В данной исследовательской работе ученица собрала материал о своей бабушке.
Вложение | Размер |
---|---|
tevlina_bella_russkinskaya_shkola_2.zip | 803.55 КБ |
МОШ-И «Русскинская средняя общеобразовательная школа – интернат»
Исследовательская работа на тему:
«История жизни моей бабушки –
Лекарь – ими»
Номинация История поселка
Выполнила:
Тэвлина Белла Николаевна
ученица 7 класса, МОШ-И «Русскинская средняя
общеобразовательная школа – интернат
Руководитель:
Орехова Анжелика Николаевна, учитель
Адрес: 628446 ХМАО-Югра
Сургутский район, с.п. Русскинская
у.л. Новоселов д10, кв 41
Орехова Анжелика Николаевна, учитель,
Тел.дом. 83462737938
Сот. 89028172369
с.п. Русскинская 2009г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В своей работе я хочу рассмотреть историю жизни дорогого мне человека – моей бабушки Тэвлиной Тамары Сидоровны.
Она прожила жизнь длиной в 63года, всю жизнь работала фельдшером, вырастила и воспитала пятерых достойных детей. Сейчас модно стало награждать, заносить людей в различные книги, делать почетными гражданами городов, деревень. Это и коснулось нашей деревни.
Мы изучали на уроке « Культура народов севера» историю возникновения своего поселка Русскинские, когда мы дошли до раздела известные люди нашего поселка, то, к сожалению, вспомнили только ныне живущих людей, а ведь моя бабушка Тэвлина Тамара Сидоровна, я считаю, тоже очень много сделала для нашего поселка. Она можно сказать первый медик – по национальности ханты.
Цель исследования: Изучить историю жизни моей бабушки Тэвлиной Тамары Сидоровны. Выяснить ее заслуги для деревни, района.
Задачи:
2.Выявить отражение истории страны в его судьбе;
3.Составить биографию Тэвлиной Тамары Сидоровны.
Предполагаемый результат: Составить биографию Тэвлиной Т.С. Создание буклета о Тэвлиной Т.С.
2.Обзор литературы.
До настоящего времени о жизни моей бабушки Тэвлиной Тамары Сидоровны не было серьезных исследований. В поселковом музее данных по исследуемой темы так же, к сожалению, не обнаружено. Поэтому при написании работы в основном нами использовались на воспоминания моих близких – родственников. Единственное упоминание о моей бабушке Тэвлиной Т.С. в книге хантыйского писателя Айпина Еремея Даниловича «Клятвопреступник», роман « Ханты, или Звезда Утренней зари». А так же о моей бабушке упоминается в справочнике «Сургутский район в калейдоскопе времени».
Газета «Вестник от 18 апреля 2008г. статья Галины Веч «Как пальцы одной руки». Основными направлениями исследования - это данные о детских годах моей бабушки, расположение в хронологическом порядке имеющихся фактов.
3. Место, материал и методика исследования.
Местом моего исследования явилось Ханты - Мансийский автономный округ, Сургутский район, с.п. Русскинская. Сбор материалов производился в течение 2008-2009г. Анализ и сопоставление полученных материалов, сбор воспоминаний, результаты поисковой работы и сделали возможным данное исследование.
4.Методы исследования
Основным методом исследования в моей работе был поиск и анализ информации о жизни сельского медика Тэвлиной Тамары Сидоровной. Изучение архивных материалов, изучение семейного архива, фотографий.
5. Краткая история поселка.
К началу 20 века на правом берегу реки Тром-Аган раскинулись юрты Русскина Ивана Ивановича. Род его постепенно увеличивался, три сына тоже обосновались на этой земле. Это угодье и дало название населенному пункту. В период коллективизации, в начале 30-х годов, вышел указ Сталина о переводе кочевого народа на оседлый образ жизни. На месте юрт Русскиных был построен колхоз им. Сталина. Планировалось строительство деревни, но помешала Великая Отечественная война.
В то время как мужчины - ханты уходили на фронт, женщины и дети трудились на оборону. В колхозе им. Сталина работало более 50 человек. Долгожданная Победа далась нелегко, ценою людских жизней. Не дождалась многих своих сыновей и Божья река (Тром-Аган), память о них несут ее воды и благодарные потомки.
