Цель проекта: провести исследованиевлияния музыки Сергея Рахманинова на сознание и психическое состояние современных школьников, путем анализа компьютерных рисунков с помощью «Цветовых психологических тестов», оценить применимость его музыки на уроках в школе для улучшения производительности учащихся.
По результатам проведенных нами исследований мы пришли к выводу, что современных детей угнетает рассмотренная нами музыка. Ее не стоит использовать как музыкальное сопровождение уроков в школе, а также включать отрывки произведений Сергея Рахманинова в ходе изучение тем по различным предметам.
По нашему мнению такие исследования надо продолжать. Отобрать такие произведения, которые настраивают на «рабочий лад» школьников, помогут улучшить результаты усвоения новых тем по школьным предметам, С помощью подобранной музыки, мы считаем, можно контролировать поведение школьников на уроке, усиливать их работоспособность.
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к проекту | 2.52 МБ |
текст проекта | 539.5 КБ |
Слайд 2
Жизнь и творчество Сергея Рахманинова. Восприятие его творчества современными детьми.
Слайд 3
Сергей Васильевич Рахманинов - российский композитор, пианист, дирижер. Родился 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. Умер Рахманинов в Беверли-Хилз (в штате Калифорния) 28 марта 1943 года. В селе Ивановка Тамбовской области создан мемориальный музей Рахманинова (1982).Похоронен Рахманинов в Вальхалле, близ Нью-Йорка. В 1902 году Рахманинов женился на своей двоюродной сестре Н.А.Сатиной. 14 марта 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, 21 июня 1907 года Татьяна . Биография Рахманинова
Слайд 4
Музыкальная биография Рахманинова.
Слайд 5
С 4-х лет, он начал обучаться игре на фортепиано. Осенью 1882 года С.В. Рахманинов поступает на младшее отделение Петербургской консерватории. 29 мая 1892 года С.В.Рахманинов заканчивает консерваторию, с золотой медалью.З0 января 1892 года, он дает свой первый самостоятельный концерт, в котором выступает не только как пианист, но и как автор ряда произведений. Сезон 1892-93 гг. стал началом артистического пути "свободного художника" Рахманинова.С 1897 года начинается дирижерская деятельность Рахманинова на посту второго капельмейстера оперного театра.Последний концертный сезон, несмотря на плохое самочувствие, Рахманинов начинает 12 октября 1942 года. 17 февраля 1943 года состоялся его последний концерт.
Слайд 6
Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Рахманинов следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Обострённо-лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образов родины. Рахманинов был проникновенным певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихоупоённое созерцание, трепетная насторожённость и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность. Оценка критиков.
Слайд 7
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1890)
Слайд 10
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1900)
Слайд 13
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1909)
«Жизнь и творчество Сергея Рахманинова. Восприятие его творчества современными детьми»
ВВЕДЕНИЕ.
Со звуком надо жить в гармонии такой,
Чтоб понимал её ты, как никто другой.
Вы спросите: «Зачем же звуки понимать?
Их услыхал разок, ещё раз сможешь услыхать!»
Но я скажу вам: не спешите жить,
Важнее и главнее каждое мгновение любить.
И кто б я ни был, кто б не были вы –
Мгновения из звуков есть из-высший пик любви.
1997 год
В наше время существует огромное разнообразие жанров музыки. Исполнителей этой музыки так же очень много. Рассматривая увлечения учащихся нашего класса, мы можем говорить о том, что у каждого есть свой любимый исполнитель, работающий в определенном музыкальном направлении. В школе, на уроках музыки, нас знакомят с композиторами, которые стали классиками. Во времена, когда люди не могли слушать музыку, используя электронную технику, музыкальные вечера были очень распространены. Именно классическую музыку исполняли на таких вечерах. Помимо музыкальных вечеров, люди чаще посещали концерты, на которых сами композиторы исполняли свои произведения. Сейчас, современная молодежь, по нашему мнению, мало интересуется классической музыкой и если бы не школьные уроки музыки большинство из школьников не знали бы даже фамилий известных композиторов-классиков.
