К 870-летию города Переславль-Залесский
Вложение | Размер |
---|---|
pereslavl-zalesskiy.docx | 53.84 КБ |
Переславль–Залесский – старинный русский город, находящийся в самом центре России, в 140 км от Москвы. Это второй после Сергиева Посада туристический пункт Золотого кольца на федеральной автотрассе Москва–Холмогоры, ведущей от столицы к Белому морю. Переславль и его окрестности хранят множество замечательных памятников старины XII – XIX веков и «мест памяти», связанных с важными историческими событиями и известными личностями.
Город стоит на берегу озера Плещеево, там, где в него впадает река Трубеж. Переславское озеро по размерам занимает в Ярославском Поволжье второе место после ростовского озера Неро. Площадь поверхности воды достигает пятьдесят квадратных километров, а наибольшая глубина – двадцать пять метров. Из Плещеева озера вытекает река Векса, соединяющая его через озеро Сомино и реку Нерль Волжскую с Волгой. Во времена Древней Руси этим путем ходили торговые корабли–струги. Озеро знаменито своей пресноводной сельдью – ряпушкой, которую в XV – XVII века подавали к столу московских великих князей и царей.
В древности озеро называлось Клещино. Происхождение этого топонима неизвестно. Полагают, что название могло происходить от слова «клескать» –плескать. Из–за резкого контраста между большой глубиной в центре озера и мелководьем у берега оно действительно отличается постоянным плеском волн.
Плещеево озеро славится своей красотой. Его водные просторы всегда вдохновляли и вдохновляют русских писателей и художников. Драматург Александр Николаевич Островский сравнивал озеро с «огромным синим вспаханным полем», его поэтичнейшие описания оставил и подолгу живший в Переславле писатель Михаил Михайлович Пришвин.
Река и озеро придают Переславлю особую живописность, делая его привлекательным не только для любителей старины, но и для энтузиастов отдыха на природе. Сегодняшний Переславль – это небольшой, но оживленный город с красивыми зелеными улицами, старинными домами и храмами в центральной части и новыми микрорайонами на окраинах. Здесь одинаково приятно провести отпуск или остановиться на пару часов, чтобы полюбоваться историческими достопримечательностями и выразительными ландшафтами.
ИСТОРИЯ ГОРОДА
Переславль–Залесский – ровесник Москвы. Он был основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году в Залесье – местности, отделенной от южнорусских степей густыми лесами. Название города заимствовано у Переяславля Южного (ныне – Переяслав Хмельницкий, Украина); оттуда же перенесено и название реки Трубеж. В XV веке в связи с изменениями в русском языке буква «я» выпала из имени города, и он стал называться Переславлем.
При Юрии Долгоруком и его ближайших потомках Переславль был мощной крепостью, закрывавшей стольные города Владимир и Суздаль от волжских булгар и смоленских и новгородских ратей во время княжеских усобиц.
Свой расцвет город пережил в XIII веке, когда он оказался центром удельного княжества, Первым переславским князем был Ярослав Всеволодович – сын великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо. При нем Переславль превратился в крупный политический и культурный центр Северо–Восточной Руси. При дворе Ярослава велось княжеское летописание, был создан известный памятник древнерусской литературы «Моление Даниила Заточника».
Сын Ярослава – Александр Невский прославился победами над шведами на реке Неве в 1240 году и над тевтонскими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище) в 1242 году. В XVI веке он был причислен к лику общерусских святых.
Удельный переславский князь Дмитрий Александрович, внук Ярослава Всеволодовича, также был крупным полководцем своего времени. В 1276 году он стал великим князем Владимирским и сделал Переславль фактической столицей Владимиро–Суздальской земли, В результате междоусобной войны с братом Андреем он вынужден был отказаться от великого княжения в 1293 году, но Переславль сохранил за собой.
Его сын, Иван Дмитриевич, был последним переславским князем. Он скончался бездетным в 1302 году, а его удел достался младшему дяде и союзнику в междоусобных войнах – Даниилу Александровичу.
Чтобы удержать Переславль в своей власти, московские князья ещё в течение 160 лет были вынуждены прилагать большие усилия. Первые три московских князя (Даниил Александрович, Юрий и Иван Даниловичи) принимали и титул князя Переславского путем официального «посажения на стол» в самом Переславле. Этот ритуал исчез только после Дмитрия Донского.
История Переславского княжества не была мирной. На это время пришлись не только многочисленные княжеские усобицы, но и татаро–монгольское нашествие. За период татарского ига Переславль шесть раз подвергался сильным разорениям и выгорал дотла.
В 1374 году в городе произошло важное событие, предшествовавшее Куликовской битве, здесь состоялся съезд князей, официальным поводом для которого послужило крещение в Спасо–Преображенском соборе Переславля новорождённого сына Дмитрия Донского Юрия. Обряд проводил Игумен Земли Русской – преподобный Сергий Радонежский, На этом съезде было принято решение об оказании сопротивления монголам.
В XV – XVI веках Переславль был значительным торговым и ремесленным центром Московской Руси. Среди городского населения этого времени особую роль играли государевы сокольники и рыбаки. В память об охотничьих забавах московских князей и первых царей несколько селений в окрестностях Переславля носят соответствующие названия: Большие и Малые Сокольники, Сокольская слобода, урочище Сокольня. Рыбаки, поставлявшие улов в Московский Кремль, жили по берегам устья реки Трубеж. Это место в городе до сих пор называется Рыбной слободой.
