Проект «Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazka_kak_sredstvo_emotsionalnogo_razvitiya_harya_tv_1gruppa.docx | 48.01 КБ |
Проект «Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила воспитатель
МБДОУ детский сад комбинированного вида №50
Харя Тамара Васильевна
ХИМКИ, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………. 3
Проблема развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в современной литературе ................................................................................…. 6
Сущность понятия «эмоциональное развитие» …………………………...…. 9
Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного
возраста ………………………………………………………………………... 11
Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста ………………………………………………………………………… 15
Заключение ……………………………………………………………………. 23
Литература ……………………………………………………………………. 24
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современный человек для сознательного существования в мире, для того, чтобы сформировать свое ценностно-смысловое пространство, должен поместить себя в мир общечеловеческих ценностей. Это погружение он осуществляет с помощью непосредственного переживания, чувственно-эмоционального постижения окружающего. И тогда общечеловеческие ценности начинают функционировать в реальных жизненных связях субъекта, начинают определять его отношение к миру.
Родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети мало общаются с взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Уровень сформированности эмоциональной сферы дошкольника существенно влияет на его развитие и жизненный путь. Умение понимать эмоции других и адекватно выражать собственные эмоции, сформированность механизма эмоционального предвосхищения являются условием развития подлинной способности к продуктивному общению.
Эмоциональная сфера ребенка рассматривается, таким образом, как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.
Дошкольный возраст особенно благоприятен для развития его эмоциональной сферы. В этот период ребенок способен научиться различать истинные и внешне проявляемые эмоции, переживать их, понимать эмоциональное состояние других людей, проявлять сочувствие (эмпатию) к окружающим. Ребенок приобретает эмоциональный опыт в процессе взаимодействия с людьми: родителями, воспитателями, сверстниками.
Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.
В связи с этим значение эмоциональной сферы понимается в настоящее время как важнейший аспект всестороннего гармоничного развития ребенка. Осознание важности эмоциональной сферы в жизни человека требует целенаправленного развития этого качества личности с детского возраста.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды формы и методы воспитания, но особую роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет сказка. Сказка заставляет ребенка смеяться и плакать, переживать и надеяться, проявлять чувства и эмпатию, распознавать мотивы нравственного поведения. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребенка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую строится на уважении к своим предкам.
Многие годы, система дошкольного воспитания и обучения, ориентирована на интеллектуальное развитие ребенка. Формированию эмоциональной сферы, часто уделялось недостаточно внимание. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование аффекта и интеллекта, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка опять-таки не всегда уделяется достаточное внимание.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста и сложившейся системой дошкольной образования, ориентированной на интеллектуальное развитие дошкольников.
- между большим потенциалом сказки в развитии эмоциональной сферы дошкольника и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы дошкольного образования была сформулирована проблема исследования, которая состоит в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста».
Целью работы является обоснование эффективности сказки в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - сказка, способствующая развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Поставленная цель, объект и предмет исследования позволили выдвинуть следующие задачи:
1. Учить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Показать роль сказки в эмоциональном развитии детей дошкольного возраста.
В выпускной работе применялись следующие методы:
- теоретические - изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в современной литературе
Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста не новая, но очень актуальная и привлекает внимание отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Это связано с тем, что нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения.
Так как дошкольное детство занимает только первых семь лет - это очень короткий отрезок в жизни каждого человека. Но он имеет огромное значение в жизни ребенка, так как он быстро и бурно развивается. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, что в свою очередь является основанием для дальнейшего роста. Для маленького ребенка характерно находиться в так называемом “плену эмоций” – его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают, - так как не может управлять ими.
Приоритетным направлением в эмоциональном развития в дошкольников является формирование самостоятельной и активной личности.
Собрано огромное количество фактов и систематизировано много наблюдений об эмоциях, приобретён опыт экспериментального исследования.
К. Ланге утверждал, что эмоции возникают в результатe моторных изменений, которые вызываются некоторыми раздражителями. В последствии эти две теории начали рассматривать как единую. Эта теория в последствии стала называться как “теория Джемса-Ланге”. В основе которой лежит теория о том,что: мы грустим, потому что льются слезы, мы сердимся, потому что наносим удар.