Мы тоже любим современную музыку, но так же и преклоняемся и перед классической музыкой. Мы решили узнать, как влияет музыка на сознание и психическое состояние современных школьников. Начать свое исследование мы решили с классической музыки.
2. Проект «Жизнь и творчество Сергея Рахманинова. Восприятие его творчества современными детьми»
I. Описание проекта.
Предмет: психология, информатика.
Проект: «Жизнь и творчество Сергея Рахманинова. Восприятие его творчества современными детьми».
Класс: 8 класс.
Характер проекта: междисциплинарный.
Разделы науки: психология , музыкальная литература, информатика.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Оборудование: персональный компьютер.
Цель проекта: провести исследование влияния музыки Сергея Рахманинова на сознание и психическое состояние современных школьников, путем анализа компьютерных рисунков с помощью «Цветовых психологических тестов», оценить применимость его музыки на уроках в школе для улучшения производительности учащихся.
II. Задачи проекта.
1. Определить источники получения информации.
2. Собрать доступную информацию о Сергее Рахманинове и его творчестве.
3. Определить произведения, по которым учащиеся будут создавать рисунки.
5. Повести работу с учащимися, участвующими в исследовании.
4. Определить критерии группировки, сгруппировать собранную информацию.
5. Проанализировать информацию, сопоставить, сделать выводы.
6. Выбрать и реализовать способ представления информации и результатов ее обработки.
III. Этапы деятельности.
1. Определение проблемы и предмета информационного поиска.
Мы любим современную музыку, но так же и преклоняемся и перед классической музыкой. Мы решили узнать, как влияет музыка на сознание и психическое состояние современных школьников. Начать свое исследование мы решили с классической музыки. Рассуждая о том, с какого композитора начать свое исследование, мы рассмотрели много вариантов. Произведения многих композиторов привлекали наше внимание. Прочитав мнения музыкальных критиков, мы пришли к выводу, что, по их мнению, особо трагическим являются произведения Сергея Рахманинова. На его произведениях мы и решили остановиться.
2. Поиск и отбор информации.
1. «Отечественная музыкальная литература XX века» Аверьянова О.И., издательство Музыка, Самара, 2003 г.
2. Музыкальные произведения Сергея Рахманинова выложенные в Internet.
3. Музыкальные диски с произведениями Сергея Рахманинова.
4. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. 240 с.
5. Румянцева А.Н. Экспериментальная проверка методики исследования индивидуального предпочтения цвета. //Вестник МГУ. М., 1986. серия 14. «Психология». N 1. с. 67-69.
6. «Цвет и психика» Базыма Б.А., Харьков, 2001 г.
7. Internet.
Наше исследование мы решили провести на учениках 4 классов нашей школы. Они уже 3 год изучают информатику, и хорошо владеют работой в графическом редакторе Paint. Следовательно, создать компьютерный рисунок им будет не трудно. Ребята очень охотно согласились принять участие в исследовании.
Тема первой части второго концерта
Начало Концерта для фортепиано с оркестром № 3'
Эти произведения были написаны автором с временной разницей приблизительно 10 лет. При этом С. Рахманинов переживал различные жизненные периоды, и его музыка могла меняться в своем эмоциональном выражении.
Чтобы лучше понять этот термин сначала уясним такое понятие как синестезия.
Синестезия(дословно “соощущение”) – свойство человеческой психики, характеризующееся тем, что впечатление, соответствующее данному раздражителю и специфичное для данного органа чувств, сопровождается другим, дополнительным ощущением или образом, при этом часто таким, которое характерно для другой модальности. Явление синестезии находит отражение в обыденной речи ("яркий звук", "матовый тембр" и т.д.). Мы остановимся на ассоциациях воспринимаемого звука (а именно музыки) с цветом. Cинестетичность является сущностным признаком языка, а если шире - любого образного, в том числе, конечно, и художественного мышления (применительно ко всем видам искусства, в том числе и к музыке) Целью данной работы является исследования одного из видов синестезии – синопсии. Синопсия (англ. colour hearing, нем. Farbenhoren, франц. audition coloree) ощущение различных цветов, а также все внепредметные пространственные и графические представления, возникающие прицветомузыкальных ассоциаций. Чтобы лучше понять этот термин сначала уясним такое понятие как синестезия.
