В мире гитаристов имя Торреса значит то же, что имя Страдивари для скрипачей. Именно Антонио де Торрес Хурадо создал классическую испанскую гитару в том виде, в котором она получила известность и дошла до наших дней.
Торрес Хурадо, известный в мире гитары просто как Торрес, чьи инструменты стали эталоном, родился в Испании 13 июня 1817 года. Сначала Торреса определили учеником к плотнику в городе Вера. Затем он перебрался в Гранаду, где, по-видимому, оказался в мастерской знаменитого музыкального мастера Хосе Пернаса. Изготовление гитар было для него делом совсем новым, поэтому все гениальные находки и достижения Торреса на этом поприще кажутся чем-то невероятным.
Самые ранние упоминания инструментов Торреса относятся к 1854 году, а уже тогда мастеру было под сорок. Неизвестно, как долго Торрес оставался у Пернаса, но затем в его жизни произошли крутые перемены – он переехал в Севилью, где ему посчастливилось познакомиться с известным гитаристом Хуаном Аркасом, который и заразил его своим энтузиазмом. Изготовление гитар в то время не было особо прибыльным занятием, ведь в те времена в моде были более громкие инструменты. Интерес публики к гитаре угасал - к тому времени фортепиано вытеснило гитару из концертных залов. Тем не менее, в Севилье, где работал Торрес, было особенно популярно фламенко. Общение с гитаристами фламенко несомненно повлияло на работу мастера.
В 1858 году Торрес выставляет свой инструмент на выставке в Севилье, где завоевывает бронзовую медаль за необычное оформление гитары из клёна «Птичий глаз». Вскоре, гитарные мастера переняли его новый стандарт дизайна.
Если посмотреть на гитары, сделанные до Торреса, то все они выглядят непривычно для современного глаза. Для них характерны одинаковые верхние и нижние части, маленький размер и небольшая глубина корпуса:
В первую очередь Торрес сосредоточил усилия на улучшении звучания инструмента.
Глубина корпуса определяет объем воздушного пространства внутри гитары, которое непосредственно отвечает за голос инструмента. Поэтому Торрес делает корпус гитары больше, чем у большинства его предшественников. Разработанная им форма и глубина корпуса не только приятна и изящна на вид, но и прекрасно соответствует физическим размерам большинства гитаристов. Стало удобным играть сидя, опирая гитару о приподнятое левое колено. Такая посадка дала гитаристам стабильность и упростила игру на высоких позициях на грифе. Более громкие и насыщенные звуком гитары Торреса позволили расширить возможности для динамичной и экспрессивной музыки. Пропорции размера верхней части, талии и нижней части (форма восьмерки) по-прежнему наследуются почти в каждой современной классической гитаре.
Большим вкладом Торреса в искусство изготовления гитар было введение струны длиной 650 мм, что впоследствии стало эталоном. Это соответственно, повлияло на размеры и пропорции корпуса, а так же - на длину грифа.
Он улучшает и внутреннее устройство гитары. Торрес стал использовать ребра, получивших название пружин, не только для подкрепления верхней деки, но и для усиления звучания инструмента. Торрес всегда ставил семь ребер веером – одно посредине и по три – с каждой стороны.
Подставка: Подставка Торреса была ещё одним важным шагом. С 1857 года мастер стал использовать нижний порожек (косточку) на подставке, который позволял точно подстраивать высоту струн. Струны, пройдя сквозь подставку, крепятся на ней узелками.
Шейка: Это один из самых важных моментов в создании гитары. Тут должна учитываться толщина грифа, верхней деки, высота подставки. Торрес увеличил ширину шейки со стороны колковой коробки до 5 см, что облегчило игру левой рукой. Угол шейки определяет положение струны относительно ладов, и характер звука зависит от угла натяжения струны относительно верхней деки. Гриф стал более широким и чуть более выпуклым по отношению к плоскости деки. Он продолжается вплоть до резонаторного отверстия, совпадающего с 12 ладом.
Материалы: Торрес уделяет особое внимание выбору древесины для верхней деки, но не слишком озабочен выбором материала для косметических элементов. Кроме того, он использовал кипарис, клен, палисандр и другие породы дерева для нижней деки и обечаек, без особых предпочтений. Сам Торрес работал со слишком тонкой древесиной. Это делало гитару более живой, но, возможно, более хрупкой.
Однажды Торрес заявил, что не может обучить своим секретам других, потому что все дело в том ощущении, которое он испытывает, когда прощупывает верхнюю деку, сжимая ее большим и указательным пальцами. Оно-то и подсказывало ему, будет ли звучание красивым, качественным и громким.
Торрес умер в ноябре 1892 года, оставив нам после себя замечательный музыкальный инструмент.
Послушайте как сегодня звучит испанская гитара и, возможно, вы захотите танцевать фламенко. Попробуйте, вам понравится! Ведь этот зажигательный танец огня никого не может оставить равнодушным!
Снежный всадник
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Лиса Лариска и белка Ленка
Рисуем акварельное мороженое
Прекрасная арфа
Комментарии
Интересный материал для тех,
Интересный материал для тех, кто увлекается игрой на гитаре. И я согласна с тем, что если послушать звуки испанской гитары, то возникают образы танца фламенко, и хочется его станцевать.
Мне тоже нравится гитара.
Мне тоже нравится гитара. Волшебные и сентиментальные звуки. Спасибо за интересные факты!!!
Спасибо за материал, очень
Спасибо за материал, очень интересно и познавательно!