Изард, один из ведущих ученых в области эмоций, анализирует связь человеческие эмоции с деятельностью человека и познавательной способностью, старается объяснить, как эти эмоции образуют большую часть человеческого познания, сознания и действия. Изучая эмоции во всех аспектах, он подвергает анализу эмпирические исследования и важнейшие теории.
Теория Изарда подвергалась критике отечественных психологов - А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, за то, что важнейшим компонентом эмоций он не рассматривал отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, которые отечественные психологии рассматривают как основу эмоций.
Отечественные психологи придерживаются теории о том, что эмоции –это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности и выделяют следующие аспекты: отражения (В. К. Вилюнас, Я. М. Веккер, Г. А. Фортунатов, отношения (В. Н. Мясищев, П. М. Якобсон) и переживания (С. Л. Рубинштейн, Г. Ш. Шингаров).В дошкольном периоде у ребенка начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, который ранее отсутствовали или наблюдались в начальном состоянии. Эмоциональное развитие дошкольника тесно связано с появлением у него новых интересов и потребностей, интересов.
В данном периоде эмоционального развития роль эмоций в деятельности ребенка изменяется. На данном этапе у ребенка формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет переживать его по поводу возможных результатов (предвидеть реакцию других людей на его поступки). Например, раньше ребенок испытывал радость от того, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Другой пример, раньше дошкольник выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительные оценки, а теперь он ее выполняет, как бы предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Специфичность эмоций определяются переживанием событий и отношений. С. Л. Рубинштейн считал, что "чувства выражаются в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает.
Так постепенно ребенок начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – выражение чувства посредством интонации, мимики, пантомимы, что в свою очередь помогает ему понять переживания другого человека.
Также А. Д. Кошелева утверждала, что изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием как мотивационной, так и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональный процесс обеспечивает их интеллектуализацию, когда он становятся более осознанным, обобщенным. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления – слезы, можно заметить у ребенка 3-4 лет. Хотя малышу это еще плохо удается. Старший дошкольник в той или иной степени может управлять выражениями эмоций.
Эмоции возникают при сложном взаимодействии субъекта и объекта, и зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. По мнению, Г. И Батурина, эмоции, отражая окружающую действительность, выполняют оценочную функцию познания.
Если говорить об исследовании эмоций большинства авторов – П. М. Якобсон, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Ковалёв, А. В. Петровский,–считают чувства высшими, сложными, социальными эмоциями.
По мнению Л. С. Выготского полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта».
Проведя анализ теоретических исследований отечественных и зарубежных психологов и педагогов, можно сделать вывод том, что в психолого-педагогической литературе накоплен весомый материал по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников. Выделены особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте.
Сущность понятия «эмоциональное развитие»
Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.
Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений.
Одна из важнейших особенностей эмоций — их идеаторный характер, то есть способность формироваться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент могут не происходить, и существуют только в виде идеи о пережитых, ожидаемых или воображаемых ситуациях.
Другая важная особенность — их способность к обобщению и коммуникации (эмоции могут передаваться между людьми или животными), из-за чего эмоциональный опыт включает в себя не только индивидуальные переживания, но и эмоциональные сопереживания, возникающие в ходе общения, восприятия произведений искусства и тому подобного.
Эмоции могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее эмоция, тем сильнее её физиологические проявления. На интенсивность эмоции в каждом конкретном случае влияет, обычно, большое количество факторов. Кроме того, интенсивность эмоций может зависеть от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается при нарушениях целостности его шейных сегментов.
В зависимости от влияния на активность эмоции подразделяются на стенические (от др.-греч. σθένος — сила) и астенические (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие). Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (радость, энтузиазм и другие). Астенические эмоции расслабляют или парализуют силы (тоска, грусть и другие).
Эмоции проявляются как внешнее поведение и как перестройка внутренней среды организма, имеющая своей целью адаптацию организма к среде обитания. Например, эмоция страха подготавливает организм к «поведению избегания»: активизируется ориентировочный рефлекс, активирующая система мозга, усиливается работа органов чувств, в кровь выделяется адреналин, усиливается работа сердечной мышцы, дыхательной системы, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, и тому подобное.
Страх, удивление, радость, гнев, отвращение, горе.
