Я дальневосточник и очень этим горжусь!
Вложение | Размер |
---|---|
grigorev_s._selskiy_hram.docx | 1022.3 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 с.Некрасовка
Хабаровского муниципального района
Хабаровского края
Краевой конкурс сочинений «Мы - дальневосточники!»
Тема сочинения «Священные места»
Эссе «Сельский храм нужен!»
Работу выполнил
ученик 10 класса
Григорьев Сергей Сергеевич
Учитель
Елена Анатольевна Наумова
С.Некрасовка
2011 год
Тема моего сочинения – священное место моего села. Таким местом я считаю то, где сегодня строится храм. В 1990-х годах, как сказала моя мама, церкви в селе не было. И раньше не было. А в начале ХХ века, когда переселенцы с Украины прибыли на новое место жительства? И вообще, нужна ли она, и почему сегодня в Некрасовке идет строительство Православного Храма, а ребята из нашей школы ходят в Приход. У меня возникло много вопросов «почему» и «зачем».
Пошел я в сельскую библиотеку и там из литературы узнал, что более трех веков назад на амурские берега впервые пришли русские люди. В суровых условиях они обустроили и отстояли новую землю. Люди стремились осуществить свою мечту – стать вольными людьми на вольной земле. Сюда устремлялись наиболее трудолюбивые крестьянские семьи. Жители новой деревни Ново-Алексеевка Николо-Александровской волости Хабаровского уезда, приехав на новое место из Украины, «выбивались в люди», трудились с темна до темна. Они хотели осесть на новом месте крепко, прочно, трудом своим доказать, что не боятся самого тяжелого дела, что не на кисельные берега надеялись, когда шли сюда. Многое зависело от человека, его трудолюбия.
Руководитель музея «История села Некрасовка», дочь одного из первых переселенцев, Любовь Гурьевна Тюхтина, в своей книге «Мое село - моя судьба» (История села Некрасовка) писала, что в 1907 году на лошадях и пешком переселенцы из западных областей страны добрались до места нового жительства, расположенного в двадцати километрах от Хабаровска и основали в Николо-Александровской волости Хабаровского уезда маленькую деревеньку, названную Ново-Алексеевка. На новом месте крестьяне плохо соблюдали старые обычаи, ели мясо в постные дни и в посты, лишь бы было, где его взять; если стояла хорошая погода, то работали и в праздники и по воскресеньям, хотя и помнили эти дни. Надо было много работать, чтобы выжить в тяжелых условиях. Трудно жили, но всегда люди верили, что Господь им поможет, молились за лучшую жизнь и стремились к ней. Они не забывали о той вере, в которой были воспитаны на прежнем месте.
В 1910 году в Ново-Алексеевке жители строят часовню святого Николая чудотворца. Деревня, в которой имелась церковь, именовалась селом. Священник каждой церкви, помимо отправления богослужения, был обязан вести метрическую книгу, где регистрировались все акты гражданского состояния (рождение, свадьба, смерть). В документах государственного архива на улице Нагишкина в Хабаровске имеется фонд И-85 «Документы церквей, причт, монастырей, станов, епархий и приходов Дальнего Востока за 1826-1923 гг.» Там обозначены метрические книги, которые велись в разных церквах Дальнего Востока. Церковь в Ново-Алексеевке не названа. То есть таковой не имелось. Значит, как рассказала в 1990-х годах руководителю музея «История села Некрасовка» Любови Гурьевне Тюхтиной 95-летняя жительница села Некрасовка Ефросинья Цыбринская, в 1910 году построили часовню, которую жители прозвали «церковью». На самом деле церковью она не была. Следовательно, Ново-Алексеевка, основанная в 1907 году переселенцами из Украины и Белоруссии, была именована деревней, так как была в ней только часовня. По словарю В.И.Даля, «часовня – это молитвенный дом, храмик без алтаря, где можно служить часы (не литургию), отдельное маленькое строение или пристрой с иконами и лампадой».
Строилась часовня святителя Николая Чудотворца (о ее названии я узнал от батюшки нынешнего сельского Прихода блаженной Ксении Петербургской отца Валерия Масленникова) общиной села. От каждой семьи было дано по одному бревну. Изба имела размеры примерно 10 м * 10 м, высотой 4,5 метра. Л.Г.Тюхтина дает ее описание: «Находилась она около погоста (сельского кладбища). Окна церкви выходили на восток, дверь с запада, крыша со стороны двери была украшена башенкой с православным крестом, внутри оштукатурена и побелена. В церкви был алтарь, иконостас, иконы и соответствующий инвентарь. Около церкви у входа были вкопаны два столба, колокол крепился к перекладине с навесом».
