В докладе ученица поднимает проблему противопоставления трех миров: божественного, дьявольского и реального. Показав символы троемирия, Юлия делает вывод о том, что противостояние уравновешивает образ простой русской женщины Матрены, ведь рассказ «Матренин двор», именовался сначала «Не стоит село без праведника». Этот аспект очень важен для исследователей произведения. Результатом поисковой работы стало создание многомерной картины символов.
Целью исследования является выявление символов троемирия в рассказе А.И. Солженицына « Матренин двор». Данная цель решается поэтапно: 1. рассмотрение символов дьявольского антимира; 2. определение образа дома как предметно- материального мира; 3. исследование создания идеального мира.
Проведенное исследование показывает определенный уровень исследовательских навыков. Работа над докладом требовала от исследователя важного условия: объективности изложения подобранного материала. Ученица справилась с содержанием теоретической части и сумела обобщить собранные сведения в единую логически верно выстроенную линию, объединив результаты исследования сначала в схемы, затем в таблицу
Поскольку исследование известных произведений почти всегда оказывается сложным, т.к. трудно найти неописанные проблемы, ученица сумела определить ту проблему, которая является неизученной.
Результаты работы сформулированы лаконично и обоснованы. В целом стиль и оформление доклада соответствуют предъявляемым требованиям к данному виду работы.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 99.5 КБ |
Министерство образования и науки РБ
Городской отдел образования
МАОУ «СОШ № 49»
Д О К Л А Д
Символика троемирия в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»
Подготовила: Колмогорова Юлия,
ученица 11 «в» класса.
Научный руководитель: О.Л. Алагуева
Улан-Удэ,
2011
Оглавление:
I. Введение.
II. Символика инфернального мира.
III. Образ дома (двора) как предметно-материального мира.
IV. Идеальный мир- это внутреннее течение жизни главной героини.
V. Сосуществование миров в рассказе А. Солженицына.
I. Введение.
Александр Исаевич Солженицын демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко это раскрывается в рассказе «Матренин двор». С первых строк читатель узнает о неприметной и обычной послевоенной жизни русской деревни. Солженицын сумел одним из первых определить в русской литературе II половины XX века круг тем и проблем, до этого не поднимаемых или замалчиваемых. И в этом смысле рассказ «Матренин двор» занимает совершенно особое место.
Актуальность исследования связана с тем, что фактически работ, посвященных исследованию рассказа в контексте троемирия, нет.
Рассказ «Матренин двор», который именовался сначала «Не стоит село без праведника», повествует о судьбе Матрены Васильевны Григорьевой. Судьба героини показана через призму видения интеллигента Игнатича, в котором легко узнается сам Александр Исаевич, в 1956 году после казахстанской ссылки приехавший в далекое село на Рязанщину учительствовать.
Предмет исследования: рассказ Солженицына “Матренин Двор”.
Произведение А.И. Солженицына “Матренин Двор” дает яркое представление о выдающемся художественном таланте писателя, его умении увидеть скрытое. Так в центре рассказа оказывается мир, представленный в трех уровнях: дьявольский (инфернальный), реальный, божественный (идеальный).
Объект исследования- символика троемирия в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».
Цель исследования: Выявить символы троемирия в рассказе А.И. Солженицына « Матренин двор».
Задачи:
1. Рассмотреть символы дьявольского антимира.
2. Определить образ дома как предметно- материального мира.
3. Исследовать создания идеального мира.
Методы исследования:
В работе использовались следующие научные методы: историко-типологический с использованием психологического подхода и элементов сравнительно-сопоставительного анализа.
II. Символика инфернального мира.
Время, о котором пишет Солженицын в рассказе «Матренин двор»,- «один из самых страшных провалов в русской истории, время торжества антихриста, это период, когда святое начало в русской душе было ослаблено, гуманистическое – ещё не привито, звериное же не только не укрощено, но, напротив, получило полную свободу».[] Дьявольский антимир стремится уничтожить, поглотить мир христианской Руси, но это не социализм, потому что, не следует упрощать взгляды Солженицына и по любому поводу говорить о его антикоммунизме.
Авторское представление царства антихриста, царства тьмы есть феномен не только политический и социальный, сколько философский и религиозный. Для Солженицына дьявольский антимир – это царство эгоизма и примитивного рационализма, власть грубой силы и зоологических инстинктов, торжество корысти и отрицание абсолютных ценностей; в нем господствует культ земного благополучия, а человек не провозглашается мерой всех вещей. Такую оценку писатель обычно дает не только русскому коммунизму, но и тому типу цивилизации, который сложился в Западной Европе, в США. Подобные мысли Солженицын высказывал неоднократно. Например, выступая в Международной Академии Философии (1933): «От этого всего судорожного темпа технократического прогресса… душа человека не растет, а только мельчает, духовная жизнь снижается… Всё борьба за материальные вещи, а чувство глухо подсказывает нам, что потеряно нечто чистое, высокое» [].