«Эмоции» и «чувство» – очень близкие и чаще всего неотделимые друг от друга понятия, но все же они не тождественны.
Чувство – это черта личности, относительно устойчивое отношение к окружающему миру.
Наиболее четкое разделение эмоций и чувств дано А. Н. Леонтьевым (1971). Он отмечает, что эмоция имеет ситуативный характер, т. е. выражает оценочное отношение к наличной или возможной в будущем ситуации, а также к своей деятельности в ситуации. Чувство же носит отчетливо выраженный «предметный» (объектный) характер. Чувство - это устойчивое эмоциональное отношение. Существенно и замечание А. Н. Леонтьева, что эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева).
2. Эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства - с социальной сферой.
3. Эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании.
4. Эмоции чаще всего не имеют определенного внешнего проявления, а чувства имеют.
5. Эмоции кратковременны, а чувства длительные, отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам.
Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство. Например, мать, любя своего ребенка, будет переживать во время его экзаменационной сессии разные эмоции, в зависимости от того, каков будет результат сдачи экзаменов. Когда ребенок пойдет на экзамен, у матери будет тревога, когда он сообщит об успешно сданном экзамене - радость, а при провале его - разочарование, досада, злость. Этот и ему подобные примеры показывает, что эмоции и чувства - это не одно и то же.
Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может вы ражаться в разных эмоциях. Не проявляя внешне эмоций, человек скрывает от других и свои чувства.
Аффект – быстро возникающее и бурно протекающее эмоциональное состояние, которое характеризуется нарушением сознательного контроля своих действий, неспособностью адекватно оценивать происходящее.
Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние.
В развитии аффективного состояния можно выделить несколько стадий. На начальном этапе человек испытывает сильное желание поддаться охватившему его чувству (гневу, страху и т. п.). При этом расстраиваются мелкие движения, проявление выразительных реакций не контролируется.
Однако на этой стадии человек еще может овладеть собой и затормозить развитие аффекта.
Например, посчитать до 10, глубоко подышать, заняться механической работой и т.п. Если этого не происходит, то наступление аффекта неизбежно.
Человек полностью утрачивает контроль над собой, его действия безрассудны. По окончании аффективной вспышки наступают разбитость и опустошенность, упадок сил, иногда человек засыпает.
Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, и он перестает себя контролировать. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяется внимание. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.
2.
Развитие эмоциональной сферы ребёнка включает в себя:
- развитие эмоционального реагирования;
- развитие эмоциональной экспрессии;
- развитие эмпатии;
- формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;
- формирование словаря эмоциональной лексики.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста имеет свои характеристики.
Особенности эмоционального развития в младенчестве:
Особенности эмоционального развития в раннем возрасте:
Детям от 1 года до 3 лет в эмоциональной сфере присущи: отсутствие эмпатии, характерные эмоциональные реакции, связанными с его желаниями неумением выбирать и принимать решения, эгоцентризмом. Вместе с тем, зарождается самосознание - ребёнок узнаёт своё отражение в зеркале, отзываться на имя, пытается быть самостоятельным, начинает употреблять местоимение «я» завышенной самооценки (Я — хороший). Также, малыш ещё не умеет предвидеть последствия своих действий. В этом возрасте для ребёнка важна оценка взрослого, ребёнок эмоционально реагирует не неё.
Ребёнок 4-5 лет обладает достаточно разнообразным спектром эмоций. Приобретённые детьми этого возраста новые умения и интересы обуславливают появления целого спектра разнообразных эмоций ребёнка, вместе с тем потребностей и мотивов. Ребёнок этого возраста уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, гнев, бодрость, нежность, застенчивость, удивление, удовольствие и т. д. Также в этом возрасте детям доступно выражение чувств, при применении разных интонаций и мимики.
Эмоциональная сфера ребёнка 4-6 лет характеризуется следующим образом: у ребёнка более спокойный эмоциональный фон восприятия проявления эмоций по цепочке «желание, представление, действие, эмоция». В этом возрасте развивается эмоциональное предвосхищение: ребёнок старается предвидеть будущий результат и то, как его оценят. Появляются новые мотивы для деятельности, способность оценивать своё поведение.
