Вложение | Размер |
---|---|
Описание исследовательской работы.doc | 235 КБ |
Тема проекта
«Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние учащихся».
«То, что является творческим, зачастую терапевтично,
то, что терапевтично, часто представляет творческий процесс».
Карл Роджерс
)
В условиях школьной жизни учащиеся часто испытывают внутреннюю напряженность, ощущают себя усталыми и раздраженными. Этому способствуют напряженная поза во время урока, ограниченное пространство, требования дисциплины, оценочная стимуляция, возрастание нагрузок в связи с подготовкой к экзаменам и многие другие школьные традиции. Любое внутреннее напряжение тормозит творческое самовыражение. Занятия, связанные с искусством, помогают освобождать творческую энергию. Об исцеляющих возможностях искусства известно с древнейших времен. Арт-терапия – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого не надо быть художником – достаточно взять ручку, карандаш или краски и сделать несколько штрихов на бумаге. Арт-терапия, методы и приемы которой развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести эмоциональное равновесие, может стать ответом решения задачи самопомощи учащимся в нормализации своего состояния. Это очень важно. Ведь каждому нужен успех! Степень успешности во многом определяет самочувствие, отношение к миру, желание творить.
Если учащиеся будут иметь возможность расслабиться, будут осведомлены о способах и методах снятия психоэмоционального напряжения, это принесет пользу всем.
Актуальность проекта заключается в изучении возможностей использования арт-терапии как помощника в здоровьесбережении.
Проблема исследования: какова эффективность использования арт-терапии с целью профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний.
Решение этой проблемы является целью исследования.
Цель: экспериментально проверить эффективность использования приемов арт-терапии с целью профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний.
Задачи:
1.Изучить понятие «арт-терапии», охарактеризовать основные подходы к применению приемов арт-терапии.
2. Провести первичное исследование психоэмоционального состояния участников проекта и анкетирование «Знают ли учащиеся об исцеляющей роли искусства».
3. Применить на практике арт-терапевтические техники и упражнения.
4. Оценить эффективность применения арт-терапевтических упражнений.
5. Представить результаты проекта и проектный продукт.
6. Разработать памятки учащимся, педагогам, родителям по формированию арт-терапевтической культуры (владение знаниями, умениями, навыками гармонизации эмоционально-психологических состояний средствами изобразительного искусства).
Проектным продуктом будут - результаты исследования.
Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме, ознакомление с опытом работы ведущих педагогов и психологов в данной области, эмпирическое исследование, включенное наблюдение и анализ опытно-экспериментальной работы.
Этапы работы:
1этап. Поиск, изучение и обработка информации.
Задача: Изучить понятие арт-терапии, охарактеризовать основные подходы к применению приемов арт-терапии.
Для этого необходимо провести теоретический анализ научной литературы по проблеме арт-терапии, просмотреть материалы сайтов интернета по теме проекта, сравнить разные точки зрения и факты. Сделать выводы.
2 этап. Диагностический.
Задача: провести исследование психоэмоционального состояния участников проекта и анкетирование «Знают ли учащиеся об исцеляющей роли искусства».
Для этого необходимо вместе со школьным педагогом-психологом разработать критерии, по которым будут отслеживаться эффективность проводимой работы, подобрать методики, разработать анкету, направленную на выявление знаний участников проекта о терапевтической роли изобразительного искусства, провести диагностическое исследование. Подсчитать и проанализировать результаты и сделать выводы.
3 этап. Практический.
Задача: применить на практике арт-терапевтические техники и упражнения.
Для этого необходимо подобрать арт-терапевтические упражнения, доступные для освоения учащимися, опробовать их самим и попросить своих одноклассников применить их на практике. А также вместе с учителем изобразительного искусства и педагогом-психологом подобрать арт-терапевтические упражнения, приемы, которые будут апробированы на специальных занятиях с учащимися, согласившимися участвовать в эксперименте.
4 этап. Оценка результативности.
Задача: оценить эффективность применения арт-терапевтических упражнений.
Для этого провести повторное исследование по разработанным критериям, выяснить мнение участников эксперимента. Оформить результаты исследования.
5 этап. Презентационный.
Задача: представить результаты проекта.
Для этого нужно проанализировать результаты, обобщить их, подготовить презентацию о наиболее важных, интересных моментах работы над проектом, его результатах. Провести презентацию проекта, проектного продукта. Ознакомить учащихся, родителей, педагогов с рекомендациями и советами по использованию арт-терапевтических приемов, упражнений с целью профилактики и самокоррекции негативных эмоциональных состояний. Подготовить памятки учащимся, педагогам, родителям по формированию у школьников арт-терапевтической культуры (владение знаниями, умениями, навыками гармонизации эмоционально-психологических состояний средствами изобразительного искусства).
