Монополистическая конкуренция (МК) — это одна из структур рынка с большим числом предприятий, которые выпускают дифференцированную продукцию и контролируют ее стоимость для конечного потребителя.
Вложение | Размер |
---|---|
chto_predstavlyaet_iz_sebya_rynok_monopolisticheskoy_konkurentsii.pptx | 469.59 КБ |
Слайд 1
Что представляет из себя рынок монополистической конкуренции? Подготовила: Блохина валентина Александровна Группа пса – 23аСлайд 2
Что такое «конкуренция»? Это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства, при единых правилах для всех её участников.
Слайд 3
Что такое «монополистическая конкуренция»? Это такая рыночная модель, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Для монополистической конкуренции не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно небольшого их числа, скажем, 25, 35, 60.
Слайд 4
Важные признаки монополистической конкуренции: нет ощущения взаимной зависимости; тайный сговор фирм с целью ограничения объема производства и повышения цен почти невозможен; каждая фирма, обладая относительно небольшой долей всего рынка, имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой; реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы настолько мало, что у конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы; каждая фирма определяет сама свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм.
Слайд 5
В условиях монополистической конкуренции соперничество сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта. Так как продукты дифференцированы, можно предположить, что со временем они могут быть изменены и что черты дифференциации продукта каждой фирмы будут восприимчивы к рекламе и новому сбыту. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов. Производители в условиях монополистической конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами на свою продукцию. Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и платят более высокую цену за эту продукцию, чтобы удовлетворить свои предпочтения. Продавцы и покупатели больше не связаны стихийно, как на рынке чистой конкуренции. Спрос на продукцию монополистической фирмы:
Слайд 6
Вступить в отрасли с монополистической конкуренцией относительно легко. Под монополистической конкуренцией подразумевается конкуренция отраслей, состоящих из относительно большого числа фирм, которые действуют в производстве дифференцированных продуктов, не вступая между собой в тайные союзы. Теперь проанализируем поведение фирм в определении цены и объема производства, действующих в условиях монополистической конкуренции. Степень эластичности кривой спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта. Чем больше число конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем больше будет эластичность кривой спроса каждого продавца, то есть тем больше ситуация будет приближаться к чистой конкуренции.
Слайд 7
Краткосрочный период В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать свои прибыли или минимизировать убытки, производя такой объем продукции. Фирма производит продукцию, назначает цену , получает совокупную прибыль (сверхприбыль) в размере, характеризуемом заштрихованным прямоугольником. В краткосрочном периоде фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может либо получить экономическую прибыль, либо столкнуться с убытками. прибыль убытки
Слайд 8
Долгосрочный период При монополистической конкуренции цена превышает предельные издержки в условиях равновесия в долговременном периоде. Это означает, что дополнительные единицы этого товара общество оценивает выше, чем альтернативные продукты, которые с использованием тех же ресурсов можно было бы произвести. Поскольку отсутствуют барьеры на вхождение в отрасль, при наличии экономической прибыли новые фирмы будут открывать здесь свое производство. По мере вхождения новых фирм кривая спроса на продукцию каждой прежней фирмы начинает поворачиваться влево, а вместе с ней становится более пологой и кривая предельного дохода. Все фирмы отрасли будут теперь получать только нормальную прибыль, поскольку цена равновесия установилась на уровне средних издержек. Поэтому цена не равна минимальному уровню долгосрочных средних издержек, а значит, при монополистической конкуренции не достигается производственная эффективность. Точка Е на рисунке – точка долгосрочного равновесия фирмы при монополистической конкуренции. Этот поворот кривых продолжается до тех пор, пока кривая спроса не будет лишь касаться кривой средних издержек. В этой точке касания будет устранена экономическая прибыль, а следовательно, прекратится приток в отрасль новых капиталов и новых фирм . Точка равновесия не соответствует наименьшей величине средних долгосрочных издержек, поскольку кривая спроса не горизонтальна, как при совершенной конкуренции.
Слайд 9
Отрасли с монополистической конкуренцией достаточно часто переполнены фирмами, которые загружены не полностью, то есть действуют, не достигая оптимальной мощности. Типичными примерами этого служат многие виды мелких предприятий розничной торговли. Недогруженные предприятия и потребители, наказанные за эту недогрузку высоким уровнем цен, – все это составляет издержки монополистической конкуренции.
Слайд 10
Благодаря рекламе фирма надеется увеличить свою рыночную долю и привлечь потребителей к ее дифференцированному продукту. Сторонники рекламы оправдывают ее на том основании, что она: стимулирует конкуренцию; ускоряет развитие продукта; поддерживает национальные системы связи; поощряет расходы и высокий уровень занятости; позволяет фирмам реализовать эффект масштаба; помогает потребителям в осуществлении разумного выбора. Критики заявляют, что реклама: поощряет монополию; вызывает ряд внешних издержек; скорее сбивает с толку, чем информирует; приводит к более высоким, а не более низким издержкам и ценам; не является стратегическим фактором, определяющим расходы и занятость; нерационально перемещает ресурсы из более важных областей применения. Существуют разные точки зрения относительно экономической пользы рекламы:
Слайд 11
Монополистическая конкуренция – это наиболее распространенный тип рыночных отношений. На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыли. Монополистическая конкуренция очень близка по многим показателям к конкуренции совершенной, практически не встречающейся в реальной жизни.
Рисуем белые грибы пастелью
О чем поет Шотландская волынка?
Зимний дуб
Аэродинамика и воздушный шарик
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"