С дьявольским антимиром читатель рассказа «Матренин двор» сталкивается в самом начале повествования. В «облоно» Игнатич – рассказчик, вернувшийся в центральную Россию из азиатской глуши после десяти лет лагерей и ссылки, просит, чтобы его «навсегда» определили куда-нибудь «подальше от железной дороги», то есть подальше от той «цивилизации», о которой говорилось выше. Его душа стремится к чему-то иному. В «нутряную» Россию, в «серединную» деревенскую Русь Игнатича ведет потребность в «идеальном», может быть, даже не вполне осознаваемая им самим ностальгия по утраченному раю, интуитивное влечение к вечному истоку, не огрязненному ни техническим «прогрессом», ни бесчеловечной идеологией. В «нутряной» России Игнатич ищет самого себя, пытается обрести внутреннюю устойчивость, духовно-нравственную опору. Вместе с тем герой – на распутье: он ищет идеальное, но ещё не в состоянии преодолеть инерцию реального.
Герой оказывается в поселке Торфпродукт. Название говорит само за себя: такое «имя» вряд ли может принадлежать тому, что несет на себя печать высокой одухотворенности. Принадлежность Торфпродукта к дьявольскому не вызывает сомнения. Во-первых, торф добывается из чрева земли, как бы из мрачного подземелья обиталища духов тьмы. Во-вторых, торф образовывается на месте болот, населенных, по славянским мифологическим представлениям и по народным поверьям, чертями и другой нечестью. В-третьих, расположен Торфпродукт в низине, а древние иконописцы, в нижней части иконы изображали царство антихриста.
Приведем несколько коротких фрагментов из авторского описания поселка и выделим слова, обозначающее «дьявольскую» принадлежность этого поистине жуткого места: «Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок – однообразные худо отштукатуренные бараки… Над поселком дымила фабричная труба… Паровозики, тоже густо дымящие, пронзительно свистя, таскали… поезда с бурым торфом… Рычали кругом экскаваторы на болотах…» []
В этой «преисподней» отсутствует гармония. Даже цветовая гамма соответствующая – преобладают серые, мрачные тона. Звуки напоминают адские визги и вопли. Недаром Игнатич с горьким сожалением вспомнил далекий казахский аул, где отбывал ссылку; вспомнил потому, что даже в той азиатской глуши хотя бы «ночами звездный свод распахивался над головой» - то есть, он все-таки соприкасался с вечным.
Антимир, появившийся из чёрного провала и постепенно захвативший весь мир земледельческой России, окружил со всех сторон дом Матрёны Васильевны. Мы не случайно называем его «анти-мир»; в нём всё – подмена, обман, противоположность Божьему миру: вместо многоцветья – серые и чёрные краски, вместо музыки – дьявольская какофония. Вместо праведницы Матрёны - «подставная Матрёна, которую взял когда-то Фаддей по одному имячку», вместо шестерых умерших в младенчестве детей «настоящей» Матрёны– шестеро детей, рождённых «подставной» Матрёной, смерть праведницы Матрены таилась в одной из дочерей «подставной» Матрёны - Кире.
Образ «черного» старика Фаддея представляет собой одно из главных символов инфернального мира. Внутреннюю демоническую суть старика Фаддея «выдаёт» избыток чёрного цвета в его облике: «Высокий чёрный старик… сидел на стуле. Всё лицо его облегали густые чёрные волосы… с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные … и непрерывные бакены чёрные… поднимались к чёрным космам, и широкие чёрные брови мостами были брошены друг к другу навстречу» [1, 128].
«Подменным» он вернулся из плена после трёхлетнего отсутствия. Случайно или нет, но вернулся в 1917 году; именно, к «Миколе зимнему», то есть к 19 (6) декабря, через месяц после потрясших Россию октябрьских событий, на пороге Матрениного дома появляется «чёрный человек» и произносит страшные слова, оказавшиеся пророческими: «Если б то не брат мой родной – я бы вас порубал обоих!» [1, 131].
Рассказчик дважды возвращается к этому эпизоду (что подчёркивает его особую символическую роль), причём в обоих случаях использует сложные словесные конструкции для создания аллегорического образа чёрного пришельца с занесённым для удара топором: «Я живо представил, как он стоит там, чёрный, в тёмных дверях и топором замахнулся»; «И вдруг в притёмке у входной двери, на пороге, я вообразил себе чёрного молодого Фаддея с занесённым топором» [1,].