6 этап. Рефлексивный.
Задачи: провести самоанализ проектной деятельности.
Для этого нужно поделиться впечатлениями о выполненной работе с соавтором, руководителем и участниками проекта, чтобы они могли дать обратную связь, обменяться мнениями. Провести анкетирование участников проекта с целью получения обратной связи. Спланировать в случае необходимости дальнейшую работу над проектом или использовать его как стартовый для последующих проектных и исследовательских работ.
Обзор информации по проблеме проекта.
Термин «Арт-терапия» (art – искусство, art therapy – терапия искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния. [Интернет –энциклопедия «Википедия», wikipedia.dn.ua]
Целительные возможности искусства, в том числе изобразительного, были известны с древних времен. Современные методы арт -терапии неразрывно связаны с различными культурными феноменами. Очевидно, что “лечение искусством” появилось тогда же, когда и само искусство. Становление человека разумного связано с развитием жестов, мимики, пантомимики, танца, наскального рисунка – интернационального языка образов.
Искусство возникло с целью общения, как средство коммуникации, как своеобразный, эмоциональный язык. Прообраз современной арт-терапии сохранился в архаических формах искусства – в народном творчестве. Склонный к символизации, человек бессознательно преобразовывал в символы предметы и формы окружающего мира и использовал эти символы, как в религии, так и в изобразительном искусстве. Во все времена и у всех народов в качестве “средства исцеления” различных болезней и состояний использовались музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр, ритуалы и многое другое. Для многих людей народное творчество (рукоделие и ремесло) до сих пор является фактором сохранения душевного равновесия и здоровья.
Термин арт-терапия (буквально: терапия искусством) вел в употребление Андриан Хилл (1938) при описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях (Копытин А. И. Теория и практика арттерапии. СПб.: Питер, 2002)
Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т.п.). Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. Но сегодня к этому методу относят и другие виды искусств, используемые в психотерапевтических целях, такие, как куклотерапия, маскотерапия, музыкотерапия.танцедвигательную терапию, драматерапия, сказкотерапия, библиотерапия, маскотерапия, этнотерапия, артсинтезтерапия и другие [Интернет –энциклопедия «Википедия», wikipedia.dn.ua].
Мы остановимся более подробно на арт-терапии, связанной с изобразительной деятельностью (изотерапией).
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражение и самопознания. [arterapiya.ucoz.ru].
Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внутреннее “Я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства. У арт-терапии есть свои преимущества:
В последние годы в педагогической практике образовательных учреждений все более активно применяется метод психотерапии искусством.
При этом важно отметить, что художественное творчество выделяется исследователями как наиболее предпочитаемая сфера реализации творческих сил человека.
Теоретико-методологическую основу исследований составляют идеи арт-терапевтов, представителей гуманистического направления арт-терапии Эдит Крамер, Э. Виршоп, М. Бетенски, Р. Сильвер, психологов А.И. Копытин, Е.Р. Кузьмина и педагогов Л.Д. Лебедева, Ю. Красный и др., о том, что основу успешного применения средств арт-терапии в образовании в работе со школьниками составляют активность участников, непосредственное участие каждого ребенка в творческой деятельности, организация условий свободы самовыражения, создание обстановки психологического комфорта для детей; арт-терапия способствует развитию правого полушария головного мозга, деятельность которого составляет основу творческого мышления (Э. Виршоп, 1978); арт-терапия имеет образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков у участников (Р. Сильвер, 1978), идеи И.Л. Бим, В.Н. Шацких, Н.Д. Гальсковой, Е.А. Глухаревой, Л.В. Куликовой, З.Н. Никитенко и др. о том, что включение в учебный процесс творческих заданий на основе изобразительной деятельности способствует развитию творческого мышления школьников. [www.lib.ua-ru.net].
Одновременно с теоретическими основаниями формируются и практические предпосылки использования арт-терапии с целью развития индивидуальности детей. К ним следует отнести рост числа публикаций в периодических изданиях, описывающих практический опыт применения арт-терапии, разработаны арт-педагогические методики, адаптированные в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с детьми с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению.
На сегодняшний день в мире накоплен определенный опыт применения арт-терапии в образовательной среде. Отечественный опыт применения арт-терапии в школах отражен в работах М.Ю. Алексеевой, Е.Р. Кузьминой, Л.Д. Лебедевой, А.В. Гришиной, Л.А. Аметовой, Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссаровой, Т.А. Добровольской.