Рассекавшая город надвое Переславская великая дорога в документах допетровской России значилась ямской. Одним из крупнейших поселений ямщиков было село Ям, в котором числилось от пятидесяти до семидесяти дворов. Ямщики находились на государевой службе и должны были доставлять почту и пассажиров с максимально возможными для того времени скоростью и удобствами.
Переславль неоднократно посещали великий князь Василий III и царь Иван Грозный с чадами и домочадцами. Они приезжали сюда не только на охоту, но и на богомолье в местные монастыри, известные своими святынями и монахами–подвижниками.
В начале XVII века город оказался в центре событий Смутного времени. Многие храмы и монастыри были сожжены или пришли в запустение, погибло более половины населения. После Смуты Переславль был почти заново отстроен на средства царской казны, местной знати и торговых людей.
Последнее десятилетие XVII века знаменательно для истории города. Переславскому озеру было суждено стать колыбелью русского военного флота: молодой Пётр I построил здесь свою «потешную флотилию».
Время тишины и покоя для Переславля – XVIII – XIX века. В начале XVIII столетия, после петровской реформы государственного управления, он стал центром Переславской провинции Московской губернии; в екатерининские времена превратился в уездный город Владимирской губернии.
С 1772 году, после генерального межевания городов Российской империи, строительство домов в Переславле велось по регулярному плану. Центр города постепенно застраивался одноэтажными и двухэтажными каменными зданиями по образцовым чертежам столичных архитекторов. Некоторые из этих домов сохранились в старой части Ростовской, Советской и Протечной улиц.
На купеческие средства интенсивно строились приходские каменные церкви. Размах храмового строительства удивил даже церковные власти. В резолюции Духовной Консистории отмечалось, что в Переславле имелось «без нужды великое множество церквей».
Такое бурное церковное строительство объяснялось развитием торговли и промышленности. В городе были десятки лавок, торговавших разнообразными товарами. На Базарной (ныне – Народной) площади в конце недели шумел богатый торг, проводилось несколько ежегодных ярмарок, на которые торговцы и покупатели приезжали из соседних уездов и губерний. В Переславле ещё в XVIII веке возникли крупные фабрики: Темериных, Павловых, Угримовых, В XIX веке город стал одним из центров ткацкой промышленности. В начале следующего столетия здесь также была большая фабрика медной утвари и несколько предприятий машинной вышивки.
В предреволюционные десятилетия в Переславле открылась бесплатная земская больница, имелись мужская и женская гимназия, городские училища, несколько начальных школ. Центр города застраивался красивыми зданиями в стиле модерн. Главная улица освещалась керосиновыми фонарями, была вымощена булыжником и сияла чистотой.
В 1913 году город вновь обратил на себя внимание всей России, так как был включен в число мест официального празднования 300–летия Дома Романовых. Вплоть до 1917 года Переславль оставался одним из известнейших паломнических центров, храмы и монастыри которого привлекали сотни верующих и любителей старины. В окрестностях города находились летние дачи–усадьбы знаменитого художника Константина Алексеевича Коровина и великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина.
Двадцатый век серьезно изменил облик города. В начале двадцатых годов один за другим закрылись все местные монастыри и большая часть храмов, многие из них позже были разрушены. Из двадцати трёх церквей, которыми гордился дореволюционный Переславль, осталось девять, монастырские здания использовались для хозяйственных и бытовых нужд.
В 1936 году город ещё раз изменил свою административную принадлежность, став районным центром Ярославской области, в составе которой он остаётся и поныне. При Советской власти в Переславле делался упор на развитие промышленности. На основе старых предприятий были созданы текстильная фабрика «Красное эхо» и вышивальная фабрика «Новый мир», открылась первая в стране фабрика кинопленки.
В годы Великой Отечественной войны Переславль оказался в стороне от боевых действий, но зимой 1941/42 года фронт проходил всего в шестидесяти километрах от города, в районе Дмитрова и Яхромы. Многие переславцы были мобилизованы на строительство оборонительных сооружений. Из двенадцати тысяч жителей города и района, призванных на фронт, десятки переславцев стали Героями Советского Союза, кавалерами ордена Славы, ордена Александра Невского. Гордятся переславцы и своим земляком – главным конструктором легендарного танка «Т–34» Михаилом Ильичом Кошкиным.
В годы войны в селе Усолье недалеко от Переславля жил и работал Михаил Михайлович Пришвин. Здесь написана его хрестоматийная «Кладовая солнца» и многие рассказы о природе и детях из блокадного Ленинграда, нашедших приют в детдоме местечка Ботик. Несколько последних лет жизни в Переславле провел и местный уроженец – академик живописи Дмитрий Николаевич Кардовский, в городской усадьбе которого теперь располагается Дом творчества художников России.
В конце 1950–х годов началась научная реставрация переславских памятников старины. За десятилетия работы мастерами местного реставрационного участка под научным руководством видного архитектора, ныне академика архитектуры, Ивана Борисовича Пуришева были восстановлены многие монастырские и церковные здания, большая часть которых теперь возвращена Русской Православной Церкви.
Сейчас в Переславле строятся и новые храмы. Большинство из них: Никольский собор Свято–Никольского монастыря, Георгиевскую часовню-храм в новой части города, часовню на Варварином источнике и некоторые другие, спроектировал архитектор–реставратор Вячеслав Николаевич Ижиков. Его мастерская, объединившая опытных переславских архитекторов и инженеров–строителей, хорошо известна и за пределами города и области. По её проектам возводятся не только церкви, но и общественные и жилые здания в Ярославле, Нижнем Новгороде, Подмосковье, реставрируются памятники старины.
