей цесаревича Павла и называлось Великокняжеским корпусом. В 1811 году, когда было принято решение о создании Царскосельского лицея, архитектор В. Стасов перестроил здание сообразно нуждам учебного заведения. На первом этаже расположили комнаты преподавателей, лазарет и административные помещения, на втором - столовую с буфетом, канцелярию и Малый конференц-зал. На третьем этаже разместились Большой зал, украшенный росписями на античные темы, классы и библиотека. Четвертый этаж занимали дортуары - комнаты воспитанников. В 1843 году Лицей был переименован в Александровский и переведен в Санкт-Петербург. Внутренние помещения бывшего Лицея были перепланированы под жилые комнаты. Во время Великой Отечественной войны здание Царскосельского лицея было разрушено. Его удалось восстановить в 1969-1975 годах, когда по проекту архитектора А. Кедринского здесь проводились реставрационные работы. Рядом с Лицеем, за Знаменской церковью, расположен Лицейский садик. В середине садика в 1900 году был установлен памятник Пушкину-лицеисту: юный поэт в распахнутом форменном сюртуке сидит на скамье, задумчиво подперев голову. Памятник был создан Р.Р. Бахом в 1899 году, частично на средства жителей Царского Села.
Слайд 3
Создание Царскосельского лицея Лицей был открыт 19 октября 1811 года. Идея создания Лицея принадлежала видному российскому государственному деятелю М.М. Сперанскому, который был инициатором реформ, проводимых Александром I, считал, что России необходима конституция, которая должна уничтожить различия в правах между сословиями. Реформаторы той эпохи не были чужды романтизму, и это часто делало их реформы непоследовательными и плохо понятными населению страны. Работая над проектом Лицея, Сперанский вдохновлялся не только либеральными идеями, но и примером школы Аристотеля, которая называлась Лицеем или Ликеем . Античность была модной во времена царствования Александра I, и романтичная аналогия с античным предтечей оказала влияние как на программу, так и на распорядок дня лицеистов. Целью Лицея была подготовка выпускников к государственной службе, и об этом прямо говорилось в его Уставе. В Лицей принимались мальчики 10-12 лет - как правило, выходцы из небогатых дворянских семей. Число лицеистов при открытии Лицея составляло 30 человек, а срок обучения – 6 лет. Лицей был закрытым учебным заведением, жизнь его воспитанников была строго регламентирована, мальчикам нельзя было покидать его территорию на протяжении всего года, в том числе – в каникулы. День начинался подъемом в 6 утра, затем следовали утренний туалет, молитва и краткое повторение вчерашних уроков, затем 2 часа занятий, завтрак и еще 2 часа уроков. Потом – прогулка, обед и еще 3 часа занятий, вечерняя прогулка и занятия гимнастикой, плаванием, конной ездой, фехтованием – интересно, что набор видов спорта во многом совпадает с современным пятиборьем. Всего лицеисты занимались по 7 часов в день, но кроме этого, много времени отдавали чтению и беседам друг с другом. В учебную программу входили предметы, которые разделялись на следующие категории: нравственные (закон божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика); исторические (российская и всеобщая история, физическая география) физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). Лицеистам прививали вкус к литературному творчеству, они учились писать стихи и прозу, издавали собственные литературные журналы. Они много читали, благо в Лицее была прекрасная библиотека, пополнению которой профессора уделяли много внимания. Выпускники Лицея были эрудированными людьми, воспитанными в духе любви к Отчизне и вольнодумия. Не случайно многие из них стали декабристами. Лицеистов отличало то особое братство, которое воспел в своих стихах один из них – великий Пушкин. Когорта выпускников Лицея оказала серьезное влияние на изменения в культуре и политической жизни России, воплотив на деле девиз Лицея «Для Общей Пользы» и доказав тем самым возможность даже одного учебного заведения влиять на судьбы страны.