Авторскую аллегорию, видимо, следует расшифровать и в том смысле, что и прежде гармоничный мир патриархальной русской деревни, в светлое пространство Матрёниного двора чёрная угроза приходит извне. Помимо Фаддея, к числу «пришельцев» из дьявольского антимира следует отнести появившихся в осиротевшем доме бессердечных людей «в шинелях»; жену председателя – в коротком сером полупальто и с грозным взглядом; присланного из города председателя, который «первым делом обрезал» Матрёне и другим инвалидам огороды.
Слуги антимира стремятся свести к минимуму жизненное пространство земледельческой России; обратить в сатанинскую веру носителей светлого начала, заразить их злобой, жадностью, ленью, злобой, завистью и другими пороками. Не поддающихся «порче», сопротивляющихся – поглотить, уничтожить физически. Матрёна Васильевна подвергается жесточайшему натиску по всем трём направлениям, но изменить её духовную суть не удаётся никому и ничему: «У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа. …В избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой» [1,]. Перед нами люди «бесовские», совершающие чёрное дело. Матрёну работа просветляла, этих же, напротив, ожесточает. Уже один этот признак свидетельствует о принадлежности разрушителей к царству антимира.
После смерти героини рассказа инфернальная тьма удерживает её изуродованное тело. Лишь «на рассвете женщины привезли с переезда на санках под накинутым грязным мешком все, что осталось от Матрёны. Скинули мешок, чтоб обмывать. Всё было месиво – ни ног, ни половины туловища, ни левой руки» [1,].
Символы инфернального мира:
Символов шесть, как число Дьявола, они особо выделены Солженицыным. Писатель пытается донести до читателя, что инфернальный (дьявольский) мир силен тем, что все его признаки обыденны, и трудно распознаются.
III. Образ дома (двора) как предметно-материального мира.
Ключевой образ рассказа, имеющий не только конкретное социально-историческое, но и символическое значение, - «Матрёнин двор», ставший воплощением в конкретно-исторических реалиях предметно-материального мира, сокровенной сути бытия. Дом Матрены, двор изображены как основа мироздания.
Название рассказа «Матренин двор» можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово «двор» может означать просто уклад жизни Матрёны, её хозяйство, её чисто бытовые заботы и трудности. Во втором случае можно сказать, что слово «двор» акцентирует внимание читателя на судьбе самого дома Матрёны, самого Матрёниного хозяйственного двора. В третьем случае - «двор» символизирует тот круг людей, которые были так или иначе заинтересованы в Матрене. Все три значения слова «двор» складываются, и каждое из этих значений отражает ту или иную трагическую картину: бездушность, мертвенность «живого двора», который окружал Матрену при жизни и в дальнейшем делил ее хозяйство; судьба самой Матрениной избы после смерти Матрены и при жизни Матрены; нелепая гибель Матрены.
Двор Матрёны Васильевны Григорьевой разрастается до масштабов Вселенной, так как события, происходящие в нём и вокруг него, имеют не частный, а общенациональный и даже общечеловеческий характер. Внешне ограниченное пространство двора аккумулирует в себе не только судьбу патриархальной России, но и судьбу современного человечества, выдерживающего натиск рационально-технической «цивилизации».
Дом Матрёны Васильевны – не убогое крестьянское жилище, а основа национального мироздания, патриархальная вселенная, космос. Дом («двор») Матрёны Васильевны является главным оплотом (точнее – островком) христианской России в рассказе Солженицына.
Мирская, земная жизнь у Матрёны складывалась трудно. На первой мировой войне пропал без вести жених – Фаддей, вернувшийся из плена через три года, когда она уже вышла замуж за его брата Ефима. Умерли все шесть детей, не вернулся со второй мировой муж. Тяжёлая неоплачиваемая работа в колхозе, голод, одиночество, болезни, беспросветная бедность… И всё же списывать неустроенность быта хозяйки двора, её бедность и «запущь» исключительно на советский строй, на разрушительные последствия коллективизации, как это сейчас делают многие интерпретаторы произведения Солженицына, неправомерно. Вряд ли иначе жила бы Матрёна и при другой власти.