Современный Переславль – это центр туризма и отдыха, образования и высокоинтеллектуальных технологий. В городе есть свой университет, работает Институт программных систем РАН. Два предприятия города, фабрика «Новый мир» и завод «Переславская керамика», сохраняют традиции старинных местных промыслов – вышивки и гончарного искусства.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГОРОДА
Знакомство с Переславлем лучше начинать с того места, откуда город стал развиваться в древности. Это Красная площадь (бывшая Соборная) с городскими валами, Спасо–Преображенским собором XII века и другими памятниками архитектуры XVI – XVIII веков.
Переславль–Залесский был построен на мысу, образуемом рекой Трубеж и впадавшей в неё речкой Мурмаш. С юга и запада город огибал искусственный ров Гробля. Площадь старого города, окольцованная валом, составляет двадцать восемь гектар.
Переславль был самой крупной из крепостей, построенных Юрием Долгоруким. Лишь позже её превзошли укрепления новой столицы Северо–Восточной Руси – Владимира. Сохранившийся до наших дней земляной вал ХII века достигает в окружности два с половиной километра, его высота составляет около десяти метров, а ширина – шесть метров.
В 1195 году при князе Всеволоде Большое Гнездо был сооружен деревянный «город» по гребню вала. Как он выглядел, неизвестно. Сохранилось описание деревянной переславской крепости XVII века. Это были двойные стены с двенадцатью башнями и тремя воротами (Спасскими, Духовскими и Никольскими). В Тайницкой башне на случай осады был вырыт специальный колодец с питьевой водой. Деревянные стены и башни разобрали «за ненадобностью» в 1759 году.
Возле валов возвышается древнейший храм Переславля – Спасо–Преображенский собор, построенный в 1152 – 1157 годы. Это самый ранний из сохранившихся памятников владимиро-суздальского зодчества домонгольского времени.
Собор освящен в честь праздника Преображения Спаса. Спасский культ наряду с Богородичным был распространен в Северо–Восточной Руси. Он утверждал идею божественного покровительства и могущества княжеской власти.
Спасо–Преображенский собор – небольшой крепостной храм (его высота двадцать один метр), предназначенный для нужд княжеского двора и гарнизона города–крепости. Это в значительной мере определило его суровый и монументальный вид, скупость декоративной отделки. Он принадлежит к распространенному в середине XII века типу крестово–купольных четырехстолпных храмов византийской традиции.
Слева от собора, возле городского вала в XIII веке стоял деревянный дворец переславских удельных князей. Согласно местному преданию, здесь в 1220 году родился будущий русский национальный герой – князь Александр Ярославич Невский. В 1958 году в память о знаменитом земляке на Красной площади Переславля перед Спасо–Преображенским собором на постаменте из гранитных плит установлен бронзовый бюст (скульптор Сергей Михайлович Орлов).
Недалеко от собора, на месте, которое в древности называлось «государевым двором», возвышается один из самых красивых и старых храмов города – шатровая церковь Петра Митрополита (1584). Предшествовавшая ей деревянная церковь Петра Митрополита «в теремах», то есть входившая в комплекс княжеского дворца, упоминается в документах, начиная с двадцатых годов XV века. Её строительство было связано с событиями 1310 года, когда в Переславле состоялся суд над Петром, митрополитом Владимирским, обвиненным тверским духовенством в торговле церковными должностями. Оправдание церковного владыки при поддержке московского князя Юрия Даниловича. Позже Пётр часто и подолгу жил в Москве, фактически перенеся туда столицу митрополии из Владимира, считался сподвижником князя Ивана Калиты. В XIV – XVI века митрополит Пётр, причисленный к лику русских святых, был покровителем московской великокняжеской семьи и Дома Рюриковичей–Калитичей, первых русских царей.
Возможно, строительство в Переславле нового каменного храма на месте деревянного было связано с трагическим для царского рода событием – гибелью наследника престола, павшего жертвой отцовского гнева, Ивана Ивановича, старшего сына Ивана Грозного.
Своими архитектурными формами Переславский храм напоминает великолепную Вознесенскую церковь в Коломенском в Москве. Крестообразный в плане, он имеет подклетный этаж (в его подвалах в старину хранились боеприпасы для гарнизона, охранявшего деревянную крепость, и находилась тюрьма для государственных преступников), окруженный аркадой с балконом–галереей. В широкой нижней части церкви, в затейливой обработке карниза кокошниками также чувствуется подражание храму Вознесения. Упрощенная форма шатра и его небольшая высота делают силуэт церкви Петра Митрополита более грузным и менее динамичным, чем Коломенского храма. Однако эта торжественная и нарядная в целом церковь один из последних, но не единственных переславских памятников, относящихся к классическому периоду в развитии русского шатрового зодчества.
К Красной площади примыкает и сохранившаяся часть архитектурного ансамбля Владимиро–Сретенского Новодевичьего монастыря. Он был основан после Смуты в XVII веке и упразднен во второй половине XVIII столетия, при Екатерине II. Два каменных монастырских храма – Владимирский собор и церковь святого Александра Невского, построены в 1740–е годы на средства переславского промышленника Филипа Фадеева Угримова (Угрюмова). Строительство парных, похожих по архитектурным формам храмов – традиция ярославской школы зодчества XVII – XVIII веков, В 1990–е годы в обоих храмах возобновились богослужения. От монастыря, часть построек которого была уничтожена в 1930–е годы, остался также фрагмент ограды с палатами привратника и монастырской обслуги. В них сейчас располагаются магазины, торгующие сувенирами.