Слайд 4
О роли Лицея в становлении Пушкина сказано много. Вспомним имена друзей, которых Пушкин нашёл в лицее: Иван Пущин , Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг . Они навсегда остались верными и близкими Пушкину друзьями. В Лицее Пушкин начал писать стихи, в 1814 году было опубликовано первое стихотворение "К другу стихотворцу". Лицейский товарищ Пушкина и ближайший его друг; "рыцарь правды", по выражению князя С.Г. Волконского; Только о Пущине и о Малиновском вспомнил Пушкин на смертном одре, сказав, что будь они тут, ему бы легче было умирать. Вернувшись из ссылки, Пущин посетил вместе с дочерью Лицей и комнату Пушкина и отслужил панихиду об упокоении своего друга. Иван Иванович Пущин (1798-1859)
Слайд 5
Один из ближайших друзей Пушкина с лицейской поры. Окончил лицей с чином коллежского секретаря и был определен сначала в департамент горных и соляных дел, а затем в канцелярию министерства финансов. С Пушкиным Дельвига сблизила общая любовь к поэзии: "С ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит", вспоминал впоследствии Пушкин. Дельвиг первым из лицейских поэтов стал печататься в журналах. Антон Антонович Дельвиг , барон (1798 - 1831)
Слайд 6
Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 —1846) По свидетельству М.А . Корфа, во время учебы был «предметом постоянных и неотступных насмешек всего Лицея за свои странности, неловкости и часто уморительную оригинальность». Ироническое отношение вызывали и первые литературные опыты Кюхельбекера, ориентированные на архаические литературные образцы.
Слайд 7
Известные лицеисты Александр Бакунин Сильверий Броглио Владимир Вольховский Александр Горчаков Павел Гревениц Константин Данзас Антон Дельвиг Семен Есаков Алексей Илличевский Александр Карнилов Сергей Комовский Николай Корсаков Модест Корф Константин Костенский Сергей Ломоносов Иван Малиновский Аркадий Мартынов Дмитрий Маслов Федор Матюшкин Павел Мясоедов Николай Ржевский Петр Саврасов Федор Стевен Александр Тырков Павел Юдин Михаил Яковлев
Слайд 8
Современная история здания В 2007 году группа энтузиастов под руководством Бориса Михайловича Бим-Бада,предприняла попытку возрождения Царскосельского лицея. Был собран первоначальный учебно-педагогический коллектив. Президентом Лицея был избран Гавриленков Евгений Евгениевич , а директором Краснер Леонид Михайлович. Начался процесс обучения преподавателей и персонала Лицея и формирование у коллектива командного чувства. Была сформирована первичная библиотека Лицея, заказаны и оплачены оригинальные (не имеющие аналогов) учебные курсы. Учебное заведение под названием НОУ ВПО "Царскосельский Лицей им. М.М.Сперанского, Университет" было зарегистрировано в Москве. Недалеко от Москвы, в Люберцах, на деньги спонсоров, было приобретено на баланс Лицея здание площадью 4500 кв. м. для расположения учебных помещений. Процесс возрождения знаменитого учебного заведения по иронии судьбы совпал с государственно-общественной компанией по сокращению числа уже существующих частных учебных заведений и "торможения" новых инициатив в этой сфере. Попытки получить лицензию на учебную деятельность до настоящего момента не увенчались успехом. Двадцать лет назад Борис Михайлович Бим-Бад успешно дал жизнь первому в СССР и России "Российскому Открытому университету", в котором в отдельные периоды обучалось больше студентов, чем в МГУ им. Ломоносова. Если бы Борис Михайлович Бим-Бад был не педагогом, ученым и писателем, а императором России, то новый Царскосельский лицей, возможно, имел бы лицензию на образовательную деятельность ещё до момента своей регистрации. Борис Михайлович Бим-Бад — педагог, действительный член (академик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор. Создатель вольного университета "Российского открытого университета" (РОУ), позднее "Университет Российской академии образования". Под редакцией Б.М.Бим-Бада в 2002 году в Москве вышел в свет "Педагогический энциклопедический словарь".
Слайд 9
Спасибо за внимание ! Информация для презентации была взята с сайта ru.wikipedia.org
Л. Нечаев. Яма
Военная хитрость
Два морехода
Сторож
Астрономический календарь. Январь, 2019 год