Сразу после войны на месте юрт Русскиных началось строительство поселка. Первыми были построены контора, ФАП и сельский клуб. В 1950-е годы первых детей ханты встретила маленькая школа-интернат.
Коренных жителей вокруг себя объединило Русскинское промыслово-охотничье отделение Сургутского коопзверопромхоза, активно занимавшееся заготовкой дикоросов, пушнины и рыбы. На пастбищах работали оленеводческие бригады. Для поощрения промысловиков с 1969 года проводятся традиционные праздники в д. Русскинской слеты охотников, рыбаков и оленеводов, которые отмечаются, и по сей день.
6. История жизни Тэвлиной Т.С.
Детские годы.
Тэвлина (Сардакова) Тамара Сидоровна родилась 4 февраля по документам (16 января) 1937г, юрты Варь-еган, Аганский сельский совет, Сургутского (ныне Нижневартовского) района, Остяко-Вогульского автономного округа.
О чем в книге записей актов гражданского состояния о рождении 1937 года марта месяца 16 числа произведена соответствующая запись за № 6. Родители: Сардаков Сидор Иванович, охотника и рыбака, по хантыйский его звали Ай-Сидор (маленький Сидор). Мать – Сардакова Анна Никифоровна. Ай – Сидор добывал рыбу, охотился на таежного зверя. Анна Никифоровна, как все хантыйские женщины – хранительница семейного очага, занималась воспитанием детей, было пятеро, следила за порядком в доме. Когда - то Ай - сидору предсказал один шаман « что не будет пощады ни ему, ни его детям, мужской половины, женской половины это не касается она уйдет в другие сиры». « Сиры» - хантыйские рода, то есть женщины могут выйти замуж и переехать.
В 1937 - 1940 годы Сардаков Сидор Иванович работал первым председателем колхоза. имени С.М. Кирова. Вот что, написал в своем романе « «Ханты, или Звезда утренней зари» хантыйский писатель Еремей Данилович Айпин:
« Когда в этих краях появились красные, Ай- сидор, отец Коски и Николая из лосиного рода, был в расцвете лет. Очевидно, поэтому выпал пал на него – отправили учиться в уезд на какие-то курсы. Вскоре он возвратился – с новыми, совершенно непонятными словами на языке…. Организовали колхоз, назначили первым председателем Асидора». Осенью 1940г. его забирают работники НКВД, за шаманство и увозят в неизвестном направлении, место его гибели не знаем. Тамара Сидоровна делала попытки найти хоть могилу своего отца но, с архивов приходил один и тот же ответ «не значился», «дело не заведено».
Ни кто не мог понять, за что его увезли, куда увели, что с ним стало. Всю свою жизнь этот вопрос был у моей бабушки – найти справедливость.
Без мужчины на стойбище очень трудно жить, так все трудности ложатся на плечи женщины и старших детей. Айпина Анна Никифоровна была, слепая, неграмотная. После смерти Анны Никифоровны оставшимися сиротами детей взяли на воспитание близкие родственники.
Тэвлина (Сардакова) Т.С. училась в начальной школе поселка Варьегана, в школу она пошла уже переростком, так как надо было ухаживать за младшим братиком. « Младший сын Айсидора, Иван, от рождения стал горбатым. Этот карлик умными, печальными глазами смотрел на мир и словно у каждого просил ответа» с романа Е. Д. Айпина. Через год или два Тамару отправили в детский дом г. Ханты-Мансийска. На фотографии Тэвлиной Т.С. 15лет, братику Ивану6,7 лет.
По воспоминаниям моих теток, моей бабушке жить в детском доме было очень тяжело, там постоянно ее били, и в один из дней она набралась храбрости и сбежала из детского дома, на пароходе добралась до Сургута.
В г. Сургуте познакомилась с хорошими людьми, которые устроили работать санитаркой в местную больницу (1957г.), а так же продолжила учебу в вечерней школе. Работая санитаркой у моей бабушки возникло желание стать медиком, и поэтому она решилась поехать учиться на медика. Коренные жители в основном все проживали на стойбище в лесу, грамотных было совсем мало, не все желали получить образование, многие заканчивали 4 класса, уезжали на стойбище. Но моя бабушка была сиротой, старшие братья, жили на стойбище, у всех уже были свои семьи. И моя бабушка решила продолжить учебу.