На улицах старого города, окружающих валовое кольцо, также сохранилось немало старинных построек. Большинство из них – бывшие особняки купцов и предпринимателей, здания государственных учреждений и учебных заведений XIX – начала XX века.
На фоне традиционного для русского города исторического ландшафта выделяются высокие нарядные церкви в стиле провинциального барокко XVIII века: Симеоновская, Покровская, Сорока мучеников. Для них характерна яркая краснокирпичная окраска стен и вычурный декор наличников и карнизов. Он особенно изящен у Симеоновской церкви (1771; улица Ростовская), где обычные для того времени детали архитектурной отделки дополнены очаровательными головками херувимов.
Один из живописнейших уголков Переславля – место впадения в Плещеево озеро реки Трубеж. В самом устье, на не большом мысу, образуемом речным и озерным берегами, в 1755 году на средства московских купцов, происходивших родом из Переславля, Максима и Ивана Щелягиных была построена церковь Сорока мучеников. В летнюю пору её отражается в водной силуэт отражается в водной глади, кажется, что храм, как корабль, вот–вот оторвётся от суши и поплывет по волнам.
Ещё один городской храм – Сретенская церковь 1785 года с приделом святого Александра Невского, венчает собой высокий холм в южной части города у перекрестка улиц Кардовского и Подгорной. Эта церковь – редкий для русской провинции образец архитектурного стиля ампир. Её отличают изящные пропорции, фасады украшены портиками с пилонами, а главное помещение храма имеет восьмигранную форму и перекрыто большим пологим куполом с маленькой главкой и высоким шпилем, которому вторит аналогичный шпиль колокольни.
Настоящие архитектурные сокровища таятся и в древних монастырях, фланкирующих старый город с севера и юга.
ПЕРЕСЛАВСКИЕ МОНАСТЫРИ
С первых веков своей истории Переславль входил в число крупнейших центров русского православия и славился своими монастырями. В разные периоды их количество то увеличивалось, то уменьшалось. Но пять древних монастырей:
На протяжении нескольких столетий определяли культурный облик города, являлись его архитектурными доминантами.
Никитский монастырь
Древнейший в Переславле Никитский монастырь на северной окраине города известен с ХII века и посвящён святому Никите Великомученику, жившему в IV веке. Но известность эта обитель получила благодаря другому святому – Никите Столпнику Переславскому, раскаявшемуся в своих грехах сборнику княжеской дани, преподобный Никита во второй половине XII века стал иноком Никитского монастыре, приняв из себя необычный монашеский подвиг: он почти постоянно находился в специально вырытой для этого келье–шахте, связанной подземным ходом с монастырским собором. Святой славился даром исцеления, и после смерти его могила стала местом паломничества.
В XVI веке Никитскому монастырскому монастырю покровительствами великий князь Московский Василий III и царь Иван Грозный. На территории монастыря сохранились построенные на средства Ивана Грозного Никитский собор бесстолпная церковь Благовещения, также с бесстолпной трапезной палатой и колокольней.
Монастырские стены с зубчатыми парапетами, бойницами верхнего и подошвенного боя, с квадратными и восьмигранными башнями – памятник оборонного зодчества эпохи Ивана Грозного. Они сильно пострадали в начале XVII века во время осады монастыря войсками польского Яна Сапеги и были частично перестроены в XVII и XIX веках.
Не сохранились и первоначальные Святые ворота с церковью Архангела Гавриила – она заменена в 1818 году высокой колокольней в стиле классицизма. Но, несмотря на некоторые переделки, ансамбль Никитского монастыря можно считать своеобразным музеем архитектуры времени Ивана Грозного.
Сейчас – это действующий мужской монастырь. Паломников сюда привлекает возможность поклониться мощам преподобного Никиты Переславского, побывать в часовне на месте, где когда–то находилась его келья, увидеть вериги святого, хранящиеся в Благовещенской церкви. Недалеко от монастыря, в овраге, находится колодец с ключевой водой, выкопанный самим святым Никитой.
Черниговская часовня
Недалеко от Никитского монастыря, у входа на старое переславское кладбище стоит уникальный архитектурный памятник – Черниговская часовня 1702 года постройки. Она отмечает место, где, по преданию, был разбит шатер князя Михаила Черниговского, приезжавшего за исцелением к святому Никите Переславскому
Черниговская часовня принадлежит к редким памятникам, так называемого голицынского барокко. Её отличает центрическая восьми лепестковая композиция двух нижних ярусов. Третий ярус представляет собой небольшой граненый барабан, увенчанный луковичной главкой. Всё сооружение производит впечатление миниатюрности и изящества, не свойственных постройкам этого времени.
Горицкий Успенский монастырь
Горицкий Успенский монастырь, возвышающийся на холме (по–древнерусски – «торице») в южной части города, известен с XIV века. С монастырем связано летописное предание о спасении монахами великой княгини Евдокии (жены Дмитрия Донского) от преследовавшего её отряда татарского хана Тохтамыша. Согласно другим летописным данным, здесь был посвящён в игуменский сан преподобный Сергий Радонежский, жили святые Дмитрий Прилуцкий и Даниил Переславский, В XVIII веке монастырь был архиерейским домом Переславской и Дмитровской епархии, В конце ХIХ – начале ХХ века в его зданиях располагалось Духовное училище.