М.Ю. Алексеева в учебно-методическом пособии описывает оригинальные обучающие методики с элементами арт-терапии. Их использование автор обосновывает необходимостью развития у детей самостоятельного творческого мышления и воспитания креативной личности, как «наиболее эффективный способ удовлетворения потребности личности в самовыражении, самопознании, саморазвитии». [Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка / Под ред. Н.Н. Соловьевой. М.: АПК и ПРО, 2003].
Использовать элементы арт-терапии в образовательном процессе предлагает и Л.А. Аметова. Она разработала программу формирования арт-терапевтической культуры младших школьников «Сам себе арт-терапевт», которая направлена на развитие интеллектуального и творческого потенциала детей. Основывается программа на общих представлениях об исцеляющих возможностях искусства. [Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003].
А.В. Гришина в своей программе развития творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования рекомендует использовать педагогами изобразительного искусств на уроках элементов арттерапии. Это, на ее взгляд, позволит стимулировать подростков к анализу продуктов своей творческой деятельности с точки зрения отражения в них их личностных особенностей и переживаний, развивать эмоциональную гибкость. [Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования Волгоград, 2004].
Работы Л.Д. Лебедевой также посвящены вопросам использования арт-терапии в школе. Автор вводит понятие «терапия», переводя его не только как «лечение», но и как «уход, забота». Она, в частности, пишет, что «словосочетание "арт-терапия" понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности» [Книга Лебедевой Л.Д. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий». - СПб.: Речь, 2003]
А.И. Захаров считает, что дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам. [А.И. Захаров "Дневные и ночные страхи у детей".- СПб .: Речь, 2000]
Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма. [http://www.neuch.ru ]. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных или негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний. «Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая справиться со своими психологическими проблемам, восстановить эмоциональное равновесие.
На основе представленных литературных источников, материала Интернет-сайтов можно сделать следующие выводы:
1. Арт-терапия представляет такую систему здоровьесберегающих воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью.
2. Целью применения арт-терапии в образовании является сохранение или восстановление здоровья учащихся, приемы арт-терапии могут быть использованы в образовании в качестве инструмента развития определенных психологических и личностных качеств учащихся
3. Использование различных средств творческого самовыражения учащихся в качестве средства развития некоторых личностных качеств возможно. Используемые при этом средства творческого самовыражения следует относить к категории арт-методов или методов художественного творчества в образовательном процессе.
4. Многие арт-терапевтические методики, техники, широко используемые психотерапевтами, уже адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с детьми в общеобразовательных школах с целью профилактики и коррекции их негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности, способствующих как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению.
Именно искусство, как мощнейший фактор воздействия на личность человека, способно помочь сформировать арт-терапевтическую культуру школьников, которая понимается как культура использования учащимися имеющихся арт-терапевтических знаний, умений и навыков профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний своего организма, для снятия стрессов, усталости и других негативных состояний средствами изобразительного искусства.
Описание проделанной работы
На первом этапе проекта был проведен теоретический анализ научной литературы, изучены материалы Интернета по теме проекта, которые позволили изучить понятие «арт-терапии», охарактеризовать подходы к применению приемов арт-терапии.
Основную часть своей работы мы начали с того, что вместе со школьным педагогом-психологом разработали критерии, по которым будут отслеживаться эффективность проводимой работы, подобрали методики:
№ | Наименование критерия | Наименование методики |
1 | Нервно-психическая устойчивость | Методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка. |
2 | Настроение (характеристика эмоционального состояния) | Тест дифференцированной самооценки функционального состояния/САН. Авторы: В.Доскин, Н.Лаврентьева и др. |
3 | Личностная и реактивная (ситуационная) тревожность | Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина. |
А также разработали опросник на выявление уровня осведомленности учащихся об арт-терапевтических возможностях изобразительного искусства:
Далее вместе с психологом было проведено первичное диагностическое исследование, с использованием вышеперечисленных методик.
Результаты диагностического исследования:
Обобщенная интерпретация данных:
Методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка (Цыганок И.И. Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера: Методическое руководство. – СПб.: Речь, 2007).