Синестезия(дословно “соощущение”) – свойство человеческой психики, характеризующееся тем, что впечатление, соответствующее данному раздражителю и специфичное для данного органа чувств, сопровождается другим, дополнительным ощущением или образом, при этом часто таким, которое характерно для другой модальности. Явление синестезии находит отражение в обыденной речи ("яркий звук", "матовый тембр" и т.д.). Мы остановимся на ассоциациях воспринимаемого звука (а именно музыки) с цветом. Cинестетичность является сущностным признаком языка, а если шире - любого образного, в том числе, конечно, и художественного мышления (применительно ко всем видам искусства, в том числе и к музыке) Целью данной работы является исследования одного из видов синестезии – синопсии. Синопсия (англ. colour hearing, нем. Farbenhoren, франц. audition coloree) ощущение различных цветов, а также все внепредметные пространственные и графические представления, возникающие п восприятии определённых звуков, созвучий, тональностей.
Откуда взялась идея поиска взаимосвязи цвета и звука? Цвет и звук имеют одну физическую природу. В обоих случаях это волны (в первом электромагнитные, во втором механические). Именно поэтому возникает предположение, что влияние их на организм человека схоже. Однако, не все так просто. Звук воспринимается динамически, в то время как цвет статически. Например, мы можем долго рассматривать любимый цвет, в то время как один звук, даже по началу приятный для слуха, долго не сможет выдержать никто. И наоборот мы можем наслаждаться каким-либо музыкальным произведением, в то время как если нам в таком же темпе будут менять цвета перед глазами, ничего кроме утомления мы не получим. Поэтому требуется какой-то иной подход.
Мы в нашем исследовании за единицу измерения взяли музыкальное произведение (точнее отрывок). Рассмотрим какими характеристиками оно обладает. Основные параметры:
Б. А. Базыма
Психофизические характеристики цвета | Параметры эмоций |
Цветовой тон | Направленность |
Красный | Активная |
Зеленый | Нейтральная |
Синий | Пассивная |
Светлота | Валентность |
Светлый | Положительная |
Темный | Отрицательная |
Насыщенность | Сила |
Насыщенный | Интенсивная |
Ненасыщенный | Слабая |
Светло-синий — синий, светлый, малонасыщенный. Эмоциональные параметры — пассивный, положительный, слабый. Быть, по настоящему, «веселым», «радостным» голубому мешает его пассивность. Он выражает чувство дружелюбного нейтралитета, легко переходящее в равнодушие и безразличие (см. В. Кандинский).
Взаимосвязь эмоций и цвета является закономерной, обусловленной, с одной стороны, психофизическими характеристиками цвета, а с другой — психофизиологической организацией человека. Из этого с необходимостью следует, что определенные формы отношения к цвету у человека несут информацию об его индивидуальных и типологических качествах — темпераменте, характере и личности. Косвенно, на данную проблему выходили многие исследователи, изучавшие взаимосвязь цвета и эмоций (см. Л.П. Урванцев — 1981).
«Цветовая картина эмоций»:
Красный — гнев, радость, грусть, отвращение, утомление.
Желтый — удивление.
Зеленый — удивление и заинтересованность..
Синий — грусть, заинтересованность, радость, гнев, удивление и пр.
Коричневый — отвращение, утомление.
Серый — утомление, грусть.
Черный — страх, гнев.
«Цветовой тест отношений» (Л., 1985) Авторы работы — Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд и др
3. Аналитическая работа над собранными материалами.