Учеба.
В 1958г. Тэвлина (Сардакова) Тамара Сидоровна поступила в Ханты – Мансийское медицинское училище, который 1961 году окончила полный курс названного медицинского училища по специальности акушерка, решением Государственной квалификационной комиссии от 30 июня 1961года гр. Сардаковой Тамаре Сидоровне присвоена квалификация акушерки. С романа Е. Д. Айпина « Жажда справедливости выучила ее, и она первой по всей реке получила образование: другие не хотели отрываться от родных мест, поэтому не уезжали, а если ехали, то очень неохотно».
В марте 1958г. Тэвлина Тамара Сидоровна вступила в профсоюзов «Профком медицинского училища», выдан профсоюзный билет № 25005813. Фотография- 1960г. 2 «Б» курс медицинского училища.
Комсомол.
Как все молодые люди того времени моя бабушка, вступила в Ханты – Мансийский ГК ВЛКСМ в марте 1960г. Комсомольский билет № 26652375. Ежемесячно выплачивала членские взносы до 1964г. в размере 35 копеек.
Работа.
2 июля 1961 года Тэвлина (Сардакова) Т.С. приехала по распределению на работу д. Русскинские, Сургутского района. Принята на работу фельдшером в Русскинской Красный чум, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке 1961г, от 2 июля.
В начале 30-ых годов прошлого столетия впервые в Сургутском районе культурно-просветительская работа стала проводиться посредством передвижных Красных чумов среди кочевого населения и Красных лодок — среди полукочевого населения аборигенов. Их нежелание обращаться за медицинской помощью, обучать детей в школе, большая смертность, отдаленность и разбросанность по тайге требовали решительных мер общевоспитательного порядка. Ханты были убеждены в том, что лучший целитель — шаман, а старый охотник и рыбак — лучший учитель.
В любую погоду Тамара Сидоровна ехала в юрты оказывать помощь, коренные жители уважали ее за чуткое отношение к пациентам и доверяли ей. В любую минуту она готова была идти по вызову больного. Нередко приходилось на оленях и лодках отвозить больных в Сургутскую районную больницу, несколько раз сопровождала до Ханты-Мансийска вертолеты «скорой помощи».
15 августа 1961г переведена из отдела культуры в распоряжении райбольнцы. Приказ №68 от 15.08. 1962г.
16 августа 1962г назначить заведующей Русскинским ФАП. Приказ №91от 16.08.1962г. И проработала до пенсии, уволена по ст.31 КЗОТ РСФСР, в связи с уходом на пенсию по возрасту.
Сведения о поощрениях и награждениях.
Тамара Сидоровна принимала участие в жизни деревни, имеет удостоверения народных депутатов № 5 , от избирательного округа № 5. От имени Президиума Верховного Совета СССР Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1973г.
Награждена медалью - «Медаль материнства» – 2 степени. Удостоверение к медали «Медаль материнства» от 4 марта 1974г.№ 292815. Медалью «Медаль материнства» награждаются матери, родившие и воспитавшие пять и шесть детей.
Тэвлиной Т. С – 21 июня 1987г. присвоена звание «Ударник коммунистического Труда».
Тэвлина Т.С. за долголетний добросовестный труд от имени Президиума верховного Совета СССр решением исполкома Тюменского областного совета народных депутатов от 22 сентября 1986г награждена медалью « Ветеран труда». Имеет почетные грамоты, благодарственные письма за многолетний, добросовестный труд.
Семья.
Из воспоминаний Покачевой (Тэвлиной) Людмилы Николаевны:
«А история нашей семьи Тэвлиных началось с моей мамы Тэвлиной (Сардаковой) Тамары Сидоровны, которая приехала в деревню Русскинские после окончания медицинского училища 1961году.
Как рассказывала мама, с моим отцом Тэвлиным Николаем она познакомилась на танцах в клубе. Отец в то время только отслужил, вернулся в деревню.
16 ноября 1962 года вступили в брак наши родители Тэвлин Николай Иванович и Сардакова Тамара Сидоровна. Место регистрации поселок Ермаково, Тром – Аганского совета, Тюменской области.11-ЧМ № 050595.