Как была обустроена сельская часовня? Попробую представить ее, прочитав в одном из писем святителя Иннокентия: «У нас на Амуре, в селениях, будут устраиваться часовни, в которых будут отправляться и литургии, потому они устраиваются наподобие церквей…» (т.е. с алтарной частью, с престолом и жертвенником – и/м. Н.), «и, следовательно, нужны иконостасы; а заводить настоящие иконостасы нам теперь и думать нечего; а между тем бумажные иконы, если их наклеить на доски, долго могут заменять иконы, писанные на холсте или на досках». Скорее всего, внутреннее убранство Ново-Алексеевской часовни святого Николая Чудотворца состояло именно из таких наклеенных на дерево бумажных икон – раскрашенных литографий.
В Хабаровской епархии рассказали, что не хватало священников на все деревни, поэтому они приезжали на неделю-другую, служили службы и снова уезжали. Поэтому попы в Ново-Алексеевке были приезжими: отец Тимофей и отец Леонид – во время больших праздников они жили в деревне неделю. Служба в часовне святителя Николая Чудотворца проводилась в воскресенье: детей крестили, молодых венчали, умерших в день похорон отпевали.
Руководитель сельского музея Любовь Гурьевна Тюхтина рассказала, что за часовней смотрели Петр Цыбринский с женой Ефросиньей. Их обязанностью было поддержание, обновление и пополнение церковной утвари, наблюдение за состоянием иконостаса, покупка церковного вина, просфор, свечей, ладана, богослужебных книг, продажа восковых свечей, сбор пожертвований прихожан, наблюдение за состоянием здания. Люди жили с верой в душе. С верой они рождались, с ней уходили в мир иной. Вера сопровождала их в течение всей жизни. Чистоту помыслов, доброту, милосердие – эти и другие качества воспитывала она в людях.
Сегодня в нашем селе есть Приход. Это здание, в котором в 1990-е годы был хозяйственный магазин.
Об истории сегодняшнего Прихода я узнал от главы сельского поселения «Село Некрасовка» Валентины Тихоновны Лягутской. Она считает, что над селом должен звучать колокольный звон, который очищает воздух и сознание людей. И тогда люди сами поймут, куда им идти в трудную минуту.
я узнал, что для детей, приходящих в храм, в 2001 году была организована воскресная школа с занятиями по Закону Божию, рисованию, лепке, аппликации, пению. Воскресное школа – новая форма работы Православной церкви с прихожанами. Как сказал заведующий воскресной школой Свято-Иннокентьевского храма г. Хабаровска Стремский И.С., по сути своей, воскресная школа – это школа дополнительного образования детей и в сфере художественного и музыкального творчества, и патриотическое воспитание, привитие любви к родному краю, изучение их истории. С любовью и заботой работает с детьми в воскресной школе преподаватель Вера Васильевна Рябинина. Выставка рисунков и поделок всегда радует прихожан и гостей храма. Приход расположен пока в очень тесном помещении. Каждый сантиметр площади занят. Но у детей есть свой уголок, где они разместили выполненные самостоятельно рисунки, игрушки, поделки, альбомы. На фестивале «Моя православная Русь» они читали стихи, выставляли свои работы.
Вера Васльевна рассказала, что служит в церкви помощником батюшки самый обычный парень, который любит с товарищами-мальчишками поиграть в снежки, побегать, порезвиться. Пономарь Илья Починок. Я решил с ним познакомиться. Илья рассказал, что привела его в церковь мама. «Мне в церкви понравилось. Особый запах ладана, свет свечей. Особый настрой людей, пытающихся понять духовную жизнь. После крещения батюшка подошел ко мне и попросил меня помогать: «Илья, хочешь ли ты ходить в церковь на службу?» Батюшка позвал меня в алтарь. Туда, кроме него, никто не может заходить. Он многое мне рассказал. Я понял и не мог отказаться. Я согласился. Я всегда стараюсь быть рядом с батюшкой. Он – очень хороший, добрый человек. Он обо всех заботится. Мне в нем нравится то, что он мне помогает, направляет меня. Рядом с ним мне хорошо. Ещё я хочу дождаться момента, когда все мы, прихожане, соберем деньги и всем миром построим новый храм».