Имея на руках данные о биографии и произведениях Сергея Рахманинова, созданные учащимися рисунки, психологические методики, мы стали анализировать их и группировать.
Критериями были:
1. Приблизительное соотношение определенных цветов на каждом рисунке (в % соотношении);
2. Определение преобладающих эмоций с помощью цветовой картины;
3. Определение психофизических характеристик цвета и соответствующих параметров эмоций.
4. Формирование выводов.
Нами был проанализирован каждый рисунок, созданный учениками 4 классов.
Мы получили следующие результаты:
№ | Направленность | Картина эмоций |
Отрицательная, валентность | Страх, гнев | |
Пассивность, валентность | Грусть, заинтересованность, радость, гнев, удивление | |
Положительная. | Утомление, грусть | |
Пассивная | Грусть, заинтересованность, радость, гнев, удивление | |
Валентность, отрицание | Страх, гнев | |
Пассивная | Грусть, заинтересованность, радость, гнев, удивление | |
Пассивная | Грусть, заинтересованность, радость, гнев, удивление | |
Отрицательная | Страх, гнев | |
Отрицательная | Страх, гнев | |
Положительная | Утомление, грусть |
№ | Направленность | Картина эмоций |
Первый. | Положительная, сила | Удивление |
Второй. | Положительная, сила | Удивление |
Третий. | Положительная, сила | Удивление |
Четвертый. | Пассивность | Грусть, заинтересованность, радость, гнев, удивление |
Пятый. | Положительная, сила | Утомление, грусть |
Шестой. | Валентность | Утомление, грусть |
Седьмой. | Валентность | Утомление, грусть |
Восьмой. | Положительная | Удивление |
Девятый. | Валентность | Грусть, заинтересованность, радость, гнев, удивление |
Десятый. |
№ | Направленность | Картина эмоций |
Первый. | Пассивная | Грусть, заинтересованность, радость, гнев, удивление |
Второй. | Пассивная | Грусть, заинтересованность, радость, гнев, удивление |
Третий. | Пассивная | Грусть, заинтересованность, радость, гнев, удивление |
Четвертый. | Пассивная, слабая | Грусть, заинтересованность, радость, гнев, удивление |
Пятый. | Отрицательная | Страх, гнев. |
Шестой. | Активная. | Грусть, отвращение, радость, гнев, утомление |
Седьмой. | Пассивная | Грусть, заинтересованность, радость, гнев, удивление |
Восьмой. | Пассивная | Грусть, заинтересованность, радость, гнев, удивление |
Девятый. | Пассивная | Грусть, заинтересованность, радость, гнев, удивление |
Десятый. | Отрицательная | Страх,гнев |
5. Оформление результатов.
Для наглядности полученных результатов мы решили использовать диаграммы полученные в Microsoft Office Excel.
3. Выводы.
Наше исследование привело к следующим результатам:
1. Под мелодию «Концерта для фортепиано с оркестром № 1» (1890) у учащихся в основном возникают :
2. Под мелодию «Концерта для фортепиано с оркестром № 1» (1900) у учащихся в основном возникают :
3. Под мелодию «Концерта для фортепиано с оркестром № 3» (1909) у учащихся в основном возникают :
Мы считаем, что современных детей угнетает рассмотренная нами музыка. Ее не стоит использовать как музыкальное сопровождение уроков в школе, а также включать отрывки произведений Сергея Рахманинова в ходе изучение тем по различным предметам.
По нашему мнению такие исследования надо продолжать. Отобрать такие произведения, которые настраивают на «рабочий лад» школьников, помогут улучшить результаты усвоения новых тем по школьным предметам, С помощью подобранной музыки, мы считаем, можно контролировать поведение школьников на уроке, усиливать их работоспособность.
Мы хотим дальше исследовать восприятие современными школьниками музыкальных произведений, не только классики, но и современной музыки.
Весенняя гроза
Композитор Алексей Рыбников
На берегу Байкала
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Цветущая сакура