Архитектурный комплекс Горицкого монастыря составляют постройки ХVII – ХIХ веков. К числу лучших образцов стиля русского барокко конца XVII века относится комплекс Святых и Проездных ворот с Никольской надвратной церковью и палатой привратника. Богатое узорочье их декоративной отделки выполнено из фигурного кирпича. Проездные ворота украшают ещё лепные фигурки коней, плавный изгиб арки.
Выразителен и силуэт высокой Всехсвятской церкви с трапезной палатой конца ХVII века. Древний синодик Горицкого монастыря сохранил имя «подмастера» Филиппа, одного из строителей этого храма.
Успенский собор Горицкого монастыря построен в середине ХVIII века. Обращает на себя внимание великолепная барочная лепнина его интерьера. Среди ленных украшений собора сохранились два вензеля, связанные с историей Гориц: вензель «IE» указывает на покровительство императрицы Елизаветы Петровны, а вензель «EII» напоминает о посещении монастыря императрицей Екатериной II.
Иконостас Успенского собора, датируемый 1759 годом, принадлежит к числу лучших барочных иконостасов Центральной России. Его составляют пять рядов икон, написанных подмосковном Ново–Иерусалимском монастыре. Исключительный по мастерству исполнения резной каркас с рельефами и скульптурами – работа московской артели Якова Жукова.
В XVIII веке построена и Богоявленская церковь с высокой колокольни которой открывается великолепный вид на город, его ближайшие окрестности и Плещеево озеро.
В 1919 году в Горицком монастыре был открыт Историко–художественный музей. Его создателем и первым директором стал местный уроженец, известный историк–краевед Михаил Иванович Смирнов. Ныне Музей–заповедник славится коллекциями иконописи и прикладного искусства XV – XIX веков, деревянной скульптуры XVI – XIX веков, предметов народного быта и ремесла XVII – ХХ веков. В картинной галерее, носящей имя Дмитрия Николаевича Карловского, представлены: русский провинциальный портрет XVIII – XIX веков, полотна классиков отечественной живописи (Ивана Ивановича Шишкина, Василия Дмитриевича Поленова, Константина Егоровича и Владимира Егоровича Маковских, Константина Алексеевича Коровина и других), переславские пейзажи современных художников.
Фёдоровский монастырь
На южной городской окраине, рядом с дорогой, ведущей в сторону Москвы, стоит Фёдоровский женский монастырь. Он основан в начале XIV века на месте битвы московской и тверской рати за обладание Переславлем. В XVI веке монастырь пользовался покровительством Ивана Грозного. Монастырский пятиглавый собор Фёдора Стратилата построен в 1557 году в честь рождения царевича Фёдора Иоанновича. С конца XVII века обитель была местом заточения женщин из именитых русских семей и находилась под покровительством царского рода Романовых. Введенская Казанская церкви монастыря построены на средства младшей сестры Петра I – царевны Натальи Алексеевны.
Никольский монастырь
Никольский монастырь, стоящий на болотистом лугу недалеко от центра города к юго–западу от земляного вала, основан около 1350 году преподобным Дмитрием Прилуцким. Наибольшей известности монастырь достиг в конце XVII века благодаря деятельности игумена Питирима, бывшего раскольника, ставшего со временем архиепископом Нижегородским, и покровительству богатых московских купцов – выходцев из Переславля. Монастырский архитектурный ансамбль первой половины – середины XVIII века являвший собой прекрасный образец провинциального барокко, серьезно пострадал в ХХ столетии. Его воссоздание началось лишь в 1990–е годы после возобновления монастыря в качестве женской обители Русской Православной Церкви. Отреставрированы сохранившиеся Благовещенская церковь с трапезной и надвратная церковь апостолов Петра и Павла, настоятельские покои и келейный корпус. В интерьерах этих церквей сохранились росписи XIX века.
Главный монастырский храм был взорван в 1930–е годы, На его месте ныне построен новый Никольский собор. Спроектировавший его архитектор Вячеслав Николаевич Ижиков отдал предпочтение формам древнерусского зодчества XIV – XVI веков, имитация которых в этом крупном здании должна напоминать сестрам и паломникам о времени основания обители. В том же стиле подражания древнерусской архитектуре эпохи Куликовской битвы и последовавшего за ней образования русского централизованного государства
возведена и новая монастырская звонница. Большие размеры увенчанного золотыми куполами Никольского собора сделали его одной из архитектурных доминант исторической части города.
Рядом с Никольским монастырем стоит полуразрушенная Смоленско–Корнилиевская церковь 1694 – 1705 годов постройки, в числе ктиторов которой была царевна Наталья Алексеевна, сестра Петра I. Эта некогда нарядная трехъярусная церковь с трапезной и рухнувшей от ветхости колокольней – всё, что осталось от древнего Борисоглебского, «что на болоте» или «на песках» монастыря. Здесь покоились мощи местночтимого святого Корнилия Молчальника, подвизавшегося в обители в конце ХVII века. Ныне эти мощи находятся в Никольском монастыре.
Троицкий Данилов монастырь
На юго–востоке города, на возвышенности, раскинулся Троицкий Данилов монастырь, основанный в 1508 году преподобным Даниилом Переславским, крестным отцом Ивана Грозного, на месте «скудельниц» – братского кладбища для неимущих. Древнейшее здание монастыря – одноглавый Троицкий собор выстроен в 1530–е годы на средства великого князя Василия III.