Настоятелем нашего Прихода является протоиерей Валерий Масленников, который рукоположен в сан пресвитера епископом Хабаровским и Приамурским Марком 26 августа 2001 года. Лягутская Валентина Тихоновна высоко отозвалась о его деятельности: «В нашем приходе служит замечательный настоятель отец Валерий. Он замечательный священнослужитель. Он умеет разговаривать с людьми ненавязчиво, тактично. Сельчане, не только в возрасте, но и совсем молодые, уже давно сами идут к нему за советом, за помощью». В нашей беседе с отцом Валерием я услышал от него мудрые слова: «Для людей, слабых духом, соблазнов очень много. Как им противостоять? Как внушить молодежи мысль: «Береги платье снову, а честь смолоду!» Да, молодежь много говорит о свободе. Но свобода – это не значит делать всё, что хочу. Свобода тогда приходит к человеку, когда он свободен от грехов. Попил пивка, выкурил сигаретку. Подумаешь! А потом начинается привыкание и к алкоголю, и к наркотикам. Грех вцепился, и человеку уже трудно от него избавиться. Это результат вседозволенности, так называемой свободы. Безбожие, к сожалению, ещё очень сильно влияет на человека».
Со вниманием выслушав батюшку, я сделал вывод: мудрый человек – настоятель нашего прихода. Может быть, поэтому люди тянутся к нему, хотят с ним поговорить, послушать его.
Глава сельского поселения Валентина Тихоновна Лягутская подвела итог всем разговорам: «Сейчас наша задача – построить настоящую церковь. Церкви на Руси всегда строились на пожертвования сельчан. Поэтому мы создали попечительский совет при администрации села, где казначеем назначена Мильдак Татьяна Павловна. Мы очень надеемся, что жители Некрасовки внесут свою, пусть и небольшую, лепту в создание православного храма. Я думаю, никто не останется в стороне. Проект уже готов. Топография сделана. Место выбрано хорошее, восточное, как это положено по христианским канонам. Уже начато строительство. Церковь нам необходима! Жить хорошо в селе – это значит иметь не только материальные блага, но и чистую душу».
Прихожанка Галина Алексеевна Стельмах рассказала: «В последнее время изменилось отношение людей к церкви. Вначале нам здесь и на дверях писали, и окна разбивали, и что только ни делали!.. Но мы не складывали руки, делали замечания, вразумляли людей, особенно молодых. Прошло время, сельчане привыкли к тому, что в селе есть Божий храм, стали относиться к нему более трепетно. Теперь люди стараются на территории Прихода не пить пиво, не бросать пустые бутылки и пакеты, как раньше. Люди постепенно становятся понятливее и добрее. Храм – это лицо села. Мы стараемся поддерживать порядок и в здании, и у Поклонного Креста. Мы чувствуем отношение к себе даже по отношению к цветникам у Креста. Раньше там вытаптывали клумбы! А вот уже два года там цветут цветы. Красота вокруг! Мы заметили, что машины замедляли ход, проезжающие на машинах останавливались, подходили, спрашивали, потом молча стояли у Поклонного Креста. Вот этот порядок вокруг и задает тон всей нашей жизни. По отношению людей и их поведению чувствуется, что многое в селе меняется к лучшему. Люди идут в храм, идут со своими заботами, бедами, горестями, с больной душой. Отсюда они уходят умиротворенные».
Попробую сделать вывод. В истории общества и села Ново-Алексеевка (Некрасовка) церковь всегда оказывала людям моральную поддержку, занималась их воспитанием. Для того чтобы быть счастливым, нужно уметь делать счастливым других. А сделать счастливым другого может только добрый человек — тот, кто способен другому отдать часть того, что имеет сам — время, внимание, заботу... Православная вера учит быть добрыми людьми. И мы действительно можем стать добрыми, а значит, счастливыми людьми. Именно духовность дает силы выстоять и сохранить человеческое достоинство. Может быть, поэтому сегодня в селе строится Храм, который сплотит сельчан, поможет им заглянуть внутрь себя, поможет получить ответы на многие вопросы. Я считаю это место – священным в селе. Именно сюда потянутся люди, когда настоящий храм будет построен. Именно отсюда пойдет возрождение нравственности.
Весна 2011 года.
Идет строительство нового сельского храма рядом с Поклонным крестом
в селе Некрасовка.
Император Акбар и Бирбал
Каргопольская игрушка
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Солдатская шинель
Рисуем "Ночь в лесу"