Героиню Солженицына мало кто ценил из односельчан. После того как умерли один за другим шестеро детей Матрёны, вся деревня решила, что в ней – порча. И «порча» эта проявляется во всём, и в то, что она не гналась за обзаводом, и в том, что была «небрежная» и глупая, помогала чужим людям бесплатно, «и даже о сердечности и простоте» Матрёны в деревне говорили «с презрительным сожалением». Здесь, в царстве «антимира», корысть, грубый материализм сознательно возводится в принцип. Всякое отступление от этого правила воспринимается как аномалия, как порча. На самом же деле «порча» завелась не в Матрёне, а в её односельчанах. То, что происходит в Тальново (и за его пределами) – есть результат массового духовного заболевания, переживаемого Россией.
Несмотря на жизнь, полную страданий и несправедливости, несмотря на бесчисленные удары судьбы, Матрена осталась человеком с душой и сердцем, бескорыстным и отзывчивым, не озлобилась и не отчаялась. В её доме не властвуют звериные законы «антимира», здесь живут по морали, завещанной Христом. «Не сказать, однако, чтобы Матрёна верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия… никогда не видел её молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала «с Богом!» и мне всякий раз «с Богом!» говорила… Может быть, она и молилась, но стесняясь меня или боясь меня притеснить. Был святой угол в чистой избе, и иконка Николая Угодника в кухоньке. В будни стояли они тёмные, а во время всенощной и с утра по праздникам зажигала Матрёна лампадку. Только грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та – мышей душила…»[1,].
Символы реального мира:
В реальном мире символы располагаются по восприятию главной героини в виде оппозиции: верх- низ. Но если внимательно присмотреться к образу жизни Матрены, то можно заметить, что Матрена рабыня, а не хозяйка. Но реальный мир Матрены уравновешен, гармоничен, потому что вся неустроенность жизни ею воспринимается как должное, от всего ее спасает труд, который составляет счастье, цель, ради которой она живет.
IV. Идеальный мир- это внутреннее течение жизни главной героини.
Героиня Солженицына схожа со многими русскими святыми, Любое из качеств применимо к героине рассказа. Умиротворённость, душевный покой, любовное отношение к жизни и спокойное принятие страданий и смерти –качества не только христианские, но и национальные.
Солженицын почти не описывает внешность Матрёны, не даёт её телесного облика. «Простодушный взгляд блекло-голубых глаз», обезоруживающая «лучезарная улыбка» - вот и весь портрет. Да и лучезарная улыбка эта почти неуловима; с большим трудом Игнатьичу удалось запечатлеть её на фотоплёнке один раз. Всякий, кто желает разгадать тайну этой улыбки, загадку необъяснимой «бестелесности» Матрёны Васильевны, должен обратиться к древнерусской литературе, в которой символически запечатлен архетип русской души. Не стремились передавать красоту человеческого тела и иконописцы. Красота ликов – красота внутренняя, духовная. Солженицын в рассказе «Матрёнин двор» идёт по тому же пути.
Матрёна себя не «ограничивает», не приспосабливается. Её аскетизм естественен и не связан с «насилием» над собственными желаниями. Духовная красота Матрёны Васильевны не является «вещью в себе» - скрытым от проявлений внутренним потенциалом; она находит непосредственное выражение в образе жизни героини, её поступках, чувствах, в словах.
Матрёна не имеет почти ничего, но и не жаждет иметь; она пребывает в единении с миром и потому «распахивает» свою душу навстречу любому «сигналу» вселенской гармонии. Проявляется это во фрагменте слушания Матрёной музыки (в народных песнях, исполняемых Шаляпиным, Матрёна Васильевна интуитивно уловила искусственность, стилизацию, а её душа потянулась к идеальному, к мировой гармонии, воплощённой в музыке Глинки)
Постепенно Игнатич узнаёт, что и в семейной жизни не нашла Матрёна счастья. «Меня сам ни разику не бил…», - только и вспомнила она, что было хорошо у них с мужем; но тут же поправила себя: «То есть была-таки раз я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил. Вскочила я от стола: «захлебнуться бы вам, подавиться, трутни!» и в лес ушла. Больше не трогал» [1,]. При всей своей мягкости и терпеливости, героиня Солженицына обладает внутренней твёрдостью, готовностью совершить решительный поступок, отстаивая правду и чувство собственного достоинства.
Её золовка рассказала Игнатичу: «Ефим её не любил. Говорил, люблю одеваться культурно, а она кое-как всё по-деревенски». Невнимание Матрёны к одежде объясняется не только её бедностью или неряшливостью, но и тем, что «не гналась за нарядами, за одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев» [1,].
После смерти героини «одна женщина перекрестилась и сказала: - Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться…»[1,]. С помощью этой внешней детали, Солженицын «приподнимает» описываемое конкретное событие до уровня существенных проблем бытия, до уровня глобального космического противостояния сил добра и зла, знаменуя неминуемость победы света над тьмой, космоса над хаосом, веры над безверием.