Собор в 1662–1668 годы был расписан фресками Гурия Никитина, знаменитого костромского мастера, с артелью. Эта роспись – один шедевров русской монументальной живописи XVII века. В куполе изображение «Спас Вседержитель» работы Силы Савина, отличающееся особой выразительностью; на столбах – православные святые, среди которых представлены и переславские; своды, северную и южную стен покрывают композиции христологического и троичного цикла. Одна из самых впечатляющих – на тему Апокалипсиса.
С историей Троицкого Данилова монастыря связаны имена учеников преподобного Даниила: основателя нескольких русских монастырей Герасима Болдинского и митрополита Афанасия, видного церковного деятеля и древнерусского книжника, одного из составителей Степенной книги.
Расцвет Данилова монастыря начался в середине XVII столетия, после обнаружения мощей святого Даниила, что вызвало приток паломников и внимание богатых вкладчиков к древней обители. В этот период в монастыре игуменом был раскаявшийся раскольник Григорий Неронов, архимандрит Варфоломей обладавший связями в царском окружении, и будущий придворный духовник Варлаам Высоцкий.
Основными благотворителями монастыря были члены семьи князей Барятинских. На средства известного полководца воеводы Юрия Никитича Барятинского, в 1683 году построена небольшая, изящная Всехсвятская церковь с красивым рисунком наличников и дверными порталами. Этот храм первоначально посвящён святому Фёдору Стратилату и служил памятником сыну ктитора – молодому воеводе Фёдору Барятинскому, погибшему в бою с войсками Степана Разина.
Большая часть построек XVII века на территории монастыря была воздвигнута иждивением известного русского дипломата князя Ивана Петровича Барятинского (именно он заключил Кардисский мирный договор со Швецией). В конце жизни Иван Петрович Барятинский пережил серьезную личную трагедию: большинство членов его семьи погибло во время эпидемии чумы. Он удалился от мира и закончил свои дни под именем старца Ефрема в
Даниловом монастыре. Его могила и сейчас находится возле северной стены настоятельских покоев, о чем свидетельствует сохранившаяся надгробная плита.
Документы, связанные со строительством, указывают, что все «заморские» причуды архитектуры монастырских строений появились по воле заказчика и благодаря тем впечатлениям, которые он получил,
бывая за границей. На шатровой колокольне были установлены башенные часы, части которых сейчас хранятся в музее. Настоятельские покои, примыкающие к перестроенной в XVII веке церкви Похвалы Богородицы
XVI столетия, имели открытые лоджии (ныне заложенные кирпичом), как у итальянских палаццо. А Святые ворота монастыря с Тихвинской церковью декорированы сдвоенными полуколоннами и многоступенчатыми арками.
С 1990–х годов, после того как монастырь был возобновлен как мужская обитель, здесь ведутся активные ремонтно–реставрационные работы. Восстановлены Троицкий собор, Всехсвятская и Похвальская церкви, братский корпус, заново выстроены разобранные после революции стены и башни монастырской ограды. В монастырь из музея возвращены мощи преподобного Даниила Переславского.
МУЗЕИ И ВЫСТАВОЧНЫЕ ЗАЛЫ
Художественные и исторические раритеты, находившиеся до революции 1917 города в переславских монастырях и храмах, помещичьих усадьбах Переславского уезда и купеческих особняках, ныне можно увидеть в залах Переславль–Залесского государственного историко–архитектурного и художественного музея–заповедника, основные экспозиции которого располагаются в Горицком монастыре. Переславский музей – один из крупнейших провинциальных музеев центра России. Его собрание насчитывает свыше 80 000 экспонатов. В залах древнерусского искусства выставлены прекрасные образцы Московской школы иконописцев XV – XVIII веков и работы местных иконописцев XVI – XVIII столетий. Стоит обратить особое внимание и на зал провинциального портрета, в котором представлены работы неизвестных и малоизвестных художников, заново открытые искусствоведами реставраторами в 1970 – 1980–е годы и побывавшие на многих выставках. В состав картинной галереи музея входит также коллекция картин мецената Ивана Петровича Свешникова – переславского лесоторговца, переданная после смерти владельца в дар городу. К этой коллекции принадлежат пользующиеся популярностью у посетителей картины «Опасный урок» Генриха Ипполитовича Семирадского и «Ручей в лесу» Ивана Ивановича Шишкина.
Филиалом Музея–заповедника является Спасо–Преображенский собор XII века. С мая по сентябрь туристы могут осмотреть его интерьер.
В последние годы в Переславле открылось несколько любопытных частых музеев, в основу которых легли собрания местных коллекционеров. Два из которых находятся в старом городе, возле Красной площади. Это «Музей ремесел» (улица Советская, дом 14 б), в экспозиции которого представлены изделия переславских ремесленников и бытовая утварь ХIХ – ХХ веков, и
«Музей утюга» (улица Советская, дом 11) с уникальной коллекцией старинных русских и европейских приспособлений для глажки белья.
В двухэтажном каменном купеческом доме ХIХ века (улица Ростовская, дом 10) работает филиал Переславского музея–заповедника – выставка «Зеркало времени». Здесь можно увидеть редкие фотографии, фототехнику и кинотехнику XIX – ХХ веков. Выставка напоминает о том, что ещё пару десятилетий назад переславское объединение «Славич» было одним из крупнейших европейских производителей черно–белой фотопленки и фотобумаги.