Жили в деревне спокойно, народу было, тогда в деревне немного, вечерами ходили в кино, на танцы в клуб. Первенец родился 18 января 1963 года, (семимесячный) назвали Анатолием, я родилась 26 февраля 1965г, Фаина 29 декабря 1967г, Анжелика 15 августа 1969г, Елизавета 29 мая 1972г.
Мы окончили Русскинскую восьмилетнюю школу – интернат. Как всегда говорила нам мама «вы у меня как одна рука, пять пальцев, пять детей, поранишь один палец, болит вся рука», всегда учила держаться вместе, помогать в трудную минуту друг другу, кроме близких людей не кому помочь. Так мы и живем по завету мамы, держимся вместе один за всех и все за одного. С самого детства родители распределяли обязанности по дому, у девочек было расписание кто, когда моет посуду, полы и т.д. Толик занимался мужской работой, после смерти отца учился охоте, рыбалке.
В 1974г. стал трагическим годом для моей бабушки, так как в этот год она потеряла сразу двоих самых близких людей. Сбылось и коснулось моей бабушки предсказание, судьба не пощадила единственную дочь Ай-сидора.
Мой дед Николай Иванович работал бригадиром в рыболовецком артели, и каждое лето собиралось несколько бригад и выезжали на речку Обь, ловить рыбу. Так было 1974году, но с Оби бабушка вернулась одна, мой дед утонул в Оби. Ровно через месяц моя бабушка узнает, что в Нижневартовском районе, с. Варьеган погибает ее старший брат Николай, он тоже утонул.
Вспоминание детей.
Из воспоминаний Фархутдиновой Фаины Николаевны.
«У нас в альбоме есть одна единственная семейная фотография, где все пять детей – Толик, Люда, Фая, Анжела и самая маленькая Лизонька, и наш отец Тэвлин Николай Иванович. Этот снимок был сделан буквально за несколько дней, до смерти нашего отца. Мама не успела встать и сфотографироваться вместе с нами. Толику было 11 лет, Люде –9 лет, мне – 6,5, а Анжеле – 5, а самой маленькой Лизе всего два года.
Тогда наш отец работал рыбаком – бригадиром лова и все рыболоветские бригады выезжали с семьями на Лагэрму - Обь ловить рыбу. Мама в это лето тоже поехала с отцом. Все жили в обычных палатках на берегу Оби. Мужчины каждый день ловили рыбу, а женщины и дети занимались обычными делами. Продукты рыбакам доставляли катера. В один из таких приездов катер завез спиртное, все мужчины, конечно, выпили и наш отец тоже. Катер обеспечил всех продуктами и поплыл дальше по Оби. Как мама рассказывала, она уложила нас спать и проверила отца, все мирно сидели у костра, ни чего не предвещало беду. Она, успокоившись, пошла спать. А когда утром проснулась, то отца не было в палатке. Это был первый знак беды в семье. Весь лагерь потихоньку просыпался, мама обежала всех, но никто не видел нашего отца. Потом как выяснили, оказывается он решил, на небольшой лодке на моторе Вихрь – 25, догнать катер и купить спиртное. Лодка была сделана одним русским мужиком и не была рассчитана на такой мотор, обычно на этой лодке ездили на «Ветерке». Не было этой злосчастной лодки и нашего папы. Он не вернулся. Кто–то потом съездил по реке к катеру и узнал, что отец наш к ним в эту ночь не приезжал. Он не вернулся и на следующий день. Потом все поняли, что он утонул. Хотя мама до последнего дня не могла поверить этому. Тут рыбаки решили сразу покинуть это место. Оставив маму с нами на берегу. Они видно посчитали, что несчастье может задеть и их семьи. С нами остались лишь Покачев Данил и его жена Надя, они то и помогли нашей семье переехать.
Я помню немного этот момент, когда наш старший брат Толик готовил нашу семейную лодку к отъезду. У него был такой важный вид, он может ,даже был по детски рад, тому, что ему 11-летнему мальчику придется впервые вести моторную лодку за отца. У Данила с Надей была своя лодка, и всегда ехали рядом с нашей лодкой. А Толик так близко подъехал к лодке Данила, что волны от нашей лодки чуть, было, не залили лодку Данила.