Уровни нервно-психической устойчивости | кол-во чел./% |
высокий | 1/10% |
хороший | 3/30% |
средний | 3/30% |
сниженный | 2/20% |
низкий | 1/10% |
Тест дифференцированной самооценки функционального состояния (Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика. Тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2006. )
Уровни эмоционального состояния | кол-во чел./% |
высокий | 2/20% |
хороший | 3/30% |
средний | 2/20% |
сниженный | 3/20% |
низкий | - |
Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (www.effecton.ru)
Уровни ситуационной и личностной тревожности | кол-во чел./% |
высокий | 3/30% |
умеренный | 6/60% |
низкий | 2/2% |
Результаты анкетирования:
№ | Варианты ответов | Результаты (кол-во чел./%) |
| ||
Да | 2 | |
Нет | 4 | |
Затрудняюсь ответить | 4 | |
| ||
Да | 1 | |
Нет | 6 | |
Затрудняюсь ответить | 3 | |
3.Из каких источников вы узнали о терапии искусством? | ||
Интернет | 1 | |
Из телевизионной передачи | 1 | |
Рассказывали в художественной школе | 1 | |
Затрудняюсь ответить | 7 | |
4.Какие направления арт-терапии вы знаете? | ||
Изотерапия | 2 | |
Музыкотерапия | 1 | |
Сказкотерапия | 1 | |
Танцевальная | 1 | |
Какие направления вы уже использовали на практике? | ||
Танцевальная | 1 | |
Никакие | 9 | |
6.Хотели бы вы познакомиться с приемами, техниками арттерапии? | ||
Да | 6 | |
Нет | - | |
Затрудняюсь ответить | 4 | |
7.Хотели бы вы принять участие в проекте? | ||
Да | 8 | |
Нет | - | |
Затрудняюсь ответить | 2 |
Таким образом результаты опроса позволяют сделать выводы о недостаточной осведомленности учащихся об арт-терапии, ее направлениях, практическом применении.
В тоже время результаты диагностики показали, что у ряда учащихся выявлен повышенный уровень тревожности, сниженный уровень нервно-психической устойчивости (что свидетельствует о повышенном уровне непродуктивной напряженности, сниженном эмоциональном тонусе, переутомлении), сниженном уровне эмоционального состояния (настроения).
Выводы: учащимся необходимо познакомиться с арттерапией как одним из способов профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний, арт-терапевтическими техниками, доступными для освоения учащимися.
После проведенного первичного психодиагностического исследования, мы приступили к практическому этапу проекта, задача которого была: применить на практике арт-терапевтические техники и упражнения.
Для этого нами были подобраны арт-терапевтические упражнения, доступные для освоения учащимися. (См. Приложение)
На специальных занятиях, которые мы проводили после уроков мы рассказывали своим одноклассникам об арттерапии, знакомили ребят с арт-терапевтическими упражнениями и предлагали упражнения на неделю для самостоятельного выполнения дома.
Данный этап работы длился 2 месяца.
С целью оценивания эффективности применения арттерапевтических методов и приемов, проведено повторное диагностическое исследование по ранее обозначенным критериям.
Результаты повторной диагностики:
Методика оценки актуального психоэмоционального состояния | Тест дифференцированной самооценки функционального состояния | Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина | |||||
№ | Шифр участника проекта | Кол-во баллов | уровень нервно-психической устойчивости | Кол-во баллов | уровень эмоцион. состояния | Кол-во баллов | уровень ситуац. и личностной тревож. |
1 | 001 | 5.0 | высокий | 5.3 | хороший | 26 | низкий |
2 | 002 | 8.3 | хороший | 3.5 | средний | 33 | умеренный |
3 | 003 | 5.4 | высокий | 6.3 | высокий | 30 | низкий |
4 | 004 | 12.2 | средний | 7.3 | высокий | 32 | умеренный |
5 | 005 | 17.3 | сниженный | 4.5 | хороший | 43 | умеренный |
6 | 006 | 22.1 | сниженный | 3.1 | средний | 27 | низкий |
7 | 007 | 11 | хороший | 4.1 | хороший | 41 | умеренный |
8 | 008 | 7.7 | хороший | 5.4 | хороший | 28 | низкий |
9 | 009 | 16.8 | средний | 6.5 | высокий | 32 | умеренный |
10 | 010 | 12.8 | средний | 3.5 | средний | 44 | умеренный |
ср. результат | 11.9 | 4.9 | 33.6 |
Обобщенная интерпретация данных:
«Методика оценки актуального психоэмоционального состояния»
Уровни нервно-психической устойчивости | кол-во чел./% |
высокий | 2/20% |
хороший | 3/30% |
средний | 3/30% |
сниженный | 2/20% |
низкий | - |
Тест дифференцированной самооценки функционального состояния /САН. Авторы: В.Доскин, Н.Лаврентьева и др.
Уровни эмоционального состояния | кол-во чел./% |
высокий | 3/30% |
хороший | 4/10% |
средний | 3/30% |
сниженный | - |
низкий | - |
Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина
№ | Уровни ситуационной и личностной тревожности | кол-во чел./% |
1 | высокий | - |
2 | умеренный | 6/60% |
3 | низкий | 4/40% |
Полученные результаты позволили сделать вывод, что число учащихся с высоким уровнем нервно-психической устойчивости увеличилось на 10%. Число учащихся с низким уровнем нервно-психической устойчивости уменьшилось на 10%.