На главной городской магистрали, в северной части Переславля, находится Центр сохранения и развития народных традиций «Дом Берендея» (улица Урицкого, дом 38). Его нарядное деревянное здание имитирует древнерусский терем, в котором мог жить сказочный царь Берендей, придуманный драматургом Александром Николаевичем Островским во время поездок по Северной железной дороге из Москвы в Кострому через село Берендеево Переславского уезда. Здесь находится производство и музей «Мастерская подарков». Посетители Центра имеют возможность принять участие в изготовлении традиционных русских сувениров.
БЛИЖАЙШИЕ ОКРЕСТНОСТИ ГОРОДА
Немало интересного любители старины могут увидеть и в окрестностях Переславля в пределах двух – трёх километров от городской черты.
Если выехать или выйти из города в сторону Ярославля и, миновав несколько домов пригородной Троицкой слободы, свернуть к Никитскому монастырю, то асфальтовое шоссе сначала приведет к этой древней обители, а дальше плавно потянется к Плещееву озеру. Там, на границе открытого участка берега и густых лесных зарослей находится Клещинский археологический комплекс – место одного из древнейших славянских поселений Центральной части России.
Славянская колонизация территории Северо–Восточной Руси в IX – X века. Тогда на берега Плещеева озера пришли кривичи из Преднепровья и Ильменские словене из Новгородской земли. Постепенно славяне ассимилировали жившее здесь угро–финское население (народность меря). В это время появился Клещинский комплекс, состоявший собственно из славянского городища Клещин, прилетавших к нему селища, курганного могильника и языческого капища.
Роль детинца–крепости славянского поселения первоначально играла Александрова гора – высокий холм с крутыми откосами. Предположительно в ХI веке она утратила свою роль раннегородского центра. Здесь осталось только языческое капище бога солнца Ярилы, откуда происходит второе название этого места – Ярилина плешь. В ХIII веке святой Александр Невский основал на холме небольшой Александров Борисоглебский монастырь. Местное устное предание считает этот монастырь загородным, теремом князя. Александрова обитель была сожжена в Смуту начала ХVII века и больше не возобновлялась, Место монастыря отмечено на вершине холма Памятным крестом. На Александровой горе видны также следы раскопок ХIХ века, во время которых археологом Павлом Степановичем Савельевым были обнаружены фундаменты монастырских строений и обломки надгробных плит ХIV – ХVI веков.
В первой половине ХII века на одном из соседних холмов появилось новое укрепленное городище Клещин, земляные валы которого хорошо сохранились до нашего времени. Рядом с ним, на месте села Городище возник посад. Славянский город Клещин был меньшего размера, чем построенный здесь несколько десятилетий спустя Переславль. Его земляная крепость составляет пятьсот метров в окружности, а её высота колеблется от трёх до пяти метров. Валы насыпаны на вершине плоского холма, обрывающегося к берегу озера крутым склоном и прорезанного глубоким оврагом. На территории городища археологами были обнаружены остатки фундамента древней церкви.
В свое время Клещин занимал выгодное стратегическое положение на важнейших торговых и военных путях. К берегу озера когда–то приставали торговые суда, приплывавшие с Волги. Жизнь здесь продолжалась и после переноса административного центра округи в Переславль. В начале ХV века Клещин ещё указывался в «Списке русских городов дальних и ближних».
У подножия Александровской горы, у самого края сухого берега, в заболоченной низине лежит ещё один свидетель, древнейшей истории этих мест – Синий камень. Это большой валун весом около двенадцати тонн. Возможно, в эпоху великого оледенения его притащил сюда ледник.
Происхождение названия камня неизвестно. Он имеет серый цвет с синим оттенком. Но слово «синий» у славян–язычников имело и второй семантический смысл, связанный с погребальным культом (синий цвет в Древней Руси был цветом траура). Может быть, переславский Синий камень, как и другие легендарные валуны Верхнего Поволжья, был частью языческого культа скотьего бога Велеса–Волоса–Власия, который считался ещё и богом мертвых, покровителем душ ушедших предков. Тогда камень мог входить в состав капища или погребального комплекса славян IХ – ХI веков. Даже в христианские времена переславцы продолжали поклоняться Синему камню и совершали к нему паломничество с кусочками ткани и съестными припасами 29 июня, в день апостолов Петра и Павла, когда принято поминать умерших.
Предполагают, что валун первоначально находился в одном из оврагов близ Александровой горы, где был древний клещинский могильник. В начале XVII века живший в ростовском Борисоглебском монастыре проповедник Иринарх возмутился «бесовским» обычаем переславцев чтить этот камень как святыню и велел закопать в землю. Однако по прошествии некоторого времени камень был вымыт грунтовыми водами и поклонение ему возобновилось
Попытка уничтожить валун была предпринята и в 1788, когда его хотели положить в фундамент строившейся в Переславле Духовской церкви. Но камень не смогли перевезти зимним путем по льду озера. Под тяжестью саней с грузом ледовый покров проломился, и валун затонул недалеко от берега. Несколько десятилетий спустя он снова оказался на суше (возможно, благодаря естественному понижению уровня воды в этом месте).
Клещинский археологический комплекс и поныне остается уникальным историческим объектом. Он хранит материальные свидетельства летописных известий, древних легенд и преданий о временах Руси изначальной, языческой и раннехристианской.
Ещё одним местом, посещение которого входит в традиционный маршрут любителя истории, является Музей–усадьба «Ботик», место строительства «потешной» флотилии Петра I. От Переславля её отделяют два километра асфальтированного шоссе (поворот с главной дороги по указателю у подножия холма, на котором высится Горицкий монастырь, на улице Подгорную).
