В данном материале представлено планирование для кружка, показан примерный рабочий вариант радиопередачи и номера гимназической газеты "Alma mater".
Вложение | Размер |
---|---|
zhurnalistika_plan.doc | 61 КБ |
Юный журналист
Пояснительная записка.
Творческое объединение «Юный журналист» создается с целью развития и реализации творческих способностей учащихся, совершенствования навыков литературного творчества, практических навыков работы с компьютером, всесторонней оценке событий, происходящих в стенах родной школы и города, выработки умения анализировать и делать аналитические выводы на своем возрастном уровне. Подготовка статей для школьной газеты, выпуск радиопередач требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Это и рукописная подготовка заметок, работа корректора, компьютерный набор, правка, работа в прямом эфире радио.
Программа работы объединения рассчитана на гимназистов старших и средних классов. Деятельность объединения проводится на основе правовых документов «Конвенция ООН о правах ребенка» и законах Московской области и Российской Федерации «Об образовании». Программа разработана на основе типовой.
Сегодня выпускникам школ требуются не только знания, но и умения. Соответственно, необходимо изменить организацию процесса обучения таким образом, чтобы школьники могли применять полученные знания на практике. Школьники среднего и старшего возраста в силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой жизни, значит нужно включать взрослые формы деятельности в учебный процесс.
Данная деятельность позволяет решить межличностные, внутри личностные проблемы учащихся. Ребята изменяются, развивающий характер такой работы подтверждается. Во-первых, у школьника развиваются следующие способности: умение делать выбор, умение быть ответственным за свои решения. Школьное издательство – это и работа по профориентации. Во-вторых, работа по созданию школьной газеты связана с соотнесением собственного замысла с восприятием этого замысла другими, как сверстниками, так и взрослыми. В-третьих, учащиеся в статьях используют знания по разным учебным предметам, а компьютерная верстка заставляет изучать информатику углубленно. В-четвертых, деятельность по созданию газеты схематична, то есть, показав один раз порядок создания, в следующий раз они могут создавать газету самостоятельно.
Журналистская деятельность – мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению социального статуса, становлению личности.
Программа объединения предназначена для обучения школьников в возрасте 14-17 лет основам литературного творчества и журналистской работы, компьютерной грамотности, способствует сплоченности детей. Группа обучающихся может насчитывать от 10 до 15 детей. Общее количество часов за период учебного года-204 часа, рассчитывается исходя четырех занятий объединения в неделю.
Цели и задачи:
Результаты обучения и практических занятий:
Схема работы условно поделена на три периода: организационный, основной, итоговый.
Тематическое планирование
№ темы | Темы занятий | Кол. часов | Формы работы |
1 | Запись в кружок. Знакомство и индивидуальные беседы. | 5 | Беседы. Заполнение индивидуальных бланков. |
2 | Организация работы кружка. Вводное занятие. Обсуждение названия газеты, рубрик и тем. | 4 | Работа в группах. Анкетирование. Беседа с членами кружка. |
3 | Утверждение плана работы на первое полугодие. | 4 | Практикум. |
4 | Введение. Журналистика-профессия и призвание. Из истории российской журналистики. «Десять заповедей журналистики». | 4 | Лекционное занятие. |
5 | Газетная журналистика. «Как делать газету?». Участие в культурно-массовых школьных мероприятиях. | 5 | Практические занятия. Работа по бригадам. |
6 | Жанры газетной журналистики. Подготовка материалов. Оформление газетной статьи. | 4 | Практические занятия. Создание рубрик; текстовое оформление. |
7 | Фотосессия. «Новость, её сущность и качество». Совместное обсуждение гимназических событий. Подготовка материала к выпуску газеты. | 8 | Экскурсия. Работа бригады фотографов. Обсуждение снимков. |
8 | Интервью и интервьюирование. Деловая игра «Мое первое интервью». Анализ образцов интервью, взятых из газет и журналов. Интервью-зарисовка. | 10 | Лекционное занятие. Практические занятия. Ролевая игра. |
9 | Подготовка репортажа. Подбор материалов. Анкетирование. | 17 | Работа в группах. |
10 | Литературное редактирование материалов массовой информации. Практикум по литературному редактированию. | 12 | Лекционное занятие. Практические занятия. Анализ предложенного материала. |
11 | Слово в радио, телеэфире, газете. Радиожурналистика. Подготовка радиоэфира. | 10 | Работа в парах. Подготовка сообщений. Практическое занятие. |
12 | Работа современного радиовещания. Работа журналиста-ведущего на радио. Радиоэфиры гимназических новостей и выпуск газеты. | 8 | Лекционные занятия. Обсуждение подготовленного материала. |
13 | Обсуждение планов на второе полугодие. Экскурсия на местное телевидение. Журналистские профессии на ТВ. Написание рецензии на телепередачу. | 8 | Беседы. Экскурсия. Создание творческих работ. |
14 | Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. | 8 | Лекционное занятие. Практические занятия. Анализ предложенного материала. |
15 | Заметка. Заметка информационного характера. Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему. | 10 | Занятия теоретического и практического плана. Создание и обсуждение заметки. |
16 | Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, фотоэтюд, дружеский шарж, карты, заставки, репродукции). Рисунок в компьютере. | 10 | Конкурс творческих работ. Работа в группах. |
17 | Час общения «Если бы я был редактором…», «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?», «Роль газеты в жизни моей семьи». | 10 | Беседы с членами кружка. Речевая компетенция. |
18 | Обучение практике верстке номеров газет. Подбор материалов для выпуска номера. | 8 | Практическое занятие в группах. |
19 | Речевой этикет. Этикетные формы общения. Невербальные средства общения. Этикет деловой речи. Ролевая мини-игра. Деловая беседа. | 16 | Лекционное занятие. Ролевая игра. |
20 | Написание корреспонденции. Статья. Передовая статья. Проблемная статья. Написание статьи. | 16 | Практическое занятие в группах. Создание творческих работ. Подбор материала для номера газеты. |
21 | Обзор печати. Тематический обзор. Анализ подшивки. | 10 | Лекционное занятие. Работа в библиотеке. Поиск материала в сети Интернет. |
22 | Теория и практика литературной правки. Анализ материала. | 6 | Работа с заготовленным материалом. |
23 | Анализ работы за год. Смотр достижений. Интервьюирование учителей и гимназистов по итогам учебного года. Обработка материала. Выпуск газеты. | 11 | Практикум. Практическая работа всех членов кружка. Подведение итогов. |
Огонь фламенко
Золотая хохлома
Швейня
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Шум и человек