Выделим некоторые особенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста:
- ребенок ещё не может управлять своими эмоциями, переживаниями;
- ребёнок осваивает социальные формы проявления чувств и эмоций;
- чувства и эмоции у ребёнка в старшем дошкольном возрасте становятся более разумными и произвольными;
- в старшем дошкольном возрасте у ребёнка начинают формироваться высшие чувства (эстетические, нравственные, интеллектуальные).
Подчеркнём, что эмоциональная сфера ребёнка развивается в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Недостаток эмоциональных контактах может привести к задержке эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Педагоги в детском саду должны создавать условия для установления тесных эмоциональных контактов с каждым воспитанником. Человеческие взаимоотношения, поступки людей - это источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других составляющих эмоциональной сферы.
Для развития эмоциональной сферы ребёнка важны доброжелательные взаимоотношения в семье.
Неправильное общение в семье, как правило приводит:
- односторонняя привязанность, чаще всего к матери, приводит к ослаблению мотивации в общении со сверстниками;
- ревность при появлении второго ребёнка в семье, первый ребёнок начинает чувствовать себя обделённым;
- выражение взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребёнку, приводит к тревожности.
Организованная образовательная деятельность, такая как музыкальное занятие учат ребёнка испытывать определённые чувства, связанные с восприятием музыки.
Эмоциональная сфера ребёнка интенсивно развиваются в ведущей деятельности дошкольников - в игре. Выполнение совместных трудовых заданий (уборка участка, групповой комнаты) развивает у детей эмоциональное единство группы.
Высшие чувства начинают формироваться у детей с 2-3 лет. Развитие высших чувств связано с развитием общения со взрослыми и сверстниками, появлением форм совместной деятельности.
Однако, для детей дошкольного возраста характерно слитность высших чувств:
- хороший – значит красивый (эстетические переживания);
- хороший – значит добрый (этические переживания);
- хороший – значит интересный (интеллектуальные переживания).
Можно сказать, что, один и тот же объект внимания вызывает у ребёнка разнообразные чувства.
Предпосылкой развития нравственных чувств является доброжелательность, внимание, забота, любовь со стороны взрослого. Всё это обуславливает то, что дошкольник сам начинает сопереживать другим людям.
Таким образом, особенностями развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста являются проявления эмоций вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Ребёнок растёт и изменяются его взгляды на мир и отношения со взрослыми и сверстниками. В старшем дошкольном возрасте умения осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Педагогам и родителям необходимо знать возрастные особенности детей, иначе появляются не совсем верные оценки поведения ребёнка.
3. Предпосылками формирования эмоционального интеллекта дошкольника являются:
1. Свойства темперамента;
2.Наследственные задатки эмоциональной восприимчивости;
3.Высокое развитие правого полушария
Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
На развитие эмоциональной сферы ребёнка важную роль оказывает художественная литература. Яркие эмоции дошкольник испытывает, когда сравнивает себя с положительными героями, переживает за них.
Чувство гордости возникает у ребёнка при положительной оценке качества выполнения какой-либо деятельности: умение хорошо танцевать, быстро бегать, считать, проявления моральных качеств (выдержка, послушание).
Чувство стыда возникает, когда малыш желает действовать в соответствии с одобряемыми образцами поведения, но фактически их нарушает.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды формы и методы воспитания, но особую роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет сказка.
Сказка как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать.
Сказка - один из основных, древнейших жанров устного народного творчества, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Сказка - это:
1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит "строгодостоверному" фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, кощуна, предание, быличка).
2) жанр литературного повествования. Литературная сказка, либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература), на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVI века. От слова «казать». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XIX века. До XIX века использовалось слово баснь, до XI века - кощуна.
Слово ««сказка» предполагает, что о нем узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребенка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам.
Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит мир во всей его целостности, сложности, гармонии и красоте. Сказка связана с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов.
Русские народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.
Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически.
Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказок.
За сказкой всегда стоит подлинный мир народной жизни - мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта.
В сказках каждого народа общечеловеческие темы и идеи получают своеобразное воплощение. В русских народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд на вещи, русский ум, передана специфика русского языка - все то, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой.
Идейная направленность русских классических сказок проявляется в отражении борьбы народа за лучшее будущее. Передавая из поколения в поколение мечту о свободной жизни и свободном творческом труде, сказка жила ею. Вот почему она и воспринимается как живое искусство народа. Сохраняя элементы прошлого, сказка не потеряла связи с социальной действительностью.
Сказки в целом были одной из важнейших областей народного поэтического искусства, имевшей не только идейное и художественное, но и огромное педагогическое и воспитательное значение.
Немаловажно и психолого-педагогическое воздействие сказки на ребенка. Б.Д. Эльконин отмечает присутствие в целостной эстетической форме волшебной сказки образцов инициативности, смыслов человеческой деятельности, мотивов нравственного поведения, присваивающихся ребенком в процессе слушания сказки.
Сказка, как форма организации детского опыта, предполагает интеграцию и обобщение ряда функций, сказка структурирует, упорядочивает, организует приобретаемый и уже приобретенный опыт ребенка, его восприятие, мышление, память, воображение, т.е. психические процессы, оперирующие единицами опыта. Согласно данной точке зрения, сказка для ребенка является своеобразной матрицей, с помощью которой ребенок организует свой внутренний мир, заполняя ее ячейки элементами опыта, упорядочивает аффективную сферу, формирует стройную систему смыслов, структурирует и оформляет познавательные процессы.
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребен ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.
Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.
Забавность сказок повышает интерес детей к ним.
Фантастические идеалы придают сказкам художественную убедительность и усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира.
В процессе восприятия сказки ребёнок познаёт определенный её смысл, который доступен только ему. В своих исследованиях А. В. Запорожец писал о существовании особого вида эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. У детей порождение образов этого эмоционального познания часто происходит в процессе восприятия художественного произведения. Под влиянием слушания у ребенка возникает сочувствие герою и складывается эмоциональный образ воспринимаемых событий и взаимоотношений. Сопереживание герою сказки сначала складывается как внешняя, развёрнутая деятельность соучастия в непосредственно воспринимаемых и переживаемых событиях. Лишь потом она переходит во внутренний план - план эмоционального воображения.
Сказка для ребенка является не просто фантазией, но и особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейшие нравственные категории, в дальнейшем - мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребёнка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами. Это внутренний переход возможен только тогда, когда содержание сказки прошло через сопереживания другому лицу.
Эмоциональная отзывчивость на сказку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений.
Существуют разнообразные классификации сказок. Различают сказки о животных, бытовые волшебные, авторские, народные и т. д. Сказка помогает закладывать в детях основы нравственности, воспитывать моральные ценности, формирует характер, эмоциональное отношение к окружающему миру, к людям.
Сказки о животных помогают педагогу показать:
- как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
- как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
- что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка») и др.
В сказках о животных есть много юмора, это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движения душевные силы.
Сказка смеётся над пустяшной причиной стольких нелепых последствий. Дети, верно, приучаются оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторон всяких жизненных несоответствий. (Весёлый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, - вот он и попался лисе «Колобок»).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глаза народа наивысшую ценность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например: сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает в лес одним ходить нельзя – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложившейся ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей звучит в сказках «Гуси-лебеди», «сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеивается в сказке «У страха глаза велики», хитрость в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев». Трудолюбие в народных сказках всегда награждается: («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна – лягушка», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козёл», забота о близком («Бобовое зернышко»).
Положительные герои наделены в сказках силой, м мужеством, упорством, честностью и другими высоконравственными качествами. Самый популярный герой – Иван Царевич («Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки» и др.). Другой, не менее популярный герой. Тип ироничного везунчика Ивана - дурочка - он добрый, доверчивый, миролюбивый, трудолюбивый. Значительное место в сказках занимает женщина-воительница. Она воплощает в себя идеал красоты, мудрости. Это - Василиса Премудрая, Марья-Моревна, Алёнушка и другие.
Природа в сказке защищает героев (речка и дерево в сказке «Гуси-лебеди», утешает и сочувствует горю (так, в сказке «Сестрица-Алёнушка и братец Иванушка» злая ведьма утопила Алёнушку, и никто этого не заметил, «только цветы в саду стали вянуть, деревья сохнуть, травы блекнуть»). Из этого слияния с природой рождается любовь - жалость к животным, ко всему живому, столь присущая русским сказкам и неоднократно отмечавшаяся исследователями.
Счастье в сказках познаётся в самом стремление к нему, в самом факте подъёма над обыденностью. Порой, начиная свой путь, герой сам не знает, к чему стремится (отправляется «куда глаза глядят»). Л.П. Стрелкова в своих исследованиях отмечает, что ребёнок может постигнуть ценность благородного поступка, низость предательства, коварства и зла, испытать чувство любви и ненависти, конечно, из произведений искусства, которые не только расширяют представления ребёнка, мир его чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Особое место здесь занимает сказка, которая включает в себя духовные ценности, ярко представленный мир чувств, напоминающий жизнь взрослых людей. Сказка помогает ребёнку познать мир не только умом, но и сердцем, даёт возможность откликнуться на окружающие явления и события, выразить своё отношение к добру и злу. Сказка особенно активно пробуждает активность ребёнка, подчеркивает Л.П. Стрелкова, т. к. помогает малышу мысленно преодолеть весь путь с любимыми героями, сочувствуя им и переживая. Также сказка активизирует воображение ребёнка, т. к. появляются не только новые знания и представления, а самое главное - возникает новое отношение к людям, событиям, предметам и явлениям.
В процессе работы со сказкой формировании эмоциональной сферы ребенка происходит в тесной взаимосвязи с развитием речи. Активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь. В результате целенаправленной работы над эмоциями детей речевые контакты в системе "ребенок - ребенок" и "ребенок - взрослый" становятся более живыми, яркими. Дети осваивают возможности вербально выражать свои чувства. Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого обращения (здороваться, благодарить, просить прощения и т. д.).
Сказка для ребёнка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни.
Основные задачи формирования эмоциональной сферы младших дошкольников в процессе работы со сказкой можно сформулировать следующим образом:
- учить выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией;
- учить распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников (человек радуется, расстроен, удивлен, рассержен);
- развивать эмоциональную отзывчивость (эмпатию) на эмоции других (если человек обижен, - пожалеть его, помочь, радуется - порадоваться вместе с ним, разгневан, - постараться понять причину);
- обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоциональные состояния; Каждая сказка уникальна. Однако использование сказок при развитии эмоциональной сферы дошкольников предполагает учет общих закономерностей работы со сказочным материалом.
Отметим несколько основных педагогических приемов при работе со сказкой, основных форм работы с детьми:
- использование сказки как метафоры. Текст и образы сказки вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной психической жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации обсуждаются;
- рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации, вызываемые у ребенка сказкой, проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом;
- беседа. «Почему герой так поступил?» - обсуждение сказки, то есть более активная работа с текстом, в ходе которой обсуждается поведения и мотивы персонажа, что в свою очередь служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии определенного поступка «хорошо» — «плохо». Вариантом простого обсуждения может быть анализ проблемной ситуации;
- проблемные ситуации (от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми ребенок или группа детей должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса: «Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы?» (Г.-Х. Андерсен "Снежная Королева»), «Почему с Шапокляк никто не хотел дружить» (Э. Успенский "Крокодил Гена"). Что можно сделать, чтобы с тобой захотели дружить? Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная сказка).
- моделирование сказок. Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств;
- проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции, позволяя тем самым расширить индивидуальный репертуар выразительных средств;
- метод физического действия - опосредованное включение и отражение эмоциональных переживаний в ходе совершаемых действий (заимствован из театральной педагогики К.С. Станиславского). Заключается в воспроизведени действий человека. Точно найденное физическое действие способно разбудить верную психологическую, эмоциональную природу ребенка. В процессе указанной деятельности ребенок демонстрирует самобытный, индивидуально - неповторимый рисунок эмоциональной экспрессии; стимулирует проявление сформированного эмоционального опыта;
- выразительные движения. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка. Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.И. Чайковского; Изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой;
- игровая драматизация, игровая психогимнастика являются наиболее эффективными приемами развития паралингвистических проявлений эмоций. Позитивное влияние театрализованной игры на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено её особыми свойствами (инсценирование движений, характерных для эмоционального состояния героя, воображаемая ситуация). Драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. Организуя такие игры педагог должен учитывать:
1) специфику моторного профиля каждой эмоции. В этом случае в контекст игры включается содержание, провоцирующее детей на демонстрацию эмоционального состояния - радости, грусти, страха, удивления;
2) последовательность в усложнении драматизаций, способов их организации, то есть разыгрываются игры, предполагающие повторение действий по образцу; включающие в себя завершение действий, начатых взрослым; провоцирующие к самостоятельным импровизациям как с предметами (реальными и воображаемыми), так и без предметов;
3) последовательность введения составляющих экспрессивной стороны эмоций, начиная с компонентов, наиболее подвластных управлению и самоконтролю, жеста, мимики. Затем включать содержание, побуждающее к выразительности речевой интонации, телодвижений, поз. Выразительные движения представляют собой внешние проявления сложных внутренних эмоциональных процессов.
- творческие задания (индивидуальные или коллективные). Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки). Например, рассказать по кругу знакомую сказку «Теремок», придумать свою сказку (по аналогии), разыгрывание придуманных сказок и т.п.
Формы знакомства ребенка со сказкой: традиционные - чтение сказки, просмотр сказки и т.п.;
- инновационные - сказка для театрализации, драматизации.
Таким образом, рассмотрев сущность сказки, ее роль в развитии и воспитании детей, можно сделать вывод, что сказка является эффективным средством развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. В сказочной форме ребёнок не только сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство, но и способен выразить собственные эмоции и чувства. Сказка является особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейшие нравственные категории. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения чувств ребёнка, для становления его эмоциональной сферы.
Основные педагогические приемы работы со сказкой: использование сказки как метафоры, рисование по мотивам сказки, беседа, проблемные ситуации; моделирование сказок, проигрывание эпизодов сказки, метод физического действия, выразительные движения, игровая драматизация, игровая психогимнастика, творческие задания и др. Формы знакомства ребенка со сказкой: традиционные и инновационные. Применение сказки обеспечивает положительные эмоции, развивает способность выражать собственные эмоции.
Вывод:
Указанные выше особенности сказок и педагогические важнейшие нравственные категории. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения чувств ребёнка, для становления его эмоциональной сферы.
Основные педагогические приемы работы со сказкой: использование сказки как метафоры, рисование по мотивам сказки, беседа, проблемные ситуации; моделирование сказок, проигрывание эпизодов сказки, метод физического действия, выразительные движения, игровая драматизация, игровая психогимнастика, творческие задания и др. Формы знакомства ребенка со сказкой: традиционные и инновационные. Применение сказки обеспечивает положительные эмоции, развивает способность выражать собственные эмоции.
Указанные выше особенности сказок и педагогические способы из применения позволяют эффективно развивать эмоциональную сферу старшего дошкольника.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Герасимова, Е. Н. Развитие эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры / Е. Н. Герасимова, С. Н. Гамова // Вестник ТГУ. — 2017.
2. Гайворонская, Т. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие. / Т. А. Гайворонская, В. А. Деркунская. - М.: Центр педагогического образования, 2007.
3. Изард, К. Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб. : Питер, 2003.
5.Кошелева, А. Д. Актуальные вопросы эмоционального развития дошкольников / А. Д. Кошелева // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях : сб. науч. тр.; редкол.: Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова (отв. ред.) и др. — М. : АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания, 1998.
6. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под ред. Рузской А. Г. - М. : Издательство «Институт практической психологии», 1997
7. Сергеева, Н. Эмоциональное благополучие детей / Н. Сергеева // Народное образование, 2004. — № 2.
8. Фаустова, И. В. Эмоциональное благополучие ребёнка-дошкольника как предпосылка развития его эмоциональной устойчивости / И. В. Фаустова, С. Н. Гамова // Современные проблемы науки и образования. — 2016.
9. Филиппова, Г. Г. Эмоциональное благополучие детей и его изучение в психологии. Детский практический психолог / Г. Г. Филиппова. — М. : Наука, 2001.
За чашкой чая
Сила слова
Соленая снежинка
Хитрость Дидоны
Бабочка
Комментарии
Сказка как средство развития эмоциональной сферы детей старшего
Замечательный материал! Сказка выступает одним из тех обязательных компонентов, который важен в развитии духовности и эмоциональности детей. Очень познавательно. Спасибо!