Усадьба на вершине холма Гремяч. Чтобы попасть туда, надо проехать через древнее монастырское село Веськово.
В конце XVII века юный государь Пётр I облюбовал Плещеево озеро для своей корабельной «потехи». Строительство кораблей началось в 1688 году. Тогда верфь располагалась в самом городе, на берегу реки Трубеж. Царь, за неимением в Переславле подходящего дома, жил, то в настоятельских покоях Горицкого, то Никитского монастыря.
После стрелецкого бунта, зимой 1691 года, Пётр с помощниками и корабелами перебрался на более удобное место, чтобы спускать суда со стапелей прямо на озерную гладь. На горе Гремяч были выстроены «потешный дворец», «деловой двор», кузницы и поварни, походная церковь. Во дворце были покои самого царя, царицы Евдокии и царевича Алексея. На «деловом дворе» изготавливались малые суда, а большие строились на лугу близ озера. У берега была устроена пристань, у которой стояли готовые корабли.
К весне 1692 года было построено около ста больших и малых судов, в том числе тридцати–пушечные фрегаты «Марс» и «Анна». Первого мая в день спуска «Марса» на воду, состоялся крестный ход, сопровождавшийся орудийным салютом. Первого августа торжества были повторены для царской семьи и придворных. 13 августа в Переславле состоялись первые в истории России совместные маневры армии и флота. «Потешная флотилия» была военной забавой молодого царя, не имевшей прямого практического применения, но она оказалась хорошей школой для русских корабелов и моряков.
В мае 1693 года Пётр I последний раз плавал по Плещееву озеру. Затем он уехал в Архангельск строить настоящий боевой флот, а его корабли–первенцы остались в Переславле, в тихой заводи на реке Трубеж. В 1722 году, вновь приехав на Плещеево озеро, царь обнаружил, что флотилия находится в плачевном состоянии, и в гневе написал «Указ воеводам Переславским», вменяющий им в обязанность беречь остатки судов. Несколько десятилетий царское распоряжение соблюдалось, но в 1783 году случился сильный пожар, уничтоживший большую часть города, а также и петровские корабли.
Чудом сохранились те остатки флотилии, которые не стали перевозить в Переславль. Там был и бот «Фортуна», по преданию, построенный руками самого Петра I. Все, что осталось от царского дворца и судов, было собрано в большом сарае, построенном силами веськовских крестьян.
Эти исторические реликвии послужили основой музея петровской флотилии, открытого в 1803 году по инициативе владимирского губернатора, известного историка и поэта Ивана Михайловича Долгорукого. Для музея на средства, собранные переславским дворянством, возвели специальное здание с четырёх колонным портиком и шпилем. Оно стоит на том месте, где когда–то находился петровский дворец. Центральным экспонатом музея является бот «Фортуна». Перед входом в «Ботный дом» установлены подлинные кованые якоря конца XVII века, оставшиеся от больших кораблей флотилии. Сейчас Усадьба «Ботик» – филиал Переславского музея–заповедника.
В середине ХХ века на территории усадьбы был установлен обелиск Петру Великому (архитектор Пётр Сантинович Кампиони), построены триумфальная арка у въезда в парк, ротонда (павильон для танцев) и «Белый дворец» для приёма почётных гостей, среди которых были члены императорской семьи. Возле верхней площадки лестницы, ведущей в усадьбу от подножия холма, стоит памятник юному Петру I (скульптор Александр Дмитриевич Казачок); его открытие состоялось в дни всероссийского празднования тридцатилетия «Потешной флотилии» в 1992 году.
У подножия усадебного холма бьет источник с чистой ключевой водой. Благодаря ему эта возвышенность и называется Гремяч. По преданию, ключ здесь забил после удара молнии. А с вершины горы открываются великолепные виды на озеро Плещеево, приозерную часть Переславля, храмы и монастыри, прибрежные села.
В находящемся рядом с усадьбой селе Веськово можно посетить частный музей «Дом чайника», в котором представлена богатая коллекция чайной посуды и предметов традиционного быта XIX – начала XX века.
Покидая Переславль или, наоборот, въезжая в город со стороны Москвы можно остановиться на несколько минут и осмотреть ещё один интересный памятник старины – часовню Крест (Фёдоровскую), стоящую возле самой дороги в четырёх километрах от городской черты. На этом месте в ХVI веке находилось сельцо Собилово, где, по преданию, будучи в поездке по святым местам, супруга Ивана Грозного – царица Анастасия Романовна, родила царевича Фёдора. Ему суждено было стать последним царем угасающей династии Рюриковичей. В честь рождения царского сына был поставлен благодарственный деревянный крест, замененный позже каменной часовней.
Сельцо Собилово вместе царской часовней сгорело дотла в Смутное время. В конце XVII века здесь построили новую каменную часовню в виде открытого шатра на столбах–колоннах. Двойные арочные пролеты между столбами украшены висячими каменными гирьками, а ширинки простенков отделаны муравлеными изразцами. Это красивое сооружение пришло в ветхость к концу ХIХ века и было спасено выдающимся архитектором–реставратором академиком Владимиром Васильевичем Сусловым.
Любители природы могут также посетить Переславский дендрологический сад имени Сергея Фёдоровича Харитонова (улица Журавлёва, дом 1), в котором акклиматизированы и выращиваются на открытом воздухе более шестисот видов редких деревьев и кустарников из различных регионов мира.
Сказка "12 месяцев". История и современность
Юрий Алексеевич Гагарин
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Простые новогодние шары из бумаги
По морям вокруг Земли