Мама отправила в Сургут старший детей – Толика, Люду, Фаю, а нас с Лизой оставила собой. И мы начали поиск отца, конечно, нам помогали люди – Куликов, дядя Вася Диденко и др.
Тело отца нашли на сороковые сутки, мама об этом узнала в речпорту или там, куда сообщают о найденных утопленниках. Мама пришла туда, а в кабинете, сидела одна женщина и рассказывала, что она тоже ищет своего мужа, и они нашли одно тело человека, и описывает внешние данные, и одежду. Вот как она описала одежду: на мужчине был надета клетчатая рубашка, оранжевая рыбацкая куртка, на одной ноге длинный сапог резиновый. По всем описаниям это был наш отец. Это уже потом как мама рассказывала, что все произошло дальше. Мама попозже нашли это место, я помню на берегу эту маленькую лодку, я подбежала и думала, что там будет отец, но его не было, в лодке лежал один его сапог и все.
Как сейчас я понимаю, что когда мама собирала вещи отца, и плакала, я еще не понимала, что у нас уже больше не будет нашего папы. Лица я его не помню, но по фотографии я знаю, какой он был. И всю оставшуюся жизнь мама, не успев в этот день с нами сфотографироваться, растила, тянула нас одна. Наш отец умер 12 июля 1974г.»
После смерти мужа воспитывала одна детей. Вышла второй раз замуж за Покачева Никиту Еремеевича.
Основные черты характера моей бабушки были: ответственность, трудолюбие, старалась помочь каждому, невзирая на его положение и возраст. Ей все благодарны за оказанную медицинскую помощь.
Все ханты деревни нашей называли бабушку « Лекарь – ими», что в переводе с хантыйского « Женщина – врач», со всех сторон тянулись к ней люди за помощью, за советом, шли к ней в любое время суток. Кропотливый труд становился желанным при мысли, которая придавала ей Силы: она нужна тут, люди верят ей и ценят его труд; по словам сельчан, она все умела и, не обращая внимание на стужу и слякоть, шла, ехала в любую даль, чтобы помочь больному. Кроме врачебной деятельности, моя была депутатом районного Совета. Она помогала людям быть не только здоровыми, но и в различных вопросах быта. Она ведь была грамотная среди своих земляков, и никогда ни кому не отказывала, помогала всем. В свободное время моя бабушка любила печь пироги, умела шить традиционную хантыйскую одежду.
7. Хронологическая таблица биографии
Тэвлиной Т.С(1937г-2000г)
8. Заключение
Наша Югорская земля привлекает людей не только природной красотой, но и замечательными людьми, которые на ней живут. Одним из тех, кто оставил память в сердцах своих земляков - это Тэвлина Тамара Сидоровна.
Информация, которую я собрала и оформила в исследовательской работе, поможет жителям деревни лучше узнать о жизни моей бабушки Тэвлиной Тамары Сидоровны, и станет достоянием школьного музея. Ей пришлось многое испытать на своём жизненном пути, но она оставалась доброй, отзывчивой.
Практическое значение своей работы я вижу в том, что собранная информация будет являться памятью для меня и следующих поколений и, возможно, ляжет в основу будущего архива нашей семьи. Я положила начало семейной летописи, восстановила, насколько возможно, свою родословную, и на этом останавливаться не собираюсь. Я считаю, что такие люди, как моя бабушка, заслуживают уважения и почитания.
9. Литература:
16.Фотоальбом
1955г. Сардакова Тамара (справа)
г. Ханты – Мансийск. Медицинское училище.
Студенческие годы возле общежития медицинского училища.
г. Ханты – Мансийск. 22февраля 1958г.
Тамара Сидоровна в центре.
В дни экзаменов 26 июня 1960г.
С любимыми внуками 1995г.
Сидят справа, на лево Коля, Вероника, бабушка, Тамара, Иван.
Об авторе
Руководитель:
Орехова Анжелика Николаевна, учитель
Адрес: 628446 ХМАО-Югра
Сургутский район, с.п. Русскинская
у.л. Новоселов д10, кв 41
Орехова Анжелика Николаевна, учитель,
Тел.дом. 83462737938
Сот. 89028172369
Сочные помидорки
Домик зимней ночью
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Рисуем кактусы акварелью