Чёрный антимир не смог победить праведницу Матрёну, и страшная смерть не исказила её светлый облик: «А в гробу лежала Матрёна… и голова охвачена белым платком, - а лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» [1,]. В Евангелии белый цвет - проявление духовного преображения и воскресения.
На похоронах родственники ведут соперничество за наследство. Похоронный плач «подменный». Но когда «подменная» Матрёна слишком уж начала рыдать у гроба, случилось неожиданное – появляется загадочная старуха, «намного старше здесь всех старух и как будто даже Матрёне чужая вовсе»: «Вышла тогда из угла старуха древняя и… сказала строго: - Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру не знаю» [1,]. Эти слова производят поразительный эффект: «И смолкла Матрёна тотчас, и все смолкли до полной тишины». Загадочная старуха появляется и во время поминок, «она сверху смотрела немо, осуждающе…»[1,].
Тем не менее, всё вышесказанное не противоречит главному выводу: жизнь Матрёны Васильевны является по своей внутренней глубинной основе не вполне осознанным самой героиней следованием примеру Христа, слиянием с его крестной ношей, интуитивной потребностью терпением и муками искупить грехи других.
Символы идеального мира:
V. Сосуществование миров в рассказе А. Солженицына.
При составлении итоговой таблицы, возникают разные оппозиции: возле- извне, истинная- подмена, черные краски- белый цвет, Глинка- какофония и т.д.
Дьявольский мир | Реальный мир | Идеальный мир | |
Населенные пункты | Торфопродукт | Тальново | Матренин двор |
Матрена | -«подставная Матрёна» -шестеро детей | праведница -«настоящая Матрёна» -одиночество | |
Люди извне | «Пришельцы»: -люди «в шинелях» -председатель «обрезал» землю -его жена в сером - «порча» | Старуха древняя -христианская заповедь: «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру не знаю» - небесные силы «она сверху смотрела немо, осуждающе…» | |
Краски | серые и чёрные краски | белый платок | |
Звуки | дьявольская какофония | музыка Глинки | |
Люди возле | «чёрный человек» Фаддей | учитель Игнатич | |
Смерть героини | «Всё было месиво» | «Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться…» | |
царство Антихриста Антимир | Праведничество- Святость |
Солженицын назвал героиню праведницей, потому как позиции реального и идеального мира по многим позициям совпадают. Матрёна Васильевна – человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века. Об этой категории людей Солженицын позднее писал в статье «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни»(1973): «Мы… всю нашу жизнь и брели, и хлюпали зловонным болотом общества, основанного на насилии и лжи… Есть такие прирождённые ангелы – они невесомы, они скользят поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая, даже касаясь стопами её поверхности? Каждый из нас встречал таких, это праведники, мы их видели, удивлялись, пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались на нашу обречённую глубину…»[].
О важной духовной миссии праведников Солженицын пишет в финале рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля». Речь идёт именно о духовной миссии. В начале 60-х годов писателя упрекнули за попытку представить Матрёну «символом, одним и столпов, на которых держится этот мир». Солженицын ответил, внес ясность в важный вопрос: «… я нигде не писал, будто наша земля держится на них, а лишь, что – не стоит без них. Таким образом, не в несущей конструкции участвуют они, а сберегают для нас же нечто, чем мы ещё воспользуемся» []. Следовательно, с позиции автора рассказа, главная заслуга «праведников» заключается в том, что они сберегают духовность, которая оказалась в России ХХ столетия ненужной, но будет востребована в будущем.
Несмотря на трагическую гибель праведницы Матрёны, Русь православная, одолеваемая антихристом, находит силы выстоять. Смерть Матрёны Васильевны в каком-то смысле преображает и рассказчика, и стоящего за ним автора. Рассказ А. Солженицына стал и своеобразным актом покаяния человека, хотя бы на миг проявившего душевную черствость. После долгих лет лагерной неволи, оставивших на его сердце рубцы обид и ожесточения, пережитое во владимирской деревне Мильцево смягчило сердце писателя и укрепило его веру. Свидетельство тому – пронизанный светлым христианским мироощущением «Матрёнин двор».
Нельзя не согласиться с В. Чалмаевым, писавшим, что после публикации в январском номере журнала «Новый мир» за 1963 год рассказа Солженицына «литература стала не просто крестьянской, а христианской».
Золотая хохлома
Весенняя сказка
Иван Васильевич меняет профессию
Валентин Берестов. Аист и соловей
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна