Фискальная (налогово-бюджетная) политика — правительственная политика, представляющая собой меры воздействия на экономику с помощью изменения величины расходов или доходов государственного бюджета. Один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний экономических циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе.
Основными инструментами фискальной политики являются налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.
Вложение | Размер |
---|---|
03.12_byudzhetno-nalogovaya_politika.pptx | 654.42 КБ |
Слайд 1
Бюджетно–налоговая политика Подготовила: Блохина Валентина Александровна Группа ПСА – 23аСлайд 2
План работы: Что такое бюджетно – налоговая политика государства? Автоматическая налогово – бюджетная политика как вид фискальной политики. Основные инструменты налогово – бюджетной политики. Плюсы и минусы фискальной политики. Подведение итогов.
Слайд 3
Что такое бюджетно – налоговая политика государства? Бюджетно – налоговая политика – часть законодательства, которая прямым образом влияет на формирование налогового законодательства и, как следствие, на сумму уплачиваемых нами налогов. Бюджетно – налоговая политика государства – это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.
Слайд 4
Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть – именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов. Основная задача этой политики – регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.
Слайд 5
Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика? стабильный экономический рост в стране; занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму) ; стабильный уровень цен ( инфляция – это самая большая проблема экономик любых стран) .
Слайд 6
Есть два вида бюджетно – налоговой политики государства: Стимулирующая Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение: повышение государственных закупок товаров и услуг; снижение налогового бремени на предприятия; повышение трансфертов (если это позволяет бюджет) . Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг. Сдерживающая А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования , экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика: увеличение налогов; сокращение трансфертов; сокращение государственных расходов. Эти меры приводят к сокращению системы «спрос – предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.
Слайд 7
Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики. Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются) , а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация. Трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности» ) влияют по – другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет) , при росте экономики – уменьшаются (занятость населения увеличивается) . Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.
Слайд 8
Основные инструменты налогово –б юджетной политики. Как эти инструменты влияют на совокупный спрос: Трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше – повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса. Налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода) , сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая – нераспределенная – прибыль) . Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону. Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки; налоги; трансферты.
Слайд 9
Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс – автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос. Джон Мейнадр Кейнс (05.06.1883–21.04.1946)
Слайд 10
Плюсы и минусы фискальной политики: У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов: Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику. Наличие автоматических стабилизаторов – частичное сглаживание циклических колебаний экономики. Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг) . При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков: Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Государственной Думой Российской Федерации для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев». Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации. Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.
Слайд 11
Подведение итогов. Бюджетно – налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.
Выбери путь
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
А теперь — мультфильм
Бабочка
Госпожа Метелица