Число учащихся, имеющих высокий и хороший уровень эмоционального состояния увеличилось на 30%. Трое учащихся «группы риска» (в данном контексте), имеющие сниженный уровень эмоционального состояния, показали по результатам повторного исследования - средний уровень.
Число учащихся с высоким уровнем ситуационной и личностной тревожности уменьшилось на 30%.
С целью более детального рассмотрения динамики, была проведена
сравнительная характеристика полученного среднего балла по каждой методике:
Методика1. Оценка актуального психоэмоционального состояния | Методика 2. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния | Методика 3. Диагностика самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина | |||
первичное | повторное | первичное | повторное | первичное | повторное |
13.1 | 11.9 | 4.1 | 4.9 | 37.7 | 33.6 |
уровень нервно-психической устойчивости | уровень эмоционального состояния | уровень ситуационной и личностной тревожности |
Выводы: сравнительная характеристика исследований показала, что приемы арт-терапии эффективны с целью профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний. Арт-терапия положительно влияет на наше психо-эмоциональное состояние. Результаты подтвердились по трем критериям: уровень нервно-психической устойчивости, уровень эмоционального состояния, уровень ситуационной и личностной тревожности.
После выполнения практической части проекта мы приступили к «Презентационному этапу». Подготовили презентацию, которая включала цели, задачи проекта, этапы выполнения работы, результаты исследований, а так же фотографии, на которых были запечатлены наиболее интересные на наш взгляд моменты проектной работы (проведение опроса, выполнение групповых упражнений т.д.). Разработали памятку для учащихся, родителей, педагогов по формированию арттерапевтической культуры (т.е. владению знаниями, умениями, навыками гармонизации эмоционально-психологичечских состояний средствами изобразительного искусства, использованию арттерапевтических приемов, упражнений с целью профилактики и самокоррекции негативных эмоциональных состояний).
Завершили работу мы презентацией своего проекта учащимся, родителям, педагогам. Мы рассказали об особенностях проведения арт-терапевтических занятий, продемонстрировали некоторые работы учащихся, представили самые интересные упражнения, рассказали о результатах исследования. Вручили разработанные нами памятки.
Чтобы получить обратную связь с участниками проекта, мы предложили небольшой опросник. В нем участвовали так же наши одноклассники, непосредственно не участвовавшие в проекте, но знавшие о проводимой нами работе, родители классов, в которых мы учимся, педагоги-предметники, преподающие в наших классах.
| |||
Уч-ся (36 чел.) | Педагоги (12 чел.) | Родители (28 чел.) | |
Да | 28/78% | 10/83% | 24/86% |
Нет | 2/6% | - | 1/4% |
Затрудняюсь ответить | 6/17% | 2/17% | 3/10% |
Что вам в представленном проекте показалось самым интересным? | |||
исследование | 5/14% | 8/67% | 7/25% |
арт-терапевтические упражнения | 22/61% | 6/50% | 12/43% |
памятки | 14/39% | 4/33% | 7/25% |
все | 5/14% | 2/7% | |
затрудняюсь ответить | 7/19% | 1/8% | 4/14% |
Результаты анкетирования показали, что актуальность темы очевидна для большинства опрошенных респондентов, самым интересным в проекте показалось для учащихся- практические упражнения и памятки. В то время как интерес к исследованию проявили лишь 14% учащихся. Для педагогов же наоборот, наибольший интерес вызвало само исследование. Родители отметили практические упражнения.
Закончив проект, мы можем сказать, что практически все, что было задумано, получилось. Например, мы провели все запланированные исследования, подобрали интересные и эффективные арт-терапевтические упражнения, которые были бы посильны для учащихся, сформировали группу из одноклассников, которые согласились участвовать в проекте. Самое главное, ни кто их них «не сошел с дистанции», все участвовал в проекте до его завершения.
Работа над проектом показала нам, что увлечение рисованием не только доставляет эстетическое удовольствие, развивает фантазию, творчество, но и помогает выразить свои мысли и чувства, помогает снять нервное напряжение, справиться со своими психологическими проблемам, восстановить эмоциональное равновесие.
Свою работу мы планируем продолжить. Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами. Мы планируем провести исследование, направленное на выявление влияния занятий оригами на развитие творческого мышления.
Что такое музыка?
Астрономический календарь. Май, 2019
Вокруг света за 80 дней
Будьте как солнце!
Никто меня не любит